Рама и кузов тепловоза
На раме тепловоза размещено все его оборудование. Рама сварная, рассчитанная на восприятие продольных, тяговых, ударных и сжимающих сил, а также вертикальных усилий от массы установленного на ней и подвешенного снизу оборудования (рис. 2.1).
Основными элементами рамы являются две продольные хребтовые двутавровые балки и два обносных швеллера. Хребтовые балки связаны между собой по концам литыми стяжными ящиками, а в промежутке между ними — поперечными листами с фасонными вырезами. Обносные швеллеры скреплены с хребтовыми балками поперечными приварными кронштейнами. Для увеличения жесткости к верхним и нижним полкам хребтовых балок приварены усиливающие накладки. В средней части рамы с обеих сторон установлены отсеки 4 для размещения аккумуляторной батареи. Сверху рама закрыта настильными листами. Настильные листы имеют различные вырезы для установки и размещения оборудования и механизмов тепловоза.
Рис.2.1. Рама тепловоза:
1 — кронштейн для подъема тепловоза; 2 — опоры рамы; 3 — шкворень; 4 — отсеки аккумуляторных батарей; 5, 7 — вырезы для пропуска брезентовых рукавов охлаждения тяговых электродвигателей; 6 — вырез для поддона редуктора; 8 — вырез для сливной трубы; 9 — хребтовая балка; 10 — обиосной
На тепловозе применен составной разъемный кузов (рис. 2). Основой кузова является каркас, к которому с наружной стороны приварены стальные листы, а с внутренней прикреплен листовой обшивочный картон. Кузов состоит из кабины, съемных частей над дизелем и холодильником. Съемная часть кузова над дизелем по торцам окантована швеллерами, которые соединены с кабиной и кузовом над холодильником болтами, а с нижней несъемной частью винтами.
Над дизелем, генератором, аккумуляторными батареями, компрессором и двухмашинным агрегатом в крыше кузова сделаны люки для ремонта и выемки оборудования. Естественный приток воздуха в машинное помещение осуществляется через проемы, сделанные в передней части кузова на правой и левой стенках. Проемы закрыты жалюзи. Для принудительной вентиляции кузова в задней части кузова с правой стороны установлен вентилятор с электрическим приводом.
Рис. 2.2. Кузов тепловоза: 1 — буферные фонари; 2 — дверцы песочниц; 3 — указатель серии и номера тепловоза; 4 — прожектор; 5,9 — жалюзи отверстий для естественной вентиляции кузова; 6, 10 — вертикальные стыковые накладки; 7—жалюзи всасывающих каналов воздуходувки; 8— окна; // — верхние жалюзи холодильника; 12 — боковые жалюзи холодильника; 13 — межсекционное суфле; 14, 17—фильтры всасывающих каналов вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей; 15 — жалюзи вентиляционных аккумуляторных отсеков; 18 — скобы
Тележка
Тепловоз ТЭЗ опирается на две трехосные тележки (рис. 3). Тележка состоит из рамы, опорно-возвращающего устройства, рессорного подвешивания, тормоза, колесных пар с буксами и тяговыми двигателями.
База тележки, т.е. расстояние между центрами крайних колесных пар, равна 4200 мм.
Рама. Рама тележки сварена из листовой стали. Боковина рамы (рис. 4) коробчатого сечения. В боковину вварены стальные литые буксовые челюсти, которые снизу стянуты струнками. Концевая буксовая челюсть отлита за одно целое с гнездом для концевой пружины рессорного подвешивания. К обработанной поверхности задней части концевой челюсти прикреплена концевая балка, выполненная из швеллера. К балке приварены по концам планки, через которые проходят специальные при зонные болты, крепящие балку к челюсти.
Для восприятия горизонтальных усилий, действующих между кузовом и тележкой, служит литая шкворневая балка 3, опирающаяся своими фланцами на междурамные крепления. В середине шкворневой балки имеется гнездо для шкворня кузова, в которое вставлена втулка 13, приваренная к балке. В средней части тележки к боковинам рамы приварены кронштейны 6 тормозных цилиндров.
Рис. 2.3 Трехосная тележка
1-рама, 2-опорно-возваращающее устройство, 3-система рессорного подвешивания, 4-тормозная система
Рис.2.4. Рама тележки:
1 — боковина рамы; 2, 7— кронштейны поперечных балок; 3—шкворневая балка; 4 — скоба направляющая; 5 — угольник; 6 — кронштейн для крепления тормозного цилиндра; 8 — опоры рессооы; 9 — бонка; 10-втулка
Кабина машиниста
Кабина машиниста предназначена для размещения бригады, а также приборов и оборудования, необходимых для управления тепловозом и поездом. Кабина выполнена удобной для обслуживающего персонала и соответствующей требованиям безопасной работы.
Внешне кабина имеет красивые очертания с учетом требований аэродинамики. На лобовой части по вертикальной оси симметрии расположен прожектор, прикреплены четыре стальные полосы, покрытые дневной флюоресцирующей эмалью марки АС-554 общей площадью более 1,2 м2, предусмотрены поручни, ступеньки, а также ниши для ног, позволяющие обслуживающему персоналу заправлять песком передние бункера через горловиныи ухаживать за лобовой частью тепловоза. На лобовой части также имеются жалюзи для всасывающего канала отопительно-вентиляционного агрегата и эмалированный накладной номертепловоза. Внутренние размеры кабины и размещенное оборудование обеспечивают одновременное присутствие машиниста, помощника машиниста и машиниста-инструктора. Имеются два удобных кресла для машиниста и его помощника и ниши для ног. На задней стенке закреплено откидное сиденье для машиниста-инструктора.
Рис 2.3. Кабина машиниста
1 — лобовое окно, 2 — горловина песочного бункера, 3 — поручень, 4 — прожектор, 5 — жалюзи всасывающего канала, 6 - накладной номер тепловоза, 7 — ниша для ног, 8 — полоса, 9 — пол кабины,10 — боковое окно, 11 — дверь
Окна кабины обеспечивают видимость пути следования, путевых сигналов, соседних путей и состава. В лобовых окнах вставлены безосколочные многослойные повышенной прочности стекла толщиной 15 мм. На лобовых стеклах снаружи установлены стеклоочистители и устройства для обмыва стекол. Изнутри по всей ширине окна установлены шторки, регулируемые по высоте, защищающие лицо от солнечных лучей. При необходимости лобовые стекла могут обогреваться теплым воздухом от отопительно-вентиляционного агрегата.
Колесные пары
Колесные пары тепловоза воспринимают и передают на рельсы массу кузова и тележек со всем оборудованием, а также собственную массу с деталями, смонтированными непосредственно на колесных парах (неподрессоренную). При движении тепловоза каждая колесная пара, взаимодействуя с рельсовой колеей, воспринимает удары от неровностей пути и направляющие силы и в свою очередь сама жестко воздействует на путь. Кроме того, колесной парой передается вращающий момент тягового электродвигателя, а в месте контакта колес с рельсами реализуется сила тяги и торможения. Значение и характер воздействия статических и динамических сил зависят от условий движения и состояния рельсового пути, конструкции и параметров ходовой экипажной чести тепловоза.
От состояния колесной пары зависит безопасность движения поездов, поэтому к выбору материала, изготовлению отдельных элементов и формированию колесной пары предъявляются особые требования. В условиях эксплуатации за состоянием колесных пар необходим тщательный уход, своевременные осмотры и ремонт.
Рис 2.4. .Колесная пара.
1— ось, 2 — колесный центр, 3 — зубчатое колесо, 4 — бандажное кольцо, 5 — бандаж
Ось колесной пары изготовлена из осевой стали. На поверхности оси различают: буксовые шейкидля установки подшипников букс; предподступичные части, служащие для установки лабиринтных колец уплотнения букс подступичные части В, на которые напрессовывают колесные центры и зубчатое колесо; шейки моторно-осевых подшипников и среднюю часть. Все переходы с одного диаметра оси на другой выполнены плавными переходными галтелями радиусом 20—60 мм. Все наружные поверхности оси упрочняют накаткой стальными роликами. Глубина упрочненного слоя после накатки достигает 6—7 мм, поверхностная твердость металла повышается на 25—30 %. На концах оси выполнены: кольцевая канавка для установки стопорного кольца, предохраняющего внутреннее кольцо роликового буксового подшипника от сползания с шейки; проточка, на которую напрессовывают кольцо подшипника типа 8320 осевого упора буксы. В торцах оси выполнены центровые отверстия, позволяющие в процессе эксплуатации производить обточку колес для восстановления профиля бандажей колесных пар и устанавливать вкладыши-втулки привода скоростемера.
Зубчатое колесо тягового привода насажено на ось в нагретом состоянии до температуры ступицы не более 170 °С с натягом 0,16—0,22 мм.