Позиции ног и рук в классическом танце
Основные позиции ног в классическом танце:
Во всех этих позициях подразумевается, что опора приходится на обе ноги равномерно.
I II III IV V
I позиция – ступни, соприкасаясь пятками, развернуты носками наружу, образуя прямую линию на полу (180°).
II позиция – ноги находятся на расстоянии одной ступни друг от друга, носки разведены в стороны (180°).
III позиция – пятка одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны (180°).
IV позиция – одна нога находится впереди другой на расстоянии одной ступни; носок ноги, стоящей впереди, находится напротив пятки ноги, стоящей сзади.
V позиция – ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга (пятка одной ноги соприкасается с носком другой).
Все перечисленные позиции носят название «открытые позиции». Существуют также прямые, свободные и закрытые позиции. Одной из таких является – VI – позиция.
VI – позиция – ступни находятся параллельно друг другу (пятка к пятке, носок к носку).
Полупальцы низкие высокие
Основные позиции рук в классическом танце:
В терминологии танца принято пользоваться только тремя позициями рук; все остальные положения рук являются их разновидностью, и излишне вводить для них особое название, тем более что движения рук всегда необходимо показывать, когда дело доходит до танца или до более сложного примера на уроке.
Подготовительное I позиция II позиция III позиция
положение
Подготовительное положение рук: обе руки опущены вниз, кисти направлены внутрь, близки одна к другой, но не соприкасаются, локти слегка округлены, так чтобы рука не соприкасалась и не прилегала к корпусу от локтя до плеча. Передать точно манеру держать кисть можно только наглядно, живым примером на уроке, который можно пояснить следующим образом: все пальцы сгруппированы совершенно свободно и мягки в суставах; большой палец соприкасается со средним; кисть не сломана в запястье, но продолжает общую округлую линию всей руки от плеча.
Первая позиция. Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Они должны быть несколько пригнуты, чтобы, открываясь на II позицию, могли свободно разогнуться, раскрыться на всем своем протяжении. При поднимании на I позицию рука поддерживается от плеча до локтя напряжением мускулов верхней своей части.
Вторая позиция. Руки отведены в сторону, чуть-чуть округло согнуты в локте. Следует хорошо поддерживать локоть тем же напряжением мускулов верхней части руки. Нельзя затягивать плечи назад или поднимать их. Нижняя часть руки, от локтя к кисти, удерживается на одном уровне с локтем. Кисть, которая невольно, вследствие напряжения, падает и имеет повисший вид, надо тоже поддерживать, чтобы и она участвовала в движении. Удерживая руку в таком положении во время урока, мы даем ей наилучшее воспитание для танца. Сначала она имеет вид искусственный, деланный, но результат скажется потом: о руке уже не придется заботиться, локоть никогда не будет провисать, рука будет легка, отзывчива на каждое положение корпуса, будет жива, естественна и максимально выразительна.
Третья позиция. Руки подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы. Опуская руки и заканчивая движение из III позиции через II вниз в подготовительное положение, следует это движение делать совершенно просто: рука сама придет в должное положение, достигнув своей конечной позиции внизу. Нужно тщательно избегать неправильной манеры некоторых педагогов, насаждающих «приторную» пластику: доведя руку до II позиции, они отводят ее несколько назад и при этом поворачивают кисть ладонью вниз, ломая линию. Движение оказывается разбитым, ненужно усложненным и манерным. Этот искусственный поворот кисти, который из-за скудной техники нуждается в таких украшениях.
Положение рук при arabesques особое. У руки, вытянутой вперед, так же как и у руки, отведенной в сторону, кисть раскрывается ладонью вниз — не следует слишком натягивать локоть и выдвигать плечо. Французская манера сгибать кисть наверх закрывает выражение всей фигуры, подчеркивает руки: смотрят на руки, а не на общую линию.
2. Построение урока.
Урок хореографии по форме учебных занятий.
В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать как:
• Обучающий
• Тренировочный
• Контрольный
• Показательный
Рассмотрим более подробно каждый из них:
Обучающий урок. Основная задача данного вида урока – освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Характерными особенностями обучающего урока является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к «генеральному» движению. В многолетней подготовке данный вид урока находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.
Тренировочный урок. Главная задача этого вида урока – подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня мастерства. Такой урок можно применять вместо упражнений или как отдельный вид тренировочного занятия. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений. По сравнению с обучающим уроком, тренировочный урок является более узконаправленным, сокращенным по времени, за счет уменьшения количества упражнений, проведения их серийно-поточным методом.
Контрольный урок. Задача этого урока – подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. Например, после освоения элементов классического танца можно провести «открытый урок», выставляя оценку (по пятибалльной системе) каждому участнику. Возможно проведение контрольного урока в виде конкурса.
Показательный урок. С возросшей популярностью зрелищных видов хореографии, большим количеством показательных выступлений появилась необходимость в показательном уроке. Главное в таком уроке (импровизация или собственная постановка) – это зрелищность, которая будет определяться оригинальностью подобранных движений и выбором темы, сменой темпа, характера движений, согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством участников.
Сам урок не сразу развертывается во всем объеме: сначала экзерсис у палки, экзерсис на середине, adagio и allegro.
Дети, начинающие учиться, делают вначале только экзерсис у палки и на середине в сухой форме, без всякого варьирования. В последующем изучении вводятся простые комбинации у палки, их они повторяют и на середине. Проходят основные позы. Далее легкое adagio, без сложных комбинаций, направленное лишь на приобретение устойчивости.
Усложнение вносят позы, в которые вводится работа рук, и так постепенно мы доходим до комбинированного и сложного adagio. Все движения, описанные ниже в простейшем виде, потом проходят на полупальцах.
В заключение в комбинации adagio вводятся прыжки, которые подводят учащихся к окончательному совершенствованию.
В adagio усваиваются также повороты корпуса и головы. Начатое с самых легких движений, adagio с годами бесконечно усложняется и варьируется. В старших группах трудности вводятся одна за другой. Для исполнения этих сложных комбинаций ученики должны быть основательно подготовлены за предыдущие годы обучения: овладеть крепостью корпуса и устойчивостью, чтобы столкнувшись с новыми большими трудностями, не терять самообладания. Подобное усложненное adagio развивает поворотливость и подвижность фигуры; когда мы столкнемся в allegro с большими прыжками, нам не придется терять время на овладение корпусом.
На allegro хочется остановиться и подчеркнуть его совершенно особое значение. В нем заложена танцевальная наука, вся ее сложность и залог будущего совершенства. Весь танец построен на allegro.
Как вариации, так и большинство танцев, как сольных, так и массовых, построено на allegro; все вальсы, все коды — это allegro.
Вся предыдущая работа, до введения allegro, является подготовительной для танца. Когда подходим к allegro, то тут-то и начинаем учиться танцевать, здесь и открывается нам вся премудрость классического танца.
Когда у учащегося ноги поставлены правильно, есть уже выворотность, эластичность, развита и укреплена ступня, можно приступить к прохождению allegro. Начинают прыжки с изучения temps leve, которые делаются толчком от пола двумя ногами на I, II и V позициях, затем changement de pied и, наконец, echappe, — для облегчения их в начале проделывают у палки, повернувшись к ней лицом и держась обеими руками.
Следующим прыжком берут обычно довольно сложное по своей структуре assemble — эта традиция имеет глубокие и веские основания.
Assemble заставляет сразу правильно брать в работу все мышцы. Начинающему нелегко его усвоить, нужно внимательно контролировать каждый момент движения. Ученик, научившийся правильно делать assemble, не только выучивается этому pas, но приобретает фундамент для исполнения и других pas allegro, — они покажутся ему легче и не будет соблазна делать их распущенно, если правильная постановка корпуса была усвоена с самого начального pas и вошла в привычку.
Намного легче было бы научить ребенка делать, например, balance, но как внушить ему при этом правильную манеру держать корпус, управлять мышцами? Невольно, вследствие легкости этого pas, ноги распускаются, расслабляются, и не приобретается выворотности assemble. Заложенные в assemble трудности приводят сразу к намеченной цели.
После assemble можно перейти на glissade, jete, pas de basque, balance, последнее желательно не вводить, пока мышцы недостаточно разработаны в основных прыжках и не дано прыжку правильной основы.
Затем, умея делать jete, не страшно перейти вообще к прыжкам на одну ногу (когда другая нога остается после прыжка sur le cou-de-pied или открывается), как, например, sissonne ouverte. Попутно можно проходить pas de bourree, хотя оно делается и без отделения от земли, но нужно, чтобы в нем чувствовались твердо поставленные ноги.
В этой стадии развития исполнителям можно уже давать какой-нибудь легкий танец.
В старших группах изучают наиболее трудные прыжки с задержкой в воздухе, например saut de basque (со де баск). Из них самый трудный — cabriole (кабриоль) — завершает изучение allegro.
В старших группах, когда урок все более и более усложняется, все pas можно проделывать en tournant, с поворотами. Начиная от простых battements tendus до всех сложных pas adagio и allegro — все проделывается en tournant, давая более трудную работу уже развитым и сильным мускулам.
Надо быть очень чутким к условиям работы, чтобы не обратить пользу урока во вред. В зависимости от потребностей постановки, исполнители иногда делают на сцене то, что в классе еще не усвоили, что выше программы данного года обучения. Сцена предъявляет требования к исполнению, и их можно удовлетворять без вреда для учеников, если и тут педагог проявит чуткость и знание своих воспитанников: что трудно для одного в данной группе, то другому вполне может быть по силам. Если проводить практику на сцене сухо, по программе, этим можно затормозить художественное развитие и становление индивидуальности талантливых исполнителей.
Ввиду изложенного, не надо давать твердые схемы уроков, ведь это дело, требующее абсолютной индивидуализации и учета многих обстоятельств.
Ежеурочный экзерсис с первого года учения и до окончания деятельности на сцене складывается из одних и тех же pas. Правда, к концу первого года ученик не делает еще экзерсис полностью, но и самый маленький ребенок, начинающий учиться, проделывает уже те движения, которые впоследствии войдут в полный экзерсис танцовщика.