Вычисление периода в Семь с половиной лет
В джьотише для расчётов используется исключительно сидерический, или звёздный, зодиак, тогда как большинство систем западной астрологии основано на тропическом зодиаке. Точкой отсчёта в тропическом зодиаке служит точка, в которой Солнце находится вдень весеннего равноденствия, когда продолжительность дня в точности совпадает с продолжительностью ночи. Эта точка принимается за начало знака Овна. Из-за явления прецессии земной оси происходит смещение точек весеннего и осеннего равноденствий — Солнце в своём видимом движении относительно Земли ежегодно возвращается в точку весеннего равноденствия немного раньше, чем оно завершает свой полный оборот относительно звёзд. Таким образом, в тропическом зодиаке знак Овна, а вместе с ним и другие знаки, постепенно смещаются относительно звёзд.
В сидерическом зодиаке точка 0° Овна считается фиксированной, неподвижной: она не меняет своего положения относительно звёзд, невзирая на смещение равноденствий. С точки зрения звёздного зодиака знаки зодиака и созвездия, по имени которых они называются, всегда неизменны. Когда в сидерическом зодиаке Луна находится в знаке Овна, то на небе она пребывает в созвездии Овна в любую эру. В системе же тропического зодиака Луна, находящаяся в знаке Овна, не обязательно должна оказаться на небе в одноимённом созвездии. В современную эпоху она может располагаться в созвездии Овна или Рыб; три тысячи лет назад она могла находиться в созвездии Тельца, шесть тысяч лет назад — в созвездии Близнецов, и так далее.
Так как в вопросе о том, в каком году эти два зодиака совпали в последний раз, единого мнения не существует, то нет согласия и по поводу точной величины расхождения — так называемой айянамшы. Чтобы определить долготу планеты в сидерическом зодиаке, следует вычесть величину айянамшы из долготы планеты в тропическом зодиаке (долгота — положение планеты в зодиакальном круге). Чаще всего при расчётах в джьотише применяется айянамша Лахири. В таблице № 1 приводятся приблизительные значения айянамшы с периодом в десять лет, с помощью которых вы сможете определить положение вашей Луны в сидерическом зодиаке. Айя-намшу для промежуточных годов можно рассчитать с помощью простой интерполяции.
Таблица №1
Год | Айянамша |
22°28' | |
22°36' | |
22°45' | |
22°53' | |
23°01' | |
23°10' | |
23° 18' | |
23°26' | |
23°35' | |
23°43' | |
23°5Г |
ПРИМЕР: если вы родились в 1958 году, то 8/10 разницы между значениями айянамшы на 1950-й и 1960-й годы следует прибавить к значению айянамшы на 1950 год. Разница составляет 18'—10' = 8'; 8'х0,8 = 6,4'; следовательно, айянамша для 1958 года составляет приблизительно 23° 16'.
Теперь взгляните на положение Луны в своём гороскопе, рассчитанном по системе тропического зодиака. Каждый знак охватывает дугу в 30° и положение Луны внутри знака (зодиакальная долгота) может принимать значения от 0° до 30°. Правило таково: если зодиакальная долгота вашей Луны превышает значение айянамшы, то в сидерическом зодиаке Луна находится в созвездии того же имени, которое носит её знак в тропическом зодиаке. Если же долгота Луны меньше значения айянамшы, то в сидерическом зодиаке Луна находится в предыдущем созвездии.
Вернёмся к нашему примеру. Если зодиакальная долгота вашей Луны больше, чем 23° 16', это значит, что в сидерическом зодиаке Луна располагается в созвездии с тем же названием, что и её знак в тропическом зодиаке. Если же её долгота меньше, чем 23° 16', то в сидерическом зодиаке она находится в предыдущем созвездии.
Так, предположим, что в тропическом зодиаке ваша Луна находится в 27°32' Весов. Поскольку 27°32' больше, чем 23° 16', значит, в сидерическом зодиаке Луна расположена в одноимённом созвездии — созвездии Весов. Но если в тропическом зодиаке она находится, к примеру, в 07°22' Весов, или в 15°59' Весов, или даже в 23° 15' этого же знака, тогда в сидерическом зодиаке она попадёт в созвездие, расположенное непосредственно перед Весами, — то есть в созвездие Девы.
Определив местоположение своей Луны в сидерическом зодиаке, вы будете знать, что ваш следующий период в Семь с половиной лет начнётся, как только Сатурн вступит в созвездие, непосредственно предшествующее тому созвездию, в котором находится ваша Луна. Если, к примеру, она находится в созвездии Весов, то период в Семь с половиной лет в вашей жизни будет наступать всякий раз, когда Сатурн будет вступать в созвездие Девы, и оканчиваться всякий раз, когда Сатурн будет выходить из созвездия Скорпиона. В таблице №2 приведены даты вступления Сатурна в различные созвездия сидерического зодиака на период примерно в тридцать лет — с 1996-го по 2025 год. В расчётах использовалась айянамша Лахири.
Таблица №2
Созвездие | Даты вступления Сатурна |
Рыбы | 16 февраля 1996 |
Овен | 17 апреля 1998 |
Телец | 6 июня 2000 |
Близнецы | 7 апреля 2003 |
Рак | 25 мая 2005 |
Лев | 16 июля 2007 |
Дева | 10 сентября 2009 |
Весы | 5 августа 2012 |
Скорпион | 2 ноября 2014 |
Стрелец | 26 октября 2017 |
Козерог | 24 января 2020 |
Водолей | 17 января 2023 |
Рыбы | 29 марта 2025 |
Эти даты приведены в расчёте на жителей центрального (нулевого) часового пояса. Жители других часовых поясов должны принять к сведению, что вхождение Сатурна в то или иное созвездие может состояться для них на день раньше или на день позже. Точное время вступления Сатурна в интересующий вас знак можно установить по эфемеридам (астрологическим таблицам).
Обратите внимание, что на рассматриваемый тридцатилетний период выпадает четыре особых случая, когда Сатурн окончательно входит в очередное созвездие не сразу. Пробыв в нём несколько месяцев, он отступает обратно в ретроградном движении, после чего возвращается.
22 июля 2002 года Сатурн вступает в созвездие Близнецов. 7 января 2003 года он возвращается в созвездие Тельца, а 7 апреля 2003 года снова входит в созвездие Близнецов.
5 сентября 2004 года Сатурн вступает в созвездие Рака. 12 января 2005 года он возвращается в предшествующее созвездие — Близнецы, а 25 мая 2005 года вновь входит в созвездие Рака.
15 ноября 2011 года Сатурн входит в созвездие Весов. 14 мая 2012 года он возвращается в созвездие Девы, а 5 августа 2012 года вновь вступает в созвездие Весов.
26 января 2017 года Сатурн входит в созвездие Стрельца. 19 июня 2017 года он возвращается в созвездие Скорпиона, чтобы 26 октября 2017 года снова войти в созвездие Стрельца.
Строго говоря, период в Семь с половиной лет начинается с того дня, когда Сатурн вступает в созвездие, предшествующее созвездию вашей Луны, окончательно и бесповоротно. В приведённых выше примерах он сначала вступает в это созвездие временно — словно предупреждая о том, что с его окончательным вхождением в жизни человека начнётся нелёгкий период.
В чём конкретно проявится влияние Сатурна на вашу жизнь в этот период в Семь с половиной лет, будет зависеть от состояния и положения всех планет в вашем гороскопе, но в первую очередь от качеств того созвездия, в котором находится ваша Луна. Согласно одной из школ, наиболее тяжёлые происшествия случаются во время периодов, перечисленных в таблице №3:
Таблица №3
Если Луна в момент вашего рождения пребывает всозвездии: | Наиболее тяжёлый для вас период жизниприходится на время, когда Сатурн пребывает в созвездии: | |
Овна | Овна | |
Тельца | Овна | |
Близнецов | Рака | |
Рака | Рака или Льва | |
Льва | Рака или Льва | |
Девы | Льва | |
Весов | Скорпиона | |
Скорпиона | Скорпиона или Стрельца | |
Стрельца | Всё в жизни хорошо или плохо | |
Козерога | Стрельца или Козерога | |
Водолея | Козерога | |
Рыб | Водолея |
Однако следует помнить, что это — лишь общее правило, и чтобы предсказать, чем именно обёрнутся для вас эти Семь с половиной лет, необходимо рассмотреть ваш гороскоп в целом.
Библиография
Aiyer, V.A.K. (translator), Simhasana Dwatrimsika (Thirty-Two Tales of the Throne), 6th edition, Bharariya Vidya Bhavan, Bombay, 1988
Alper, Harvey R ed. Understanding Mantra, SUNY Press, Albany, 1989) Bhat, Prof M. Ramakrishna, BrhatSamhita, Motilal Banarsidas, Delhi, 1981
Bhishagratna, Kaviraj Kunjaiai, trans, and ed.. The Sushruta Samhita, three vols. Chowkhambha Sanskrit Series Office, Varanasi, 1991
Bonazzoli, Giorgio, «Seduction Stories in the Brahmavaivarta Purana», Purana, Vol. XDC, No. 2. July 1977, pp. 321-341
Burgess, Rev. Ebenezer (translator), Surya Siddhanta, ed P. Gangooly, Morilal Banarsidas, Delhi. 1989
Campbell, Joseph, The Inner Reaches of Outer Space, Harper & Row, New York, 1986
Campbell, Joseph. Myths to Live By, Bantam, New York, 1972
Coburn, Thomas B» Encountering the Goddess: A Translation of the Dev-Mahatmya and a Study of its Interpretation, State University of New York Press, Albany, 1991
de Fouw, Hart and Svoboda, Robert, Light on Life: An Introduction to Indian Astrology, London, Penguin, 1996
de Santillana, Giorgio and von Dechend, Hertha, Hamlet's Mill, David R. Godine, Boston, 1977
Dossey, Lany, Healing Words, Harper Collins, New York. 1993
Eck, Diana L, Darsan; Seeing the Divine Image in India, 2nd edition, Chambersburg, PA, Anima Books, 1985
Eliade, Mircea, The Sacred and the Profane: The Nature of Religion, Harcourt Brace Jovanovich, New York, 1987
Erndl, Kathleen M., Victory to the Mother, Oxford University Press, New York, 1993.
Ghosh, Ekendranath, Studies on Rigvedic Deities: Astronomical and Meteorological, Cosmo, New Delhi, 1983
Gonda, Jan, Change and Continuity in Indian Religion, Munshirani Manoharlal, New Delhi, (date unknown)
Graham, William A., Beyond the Written Word: Oral Aspects of Scripture In the History of Religion, Cambridge University Press, New York, 1987
Graves, Robert, The White Goddess, Noonday Press, New York, amended and enlarged edition, 1966
Greene, Liz, Saturn: A New Look at an Old Devil, Samuel Weiser, York Beach, ME, 1976
Guenon, Rene, Introduction to the Study of Hindu Doctrines, Munshiram Manorharlal, New Delhi, 1993
Gupta, Sanjukta and Gombrich, Richard, «Kings, Power and the Goddess», South Asia Research, Vol. 6, No. 2, November 1986
Harrner, Willy, «The Pseudoplanetary Nodes of the Moon's Orbit in Hindu and Islamic Iconographies», Ars Islamica, 1938, vol. 5, pp. 113-154
Kapoor, G.S. (translator), Phaladeeplka, Ranjan, Delhi, 1991
Krupp, ^.G., Beyond the Blue Horizon, HarperCollins, New York, 1991
Knipe, David, «Softening the Cruelty of God: Folklore, Ritual, and the Planet Sani (Saturn) in Southeast India», in Syllables of Sky: Studies in South Indian Civilization, ed. David Shulman, Oxford University Press, forthcoming
Swami Madhavananda (translator). The Brhadaranyaka Upanlshad, Advaita Ashrama, Calcutta, 6th edition, not dated
Moore, Thomas, The Planets Within: The Astrological Psychology of Marslllo Flcino, Lindisfarne Press, Great Harrington, MA, 1990 Edition
Mukherji, Kali Nath, Popular Hindu Astronomy, reprinted by Nirmal Mukherjea, Calcutta, 1969
O'Flaherty, Wendy Doniger, Asceticism and Eroticism In the Mythology of Siva, Oxford University Press, London, 1973
CPIaherty, Wendy Doniger, Hindu Myths, Penguin, London, 1975
Pandey, Ramchandra, «Elements of Astrology in the Vamana Purana», Purana, Vol XII, No. 1, pp. 65-81, January 1970
Raghunathan, N. (translator), Srlmad Bhagavata, Vighneswara Publishing House, Madras, 1976
Ramanujan, A. K, «Two Realms of Kannada Folklore», from Another Harmony: New E^ssays on the Folklore of India, eds. Blackburn and Ramanujan, University of California Press, Berkeley, 1986
Ramanujan, A. К (editor). Folktales from India: A Selection of Oral Tales from Twenty-two Languages, Viking India, New Delhi, 1991
Rushdi, Salman, Haroun and the Sea of Stories, Granta, Cambridge, 1990.
Santhanarn, R. (translator), Brihat Parashara Hora Shastra of Maharishi Parasara, Ranjan, Delhi. Vol. I 1984, Vol. II 1988
Santhanarn, R. (translator), Saravali ofKalyana Verma, Ranjan, Delhi, 2 vols, 1983
Saraswathy, K.N. and Ardhanareeswaran, В., Navagrahas or Nine Planets, Kadalangudi House, Madras, 1978
Shah, Idries (collector). World Tales, Harcourt Brace Jovanovich, New York, 1979
Somadeva, Vetala Panchavimshati, anonymous translator, Bharatiya Vidya Bhavan, Bombay, 1964
Subramanya Sastri, V., Jataka Parijata, Ranjan Publications, New Delhi, not dated
Swami Tapasananda (translator), Srimad Bhagavata, Sri Ramakrishna Math, Madras, 1980
Swami Tapasyananda (translator), Valmiki Ramayana: Sundara Kanda, Sri Ramakrishna Math, Madras, 1983
Thompson, Richard L., Vedic Cosmography and Astronomy, Bhaktivedanta Book Trust, Los Angeles, 1989
Van Buitenen, J.A.B., «Dharma and Moksa», Philosophy East and West, Vol VII, Nos. 1&2, April, July 1957.33-40
Van Buitenen, J.A.B. (translator). Tales of Ancient India, Bantam, New York, 1961
Wintemitz, M., History of Indian Literature, Vol I, tr. Mrs. S. Ketkar, Russell & Russell, New York, reprinted 1971
Словарь имён и терминов
АВАТАРА — воплощение божества (в частности — воплощение Вишну).
АГНИ — бог огня; по одному из вариантов — отец Картикеи.
АДИТИ — «Непрерывная, Безграничная»; мать дэвов.
АДИТЬЯ — один из двенадцати солнечных божеств, сыновей Адити.
АКРУРА — один из родственников Шри Кришны.
АЛОЛИКА — дочь купца из Тамалинды, чьё ожерелье проглотил нарисованный на картине лебедь. Позже она стала женой царя Викрамы.
АМРИТА — нектар бессмертия, иногда отождествляемый с Сомом.
АНГАРАКА — планета Марс, названная так потому, что она светится, словно раскалённые угли (ангара).
АНГИРАС — риши, который появился на свет из раскалённых углей (ангара), на которые упало семя Брахмы; отец планеты Юпитер.
АНДХАКА — «Темнота»; демон, который возник в тот момент, когда Парвати, играя, закрыла глаза Шивы.
АННАПУРНА — Парвати (супруга Шивы) в воплощении богини пищи; центр её культа — Бенарес.
АНУБХАВА — опыт.
АНУГРАХА — благоволение Бога, милость Божья (буквально — «захватывающий в погоне»).
АНУ — сын Яяти.
АПСАРА — небесная танцовщица из свиты бога Индры; апсары славились несравненной красотой.
АРДЖУНА — один из пяти братьев Пандавов, ближайший из друзей Шри Кришны среди людей. Он жил много позже Картавирьи Арджуны — могущественного царя, который некогда с лёгкостью победил в поединке Равану, а после сам пал от руки Парашурамы.
АРЬЯМАН — один из адитьев,
АСУР — племя небожителей, иногда именуемых «самовлюблёнными богами». Асуры постоянно соперничают с дэвами в борьбе за власть над Вселенной.
АХАЛЬЯ — жена муни Гаутамы.
АХЛАХ — конь, верхом на котором царь Викрама был унесён из Уджаини.
АШВИНЫ — братья-близнецы, сыновья адитьи Вивасвата, божественные целители, врачевавшие недуги дэвов.
АЮРВЕДА — индийская традиционная медицина.
БАЛА-ГРАХИ — эфирные сущности, которые могут «овладеть» восприимчивым ребёнком.
БАЛИ — (буквально — «жертвоприношение»); царь асуров, внук Прахлады. Бали подарил Вселенную Вишну, воплотившемуся в облике карлика Ваманы.
БЕНАРЕС (также известный под названиями Каши и Варанаси) — го род, который непрерывно оставался населённым дольше, чем любой из городов на Земле. Это один из самых святых городов Индии, священный город Шивы и, согласно традиционным представлениям, самое подходящее место для того, чтобы умереть и перейти в мир иной.
БРАХМАН — в наше время: член индийской жреческой касты; первоначально так независимо от касты называли тех, кто на личном опыте познал Абсолютную Реальность.
БРАХМАРАКШАС — беспокойный, несчастный дух, который во время своей земной жизни недостойно обращался с брахманами.
БРАХМА — Творец Вселенной.
БРИХАСПАТИ — ведическое божество, которое отождествляется с планетой Юпитер.
БХАГА — один из адитьев.
БХАРАДВАДЖА — провидец, сын Юпитера от Маматы. При этом Юпитер сошёлся с Маматой, когда та уже была беременна от его брата Утхьи.
БХАРАТА — сын Душьянты и Шакунталы, который усыновил Бхарадваджу. В его честь Индия получила своё старинное название — Бхаратварша.
БХРИГУ — риши, сын Брахмы, отец планеты Венеры и предок Парашурамы.
БХУТЫ — (буквально «бывшие») злые духи мёртвых и пагубные мыслеформы.
ВАЙБХАВА — слава, триумф, великолепие.
ВАЙВАСВАТ — ману, сын Вивасвата, отец Илы-Судьюмна.
ВАЙКУНТХА — рай бога Вишну.
ВАМАНА — пятая аватара (воплощение) Вишну, божественный карлик, который упросил царя Бали вернуть Вселенную дэвам.
ВАРУИА — один из адитьев, владыка вод.
BACИШTXA — один из Семи Риши.
ВАСУДЕВА — земной отец Шри Кришны. Сам Шри Кришна также иногда именуется Васудевой.
ВАСУКИ — великий змей, помогавший взбивать Океан Молока.
ВЕДЫ — четыре древние священные книги, вобравшие в себя живую мудрость.
ВИВАСВАТ — «Блестящий», «Сверкающий», один из адитьев, отец Вайвасвата, Ямы, Ями и близнецов Ашвинов от своей жены Санджни. От тени своей жены Чайи он имел троих детей — Сатурна, Са-варни и Тапати.
ВИГРАХА — иконографический образ, «форма, которая позволяет разуму ухватить природу Бога». Все лики Бога — виграхи.
ВИДХАТА — один из адитьев, а также имя бога Судьбы.
ВИДЬЯ — собрание живой мудрости, составляющее отдельный предмет или дисциплину (такой, например, как аюрведа или джьотиш) и воплощённое в образе богини.
ВИКРАМАДИТЬЯ — «Обладающий доблестью Солнца», либо как «Солнце храбрости» или «Солнце великих деяний». Краткая форма имени — Викрама.
ВИРАБХАДРА — (Вира — «герой», бхадра — «счастье, удача, благо»). Он был сотворён богом Шивой с целью расстроить обряд жертвоприношения, который собирался совершить тесть Шивы Дакша. Позже Вирабхадра в земном мире превратился в жар и лихорадку.
ВИРЫ — «героические духи», которые служили царю Викраме в некоторых вариантах легенды.
ВИШВАМИТРА — могущественный риши, соперник Васиштхи, отец Шакунталы.
ВИШВАРУПА — сын небесного зодчего Тваштара и его жены Рачаны, одно время был гуру бога Индры, пока тот не убил его в припадке гнева.
ВИШВАЧИ — апсара, красота которой околдовала юного Венеру.
ВИШНУ — Хранитель Вселенной, который в суровые для праведности и справедливости времена нисходит на землю в виде аватар и восстанавливает миропорядок.
ВРАТА-КАТХА — священные сказания, которые читаются во время обряда, посвящённого исполнению обета.
ВРИТРА — гигантский демон, сотворённый Тваштаром с целью отомстить за смерть своего сына Вишварупы.
ВРИШАПАРВАН — царь асуров, отец Шармиштхи.
ГАНГА — на Земле — священная река, протекающая через Бенарес; на небе — Млечный Путь; в теле человека — садхака — эфирный канал (нади), по которому течёт жизненная сила (прана), согревающая тело и разум.
ГАНДХАРВА — небесный музыкант.
ГАНЕША — весёлый, добродушный бог с головой слона, избавляющий от трудностей и невзгод; сын Парвати.
ГАРУДА — ездовой орёл бога Вишну.
ГАУТАМА — муни, проклявший Индру, за то, что тот совратил его жену Ахалью. В результате этого проклятия тело Индры покрылось тысячью влагалищ.
ГРАХА — «захватчик»; в джьотише — одна из могущественных астральных сил, обитающих в материальных оболочках небесных тел.
ГУРУ — духовный наставник. Почтительные формы обращения к гуру — Гуру Махарадж и Гуруджи.
ДАЙЯ — сочувствие, сострадание.
ДАКША — прародитель множества живых существ, отец Сати. Проклял своего зятя Луну, наслав на него чахотку. Был убит Вирабхадрой.
ДАМАЯНТИ — жена Наля, с которым она была надолго разлучена.
ДАРШАН — слово, имеющее два основных значения: «философия», «лицезрение». Посещая индийский храм, вы удостаиваетесь даршана божества: через созерцаемый вами образ вы приобщаетесь к одному из ликов Бога, впуская его в свою личную реальность.