Пророк Моисей на горе Синай
Беллерофонт
Битва с Химерой
Ликийский царь гостеприимно встретил посланца из Аргоса, устроил в его честь большой пир, а о письме позабыл. Лишь на следующий день прочитал он короткое послание Прета. Но уже он не мог выполнить требование Прета, ибо принял Беллерофонта как дорогого гостя. И ликийский царь — как и его родственник Прет — решил расправиться с Беллерофонтом чужими руками.
— О, Беллерофонт! — вкрадчиво сказал он. — Жителям страны нет покоя и сна от страшной Химеры, вытаптывающей поля, сжирая скот и убивающей людей. У нее львиная голова с пастью, изрыгающей пламя, тело козы, по бокам крылья, а хвост — ядовитая змея со смертельным ядом. Она — порождение двух чудовищ — Ехидны и Тифона, созданных богиней земли Геей. Победишь Химеру — получишь в жены мою младшую дочь.
Царь был уверен, что посылает юношу на верную смерть. Ведь победить чудище мог только тот, кто сумеет укротить крылатого коня богов и героев Пегаса. Но боги помнили о Беллерофонте. Они знали, что он — жертва злого заговора.
Беллерофонт двинулся в путь на поиск Химеры. И вдруг рядом ударил о землю копытом и заржал прекрасный крылатый конь Пегас. А потом сошла с Олимпа богиня Афина с золотой уздечкой в руках:
— Сумеешь приручить Пегаса — победишь Химеру, — сказала она.
Юноша был замечательным наездником. Он ловко накинул уздечку на морду Пегаса, взлетел на спину коня, и тот взмыл в воздух навстречу Химере, которая мчалась, извергая пламя. Пегас ловко увернулся от потока пламени, а храбрый воин метко проткнул козлиное туловище Химеры копьем. Чудовище пало на землю. Пламя угасло. Хвост-змея бессильно распластался на траве. С победой, верхом на Пегасе, вернулся Беллерофонт. Удивился царь и подумал: «Если бы Беллерофонт был злодеем, то он бы погиб. А ему помогли боги, и он совершил подвиг, равного которому еще не было». И выполнил свое обещание — отдал ему в жены свою дочь и сделал наследником.
Защищая свою новую родину, герой одержал несколько побед и, наверное, совершил бы с помощью богов еще немало великих подвигов,
Геракл
Немейский лев
Эврисфей настолько сильно боялся Геракла, что повеления отдавал ему не лично, а через посланника. Гераклу отнять недолго пришлось ожидать первый приказ царя. Однажды посланник от царя примчался к Гераклу и дрожащим голосом приказал ему убить ужасного немейского льва. А дрожал голос посланника потому, что он понимал, что посылает Геракла на верную гибель. Так как это был не простой лев, это было порождений Тифона и Ехиды. Ужасное существо, злобный гигант опустошал окрестные земли и пожирал все живое.
Герой взял свой лук, палицу, накинул на плечи львиную шкуру и отправился в горы искать логово страшного зверя. Долго искал он по лесам и склонам логово и вот, наконец, обнаружил его. Немейский лев днем отсыпался после своих ночных кровавых похождений. Первый выход Геракл завалил камнями, а у второго стал караулить, когда же этот зверь проснется.
Лев не заставил себя долго ждать. С сильным рыком он выскочил из пещеры. Зверь был настолько велик, что шкура, которая весела на плечах Геракла, могла показаться снятой с кошки! Но Героя не напугали ни размеры, ни ярость зверя. Он тут же запустил в него три стрелы, однако они не причинили льву никакого вреда. Немейский лев присел как снаряд бросился на Геракла. Но сверкнувши словно молнией мелькнула палица в руках героя, и удар страшной силы пришелся прямо на косматую голову. Оглушенный зверь словно дерево рухнул на землю. Геракл бросился на него и обхватив его своими могучими руками задушил чудовище. Затем взвалив тушу на свои плечи дотащил его до стен города и бросил его у ворот. Народ ликовал, радовался, а вот царя обуздал жуткий страх. Ведь он только теперь осознал, какой нечеловеческой силой обладал Геракл.
А ужасного зверя боги вознесли на небо и там превратили его в созвездие Льва.
Моисей
Пророк Моисей на горе Синай
Израильский народ, пришедший с Моисеем, был испуган величественными явлениями, сопровождающими Божественное явление: гора Синай сотрясалась, была окутана дымом и пламенем, сверкали молнии и гремел гром и голос Бога был слышен всем. Люди в страхе отошли от горы и ждали возвращения пророка. Своему брату Аарону Моисей передал полномочия решать дела и вопросы остававшихся перед горой людей.
40 дней находился Моисей на горе Божией и получил от него основной Закон – 10 Заповедей, начертанных на каменных Скрижалях. Это время показалось народу слишком долгим и они усомнились в правоте пророка. Собравшись у Аарона они потребовали показать им бога, выведшего их из Египта, и Аарон, испугавшись их необузданности, собрал золотые серьги и отлил из них золотого тельца. Моисей, спустившись со Скрижалями с горы и увидев праздненство и поклонение идолу, разгневался и разбил, данные Богом Заповеди. Моисей жестоко покарал свой народ за отступничество, убив около трех тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. И Бог смилостивился и говорил с Моисеем в скинии, и явил ему славу Свою, указав ему расселину, спрятавшись в которой пророк мог видеть Бога сзади, потому что лица Всевышнего видеть человеку нельзя.
По велению Бога Моисей сделал из камня новые скрижали, подобные первым, и снова поднялся на гору Синай. Там Господь дал ему еще законы, которые нужно было соблюдать еврейскому народу. Считается, что в книге Исход перечислены Заповеди, написанные на первых, разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз. Второй раз пророк Моисей пробыл на горе также 40 суток, без еды и питья. Когда он спускался с горы с новыми Скрижалями Завета в руках на его лице остался отпечаток сияния божественной славы, как будто бы от него исходили яркие лучи. Это заставило скептический народ поверить и принять Закон, ставший базой не только их веры, но и всего их жизненного устройства.
Десять заповедей
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в тот день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; поэтому благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Христианами:
Для христиан пророк Моисей также один из самых великих ветхозаветных пророков. Ключевым моментом является не историческое рассмотрение факта вывода израильского народа из рабства, а духовный смысл получения 10 заповедей.
Теологи трактуют фигуру святого пророка Моисея как Ветхозаветный прообраз Иисуса Христа: как через пророка Моисея был дан людям Ветхий Завет, так через Христа – Новый Завет; как Моисей вывел израильтян из рабства к Земле Обетованной, так Сын Божий помогает человечеству освободиться от греха и достичь Царства Небесного.
В Новом Завете пророк Моисей и пророк Илия (также получивший свое первое Божественное откровение на горе Синай) являются ученикам Христа во время Преображения на горе Фавор.
Русская Православная церковь отмечает день памяти пророка Моисея 17 сентября (по новому стилю.)
Достаточно богата иконография пророка Моисея. Это связано с давностью традиции почитания этого святого. Образ пророка Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.
Промтей
Создание людей
Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием[7]; в более детализированной версии, изложенной Проперцием — вылепил людей из глины[8], смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней[9]. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди[10]. В этой долине побывал Фрэзер и видел на ее дне красноватую землю[11].
Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы[12]. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости[13]. Прометей первым убил быка[14]. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой[15].
[править]Похищение огня
По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу[16]. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс)[17] и показал людям, как его сохранять, присыпая золой[18]. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль[19].
В истолковании, он изобрёл «огневые палочки», от которых загорается огонь[20]. По другому толкованию, изучал астрономию, а также постиг причину молний[21].
[править]Наказание Прометея
За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу[18]) пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту[22]. По словам Дурида, он был наказан за то, что влюбился в Афину[23]. Некоторые писатели относили действие мифа к пещере в области паропамисадов[24].
Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или каждый третий день[25]) орёл расклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу[26]), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. По Эмпедоклу, демон, осквернивший себя, скитается вдали от блаженных 30 тысяч лет[27].
Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам[15]. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев[28]. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца[29]. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно[30].
Его жертвенник в афинской Академии[31]. Культ Прометея в Колоне[32]. Могилы Прометея показывали в Аргосе и Опунте (хотя в Аргосе изобретателем огня считали Форонея)[33]. По некоторым, он стал созвездием Коленопреклоненного[34].