О происхождении названий еврейских месяцев 5 страница

Контраст между разрушением и падением, с одной стороны, и созиданием и восстановлением, с другой, является главным в человеке, родив-шемся в этом месяце. На эту противоречивость указывает буква "нун". Негативный аспект этой буквы раскрывает сово нефила — ,,падение״, начинающееся с этой буквы. Поэтому царь Давид в своем Тегилим (N145 называемом по первым совам ашрей йошвсй беи шел а — “Счастливы сидящие в Доме твоем"), прославляющем Б-га стихами, следующими друг за другом в алфавит-ном порядке, опускает стих, начинающийся с буквы נ.

Но следующий стих, который начинается с буквы “самех״, возвращается к пропущенному, он говорит: ,,Опора Всевышний для всех падающих (нофлим)״. В этом контексте буква ״нун”, число-вое значение которой 50, означает 50 ступеней нечистоты и тот, кто опустился до самого низа, тому уже не подняться. С другой стороны, 50 может означать 50 уровней, ступеней чистоты и святости.

Основа пятидесяти уровней (или ворот) чисто-ты — это нешама (высшая часть души, которой Б-г наделил евреев). Об этом говорят буквы слова нешама: "нун״ означает 50, а шма — ,ее имя". Слово нешама означает также ״дыхание״ Дыха-ние связано с носом, органом обоняния, а обоня-ние. в свою очередь, яв яется одним из атрибутов этого месяца, как написано: "И вдохнул Он в его ноздри ж/шмат хаим (дыхание жизни), и стал человек живым” (Брейшит, 2:1). Когда кончается шабат, полагается делать гавдала ־ ־ ,,разделе-ние" между святым и будничным. Во время этого ритуала мы, среди прочего, нюхаем что-нибудь приятно пахнущее, чтобы укрепить нсшаму , которая должна выйти из сферы святой субботы и встретиться с тяжелыми буднями материаль-ной жизни. Обоняние считается наиболее нема-териальным среди всех чувств человека, находясь в связи с духовной сферой, с душой человека — нотам а. Обоняние, запах, рсах — качество месяца хешван, указывает на его выс-ший источник, руах — дух, ибо сила духа предопределяет грядущую победу или, не дай Б-г, поражение.

На связь обоняния с месяцем хешван, месяцем, когда произошел потоп во времена Ноаха, ука-зывает Тора, ибо сказано там, что спасенный Ноах принес Б-гу жертвы: "И обонял Б-г умирот-воряющее благоухание рсах' (Брейшит, 8:21). Итак, обоняние тесно связано с душой, нешама, а та. в свою очередь, с коленом месяца хешван — Менаше. Буквы этого имени образуют в ином порядке слово нешама (Бнсй Исахар, беседа о хешване).

Слово חשוץ (хешван) близко по написанию к слову חשבון (хешбон — счет, вычисление) (״вав״ и "вейт״ могут меняться, как относящиеся к одной фонетической группе). Это указание на хешван как на время, предназначенное для глубоких размышлений, для מחשבה (махшава), исток которой нешама , связанная с мозгом человека.

Элемент этого месяца — вода, она была активным началом страшного Потопа, смывшего в этом месяце все живое, что населяло земной мир.

Основная планета этого месяца — Марс, вли-яние которой определяют как качество строгого суда. Приговор Высшего суда, вынесенный миру и приведенный в исполнение в этом месяце, явился следствием греха, неправильного исполь-эования миром силы желания, страсти, которая коренится в элементе воды. Загрязнение элемен-та воды навело на них воды Потопа — это было наказание и очищение водой, проявление прин-ципа абсолютной справедливости — мера за меру, мида кэнегед мида .

Поколение Потопа, как учат наши мудрецы потенциально могло получить Тору и проник-нуть в ее глубочайшие тайны, но своей грехов-ностью они превратили благословенные воды мудрости и милосердия Торы в горькие воды греха, воды блуда, разврата. Так живая вода стала мертвой водой.

Как учит астрология, родившийся под знаком Скорпиона обладает чрезвычайно мощной эмо-циона чьностью и чувствительностью, которым соответствует сила естественного влечения. Если эти качества неверно направлены они могут привести к величайшей развращенности и пороч-ности. Но если эта сичьнейшая чувствительность направлена на познание Творца, то обладающий ею может стать настоящим евреем, большим человеком и глубоким знатоком Торы.

Главное в этом месяце — полностью прини-мать решения Всевышнего, выраженные в Торе. В этом месяце человек более всего должен сосре-доточиться на страхе Б־жьем, на понимании того, сколь велик и грозен Творец, и тогда Б-гобояз-ненность спасет его от разрушительной силы этого знака Зодиака.

Хешван, второй зимний месяц, находится в отношении комплементарности, дополнительное-ти ко второму месяцу лета, ияру. Знак ияра — Бык, Гслец; атрибут ияра — мышление, а форма служения — ира, страх, благоговейный трепет, и гвура — мужество, сосредоточенность. Здесь есть соответствие с предписанным служе-нием в хешване — трепетным принятием Б-жественного суда и ярма соблюдения Торы.

Согласно раби из Риманова, в течение долгой истории еврейского народа в этом месяце перио-дически наши враги выносили указы о лишении собственности евреев, рассеянных в их странах. Изначальной причиной всех этих указов был бунт части еврейского народа против суверени-тета династии Давида, когда многие из колен присоединились к злодею Иеровоаму, который расколол единство еврейского народа и госу-дарства и основал собственное царство Израиль под руководством колена Эфраима. В хешване Иеровоам объявил праздник для тех, кто присоединился к нему, чтобы соблазнить их и откло-нить от паломничества в Иерусалим.

Источником восстания Иеровоама была за-висть и беспричинная ненависть, те грехи, кото-рые затем привели к разрушению Второго Храма, тысячелетнему изгнанию и рассеянию евреев, продолжающемуся до сих пор. Исправление этих грехов благодаря беспричинной, бескорыстной любви приведет, с Б-жьей помощью, к возникно-вению Третьего Храма, а его освящение произой-дет в хешване.

КИСЛЕВ — СТРЕЛЕЦ

Говорится о месяце кислев в Сефер Гайецира ("Книге создания"), приписываемой праотцу на-шему Аврагаму: "Он воцарил букву самех во сне, и водрузил ей корону, и соединил одну с другой, и образовал из них в мире лук, а в году кислев, а в животном желудок, и мужское, и женское״.

Раби Цадок Гакоген (При цадик, Брейшит, Рош ходеш кислев) говорит, что слово כסלו (кислев) означает уверенность и силу, как видно из стиха: "Если б я полагался (кисли) на золото, я сказал бы чистому золоту: Опора моя" (Ийов, 31:24). (Ин-тересно отметить, что в английском языке слово, состоящее из тех же звуков. — касл — означает твердыню, крепость.) Слово כסל (кесель) этимологически связано со словом כסוי (кисуй — покрытие, защита). Ибн Эзра говорит, что слово кесель означает посох, как сказано: ,,Ибо Б-г будет твоей опорой кислеха' (Мишлей 3:26). А согласно Раши, в комментарии к цитированному стиху из Йова кесель означает надежду, упова-ние, мысль; в теле человека кесель соответствуют כליות (клайот — почки), о которых сказано "почки советуют״, а слово כליה (килйа — почка) происходит от слова כלה (кала), которое означает сильное желание. Итак, месяц кислев, в основном, предназначен для усиления веры в Б-га и утверждения надежды на оконча-тельное освобождение.

Эти значения слова кислев получают свое выражение в празднике Хануки, который начи-нают отмечать двадцать пятого кислева в память о том, как семья когенов Хасмонеев (Маккавеи), положась на Г-спода, бесстрашно, не боясь гибе-ли, подняла борьбу за соблюдение Его воли, и в результате евреи сбросили греческое иго. Их стремление к чистоте и святости осуществилось и нашло свое полное выражение в чуде горения чистого масла в Храмовой меноре: масло, кото-рого должно было хватить лишь на один день, горело восемь дней, и свет зажженной меноры не прервался.

Качества кислева — доверие, вера, крепость — присущи и букве этого месяца, букве ס, самех, она имеет форму круга, что символизирует всес-тороннюю защиту. Сходный смысл и у слова самих, от которого происходит название этой буквы оно означает опору, доказательство. Че-довеку, стремящемуся к самосовершенствованию (чтобы реализовать свое потенциальное подобие Б-гу, а для этого и создан человек, и это цель заповедей, которые Всевышний, Творец мира, повелел соблюдать всем евреям), легче достичь вышеперечисленных качеств именно в течение месяца кислев.

Астрология учит, что рожденный под знаком Стрельца уверен в себе, он оптимист и постоян-но пробивается вперед. Его надежда на будущее возбуждает в нем стремление преодолеть все препятствия, стоящие на его пути и достичь, несмотря ни на что, своей цели.

Эти качества в максимальной степени прояви-лись во время Маккавейских войн, в борьбе еврейского народа под руководством Хасмонеев против превосходящих числом и силой греко-сирийских эллинизаторов, в готовности Хасмо-неев пожертвовать своей жизнью и их надежде на победу против греческой империи и засилья ее культуры, для которой высшей ценностью было наслаждение.

Верующего еврея созвездия могут научить, какое время наиболее благоприятно для разви-тия определенных духовных качеств, соот-ветствующих влиянию каждого месяца. Значение каждого из созвездий обсуждалось нашими мудрецами в тайном учении, кабале. Звезды воздействуют на тело человека, в кото־ ром обитает душа, и душа может использовать это влияние так. как ей нужно, совершенствуя себя, ибо для этого она была послана в этот мир.

Так. человек, рожденный под знаком Стрель -ца, обладает энергией души, которая может дать ему возможность достичь высоких духовных уровней, если человек идет по путям Торы. Но если человек расходует свой духовный потенци-ал ради достижения чисто материальных целей, то его духовные силы не принесут ему счастья и духовного совершенства, а приведут к прямо противоположным результатам.

Один из примеров Стрельца, о котором гово-рят в книгах по астрологии, это знаменитый философ, еврей Барух Спиноза. Его биография — яркое свидетельство сказанного: свой значи-тельный духовный потенциал он реализовал не в соответствии с истиной, с Торой. В результате жизнь, которая прошла у него в постоянных конфликтах с общиной, так и не привела его к внутренней гармонии.

Согласно Шем Мишмуэль (в Хаей Сара), Стрелец, или Лук, как его называет еврейская традиция, символизирует силу молитвы, которая исходит из глубины сердца и достигает выси небес. Сходство с луком прозрачно: чем сильнее стрела упирается в тетиву, при том, что она направлена в небо, или, соответственно, чем ближе она к земле, тем выше в небо она взлетит.

Эта аналогия позволяет понять то, что прои-зошло во времена Хануки. Греко-сирийская им־ перия жестоко подавляла евреев, запрещая им соблюдать Тору и побуждая их ассимилировать-ся и принять греческий политеизм и идолослу-жение, но сила притеснения пробудила в душах евреев искры Б־жественного света, и Хасмонеи восстали и сбросили чуждую власть.

О луке, как символе силы молитвы, говорит Таргум Онкелоса. который, переводя благослове-ние Яакова Йосефу (Брейшит. 48:22): "...который я взял из рук эморея мечом моим и луком моим", заменяет слово ״лук" словом "молитва״.

Скрытую волю еврейского народа во времена Хасмонеев раскрывает название месяца בסלו (кислев), связанное со словами כסלים и כליות, и כליה от слова כלה, что означает также ״сильное желание״. А здесь это — потребность еврейско-го народа в святости и чистоте, которая прояви-лась в успехе восстания. К обретению этих качеств следует стремиться особенно в этот месяц А слово חנכה (ханука — новоселье, освящение) этимологически связано со словом חניך (хинух — воспитание). Настоящее воспитание раскрывает глубину души человека, ведет его к обновлению и освящению.

Но когда энергия Стрельца направлена не на духовное совершенствование, она выражается в стремлении к приключениям и рискованным предприятиям и они могут привести его к беде.

В еврейской традиции эта духовная сила реа-лизуется в законах и обычаях празднования Хануки.

Как уже говорилось, Ссфср йсцира указывает, что природу этого месяца передает состояние сна. Духовная спячка — это отрицательное выражение энергии этого месяца. В таком состо-янии и обнаружили себя евреи под властью греческой империи перед восстанием Хасмоне-ев, и тогда они восстали, и тогда пробудилась их внутренняя сущность, как сказано в Песне пес-ней (5:2): "Я сплю, но бодрствует сердце мое*'.

Об этой способности восставать от духовного сна и говорит Сефер йсцира : "Он воцарил букву самех в качестве сна". Сила поддержки и обнов-ления. символизируемая этой буквой, которая исходит из глубинного стремления человека и его уверенности в возможности, с Б־жьей по-мощью, достижения цели, превзойдут дремоту и духовную спячку.

Огонь — элемент месяца кислев — тоже выражает силу стремления вверх, соответствую-щую природе этого времени. Не случайно зажи-гание огней является центральным ритуалом Хануки.

Духовная тенденция этого месяца — поднять-ся над светским, над земным, преодолеть духов-ную неподвижность, обратиться к истокам, к изучению смысла человеческой жизни; такого мнения придерживается и астрология. Эта тен-денция достигает своего воплощения, когда не-ловек обращается к изучению Торы, когда он идет по ее путям, путям, предначертанным Б-гом.

Согласно астрологии, месяц Стрельца отно-сится к категории меняющихся месяцев, то есть времени, благоприятном для различных перемен, как и произошло в Хануку, когда еврейский народ пробудился от сна и достиг обновления.

Всего в году четыре месяца перемен, и инте-ресно, что все они в еврейском календаре отме-чены какими-то важными для народа событиями. Месяц сиван принес дарование Торы которое превратило массу рабов в святой народ, царство служителей Творца мира. Месяц элул — это месяц раскаяния, месяц, который может изме־ нить прошлое человека и дать ему новое буду-щее. В этом месяце чистота, внутренне присущая еврейскому народу, была возвращена ему после того, как он лишился ее из-за греха поклонения золотому тельцу.

И последний из меняющихся месяцев — адар. В адаре произошел переворот, народ, осужден-ный на поголовное истребление в дни Эстер и Мордехая, за заслуги этих праведников, за мо-литвы детей, за жертвенное служение праотцев и праматерей, благодаря полному раскаянию всего народа, был спасен и возвращен к новой жизни а злодеи покушавшиеся на святой народ, понесли наказание. В этом месяце траур сменился вели-кой радостью.

Лук — знак месяца кислев — можно рассмат-ривать как символ победы еврейского народа над греко-сирийским владычеством, как сказано в стихе: “Ибо напрягу Я Себе, (как) лук. Йегуду, и наполню лук Эфраима, и подниму сынов твоих, Цион, против твоих сынов, Яван, и сделаю тебя подобным мечу храбреца" (Зхарья, 9:13).

Греция, Яван — это сила, противоположная мощи Йегуды: один лук противостоит другому. Основной силой Греции были ее философия и материалистический подход к жизни, это сущ-ность ее культуры, которую она хотела навязать всем народам и которой противостояли духов-ность и вера еврейского народа в Высшую силу, Единого Б-га. Попытка греков осквернить свя-тость Израиля привела к восстанию Маккавеев, и лук святости возобладал над луком нечистоты. И говорят об этом мудрецы прежних времен, что падение греческой культуры, которая опиралась на силу интеллекта, привело в это время к усиленному развитию устной традиции Торы. Лук Йегуды усвоил мудрость Греции и освятил ее.

Эту идею иллюстрирует слово ציון (Цион), первая буква которого "цадик", что значит "пра-ведник", а остальные буквы образуют слово Яван — Греция. Цадик, святой человек, управляет атрибутом Явана, мирским знанием, практичес-ким рассудком, логикой рассуждений. Согласно астрологии на созвездие Стрельца оказывает влияние планета Юпитер, которая в еврейской традиции называется Цедек, праведность. Хану-ка явила всему миру праведность и чистоту еврейского народа.

В мистическом символизме кабалы (см. Кеги -лат Яаков, раздел хсц) у лука есть три стрелы, соответствующие трем качествам: это или хесед (добродетель и милосердие), цедек (суд, справед-ливость) и тиферет (гармония, красота); или нецах (вечность), год (слава) и йесод (основа); или хохма (мудрость), бина (понимание, интуи-ция) и даат (знание). Эти три атрибута символи-зируют три первые буквы четырехбуквенного Имени Всевышнего: иуд, гэй и вав , которыми заканчивается имя вождя восстания Маккавеев, праведного и бесстрашного старца, когена, первосвященника מתוזיהו Матитьягу. Святость и сила этих букв помогли ему преодолеть силу греков. Кроме того, три эти буквы соответствуют буквам, из которых состоит название יון Яван. Разница только в том, что в первом имени есть буква ה (гэй), а во втором — буква ג (нун), но числовое значение первой — 5, а взятая десять раз она дает гематрию буквы нун — 50. Так три святые буквы Имени Творца, как стрелы, порази-ли три буквы имени Яван, когда Матитьягу и его сыновья бросились в борьбу, не думая о соотно-шении сил, целиком полагаясь на волю Б-га и Его помощь.

В Талмуде (Мегила, 166) говорится, что слово ״честь" относится к тфилин, который возлагают на голову, посреди лба во время молитвы. Связь со сверхъестественной силой, осуществляемая посредством тфилин, становится доступной для нас и во время ритуалов Пурима. когда человек преодолевает материальный план, достигая вые-шей духовной радрсти.

Месяцы кислев ц адар имеют нечто общее, и это обнаруживается, например, в том, что в это время особое влияние имеет одна и та же планета Цедек (Юпитер), об этом же говорят и названия этих месяцев, отражающие идеи уверенности и силы. Эти качестве проявляются и в событиях этих месяцев, в праздниках Хануки и Пурима. Подобие этих месяцев прослеживается и в том, что их обоих связывают с Йосефом- праведником.

На арамейском языке, языке древнего Вавило-на, откуда взяты современные названия еврей-ских месяцев, слэво адар означает лодку, движимую ветром по морю (а ветер и дух обозначают одним словом — руах). Это символ того, что в этом месяце человек в состоянии противостоять любому духу, направленному против Торы (см. Кидушсй Тарам, адар). Воз-можно, именно эта связь дает основание астро-логии говорить о созвездии Рыб как знаке, способном выстоять в трудных обстоятельствах. Но без руководств* Торы этот характер может привести человеке к несчастью и депрессии вследствие допущенных им ошибок.

Другое значение слова адар на арамейском языке — это скрытое чудо. И, действительно, в этом месяце чудо Пурима скрыто за стечением, казалось бы естественных обстоятельств, цепи случайностей. А нисан, напротив, означает от-крытые явные чудеса (насам на иврите — это чудеса), которые происходили, когда Б-г выводил на свободу Свой народ из Египта. Святой язык, иврит, и арамейский язык близко связаны, поэ־ тому нередко скрытый смысл арамейских слов обнаруживается святым языком, языком Торы. Так, о скрытом чуде адара говорит название этого месяца на арамейском, а нисан с его открытыми чудесами раскрывает свое значение на иврите (см. Хидуилей Гарим , там же).

Адару соответствует такой вариант последо-вательности букв Тетраграмматона, Святого че-тырехбуквенного Имени Творца вселенной и человека: ה,ה,ו. В этом месяце женское начало, которое символизируют две буквы "гэй", пред• шествует мужскому началу — буквам йуд и вав. Такая комбинация подобна порядку букв Имени в элуле: ה,ה,ו,י. Обе последовательности отражают возвращение Израиля (который в его отношениях с Б-гом представлен как женское, пассивное, воспринимающее начало — буквы л способны вмещать) к Б-гу, которого символизирует муж* ское, активное начало (буквы йуд и вав). Но в адаре еврейский народ возвращается к Б-гу из любви, а в элуле возвращение основано на стра־ хе, то есть осознании Его вечного присутствия, всезнания, трансцендентности.

О нечистоте греческого лука свидетельствует молитва Ханы: ’,Луки могучих ломаются, а ела• быв препоясываются силой" (Шмуэль 1, 2:4). Согласно Таргуму Йонатана бен Узиэля (пере־ вод на арамейский язык), речь идет о луке греков,

сломленном победой семьи Хасмонеев, которые получили прозвище Маккавеев, Макаби.

Три стрелы и лук, согласно кабале, связаны с отношениями между царем Давидом и его бли-жайишм другом Йонатаном, сыном царя Шауля, когда Шауль преследовал Давида как претенден-та на свой престол и хотел его убить. Йонатан говорит Давиду: ИЯ пошлю три стрелы в эту сторону, как будто стреляю в цель" (Шмуэль 1, 20:20). Согласно кабале, Йонатан обладал душою Машиаха из дома (из потомков) Йосефа. На это указывает его имя יהונתן (Йегонатан), в нем есть буквы святого Имени ה,ו, которые встречаются также в одном из написаний имени Йосефа — יהוסף (Йегосеф): “Свидетельством Йегосефу

поставил..." (Тегилим, 81:6).

Как написано, Йосефа связывают со знаком Стрельца (Брейшит, 49:24): "Но тверд остался лук его". Его три стрелы, буквы йуд, гей, вав, были раскрыты Йегонатаном и Матитьягу. Побе-ды Йосефа над нечистотой Египта, как и Циона (Иерусалима) над Грецией связаны с луком Стрельца , что обнаруживается и числовыми значениями — гематрии имени Йосеф и слова Цион равны 156.

Три стрелы лука также связывают с тремя ветвями буквы ש (шин), которые символизируют три вышеназванных атрибута. Согласно Сефер йецира, буквой шин был создан элемент огня, אש (эш), в этом связь элемента огня и знака Стрс-лсц . Йосеф, знак которого Стрелец, воплощает силу огня, как об этом говорит стих: "И дом Йосефа будет как пламя״ (Овадья, 1:18). Буква шин с тремя ее ветвями также символизирует гармонию и справедливость. А Божественный атрибут йесод (основа) — это источник энергии знака Стрелец.

Сон, естественное качество месяца^ кислев, символизирует, согласно раби Цадоку Гакогену, видение и постижение, которое может прийти к человеку во сне, как обрел во сне свою великую мудрость мудрейший из людей царь Шломо. Сила осознанных сновидений раскрывается в Йосефе, которого братья называют "властителем снов". На иврите сон называется חלם (халом). числовое значение этого слова — 78, это три раза гематрия Имени, 26. Три прочтения Имени соответствуют трем атрибутам: нецах, год и йесод, то есть вечности, славе и основе, которые символизируют три стрелы лука.

Сила созвездия Стрельца, которая раскрыва-ется в снах Йосефа, связана с качеством сна, присупщм этому месяцу. Согласно астрологии, Стрелец обладает врожденной психической спо-собностью противостоять мыслям других людей и преодолевать силы природы. Эти силы в полной мере реализовал Йосеф.

Стрельцы чрезвычайно предрасположены к праведности. Их мнения основаны на честном исследовании и понимании, как сказал фараон Иосефу: "Ибо Г-сподь возвестил тебе все это, нет разумного и мудрого подобного тебе" (Брейшит, 41:39).

Лук также является символом йесода, основы, шестого атрибута, или шестой сфиры (см. Кеги-лат Яаков, введение, к кешел!). Это качество Йосефа—цадика, его символизирует буква вав из Имени с числовым значением 6. Форма этой буквы ו (вав) напоминает стрелу, она используется в астрологии как изображение символа Стрельца. Еврейское название стрелы חץ (хец) тоже связано с атрибутом йесод, потому что гематрия слова хец равна гематрии слов йесод хай — "живая основа" (там же, введение к хец). Буквы хет и цадик, из которых состоит слово стрела, символизируют йесод, основу жиз-ни. потому что ח символизирует חייס (хаим — жизнь), а буква צ (цадик) символизирует цидкут — праведность, справедливость, обе они прису-щи созвездию Лука.

Основа жизни в этом созвездии обнаруживав ется и числовым значением слова лук — קשת (кешет): 100 + 300 + 400 = 800 = 100 (10x10) х 8; где 8 — числовое значение буквы "хет", которая, как уже говорилось, символизирует жизнь (ге-матрия слова חטא — "хет" — грех, равна гематрии חי — живой), 100 символизирует высший источник единства, а 80 представляет собой гематрию слова יסוד (йесод — основа). Так выявляется связь между качеством йесод и созвездием Лук (10x80), и все это символизирует процесс передачи жизненной энергии от высшего источника жизни, лука (8x100 = 80x10 = 800) одному из десяти духовных качеств, основе (йесоду — 80). которая, в свою очередь, передает энергию основе жизни на земле, букве 8 — ח. На связь этих основ указывает стрела — символ знака Лук (Стрелец).

Согласно астрологии, рожденный под этим знаком полон жизненной силы, жизнерадостное-ти, что объясняется непосредственной связью Стрельца с источником жизненной энергии, о чем мы только что говорили. Но эта энергия действительно приносит человеку радость, толь-ко если он живет в соответствии с духовными ценностями Торы. Если же Стрелец полностью увлечен жизненной суетой, то вместо этого может проявиться его раздражительность, и он может попасть в очень неприятные и опасные ситуации, тогда сила этого знака переходит в слабость.

Если воспользоваться ключом Аяк-бахар (спо-собом, по которому можно заменять в словах буквы, малые гематрии которых равны, то есть числовые значения этих букв отличаются лишь наличием или отсутствием нулей, как, например, у букв: алеф, 1, иуд, 10, куф, 100, или бейт, 2. каф, 20, и рейш. 200). то слово קשוז (лук) взаимозаменимо со словом אגד (эгед — связка, пучок), которое символизирует соединение раз-ных вещей в одно целое, единство. Здесь намек на способность Стрельца объединять массы людей. Таким был Йосеф, который перед наступлением голода объединил Египет и достиг еди-нения с братьями. Этим же качеством должен обладать и его потомок, Машиах из дома Йосефа, который соберет рассеянных по всей земле евре-ев и объединит еврейский народ, на что указы-вает и имя Йосефа, יוסף, связанное со словом אסיפה (асефа — собирание, сбор урожая).

Астрология говорит, что Стрельцы обладают даром дружить с людьми, чему способствует их жизнерадостная натура, а кроме того, они спо-собны подчинять людей своей воле. И эти качес-тва тоже присутствовали в характере Йосефа-праведника, что очевидно из событий, которые описывает Тора. На это качество Стрельца указывает и еврейское название этого месяца קשת (кешет — лук), близкое к слову קשר (кешер — связь), лекашер — связывать.

Слово кеше/л обнаруживает и присущую Стрельцу гармонию, ведь это слово означает также и радугу, в которой гармонически сочета-ются все цвета спектра. Согласно кабале, три основных цвета радуги — белый, красный и желто-зеленый — символизируют три атрибу-та: белый — хесед (добродетель, милосердие), красный — гвуру (самоограничение, суд, страх) и желто-зеленый — тиферет (гармония). Или же эти цвета соответствуют другим качествам (сфирот): нецах (вечность), год (слава) и йесод (основа) (см. Сфат эмст к раби Менахему Азарья — Рама из Фано, слово кешет). В слове ксшст можно найти и указания на элементы

т

Если воспользоваться указанной выше системой замен Аяк-бахар, то букве ק будет соответствовать א, который символизирует אויר (авир — воздух): пронизанный солнечными лу-чами, он приобретает желтоватый золотистый оттенок, цвет сфиры тиферет. Буква ש, согласно Ссфср гайсцира, символизирует огонь, אש [эш)׳ цвет которого красный, и это символ гвуры — силы, мужественности, суда. А буква "тав", 400, заменяется буквой מ (мем), 40, которая символизирует воду (маим), у нее белый цвет символ хеседа, добродетели.

Слово קשת указывает также и на красоту формы: вслед за буквами этого слова в алефбей-те идут, соответственно, буквы ר,ת,א! из которых образуется слово תאר (тоар — стан) — указание на красоту, присущую Стрельцу, как сказано о Йосефе яфэ тоар вэ яфэ марэ, то есть "красив станом и красив лицом" (Брейшит, 39:6). Как говорят астрологи, Стрелец отличается краси-вым лицом и фигурой. Буквы слова тоар в ином порядке образуют слово ארת (орот — свет или огни), это символ праздника Хануки. свет устной традиции, который разгорелся благодаря победе Хасмонеев над греками.

Бней Исахар объясняет, что Тора и лук связа-кы, и это причина, по которой принято стрелять 113 лука в праздник Лаг баомер (33 — לג-й день счета Омера в месяце ияр, когда прекратилась страшная эпидемия, во время которой погибло очень много учеников раби Акивы). В этот же

Наши рекомендации