Дидактические игры и упражнения с использованием
Слоговой таблицы
- Кого нет в домике ? ( слог удален )
- Прочитай все слоги с данной гласной буквой (н-р, с гласной у), с данш согласной.
- Прочитай все слоги с мягкими согласными (с твердыми согласными)
- Договори слог до целого слова.
- Найди соответствующий письменный слог (показываю печатный)
- Отыщи указанный слог в одном из слов (слова написаны письменным шрифтом на карточках ).
Внимательные покупатели».
Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.
Учитель:
- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).
Животные заблудились».
Учитель:
-Заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внимательно слушает и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.
Рассеянный поэт и доверчивый художник».
Учитель:
- Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника
(показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.
От бочки до точки».
Учитель:
- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?
Рыбалка».
Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
Телевизор».
На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.
Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.
Рассели животных».
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.
Предварительно все слова проговариваются.
Цепочка слов».
Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
Собери цветок».
На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).
Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Незнайка с кармашками».
В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
Найди ошибку».
Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.
Собери букет».
Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, желтый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, малиновый и т.д. Ребенок расставляет цветы по вазам. Синий цветок должен остаться.
Речевое лото».
Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.
«Буква заблудилась»
На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.
Гласные: О С Е М У
Согласные: Н К ИАТ
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.
Назови букву».
Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.
Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок — участник игры).
Покажи букву».
Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.
«Узнай букву»
Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.
Найди слова в слове».
На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).
Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».