Состояние идеального порядка
Точка «равновесия» на земле определяется следующим образом: «Айян, это было разделение двух стран... под именем Белой Стены [Мемфиса]»121.
Мы уже видели, что аналогом этой точки на земной поверхности является в небе точка на пересечении эклиптики и западного берега Млечного Пути, где находится туманность Ml (Крабовидная).
Однако при ближайшем рассмотрении Мемфисской теологии оказывается, что хотя Айяну и отводится роль шарнира «точки взвешивания» двух стран, действительный процесс «взвешивания», согласно описанию, происходит в другом месте, конкретно — «в стране... погребения Осириса в доме Сокара».
Поскольку мы уже показали, что «землей дома Сокара» является Ростау, то есть некрополь Гизы, то можно сделать вывод, просто отталкиваясь от аналогии между картиной небесной и земной, что «взвешивание» или «уравновешивание» земли производилось каким-то образом в Гизе, скорее всего — рядом с Великой пирамидой, первоначальным «домом» Сокара-Осириса, или внутри нее122
Но почему Великая пирамида рассматривалась как «инструмент», при помощи которого «две страны» — небо и земля — могли бы «уравновешиваться» в особой точке, то есть в Айяне — Мемфисе?
Вспомним, что хронология и контекст событий «объединения» должны рассматриваться на фоне космического ландшафта Первого Времени. Так что отнесем рассматриваемую образную систему назад, в эпоху 10 500 года до н. э., и посмотрим, каким образом предполагаемое «идеальное равновесие» достигалось в космическом «Айяне», то есть в точке, где находится Крабовидная туманность.
Тогда три великих пирамидыГизы оборачиваются, разумеется, Поясом Ориона на меридиане, а конкретно Великая пирамида — своим небесным аналогом, звездой Аль-Нитак, самой нижней из трех.
На рисунке 74 воспроизводится участок звездного неба 10 500 года до н. э. со звездой Аль-Нитак на меридиане. В этот момент, как мы видели в главе 17, точка весеннего равноденствия расположена прямо на востоке, чуть ниже Льва. «Противоположная» же ей точка осеннего равноденствия находится прямо на западе (чуть ниже Водолея). Короче говоря, в это время «два неба» — по одному с каждой стороны Млечного Пути — находились в идеальном равновесии, совершенно симметрично, как и описывается в текстах.
Многое говорит в пользу того, что последователи Гора рассматривали дугу солнечной эклиптики как коромысло гигантских весов, пересекающее видимое небо. На одном конце этого коромысла оказывается Лев в точке весеннего равноденствия, на другом — Водолей в осеннем равноденствии. Так что когда в 10 500 году до н. э. в день весеннего равноденствия Аль-Нитак оказывалась на небесном меридиане, можно было справедливо считать, что небеса находятся в идеальном порядке.
Маат
В символической терминологии древних египтян космический порядок был известен как Маат. Это слово означает также «справедливость» и «закон» — например, справедливость, которая была проявлена «советом богов» Гелиополиса, когда они приняли решение в пользу Гора после его конфликта с Сетом и вернули ему права на трон Осириса.
Древнеегипетские религиозные тексты воспроизводят подробности одного из высших ритуалов литургии Осириса — «взвешивания души» умершего в Зале Великого Суда Осириса. Это своего рода прообраз «Соломонова суда». При этом взвешивание производится на Великих Весах Маата.
В папирусе Ани, хранящемся в Британском музее, дается особенно красочное описание Зала Великого Суда, а также Великих Весов Маата. Последние именуются Мекхаат — что в других контекстах может означать «равновесие Земли».
Иероглиф для обозначения глагола «взвешивать» имеет вид треугольника, с вершины которого спускается отвес; этот знак может иметь также значение «уравновесить землю». Треугольник явно напоминает профиль или поперечное сечение пирамиды.
Как говорилось в части II этой книги, в 1872 году в Великой пирамиде были найдены странный каменный шар, кусок деревянного бруска и бронзовый крюк, находившиеся с момента постройки в шахтах камеры Царицы. Генри Унльямс Чизхольм, заведующий отделом стандартов Министерства торговли в Лондоне, внимательно изучил эти предметы в том же году и пришел к выводу, что шар скорее всего является гирей, а брусок и крюк также могут служить для взвешивания и измерения. Свои выводы он опубликовал в авторитетном журнале «Нсйчур» 26 декабря 1872 года.
Аналогичного мнения придерживается и Королевский астроном из Шотландии Чарльз Пьяцци-Смит, который также изучал эти находки в 1872 году.
Некий Э. X. Прингл высказал в письме в «Нейчур» мнение, что каменный шарик является «отвесом каменщика», а «бронзовый крючок и кедровый брусок могли входить в состав того же инструмента».
Разумеется, какой-то отвес вполне мог употребляться для выверки уклона шахт. К тому же мы видели, как «отвес» использовался в составе иероглифа, означающего «взвешивание», а иногда и «равновесие».
Возможно, Великая пирамида — земной аналог звезды Аль-Нитак — рассматривалась как устройство для взвешивания или «инструмент», играющий какую-то роль в необъяснимой пока попытке восстановить «равновесие»,
или космический порядок в мире, то есть Маат, в том виде, как было в Первом Времени. Рассмотрим возможность этого.
Трюки во имя равновесия
Мы говорили в главе 3, что Великая Пирамида моделирует северное полушарие земли в масштабе 1:43 200123. Можно сделать вывод, что она может служить архитектурной и математической моделью и северного небесного полушария124.
Если посмотреть на поперечное сечение пирамиды, то можно заметить, что каждый из двух комплектов «звездных шахт» — то есть северная и южная в камерах Царя и Царицы соответственно — задуман так, чтобы их выход находился на северной и южной гранях пирамиды на одной высоте. Они «висят», как гигантские плечи рычагов, как бы уравновешивающие всю геометрическую структуру пирамиды. Но имеется некая странность в размещении двух камер, от которых идут эти шахты. Если камера Царицы находится точно на центральной линии пирамиды, то камера Царя несколько смещена к югу, как будто для восстановления равновесия гигантских весов противовес был сдвинут влево.
Это любопытная архитектурная аномалия влечет за собой следующие последствия:
1. Камера Царицы: «проектный» угол наклона составляет в среднем 38°08', то есть они образуют прямой угол с гранями пирамиды (51°52' + 38°08' = 90°)125.
2. Камера Царя: «проектный» угол наклона южной шахты составляет 45°00', северной шахты — 32°30'.
Это уравновешивает эффект смещения камеры и восстанавливает «равновесие» геометрической конструкции в целом.
В 2500 году до н. э. Аль-Нитак находилась на меридиане на высоте 45°, то есть прямо по направлению южной шахты камеры Царя. Как помнит читатель, в эту эпоху точка весеннего равноденствия находилась чуть выше Гиад - Тельца, чьим земным аналогом, как мы установили, является район пирамид Дашура.
А теперь посмотрим, в какую эпоху Аль-Нитак пересекала меридиан на высоте 38°08', то есть находилась против южной шахты камеры Царицы.
Расчеты показывают, что такая соосность могла иметь место около 3850 года до н. э., эта дата весьма близка к той, что ранние египтологи так охотно приписывали эпохе «объединения», которое предположительно состоялось в Айяне-Мемфнсе. Не правда ли, любопытно отметить, что в 3850 году до н. э. точка весеннего равноденствия находилась около Крабовидной туманности, точки на небесном ландшафте (и на эклиптике), которая является небесным аналогом Айяна - Мемфиса...
Трое волхвов
В 10 500 году до н. э. звезда Аль-Нитак Пояса Ориона находилась в наинизшей точке прецессионного цикла, а точка весеннего равноденствия - в созвездии Льва. В нашу эпоху, близкую к 2000 году н. э„ своеобразные «весы» Гизы находятся в другом крайнем положении:
Аль-Нитак отстоит всего на несколько дуговых секунд от наивысшего положения, а точка весеннего равноденствия вот-вот войдет в созвездие Водолея. Иными словами, с Первого Времени до Последнего небеса развернулись наоборот - точнее говоря, слева направо, - и Водолей теперь отмечает весеннее равноденствие, а
Лев — осеннее.
Интересно, неухитрились ли мудрецы Гелиополиса, работая на заре истории, создать некое устройство, способное давать старт мессианским событиям, под флагом которых проходят эпохи: скажем, эпоха Пирамид (точка весеннего равноденствия — в Тельце), эпоха Христианства (Рыбы); может быть, на Водолея придется некая «новая эпоха»?
В связи с этим отметим, что около 330 года до н. э., когда точка весеннего равноденствия начинала «вплывать» в эпоху Рыб, высота Аль-Ннтак (на широте Гизы) составляла 51°52' — угол наклона Великой пирамиды. В этот период завоевания Александра Великого (356—323 годы до н. э.) и слияние в результате этого Восточного и Западного миров пробудили на Востоке великие ожидания мессианского «возврата». Сначала в Александрии, а затем по всему Леванту началось всеобщее брожение, как будто сработало некое пророческое триггерное устройство, кульминацией чего стали великие мессианские события христианства126.
Три звезды Пояса Ориона отражены в фольклоре многих стран как геральдические «три мудреца» или «царя», или «волхвы» с Востока, которые фигурируют в истории рождения Христа. Интересно, что звездопоклонники — сабиане из Харрана, прототип волхвов, совершали, по-видимому, ежегодные паломничества в Гизу не менее., чем со II тысячелетия до н. э. по XI век н. э. Интересно также, что, если наблюдать из Харрана, который находится к востоку от Вифлеема и на более высокой широте, чем Гиза, звезда Аль-Нитак достигала кульминации на меридиане (51"52') в 4 году до н. э. — в год общепринятого рождения Христа. В этом году также «звезда рождения» Сириус восходила и была отчетливо видна на востоке в сумерках на закате Солнца.
Нет ли. чего-то — скажем, древнего предания, завуалированного, но живого до сих пор, — что несет через века какие-то планы, направленные на возбуждение лихорадочного ожидания мессии и изменение хода истории в определенные поворотные моменты,, «записанные звездами»?
Не приближается ли и сейчас такой момент? Не собирается ли опять сработать это «устройство»? Мы вернемся к этим вопросам в нашей следующей книге.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2