Международное космическое право
Контрольная работа
По дисциплине: «Международное право»
На тему: «Международное космическое право»
Выполнила:
Студентка 4 курса
Баракина Арина Витальевна
Научный руководитель:
К.ю.н, доцент
Савченко Марианна Сергеевна
г. Санкт-Петербург
2016 год
Международное космическое право
Космос — сложное геофизическое понятие; он является частью галактической территории, родовым понятием для планетарной территории, вбирая в себя такие компоненты, как само космическое пространство и присущие ему особенности, которые можно условно рассматривать по аналогии с тем, что наблюдается на Земле, в качестве «процессов», а также различные виды естественных небесных тел, как заселенных, так и не имеющих условий для существования цивилизаций. В связи с началом освоения космоса с Земли он представляет собой также и юридический феномен, для которого основополагающими являются как понятие общего достояния человечества в виде космического пространства и небесных тел, так и понятие квазигосударственной (или юрисдикционной) территории, представленной искусственными небесными телами — спутниками, орбитальными станциями, предполагаемыми станциями (базами) на естественных небесных телах, находящимися под юрисдикцией государств. Для первого периода развития отрасли — примерно 50—60-е годы XX в. — характерны национальные действия по освоению космической техники, разовые пробные запуски управляемых с Земли космических аппаратов, а также соответствующий достигнутому уровню отношений способ регулирования — при помощи морально-политических норм, создаваемых в рамках международных межгосударственных организаций, в основном Комитетом по мирному использованию космоса, созданным Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. в составе 24 государств (ныне — 61 государство). Второй период характеризуется созданием правовой базы новой отрасли и формированием международного космического права как отрасли международного права. В сжатый период времени вступили в силу договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (в дальнейшем — Договор по космосу 1967 г.), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г. (Соглашение о спасании 1968 г.), Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности 1972 г.), Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г. (Конвенция о регистрации 1975 г.), сложился ряд обычаев — о прохождении без особого разрешения космического аппарата через воздушное пространство других государств при выходе на орбиту, при смене траектории полета и приземлении, об определении границы между суверенным воздушным и международным космическим пространством. Также в качестве генерального направления космического сотрудничества рассматривали мирное его развитие и связанные с ним преимущества. Зарубежная доктрина, в целом разделяла указанные позиции, но при этом имелся общий для всех работ недостаток — они не противодействовали на своем уровне планам милитаризации космического пространства. Особенности третьего периода развития отрасли, от последнего десятилетия XX в. и до настоящего времени, состоят в следующем:
а) пополнился субъектный состав отрасли за счет упрочения статуса межгосударственных космических организаций временного и постоянного характера;
б) увеличилось число государств, принимающих участие в космической деятельности;
в) началось активное развитие так называемой новой космической экономики, ведущей к коммерциализации космоса;
г) активизировались усилия доктрины по уточнению и расширению понятийного аппарата отрасли.
Проходившая в 1999 г. в Вене Всемирная конференция по космосу ЮНИСПЕЙС-3 (ЮНИСПЕЙС-1 состоялась в 1969 г., ЮНИСПЕЙС-2 — в 1982 г.) уделила значительное внимание именно мирному использованию космоса. Так, поставлены вопросы о возможности использования иных, кроме юридических, социальных норм, о необходимости изучения и урегулирования проблем с разработкой естественных ресурсов Луны и других небесных тел, о статусе экипажей и туристов орбитальных станций и ИСЗ, наземных объектов, связанных с космической деятельностью, в частности центров управления полетами и обработки космической информации, платформ для запуска; обсуждаются вопросы обо всех видах космической безопасности — военно-политической, экологической, информационной. Очевидные экономические выгоды коммерческого использования космоса поставили вопрос о частноправовых отношениях и допуске к космической деятельности не только государств и создаваемых ими межгосударственных организаций, но и физических лиц и их объединений. Таким образом, третий период свидетельствует о принципиально новых подходах к космической деятельности и ставит перед государствами общую задачу незамедлительной и эффективной регламентации всех видов использования космоса. Международное сотрудничество в исследовании и использовании космоса. Сотрудничество государств в космической области осуществляется в двух направлениях — в области фундаментальной науки и так называемого прикладного космоса.
Анализ нормативного пакета, регулирующего отношения государств в связи с исследованием и использованием космоса, свидетельствует:
во-первых, о его значительном объеме;
во-вторых, о наличии особого объекта регулирования;
в-третьих, о некоторых особенностях нормотворчества, которое началось именно с универсальных документов, причем с существенным преобладанием элементов не столько кодификации, сколько прогрессивного развития;
в-четвертых, о сложившейся иерархии норм, во главе которой находятся основные принципы международного права, в соответствии с требованиями которых формируются специальные принципы.
Таким образом, можно констатировать факт существования новой отрасли в системе международного права и определить ее как систему юридических норм, договорных и обычных, регулирующих отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с исследованием и использованием космоса, представляющего собой общее достояние человечества.
Под источниками международного космического права следует понимать международные договоры и обычаи, в форме которых при соблюдении общепризнанных процедур принятия объективируются юридические нормы отрасли. Источниками отрасли в узком смысле слова, без учета основных принципов международного права, являются многосторонние (в том числе универсальные и региональные) и двусторонние договоры и обычаи. Особое место среди них занимают кодифицирующие универсальные договоры (например, Договор по космосу 1967 г.) и договоры, представляющие собой учредительные документы межгосударственных космических организаций (например, Соглашение о Международной организации спутниковой связи (ИНТЕЛ CAT) 1968 г.). Особое место среди источников отрасли занимает Договор по космосу 1967 г.:
1) создавший систему специальных принципов отрасли, таких как запрещение национального присвоения космического пространства, свобода исследования и использования космоса для всех государств, международная защита космоса от антропогенного загрязнения;
2) определивший круг субъектов отрасли, допускаемых к космической деятельности;
3) обозначивший основные институты отрасли;
4) определивший принципы ответственности.
Основной пакет документов отрасли соответствует требованиям генерального акта: так, в соответствии со ст. V было разработано Соглашение о спасании 1968 г., ст. VI—VII — Конвенция об ответственности 1972 г., ст. VIII — Конвенция о регистрации 1975 г., ст. IX—X — Соглашение о Луне 1979 г. Перечисленные нормативные акты имеют еще одно важное качество — все они не имеют ограничений членства, и действия во времени и пространстве. Условно к источникам отрасли относятся отдельные положения договоров, связанных с космической деятельностью или пространством, например: Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Конвенции о запрещении использования природной среды в военных или любых враждебных целях 1977 г., Конвенции об оперативном оповещении, о ядерной аварии 1986 г., уставные договоры международных космических организаций. Для отрасли существенное значение имеют обычно-правовые нормы, которые, как указывалось ранее, регулируют границы воздушного и космического пространства, вход космических аппаратов и искусственных спутников Земли в суверенное воздушное пространство других государств. Важнейшие из них также имеют универсальный и вневременной характер, как и перечисленные писаные нормы. Можно предположить, что роль обычая будет возрастать, так как за последние два десятилетия пакет отраслевых документов универсального действия не пополнялся. Определенную сложность при классификации источников вызывают те из них, которые, будучи созданными государствами, регулируют трансграничные экономические (имущественные) космические отношения между физическими лицами и их организациями. Они имеют все признаки источников международного частного права, но их отличие от последних заключается в особой роли государств, на которые в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Конвенцией об ответственности 1972 г. возлагается обязанность контроля и участия в возмещении ущерба, причиненного субъектами, допущенными к космической деятельности на основании национального права.
Объектом международного космического права в самом общем смысле слова являются правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосударственными космическими организациями. Для уточнения видов таких отношений и их дифференциации возможно использование в известной мере условного понятия предмета отношения как несущего более конкретную информацию. В качестве материальных объектов (предметов) можно рассматривать то, что предполагает возникновение космических правоотношений, и в первую очередь, как указывалось ранее, само космическое пространство, его уникальные особенности или, условно говоря, «процессы» — невесомость, солнечный ветер, наличие таких геопозиций, которые дают особые преимущества расположенным на них КА и ИСЗ, как геостационарная орбита (ГСО). К объектам международного космического права следовало бы отнести также ряд наземных объектов, без которых невозможна космическая деятельность: оборудование для запуска, стационарные и передвижные платформы для запуска, в роли которых в практике России выступила подводная лодка в Арктике, центры управления полетами, ангары для хранения и ремонта космической техники. Однако правовое решение вопросов статуса перечисленных объектов отсутствует.
Субъектом международного космического права, с учетом общих положений международного права, являются государства и образованные ими международные межгосударственные организации, однако основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные признаки круга субъектов отрасли:ё
· признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности;
· международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда в дополнение к общепризнанным характеристикам большая часть их государств-членов является участниками «космического пакета» документов.
Таким образом, нормы космического права адресованы двум основным группам субъектов — государствам и созданным ими организациям. Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые «запускающие» государства и государства регистрации. Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 г. Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняется на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих государств. «Запускающее» государство, в том числе участвующее в запуске как член международной организации (например, по Соглашению о создании МКС каждое европейское государство — член Евросоюза и соответственно — ЕКА), рассматривается как европейский партнер, действующий через свою организацию (ст. 5, 6), имеет статус участника, осуществившего запуск, организовавшего запуск, предоставившего территорию, установки, участвовавшего в оснащении космического объекта или давшее экипажу поручение о выполнении какого-либо задания, эксперимента, включившего в состав экипажа своего гражданина или туриста. Определение статуса государства в качестве «запускающего» важно при распределении ответственности в случае аварии и причинения вреда. Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества, как отмечалось ранее, могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу 1967 г. и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами. В последнее время публичный характер деятельности межгосударственных космических организаций (МКО) дополнился частноправовым, коммерческим сегментом, что позволяет говорить о производственно-коммерческом или, промышленно-политическом характере ряда МКО. В качестве таких организаций на III Конференции ЮНИСПЕЙС были названы ИНТЕЛСАТ, ИНМАРСАТ, ЕКА, ЕВТЕЛСАТ, ЕВМЕТСАТ, АРАБСАТ. Особую группу составляют организации системы ООН — рабочие органы главных органов ООН и специализированные учреждения «семьи ООН» — ИКАО, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО и другие, заинтересованные в результатах космических исследований. В доктрине практически не обсуждается вопрос о статусе человечества, общим достоянием которого является космос. Постановка вопроса об этом необходима не только в связи с тем, чтобы исключить из государственной практики претензии на национализацию космоса, но в большей степени для того, чтобы разработать, хотя бы в виде резолюций авторитетных международных организаций, систему или перечень обязательств государств перед грядущим и будущими поколениями.
Наибольшее значение для определения режима космоса в целом имеют, возглавляющие нормативную систему отрасли, основные принципы международного права — запрещения применения силы, мирного разрешения международных споров, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных обязательств, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю функцию государства, а также принципа сотрудничества государств, имеющего для космической деятельности особое значение. Наиболее актуальной является задача обеспечения безопасности в космосе, исследования и использования его только в мирных целях, что соответствует представлению о космосе как об общечеловеческом достоянии. Договором по космосу 1967 г., развивающим его положения Соглашением о Луне 1979 г. запрещаются применение силы и угрозы силой, а также любые враждебные действия в космосе или из космоса в отношении Земли. Раскрывая это требование, можно сказать, что запрещается использование космического пространства, Луны и небесных тел в качестве театра войны и военных действий, как в космосе, так и в отношении Земли, для размещения военных станций, баз и укреплений, а также аналогичная деятельность в мирное время с целью подготовки военных действий.
Специальные принципы отрасли, также определяющие режим космоса, связаны, прежде всего, с юридическими характеристиками космоса как территории, являющейся общим достоянием человечества, так и его уникальными геофизическими свойствами. Основополагающее значение среди специальных принципов имеет принцип, запрещающий национальное присвоение космического пространства, Луны и других небесных тел, закрепленный в Договоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. (ст. II и XI соответственно). Указанные пространства, являясь общим достоянием (космическое пространство) и наследием (Луна) человечества, не могут быть, как подчёркивается в тексте, «...собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица». С принципом не присвоения связан такой важный для статуса космоса в целом императив, как свобода исследования и использования космоса на благо всех государств независимо от степени их экономического, научного развития или реального участия в космической деятельности. Так, в случае обнаружения природных ресурсов на небесных телах государства обязаны информировать Генерального секретаря ООН, общественность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их распоряжение образцов грунта и минералов, доставленных на Землю с небесных тел. В случае возможной эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить режим, отвечающий интересам сообщества, однако добытые минералы, образцы принадлежат добывшим их государствам.
Принцип предотвращения вредного загрязнения космического пространства тесно связан с глобальной задачей охраны окружающей среды и ею обусловлен. Его содержание обязывает государства действовать «с предосторожностью», чтобы не наносить ущерба космосу в процессе исследования и использования. Юридические обязательства государств по экологической защите космоса являются важнейшим элементом его правового режима. Государства обязуются использовать космос таким образом, чтобы избегать его загрязнения в результате антропогенной деятельности, предотвращать нарушение сформировавшегося равновесия космической среды, для чего необходимо контролировать деятельность ядерных установок на космических объектах, публиковать данные оценки ядерных источников энергии на борту космических объектов до их запуска. Во избежание наносимого ущерба, который не всегда в полной мере может быть просчитан, государства договорились объявлять районы небесных тел, представляющих научный интерес, международными заповедниками и согласовывать особые меры их защиты. Особое значение имеют обязательства государств по защите окружающей среды Земли от загрязнения из космоса. Начиная с первой стадии запуска возможны аварии, в результате которых нарушается бионта Земли, наносится ущерб здоровью людей. В настоящее время государства объединили усилия:
1) по созданию роботов по уборке космического мусора с орбит, что имеет особое значение для геостационарной орбиты, ресурс которой ограничен;
2) по применению при строительстве космических аппаратов таких материалов, которые могли бы сгорать в плотных слоях атмосферы;
3) в разработке минимально опасного топлива.
Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел — пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием «космический объект» или «аэрокосмический объект». Находясь в космическом пространстве, они подчиняются действующему в космосе правопорядку, о котором было сказано ранее. Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты — установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел. Тем не менее, их режим имеет ряд особенностей. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:
1) внесения его в национальный регистр и далее — в Реестр Генерального секретаря ООН;
2) нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику.
Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат. Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства регистрации. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам. Положения о защите права собственности включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве.
Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции «Мир» побывал 61 иностранец. Космонавтом — членом космического экипажа считается:
1) гражданин одного из участвующих в запуске государств;
2) выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте, как в космическом пространстве, так и на небесном теле.
До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт — член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Соглашения 1998 г. государство — участник Соглашения «...сохраняет юрисдикцию и контроль... над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами». Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное. В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанности:
оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках;
информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов;
сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.
Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям (преступлениям) относятся:
развязывание и ведение военных действий в космосе;
превращение космоса в театр войны или военных действий иным образом, несовместимым с мирным использованием космоса;
использование космоса для ведения военных действий против Земли;
милитаризация космоса.
В этих и аналогичных случаях виновные государства или межгосударственные организации несут ответственность нематериального и материального характера, связанную с применением, как вооруженной силы, так и иных способов ограничения суверенитета и дополненную ответственностью физических лиц, персонифицирующих государство. Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возникающие в результате нарушения иных, чем основные принципы, норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. Еще одна категория деяний характеризуется наличием ущерба, но причиненного без умысла, в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Обязанность возмещения ущерба и в этом случае не отрицается, но касается только возмещения причиненного ущерба и не отягощается санкциями. В известной мере можно говорить и о связанном с отраслью космического права институте уголовных преступлений международного характера. По крайней мере, два состава можно считать сложившимися — присвоение и последующая контрабанда метеоритов и «космическое мародерство», т. е. присвоение упавших на Землю частей космического объекта физическими лицами с целью последующей наживы. В Соглашение о Международной космической станции 1998 г. вводится новое для космического права понятие — уголовная ответственность космонавтов (по Соглашению — «персонала») за неправомерные действия на орбите, особенно затрагивающие жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера или причиняющие ущерб орбитальному элементу другого государства. При определении уголовной юрисдикции учитывается, как следует из содержания ст. 22 указанного Соглашения, не место совершения преступления — внутри или вне орбитального элемента, принадлежащего государству национальности физического лица, а его гражданство. Как в случае совершения правонарушений, характеризующихся наличием вины, так и в любом ином случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолютной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его виной. Основным субъектом ответственности за космическую деятельность является государство. В случае участия в ней межгосударственной организаций ответственность наравне с ней несут государства — члены организации. Государство несет ответственность за деятельность в космосе своих граждан, национальных юридических лиц. Пострадавшее государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств-причинителей и даже третьих государств, если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни людей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения . Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что:
а) ущерб возмещается на солидарной основе,
б) возможно использование регрессного иска. В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. В случае если потерпевшей оказывается сама международная организация, иск от ее имени может быть предъявлен одним из государств-членов. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но, и обязано нести ответственность за их действия. В настоящее время международных и иных конфликтов в связи с применением рассмотренных ранее договоров не возникало, что свидетельствует об известной достаточности нормативного регулирования.
Словарь
· Геостационарная – это орбита круговая орбита, расположенная над экватором Земли (0° широты), находясь на которой, искусственный спутник обращается вокруг планеты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси.
· Государство - это организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом.
· Запускающие государства – это государство, осуществляющее запуск, а также государство, с территории или установок которого осуществляется запуск.
· Источники Международного космического права - это формы выражения и закрепления норм данной отрасли международного права, регулирующие международные отношения, возникающие по поводу и в связи с исследованием и использованием космического пространства.
· Космическое мародерство- это присвоение упавших на Землю частей космического объекта физическими лицами с целью последующей наживы
· Космическое пространство - это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км)
· Космонавт - это человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте
· Международная космическая станция (МКС) - это пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс
· Международное космическое право - это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.
· Международное правонарушение - это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действие или бездействие субъекта международного права, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу.
· Небесное тело - это все не рукотворные объекты, которые находятся в космосе (или которые пришли из космоса). К небесным теламможно отнести кометы, планеты, метеориты, астероиды, звёзды и прочее.
· Объекты Международного космического права - это все то, по поводу чего субъекты МКП вступают в международные правоотношения, т.е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий которые не относятся исключительно к внутренней компетенция государства
· Предмет Международного космического права - это правоотношения субъектов при запуске космических объектов, в процессе использования космической техники для практических целей.
· Принципы Международного космического права - это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.
Кроссворд
По горизонтали: |
1. Кроме государства, космонавт является представителем … в космосе. 2. Право запуска космических аппаратов, кроме государств и международных организаций имеют … лица. 7. государство, осуществляющее пуск, а также государство, с территории или установок которого осуществляется пуск, называется. 8. общепризнанная норма поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни. 9. общеобязательное, формально определенное правило поведения. 12. внутреннее строение структурных элементов права 15. процедура систематического учета произведенных запусков и информации о них 16. форма выражения и закрепления норм отрасли права 17. Космический аппарат, его обломки и части являются … государства, международной организации или физического лица. 18. вид организации, учрежденный на основе международного договора 20. материальный объект, естественным образом сформировавшийся в космическом пространстве 22. относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. 24. третья от Солнца планета 26. оболочка Земли, состоящая из воздуха |
По вертикали: |
3. результат переговоров относительно какого-либо вопроса между заинтересованными сторонами 4. частный или гражданско-правовой проступок влекущий за собой возмещение вреда и ущерба 5. соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей 6. человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте. 10. организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом 11. отказ от подготовки к войне, превращение оружия и боевой техники в гражданское изделие путём внесения необратимых изменений, делающих боевое применение невозможным 13. объект, вращающийся по определённой траектории (орбите) вокруг другого объекта 14. научный метод (процесс) изучения чего-либо 19. причина вступления субъектов в правоотношения 21. группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей 22. разновидность международного договора 23. пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. 25. Естественный, космический спутник Земли 27. Действия, подлежащие безусловному выполнению |
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 19 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 9 | 18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | 22 | 23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 17 | 21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | 27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||