Государственное пенсионное обеспечение: понятие, субъекты. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Тема №5 Государственное пенсионное обеспечение.

План

1).Государственное пенсионное обеспечение: понятие, субъекты. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

2).Пенсии за выслугу лет. Круг лиц, обеспечиваемых пенсией за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет военнослужащим.

3).Пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.

4).Пенсионное обеспечение лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.

5).Социальные пенсии. Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией, Условия назначения социальной пенсии.

Государственное пенсионное обеспечение: понятие, субъекты. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Система государственного пенсионного обеспечения предназначе­на для обеспечения пенсиями граждан;

- не охваченных обязательным пенсионным страхованием;

- не приобретших права на трудовую пенсию;

- лиц, имеющих право на страховую пенсию, но по тем или иным основаниям нуждающихся в дополнительном обеспечении.

Назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

Закон выделяет 4 группы обстоятельств, в связи с которыми наступает право на пенсию по государственному обеспечению:

- длительное выполнение гражданином особых функций, связанных с непосредственной деятельностью государства и государственных органов (государственная служба различных видов в системе органов государственной власти – гражданская гос. служба, военная, служба в правоохранительных органах);

- необходимость компенсации государством вреда, нанесенного здоровью человека радиационным или техногенными катастрофами;

- необходимость предоставления гражданам, приобретшим право на страховую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца в виде пенсии по государственному социальному обеспечению;

- необходимость (целесообразность) выделения отдельных категорий граждан, имеющих особые (специфические ) заслуги перед государством с целью дополнительного (специального пенсионного обеспечения этих лиц) (например, участники ВОВ).

Следует заметить, что данный Закон охватывает не все категории граждан, пенсии которым устанавливаются за счет федерального бюджета.

Так, например, вопросы пенсионного обеспечения членов Совета Феде­рации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ регу­лируются Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В отношении военнослужащих, проходивших военную службу по конт­ракту, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, органов Государственной противопожарной службы, прокурорских работни­ков, сотрудников таможенных органов РФ, сотрудников налоговой поли­ции, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и работников других силовых структур Закон № 166-ФЗ содержит лишь об­щие нормы пенсионного обеспечения. Конкретные условия назначения пенсий и нормы пенсионного обеспечения указанных категорий граждан определяются Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутрен­них дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими норма­тивными правовыми актами.

В качестве пенсионного обеспечения можно рассматривать и такую де­нежную выплату, выплачиваемую из средств федерального бюджета, как ежемесячное пожизненное содержание судьи, предоставляемое судьям, ушедшим в отставку по достижении возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, на основании Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Основная особенность государственного пенсионного обеспечения состоит в том, что в отличие от страховых пенсий по обязательному пенсионному страхованию финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению полностью осуществляется за счет средств федерального бюджета. Страховой принцип обеспечения здесь не применяется.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в случаях предусмотренных законом, производимая в целях компенсации утраченного заработка (дохода), вреда, нанесенного их здоровью, либо предоставления нетрудоспособным средств к существованию.

(Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию (абз.1 ст. 2 Закона о гос. пенсионном обеспечении).

Ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении устанавливает общий круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

При отсутствии права на страховую пенсию или вместо нее пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается:

1) федеральным государственным гражданским служащим;

2) военнослужащим;

3) участникам Великой Отечественной войны;

4) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5)гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) гражданам из числа космонавтов;

7) гражданам из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособным гражданам

9) членам семей выше перечисленных граждан (пенсия по потери кормильца)(ч. 1,2 ст.4 Закона о гос. пенсионном обеспечении );

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов, в зависимости от категории граждан, которым они назначаются.

Всего в Законе предусмотрено 5 видов пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия(ст. 5 Закона).

При этом следует иметь в виду, что перечисленным категориям граждан устанавливается одна пенсия по выбору.В тоже время новое пенсионное законодательство сохраняет за некоторыми категориями граждан право на одновременное получение 2-х пенсий:

1) граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий);

4) вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак;

5) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;

6) граждане, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

7) члены семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов;

8) федеральные государственные гражданские служащие;

9)военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин)

10) граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости,

11) граждане из числа работников летно-испытательного состава (ч.3, 5-8 Закона гос. пенсионном обеспечении ).

В любом случае пенсии по государственному обеспечению назначаются и выплачиваются независимо от получения пенсионером накопительной пенсии.

2)Пенсии за выслугу лет. Круг лиц, обеспечиваемых пенсией за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет военнослужащим.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан за длительную профессиональную деятельность, как правило, независимо от возраста и за счет средств государственного бюджета.

В основу пенсии за выслугу лет заложен социальный риск преждевременного профессионального старения тех лиц, кто длительное время занимал определенные должности или осуществлял специальную профессиональную деятельность.

Исходя из особенностей ряда профессий в пенсионном законодательстве право на пенсию за выслугу лет имеют три категории граждан:

- федеральные государственные служащие;

- военнослужащие;

- иные приравненные к ним по пенсионному обеспечению категории лиц (прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, работники учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, следственного комитета).

Основным юридическим фактом, с которым связано право на пенсию за выслугу лет, является выслуга лет – (разновидность специального стажа) установленной законом продолжительности.

Правила исчисления выслуги лет установлены постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. № 941.

Выслуга лет исчисляется как календарный период прохождения службы, а служба в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении. Так, засчитывается за 3 месяца выслуги 1 месяц службы на работах, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 1 месяц службы на атомных надводных кораблях, на подводных лодках засчитывается за полтора месяца выслуги.

Пенсия военнослужащих. Особые условия военной службы, связанные с повышенной опас­ностью для жизни и здоровья, физическими и нервно-эмоциональными перегрузками, невозможностью по условиям службы обеспечить, полноценный отдых, требуют повышенного внимания к социальной защите данной категории граждан.

Правила пенсионного обеспечения военнослужащих по контракту и прирав­ненных к ним лиц установлены Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противо­пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, а военнослужащим по призыву «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» от 15.12.2001г №166-ФЗ.

В За­коне №4468-1 о пенсионном обеспечении военнослужащих по контракту (ст. 1) закреплен перечень лиц, на которых он распространяется:

лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Кроме этого ст. 3 Закона установлен перечень лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к проходившим военную службу:

- лица, которые в период Великой Отечественной войны занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами и их семьи;

- военнослужащие срочной службы, которые в период Великой Отечественной войны занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьям.

- лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе (бывшим военнослужащим сверхсрочной службы), женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (бывшие военнослужащие женского пола), и их семьи.

Данным законом установлены следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по инвалидности;

- пенсии по потери кормильца.

Особенностью назначения пенсий военнослужащим и приравненным к ним категориям граждан назначается и выплачивается после увольнения граждан со службы.

Пенсия за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих назначается военнослужащим, если они на день увольне­ния со службы имеют выслугу 20 лет и более. При этом возраст воен­нослужащего и причина увольнения со службы значения для пенси­онного обеспечения не имеют.

Закон учитывает и интересы лиц, которые к моменту увольнения с военной или правоохранительной службы не имеют требуемой для на­значения пенсии выслуги, но ранее приобрели длительный трудовой стаж в тех или иных организациях.

Такие лица приобретают право на пенсию по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих при одновременном наличии следующих условий, если они:

а) уволены со службы по достижении предельного возраста
пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) на день увольнения достигли 45-летнего возраста;

в) если они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет или более;

г) из общего трудового стажа не менее 12, 6 лет составляет военная и (или) правоохранительная служба (ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).

Размеры пенсии лицам:

- которые на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лет и более — 50% денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3% денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.

- не имеющим к моменту увольнения со службы 20-летней выслуги, но удовлетворяющим указанным выше требованиям - за общий трудовой стаж 25 лет — 50% денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет — 1% де­нежного довольствия. (Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия) (ст. 43 Закона о военнослужащих).

Право на пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих имеют лица, на которых этот закон распространяется, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее 3-х месяцев после увольнения со службы.

Лицо приобретает право на пенсию по данному закону и в том случае, если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Размер пенсии зависит от группы инвалидности и причины инвалидности (военная травма или заболевание, полученное в период военной службы).

Инвалидность считается наступившей вследствие военной травмы, если она стала результатом ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Заболевание, полученное в период прохождения службы, — это увечье в результате несчастного случая либо заболевания, если они не связаны с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Пенсия инвалидам устанавливается в следующих размерах:

1)вследствие военной:

- I и II группы в размере 85%;

- III группы — в размере 50% денежного довольствия.

2)вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

- I и II груши в размере 75%,

- III группы — 30% денежного довольствия.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает обеспечение семей погибших или умерших военнослужащих пенсией случаю потери кормильца.

Право на пенсию имеют члены семьи. Пенсия назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы.

Пенсия может быть назначена, если кормилец умер и позднее этого срока, но лишь в том случае, когда смерть наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены его семьи, если они состояли на его иждивении (в отношении нетрудоспособных детей и некоторых других членов семьи требование о состоянии на иждивении не применяется).

Круг членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, аналогичен установленному Законом о страховых пенсиях. Однако есть особенности в условиях установления права на пенсию для отдельных членов семьи. Так, супруги лиц, погибших вследствии военной травмы, занятые уходом за детьми умершего, не достигшими восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста, трудоспособности и от того, работает супруг или нет. Кроме того, родителям умерших от военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли на иждивении умерших (погибших).

Исчисление размера пенсии по случаю потери кормильца производится исходя из денежного довольствия кормильца.

Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца:

- семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, пенсия назначается в размере 50% сумм денежного довольствия;

- семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы 40% денежного довольствия;

на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Назначение и выплата пенсий по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих возложены на пенсионные органы тех министерств (ведомств), в которых проходят службу военнослужащие и служащие правоохранительных служб.

Размер пенсии подлежит пересмотру в следующих случаях:

- одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

- с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия установленного ч. 2 ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих.

Наши рекомендации