Или ведёт по жизненному пути?
Сочинение №1
Мечта уводит от жизни
или ведёт по жизненному пути?
Вступление. Прочитав вопрос данной темы, я сразу представил себе
несколько картин. Самая яркая из них такова: Илья Ильич
Обломов лежит в своей комнате на диване и мечтает о
тихой, размеренной жизни с Ольгой в деревне. На другой
картине — Ольга, влюблённая в мечту об изменении Об-
ломова. Завершает мою небольшую галерею юный Павел
Иванович Чичиков, который уже усвоил мысль о деньгах,
«копейке» как главной жизненной ценности и теперь готов
руководствоваться этой мыслью в каждом своём шаге.
Тезис. Во всех этих набросках большое значение имеют меч-
ты героев. Они совершенно разные люди и мечтают о
разном, но каждому «автору» дорого его стремление, его
душевное творчество. Вообще говоря, мечта всегда, навер-
ное, любима своим «хозяином»: её лелеют, ею живут, она
окрыляет, зовёт вперед, ведёт по жизни. Но как непо-
хожи «хозяева», так же непохожи и созданные ими меч-
ты и то, как эти мечты влияют на их жизнь.
1 аргумент. Радужные картины семейного счастья Ильи Ильича
остаются умиротворяющей сказкой, похожей на сказки
о молочных реках и кисельных берегах, услышанные им в
обломовском детстве от няни. Они уводят героя всё даль-
ше от реальности, с которой он так не любит контак-
тировать. Это очень светлая, практически детская
идиллия. Но в том и заключатся её опасность, что идил-
лия недостижима, она показывает готовую финальную
картину, но не открывает пути к ней. Мы понимаем,
что Обломов не хочет искать этого пути, тем более —
его проходить. Героя совершенно устраивает возмож-
ность мечтать, если можно так сказать, безответ-
ственно, бездеятельно. Это состояние чем-то похоже на
выпадение из обычного мира в виртуальную реальность,
где ты успешен, любим, счастлив, но только не живёшь,
а смотришь сон о себе. Не случайно Обломов так часто
спит, дремлет, забывается сном. Не случайно детские
воспоминания о счастливой Обломовке представлены в
романе как сон главного героя. Итак, мечты Обломо-
ва — это иллюзия, уводящая, защищающая его от забот
повседневной жизни, а может быть, и заменяющая её.
Даже неимоверные усилия Ольги и Штольца оказывают-
ся недостаточны для пробуждения Обломова, и кончает-
ся всё тем, что Агафья Матвеевна приводит в порядок
и возвращает к жизни уже вроде бы забытый халат
Ильи Ильича — своеобразный символ его мечтательной
диванной жизни.
2 аргумент.Совершенно иначе я понимаю смысл мечты Ольги о
пробуждении Обломова. Для неё это цель, для достиже-
ния которой выработана целая программа действий. Под
влиянием Ольги Обломов то едет в Эрмитаж, то оты-
скивает в магазинах гравюры и книги по её желанию, то
читает книги по астрономии и т. п. Сколько она усилий
приложила, как желала достичь цели, претворить мечту
в жизнь! Такая мечта действительно ведёт по жизнен-
ному пути, помогает организовать себя и других так,
чтобы непременно достичь результат. Но почему же
тогда Ольга не смогла добиться поставленной цели? Ду-
маю, всё дело в том, что смыслом её мечты было изме-
нение природы другого человека, пусть даже и ради этого
человека, и с его согласия. В итоге Илья Ильич всё-таки
остался, как и был, обломовцем. А вот Ольга благодаря
общению с героем получила мощный толчок к взрослению,
личному развитию. Не случайно сам Обломов периодиче-
ски ловит себя на мысли, что Ольга перерастает его. То
же самое чувствует и Штольц, вернувшийся из-за грани-
цы, а потом и ставший Ольгиным мужем.
3 аргумент. В понимании мечты как цели, указания к действию
Ольге близок Чичиков. Но на этом сходство заканчива-
ется. Ольга, будоража, «оживляя» Обломова, совершает
доброе дело, одухотворённое любовью. Цели Чичикова со-
всем иные. Он неукоснительно выполняет завет отца
«копить копейку», потому что уверен в её способности
«всё прошибить». В последней главе «Мёртвых душ» Го-
голь показывает, как скучно и скудно прошло детство
Павла Ивановича в родительском доме, где даже никогда
не открывались окна. Мы понимаем, что Чичиков во что
бы то ни стало решил добиться для себя респектабель-
ной комфортной жизни. И никакие сомнения совести, ро-
мантические увлечения не могут отвлечь его от главной
цели. Герой осваивает намеченный путь ступень за сту-
пенью, и то, что привлекает его впереди, даже не хочет-
ся называть мечтой. Это скорее реализованный бизнес-
план. Чичиков лучше других знает, как извлечь выгоду
из обычных явлений жизни, таких, например, как нере-
гулярные переписи, система пошлин на крестьянские
души и т. д. Он лучше всех понимает, чего хочет, а в
силу таких особенностей натуры, как трудолюбие, целе-
устремлённость, изворотливость и умение приспосабли-
ваться, неуклонно идёт к намеченному, не слишком раз-
бираясь в средствах. Слово «мечта» по отношению к
такому прагматичному человеку даже как-то не звучит.
Слово «цель» тут гармоничнее. Но ведь нет ничего пло-
хого в том, что мечта превращается в цель. Чем раньше
она соотнесётся с реальностью, тем быстрее будет до-
стигнута. Мне как читателю Чичиков не симпатичен,
потому что холоден, циничен, очень расчётлив. Ему ни-
чего не стоит переступить через человека, как это
произошло с «любимым» учителем и повытчиком, даже не
задумавшись об их боли. Но если говорить об умении ста-
вить и реализовывать жизненные цели, то его мечта
буквально ведёт по жизни и даже помогает начинать с
нуля, когда «потянул», но «сорвалось».
Заключение. Картины в моей галерее представлены очень разные.
Эта импровизированная подборка наглядно показывает,
что мечта ведёт человека туда, куда он сам хочет идти,
и так, как ему свойственно. Характеру мягкому, слабо-
му она может явиться в форме иллюзии, утопии, не тре-
бующей никаких конкретных усилий в реальном мире.
Натура сильная, деятельная скорее всего воспримет меч-
ту как руководство к действию. Важно только, чтобы в
любом случае мечта человека была свободна от подло-
сти, бесчестия, жестокости, и тогда её вполне можно
назвать смыслом жизни.
(844 слова)
Сочинение заслуживает оценки «зачёт» как в целом,
так и по каждому из параметров, значительно превышая
при этом нижний уровень требований.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Выпускник глубоко раскрывает предложенную тему.
Обращает на себя внимание оригинальная находка автора
сочинения — воображаемая им галерея литературных об-
разов, помогающих отвечать на вопрос задания.
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литера-
турного материала»
Выпускник обстоятельно аргументирует свои тезисы на
основе двух литературных произведений. Уместное упоми-
нание имён персонажей, микротем, значимых деталей,
эпизодическое использование сжатого пересказа свидетель-
ствует о хорошем знании текстов обоих произведений.
Важным достоинством работы является умение выпускни-
ка осмысливать поставленную перед ним проблему сквозь
призму литературного произведения, через его героев и со-
бытия, а не просто аргументировать свои суждения ссыл-
ками на художественный текст. Избранный в сочинении
путь использования литературного материала (анализ про-
блематики, сюжета, характеров) позволяет предположить,
что идейно-тематическое содержание произведений более
интересно и понятно выпускнику, чем их поэтика и её
роль в выражении авторского замысла.