Дидактические игры на уроках русского языка в
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
1.Угадай первый звук.
В произнесённых учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д.Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.
Поймай конец предложений.
Последний слог в произнесённом слове является первым в следующем слове. Например: сады – дыра – рамы – мыши- ….
3. Города (цветы, животные).
Последний звук в произнесённом слове является первым в следующем слове. Например: Москва – Астрахань- Новгород –Донецк….
Чудесные квадраты
Цель– учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.
|
|
|
|
Почему они чудесные? Придумайте такие же.
5.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ .
1.Какие это предметы.
Дай быстрый и точный ответ на каждый рисунок-предмет:
Кто сделал его , из чего и где он нужнее всего? (игла, нитки, крючок и т.д.)
Доскажи словечко.
Трактор водит - …
Электричку - …
Стены выкрасит - …
Доску выстругал - …
В доме свет провёл - …
В шахте трудится - …
В жаркой кузнице - …
Кто всё знает -…
3. Четвёртый лишний.
Определите, какое слово лишнее. Почему? Запишите в тетрадь это слово и подберите к нему ещё три, чтобы получилась смысловая группа.
Осень, зима, январь, лето.
( Лишнее слово «январь», его записывают в тетради дети и подбирают к нему слова «февраль, март, август»)
Девочка, кукла, мальчик, мама.
(Лишнее слово «кукла», к нему подбираем слова, называющие игрушки)
Тарелка, кастрюля, стул, чайник.
Тетрадь, пенал. учебник, топор.
Роза, лиса, колокольчик, ландыш.
Курица, овца, корова, лошадь.
4. Пропажа.
В клетки нужно вписать имя существительное мужского рода, единственного числа,
которые обозначают нижнее покрытие, настил в помещении, в доме.
…очка
…учка
…омка
…янка
…ос
…е
…ен
…есье
…ет
…ив
5.А что это у человека?
Запишите слова – ответы и определите в них род и число.
У птицы это крыло – у человека…
У зверя лапа – у человека…
У собаки морда – у человека…
У конфеты фантик – у человека…
У подводной лодки перископ – у человека…
У льва пасть – у человека…
У машины мотор – у человека…
У рыбы жабры – у человека…
У берёзы сок – у человека…
У экскаватора ковш – у человека…
Шуточные вопросы.
Что общее есть у пальто и речки?
Что есть у ребёнка, стула. гриба?
Что есть у девушки, у моря и у крестьянина?
Она сверкает на небе, плавает в воде.
Кашу и птицу назвали…
Животное и ямка, а слово одно.
Найди определение.
а) Как известно, некоторые слова, в том числе и имена
прилагательные, могут употребляться как в прямом, так и
в переносном значении. Найдите общее определение к
каждой группе из трёх существительных. Например:
хлеб, климат, подушки – общее определение мягкие.
Деревня, тетеря, старушка - …(глухая).
Клён, малыш, парик - …(кудрявые).
Дорога, воля, дисциплина - …(железная).
б) Найдите в первой строке определение
каждому слову из второй строки:
Ясный, упрямый, стройный, здоровый, хитрый, могучий.
Лиса, день, бык, тополь, осёл, дуб, туча.
Кто быстрее.
Отвечать, не задумываясь, молниеносно. Кто это? Что это?
Зелёный, продолговатый, сочный -…
Маленькая. серенькая, пугливая -…
Белое. пушистое. лёгкое -…
Ветвистая, зелёная. колючая -...
Белый, душистый, лесной -…
Чистое, голубое, горное -…
Восстанови справедливость.
Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что:
Неуклюжий как крот Верный как слон
Неповоротливый как собака Хитрый как бык
Слепой как пёс Длинный как заяц
Трусливый как медведь Вороватый как жираф
Злой как лиса Упрямый как сорока
Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.
10. Ох, уж этот нос!
Замените словосочетания глаголом:
Задирать нос
Зарубить на носу
Клевать носом
Повесить нос
Водить за нос
Закончи пословицу.
Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить
пословицу.
Мир строит, а война……...
Смелый побеждает, а трус……..
Труд кормит, а лень……...
Человек от лени болеет, а от труда…….
Лето припасает, а зима……..
Лентяй ест – греется, а работает -……...
Сумел завязать, сумей и ……..
Чем зря кричать, лучше …….
Декабрь год кончает, а зиму…...
Легко друга потерять, но трудно …...
По одёжке встречают, а по уму …….
Ласточка день начинает, а соловей…..
Угадай слово.
Расшифруй слова..
а) Скручивать волокна, делать нитки
- -я- - -
б) Территория страны вместе с её населением, расположенная позади линии фронта
ты-
в) Публичное исполнение ряда музыкальных произведений, балетных, эстрадных и др. номеров по определённой программе
-он- - - -
г) Повышение и понижение тона голоса при произношении
- - -она- - - - - -
д) Лишённый перемен, разнообразия, однообразный, скучный
-оно- - - - - -
е) Такой, о котором знали раньше, известный
- - - -мы-
ё) Приятный на вид, отличающийся гармоничностью, правильностью линий
- - - - -вы-
ж) Производить, вызывать, издавать звон
- -они- -
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Собери слова.
Прочитайте деформированные слова, запишите их в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
а)Каросо, бярета , сказрас , чийбора, ниравна , сияфеспро , ломасо , повейсо, касоба, латса , цанипше, дагоя
б) Фершо , лимифая, тельчиу, жайроу, рищвато , ретсек, керата, дормипо , тухпе , жирсапас , рагов , цаов.
Волщебные превращения.
Столбик слов, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Коса
Сон
Оси
Леса
Измените одну букву в словах так, чтобы они стали отвечать на вопрос КТО?