Ю. Приходько,С. Тресвятский, Р. Станкявичюс, В. Заболотский; Ю. Шеффер, У. Султанов, И. Волк и М. Толбоев.
На снимке: отряд ЛИИ (1989 г.) У. Султанов и М. Толбоев
Несмотря на все сложности и трудности переходного времени, Урал оставался верен своему главному призванию - «учить самолеты летать». Летом 97-го имя летчика-испытателя вновь вознеслось «до небес». С быстротой молнии планету облетела весть: российские летчики Иван Пышный и Урал Султанов установили мировой рекорд по максимальной высоте горизонтального полета для истребителей среднего класса. Они подняли МиГ- 25ПУ на высоту 19600 метров и удерживали скорость, почти в 2,5 раза превосходящую скорость звука на протяжении необходимых полутора минут. Кстати, своим мировым достижением наши воздушные асы сбили спесь с американцев, раньше этот рекорд принадлежал самолету F-15, но уступал по высоте почти 4000 метров потолку, достигнутому россиянами. Авторам рекорда было присвоено звание мастеров самолетного спорта.
За последнее время в качестве пилота Ил-18 Урал выполнил ряд коммерческих рейсов в Сирию, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию. Этому «грузовичку», кстати, более 40 лет, пассажиров на нем возить запретили, только грузы. Экипаж на такой старой технике, понято ,рискует. Но, как говорят друзья Урала французы «се ля ви». Коммерческие рейсы за рубеж ,конечно, дают кусок хлеба. Однако глубоко в душе Султанову присущ максимализм истинного воздушного аса – «я прошу у неба только одного: все или ничего»
В дни празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик-космонавт СССР, полковник Игорь Волк и заслуженный летчик-космонавт СССР, майор Урал Султанов, посетили Уфимский государственный авиационный технический университет. Он часто бывает здесь, встречается с преподавателями и студентами, участвует в работе жюри олимпиад и конкурсов, проводимых по авиационно-космической тематике. 28 января 2010 года газета сообщила, что космонавт-испытатель, заслуженный летчик-испытатель СССР Урал Султанов – частый гость нашего университета. В ноябре он выступил перед студентами с лекцией о безопасности полетов, а в декабре входил в состав жюри регионального тура Всероссийской аэрокосмической олимпиады. Бывая в Башкортостане, У. Н. Султанов с удовольствием встречается с жителями республики и рассказывает о своей нелегкой работе в отряде космонавтов.
В 2011 году, объявленном в России Годом космоса, у Урала Назибовича Султанова было много встреч с жителями Башкортостана. Он вручал золотые медали имени Юрия Гагарина хоккеистам клуба «Салават Юлаев», выезжал в города и села республики, выступал в учебных заведениях, давал интервью газетам и журналам, посещал выставки, выступал на телевидении. Вся его деятельность по пропаганде достижений нашего народа в освоении космического пространства направлена на то, чтобы подрастающее поколение знало историю отечественной космонавтики, гордилось тем, что наша страна первой проложила дорогу в космос.
Следующая поездка в Башкортостан состоялась в сентябре 2011 года в составе членов бюро президиума Федерации космонавтики России, а также летчик-космонавт - Герои Советского Союза Игорь Волк. Состоялась официальная встреча делегации Федерации космонавтики России с Президентом Республики Башкортостан Р. З. Хамитовым, на которой обсуждались вопросы организации Аэрокосмического центра для детей и молодёжи в Уфе, а также организации ежегодных поездок детей республики на космодром Байконур.
Встреча студентов колледжа с космонавтом - испытателем Султановым У
2010 год—встреча, организованная региональным отделениием Федерации космонавтики России. Встреча проходила в селе Куяново Краснокамского района. Туда прибыли Владимир Васильевич Коваленок - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, Президент Федерации космонавтики России и Урал Назибович Султанов - военный летчик, космонавт-испытатель
Сегодня уже вряд ли кто отыщет хоть кусочек от «Бурана» - его распилили и растащили на сувениры. А вот снаряжение космонавта – исследователя этого уникального корабля, намного превосходившего американские «Шатлы», сохранились. И хранятся они в музее школы села Анячего Миякинского района, одним из первых директоров которой был родной дедушка Урала Султанова.
Урал Назипович оставил на память землякам свой гермошлем – ГШШ - 6 высотно – компенсирующий костюм – ГКК-6 6. Именно в них он пилотировал «Буран», став первым из башкирских летчиков – космонавтом - исследователем.
Заключение.
Каждый гражданин своей страны должен знать страницы из жизни родного края, школы, где он учился, кто его учил и воспитывал. Благословенна та земля, где дружно живут и трудятся люди, где они, верные добрым традициям, дружбе между народами, своим повседневным трудом украшают и преображают землю, преумножают народное богатство. Хочется надеяться, что плодотворная работа по созданию космической техники, проведению научных исследований в области космонавтики, пропаганде космических достижений будет востребована и получит достойное продолжение. Наша великая страна и один из ее ведущих регионов – Башкортостан этого заслуживают. Также я надеюсь, что Башкортостан воспитает своих великих космонавтов. Мы гордимся своими земляками, для кого дело было и есть превыше личных благ и заслуг. Они часть истории района, высокий пример служения Отечеству.
Нашей задачей было восстановить события тех лет и оставить потомкамсведения о вкладе нашего земляка Султанова У.Н в развитии российской космонавтики. Работая над этой темой, мы и не думали, что она будет такой интересной и познавательной. Мы убедились, что наш край очень богат своей историей. Работа является актуальной, так как приурочена к 80-летие со дня рождения Ю.А.Гагарина. Имеет высокую практическую значимость: собранные автором архивные материалы могут быть использован на уроках историии культуры родного края.
В ходе нашей работы поставленная цель подталкивала нас к постоянным поискам новых данных. Недостаточное наличие нужной литературы и документов, систематизированной информации - главная проблема, возникшая в ходе исследования истории школы
Результаты исследования:
* удалось документально восстановить хронологическую последовательность исторических событий жизнедеятельности Султанова У.Н;
*удалось систематизировать и обобщить имеющийся материал;
*пополнили экспозицию музея новыми фотографиями, сведениями;
*подготовили презентацию о Султанове У. Н.
В результате можно сделать вывод, что цель исследования достигнутаи гипотеза нашего исследования подтвердилась.
На основании собранных и исследованных материалов музея, рассказов очевидцев событий, были сделаны выводы:
* нам открылись неизвестные исторические факты не только школы, но и истории села, страны;
*необходимо продолжить работу по систематизации и обобщению архивных материалов музея;
*добилась своей цели, выполнила все поставленные задачи и узнала много полезной информации.
Самое главное, изучив историю края, школы, её традиции, необходимо передавать их из поколения в поколение.
Использованные источники и литература:
1. Альбом «История села Никифарово»
2. Папки воспоминаний учителей-пенсионеров.
3. Архивные данные из школьного музея.
4.Материалы сайта села
Никифарово. selonikifar. ucoz.ru/load/izvestnye_ljudi_sela/3
5. Материалы сайта школы Никифарово.http://nikifar.my1.ru/
6. Вклад Башкортостана в развитие космонавтики / М.А. Филимонов. –
Уфа: Антаир, 2012. – 242 с.
7. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Космос. М., оо « Издательство АСТ»,
8. http://www.obrazovanie-ufa.ru
9. http://ru.wikipedia.org
Приложения.
Приложение 1.
Урал Назибович Султанов -18 ноября 1948 г. р , с. Никифарово, Альшеевский район, Башкирская АССР.
Статус - космонавт-испытатель ЛИИ.
Дата и место рождения:
Родился 18 ноября 1948 года в селе Никифарово Альшеевского района Башкирской АССР, РСФСР.
Образование и научные звания:
Окончил школу в Михайловке (пригород Уфы).
В 1981 году окончил вечернее отделение факультета самолетостроения Жуковского филиала Московского авиационного института (МАИ) им. Серго Орджоникидзе, получив специальность инженера-механика.
Профессиональная деятельность:
С марта 2002 года работает летчиком в авиакомпании имени В.Гризодубовой, которая располагается в городе Жуковский, выполняя транспортные коммерческие перевозки на самолёте Ил-18.
Военное образование:
В 1967 году окончил Казанское суворовское военное училище.
В 1971 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ХВВАУЛ).
Воинская служба:
На службе в Советской Армии с 1967 года. До 1971 года - курсант Харьковского ВВАУЛ. Получил квалификацию военного летчика-истребителя.
С 1971 года служил летчиком-инструктором Харьковского ВВАУЛ.
В 1977 году вышел в запас.
Воинское звание:
Капитан запаса (с 1977 года). Майор запаса
Классность:
Имеет налет более 4000 часов на 48 самолетах и их модификациях.
Летчик-испытатель 3-го класса (1978).
Летчик-испытатель 2-го класса (1981).
Летчик-испытатель 1-го класса (1986).
Испытательная работа:
В 1978 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).
С 1978 года работал летчиком-испытателем Летно-испытательного центра (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Проводил исследования двигателей самолетов МиГ-21 и МиГ-23 на критических режимах и высотах, разрабатывал тактику боевого маневрирования и элементов воздушного боя на самолетах МиГ-21 и МиГ-23. Участвовал в государственных совместных испытаниях по проверке совместимости пилотажно-навигационного комплекса и системы автоматического управления самолета Су-27.
В 1981 - 1982 годах проводил испытания лазерной системы фотографирования завихрений воздуха на крыльях на самолете Су-9 на больших углах атаки.
В 1985 - 1987 годах и в 1990 году проводил прочностные испытания самолетов Су-27, Су-25, МиГ-31 и Су-24, двигателей самолетов МиГ-29 и Су-24.
Летом 1992 года проходил подготовку и участвовал в показательных полетах на выставке «Мосаэрошоу-92». Выполнял на самолете Ту-154 снижение по крутой глиссаде и высший пилотаж на предельно малых высотах на самолете МиГ-29.
С 16 ноября 1992 по 1997 год работал заместителем начальника Школы летчиков-испытателей ЛИИ по летной службе.
В июле - августе 1997 года во время двух полетов на спарке МиГ-25 установил два мировых рекорда по максимальной высоте горизонтального полета без груза в классе самолетов до 35 тонн и самолетов свыше 35 тонн, а также 8 мировых рекордов по скорости набора высоты (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 23 км). Командиром экипажа был Иван Анатольевич Пышный, а Урал Султанов летал вторым пилотом.
Всего в разное время установил 10 мировых авиационных рекордов.
Уволился из ЛИИ 22 марта 2002 года. Жил в Уфе. По некоторым сведениям, позднее вернулся на работу в ЛИИ.
Космическая подготовка:
В 1978 году участвовал в отработке системы и принципов управления посадкой «Бурана», снижающегося по крутой глиссаде, на самолете Ил-18. В 1979 - 1980 годах участвовал в эксперименте «Иммерсия», который заключался в исследовании воздействия невесомости на технику пилотирования. После недельной гидроневесомости в ИМБП выполнял посадку на Ил-18 (1979) и на Су-7 (1980) по крутой глиссаде.
В феврале 1982 года был отобран для работ по программе 11Ф35 («Буран»). В сентябре 1982 года был направлен на углубленные медицинские обследования в Институт медико-биологических проблем (ИМБП). 29 декабря 1982 года прошел врачебно-экспертную комиссию (ВЭК), а 25 января 1983 года получил окончательное заключение ГМК о годности к спецподготовке и приказом МАП №213 от 25 апреля 1983 года был зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей.
С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю.А.Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
С 1987 года проходил подготовку по программе «Буран», в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и самолетах МиГ-25 и Су-ТУ, по аэродинамике приближенных к МТКК «Буран».
С 1988 года планировался в МАП в качестве второго пилота дублирующего экипажа «Бурана» для первого пилотируемого полета.
В 1988 году готовился к пилотированию МиГ-25 при встрече «Бурана» после первого орбитального полета и был дублером Магомеда Толбоева.
В 1991 - 1992 годах участвовал в летной подготовке французских космонавтов и летчиков по программе пилотирования воздушно-космических самолетов. В 1991 был инструктором Жан-Лу Кретьена (Jean-Loup Chretien), в 1992 году - Жан-Пьера Эньере (Jean-Pierre Haignere) и летчика Ги Мито.
Почетные звания:
Заслуженный летчик-испытатель России (18.12.1997).
Семейное положение
Отец - Султанов Назиб Биктимирович, (1920 - 1985), военный летчик, затем ветеринар.
Мать - Султанова Гузель Гумеровна, (1925 - 2007), учительница.
Брат - Султанов Артур Назибович, 1957 г.р., газоэлектросварщик.
Жена - Султанова (Белогорская) Викторина Вадимовна, род. 02.12.1950, врач-педиатр.
Дочь - Султанова Лилия Ураловна, род. 21.04.1971, педагог.
Дочь - Султанова Наталия Ураловна, род. 06.07.1976.
Увлечения
Футбол, горные лыжи, волейбол, стендовая стрельба, баскетбол, теннис, бильярд, и, в первую очередь, полеты.
Приложение 2.
…на сборы - 15 минут
Авиа-космический салон МАКС, 1999.
Образец Бурана ОК-ГЛИ (БТС 002) для тестирования в атмосфере.
Учу самолеты летать…