Из хроники метрополитена им. В. И. Ленина
15 июня 1931 года. Июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.
Ноябрь 1934 года. Образование при Моссовете Управления метрополитена.
15 мая 1935 года. Открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяжённостью 11,2 км.
20 марта 1937 года. Введён в действие участок второй очереди от станции «Смоленская» до станции «Киевская» протяжённостью 1,3 км.
13 марта 1938 года. Вошёл в строй действующих участок от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») до станции «Курская» протяжённостью 2,3 км. Организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.
11 сентября 1938 года. Открыто движение по Горьковскому радиусу от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Сокол» длиной 8,5 км. Завершено строительство второй очереди Московского метрополитена.
1 января 1943 года. Горьковский радиус продлён на 6,2 км от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).
18 января 1944 года. Вступил в эксплуатацию участок Арбатско-Покровской линии от станции «Курская» до станции «Измайловская» («Партизанская») протяжённостью 7,1 км. Завершено сооружение третьей очереди столичного метрополитена.
1 января 1950 года. Принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» протяжённостью 6,4 км.
30 января 1952 года. Открыт участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская» протяжённостью 7 км.
5 апреля 1953 года. Началось движение по новому участку Арбатско-Покровской линии от станции «Площадь Революции» до станции «Киевская» глубокого заложения протяжённостью 4 километра.
14 марта 1954 года. Введён в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры», замкнувший эту линию. Длина участка — 5,9 км.
5 ноября 1954 года. Арбатско-Покровская линия продлена от станции «Измайловская» («Партизанская») до временной станции «Первомайская», построенной на территории электродепо «Измайлово».
1 мая 1957 года. Продлена Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная». Протяжённость нового участка — 2,5 км.
1 мая 1958 года. Открыто движение поездов по Рижской линии от станции «Ботанический сад» («Проспект Мира») до станции «ВСХВ» («ВДНХ») протяжённостью 4,5 км.
7 ноября 1958 года. С завершением строительства участка от станции «Киевская» мелкого заложения до станции «Кутузовская» протяжённостью 2,3 км, открыто движение поездов по Филёвской линии от станции «Калининская» («Александровский сад») до станции «Кутузовская».
7 ноября 1958 года начато внедрение автоматических контрольных пунктов (АКП) на станциях метрополитена.
12 января 1959 года. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлена на 4,5 км от станции «Спортивная» до станции «Университет».
7 ноября 1959 года. Открыто движение по участку Филёвской линии от станции «Кутузовская» до станции «Фили» протяжённостью 1,6 км.
1961 год — все станции оборудованы автоматическими контрольными пунктами (АКП), на входах оставлено по одному контролёру.
13 октября 1961 года. Принят в эксплуатацию участок Филёвской линии от станции «Фили» до станции «Пионерская» протяжённостью 3,6 км.
21 октября 1961 года. Принят в эксплуатацию участок Арбатско-Покровской линии протяжённостью 3,8 км от станции «Измайловский парк» («Партизанская») до станции «Первомайская». С этого момента временная станция «Первомайская» была закрыта.
13 октября 1962 года. Вступила в строй Калужская линия протяжённостью 8,1 км от станции «Октябрьская» до станции «Новые Черёмушки».
22 июля 1963 года. Сдан в строй участок Арбатско-Покровской линии «Первомайская» — «Щёлковская» протяжённостью 1,6 км.
30 декабря 1963 года. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлена на 4,5 км от станции «Университет» до станции «Юго-Западная».
15 апреля 1964 года. Калужская линия продлена на 1,5 км от станции «Новые Черёмушки» до временной станции «Калужская», построенной на территории электродепо «Калужское».
31 декабря 1964 года. Горьковская линия продлена от станции «Сокол» до станции «Речной вокзал» на 6,2 км.
5 июля 1965 года. Филёвская линия продлена от станции «Пионерская» до станции «Молодёжная». Длина нового участка — 3,8 км.
31 декабря 1965 года. Введён в эксплуатацию участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии от станции «Сокольники» до станции «Преображенская площадь» протяжённостью 2,5 км.
31 декабря 1966 года. Открыта Ждановская (Таганская) линия от станции «Ждановская» («Выхино») до станции «Таганская» протяжённостью 12,9 км.
6 ноября 1967 года. В вестибюле станции «Спортивная» открыт Народный музей Московского метрополитена.
11 августа 1969 года. Вступил в строй участок Горьковско-Замоскворецкой (Замоскворецкой) линии от станции «Автозаводская» до станции «Каховская». Длина участка — 9,5 км.
3 января 1971 года. Открыты участки: Калужской линии от станции «Калужская» до станции «Площадь Ногина» («Китай-город») длиной 3,9 км и Ждановской (Таганской) линии от станции «Таганская» до станции «Площадь Ногина» («Китай-город») — 2,1 км.
30 декабря 1972 года. Вступила в строй Краснопресненская линия протяжённостью 7,2 км от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское Поле».
12 августа 1974 года. Вступил в строй участок Калужско-Рижской линии от станции «Новые Черёмушки» до станции «Беляево» длиной 2,2 км. С этого момента временная станция «Калужская» была закрыта.
17 декабря 1975 года. Вступил в строй участок «Площадь Ногина» («Китай-город») — «Баррикадная», соединивший Ждановскую и Краснопресненскую линии. Образована Ждановско-Краснопресненская (Таганско-Краснопресненская) линия.
30 декабря 1975 года. Началась эксплуатация участка «Октябрьское поле» — «Планёрная».
29 сентября 1978 года. Калужско-Рижская линия продлена на 8,1 км от станции «ВДНХ» до станции «Медведково».
15 июля 1979 года. Открыта станция «Горьковская» («Тверская»).
30 декабря 1979 года. Открыто движение по Калининской линии протяжённостью 11,4 км от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево».
5 ноября 1980 года. Открыта станция «Шаболовская».
4 ноября 1983 года вступила в эксплуатацию Серпуховская линия от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяжённостью 13 км.
30 декабря 1984 года. Вступил в строй участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» протяжённостью 2,8 км. На линии организовано вилочное движение поездов. От «Речного вокзала» поезда следуют до станций «Каховская» и «Орехово».
7 сентября 1985 года. От станции «Орехово» Горьковско-Замоскворецкая линия продлена на 3,4 км до станции «Красногвардейская».
6 ноября 1985 года. Принят в эксплуатацию участок Серпуховской линии протяжённостью 1,1 км от станции «Южная» до станции «Пражская».
Январь 1986 года. Введён в эксплуатацию участок Серпуховской линии от станции «Серпуховская» до станции «Боровицкая» протяжённостью 2,8 км. Завершено сооружение центрального участка Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Третьяковская» длиной 1,7 км.
6 ноября 1987 года. Калужско-Рижская линия продлена на 2,9 км от станции «Беляево» до станции «Тёплый Стан».
21 декабря 1987 года. На Серпуховско-Тимирязевской линии открыта станция «Чеховская». Длина нового участка — 1,6 км.
31 декабря 1988 года. Вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Чеховская» до станции «Савёловская» протяжённостью 4,2 км.
13 января 1989 года. Станция «Ждановская» переименована в «Выхино». Ждановско-Краснопресненская линия переименована в Таганско-Краснопресненскую.
31 декабря 1989 года. Открыта станция «Крылатское» Филёвской линии. Длина нового участка — 1,9 км.
17 января 1990 года. Введён в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии от станции «Тёплый Стан» до станции «Битцевский парк» протяжённостью 3,6 км.
3 августа 1990 года. Вступил в строй участок Сокольнической линии от станции «Преображенская площадь» до станции «Улица Подбельского» длиной 3,8 км.
5 ноября 1990 года. Переименованы следующие станции и линии:
«Кировская» — «Чистые пруды».
«Дзержинская» — «Лубянка».
«Площадь Ногина» — «Китай-город» (обе станции).
«Проспект Маркса» — «Охотный ряд».
«Площадь Свердлова» — «Театральная».
«Горьковская» — «Тверская».
«Калининская» — «Александровский сад».
«Колхозная» — «Сухаревская».
«Щербаковская» — «Алексеевская».
«Ленино» — «Царицыно».
Кировско-Фрунзенская линия — Сокольническая линия;
Горьковско-Замоскворецкая линия — Замоскворецкая линия.
1 марта 1991 года. Введён в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Савёловская» до станции «Отрадное» длиной 8,5 км.
31 декабря 1992 года. Вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Отрадное» до станции «Бибирево» протяжённостью 2,6 км.
15 июля 1994 года. Введён в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Бибирево» до станции «Алтуфьево» протяжённостью 2 км.
20 ноября 1995 года. Принят в эксплуатацию оборотный тупик станции «Каширская». С этого момента прекращено вилочное движение поездов по Замоскворецкой линии. Поезда следуют от станции «Речной вокзал» до станции «Красногвардейская», а участок линии протяжённостью 3,3 км от станции «Каширская» до станции «Каховская» выделен в самостоятельную Каховскую линию.
29 декабря 1995 года. Введён в строй первый участок Люблинской линии от станции «Чкаловская» до станции «Волжская» протяжённостью 12,1 км.
25 декабря 1996 года. Люблинская линия продлена на 5,4 км от станции «Волжская» до «Марьино».
25 августа 1997 года. Открыты вторые выходы на станциях «Белорусская» (кольцевая) и «ВДНХ».
11 декабря 1999 года. Открыта станция «Дубровка» Люблинской линии. 31 августа 2000 года вступила в строй первая часть Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Пражская» до станции «Улица Академика Янгеля» длиной 2 км.
12 декабря 2001 года. Бутовский участок Серпуховско-Тимирязевской линии продлён ещё на один перегон длиной 1,4 км до станции «Аннино».
14 декабря 2002 года. Вновь открыта станция «Воробьёвы горы» Сокольнической линии.
26 декабря 2002 года. С пуском станции «Бульвар Дмитрия Донского» завершено сооружение Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина прилегающего перегона — 2 км.
6 мая 2003 года открыта станция «Парк Победы». Длина перегона «Киевская»-«Парк Победы» — 3,2 км.
27 декабря 2003 года вступила в строй первая очередь Бутовской линии лёгкого метро из 5 станций («Улица Старокачаловская», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская аллея»). Длина пускового участка — 5,8 км.
10 ноября 2004 года начата опытная эксплуатация Монорельсовой транспортной системы. Система работает с 10:00 до 16:00. Осуществляется перевозка проектировщиков, строителей и работников метрополитена. На линии 2 состава. Интервал движения — 30 минут.
20 ноября 2004 года начата перевозка пассажиров по Монорельсовой транспортной системе в экскурсионном режиме. Вход осуществлялся только на конечных станциях — «Улица Сергея Эйзенштейна» и «Тимирязевская», выход — на любой станции. Цена поездки — 50 рублей (25 рублей — для студентов и школьников). Дети до 6 лет — бесплатно при условии сопровождения взрослым пассажиром.
15 августа 2005 года — Монорельсовая транспортная система работает с 8:00 до 20:00. Вход дополнительно открыт на станциях «Выставочный центр» и «Телецентр». Выход в город возможен на любой из шести станций. Интервал движения сокращён до 20 минут. Число составов на линии увеличено.
2 сентября 2005 года открылся второй выход на станции «Маяковская».
10 сентября 2005 года открылась 171-я станция Московского метрополитена — «Деловой центр». Движение поездов осуществляется от станции «Александровский сад» с интервалом в 15 минут. Поезда до новой станции следуют по существующему участку Филёвской линии до станции «Киевская», после — по новому участку в сторону строящегося Московского международного делового центра «Москва-Сити». Длина нового участка Филёвской линии — 2,2 км.
30 августа 2006 года на новом участке Филёвской линии открылась 172-я станция Московского метрополитена — «Международная».
30 августа 2007 года открылась 173-я станция Московского метрополитена — «Трубная» Люблинской линии.
29 декабря 2007 года открылась 174-я станция Московского метрополитена — «Сретенский бульвар» Люблинской линии.
7 января 2008 года открылась 175-я станция Московского метрополитена — «Строгино» Арбатско-Покровской линии. Одновременно открыт участок «Парк Победы» — «Строгино» со строящейся станцией «Славянский бульвар», открыта «Кунцевская» (176-я станция Московского метрополитена) с пересадкой на Филёвскую линию. Участок «Кунцевская» — «Крылатское» с промежуточной станцией «Молодёжная» вошёл в состав Арбатско-Покровской линии; ранее этот участок принадлежал Филёвской линии. Длина введённого в эксплуатацию участка составила 11,54 км.[1]
Мавзолей Ленина
Мавзолей… Это слово вошло в наш словарь из IV века до нашей эры, из забытой ныне страны Карии, где правил тогда царь Мавсол. Монументальная гробница, спрятавшая его прах, была причислена к семи чудесам света. Но Мавсолу и не снилось, какое чудо сотворят советские архитекторы и учёные на Красной площади!
Советские энциклопедии провозглашают мавзолей венцом советской архитектурной мысли. Сначала был временный, деревянный вариант мавзолея, открытый на Красной площади 27 января 1924 года. Это была усечённая ступенчатая пирамида, к которой с двух сторон примыкали Г-образные постройки с лестницами. Через два месяца мавзолей был закрыт, и началось полугодовое строительство ещё одного деревянного мавзолея. Это была уже более крупная пирамида (высота — 9, длина — 18 метров), для долговечности покрытая масляным лаком, в результате чего сооружение имело сомнительный коричневатый цвет. Через пять лет началось строительство окончательного, каменного варианта саркофага (июль 1929 — октябрь 1930).
Каменный мавзолей в плане практически повторяет деревянный. Посетитель входит через главный вход и спускается по левой лестнице трёхметровой ширины в траурный зал кубической формы (длина грани — 10 метров) со ступенчатым потолком. По периметру — полосы лабрадорита, смальты. Здание выполнено на основе железобетонного каркаса с кирпичным заполнением стен, облицованных мрамором, лабрадоритом, порфиром, гранитом. Длина мавзолея по фасаду — 24 метра, высота — 12 метров. На первом уступе в 1945 году были устроены трибуны. Над входом на монолите из чёрного лабрадорита буквами из красного кварцита выложена надпись: ЛЕНИН. Во время последней реставрации, проведённой в 70-х годах, Мавзолей оснастили новейшими приборами и аппаратурой для управления всеми инженерными системами, укрепили конструкции и заменили более 12 тысяч мраморных блоков. Старые гостевые трибуны заменили новыми.
У входа в Мавзолей стоял караул, учреждённый приказом начальника Московского гарнизона 26 января 1924 года за день до похорон Ленина. После событий 3–4 октября 1993 года караул был снят.
При Мавзолее есть машинный зал, зал электроники, оборудование которых обеспечивает постоянство температуры в саркофаге (+16 градусов, температура майского утра) и чистоту воздуха. Кроме комнат отдыха для изнемогавших на трибуне вождей, в Мавзолее имелся буфет с прислугой. Внутренние части Мавзолея не раз реконструировались, следуя за техническим прогрессом. Кстати, вся электронно-механическая начинка конструкции — отечественного производства.
Ленин скончался в 18 часов 50 минут 21 января 1924 года. В ночь на 22 января собралась комиссия под председательством Дзержинского. В неё входили Молотов, Ворошилов, Бонч-Бруевич, нарком здравоохранения Семашко и другие. О какой бы то ни было мумификации никто из них не проронил ни слова. Речь шла лишь о временном бальзамировании, дабы перед захоронением на Красной площади выставить тело в гробу в Колонном зале. Теперь, когда снят гриф секретности со всех тайн, касавшихся обработки трупа, стал известен, к примеру, состав раствора, применённого для сохранения: на 100 частей воды — 30 частей формалина, 10 — хлористого цинка, 20 — спирта, 20 — глицерина… Надо полагать, эта смесь не имела ничего общего с рецептурой египетских жрецов. Вскрытие тела Ленина проводили по обычной методике: разрезали грудную клетку вдоль хрящей и рёбер, временно удалили грудину. Крупская на девятый день после смерти мужа просила: «Пожалуйста, не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память…» Но товарищи решили иначе, ссылаясь на многочисленные «письма трудящихся», требующих сохранить тело вождя на века.
23 января в 9 часов 30 минут утра гроб с телом Ленина вынесли из дома в Горках и доставили на станцию Герасимово, где уже стоял спецвагон. Гроб на руках пронесли по московским улицам. С 23 по 27 января мимо почившего вождя прошло более полумиллиона человек. Точно известно количество венков — 821. Мороз стоял лютый: в самом зале ртуть термометра застыла на отметке 7 градусов ниже нуля, что способствовало сохранности тела. 25 января Президиум ЦИК принял постановление: установить гроб в склепе у Кремлёвской стены. Создание склепа поручили архитектору А. В. Щусеву. Он разработал проект конструкции из трёх кубов, установленных один на другом по типу пирамиды. Пока Щусев совершенствовал свой проект, приступили к рытью котлована. Промороженную землю прогревали кострами, долбили ломами.
Предложение о длительной консервации тела внёс нарком внешней торговли Красин, инженер по образованию, носившийся с идеей постоянно действующей холодильной установки. Однако опыты на трупах показали, что этот метод не совершенен, и Ленин обязательно при таком раскладе разложится и покроется зелёной плесенью. Замдиректора Института химии Збарский, с которым консультировался Красин, предложил вместо замораживания бальзамирование, для чего отыскал и специалиста — завкафедрой Харьковского медуниверситета Воробьёва.
Забальзамированное тело обрядили в брюки и френч, гроб установили на постаменте, головой к Кремлю, нижнюю часть туловища укрыли знамёнами, для придания лицу более живого оттенка сделали подсветку с розовыми светофильтрами. Крупская, «повидавшись» с Лениным, разрыдалась, а брат Ленина, Дмитрий Ульянов, остался доволен — не отличишь, мол. В 1930 году Красная пирамида была полностью готова. Стеклянный саркофаг с телом вождя мирового пролетариата переместили в усыпальницу из гранита и мрамора. Удостоенный высших наград и премий, Збарский долгое время оставался директором научной лаборатории при Мавзолее, созданной для поддержания тела Ленина в приемлемом состоянии. Арестовали его в 1952 году в связи с делом врачей. Выйдя на свободу после смерти Сталина, он вскоре скончался. Судьба же его пациента сложилась куда удачливее. Даже во время войны тело Ленина выдержало эвакуацию, и без существенных потерь его вернули обратно.
Судьба Мавзолея всегда волновала власти, ведь обслуживание Мавзолея обходится в 1,5 млн. долларов в год. Администрация Ельцина даже настаивала на захоронении тела Ульянова-Ленина на Волковом кладбище, рядом с матерью, как он якобы и просил.
В любом случае «дело Мавзолея» представляется исключительно непростым.
Вспомним, что Мавзолей Ленина находится в центре Революционного некрополя, возникшего в середине ноября 1917 года. Жертвами «социальной революции», боровшимися за установление советской власти в Первопрестольной, стали тогда 240 человек. Имена большинства похороненных у Кремля до сих пор неизвестны. В последующие годы (вплоть до 1927-го) красный погост продолжал служить местом захоронения большевиков-ленинцев, также там хоронили и заграничных коммунистов: например, в 1920 году у Кремля обрёл вечный покой американский писатель Джон Рид.
Похороны у Кремля были откровенным вызовом Русской православной церкви, погребальные традиции которой откровенно игнорировались. В то время, когда у Кремля появились первые могилы, в Москве заседал Поместный собор. Многие его члены отреагировали на красные похороны как на совершение кощунства — ведь убитых похоронили не на кладбище, а рядом со святынями, испокон веков почитавшимися православным народом. Однако тогда с мнением «церковников» уже не считались, и призывы ликвидировать братские могилы и перенести тела погибших на обычное кладбище остались без внимания.
Характеризуя события тех лет, советские авторы с восторгом писали о том, что «реакционные церковники не могли понять, что пробудившемуся народу, разорвавшему цепи многовекового гнёта, не нужны теперь ни молитвы, ни попы, ни сказки о загробном царстве». Таким образом, братские могилы у подножия Кремля стали символизировать не только победивший новый мир, но и новую мораль этого мира — мира, где нет места Богу.
Впрочем, не будем забывать, что это не единственное кремлёвское захоронение: между двумя братскими могилами, за Мавзолеем отдельно похоронены ещё 12 человек. Первым — в марте 1919 года — похоронили Якова Свердлова, затем Михаила Фрунзе, Феликса Дзержинского, Михаила Калинина, Андрея Жданова, Иосифа Сталина, Климента Ворошилова, Семёна Будённого, Михаила Суслова, Леонида Брежнева, Юрия Андропова и последним, в марте 1985 года — Константина Черненко. Всем известно также, что существует и более 100 захоронений в самой Кремлёвской стене: первую урну замуровали в стену в 1925 году, последнюю — в середине 1980-х.
Итак, если говорить о судьбе Мавзолея Ленина, то необходимо вспомнить и об этих многочисленных могилах. Что делать с ними? Оставить всё так, как есть? Допустим. Тогда в чём смысл предлагаемого правыми захоронения тела Ленина, ведь символическое значение (если всё же не забывать о символах) имеет не только Мавзолей, но и все остальные могилы, — например, Сталина, Жданова и Дзержинского. В самом деле, почему нет? Только ли потому, что эти вожди лежат в земле, а тело Ленина выставлено на обозрение трудящихся?
Такой вывод кажется сомнительным.
Напомним об одном решении, вынесенном ЦК КПСС и Советом министров СССР в марте 1953 года. Тогда страна прощалась с «величайшим гением человечества» И. В. Сталиным. Последним местом упокоения вождя избрали Мавзолей Ленина, с тех пор (и до начала 1960-х гг.) называвшийся Мавзолеем Ленина-Сталина. Но то была лишь временная мера — красный Пантеон предполагалось с Красной площади перенести, перенести предполагалось и тела вождей, помещённых в Мавзолее.
Итак: «В целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных на Красной площади у Кремлёвской стены, соорудить в Москве монументальное здание — Пантеон — памятник вечной славы великих людей Советской страны.
По окончании сооружения Пантеона перенести в него саркофаг с телом В. И. Ленина и саркофаг с телом И. В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены, и открыть доступ в Пантеон для широких масс трудящихся».
Проблема с телом Сталина, как известно, была разрешена на XXII съезде КПСС — разоблачение «культа личности» стоило «величайшему гению» перезахоронения в шеренге всего лишь «выдающихся» коммунистов. Но в целом вопрос так и не разрешили: постановление о создании Пантеона так и не выполнили. Конечно, реализация мартовского решения 1953 года сегодня может обойтись казне весьма дорого, но зато позволит разрешить вопрос о красном Пантеоне навсегда: ведь никто не может вычеркнуть советскую страницу из истории страны, как бы он к прошедшим 80 годам ни относился.
Пантеон стал бы памятником времени и его героям, позволив обществу отдать должное политическому «символизму». В данном случае вопрос о захоронении тела Владимира Ленина стал бы восприниматься не как самый важный вопрос и не вызывал бы столь отрицательной реакции. История не должна становиться заложницей политических баталий элиты как левого, так и правого толков. Преступления прошлого, равно как и его достижения, не могут и не должны быть козырями в идеологической борьбе, ибо в этой борьбе никогда не окажется победителей.
ОРДЕНА, НАГРАДЫ, ПРЕМИИ