Определение визуальных свойств, подбор эмоционально-чувственных аналогов по свойствам.
Эмоциональная структура – это один из ведущих признаков средового образа. Она может строиться во времени (праздник, музей, выставка) и в пространстве (интерьер квартиры, цеха, городской площади) [7]. Конкретное проектирование пространства зависит, прежде всего, от композиционного вида заданного пространства: центрического (театр, рынок, площадь) или линейного (улица, коридор, бульвар). Зависит также от его размеров и конфигурации, обеспечивающих степень его единовременного восприятия посетителями и отдельными гостями. Например, размеры жилой комнаты, холла более соразмерны человеку, чем крытый рынок, торговый центр, имеющий более сложную структуру. Особенностью методики проектирования эмоциональной структуры может быть фактор времени восприятия пространства, а также фактор маршрута перемещения посетителя в пространстве. В этой связи эмоциональная структура пребывания в пространстве должна учитывать первое впечатление, кульминационные центры, ближние и дальние планы восприятия, завершение осмотра, переходы из данного пространства в другие [8].
Формирование визуальной структуры возможно осуществить с помощью пропорций, геометрического подобия, цвета, ритма и др. Главная сложность - сделать отель (гостиницу) единственным и неповторимым местом, в котором всегда комфортно и уютно. Разработка дизайн-проекта гостиницы включает в себя не только работу над внешним видов номеров или рисепшена, но так же в проект входит разработка интерьера холла, коридоров, переговорных комнат, ресторана или кафе, всевозможных технологических помещений, таких как: кухня, прачечная, складские помещения, кладовые и так далее.
На первом этапе разработки проекта начинается работа над выбором тематики в которой будет сделана гостиница. Здесь учитываются такие аспекты как количество звезд будущей гостиницы, контингент посетителей, наличие ресторана и конференц-залла, ценовая политика номеров и так далее.
Дизайн интерьера гостиницы должен являть собою единый концепт, который объединял бы разные части отеля общим стилем. Визуализация проекта – неотъемлемая часть работы любого дизайнера Визуализация дает возможность клиенту увидеть на рисунке будущий интерьер и внести в него поправки, если это необходимо.
Холл - это первое место, куда попадают клиенты, поэтому важно, чтобы он производил только хорошее впечатление. В холле должно быть уютно и комфортно, обязательно должны быть места для сидения, а также приятный дизайн. Общий интерьер и гостиничная мебель должны не только создавать атмосферу уюта и быть внешне привлекательными, но и обладать соответствующей функциональностью.
Важную роль играет цветовое решение. Как известно цвет влияет на эмоции человека на психическом и психологическом уровнях. Цветовой решение экстерьера и интерьера гостиницы определяется, в первую очередь, целесообразностью. Дизайнерская смелость и новаторство должны точно сочетаться с эргономикой. Цвет не должен довлеть и утомлять: слишком резкий и активный цвет «забивает» детали интерьера. Но при этом нельзя допускать серости, бледности и безликости.
В интерьере цвет неотделим от света. Современная техника позволяет создать различные эффекты освещения, сделать акцент на отдельных элементах. Свет, как и цвет, может быть нейтральным, теплым или холодным. Обилие света в помещениях гостиницы усиливает впечатление чистоты и свежести. Однако цветовое решение – далеко не единственный критерий. Важны фактура, форма, размер, пропорции. Все это в совокупности влияет на настроение и эмоции.
По функциональному назначению в гостинице выделяют такие помещения: группу помещений вестибюля; жилую часть; помещения для питания гостей; помещения торгово-бытового обслуживания; помещения для занятий спортом, развлечений, бизнеса гостей; служебные и бытовые помещения; технические помещения. Вестибюль ориентирован на встречу и проводы гостей, в нём осуществляется функция распределения некоторых работ ( рис.1.12) [9].
Рисунок.1.11 Отель «Бурдж-эль-Араб» Рисунок 1.12 Вестибюль отеля
Эмоционально-чувственные аналоги по свойствам.
1. Проектная студия Concrete Architectural Associates оформила интерьер отеля «W» в районе горнолыжного курорта Вербье, Швейцария. Вдохновившись плавными изгибами лыжной колеи в снегу и шикарной панорамой вокруг, дизайнеры совместили стиль альпийского шале с элементами нью-йоркского лофта (рис.1.13).
2. Хостел «U» предлагает одновременной дешёвый и стильный вариант временного размещения. Расположенный в Мадриде, хостел U занимает красивое здание XIX века, отреставрированное и модернизированное без утраты особого характера и исторической ценности. Просторные, светлые, уютные и современные комнаты нравятся гостям, а отдых в Мадриде получается беззаботным и приятным (рис.1.14).
4. Бутик-отель «Snow» в Сеуле. Проектное бюро «Archigroup MA» совместно с дизайнерами интерьеров «1990 uao» представило отель «Snow» в Сеуле, Корея. В интерьере этого стильного бутик-отеля уделено пристальное внимание мельчайшим деталям начиная от материалов и предметов декора, и заканчивая общей атмосферой гармонии, спокойствия и уюта. Преемственность в отделке сменяется необычными решениями, резкой сменой форм и объёмов, контрастом, который при этом так натурален и естественен (рис.1.15).
Рисунок 1.13 Горнолыжный курорт «W». Швейцария.
Рисунок 1.14 Хостел «U» в Мадриде.
Рис.1.15 Бутик-отель «Snow» в Сеуле
Рис.1.16. Хостел Generator в Лондоне
5. Хостел Generator в Лондоне. Его впечатляющий декор олицетворяет индустриальное прошлое Лондона, одновременно подчеркивая безудержную энергию и особый стиль сегодняшнего дня (рис.1.16).
1.2 Стилеобразование в дизайне среды.Стиль - характерный вид, разновидность чего либо, выражающаяся в особенных признаках, свойствах художественного оформления.
Предметно-пространственная среда - непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами.
Прежде всего, создавая дизайн интерьера отеля, нужно учитывать круг клиентов данного отеля - будет ли он местом отдыха для молодых и творческих людей или в нем будут селиться респектабельные деловые люди, приезжающие работать. И если в первом случае уместны яркие краски и необычные решения, то во втором нужен солидный и лаконичный стиль оформления.
Стиль для дизайна интерьера в гостинице можно выбрать практически любой. Причем вовсе не обязательно все помещения в гостинице, в том числе все номера оформлять в едином стиле, вполне допустимо смешение стилей. Единственное правило — мебель для гостиниц должна соответствовать общему стилю интерьера помещения, в котором она находится.
Интерьер в стиле «Лофт». Стиль «Лофт» («loft» с англ. «чердак») зародился в Америке в 40х годах XX. «Лофт» имеет чисто американское происхождение и берет свое начало от фабричных построек, складов и мастерских. Идея использования заброшенных мануфактур под жилье и рабочие помещения возникла уже в сороковых годах в фабричном районе Манхэттена. Тогда цены на землю в центре города поползли вверх, — промышленные предприятия стали выводить на окраины. Освободившиеся площади охотно занимают люди искусства. Вскоре за оригинальным жильем окончательно закрепился статус элитного. В 1960-е Лофт стал завоевывать популярность в Европе. Лофт можно разделить на несколько типов:
1. «Hard lofts» — Жесткий лофт — для создания новых резиденций используется уже существующая постройка;
2. «Soft lofts» — Мягкий лофт — в данном случае под Лофт используются специально спроектированные и построенные для него здания;обычно используются светлые тона, как основа.
3. Коммерческий лофт — обычно индустриальные пространства, минимальная высота потолков 5 метров, используются в коммерческий целях;
4. Жизненный лофт — дизайн создается под жилые помещения.
Характерные черты стиля:
1.Индустриальные черты интерьера.Интерьер лофт обязательно должен иметь отпечаток своего индустриального прошлого . Кирпичная кладка, трубы и грубая штукатурка является неотъемлемой частью стиля лофт. Особое внимание в стиле лофт заслуживают детали. Это всё наследие фабричного прошлого: лестницы, различные трубы, системы вентиляций, заводские приспособления и т. д. Системы отопления и вентиляции обычно выставляются напоказ (рис.1.17).
2. Цветовое решение в стиле «Лофт»: следует отметить, что данный стиль является весьма демократичным в плане выбора цвета. Отличительная особенность в цветовой палитре стиля лофт в том, что часто, для контраста, одну из 4-х стен делают другого цвета, например, 3 стены в одной комнате кирпичные, а одна покрыта металлической штукатуркой. Такой эффект нужен для распределения зон в комнате. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Для отдельных акцентов применяются яркие тона. Потолки должны быть ослепительно, снежно - белыми для предельного ощущения света и простора в каждом помещении,к которым так стремиться этот стиль (рис.1.18).
3. Окна прямоугольные, максимально большие. Окна начинаются от пола, на них нет штор и занавесок, что соответствует мировоззрению Лофт, – в помещении должно быть много света, воздуха и свежести. Чем больше света и пространства будет в таком помещении, тем лучше. Двери стиля лофт прямоугольные, простые, лаконичные. Зачатую материалом служит дерево ,металл, пластик.
4. Полы. В лофте можно оставить бетонный пол в его первозданном виде. Типичными для лофтов также являются грубые деревянные полы и сланцевая плитка как напольное покрытие. Относительно пола – идеальным покрытием послужит ламинат или же половая доска.
5. Потолки. Для визуального увеличения пространства лучше всего использовать ослепительно белый потолок. Еще лучше, если на потолке можно заметить трубы или деревянные перегородки .
6. Стены. В качестве отделки для стен идеальным решением будет кирпичная кладка. Можно использовать ее имитацию, а можно сделать имитацию голого бетона (рис.1.19) [11].
Рисунок 1.17 Индустриальные черты Рисунок 1.18 Цветовое решение
Рисунок 1.19 Примеры оформления стен кирпичной кладкой и бетоном
1.2.1 Стилистические особенности данной темы.Проект мини-отеля «Fogg» выполнен в стиле «Soft lofts» - мягкий лофт. В пространстве много рассеянного, спокойного света, много воздуха. Интерьер проектируемого отеля ассоциативно связан с тематикой образа главного персонажа Филеаса Фогга из книги Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Интерьер должен быть чётким, понятным, немного прагматичным, как главный персонаж данного произведения, интерьер не теряет главную идею путешествий. Проект сочетает в себе старое и новое, что так характерно для лофта. Это видно в синтезе конструктивных элементов Викторианской эпохи с новыми технологиями и материалами. Идея путешествий выражается при помощи этнических элементов стран, в которых по сюжету книги был Филеас Фогг, а именно: Великобритания, Франция, Египет, Индия, Китай, Япония, Америка.
Стилистические особенности выбранной мной темы в интерьере передаются через колорит, особенности информационных стендов, знаков визуальной коммуникации, а также монументально-декоративные техники, декоративных элементов.
В основу цветового решения легла гамма «Тетрада», из четырёх основных цветов, с ахроматическими вставками, представленная такими цветами, как голубой Крайола, лимонный, серый и их оттенками. Главным цветом является белый, который присутствует в каждой проектируемой зоне (риc.1.20).
Голубой цвет всегда создает ощущение уверенности, надежности и благополучия. Теплые песочные и бежевые оттенки идеально дополняют другие цвета, делая их теплее. Жизнерадостный желтый создает атмосферу тепла и уюта. Серый - цвет является нейтральным. Он замечательно сочетается со всеми цветами, так же, как и белый и черный цвет. Белый цвет притягателен своей легкостью, безукоризненной чистотой и эффектностью. Он дает массу возможностей не только для декоративного оформления интерьера, но и для изменения пространства, зрительно раздвигая его границы и увеличивая объем (рис.1.21).
Особенностью информационных стендов данного проекта является то, что они поддерживают общую стилистику проекта, решенные в определенной цветовой гамме (рис.1.22).
Монументально-декоративные техники, использующиеся в интерьере – это синтез металлической зеркальной композиции, декоративных труб и деревянных панелей. Монументально-декоративная композиция выполнена на основе формальных композиций и отвечает заданной теме и общей стилистике отеля (рис.1.23).