Другие итальянские теоретики

Леонардо как урбанист

Авторитет Витрувия

Жак Перре

В трактате Филарете мы впервые встречаемся с типичным звездоо­бразным центрическим городом, план которого нарисован самим авто­ром. В различных вариантах этот план повторится во всех последующих архитектурных трактатах эпохи Возрождения4.

Филарете стоит у истоков теории города Ренессанса. Его фантазии обязан ряд более поздних смелых архитектурных идей, а что касается градостроительных концепций, то своим проектом он полностью затмил трактат Альберти.

Большое число других теоретиков неустанно развивают концепцию идеального города эпохи Возрождения, чертят десятки идеальных пла­нов, но практически ни одного не строят. В их трактатах в большей степени, чем у Альберти и Филарете преобладают описания сложных укреплений и оборонительных работ, производства военных машин и способа ведения боя в обороне и наступлении. Они превосходят своих предшественников также сложностью очертаний городов, начиная с че­тырехгранников и кончая звездами с 12, 16 лучами и более.

В ряде случаев проекты идеальных городов служат составной частью книг по военному делу и фортификации, и их авторы ограничиваются лишь описанием оборонных систем, полностью пренебрегая внутренней структурой города.

Особое место среди теоретиков идеальных городов эпохи Возрожде­ния занимает Леонардо да Винчи. Сохранились его чертежи, показыва­ющие перестройку Флоренции по принципам идеального города, на­броски регулирования реки Арно и систем оросительных каналов. Он чертит сборные дома из дерева и «виды» с птичьего полета на целые провинции, разрабатывает планировку территории в границах между городами Флоренция, Прато, Пистойя, Лукка и Пиза и создает, собст­венно, первый в истории генеральный план целой области. В его днев­никах и на полях его чертежей много пометок, касающихся вопросов градостроительства. Известен его чертеж разреза улицы, на котором впервые в история коммуникации изображены в двух уровнях, причем разделение движения не только касается пешеходов и средств транспор­та, но связано также и с различным общественным положением людей.

Целая энциклопедия теории архитектуры и градостроительства со­держится в большой книге L'idea della architettura universale, изданной в 1615 г. Ее автор Винченцо Скамоцци уделил в ней большое внимание закладке городов, их наиболее удобному размещению и внутреннему делению5.

Однако на весь этот период основным авторитетом остается Витру-вий. Его «Десять книг об архитектуре» неоднократно переиздаются, а ряд новых трактатов лишь комментирует и истолковывает его взгляды.

Вернемся, однако, к началу XVII в., когда архитектурные трактаты эпохи Возрождения начинают издавать и в других странах, прежде всего во Франции и Германии.

Самым известным и по времени первым представителем француз­ской теории города того периода является Жак Перре де Шамбери. Его книга с великолепными иллюстрациями отличается от всех предыдущих трактатов наличием в ней целого комплекса детально разработанных проектов замков, городов и зданий с короткими описаниями.

В ней графически изображена вся система городов разной величины, завершенная городами в форме звезд, имеющих по шестнадцать и даже по двадцать три луча6.

Системы застройки Перре во многом напоминают современные пла­нировочные решения жилых районов и кварталов, вплоть до того, что дома в них состоят из отдельных повторяющихся секций.



Другие итальянские теоретики - student2.ru

Другие итальянские теоретики - student2.ru

О 100

0 60 100 200м



Другие итальянские теоретики - student2.ru 9. Жак Франсуа Перре. Идеальныйгород; 1601 г Сложный орнамент пред­вещает появление бароч­ной композиции с отчет­ливым использованием симметрии. В центре го­рода — высокое здание

10. Даниель Спекле. Иде­альный город; 1608 г. По­следовательное исполь­зование радиальной пла­нировочной системы

Немецкие теоретики

Идеальный город Дюрера

Из других французских проектов идеальных городов интересен про­ект круглого города Дю Серсо, располагаемого на мосту. В значитель­ной степени на создание этого проекта его автор был вдохновлен новым парижским мостом Пон Неф, вызывавшим всеобщее восхищение. В прак­тике строительства новых укрепленных городов во Франции принципы центрических городов Ренессанса и их оборонительных систем исполь­зовал военный инженер, а позже маршал Себастьен ле Претр де Вобан*. Но в его многочисленных сочинениях мы находим лишь очень подроб­ные описания фортификационных работ и организации работы саперных войск. И на иллюстрациях его книг видны лишь укрепления, в то время как внутренняя планировка городов отсутствует.

Ряд теоретических сочинений по градостроительству появляется в это время и в Германии. Но во многих из них лишь повторяются прин­ципы, известные из более ранних трактатов. Собственно городом больше всего занимается Даниель Спекле. В 1608 г. он издает подробную книгу об укреплениях7. В его работе видно отчетливое влияние готики. Так, в качестве феодальных резиденций он рисует романтичные замки на ска­листых холмах, в то время как Перре показывает в своей книге планы замков с большими дворами и садами в соответствии с духом эпохи Возрождения.

Известный художник Альбрехт Дюрер в своей книге об укреплениях8 рисует идеальный город, квадратный в плане, напоминающий скорее концепции готики, чем Ренессанса. В центре его города — площадь с королевским дворцом, располагающим собственными укреплениями. Рядом с ним параллельными рядами идут дома горожан: от самых бо­гатых вокруг замка до бедных у крепостных стен.

Другие итальянские теоретики - student2.ru * Себастьен ле Претр де Вобан (1633—1707 гг.)—виднейший теоретик и практик бастионной фортификации. Ф. Энгельс писал о Вобане, что в его работах «сочинение деталей, пропорции линий, профили и применение теории к постоянно меняющимся требованиям местности так искусны, что они кажутся совершенством по сравнению ; работами его предшественников, и поэтому можно сказать, что научная и система­тизированная фортификация берет свое начало от него» (Ф. Энгельс. Избр. воен­ные произведения, т. 1, 1941, стр. 301). (Прим. ред.).



11. Сопоставление ком­позиционных осей Ри­ма, Версаля и Парижа, ставших основой градо­строительных компози­ций барокко и класси­цизма

Урбанизм испанских колоний

Другие итальянские теоретики - student2.ru Идею дюреровско-го города использовал известный немецкий зодчий Генрих Шик-гардт*, построивший для эмигрантов-проте­стантов в 1632 г. город Фройденштадт. Он ис­пользовал квадратный план Дюрера, несмот­ря па то что был зна­ком со звездообразны­ми планами итальян­цев и Спекле, которые в то время, наверняка, пользовались популяр­ностью.

0100 Б00 1000 м

Отзвук теории иде­ального города эпохи

Возрождения дошел до многих стран, и можно утверждать, что в других странах новая идея осуществлялась шире, чем в самой Италии. Она на­шла отражение во вновь основанных городских крепостях и в укрепле­ниях большинства существующих городов. Поэтому строительство горо­да Иове Замки в Словакии, в соответствии с концепцией звездообраз­ного «идеального города» в 1580—1588 гг. Оттавием Балдигарой, от носится лишь к немногочисленным свидетельствам раннего применении новых градостроительных идей.

Основной вклад в теорию градостроительства теоретиков эпохи Возрождения — это концепция радиального города с отчетливо выде­ленным центром. Другие идеи теоретиков Ренессанса, выраженные, например, в линейном городе Филарете или в городах-спутниках Лео­нардо, не нашли себе применения в свое время, были забыты и возрож­дены лишь спустя 300 лет, уже на пороге нашего века.

Интересно также воздействие теории идеального города на указы, которые издавали испанские короли с начала XVI в. для городов, закла­дываемых в американских колониях. Первые указы касались прежде неего выбора места для новых поселений с учетом гигиенических усло­вий территории и т. п. Позднее появляются указы, где в самых общих словах рекомендуется строить города прямоугольного плана.

В 1573 г. в Эскориале Филипп II издает общие инструкции, в которых обобщены и объяснены все ранее изданные частные указания. Весь текст обнаруживает очевидную связь с Витрувием и более поздними теоретиками идеального города, что чувствуется как в содержании, так и в построении книги9.

С укреплением абсолютизма и обновлением власти церкви Ренес­санс переходит в барокко, а строительная деятельность все более пере­носится в крупные столичные города. Однако при их реконструкции продолжают использовать теоретические концепции, свойственные иде­альному городу эпохи Возрождения. В отличие от абстрактных схем прошлого теперь учитывается существующий город с конкретным рель­ефом, природными и другими специфическими условиями. В качестве нового элемента в городе или в его окрестностях появляется парк; ос­новой плана становится система прямых и широких улиц, соединяющих важные точки города. Вместо одного центра появляются полицентри­ческие планы с несколькими взаимосвязанными узлами площадей и

Другие итальянские теоретики - student2.ru * Генрих Шикгардт (1558—1634 гг.)—один из наиболее продуктивных немецких зодчих своего времени. Им построено 12 дворцов, 17 церквей, большое количество монастырей, школ и других зданий. Наиболее известным его сооружением является «Новый дом» в Штутгарте. (Прим. ред.)

Другие итальянские теоретики - student2.ru

5№^3-

о

Другие итальянские теоретики - student2.ru 12. Пьер Шарль Пан-фан. Вашингтон: 1791 г. В первоначальном пла­не особенно отчетливо выражен основной ком­позиционный замысел

1 — Капитолий; :' — Дворец президента

важных здании, с монументальными осями и композиционными архи­тектурными точками в интервалах между площадями.

В Италии конца XVI в. жизнь сосредоточивается в богатеющем Ри­ме— резиденции пап. Папа Сикст V, избранный в 1585 г.. приступает к грандиозной реконструкции, которая должна была воплотить в себе растущую власть католической церкви и ее главы. Фреска в ватикан­ской библиотеке в общих чертах показывает план города с новой си­стемой улиц, соединяющих семь главных римских храмов, трезубец улиц, выходящих на Пьяцца-дель-Пополо и прекрасную микеландже-ловскую композицию площади на Капитолии. Появляется основа, на которой развивается новая архитектура — архитектура барокко.

Вскоре после этого, уже в XVII в., центр европейского архитектур­ного творчества перемещается в бурбонский Париж с более чем полу­миллионным населением, столицу наиболее богатого и крупнейшего западноевропейского государства. Здесь постепенно вырабатывается трактовка архитектуры классицизма, связанная с античным наследием, приобретшим известность также благодаря Ренессансу. Идеалом оста­ется регулярный город с прямыми улицами, описанный в Энциклопедии Дидро и Даламбера: главные улицы по возможности должны быть перпендикулярны одна другой, группы домов должны быть прямоуголь­ными10. Ту же мысль высказывает и Декарт, полагающий, что «работа, составленная из многих частей и сделанная руками многих мастеров, не имеет такого совершенства, как работа, над которой трудился один человек. Так, мы видим, что здания, созданные одним архитектором.



Другие итальянские теоретики - student2.ru

1000 2000 м



13. Александр Леблон. Петербург; 1717 г. По­следовательное исполь­зование принципов иде­ального города эпохи Возрождения

.' — дворец Петра I: 2 — со­боры; о—торговая пло­щадь; 4 — пристани со скла­дами; -5—Петропавловска?! крепость; в — Адмиралтей­ство

Город классицизма

как правило, красивее и лучше устроены, чем те, в переделке которых принимали участие многие, пользуясь старыми стенами, построенными для других целей. Точно так же старинные города, разрастаясь с тече­нием времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно плохо распланированы по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера»11.

Отчетливее других теоретиков того времени понятие города опреде­ляет в 3-й книге своего произведения об архитектуре А. Давиле. Авто­ритетом для него служит только Витрувий, вслед за которым он утверж­дает, что «город с точки зрения гражданской архитектуры — есть ком­плекс кварталов, расположенных по законам симметрии и красоты, а также улиц и общественных площадей, с регулярной красивой и здоро­вой застройкой и со склонами, необходимыми для стока вод»12.

Однако французская урбанистическая школа не только повторяла центрические схемы эпохи Возрождения. Она выработала свои, более сложные и пышные композиции взаимосвязанных пространств и пло­щадей, выявила значимость вытянутых лучей городских улиц с вырази­тельными архитектурными центрами и развила композиционный прин­цип трезубца, который наиболее отчетливо (и впервые после Пьяцца-дель-Пополо) использовала в грандиозном решении Версаля, оказав­шего влияние на дальнейшее развитие градостроительства и паркового искусства.

Те же принципы симметрии, системы прямых широких улиц, пересе­кающихся под прямыми углами, повлияли на разработку планов боль­шинства вновь заложенных городов Соединенных Штатов Америки. Однако здесь эти принципы в большинстве случаев нашли воплощение в механической сетке прямоугольных жилых кварталов. Но кроме них на американском континенте мы встречаемся и с несколько усложнен­ными планами, прообразом которых является ныне уже классическая


Другие итальянские теоретики - student2.ru

О 100



Другие итальянские теоретики - student2.ru 14. Ярославль. Город­ская планировка с не­правильной сетью улиц до реконструкции перио­да классицизма

Русское градостроительство

концепция г. Вашингтона, разработанная французским майором Пьером Шарлем Ланфаном в 1791 г.*

Наиболее широко принципы регулярного города классицизма были использованы при перестройке городов и строительстве новых городов-крепостей в России. Здесь мы встречаемся с довольно богатым перечнем различных планировочных приемов, с центрическими и шахматными городами, со сложными системами нескольких центров и характерными для эпохи Возрождения крепостями в форме звезд,

К описываемому времени русское градостроительство накопило свои собственные традиции и неслучайно еще в раннефеодальный период иностранные путешественники называли Россию страной городов. В ча­стности, деревянные постройки уже давно достигли в России высокого технического уровня. На рынке можно было купить деревянный дом, который на месте оставалось лишь собрать. Сохранилось даже сообще­ние о том, что при Иване IV, в 1551 г., таким образом была подготовлена постройка всего города Свияжска, который по частям был сплавлен по Волге и на месте собран под руководством Ивана Григорьевича Вырод-кова13.

К началу XVII в. относится проект малоизвестного русского военного трактата, который в 1607—1621 гг. на основе различных источников написал Онисим Михайлов. Рукопись была найдена в 1775 г. в Ору­жейной палате Московского Кремля и двумя годами позже издана в Петербурге. Тридцать шестая и тридцать седьмая главы трактата каса­ются строительства крепостей, причем автор отмечает, что «прежде всех объявляет тот великий и много искусный Витрувий, который всем гра-додельцам и палатным мастерам отец был и корень, что имеет много разсуждением к долговечному и красовитому строению»14.



Другие итальянские теоретики - student2.ru 28

* План Ланфана полностью не сохранился и известен лишь отдельных текстовых материалов. (Прим. ред.)

виде набросков и


Другие итальянские теоретики - student2.ru



15. Ярославль. Проект
реконструкции города в
духе классицизма;

1778 г. Новая простран­ственная концепция ис­пользована таким обра­зом, чтобы в нее могли быть вкомпонованы ан­самбли древних соборов

Трактат свидетельствует о знакомстве русских с сочинениями Витру-вия и является здесь наиболее старым документом этого рода. В конце XVII в. на русский язык стали переводить части трактатов А. Палладио и других теоретиков эпохи Возрождения.

Однако практическое использование новых градостроительных прин­ципов в России развернулось лишь при Петре I, который, очевидно, во время своих путешествий познакомился как с книгами западноевропей­ских теоретиков, так и с конкретными постройками. Начало нового эта­па ознаменовал план новой столицы — Петербурга, основанного в 1703 г.



Наши рекомендации