Транспорт железнодорожный общего пользования

– железнодорожный транспорт, используемый для осуществления перево-

зок пассажиров, грузов и багажа и связанных с этим работ (услуг) на осно-

вании публичного договора, то есть по обращению любого гражданина

или юридического лица.

ТРАНСПОРТ КОНВЕЙЕРНЫЙ – вид промышленного транспорта,

использующий транспортирующие машины непрерывного действия, в

которых движение транспортируемому материалу сообщается механиче-

ским путем за счет непосредственного воздействия на него рабочего (тяго-

вого или транспортирующего) органа.

ТРАНСПОРТ МОРСКОЙ – вид водного транспорта, осуществляющего

перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям и

морским каналам. Т.м. делят на каботажный (перевозки между портами

одной страны) и международный дальнего плавания. Пассажирские пере-

возки Т.м. почти вытеснены воздушным транспортом и сохранились

главным образом в качестве рекреационных круизов.

ТРАНСПОРТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ – городской транспорт, предназна-

ченный для перевозки пассажиров по определѐнным маршрутам.

ТРАНСПОРТ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ (пневмотранспорт) – совокуп-

ность оборудования и собственно само механическое перемещение в

трубопроводах насыпных грузов (сыпучих материалов) во взвешенном

состоянии в струе воздуха (или другого газа), штучных и пластичновязких

материалов и изделий, а также специальных кабин и контейнеров под

действием перепада давления воздуха. Устройства Т.п. подразделяются на

нагнетательные, всасывающие и смешанные.

ТРАНСПОРТ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ – разно-

видность пневматического транспорта, при котором транспортируемый

материал перемещается по трубопроводу в специальных контейнерах или

патронах под воздействием сжатого воздуха.

ТРАНСПОРТ ПОДВЕСНОЙ КАНАТНЫЙ – вид промышленного

транспорта, использующий транспортные средства (вагонетки), подве-

шенные к канату.

ТРАНСПОРТ ПОСТРОЕЧНЫЙ – транспортные средства, принадле-

жащие строительным организациям и используемые в пределах строй-

площадки.

ТРАНСПОРТ ПРОМЫШЛЕННЫЙ – комплекс сооружений и техни-

ческих средств транспорта необщего пользования, обеспечивающий

транспортирование грузов (исключая перемещения в пределах технологи-

ческих агрегатов), эксплуатацию и техническое обслуживание транспорт-

ных средств, производство погрузочно-разгрузочных работ, в пределах

территории городского промышленного района, группы предприятий или

отдельного предприятия независимо от отраслевого назначения, а также

непосредственную связь с другими предприятиями (организациями) и

транспортом общего пользования. Т.п. разделяется на внешний, внутриза-

водской и внутрицеховой.

ТРАНСПОРТ РЕЧНОЙ – транспорт, осуществляющий перевозки пас-

сажиров и грузов по водным путям – естественным (реки, озѐра) и искус-

ственным (каналы, водохранилища). Выделяют: магистральные речные

пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств;

межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами

внутри страны; местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

ТРАНСПОРТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ – транспорт, входящий и полно

отвечающий технологическим и организационным особенностям и пара-

метрам технического строительного процесса. Т.т. специализирован по

видам строительно-монтажных работ; соответствует всей совокупности

показателей грузопотоков процесса (интенсивности, расстояниям, скоро-

сти и трассе перемещения, массе, габаритным размерам) и физико-

климатическим свойствам перерабатываемых материальных элементов

производства; обеспечивает наиболее высокую производительность и

благоприятные условия труда и функционирования технологического

процесса; согласовывает уровень механизации погрузочно-разгрузочных и

транспортных операций, а также технических характеристик транспорт-

ных средств и технологического процесса, в который оно входят.

ТРАНСПОРТ ТРУБОПРОВОДНЫЙ – вид транспорта, осуществляю-

щий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продук-

тов, а также (значительно реже) специальных устройств с грузами и пас-

сажирами по трубопроводам (газопроводы, нефтепроводы, гидравличе-

ский транспорт, пневматический транспорт и т.п.).

ТРАНСПОРТ ТРУБОПРОВОДНЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ – вид

транспорта, предназначенный для транспортировки магистральными

трубопроводами продукции, подготовленной в соответствии с требова-

ниями технических нормативных правовых актов в области технического

нормирования и стандартизации, от пункта приемки продукции до пункта

ее сдачи, передачи в другие трубопроводы, на иной вид транспорта или

хранение.

ТРАНСПОРТЁР – горизонтальная или слегка наклонная транспорти-

рующая машина непрерывного действия для перемещения грунта или

иных массовых сыпучих и кусковых материалов на относительно неболь-

шие расстояния. См. также конвейер.

ТРАНСПОРТЁР ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ – механизм для перемещения

сыпучих и штучных грузов потоком воздуха, движущимся по трубопрово-

ду. Т.п. используется как самостоятельный механизм или в виде встроен-

ного транспортирующего устройства в различных машинах. Различают

Т.п.: всасывающие, работающие при разряжении 0,1-0,5 кг/см2, нагнета-

тельные, работающие при давлении до 6 кг/см2, и смешанные, совмещаю-

щие первые две установки.

ТРАНСПОРТИР – приспособление для построения и измерения углов на

чертежах.

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ – процесс перемещения груза с применением

транспортных и грузоподъемных средств, начинающихся с погрузки и

кончающийся выгрузкой на месте назначения.

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ – деятельность, связанная с

перемещением отходов между местами или объектами их образования,

накопления, хранения, переработки, утилизации, захоронения и (или)

уничтожения.

ТРАНСУРБАЦИЯ – смещение города (населенного места) без потери

его единства (непрерывности), например, из долины реки на ее террасы.

ТРАНСФЕРКАР – саморазгружающийся электромоторный полувагон,

применяемый главным образом на металлургических заводах для подачи

со склада руды, известняка и кокса к доменным печам. Вместимость до

100 м3, скорость передвижения до 20 км/ч.

ТРАНСФОРМАТОР – устройство для преобразования каких-либо суще-

ственных свойств энергии (например, Т. электрический, гидротрансфор-

матор) или изображений объектов (например, фототрансформатор). Как

правило, термин Т. подразумевает электрический Т.

ТРАНСФОРМАТОР ВОЛЬТОДОБАВОЧНЫЙ – электрический

трансформатор с переменным коэффициентом трансформации, включае-

мый своей вторичной обмоткой последовательно в цепь вторичной обмот-

ки другого (основного) трансформатора для регулирования или стабилиза-

ции напряжения в цепи нагрузки.

ТРАНСФОРМАТОР ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ – электрический пони-

жающий трансформатор, позволяющий измерять ток, напряжение и мощ-

ность в высоковольтных и сильноточных электрических цепях с помощью

амперметров, вольтметров и ваттметров с относительно небольшими

пределами измерений.

ТРАНСФОРМАТОР ИМПУЛЬСНЫЙ – электрический трансформа-

тор особой конструкции, применяется (главным образом в устройствах

автоматики, вычислительной техники, радиотехники) для преобразования



амплитуды импульсов и их передачи практически без искажения формы, а

также для формирования видеоимпульсов (пик-трансформаторы, диффе-

ренцирующие трансформаторы).

ТРАНСФОРМАТОР МАСЛЯНЫЙ – трансформатор с жидким диэлек-

триком, в котором основной изолирующей средой и теплоносителем

служит трансформаторное масло.

ТРАНСФОРМАТОР МНОГОФАЗНЫЙ – трансформатор, в магнитной

системе которого создается магнитное поле с числом фаз более трех.

ТРАНСФОРМАТОР НАЗНАЧЕНИЯ ОБЩЕГО – силовой трансфор-

матор, предназначенный для включения в сеть, не отличающуюся особы-

ми условиями работы, или для непосредственного питания приемников

электрической энергии, не отличающихся особыми условиями работы,

характером нагрузки или режимом работы.

ТРАНСФОРМАТОР НАЗНАЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (транс-

форматор специальный) – трансформатор, предназначенный для непо-

средственного питания потребительской сети или приемников электриче-

ской энергии, если эта сеть или приемники отличаются особыми условия-

ми работы, характером нагрузки или режимом работы.

ТРАНСФОРМАТОР ОДНОФАЗНЫЙ – трансформатор, в магнитной

системе которого создается однофазное магнитное поле.

ТРАНСФОРМАТОР ПИКОВЫЙ – электрический трансформатор,

преобразующий переменное напряжение синусоидальной формы в им-

пульсное напряжение переменной полярности той же частоты. Использу-

ют как генератор импульсов главным образом в установках высокого

напряжения.

ТРАНСФОРМАТОР ПОВЫШАЮЩИЙ – трансформатор, у которого

первичной обмоткой является обмотка низшего напряжения.

ТРАНСФОРМАТОР ПОНИЖАЮЩИЙ – трансформатор с разными

ступенями понижения напряжения электрического тока для безопасного

ведения работ на объекте; у Т.п. первичной обмоткой является обмотка

высшего напряжения.

ТРАНСФОРМАТОР ПУСКОВОЙ – трансформатор или автотранс-

форматор, предназначенный для изменения напряжения ступенями при

пуске электродвигателей.

ТРАНСФОРМАТОР РАЗДЕЛЯЮЩИЙ – специальный трансформа-

тор, предназначенный для отделения приемника энергии от первичной

электрической сети и сети заземления.

ТРАНСФОРМАТОР СВАРОЧНЫЙ – трансформатор, предназначен-

ный для питания установок электрической сварки.

ТРАНСФОРМАТОР СИЛОВОЙ – трансформатор, предназначенный

для преобразования электрической энергии в электрических сетях и в

установках, предназначенных для приема и использования электрической

энергии.

ТРАНСФОРМАТОР ТРЕХФАЗНЫЙ – трансформатор, в магнитной

системе которого создается трехфазное магнитное поле.

ТРАНСФОРМАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ – электрическая машина

(статическое электромагнитное устройство), не имеющая подвижных

частей и преобразующая посредством электромагнитной индукции одной

или нескольких систем переменного тока в одну или несколько других

систем переменного тока (чаще всего переменный ток одного напряжения

в переменный ток другого напряжения). В простейшем случае состоит из

магнитопровода (сердечника) и расположенных на нѐм двух обмоток –

первичной и вторичной. Преобразуемый ток подаѐтся в первичную обмотку;

возникающий при этом в сердечнике переменный магнитный поток наводит

во вторичной обмотке эдс взаимоиндукции. Отношение напряжений в об-

мотках равно отношению числа витков в них. Основные типы Т.э. – силовые,

измерительные, импульсные. Мощность от долей В*А до сотен MB*А.

ТРАНСФОРМАЦИЯ – превращение, преобразование, изменение фор-

мы, вида, свойств чего-либо.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДЫ – свойство объектов предметно-

пространственного мира изменять свои первоначальные формы и пара-

метры в процессе существования или эксплуатации. Т.с. существует и как

часть художественной модели мира, и как одно из звеньев творческого

метода. Т.с. функционально-морфологическая является основной при

решении многих задач обустройства, экономии и оптимизации использо-

вания материала, пространства, сокращения сроков амортизации объекта,

способствует формированию его эстетической целостности, позволяя

получить максимальный эффект минимальными средствами. Наиболее

полно Т.с. реализуется при создании многоэлементных, многопредметных,

в том числе средовых комплексов, обладающих качеством гибкости.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДЫ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – одно из основных

средств формообразования в дизайне; целенаправленное преобразование

объѐмно-пространственных параметров, предметного наполнения и дру-

гих составляющих среды, рассчитанное на приспособление к меняющимся

условиям и задачам эксплуатации или на создание новых функциональных

или художественных свойств; комплекс мероприятий, обеспечивающих

гибкость среды. Различают Т.с.д. периодическую или циклическую (свя-

занную с периодическими сменами функциональных процессов, приспо-

соблением объекта к сезонным циклам и т.п.) и единовременную (вызван-

ную «разовыми» причинами – изменением функционального процесса,

старением объекта и пр.).

ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДЫ ЕДИНОВРЕМЕННАЯ – дизайнерская

трансформация среды, связанная обычно с физическим или моральным

устареванием предметного наполнения, сменой функционального назна-

чения объекта и т.п. Т.с.е. обычно условно подразделяется на модерниза-

цию (обновление), реконструкцию (перестройку), реставрацию (восста-

новление) и перестройку (перепрофилирование) среды (например, пере-

делка под жилье или общественный центр корпусов промышленных

сооружений).

ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДЫ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ (циклическая) –

дизайнерская трансформация среды, осуществляемая средствами и прие-

мами, обеспечивающими многофункциональное использование простран-

ства, оборудования, мебели с помощью всякого рода трансформируемых

(раздвижных, разборных и т.д.) элементов пространства – перегородок,

стен, покрытий.

ТРАНШЕЕКОПАТЕЛЬ – канавокопатель с активным рабочим органом,

предназначенный для рытья траншей.

ТРАНШЕЯ – узкая выемка в грунтовом основании, имеющая длину

значительно большую по сравнению с шириной и высотой (устраивается

обычно для ленточных фундаментов или сетей коммуникации). В горном

деле Т. – открытая горная выработка трапециевидного сечения. Для

вскрытия крутопадающих слоев грунтов при мощности перекрывающих

отложений не более 2,5 м; максимальная глубина горных выработок –

6,0 м. Различают Т. капитальные (соединяют забои карьера с поверхно-

стью), разрезные (создают первоначальный фронт работ в карьере), дре-

нажные и разведочные.

ТРАНШЕЯ ВЕНЧАНИЯ – фортификационное сооружение; траншея,

устраивавшаяся при т.н. постепенной атаке крепости путем методического

приближения к ней системой параллелей и апрошей. Т.в. была третьей и

последней (ближайшей к осажденной крепости) в системе параллелей и

отрывалась на гребне гласиса. См. также параллель.

ТРАНШЕЯ ПИОНЕРНАЯ – траншея, для въезда в карьер и устройства

первого, рабочего уступа.

ТРАНШЕЯ ФОРТИФИКАЦИОННАЯ – фортификационное сооруже-

ние, представляющее собой узкий длинный ров глубиной до 150 см с

двусторонним или односторонним бруствером; сплошная огневая позиция

стрелковых (мотострелковых) подразделений. Т. защищает личный состав

от средств поражения применяемых противником, позволяет проводить

скрытый манѐвр маневр вдоль фронта. Т. первоначально назывались

апроши, представлявшие собой углубленную в землю на полроста челове-

ка зигзагообразную (для зашиты от продольного огня) дорогу с насыпями

такой же высоты по обеим сторонам. Впервые применены в 1418 г. англи-

чанами при осаде Руана. Затем Т. стали называть и параллели, возводив-

шиеся при осаде крепостей, достаточно широкие для прохода нескольких

человек рядом. Во второй половине XIX в. Т. называли стрелковые окопы,

отрытые для стрельбы стоя со дна рва (в отличие от окопов неполных

профилей – ложементов, позволявших вести стрельбу лежа или с колена и

носивших название). В I мировую войну 1914-18 гг. Т. – сплошные окопы

вдоль всей линии фронта, представлявшие одновременно и ходы сообще-

ния, и стрелковые позиции.

ТРАП САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ – санитарно-технический

прибор, устанавливаемый (устраиваемый) в полу в санитарно-бытовых и

др. помещениях зданий для приема и отвода сточных вод с пола. Т. состо-

ит из приемной воронки со съемной решеткой и встроенного сифона с

гидравлическим затвором и отводящим патрубком.

ТРАПЕЗНАЯ – 1) в русской архитектуре – здание или помещение общей

столовой в монастыре с подсобными помещениями; Т. XVI-XVII вв. –

большие 1-, 2-столпные или бесстолпные залы, часто с открытыми терра-

сами и лестницами; в русской архитектуре трапезные помещают с запад-

ной стороны храма, между собственно церковью и колокольней; 2) невы-

сокая пристройка с западной стороны церковного здания (как правило,

отапливаемая) в которой осуществлялось богослужение в зимнее время. Т.

характерны для русского церковного зодчества XVII-XIX вв.

ТРАПЕЦИЯ – четырехугольник, две стороны которого параллельны, а

две др. стороны не параллельны.

ТРАППЫ – группа магматических горных пород, произошедших из

основной магмы (диабазы, базальты и др.). Распространены на древних

платформах, где иногда залегают в виде огромных (несколько тысяч км2)

покровов (например, Восточная Сибирь, Индостан).

ТРАСС – горная порода, плотный вулканический туф, значительно изме-

ненный под действием выветривания или гидротермальных растворов. Т.

– твѐрдая светлая пористая масса, богатая аморфной кремнекислотой

(кремнеземом). Активная добавка к портландцементу.

ТРАССА – 1) след, отмечающий траекторию перемещения в пространст-

ве какого-либо материального тела (элементарной частицы, метеорита,

пули, снаряда, самолета и т.п.); 2) маршрут транспортного средства (само-

лета) между портами, оснащенный необходимыми техническими средст-

вами и устройствами (навигационным оборудованием и т.п.); регламенти-

рованная правилами специально размеченная и оборудованная полоса

между двумя конечными точками дистанции для проведения тренировок и

соревнований; 3) положение оси линейного сооружения большой протя-

жѐнности (дороги, трубопровода, ЛЭП и т. п.) обозначенное на местности

или нанесенное на карте и отвечающее ее проектному положению; Т.

определяется двумя проекциями на горизонтальную плоскость: горизон-

тальной (планом) и вертикальной (продольным профилем, т.е. вертикаль-

ным разрезом местности по оси проектируемого сооружения).

ТРАССА АВТОГОНОЧНАЯ – специально выбранный и подготовлен-

ный участок дороги с необходимыми по расчѐту виражами, предназначен-

ный для скоростных испытаний автомобилей или проведения спортивных

соревнований на них.

ТРАССА ВОЗДУШНАЯ (авиалиния) – пространство над поверхностью

земли в виде коридора, в пределах которого выполняются полѐты, обеспе-

ченные аэродромными и наземными радиотехническими средствами.

ТРАССА ДЛЯ КОММУНИКАЦИЙ – категория нелесных земель,

которую образуют полосы, прорубаемые на территории лесного фонда с

целью прокладки коммуникаций (например, линии связи, электропереда-



чи, трубопроводы и др.).

ТРАССА ТРУБОПРОВОДА – линия, определяющая его положение в

пространстве.

ТРАССА САННАЯ – спортивное сооружение, предназначенное для

тренировок и соревнований по санному спорту. Т.с. обеспечивает скорост-

ной спуск на 1- и 2-местных гоночных санях (гибких, подвижных, с на-

тяжными ремнями) с 15-20 виражами.

ТРАССИРОВАНИЕ – комплекс полевых и (или) камеральных проектно-

изыскательских (геодезических) работ по выбору и закреплению на мест-

ности или на карте (плане) оптимального в техническом отношении и

экономически целесообразного варианта положения оси проектируемого

линейного сооружения (проложению трассы).

ТРАССИРОВАНИЕ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ – комплекс геодезических

работ по проложению трассы.

ТРАССИРОВАНИЕ КАМЕРАЛЬНОЕ – трассирование вариантов

положения оси линейного сооружения, представленных в графической,

цифровой или иных формах, выполняемое по картам, планам, аэросъем-

кам и космоснимкам, топографическим съемкам и другим картографиче-

ским материалам.

ТРАССИРОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ – комплекс полевых изыскательских

работ в составе инженерных изысканий по приложению (трассированию)

на местности оси линейного сооружения.

ТРАССИРОВАНИЕ СООРУЖЕНИЙ ЛИНЕЙНЫХ – комплекс про-

ектно-изыскательских работ, выполняемых для выбора оптимального

положения линейного сооружения на местности.

ТРАССИРОВКА – прокладка направления трассы (дороги, канала, линии

связи и т.п.) на плане или карте.

ТРАССИРОВКА УКРЕПЛЕНИЯ (отбивка укрепления) – обозначение

на местности бороздами пределов выемок и насыпей укрепления или

другого фортификационного сооружения.

ТРАСТ – процесс доверительного управления собственностью, а также

документ, предоставляющий юридические функции такого управления.

ТРАТТОРИЯ – в некоторых странах Западной Европы (например, в

Италии) ресторан, трактир.

ТРАФАРЕТ – пластина (из металла, дерева, картона, пластмассы) с от-

верстиями, форма которых повторяет несложные рисунки, надписи и т.п.

Служит для воспроизведения этих изображений (например, краской на

стене), используется при чертѐжно-графических работах, в малярных

работах по отделке интерьеров жилых и общественных зданий для полу-

чения повторяющихся рисунков или сложных фигур.

ТРАХЕИДЫ – пустотелые клетки, придающие древесине механическую

прочность и ориентированные вдоль ствола.

ТРАХЕЛИЙ – см. шейка колонны.

ТРАХИТ – магматическая эффузивные горная порода, по химико-

минералогическому составу сходная с порфиром, но образовавшаяся в

более поздние геологические периоды. Состоит из кристаллов калиевого

полевого шпата в виде порфировых вкрапленников и микролитов, плаги-

оклаза, иногда также вулканического стекла и цветных минералов. По

своему минералогическому и химическому составу аналогичны и с сиени-

тами, но более пористы. Отличается высокой пористостью и относительно

низким пределом прочности при сжатии – 60-70 МПа; плотность около

2,5 г/см3, а морозостойкость ниже, чем у сиенитов. Т. применяется как

строительный, а красиво окрашенный в серые тона – и как декоративный,

поделочный камень.

ТРВ – аббревиатура от «тонкораспыленная вода»; см. ороситель тонко-

распыленной воды.

ТРЕБОВАНИЕ – 1) потребность или ожидание, которое установлено,

обычно предполагается или является обязательным; 2) логическая единица

содержания технического нормативного правового акта в области техни-

ческого нормирования и стандартизации, содержащая критерии, необхо-

димые для выполнения.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЖАРНОЙ – специальное усло-

вие или правило организационного и (или) технического характера, уста-

новленное в целях обеспечения пожарной безопасности специально упол-

номоченным государственным органом Российской Федерации в дейст-

вующем законодательстве или нормативно-технических документах.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА – установленные законода-

тельными актами, нормативными и проектными документами, правилами

и инструкциями, требования, выполнение которых обеспечивает безопас-

ные условия труда и регламентирует поведение работающих.

ТРЕБОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ – требования, обеспечи-

вающие нормальное функционирование и развитие города как сложного

организма.

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ – выражение определенных потребно-

стей или их перевод в набор количественно или качественно установлен-

ных требований к характеристикам объекта, обеспечивающих возмож-

ность их реализации и проверки.

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗО-

ПАСНОСТИ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ – периодически

устанавливаемые перечни расчетных угроз и обязательные для выполне-

ния меры по защите уникальных и высотных и объектов от этих угроз.

ТРЕБОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ ИПОТЕКОЙ – 1) уплата

залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или

иному обеспечиваемому ипотекой обязательству (полностью либо в части,

предусмотренной договором об ипотеке); 2) уплату кредитору (заимодав-

цу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом (заемными

средствами) (для кредитного договора или договора займа с условием

выплаты процентов); 3) (если договором не предусмотрено иное) уплату

залогодержателю сумм, причитающихся ему: а) в возмещение убытков

и(или) в качестве неустойки (штрафа, пени) вследствие неисполнения,

просрочки исполнения или иного ненадлежащего исполнения обеспечен-

ного ипотекой обязательства; б) в виде процентов за неправомерное поль-

зование чужими денежными средствами; в) в возмещение судебных из-

держек и иных расходов, вызванных обращением взыскания на заложен-

ное имущество; г) в возмещение расходов по реализации заложенного

имущества.

ТРЕБОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ – требование нормативного доку-

мента (например, технического нормативного правового акта в области

технического нормирования и стандартизации), подлежащее обязательно-

му выполнению с целью достижения соответствия этому документу.

ТРЕБОВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ – требование соответствия назна-

чению, касающееся характеристик продукции, процесса или услуги. Т.о.

обычно содержит описание конструкции, конструкционных деталей и т.д.

с указанием размеров и состава материалов.

ТРЕБОВАНИЯ ПЛАТЕЖНЫЕ – расчетный документ, по которому

получатель средств представляет в обслуживающий его банк на инкассо

требование плательщику об уплате причитающейся суммы через банк.

После оплаты плательщиком средства зачисляются на расчетный счет

получателя.

ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ К ДИЗАЙН-ПРОЕКТУ –

совокупность социальных, функциональных, экономических, эргономиче-

ских и эстетических норм, которые выявляются дизайнером в процессе

проектного анализа. Этот набор критериев, которым должно отвечать

проектируемое изделие (объект, система) в процессе его будущего потреб-

ления, включает в себя как объективные (социальные, функциональные,

эргономические), так и субъективные (эстетические, семантические и т.д.)

установки. Как следствие этого Т.п.к.д.-п. изменяются по мере развития

общества, что является одной из движущих сил развития дизайна, ищуще-

го пути их наиболее полного удовлетворения, а также прогнозирующего

перспективы их перемен и трансформаций.

ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ К ЖИЛИЩУ – характеристи-

ки и параметры жилых помещений, жилых домов, их местоположения,

определяющие уровень безопасности проживания, энергопотребления,

санитарно-гигиенического и социально-функционального комфорта про-

живания.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ – противопожарные меро-

приятия, установленные нормативными документами.

ТРЕБОВАНИЯ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ – положения, имеющие реко-

мендательный характер; от Т.р. допускаются отступления, при соответст-

вующем обосновании, (например, при разработке градостроительной

документации).

ТРЕБОВАНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ К ЖИЛЫМ

ЗДАНИЯМ – обеспечение во внутренних помещениях среды, наиболее

благоприятной для пребывания людей. Среда характеризуется показате-

лями температурно-влажностного режима, чистоты воздуха, зрительского

и шумового комфорта.

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ – документы (технические нормы,

правила и т.д.), устанавливающие параметры, характеристики и (или) иные

требования к объектам технического нормирования и стандартизации.

ТРЕБОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ – требования, обеспечиваю-

щие соответствие объектов своему назначению.

ТРЕБОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ – комплекс ограничений по при-

родопользованию и условий по сохранению окружающей среды в процес-

се хозяйственной и иной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ – требование соответствия

назначению, касающееся поведения продукции, процесса или услуги при

их применении (использовании). Соблюдение Т.э. обеспечивает нормаль-

ную эксплуатацию изделия, сооружения или здания в течение всего преду-

смотренного изготовителем срока службы.

ТРЕБОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ – требования к обеспечению

согласованности технологических характеристик продукции с характери-

стиками и свойствами человеческого организма, размерами и особенно-

стями фигуры человека.

ТРЕВОГА – термин, характеризующий способ срабатывания охранно-

пожарной сигнализации. Различают Т. «тихую» (когда сигнал тревоги

поступает только на пульт управления охраны) и «громкую» (когда при

поступлении сигнала тревоги на т.н. сиренные выходы контрольной пане-

ли сигнализации подается напряжение, как правило, 12 В которое запуска-

ет оповещатели-сирены).

ТРЕЙЛЕР (прицеп-тяжеловоз) – прицеп (полуприцеп) или самоходное

транспортное средство, предназначенное для перевозки тяжеловесных

неделимых грузов (машин, негабаритных тяжеловесных грузов и т.п.). Т.

имеют низкую ступенчатую раму, обеспечивающую малую погрузочную

высоту и несколько колесных пар, обеспечивающих передачу давления на

дорожное покрытие в установленных для автомобилей размерах. Грузо-

подъѐмность обычно до 100 т.

ТРЕК – 1) спортивное сооружение для тренировок и соревнований по

вело- и мотоспорту. Замкнутая дорожка Т. овальной формы в плане состо-

ит из двух прямых отрезков, соединѐнных наклонными поворотами –

виражами. Устраивается (в зависимости от вида) спорта из бетона, асфаль-

та и т.д. с различными типами покрытий. 2) направляющая (например, верх-

няя или нижняя направляющая, по которой двигаются двери шкафа-купе).

ТРЕЛЕВКА – перемещение срубленных деревьев, хлыстов и сортиментов

от места заготовки (лесосеки) до лесопогрузочного пункта или лесовозной

дороги. Осуществляется гусеничными или колесными тракторами и ле-

бедками, валочно-трелѐвочными машинами. В зависимости от способа



размещения груза различают Т. в погруженном и полупогруженном поло-

жениях и Т. волоком.

ТРЕЛЬЯЖ – 1) тонкая легкая деревянная или металлическая решетка

(решетчатая конструкция, реже – парковый павильон), используемая в

качестве каркаса для вьющихся растений; применяется в садово-парковом

искусстве, в озеленении и разделении балконов жилых домов, интерьерах

общественных зданий и др.; 2) орнамент, состоящий из косой сетки с

мелкими розетками; 3) предмет мебели (трюмо).

ТРЕНД – тенденция к возрастанию или убыванию значений наблюдае-

мых величин, нанесенных на график в порядке их получения после ис-

ключения случайных ошибок и циклических эффектов.

ТРЕНИЕ (трение внешнее) – механическое взаимодействие (сопротив-

ление), возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижа-

тых друг к другу тел при их относительном перемещении. Сила сопротив-

ления, направленная противоположно относительно перемещению тела,

называется силой трения, действующей на это тело. На величину Т. влия-

ют: нагрузка, скорость перемещения тел, шероховатость их поверхностей,

температура, наличие смазки. Наибольшее значение сила трения имеет в

момент «трогания» тела с места. Различают Т. скольжения и Т. качения.

Сила трения качения обычно значительно меньше силы трения скольже-

ния. Благодаря Т. происходит движение паровоза, автомобиля и др. Т.

используется в ремѐнных и фрикционных передачах, в тормозах и т.п., но

оно же вызывает нагревание и износ различных частей механизмов и

машин. Вредное влияние Т. уменьшают смазкой, применяют шариковые и

роликовые подшипники, заменяя трение скольжения трением качения.

ТРЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ – свойство твердых тел необратимо превра-

щать в теплоту механическую энергию, полученную телом при его де-

формации (Т.в. проявляется, например, в затухании свободных колебаний)

в жидкостях и газах Т.в. – то же, что вязкость. См. также вязкость.

ТРЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ (трение негативное) – силы, возникаю-

щие на боковой поверхности фундамента (свай, опор) при осадке приле-

гающего к нему грунта и направленные вертикально вниз.

ТРЕНИРОВКА МАТЕРИАЛА – накопление в материале при много-

кратном циклическом деформировании таких изменений структуры и

свойств, которые повышают усталостную прочность (иногда на 20-30%).

ТРЕНОГА ОПАЛУБОЧНОЙ СИСТЕМЫ – элемент, предназначенный

для фиксирования телескопических стоек в вертикальном положении при

монтаже и демонтаже опалубки перекрытия.

ТРЕПАЛКА – круглые ясли для ягнят.

ТРЕПЕЛ – очень лѐгкая тонкопористая глиноподобная органогенная

осадочная горная порода, землистая или кусковатая, аналогичная по свой-

ствам диатомиту, но почти лишенная скелетных остатков. Цвет белый,

светло-серый, желтоватый, иногда темно-серый до черного или пятнистый

(окрашен примесью битумов), сильно впитывает воду. Т. содержит в

основном аморфный кремнезѐм (75-90%) в виде сцементированных мель-

чайших округлых частиц опала. Средняя плотность (по объему) 0,5-1,2

г/см3, пористость 60-70%, коэффициент теплопроводности 0,17-

0,23 Вт/м·°С. Применяется подобно диатомиту и опоке как стройматериал,

наполнитель, адсорбент и др., используется при изготовлении динамита.

ТРЕСК ХОЛОДНЫЙ – дефект санитарных изделий керамических,

представляющий собой трещины по глазури и черепку, возникающие

после процесса обжига изделий на стадии их охлаждения, вследствие

внутренних напряжений без внешнего механического воздействия.

ТРЕСТ – форма объединения предприятий, при которой они теряют свою

коммерческую и производственную, а часто и юридическую самостоя-

тельность. Руководство их деятельностью осуществляется из единого

центра, а общая прибыль распределяется в соответствии с долевым уча-

стием предприятий. Преимущественное развитие Т. получили в отраслях,

производящих однородную продукцию. В современный период Т. встре-

чаются редко. 2) В России в строительной отрасли Т. – организационно-

производственная единица (например, строительно-монтажные Т. и др.).

ТРЕСТ ХОЛДИНГОВЫЙ – трест, владеющий акциями компаний на

началах доверительной собственности; трест, распоряжающийся акциями

своих клиент<

Наши рекомендации