Стоянка автомобильная надземная закрытого ти-
ПА – автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.
СТОЯНКА АВТОМОБИЛЬНАЯ ОБВАЛОВАННАЯ – наземные или
заглубленные автостоянки с обвалованными грунтом наружными ограж-
дающими конструкциями, выступающими выше уровня земли.
СТОЯНКА АВТОМОБИЛЬНАЯ ОТКРЫТОГО ТИПА – автостоянка
вообще без наружных стеновых ограждений, либо открытая, по крайней
мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сто-
рона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных
по стороне, составляет не менее 50% наружной поверхности этой стороны
в каждом ярусе (этаже).
СТОЯНКА АВТОМОБИЛЬНАЯ ПАРКИНГ (стоянка-паркинг) –
специально оборудованное одноуровневое или многоуровневое инженер-
ное сооружение, предназначенное для стоянки транспортных средств с
обеспечением их хранения.
СТОЯНКА АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЛОСКОСТНАЯ – площадка для
открытого или закрытого (в отдельных боксах или металлических тентах)
хранения автомобилей в одном уровне.
СТОЯНКА АВТОМОБИЛЬНАЯ С ПАНДУСАМИ (рампами) –
автостоянка, включающая ряд постоянно повышающихся (понижающих-
ся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые
позволяют автомашине на собственной тяге перемещаться от и на уровень
земли.
СТОЯНКА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ – остатки неукреплѐнного поселе-
ния охотников и рыболовов каменного века.
СТП – аббревиатура от «стандарт предприятия».
СТРАНА – территория, имеющая определенные границы, пользующаяся
государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого
государства (колонии, подопечные территории).
СТРАНА СВЕТА (сторона горизонта) – одна из четырех главных точек
горизонта: север (С. или N), юг (Ю., S), восток (В., Е или О), запад (З., W).
Иногда С.с. называют соответствующие четверти горизонта.
СТРАНА ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ – крупная территория,
выделяемая по географическому положению и природным условиям; одна
из высших таксономических единиц физико-географического райониро-
вания. Характеризуется известным единством геологической структуры,
общностью макрорельефа, атмосферных процессов, специфическими
проявлениями географической зональности или высотной поясности
(например, Западно-Сибирская равнина, Урал, Саяны).
СТРАНОВЕДЕНИЕ – географическая дисциплина, занимающаяся ком-
плексным изучением стран, а также их крупных частей (районов) и регио-
нальных группировок; систематизирует и обобщает разнородные данные
об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
СТРАТЕГИЯ ДИЗАЙНА СИСТЕМНОГО – избираемая проектиров-
щиком общая направленность и последовательность действий по преобра-
зованию исходного технического (проектного) задания в готовый проект
(объект). Выбирается или коллективом проектировщиков. С.д.с. может
быть единым методом, следование которому ведет к проектному реше-
нию; но чаще это совокупность действий с использованием различных
методов проектирования. С.д.с. может меняться в ходе проектирования в
зависимости от результатов предыдущих действий или оставаться неиз-
менной на всем протяжении проектного процесса. Готовые С.д.с. ориенти-
рованы на работу в знакомых ситуациях, для проектирования «по прото-
типу» или аналогового проектирования. С.д.с., изменяемые во времени и
по ходу роботы, как правило, предназначены для поиска и разработки
новых решений, инноваций. По схеме проектного поиска С.д.с. бывают
линейные (последовательная цепочка действий, ведущих к результату),
цикличные (с возвращением к какому-либо из предыдущих этапов) и
разветвленные (включающие параллельные и альтернативные разделы
проектирования).
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННАЯ – совокупность систематичных,
хорошо подготовленных организационных условий, включая определение
целей и задач корпорации, обусловливающих принципиальную политику
и планы по достижению этих целей. Различают четыре типа С.и.: ценового
лидерства, дифференциации продукта, освоения и заполнения рыночной
нищи, оборонительные стратегии.
СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГОВАЯ – широкомасштабная программа
достижения главнейших маркетинговых целей фирмы. Разработка С.м.
предполагает определение целевого сегмента рынка, разработку адекват-
ного ему комплекса маркетинга, определение временных периодов к
основным мероприятиям и решение вопросов финансирования. С.м. явля-
ется основой для рекламной стратегии.
СТРАТЕГИЯ РЕКЛАМНАЯ – широкомасштабная долгосрочная про-
грамма, направленная на решение важнейшей рекламной цели. Разработка
С.р. предполагает определение следующих элементов: целевая аудитория;
концепция товара; средства массовой информации, и/или рекламоносите-
ли, используемые для передачи рекламного обращения; разработка рек-
ламного обращения.
СТРАТИГРАФИЯ – раздел геологии, изучающий последовательность
формирования горных пород и первичные пространственные взаимоот-
ношения их слоев и толщ, а также установлением их относительного и
абсолютного возраста. Во 2-й половине XIX в. выделены основные геоло-
гические системы и намечена их последовательность. Применение в С.
различных методов (палеонтологический, спорово-пыльцевой анализ,
изотопные определения, литологический, геохимический, геофизический)
позволило составить общую сводную стратиграфическую колонку, для
которой установлена строгая иерархия стратиграфических подразделений
– стратиграфическая шкала.
СТРАТОВУЛКАН (вулкан слоистый) – вулкан, конус которого сложен
чередующимися потоками затвердевшей лавы и еѐ обломками (глыбы,
бомбы, лапилли), сцементированными и превратившимися в туф. Приме-
ры С. – Ключевская Сопка на Камчатке (Россия), Фудзияма (Япония).
СТРАТОИЗОГИПСЫ – изолинии абсолютных или относительных
отметок поверхности любых геологических тел (пласта, интрузивного тела
и т.д.). Используются на картах подземного рельефа или структурных
картах.
СТРАХОВАНИЕ – отношения по защите имущественных интересов
физических и юридических лиц при наступлении определенных событий
(страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачи-
ваемых ими страховых взносов (страховых премий). С. может осуществ-
ляться в добровольной и обязательной формах. Добровольное С. осущест-
вляется на основе договора, обязательное – в силу закона. Страховщиками
являются юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуще-
ствление С. соответствующего вида.
СТРАХОВАНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА – в основном – доб-
ровольное страхование строительной организацией зданий, сооружений,
объектов незавершенного строительства, транспортных средств, оборудо-
вания и др. имущества, принадлежащего строительной организации. На-
пример, организация может застраховать основные средства производства,
находящиеся на конкретной строительной площадке на период производ-
ства работ. В обязанности страховщика в этом случае входит выплата
страховых сумм при повреждении строящихся зданий и сооружений,
строительных машин, оборудования и других видов имущества, представ-
ляющих собой предметы и средства труда и находящиеся на строительной
площадке. В настоящее время строительные организации также прибегают
к страхованию риска неплатежа при строительстве объектов «под ключ»
(объектом страхования являются вытекающие из договора подряда обяза-
тельства заказчика уплатить в указанный в договоре срок обусловленную
договорную цену) и страхованию цены и прибыли при совершении фью-
черсных сделок (см. хеджирование).
СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ЗАЛОЖЕННОГО – страхование
имущества, заложенного по договору об ипотеке, осуществляется в соот-
ветствии с условиями этого договора; при отсутствии в договоре об ипоте-
ке иных условий о С.и.з. залогодатель обязан страховать за свой счет это
имущество в полной стоимости от рисков утраты и повреждения, а если
полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного ипотекой
обязательства – на сумму не ниже суммы этого обязательства. Залогодер-
жатель имеет право на удовлетворение своего требования по обязательст-
ву, обеспеченному ипотекой, непосредственно из страхового возмещения
за утрату или повреждение заложенного имущества независимо от того, в
чью пользу оно застраховано. Это требование подлежит удовлетворению
преимущественно перед требованиями других кредиторов залогодателя и
лиц, в чью пользу осуществлено страхование, за изъятиями, установлен-
ными законом. Залогодержатель лишается права на удовлетворение своего
требования из страхового возмещения, если утрата или повреждение
имущества произошли по причинам, за которые он отвечает.
СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОЕ – страхование, объектом кото-
рого выступают различные материальные ценности в виде основных и
оборотных фондов производственного и непроизводственного назначения,
урожай сельскохозяйственных культур, животные, предметы домашнего
хозяйства и др.
СТРАХОВАНИЕ ЛИЧНОЕ – страхование, в качестве объектов которого
выступают жизнь, здоровье, трудоспособность человека и т.д.
СТРАХОВАНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ И СДЕЛОК С НЕЙ – страхо-
вание рисков, связанных с созданием и эксплуатацией недвижимости, а
также рисков участников операций на рынке недвижимости.