Стойкость коррозионная строительного материа-

ЛА – относительная способность строительного материала в изделии или

конструкции в течение определенного срока сопротивляться воздействию

агрессивной среды.

СТОЙКОСТЬ КОРРОЗИОННАЯ ЦЕМЕНТА – способность цемент-

ного камня противостоять химическому и физическому воздействию стойкость коррозионная строительного материа- - student2.ru стойкость коррозионная строительного материа- - student2.ru стойкость коррозионная строительного материа- - student2.ru стойкость коррозионная строительного материа- - student2.ru стойкость коррозионная строительного материа- - student2.ru



агрессивной среды.

СТОЙКОСТЬ МАТЕРИАЛА – способность строительных материалов

противостоять неблагоприятным воздействиям мороза (морозостойкость),

излишне высоких температур (огнеупорность), влаги (влагостойкость),

микроорганизмов (биостойкость), различного рода агрессивных химиче-

ских веществ (щелочестойкость, кислотостойкость) и др.

СТОЙКОСТЬ МЕХАНИЗМА – аспект оценивания эффективности,

характеризующий его способность противостоять непосредственному

воздействию на недостатки в алгоритмах функционирования, принципах и

свойствах.

СТОЙКОСТЬ ПОКРЫТИЯ ЛАКОКРАСОЧНОГО – способность

лакокрасочного покрытия сохранять заданные свойства, несмотря на

неблагоприятные внешние воздействия (прежде всего С.п.л. к истиранию).

СТОЙКОСТЬ ПРИОБРЕТЕННАЯ – стойкость строительного мате-

риала, приобретенная в результате защитных мероприятий (например, С.п.

защищенной древесины в результате защитной пропитки и т.п.).

СТОЙКОСТЬ РАДИАЦИОННАЯ – свойство строительного материала

сохранять свою структуру и физико-механические характеристики после

воздействия ионизирующих излучений.

СТОЙКОСТЬ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕЕВОГО К РАССЛАИВАНИЮ –

способность клеевого соединения (например, в деревянной клееной конст-

рукции) сохранять целостность клеевых швов при воздействии перемен-

ных давления, температуры и влажности.

СТОЙКОСТЬ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕЕВОГО ПОЛИМЕРНОГО –

свойство полимерного клеевого соединения сохранять работоспособное

состояние во время и после воздействия на него определенного внешнего

воздействующего фактора в течение всего срока службы в пределах задан-

ных значений.

СТОЙКОСТЬ ТЕПЛОВАЯ (теплостойкость, термостойкость) – спо-

собность материала сохранять свои свойства и эксплуатационные характе-

ристики при высоких температурах (например, стали – не проявлять пол-

зучесть и т.п.). См. также теплоустойчивость.

СТОЙКОСТЬ ТЕРМИЧЕСКАЯ (термостойкость) – показатель, харак-

теризующий способность хрупкого материала или изделия (главным

образом огнеупорного, например, кирпича керамического тугоплавкого)

выдерживать без разрушения определенное количество циклов резких

тепловых изменений (многократный нагрев с последующим резким охла-

ждением). Обычно С.т. оценивается числом теплосмен (циклов нагрева и

охлаждения), выдерживаемых образцом (изделием) до появления трещин

или разрушения, либо (реже) температурным градиентом, при котором

возникают трещины.

СТОЙКОСТЬ ТЕРМИЧЕСКАЯ ПЛИТКИ КЕРАМИЧЕСКОЙ –

способность плитки противостоять резким изменениям температуры при

определенных условиях без появления дефектов на глазурованной поверх-

ности и (или) разрушения черепка.

СТОЙКОСТЬ ТЕРМИЧЕСКАЯ БЕТОНА ЖАРОСТОЙКОГО –

стойкость жаростойкого бетона при периодическом циклическом нагреве

до 800°С и охлаждении в воде или на воздухе, характеризуемая числом

циклов, которое выдерживает бетон до разрушения или потери 30% мас-

сы.

СТОЙКОСТЬ ХИМИЧЕСКАЯ – способность материала выдерживать

воздействие кислот, щелочей, растворов солей и газов не изменяя своих

конструктивных свойств в сколько-нибудь значимых для успешной экс-

плуатации строительной конструкции масштабах.

СТОЙЛО – 1) отгороженное место для коровы в хлеву или для лошади в

конюшне; 2) употреблявшееся в прошлом название отсека для локомотива

внутри железнодорожного депо.

СТОК – в гидрологии – стекание в моря и понижения рельефа дождевых,

талых и подземных вод, происходящее как по земной поверхности (по-

верхностный С.), так и в толще земной коры (подземный С.). С. – состав-

ное звено влагооборота на Земле. Различают С. русловой и склоновый (вне

русла).

СТОК ДОЖДЕВОЙ – сток вод, возникающий в результате выпадения

атмосферных осадков.

СТОК ЛИВНЕВЫЙ – искусственное или естественное русло для отвода

ливневых или паводковых вод с территории парка или сада, обычно уст-

раиваемое в естественных ложбинах: балках, промоинах и т.д.

СТОК ПОВЕРХНОСТНЫЙ – весь сток вод, попадающих в водоемы

поверхностным путем (без просачивания в грунты).

СТОК ПОДЗЕМНЫЙ – перемещение подземных вод под действием

гидравлического напора и силы тяжести; составная часть круговорота

воды на Земле.

СТОК РЕЧНОЙ – перемещение воды (в процессе еѐ круговорота в при-

роде) в виде потока по речному руслу: сток, образуемый атмосферными

осадками, выпадающими на поверхность земли, избыток которых не

успевает испариться и стекает в реки.

СТОКС (ст) – единица измерения кинематической вязкости, применяемая

в системе СГС (см2/сек).

СТОЛБ – 1) конструкция в виде единичного вертикального стержня

опорного или декоративного значения (отдельно стоящая стойка); 2) в

геральдике С. – средняя вертикальная полоса в щите, занимающая его

треть и символизирующая копье.

СТОЛБ ВЕРИАЛЬНЫЙ (вереяльный) – столб, который служит осью

для поворотного колеса шлюзовых ворот. См. также верея.

СТОЛБ ВОРОТНЫЙ – столб, служащий для навешивания створок

распашных ворот.

СТОЛБ ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЙ – выпрямитель электрический в виде

последовательно соединѐнных полупроводниковых приборов. Имеет

высокое допустимое обратное напряжение (до десятков кВ). Несколько

С.в. в едином корпусе образуют выпрямительный блок.

СТОЛБ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ – см. столб, 2.

СТОЛБ ГЕРМЕСОВ – см. герма.

СТОЛБ КОРНЯ – средний опорный столб внутри традиционного авар-

ского жилища, символизирующий родовую преемственность.

СТОЛБ ПОГРАНИЧНЫЙ – элемент пограничного знака, служащий

для наглядного обозначения государственной границы на местности,

состоящий из трех частей: собственно С.п. (обычно железобетонного),

фундамента С.п. и отмостки С.п.

СТОЛБ УГЛОВОЙ – часть деревянной каркасной конструкции.

СТОЛБИК ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ – узкий геральдический столб (от 1/9

до 1/6 площади геральдического щита); см. также столб, 2 (столб гераль-

дический).

СТОЛБИК ЦЕНТРОВОЙ (столбик полигонометрический) – элемент

пограничного знака, служащий для обозначения на сухопутном участке

местности линии государственной границы и ее координатной привязки;

состоит из трех частей: собственно С.ц. (обычно железобетонного), фун-

дамента С.ц. и отмостки С.ц.

СТОЛБОВКА – ветряная мельница, весь объем которой можно повора-

чивать, устанавливая крылья против ветра.

СТОЛБЫ – 1) уникальные гранитно-сиенитовые останцы высотой до

100 м, расположены в России, вблизи Красноярска, на правом берегу

Енисея. На окружающей территории площадью 47154 га создан одно-

именный заповедник. 2) Древний русский термин, означавший деревян-

ные крепостные стены.

СТОЛЕШНИЦА – верхняя неоткидная доска стола и иной мебели (на-

пример, кухонной тумбы, совмещенной с разделочным столиком).

СТОЛЕШНИЦА КЕРАМИЧЕСКАЯ – керамическое изделие, которое

объединяет в себе раковину и столешницу; изготавливается в двух основ-

ных вариантах: подвесной или устанавливаемый на тумбу.

СТОЛИК ОПОРНЫЙ – деталь из отрезка стального уголка или швелле-

ра, прикрепляемая к стойке или колонне и служащая для опирания монти-

руемых ферм, подкрановых балок и т.д.

СТОЛИЦА – главный город государства, обычно местопребывание

высших органов государственной власти, центральных учреждений и

ведомств. В некоторых государствах С. выделяется в самостоятельную

административную единицу, для которой устанавливается особый порядок

управления. В России С.г. Москва является самостоятельным субъектом

федерации.

СТОЛОВАЯ – здание или комплекс помещений для предприятия обще-

ственного питания, работающего на самообслуживании и предоставляю-

щего посетителям преимущественно обеденные блюда массового спроса

из полуфабрикатов или из сырья.

СТОЛП – 1) массивная внутренняя опора (столб, колонна), поддержи-

вающая своды помещения (например, 4-столпный храм – храм с 4 внут-

ренними опорами); 2) башня, башнеобразное сооружение, например,

столпообразные русские шатровые храмы XVI в. и др.

«СТОЛЯРКА» – распространенное в строительстве и в быту обобщенное

название строительных изделий, которые традиционно изготавливались из

дерева (прежде всего оконных и дверных блоков).

СТОМИОН – в архаических сооружениях – вход в галерейную гробницу.

СТОПА – 1) штабель из уложенных друг на друга листов материала; 2)

см. сруб.

СТОП-КРАН (кран тормозной) – устройство для экстренной остановки

поезда, оборудованного автоматическими пневматическими тормозами.

Устанавливается в пассажирских и некоторых грузовых вагонах.

СТОПОР – деталь или устройство для фиксации частей механизма в

определенном положении. С. называют также механизм для перемещения

пробки, закрывающей отверстие в днище сталелитейного ковша.

СТОПОР АНКЕРА ФУНДАМЕНТА – элемент головы анкера в виде

навинчиваемой гайки или обжимаемых вокруг тяги и заклиниваемых в

опорном кольце конических челюстей, предназначенный для блокировки

усилия преднапряжения анкера.

СТОПОР ДВЕРИ – небольшой элемент раздвижной двери, который

служит для того, чтобы дверь не выезжала из стены слишком далеко.

Крепится на стене.

СТОПОР ДВЕРЦЫ ШКАФА-КУПЕ – пластиковый элемент, не позво-

ляющий двери шкафа-купе двигаться по всей длине трека.

СТОПСОЛ – см. стекло отражающее.

СТОРОЖА – небольшое укрепление на границе Московского государст-

ва, предупреждавшее внезапность кочевых набегов, позднее обобщенный

термин, обозначавший наблюдательные пункты пограничной охраны.

СТОРОЖА ЗАСЕЧНЫЕ – расположенные по линии засек военные

поселения в XV-XVII вв., служившие для обороны засек. С этой целью

перед засеками выставлялись значительно выдававшиеся вперед посты.

С.з. находились в непосредственном ведении т.н. «засечных голов».

СТОРОНА БОКОВАЯ ШПАЛЫ – пропиленная продольная боковая

поверхность шпалы.

СТОРОНА ВЕРХОВАЯ – поверхность тела плотины, обращенная к

напору воды.

СТОРОНА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЗЛОМЕ – сторона строительной

ограждающей конструкции (в т.ч. двери, окна, стекла) воспринимающая

прилагаемые нагрузки и действие инструментов для взлома (чаще всего

С.в.д.п.в. является наружная сторона, однако в случае попытки выхода

злоумышленников проникших в помещение, например, через окно,

С.в.д.п.в. будет внутренняя сторона двери).

СТОРОНА ГОРОДСКАЯ – термин, обозначавший в Древней Руси и стойкость коррозионная строительного материа- - student2.ru



России часть (район) города. В древнем Новгороде – Софийская и Торго-

вая стороны, в Санкт-Петербурге – Выборгская, Московская, Петроград-

ская стороны.

СТОРОНА ЛИЦЕВАЯ ИЗДЕЛИЯ – внешняя, хорошо видимая поверх-

ность плоских и полых изделий (например, изразцов печных) в рабочем

положении.

СТОРОНА ЛИЦЕВАЯ ПАРКЕТА – наружная поверхность слоя износа

паркета.

СТОРОНА МЫТАЯ – прямоугольная плоская сторона крупного бревна,

распиленного вдоль пополам; см. также пластина.

СТОРОНА НИЖНЯЯ ИЗДЕЛИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО – поверхность,

которой строительное изделие (камень, бетонная плита и т.п.) укладывает-

ся на основание (как правило, параллельная верхней стороне).

СТОРОНА ОБОРОТНАЯ ИЗДЕЛИЯ – поверхность плоских изделий,

не просматриваемая в рабочем положении (противоположная лицевой

стороне), и дно полых изделий.

СТОРОНА ОБОРОТНАЯ ПАРКЕТА – поверхность паркетной планки,

противоположная лицевой стороне.

СТОРОНА ТРЕТЬЯ (третья сторона) – физическое или юридическое

лицо, признанное сторонами, участвующими в процессе (правоотноше-

нии), независимым и незаинтересованным относительно рассматриваемых

вопросов.

СТОУНХЕНДЖ (стонхэндж, хендж) – крупнейшее мегалитическое

сооружение (комплекс) XVIII-XV вв. до н.э. в Великобритании (близ г.

Солсбери). Земляные валы и концентрические круги диаметром до 97 м из

менгиров (высотой до 8,5 м) и дольменов, трилиты. В начале XXI в. назва-

ние «С.» стало использоваться для обозначения устраиваемых в парках в

декоративных и развлекательных целей сооружений, подобных указанно-

му мегалитическому комплексу (но, как правило, значительно меньших по

размерам).

СТОЯ – в древнегреческой архитектуре общественное сооружение, пред-

ставлявшее собой крытую колоннаду (или зал), открытую со стороны

колонн (иногда двухэтажная), где размещались общественные заведения,

лавки и пр., а также галерея-портик (иногда двухярусная) для отдыха,

прогулок, бесед.

СТОЯК – вертикальный отрезок трубопровода в системах водоснабже-

ния, канализации, газоснабжения, вентиляции и др. внутри здания (жило-

го, общественного или производственного), проходящий через все этажи,

для подачи воды (или газа) через ответвления (подводки) к водоразборным

(газовым) приборам и пожарным кранам или для отвода сточных вод,

поступающих через отводные трубы от санитарных приборов и различных

приемников.

СТОЯК ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ – стояк системы вентиляции, часто

проходящий через крышу здания или сооружения.

СТОЯЛО – старорусский синоним термина постамент; см. постамент.

СТОЯНКА – используемое в Америке обозначение примыкающего к

дому огороженного помещения для автомобиля, подобного традиционно-

му для России гаражу.

СТОЯНКА АВТОМОБИЛЬНАЯ – специально оборудованное инже-

нерное сооружение (открытая площадка), предназначенное для стоянки

транспортных средств с обеспечением их хранения. С.а. – место для вре-

менного размещения (паркирования) транспортных средств, представ-

ляющее собой открытую площадку, которая может быть оборудована

навесами, легкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. С.а.

могут устраиваться внеуличными (в виде «карманов», отступающих от

проезжей части, и др.) либо уличными (в виде «парковок» на собственно

проезжей части, обозначенных разметкой).

СТОЯНКА АВТОМОБИЛЬНАЯ В ДОМЕ ЖИЛОМ – размещаемое в

пределах дома, в пристройке к нему или в отдельной постройке помеще-

ние, предназначенное для хранения или парковки автомобилей, не обору-

дованное для их ремонта или технического обслуживания.

СТОЯНКА АВТОМОБИЛЬНАЯ МЕХАНИЗИРОВАННАЯ – авто-

стоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хране-

ния осуществляется специальными механизированными устройствами

(без участия водителей).

Наши рекомендации