Степень увлажнения территории атмосферного
(коэффициент подземного стока) – доля атмосферных осадков, впитывае-
мых почвой и питающих подземные воды данного района или территории.
СТЕПЕНЬ УПЛОТНЕНИЯ СМЕСИ БЕТОННОЙ – характеристика
бетонной смеси, определяемая коэффициентом ее уплотнения.
СТЕПЕНЬ ЧЕРНОТЫ ПОВЕРХНОСТИ – отношение интенсивности
излучения поверхности к интенсивности излучения черного тела при той
же температуре.
СТЕПЬ – тип биома, распространѐнный во внутриконтинентальных
районах Северного и Южного полушарий. Занимает обширные площади в
Евразии, Северной Америке (прерии), Южной Америке (пампасы) и Но-
вой Зеландии (туссоки). С. почти полностью освоена человеком.
СТЕРАДИАН (стер) – телесный угол, вершина которого расположена в
центре сферы и который вырезает на поверхности сферы площадь, равную
площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы.
СТЕРЕОБАТ – ступенчатое объемное основание (цоколь) монументаль-
ного здания или колоннады и иного сооружения (в древнегреческом хра-
мовом зодчестве – трехступенчатое со ступенями со всех четырех сторон);
примером С. в советской архитектуре являются основания Дворца проф-
союзов г. Минска и здания Минского Госцирка. Верхнюю плоскость С.
называют стилобатом. См. также крепидома.
СТЕРЕОТОМИЯ – строительство из камня, искусство обрабатывать
крупные каменные квадры. С. – характерное качество древнегреческой
архитектуры, отличающее ее от древнеримской (римляне строили из
кирпича с последующей мраморной облицовкой).
СТЕРЖЕНЬ – элемент конструкции (конструкционное тело), длина
которого значительно превосходит два других измерения. С. могут быть
прямолинейные и криволинейные, постоянного и переменного сечения.
Основное назначение С. – воспринимать осевые силы и изгибающие
моменты.
СТЕРЖЕНЬ АРМАТУРНЫЙ – прямолинейный отрезок стержневой
арматуры или арматурная проволока независимо от вида их поставки
(мерной и немерной длины, отдельными прутками или в мотках), исполь-
зуемый для армирования железобетонных конструкций.
СТЕРЖЕНЬ ВКЛЕЕННЫЙ – стальной стержень, вклеиваемый в тело
конструктивных элементов в предварительно выбранный паз или высвер-
ленное отверстие.
СТЕРЖЕНЬ ЗАМКА – деталь замка, служащая для передачи крутящего
момента от ручки замка к засову-защелке.
СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ – см. ствол колонны.
СТЕРЖЕНЬ КРЕПЕЖНЫЙ (стержень крепежного изделия) – часть
крепежного изделия, непосредственно входящая в отверстия соединяемых
изделий или ввертываемая в материал одного из них.
СТЕРЖЕНЬ КРИВОЙ (брус кривой) – стержень (брус) с криволиней-
ной осью, одна из моделей широко применяемых в изучении сопротивле-
ния материалов. При допущении, что осевая линия С.к. представляет
собой плоскую кривую и поперечные сечения имеют ось симметрии,
лежащую в этой плоскости, решение задачи об изгибе С.к. рассматривает-
ся в сопротивлении материалов; более точное решение задачи дается в
теории упругости.
СТЕРЖЕНЬ-ПАКЕТ – составной стержень (стойка), все ветви которого
имеют одинаковую длину, оперты по концам и соединены по длине по-
датливыми связями.
СТЕРЖЕНЬ С ПРОКЛАДКАМИ ДЛИННЫМИ – составной стержень
(стойка), ветви которого раздвинуты и соединены между собой по длине
длинными, не доходящими до торцов прокладками и (или) накладками на
податливых связях.
СТЕРЖЕНЬ С ПРОКЛАДКАМИ КОРОТКИМИ – составной стер-
жень (стойка), ветви которого раздвинуты и соединены между собой по
длине короткими прокладками на податливых связях.
СТЕРЖЕНЬ СОСТАВНОЙ – стержень, поперечное сечение которого
состоит из нескольких частей, соединяемых по длине податливыми или
жесткими связями. Обычно С.с. – элемент стержневой металлической
строительной конструкции, состоящий из нескольких простых профилей
(уголков, швеллеров, двутавров), соединенных в единое целое поперечны-
ми планками; применяется преимущественно в качестве конструктивных
элементов, работающих на сжатие, особенно когда по условиям продоль-
ного изгиба необходимо уменьшить гибкость элемента.
СТЕРЖЕНЬ ТОНКОСТЕННЫЙ – 1) элемент конструкций и сооруже-
ний цилиндрической или призматической формы, у которого все три
измерения (толщина, наибольший размер поперечного сечения и длина)
выражаются величинами разных порядков (т.е. первая значительно мень-
ше второй, а вторая – меньше третьей.); С.т. находят широкое применение
в строительных конструкциях (стальные и алюминиевые прокатные,
составные и гнутые профили, железобетонные составные элементы, кес-
сонные конструкции и т.п.), а также в машиностроении, самолетостроении
и т.д. Различают С.т. открытого профиля (швеллер, двутавр и др.) и замк-
нутого профиля (например, коробчатого). Применяются в строительстве и
машиностроении главным образом в виде прокатных профилей. 2) В
сопротивлении материалов – расчѐтная схема стержневого элемента,
толщина которого в поперечном сечении значительно меньше его пери-
метра, а периметр значительно меньше длины элемента, что позволяет при
расчѐте рассматривать его как оболочку.
СТЕРИЛИЗАЦИЯ – полное освобождение различных веществ, предме-
тов от микроорганизмов. Наиболее распространенные методы С. – дейст-
вие высоких температур, а для жидкостей – фильтрация, в результате
которой клетки микроорганизмов задерживаются на фильтрах. С. грунта
возможна при 2 атм. и 134°С в течение 2 ч.
СТЕРИЛИЗАЦИЯ «ХОЛОДНАЯ» – стерилизация твердых предметов,
портящихся при нагревании (некоторые пластмассы, электронная аппара-
тура и др.), осуществляемая обработкой газами, спиртом, растворами
сулемы и других химических веществ; для жидкостей фильтрацией через
мелкопористые бактериальные фильтры. Разновидность С.х. – лучевая
стерилизация, осуществляемая с помощью ультрафиолетового излучения,
обладающего бактерицидным действием (обычно используют ионизи-
рующее излучение в дозах 3-10 млн. рад).
СТЕХИОМЕТРИЯ – представление о количественных соотношениях
между массами веществ, вступающих в химическую реакцию.
СТИБАДИУМ – открытая беседка в античном римском парке или саду
для отдыха и обозрения окрестностей.
СТИЛИЗАТОРСТВО – метод использования традиций в архитектуре
историзма XIX в., базирующийся на копировании форм исторических
памятников.
СТИЛИЗАЦИЯ – 1) намеренная имитация художественного стиля, ха-
рактерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и куль-
туры определенной социальной среды, народности, региона, эпохи; неред-
ко С. связана с переосмыслением художественного содержания, состав-
ляющего основу имитируемого стиля; 2) в изобразительном искусстве, и
преимущественно в декоративном искусстве, дизайне С. – обобщение
изображаемых фигур и предметов с помощью условных приѐмов; особен-
но характерна для орнамента, где С. превращает объект изображения в
мотив узора.
СТИЛИЗАЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – формирование визуального образа
изделий путем использования внешних признаков выбранного дизайнером
стиля. С. используется для сознательного выделения изделия из ряда
аналогов в коммерческих целях (стайлинг), а также для лучшего включе-
ния изделия в тот или иной средовой контекст.
СТИЛИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНАЯ – одна из разновидностей форма-
лизма; внешнее подражание какому-либо архитектурному стилю или
творческому направлению.
СТИЛИЗАЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – сознательное употребление при-
знаков определенного дизайнерского стиля при проектировании объектов
(часто используется при стайлинге) или прямой перенос наиболее явных
визуальных признаков культурного образца на проектируемый объект.
Основная операция при этом – формализация стилистических мотивов, их
упрощение или усложнение в целях достижения общего смыслового и
декоративного акцента.
СТИЛОБАТ – исторически – в античной архитектуре каменные плиты
под колоннами, верхняя ступень (плоскость) стереобата (основания, несу-
щего колоннаду древнегреческого храма); в более позднем словоупотреб-
лении трѐхступенчатое подножие древнегреческих храмов; в современной
архитектуре С. – естественная или искусственно созданная возвышенная
платформа, замощенная каменными плитами, на которой возводят соору-
жения (верхняя часть ступенчатого цоколя здания или подножие колонна-
ды). Кроме того, в современной архитектуре С. иногда называют также
большую парадную лестницу-крыльцо.
СТИЛЬ – общность образной системы, средств художественной вырази-
тельности, творческих приѐмов, обусловленная единством идейно-
художественного содержания. Можно говорить о С. отдельных произве-
дений или жанра, об индивидуальном С. (творческой манере) отдельного
автора, а также о С. целых эпох или крупных художественных направле-
ний, поскольку единство общественно-исторического содержания опреде-
ляет в них общность художественно-образных принципов, средств, приѐ-
мов (таковы, например, в пластических и других искусствах романский С.,
готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).
«СТИЛЬ» – авангардистское художественное объединение, сложившееся
в Голландии вокруг одноименного журнала (выходил в 1917-1928 гг.),
выдвинувшее принципы неопластицизма; оказало большое влияние на
развитие Баухауза.
СТИЛЬ АМПИР – стиль в архитектуре и декоративно-прикладном ис-
кусстве первой трети XIX в. (эпохи Наполеона I), завершивший развитие
классицизма. Характерны массивные лапидарные, подчѐркнуто монумен-
тальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), служив-
шие воплощению идей государственного могущества и воинской силы
служившие воплощению идей государственного могущества и воинской
силы. С.а. опирался на художественное наследие прежде всего император-
ского Рима, и отчасти древнегреческой архаики, Древнего Египта, класси-
цизм конца XVIII в. С.а. сложился в период империи Наполеона I во
Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитек-
туры и дворцовых интерьеров (Ш. Персье, П.Ф.Л. Фонтен). В архитектуре
России в С.а. были созданы классические образцы градостроительства,
общественных сооружений, городских и усадебных домов (А.Д. Захаров,
А.Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов), монументальной скульптуры
(И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин).
СТИЛЬ АНГЛОСАКСОНСКИЙ – архитектурный стиль, существовав-
ший в Англии приблизительно с 650 г. до XI в. Самые ранние деревянные
сооружения до нас не дошли; более совершенные храмы с башнями, ук-
рашенными узкими пилястрами, строились и после норманнского завое-
вания.
СТИЛЬ «АР ДЕКО» – сложившийся к 1925 г. в Париже стиль (направле-
ния) в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, популярный в
Европе и Америке в период между двумя мировыми войнами; в рамках
С.«а.д.» применялись способы массового производства, искусственные
материалы (например, бакелита), разрабатывался изысканный сложный
дизайн.
СТИЛЬ «АР НУВО» – распространѐнное в некоторых европейских
странах (Франции, Британии и др.) и в США название стиля «модерн».
СТИЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ – исторически сложившаяся относительно
устойчивая система функциональных, пространственных, эстетических
характеристик архитектурной формы (здания, сооружения, комплекса),
система способов и приемов ее функциональной и эстетической организа-
ции, совокупность признаков, черт, особенностей, присущих той или иной
конкретной архитектурной форме. С.а. складывается в историческом
развитии материальной и духовной культуры общества, объединяя архи-
тектурное формотворчество с другими творческими процессами разных
сфер общественной жизни, поэтому для различных исторических перио-
дов, географических регионов и даже для отдельных архитекторов харак-
терны специфические вариации архитектурных форм, составляющие
своеобразные и оригинальные С.а.
СТИЛЬ БАРОККО – художественный стиль, сложившийся в конце
XVI в. в эпоху позднего Ренессанса и преобладавший в европейском ис-
кусстве до середины (в некоторых странах почти до конца) XVIII в. Осно-
воположником Б. считают Микеланджело. Классические формы и мотивы
в нем сочетались с пышным богатым декором, сложной композицией, а
также искусным использованием пространства и перспективы. Б. свойст-
венны контрастность, напряжѐнность, динамичность образов, аффектация,
стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии,
к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли). В садово-
парковом искусстве – пышность, пластичность, а иногда и вычурность
композиции, стремление придать природным материалам (растительности,
воде, рельефу) архитектурные формы (боскеты, фонтаны, террасы, под-
порные стены и т.д.). Главный принцип архитектуры Б. – активное взаи-
модействие объема здания с окружающим пространством, смешение
внутренних и внешних пространств, пластичность перехода от одного
объема к другому. Отсюда овальные пространстве, криволинейные по-
верхности, изогнутые (выпуклые и вогнутые) фасады, витые колонны,
разорванные фронтоны, просторные наружные лестницы, перспективы
городских магистралей и создание грандиозных архитектурных ансамблей
СТИЛЬ БУЛЬ – см. буль.
«СТИЛЬ ВОЛЬНЫЙ» В ДИЗАЙНЕ (фристайл) – стилевое направле-
ние современного дизайна, вырвавшегося в 1970-е годы за рамки архитек-
турного пуризма и традиционализма; наряду с постмодернизмом, хай-
теком, деконструктивизмом играет важную роль в формировании совре-
менной художественной атмосферы. «С.в.»в.д. – не просто «свободный
стиль», но скорее «свобода от стиля», легкое обращение со стилями. Сво-
бода во всем, кроме нестандартного видения функции, точного и тонкого
обращения с контекстом, с духом моего, характером заказчика, особенно-
стями образа жизни и занятий. В остальном «С.в.»в.д. – соединение мест-
ного, регионального, фундаментального и модного, эфемерного, юмора и
изобретательности, кича и метафизики, игры на тему архитектурных
серьезностей и эклектики.
СТИЛЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ – стиль в искусстве, ранняя (IX-VIII вв.
до н.э.) стадия развития древнегреческого искусства: в архитектуре – в
основном геометрические орнаменты и соответствующие архитектурные
профили; геометризованные фигуры людей и животных в вазописи и
настенных росписях, схематичные бронзовые статуэтки и т.п.
СТИЛЬ ГЕОРГИАНСКИЙ – широкий термин, охватывающий разнооб-
разные направления английской архитектуры позднего Ренессанса во
времена царствования четырех Георгов (1714-1830).
СТИЛЬ ГОТИЧЕСКИЙ – см. готика.
СТИЛЬ ГОТОВЫЙ – сложившийся в конце XIX в. в США стиль жилых
построек, образцом которого служит Стафтон хаус Генри Ричардсона в
Кембридже, штат Массачусетс (1882), с открытым интерьером.
СТИЛЬ ДЕКОРАТИВНЫЙ – вторая фаза развития английской готиче-
ской архитектуры с 90-х гг. XII до конца XIV вв., для которой характерны
простые геометрические формы, пышные лиственные узоры, стрельчатые
арки.
СТИЛЬ ДЕРЕВООБРАБОТКИ ЯПОНСКИЙ – декоративная техника,
происходящая из начала XVIII в., когда европейские ремесленники, ими-
тировали восточную работу по лаку.
СТИЛЬ ДИЗАЙНЕРСКИЙ – художественно-пластическая однород-
ность предметно-пространственной среды и ее элементов, выделяемая в
процессе восприятия материальной и художественной культуры как еди-
ного целого. С.д. сравнительно постоянен и тесно связан с общественными
и эстетическими нормами эпохи. В дизайне стилевое решение часто носит
концептуальный характер и выражает творческую платформу (например,
«хайтек», «ретро» и пр.).
СТИЛЬ ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ – стиль в искусстве Англии, захваты-
вающий время правления Елизаветы I (1558-1603), в котором черты на-
циональной поздней готики соединились с чертами Ренессанса.
СТИЛЬ ЗВЕРИНЫЙ – условное общее название широко распростра-
нѐнных в искусстве древности стилизованных изображений животных и
частей их тела. Наиболее развит в искусстве скифов, древних германцев,
угро-финнов и др.; традиции его сохранились в средневековом искусстве и
народном творчестве.
СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ – техника облицовки зданий мелкими
плитками мрамора различной окраски и формы. Создает на поверхности
построек причудливый пестрый узор из прямоугольников, квадратов,
ромбов и полос. С.и. сложился в архитектуре итальянского Возрождения
главным образом во Флоренции и других городах Тосканы в конце XIV-
XV в. на основе древнеримских традиций и восточных влияний.
СТИЛЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ – рациональный архитектурный
стиль XX в., распространенный школой Баухауз; основоположниками С.и.
были такие архитекторы, как Франк Ллойд Райт и Вальтер Гропиус.
СТИЛЬ КАМИНА – разновидности каминов и каминных облицовок,
выделяемые на основе специфики их дизайна и декорирования.
СТИЛЬ КАРОЛИНГСКИЙ – архитектурный стиль, сложившийся во
Франции, Германии и Нидерландах при дворе императора Карла Великого
(768-814), стремившегося воссоздать на Севере имперский римский стиль;
С.к. стал предшественником европейской романской архитектуры.
СТИЛЬ КРИТО-МИКЕНСКИЙ – древнейший греческий архитектур-
ный стиль, существовавший до XII в. до н.э.; известен в основном по рас-
копкам в Кноссе и Фесте на Крите.
СТИЛЬ КОРОЛЯ МАНУЭЛЯ – стиль, сложившийся в португальской
архитектуре во время и после царствования короля Мануэля I Счастливого
(1495-1521), кульминация позднеготического стиля.
СТИЛЬ КОРОЛЯ ЯКОВА – архитектурный стиль, получивший назва-
ние в честь короля Якова I (1603-1625), впервые в Британии заимствовав-
ший мотивы итальянского Ренессанса.
СТИЛЬ ЛУЧИСТЫЙ – французский готический стиль, отличающийся
массивными круглыми витражами и сплошным ажуром; получил название
благодаря лучам больших окон-роз.
СТИЛЬ МАВРИТАНСКИЙ – стиль христианской архитектуры и декора
в Испании X-XII вв., сложившийся под влиянием исламского стиля, заим-
ствовавший, в частности, стрельчатую подковообразную арку. Для С.м.
характерны аркады, купола и богатый геометрический орнамент.
СТИЛЬ МОДЕРН – архитектурный стиль, преобладавший в архитектуре
и декоративном искусстве Европы с 80-х гг. XIX до начала I мировой
войны (1914 г.). С.м. появился благодаря применению новых технико-
конструктивных средств. С.м. характеризуется свободной планировкой
создающей подчеркнуто индивидуальный облик зданий, творческим
использованием естественных криволинейных форм, гибких текучих
линий, стилизованных растительных узоров, стремлением отойти от архи-
тектурных и декоративных стилей, основанных на археологической ре-
конструкции прошлого, интерес к новым технологиям, расцвет приклад-
ного искусства. В С.м. прослеживается отрицание симметрии, прямоли-
нейности масс, отказ от прямых линий и углов в пользу более естествен-
ных, «природных» линий и использование нового декора в виде скульп-
турного и живописного орнамента с поникшими изломанными позами
человека и растениями текучих форм.
СТИЛЬ НАРЫШКИНСКИЙ (формы нарышкинские) – архитектур-
ные элементы и приемы, характерные для т.н. «московского» или «на-
рышкинского барокко». Включают в себя симметрию всех фасадов цер-
ковного здания, ярусные композиции с восьмериками на четверике, лепе-
стковые планы храмов, наличники с разорванным фронтоном над антаб-
лементом, колонны с витыми украшениями ствола, фигурные кронштей-
ны в основании составных наличников, восьмигранные окна, проходы со
срезанными верхними углами и т.д.
СТИЛЬ НЕОГРЕЧЕСКИЙ – направление в архитектуре второй поло-
вины XVIII-XIX вв., основанное на обращение к приемам и формам архи-
тектуры античной Греции.
СТИЛЬ НЕОУКРАИНСКИЙ (стиль украинский) – направление и
стиль в зодчестве Украины конца X – начала XX вв. Характеризуется
красочностью пространственной композиции зданий, использованием в
них черепичных крыш с заломом, башенок с шатровым и лункообразным
завершением, скошенных шестиугольных окон и пр.
СТИЛЬ НОРМАННСКИЙ – английское наименование романского
стиля, первым примером которого стало Вестминстерское аббатство коро-
ля Эдуарда Исповедника (1065 г.); в дальнейшие годы активно насаждался
Вильгельмом Завоевателем. См. также романский стиль.
СТИЛЬ ПАЛЛАДИАНСКИЙ (палладианство) – широко распростра-
нившийся в Европе и американских колониях в XVII и особенно XVIII в.
архитектурный стиль (стилистическое течение, ветвь классицизма), сло-
жившийся под влиянием творчества Андреа Палладио, канонизировавше-
го элементы сложившейся к тому времени классицистической архитекту-
ры. П. в Великобритании, Германии, России (Ч. Камерон, Дж. Кваренги,
Н.А. Львов) следовало созданным А. Палладио типам городского дворца,
виллы, церкви, строгой закономерности и гибкости его композиционных
приѐмов, успешно повторяя и варьируя «палладианские» мотивы: колон-
нады, портики, арки и аркады с малыми колонками внутри, купола и ста-
туи на постаментах по углам треугольных фронтонов.
СТИЛЬ ПЕРЕХОДНЫЙ – в узком смысле, как собственное название –
промежуточный архитектурный стиль между романским и готикой. В
широком смысле любой промежуточный стиль между сменяющими друг
друга стилями архитектуры.
СТИЛЬ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ – третий, самый «английский» из
трех британских готических стилей, отличающийся подчеркнутыми гори-
зонталями и вертикалями, большими окнами, ребристыми, позже веерны-
ми сводами, преобладавший с середины XIV до XVI в., а в некоторых
районах и позже. Один из высших образцов этого стиля – капелла Кингс
колледжа в Кембридже (1446-1515).
СТИЛЬ РАННЕАНГЛИЙСКИЙ – первый английский готический
архитектурный стиль, преобладавший с конца XII до конца XIII в. Несмот-
ря на французские истоки стиля, обладал оригинальными английскими
чертами в планировке, разработке фасадов и декоре.
СТИЛЬ РЕТРО В ДИЗАЙНЕ – стиль, основу которого составляет наро-
читая имитация форм, характерных для стилей прошедших эпох. Принад-
лежащее скорее не дизайну, но стайлингу, формообразование в этом стиле
явилось реакцией на безликость массовой продукции, следовавшей чисто-
му функционализму. Подобно постмодернизму «ретро» обращается к
истории, но отличается от него более формальным «внешним» подходом.
В промышленном дизайне «ретро», как правило, ограничивается сферой
изделий для быта либо оборудованием общественных интерьеров.
СТИЛЬ РОКОКО – стиль (стилевое направление) в европейском искус-
стве первой половины XVIII в., утонченная версия завершающей фазы
барокко. С.р. отличается от барокко мелкомасштабностью своих форм (в
частности орнамента) и обилием архитектурных украшений. Во Франции
ассоциируется с легкими витыми формами и куртуазной мишурой, в
Южной Германии и Австрии – с почти экстатической выразительностью и
пространственной сложностью С.р. отрицает структуру, сосредоточив-
шись на линии и на эмоции, что ярко проявилось в таких сооружениях, как
церковь Фирценхайлинген И.Б. Неймана (начата в 1743 г.). С.р. в архитек-
туре и декоративном искусстве отличается причудливой орнаментацией и
применением орнаментальных мотивов в виде раковин. Считается, что
декоративное искусство С.р. по изысканности, красоте асимметричных
композиций, по духу комфорта и внимания к личному удобству принад-
лежит к высшим достижениям искусства XVIII в.
СТИЛЬ РОМАНСКИЙ – первый общеевропейский архитектурный
стиль, в широком смысле включающий в себя сооружения со времен
Карла Великого (ок. 800) до зарождения готики; в узком смысле – Х-
ХIII вв. К этому времени относится сложение образной символики плана
церковного здания – в виде латинского креста и использование коробовых
и первых ребристых сводов (собор в Дарэме, Северо Восточная Англия).
С.р. развивал типы церквей и крепостей и приемы сводчатых и арочных
конструкций. в каждой из стран С.р. имел особенности; преобладающий
тип памятников архитектуры – собор базиликальный с массивными сте-
нами, узкими оконными проѐмами, с «перспективными» порталами, с
башнями на западном фасаде и нередко над средокрестием, а также укреп-
лѐнные замки. Главная роль в С.р. отводилась суровой, крепостного харак-
тера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались
на возвышенных местах, господствуя над местностью. Постройки этого
стиля отличаются простотой, строгостью и массивностью форм.
СТИЛЬ РУССКИЙ – направление и стиль в архитектуре России XIX и
начала XX в., возникшие на основе идеи возрождения национальной
самобытности русского искусства. Характеризовался крестово-купольной
композицией, многокулольностъю, шатровыми цыбулеподобными (луко-
вичными), бочкоподобными завершениями, а также соответствующими
русскому допетровскому строительству формами окон и т.п.
СТИЛЬ ТЮДОРОВСКИЙ – стиль английской архитектуры во время
правления династии Тюдоров (1485-1603 гг.), когда наблюдались послед-
ний расцвет перпендикулярного стиля и появление романских мотивов,
например, в капелле Генриха в Вестминстерском аббатстве (около 1502 г.)
и Берли хаузе с ренессансными деталями декора (1577-1587 гг.).
СТИЛЬ УКРАИНСКИЙ – см. стиль неоукраинский.
СТИЛЬ ФИРМЕННЫЙ – комплекс относительно постоянных визуаль-
ных и текстовых элементов (констант), включающий в себя товарный
знак, шрифт, фирменную цветовую гамму и служащий для однозначной
идентификации фирмы и ее продукции, отличающих ее от конкурентов. К
С.ф. относят также создания определенного управляемого имиджа, систе-
мы корпоративной культуры и т.п.
СТИЛЬ ФИРМЕННЫЙ ДИЗАЙНЕРСКИЙ – совокупность компози-
ционно-изобразительных приемов, формирующих узнаваемый «родовой»
образ продукции конкретного производителя или объектов, связанных с
его деятельностью: производственных зданий, служб сервиса и т.д. В
создании С.ф.д. используется формообразование продукции и оборудова-
ния, приемы графического дизайна (цвет, логотипы, композиционные
приемы гипографики и т.д.). Значительно реже С.ф.д. основывается не на
визуальном единстве продукции, а на определенном образе организации
деятельности фирмы (например, «Оливетти-стиль»). Роль С.ф.д.
двояка: 1) с коммерческой точки зрения он помогает выделить изделия
фирмы из ряда аналогичных изделий конкурентов; 2) с другой стороны,
формирование различными фирмами своих стилей способствует обогаще-
нию визуальной среды.
СТИЛЬ ХАЙ-ТЕК – см. хай-тек.
СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ –
инвариантный (зачастую канонизированный) способ гармонизации визу-
альных характеристик градостроительных объектов или образований.
СТИЛЬ ЦИСТЕРЦИАНСКИЙ – строгий романский архитектурный
стиль построек цистерцианского монашеского ордена, возникший в городе
Цистерциум во Франции в конце XI в. и быстро распространившийся по
всей Европе.
СТИЛЬ «ЮГЕНД» – см. югендстиль.
СТИМУЛ – побудительные мотивы к действию, вызывающие заинтере-
сованность в его результатах. Обычно С. рассматривают применительно к
работе как меры, направленные на обеспечение заинтересованности людей
в общественно полезном труде и повышении его эффективности, призван-
ные воздействовать на работу исполнителей (отдельных лиц, трудовых
коллективов) с целью достижения наивысших конечных результатов с
наименьшими затратами всех видов ресурсов. С. обычно разделяют на
материальные и социальные (моральные).
СТИМУЛ МАТЕРИАЛЬНЫЙ – методы и средства привлечения и
побуждения людей к активному участию в труде, повышению их трудовой
активности и хозяйственной инициативы. Источниками С.м. являются
фонд оплаты труда, фонды экономического стимулирования и различные
поощрительные фонды. Совершенствование условий и форм получения
материальных благ должно идти по пути устранения элементов уравни-
ловки, строгого соблюдения зависимости размеров заработка и премиаль-
ных выплат от конечных результатов труда. С.м. предполагают не только
поощрение, но и материальную ответственность за результаты работы.
СТИМУЛ МОРАЛЬНЫЙ (социальный) – система нравственных
поощрений, призванная развивать у работников стремление к высокопро-
изводительному инициативному труду. Система С.м. включает в себя
разнообразные формы общественной оценки и поощрения трудового
вклада: награждение знаками отличия, орденами, медалями, размещение
информации на доске почета, объявление благодарности, пропаганда
опыта передовиков в газетах, теле- и радиопередачах и т.д.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА – система мер, направленная на обеспе-
чение материальной и моральной заинтересованности людей в обществен-
но полезном труде и повышении его эффективности.
СТИМУЛЯТОР КОРРОЗИИ – вещество, которое при введении в кор-
розионную среду увеличивает скорость коррозии или активирует ее.
СТИХИЯ – явление природы, проявляющееся как могущественная, за-
частую разрушительная сила.
СТЛАНИКИ (сланики), низкорослые формы деревьев и кустарников
(берѐзы, сосны, ели и др.), стелющиеся по земле; образуют густые трудно-
проходимые заросли. Иногда подобная форма произрастания деревьев
формируется целенаправленно в декоративных целях.
СТО – аббревиатура, образованная от: 1) «стандарт организации»; 2)
«станция технического обслуживания».
СТОДУЛА – сарай, навес для повозок и скота.
СТОЖАРЫ – подмостки со сходящимися вверху наклонными жердями
для сохранения сена в сухом виде.
СТОИМОСТЬ – 1) денежная сумма, которая уплачена при покупке и
может быть получена при продаже определенного объѐма товаров и услуг;
2) экономическое понятие, устанавливающее взаимоотношение между
товарами и услугами, доступными для приобретения, и теми, кто покупает.
С. является оценкой конкретных товаров и услуг в конкретное время в
данном месте. Экономическое понятие С. отражает рыночный взгляд на
выгоду, которую имеет обладатель данного товара или клиент, которому
оказывают данную услугу. С. любого имущества можно определить через
некоторое количество какой-либо другой вещи (как правило, имеются в
виду деньги), на которое оно может быть обменено, или через сумму
доходов, которые это имущество в будущем принесет своему владельцу.
Данное общее определение С. формулируется каждым из участников
экономических отношений, преследующих собственные цели (банки,
страховые компании, инвесторы и т.д.). Отсюда возникает целый ряд
определений С. (рыночная, инвестиционная, ликвидационная, восстанови-
тельная и др.).
СТОИМОСТЬ БАЛАНСОВАЯ – оценка основных и оборотных средств
(в денежном выражении) в бухгалтерском балансе. С.б. представляет
собой стоимость основных фондов, учитываемую в балансе основных
фондов по данным бухгалтерского учета о наличии и движении основных
средств. С.б., как правило, является смешанной оценкой основных фондов,
т.к. часть инвентарных объектов числится на балансах по восстановитель-
ной стоимости на момент последней переоценки, а основные фонды,
введенные в последующий период, учтены по первоначальной стоимости
(стоимости приобретения).
СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА В ЦЕЛОМ – см. собственность действую-
щего предприятия.
СТОИМОСТЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБЪЕКТА – см. стоимость
восстановительная объекта.
СТОИМОСТЬ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ОБЪЕКТА – расходы в
текущих ценах на строительство точной копии оцениваемого объекта (с
использованием таких же архитектурных решений, строительных конст-
рукций и материалов, а также с тем же качеством строительных работ).
При этом воспроизводятся та же степень морального износа объекта и те
же недостатки в архитектурных решениях, которые имелись у объекта-
оригинала. См. также строимость замещения объекта.
СТОИМОСТЬ ДОБАВЛЕННАЯ – прирост стоимости, создаваемый в
конкретном процессе производства товаров, работ и услуг, то есть стои-
мость проданной продукции за вычетом стоимости использованных для еѐ
производства материалов. С.д. равна выручке, включающей в себя эквива-
лент заработной платы, амортизации, арендной платы, процента и прибы-
ли. Продажная цена конечного продукта равна сумме С.д. каждого этапа
производства конечного продукта.
СТОИМОСТЬ ЗАМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА – расходы в текущих ценах
на строительство объекта, имеющего с оцениваемым эквивалентную
полезность, но построенного в новом архитектурном стиле, с использова-
нием прогрессивных материалов и оборудования. Таким образом, С.з.о. –
совокупные издержки на создание современного объекта-аналога заме-
щаемому. Величиной полной С.з.о. часто пользуются для определения
верхнего предела стоимости оцениваемого объекта, поскольку покупатель
не станет платить за существующее здание столько же (и тем более, боль-
ше), сколько он затратит на постройку нового более прогрессивного зда-
ния с аналогичной полезностью (за исключением случаев, когда покупа-
тель не имеет времени ждать, пока будет построено новое здание, возмож-
ности его возвести либо желает избежать рисков, связанных с постройкой
нового объекта. См. также строимость восстановительная объекта.
СТОИМОСТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ СУММАРНАЯ – сумма
инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений,
признаваемых объектами налогообложения, принадлежащих одному
физическому лицу и расположенных на территории представительного
органа самоуправле