Степень увлажнения территории атмосферного

(коэффициент подземного стока) – доля атмосферных осадков, впитывае-

мых почвой и питающих подземные воды данного района или территории.

СТЕПЕНЬ УПЛОТНЕНИЯ СМЕСИ БЕТОННОЙ – характеристика

бетонной смеси, определяемая коэффициентом ее уплотнения.

СТЕПЕНЬ ЧЕРНОТЫ ПОВЕРХНОСТИ – отношение интенсивности

излучения поверхности к интенсивности излучения черного тела при той

же температуре.

СТЕПЬ – тип биома, распространѐнный во внутриконтинентальных

районах Северного и Южного полушарий. Занимает обширные площади в

Евразии, Северной Америке (прерии), Южной Америке (пампасы) и Но-

вой Зеландии (туссоки). С. почти полностью освоена человеком.

СТЕРАДИАН (стер) – телесный угол, вершина которого расположена в

центре сферы и который вырезает на поверхности сферы площадь, равную

площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы.

СТЕРЕОБАТ – ступенчатое объемное основание (цоколь) монументаль-

ного здания или колоннады и иного сооружения (в древнегреческом хра-

мовом зодчестве – трехступенчатое со ступенями со всех четырех сторон);

примером С. в советской архитектуре являются основания Дворца проф-

союзов г. Минска и здания Минского Госцирка. Верхнюю плоскость С.

называют стилобатом. См. также крепидома.

СТЕРЕОТОМИЯ – строительство из камня, искусство обрабатывать

крупные каменные квадры. С. – характерное качество древнегреческой

архитектуры, отличающее ее от древнеримской (римляне строили из

кирпича с последующей мраморной облицовкой).

СТЕРЖЕНЬ – элемент конструкции (конструкционное тело), длина

которого значительно превосходит два других измерения. С. могут быть

прямолинейные и криволинейные, постоянного и переменного сечения.

Основное назначение С. – воспринимать осевые силы и изгибающие

моменты.

СТЕРЖЕНЬ АРМАТУРНЫЙ – прямолинейный отрезок стержневой

арматуры или арматурная проволока независимо от вида их поставки

(мерной и немерной длины, отдельными прутками или в мотках), исполь-

зуемый для армирования железобетонных конструкций.

СТЕРЖЕНЬ ВКЛЕЕННЫЙ – стальной стержень, вклеиваемый в тело

конструктивных элементов в предварительно выбранный паз или высвер-

ленное отверстие.

СТЕРЖЕНЬ ЗАМКА – деталь замка, служащая для передачи крутящего

момента от ручки замка к засову-защелке.

СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ – см. ствол колонны.

СТЕРЖЕНЬ КРЕПЕЖНЫЙ (стержень крепежного изделия) – часть

крепежного изделия, непосредственно входящая в отверстия соединяемых

изделий или ввертываемая в материал одного из них.

СТЕРЖЕНЬ КРИВОЙ (брус кривой) – стержень (брус) с криволиней-

ной осью, одна из моделей широко применяемых в изучении сопротивле-

ния материалов. При допущении, что осевая линия С.к. представляет

собой плоскую кривую и поперечные сечения имеют ось симметрии,

лежащую в этой плоскости, решение задачи об изгибе С.к. рассматривает-

ся в сопротивлении материалов; более точное решение задачи дается в

теории упругости.

СТЕРЖЕНЬ-ПАКЕТ – составной стержень (стойка), все ветви которого

имеют одинаковую длину, оперты по концам и соединены по длине по-

датливыми связями.

СТЕРЖЕНЬ С ПРОКЛАДКАМИ ДЛИННЫМИ – составной стержень

(стойка), ветви которого раздвинуты и соединены между собой по длине

длинными, не доходящими до торцов прокладками и (или) накладками на

податливых связях.

СТЕРЖЕНЬ С ПРОКЛАДКАМИ КОРОТКИМИ – составной стер-

жень (стойка), ветви которого раздвинуты и соединены между собой по

длине короткими прокладками на податливых связях.

СТЕРЖЕНЬ СОСТАВНОЙ – стержень, поперечное сечение которого

состоит из нескольких частей, соединяемых по длине податливыми или

жесткими связями. Обычно С.с. – элемент стержневой металлической

строительной конструкции, состоящий из нескольких простых профилей

(уголков, швеллеров, двутавров), соединенных в единое целое поперечны-

ми планками; применяется преимущественно в качестве конструктивных

элементов, работающих на сжатие, особенно когда по условиям продоль- степень увлажнения территории атмосферного - student2.ru степень увлажнения территории атмосферного - student2.ru



ного изгиба необходимо уменьшить гибкость элемента.

СТЕРЖЕНЬ ТОНКОСТЕННЫЙ – 1) элемент конструкций и сооруже-

ний цилиндрической или призматической формы, у которого все три

измерения (толщина, наибольший размер поперечного сечения и длина)

выражаются величинами разных порядков (т.е. первая значительно мень-

ше второй, а вторая – меньше третьей.); С.т. находят широкое применение

в строительных конструкциях (стальные и алюминиевые прокатные,

составные и гнутые профили, железобетонные составные элементы, кес-

сонные конструкции и т.п.), а также в машиностроении, самолетостроении

и т.д. Различают С.т. открытого профиля (швеллер, двутавр и др.) и замк-

нутого профиля (например, коробчатого). Применяются в строительстве и

машиностроении главным образом в виде прокатных профилей. 2) В

сопротивлении материалов – расчѐтная схема стержневого элемента,

толщина которого в поперечном сечении значительно меньше его пери-

метра, а периметр значительно меньше длины элемента, что позволяет при

расчѐте рассматривать его как оболочку.

СТЕРИЛИЗАЦИЯ – полное освобождение различных веществ, предме-

тов от микроорганизмов. Наиболее распространенные методы С. – дейст-

вие высоких температур, а для жидкостей – фильтрация, в результате

которой клетки микроорганизмов задерживаются на фильтрах. С. грунта

возможна при 2 атм. и 134°С в течение 2 ч.

СТЕРИЛИЗАЦИЯ «ХОЛОДНАЯ» – стерилизация твердых предметов,

портящихся при нагревании (некоторые пластмассы, электронная аппара-

тура и др.), осуществляемая обработкой газами, спиртом, растворами

сулемы и других химических веществ; для жидкостей фильтрацией через

мелкопористые бактериальные фильтры. Разновидность С.х. – лучевая

стерилизация, осуществляемая с помощью ультрафиолетового излучения,

обладающего бактерицидным действием (обычно используют ионизи-

рующее излучение в дозах 3-10 млн. рад).

СТЕХИОМЕТРИЯ – представление о количественных соотношениях

между массами веществ, вступающих в химическую реакцию.

СТИБАДИУМ – открытая беседка в античном римском парке или саду

для отдыха и обозрения окрестностей.

СТИЛИЗАТОРСТВО – метод использования традиций в архитектуре

историзма XIX в., базирующийся на копировании форм исторических

памятников.

СТИЛИЗАЦИЯ – 1) намеренная имитация художественного стиля, ха-

рактерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и куль-

туры определенной социальной среды, народности, региона, эпохи; неред-

ко С. связана с переосмыслением художественного содержания, состав-

ляющего основу имитируемого стиля; 2) в изобразительном искусстве, и

преимущественно в декоративном искусстве, дизайне С. – обобщение

изображаемых фигур и предметов с помощью условных приѐмов; особен-

но характерна для орнамента, где С. превращает объект изображения в

мотив узора.

СТИЛИЗАЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – формирование визуального образа

изделий путем использования внешних признаков выбранного дизайнером

стиля. С. используется для сознательного выделения изделия из ряда

аналогов в коммерческих целях (стайлинг), а также для лучшего включе-

ния изделия в тот или иной средовой контекст.

СТИЛИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНАЯ – одна из разновидностей форма-

лизма; внешнее подражание какому-либо архитектурному стилю или

творческому направлению.

СТИЛИЗАЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – сознательное употребление при-

знаков определенного дизайнерского стиля при проектировании объектов

(часто используется при стайлинге) или прямой перенос наиболее явных

визуальных признаков культурного образца на проектируемый объект.

Основная операция при этом – формализация стилистических мотивов, их

упрощение или усложнение в целях достижения общего смыслового и

декоративного акцента.

СТИЛОБАТ – исторически – в античной архитектуре каменные плиты

под колоннами, верхняя ступень (плоскость) стереобата (основания, несу-

щего колоннаду древнегреческого храма); в более позднем словоупотреб-

лении трѐхступенчатое подножие древнегреческих храмов; в современной

архитектуре С. – естественная или искусственно созданная возвышенная

платформа, замощенная каменными плитами, на которой возводят соору-

жения (верхняя часть ступенчатого цоколя здания или подножие колонна-

ды). Кроме того, в современной архитектуре С. иногда называют также

большую парадную лестницу-крыльцо.

СТИЛЬ – общность образной системы, средств художественной вырази-

тельности, творческих приѐмов, обусловленная единством идейно-

художественного содержания. Можно говорить о С. отдельных произве-

дений или жанра, об индивидуальном С. (творческой манере) отдельного

автора, а также о С. целых эпох или крупных художественных направле-

ний, поскольку единство общественно-исторического содержания опреде-

ляет в них общность художественно-образных принципов, средств, приѐ-

мов (таковы, например, в пластических и других искусствах романский С.,

готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).

«СТИЛЬ» – авангардистское художественное объединение, сложившееся

в Голландии вокруг одноименного журнала (выходил в 1917-1928 гг.),

выдвинувшее принципы неопластицизма; оказало большое влияние на

развитие Баухауза.

СТИЛЬ АМПИР – стиль в архитектуре и декоративно-прикладном ис-

кусстве первой трети XIX в. (эпохи Наполеона I), завершивший развитие

классицизма. Характерны массивные лапидарные, подчѐркнуто монумен-

тальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), служив-

шие воплощению идей государственного могущества и воинской силы

служившие воплощению идей государственного могущества и воинской

силы. С.а. опирался на художественное наследие прежде всего император-

ского Рима, и отчасти древнегреческой архаики, Древнего Египта, класси-

цизм конца XVIII в. С.а. сложился в период империи Наполеона I во

Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитек-

туры и дворцовых интерьеров (Ш. Персье, П.Ф.Л. Фонтен). В архитектуре

России в С.а. были созданы классические образцы градостроительства,

общественных сооружений, городских и усадебных домов (А.Д. Захаров,

А.Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов), монументальной скульптуры

(И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин).

СТИЛЬ АНГЛОСАКСОНСКИЙ – архитектурный стиль, существовав-

ший в Англии приблизительно с 650 г. до XI в. Самые ранние деревянные

сооружения до нас не дошли; более совершенные храмы с башнями, ук-

рашенными узкими пилястрами, строились и после норманнского завое-

вания.

СТИЛЬ «АР ДЕКО» – сложившийся к 1925 г. в Париже стиль (направле-

ния) в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, популярный в

Европе и Америке в период между двумя мировыми войнами; в рамках

С.«а.д.» применялись способы массового производства, искусственные

материалы (например, бакелита), разрабатывался изысканный сложный

дизайн.

СТИЛЬ «АР НУВО» – распространѐнное в некоторых европейских

странах (Франции, Британии и др.) и в США название стиля «модерн».

СТИЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ – исторически сложившаяся относительно

устойчивая система функциональных, пространственных, эстетических

характеристик архитектурной формы (здания, сооружения, комплекса),

система способов и приемов ее функциональной и эстетической организа-

ции, совокупность признаков, черт, особенностей, присущих той или иной

конкретной архитектурной форме. С.а. складывается в историческом

развитии материальной и духовной культуры общества, объединяя архи-

тектурное формотворчество с другими творческими процессами разных

сфер общественной жизни, поэтому для различных исторических перио-

дов, географических регионов и даже для отдельных архитекторов харак-

терны специфические вариации архитектурных форм, составляющие

своеобразные и оригинальные С.а.

СТИЛЬ БАРОККО – художественный стиль, сложившийся в конце

XVI в. в эпоху позднего Ренессанса и преобладавший в европейском ис-

кусстве до середины (в некоторых странах почти до конца) XVIII в. Осно-

воположником Б. считают Микеланджело. Классические формы и мотивы

в нем сочетались с пышным богатым декором, сложной композицией, а

также искусным использованием пространства и перспективы. Б. свойст-

венны контрастность, напряжѐнность, динамичность образов, аффектация,

стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии,

к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли). В садово-

парковом искусстве – пышность, пластичность, а иногда и вычурность

композиции, стремление придать природным материалам (растительности,

воде, рельефу) архитектурные формы (боскеты, фонтаны, террасы, под-

порные стены и т.д.). Главный принцип архитектуры Б. – активное взаи-

модействие объема здания с окружающим пространством, смешение

внутренних и внешних пространств, пластичность перехода от одного

объема к другому. Отсюда овальные пространстве, криволинейные по-

верхности, изогнутые (выпуклые и вогнутые) фасады, витые колонны,

разорванные фронтоны, просторные наружные лестницы, перспективы

городских магистралей и создание грандиозных архитектурных ансамблей

СТИЛЬ БУЛЬ – см. буль.

«СТИЛЬ ВОЛЬНЫЙ» В ДИЗАЙНЕ (фристайл) – стилевое направле-

ние современного дизайна, вырвавшегося в 1970-е годы за рамки архитек-

турного пуризма и традиционализма; наряду с постмодернизмом, хай-

теком, деконструктивизмом играет важную роль в формировании совре-

менной художественной атмосферы. «С.в.»в.д. – не просто «свободный

стиль», но скорее «свобода от стиля», легкое обращение со стилями. Сво-

бода во всем, кроме нестандартного видения функции, точного и тонкого

обращения с контекстом, с духом моего, характером заказчика, особенно-

стями образа жизни и занятий. В остальном «С.в.»в.д. – соединение мест-

ного, регионального, фундаментального и модного, эфемерного, юмора и

изобретательности, кича и метафизики, игры на тему архитектурных

серьезностей и эклектики.

СТИЛЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ – стиль в искусстве, ранняя (IX-VIII вв.

до н.э.) стадия развития древнегреческого искусства: в архитектуре – в

основном геометрические орнаменты и соответствующие архитектурные

профили; геометризованные фигуры людей и животных в вазописи и

настенных росписях, схематичные бронзовые статуэтки и т.п.

СТИЛЬ ГЕОРГИАНСКИЙ – широкий термин, охватывающий разнооб-

разные направления английской архитектуры позднего Ренессанса во

времена царствования четырех Георгов (1714-1830).

СТИЛЬ ГОТИЧЕСКИЙ – см. готика.

СТИЛЬ ГОТОВЫЙ – сложившийся в конце XIX в. в США стиль жилых

построек, образцом которого служит Стафтон хаус Генри Ричардсона в

Кембридже, штат Массачусетс (1882), с открытым интерьером.

СТИЛЬ ДЕКОРАТИВНЫЙ – вторая фаза развития английской готиче-

ской архитектуры с 90-х гг. XII до конца XIV вв., для которой характерны

простые геометрические формы, пышные лиственные узоры, стрельчатые

арки.

СТИЛЬ ДЕРЕВООБРАБОТКИ ЯПОНСКИЙ – декоративная техника,

происходящая из начала XVIII в., когда европейские ремесленники, ими-

тировали восточную работу по лаку.

СТИЛЬ ДИЗАЙНЕРСКИЙ – художественно-пластическая однород-

ность предметно-пространственной среды и ее элементов, выделяемая в

процессе восприятия материальной и художественной культуры как еди- степень увлажнения территории атмосферного - student2.ru степень увлажнения территории атмосферного - student2.ru



ного целого. С.д. сравнительно постоянен и тесно связан с общественными

и эстетическими нормами эпохи. В дизайне стилевое решение часто носит

концептуальный характер и выражает творческую платформу (например,

«хайтек», «ретро» и пр.).

СТИЛЬ ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ – стиль в искусстве Англии, захваты-

вающий время правления Елизаветы I (1558-1603), в котором черты на-

циональной поздней готики соединились с чертами Ренессанса.

СТИЛЬ ЗВЕРИНЫЙ – условное общее название широко распростра-

нѐнных в искусстве древности стилизованных изображений животных и

частей их тела. Наиболее развит в искусстве скифов, древних германцев,

угро-финнов и др.; традиции его сохранились в средневековом искусстве и

народном творчестве.

СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ – техника облицовки зданий мелкими

плитками мрамора различной окраски и формы. Создает на поверхности

построек причудливый пестрый узор из прямоугольников, квадратов,

ромбов и полос. С.и. сложился в архитектуре итальянского Возрождения

главным образом во Флоренции и других городах Тосканы в конце XIV-

XV в. на основе древнеримских традиций и восточных влияний.

СТИЛЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ – рациональный архитектурный

стиль XX в., распространенный школой Баухауз; основоположниками С.и.

были такие архитекторы, как Франк Ллойд Райт и Вальтер Гропиус.

СТИЛЬ КАМИНА – разновидности каминов и каминных облицовок,

выделяемые на основе специфики их дизайна и декорирования.

СТИЛЬ КАРОЛИНГСКИЙ – архитектурный стиль, сложившийся во

Франции, Германии и Нидерландах при дворе императора Карла Великого

(768-814), стремившегося воссоздать на Севере имперский римский стиль;

С.к. стал предшественником европейской романской архитектуры.

СТИЛЬ КРИТО-МИКЕНСКИЙ – древнейший греческий архитектур-

ный стиль, существовавший до XII в. до н.э.; известен в основном по рас-

копкам в Кноссе и Фесте на Крите.

СТИЛЬ КОРОЛЯ МАНУЭЛЯ – стиль, сложившийся в португальской

архитектуре во время и после царствования короля Мануэля I Счастливого

(1495-1521), кульминация позднеготического стиля.

СТИЛЬ КОРОЛЯ ЯКОВА – архитектурный стиль, получивший назва-

ние в честь короля Якова I (1603-1625), впервые в Британии заимствовав-

ший мотивы итальянского Ренессанса.

СТИЛЬ ЛУЧИСТЫЙ – французский готический стиль, отличающийся

массивными круглыми витражами и сплошным ажуром; получил название

благодаря лучам больших окон-роз.

СТИЛЬ МАВРИТАНСКИЙ – стиль христианской архитектуры и декора

в Испании X-XII вв., сложившийся под влиянием исламского стиля, заим-

ствовавший, в частности, стрельчатую подковообразную арку. Для С.м.

характерны аркады, купола и богатый геометрический орнамент.

СТИЛЬ МОДЕРН – архитектурный стиль, преобладавший в архитектуре

и декоративном искусстве Европы с 80-х гг. XIX до начала I мировой

войны (1914 г.). С.м. появился благодаря применению новых технико-

конструктивных средств. С.м. характеризуется свободной планировкой

создающей подчеркнуто индивидуальный облик зданий, творческим

использованием естественных криволинейных форм, гибких текучих

линий, стилизованных растительных узоров, стремлением отойти от архи-

тектурных и декоративных стилей, основанных на археологической ре-

конструкции прошлого, интерес к новым технологиям, расцвет приклад-

ного искусства. В С.м. прослеживается отрицание симметрии, прямоли-

нейности масс, отказ от прямых линий и углов в пользу более естествен-

ных, «природных» линий и использование нового декора в виде скульп-

турного и живописного орнамента с поникшими изломанными позами

человека и растениями текучих форм.

СТИЛЬ НАРЫШКИНСКИЙ (формы нарышкинские) – архитектур-

ные элементы и приемы, характерные для т.н. «московского» или «на-

рышкинского барокко». Включают в себя симметрию всех фасадов цер-

ковного здания, ярусные композиции с восьмериками на четверике, лепе-

стковые планы храмов, наличники с разорванным фронтоном над антаб-

лементом, колонны с витыми украшениями ствола, фигурные кронштей-

ны в основании составных наличников, восьмигранные окна, проходы со

срезанными верхними углами и т.д.

СТИЛЬ НЕОГРЕЧЕСКИЙ – направление в архитектуре второй поло-

вины XVIII-XIX вв., основанное на обращение к приемам и формам архи-

тектуры античной Греции.

СТИЛЬ НЕОУКРАИНСКИЙ (стиль украинский) – направление и

стиль в зодчестве Украины конца X – начала XX вв. Характеризуется

красочностью пространственной композиции зданий, использованием в

них черепичных крыш с заломом, башенок с шатровым и лункообразным

завершением, скошенных шестиугольных окон и пр.

СТИЛЬ НОРМАННСКИЙ – английское наименование романского

стиля, первым примером которого стало Вестминстерское аббатство коро-

ля Эдуарда Исповедника (1065 г.); в дальнейшие годы активно насаждался

Вильгельмом Завоевателем. См. также романский стиль.

СТИЛЬ ПАЛЛАДИАНСКИЙ (палладианство) – широко распростра-

нившийся в Европе и американских колониях в XVII и особенно XVIII в.

архитектурный стиль (стилистическое течение, ветвь классицизма), сло-

жившийся под влиянием творчества Андреа Палладио, канонизировавше-

го элементы сложившейся к тому времени классицистической архитекту-

ры. П. в Великобритании, Германии, России (Ч. Камерон, Дж. Кваренги,

Н.А. Львов) следовало созданным А. Палладио типам городского дворца,

виллы, церкви, строгой закономерности и гибкости его композиционных

приѐмов, успешно повторяя и варьируя «палладианские» мотивы: колон-

нады, портики, арки и аркады с малыми колонками внутри, купола и ста-

туи на постаментах по углам треугольных фронтонов.

СТИЛЬ ПЕРЕХОДНЫЙ – в узком смысле, как собственное название –

промежуточный архитектурный стиль между романским и готикой. В

широком смысле любой промежуточный стиль между сменяющими друг

друга стилями архитектуры.

СТИЛЬ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ – третий, самый «английский» из

трех британских готических стилей, отличающийся подчеркнутыми гори-

зонталями и вертикалями, большими окнами, ребристыми, позже веерны-

ми сводами, преобладавший с середины XIV до XVI в., а в некоторых

районах и позже. Один из высших образцов этого стиля – капелла Кингс

колледжа в Кембридже (1446-1515).

СТИЛЬ РАННЕАНГЛИЙСКИЙ – первый английский готический

архитектурный стиль, преобладавший с конца XII до конца XIII в. Несмот-

ря на французские истоки стиля, обладал оригинальными английскими

чертами в планировке, разработке фасадов и декоре.

СТИЛЬ РЕТРО В ДИЗАЙНЕ – стиль, основу которого составляет наро-

читая имитация форм, характерных для стилей прошедших эпох. Принад-

лежащее скорее не дизайну, но стайлингу, формообразование в этом стиле

явилось реакцией на безликость массовой продукции, следовавшей чисто-

му функционализму. Подобно постмодернизму «ретро» обращается к

истории, но отличается от него более формальным «внешним» подходом.

В промышленном дизайне «ретро», как правило, ограничивается сферой

изделий для быта либо оборудованием общественных интерьеров.

СТИЛЬ РОКОКО – стиль (стилевое направление) в европейском искус-

стве первой половины XVIII в., утонченная версия завершающей фазы

барокко. С.р. отличается от барокко мелкомасштабностью своих форм (в

частности орнамента) и обилием архитектурных украшений. Во Франции

ассоциируется с легкими витыми формами и куртуазной мишурой, в

Южной Германии и Австрии – с почти экстатической выразительностью и

пространственной сложностью С.р. отрицает структуру, сосредоточив-

шись на линии и на эмоции, что ярко проявилось в таких сооружениях, как

церковь Фирценхайлинген И.Б. Неймана (начата в 1743 г.). С.р. в архитек-

туре и декоративном искусстве отличается причудливой орнаментацией и

применением орнаментальных мотивов в виде раковин. Считается, что

декоративное искусство С.р. по изысканности, красоте асимметричных

композиций, по духу комфорта и внимания к личному удобству принад-

лежит к высшим достижениям искусства XVIII в.

СТИЛЬ РОМАНСКИЙ – первый общеевропейский архитектурный

стиль, в широком смысле включающий в себя сооружения со времен

Карла Великого (ок. 800) до зарождения готики; в узком смысле – Х-

ХIII вв. К этому времени относится сложение образной символики плана

церковного здания – в виде латинского креста и использование коробовых

и первых ребристых сводов (собор в Дарэме, Северо Восточная Англия).

С.р. развивал типы церквей и крепостей и приемы сводчатых и арочных

конструкций. в каждой из стран С.р. имел особенности; преобладающий

тип памятников архитектуры – собор базиликальный с массивными сте-

нами, узкими оконными проѐмами, с «перспективными» порталами, с

башнями на западном фасаде и нередко над средокрестием, а также укреп-

лѐнные замки. Главная роль в С.р. отводилась суровой, крепостного харак-

тера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались

на возвышенных местах, господствуя над местностью. Постройки этого

стиля отличаются простотой, строгостью и массивностью форм.

СТИЛЬ РУССКИЙ – направление и стиль в архитектуре России XIX и

начала XX в., возникшие на основе идеи возрождения национальной

самобытности русского искусства. Характеризовался крестово-купольной

композицией, многокулольностъю, шатровыми цыбулеподобными (луко-

вичными), бочкоподобными завершениями, а также соответствующими

русскому допетровскому строительству формами окон и т.п.

СТИЛЬ ТЮДОРОВСКИЙ – стиль английской архитектуры во время

правления династии Тюдоров (1485-1603 гг.), когда наблюдались послед-

ний расцвет перпендикулярного стиля и появление романских мотивов,

например, в капелле Генриха в Вестминстерском аббатстве (около 1502 г.)

и Берли хаузе с ренессансными деталями декора (1577-1587 гг.).

СТИЛЬ УКРАИНСКИЙ – см. стиль неоукраинский.

СТИЛЬ ФИРМЕННЫЙ – комплекс относительно постоянных визуаль-

ных и текстовых элементов (констант), включающий в себя товарный

знак, шрифт, фирменную цветовую гамму и служащий для однозначной

идентификации фирмы и ее продукции, отличающих ее от конкурентов. К

С.ф. относят также создания определенного управляемого имиджа, систе-

мы корпоративной культуры и т.п.

СТИЛЬ ФИРМЕННЫЙ ДИЗАЙНЕРСКИЙ – совокупность компози-

ционно-изобразительных приемов, формирующих узнаваемый «родовой»

образ продукции конкретного производителя или объектов, связанных с

его деятельностью: производственных зданий, служб сервиса и т.д. В

создании С.ф.д. используется формообразование продукции и оборудова-

ния, приемы графического дизайна (цвет, логотипы, композиционные

приемы гипографики и т.д.). Значительно реже С.ф.д. основывается не на

визуальном единстве продукции, а на определенном образе организации

деятельности фирмы (например, «Оливетти-стиль»). Роль С.ф.д.

двояка: 1) с коммерческой точки зрения он помогает выделить изделия

фирмы из ряда аналогичных изделий конкурентов; 2) с другой стороны,

формирование различными фирмами своих стилей способствует обогаще-

нию визуальной среды.

СТИЛЬ ХАЙ-ТЕК – см. хай-тек.

СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ –

инвариантный (зачастую канонизированный) способ гармонизации визу-

альных характеристик градостроительных объектов или образований.

СТИЛЬ ЦИСТЕРЦИАНСКИЙ – строгий романский архитектурный

стиль построек цистерцианского монашеского ордена, возникший в городе



Цистерциум во Франции в конце XI в. и быстро распространившийся по

всей Европе.

СТИЛЬ «ЮГЕНД» – см. югендстиль.

СТИМУЛ – побудительные мотивы к действию, вызывающие заинтере-

сованность в его результатах. Обычно С. рассматривают применительно к

работе как меры, направленные на обеспечение заинтересованности людей

в общественно полезном труде и повышении его эффективности, призван-

ные воздействовать на работу исполнителей (отдельных лиц, трудовых

коллективов) с целью достижения наивысших конечных результатов с

наименьшими затратами всех видов ресурсов. С. обычно разделяют на

материальные и социальные (моральные).

СТИМУЛ МАТЕРИАЛЬНЫЙ – методы и средства привлечения и

побуждения людей к активному участию в труде, повышению их трудовой

активности и хозяйственной инициативы. Источниками С.м. являются

фонд оплаты труда, фонды экономического стимулирования и различные

поощрительные фонды. Совершенствование условий и форм получения

материальных благ должно идти по пути устранения элементов уравни-

ловки, строгого соблюдения зависимости размеров заработка и премиаль-

ных выплат от конечных результатов труда. С.м. предполагают не только

поощрение, но и материальную ответственность за результаты работы.

СТИМУЛ МОРАЛЬНЫЙ (социальный) – система нравственных

поощрений, призванная развивать у работников стремление к высокопро-

изводительному инициативному труду. Система С.м. включает в себя

разнообразные формы общественной оценки и поощрения трудового

вклада: награждение знаками отличия, орденами, медалями, размещение

информации на доске почета, объявление благодарности, пропаганда

опыта передовиков в газетах, теле- и радиопередачах и т.д.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА – система мер, направленная на обеспе-

чение материальной и моральной заинтересованности людей в обществен-

но полезном труде и повышении его эффективности.

СТИМУЛЯТОР КОРРОЗИИ – вещество, которое при введении в кор-

розионную среду увеличивает скорость коррозии или активирует ее.

СТИХИЯ – явление природы, проявляющееся как могущественная, за-

частую разрушительная сила.

СТЛАНИКИ (сланики), низкорослые формы деревьев и кустарников

(берѐзы, сосны, ели и др.), стелющиеся по земле; образуют густые трудно-

проходимые заросли. Иногда подобная форма произрастания деревьев

формируется целенаправленно в декоративных целях.

СТО – аббревиатура, образованная от: 1) «стандарт организации»; 2)

«станция технического обслуживания».

СТОДУЛА – сарай, навес для повозок и скота.

СТОЖАРЫ – подмостки со сходящимися вверху наклонными жердями

для сохранения сена в сухом виде.

СТОИМОСТЬ – 1) денежная сумма, которая уплачена при покупке и

может быть получена при продаже определенного объѐма товаров и услуг;

2) экономическое понятие, устанавливающее взаимоотношение между

товарами и услугами, доступными для приобретения, и теми, кто покупает.

С. является оценкой конкретных товаров и услуг в конкретное время в

данном месте. Экономическое понятие С. отражает рыночный взгляд на

выгоду, которую имеет обладатель данного товара или клиент, которому

оказывают данную услугу. С. любого имущества можно определить через

некоторое количество какой-либо другой вещи (как правило, имеются в

виду деньги), на которое оно может быть обменено, или через сумму

доходов, которые это имущество в будущем принесет своему владельцу.

Данное общее определение С. формулируется каждым из участников

экономических отношений, преследующих собственные цели (банки,

страховые компании, инвесторы и т.д.). Отсюда возникает целый ряд

определений С. (рыночная, инвестиционная, ликвидационная, восстанови-

тельная и др.).

СТОИМОСТЬ БАЛАНСОВАЯ – оценка основных и оборотных средств

(в денежном выражении) в бухгалтерском балансе. С.б. представляет

собой стоимость основных фондов, учитываемую в балансе основных

фондов по данным бухгалтерского учета о наличии и движении основных

средств. С.б., как правило, является смешанной оценкой основных фондов,

т.к. часть инвентарных объектов числится на балансах по восстановитель-

ной стоимости на момент последней переоценки, а основные фонды,

введенные в последующий период, учтены по первоначальной стоимости

(стоимости приобретения).

СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА В ЦЕЛОМ – см. собственность действую-

щего предприятия.

СТОИМОСТЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБЪЕКТА – см. стоимость

восстановительная объекта.

СТОИМОСТЬ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ОБЪЕКТА – расходы в

текущих ценах на строительство точной копии оцениваемого объекта (с

использованием таких же архитектурных решений, строительных конст-

рукций и материалов, а также с тем же качеством строительных работ).

При этом воспроизводятся та же степень морального износа объекта и те

же недостатки в архитектурных решениях, которые имелись у объекта-

оригинала. См. также строимость замещения объекта.

СТОИМОСТЬ ДОБАВЛЕННАЯ – прирост стоимости, создаваемый в

конкретном процессе производства товаров, работ и услуг, то есть стои-

мость проданной продукции за вычетом стоимости использованных для еѐ

производства материалов. С.д. равна выручке, включающей в себя эквива-

лент заработной платы, амортизации, арендной платы, процента и прибы-

ли. Продажная цена конечного продукта равна сумме С.д. каждого этапа

производства конечного продукта.

СТОИМОСТЬ ЗАМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА – расходы в текущих ценах

на строительство объекта, имеющего с оцениваемым эквивалентную

полезность, но построенного в новом архитектурном стиле, с использова-

нием прогрессивных материалов и оборудования. Таким образом, С.з.о. –

совокупные издержки на создание современного объекта-аналога заме-

щаемому. Величиной полной С.з.о. часто пользуются для определения

верхнего предела стоимости оцениваемого объекта, поскольку покупатель

не станет платить за существующее здание столько же (и тем более, боль-

ше), сколько он затратит на постройку нового более прогрессивного зда-

ния с аналогичной полезностью (за исключением случаев, когда покупа-

тель не имеет времени ждать, пока будет построено новое здание, возмож-

ности его возвести либо желает избежать рисков, связанных с постройкой

нового объекта. См. также строимость восстановительная объекта.

СТОИМОСТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ СУММАРНАЯ – сумма

инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений,

признаваемых объектами налогообложения, принадлежащих одному

физическому лицу и расположенных на территории представительного

органа самоуправле

Наши рекомендации