Слой конструкции теплоизоляционной предохра-
НИТЕЛЬНЫЙ – элемент теплоизоляционной конструкции, входящий,
как правило, в состав теплоизоляционной конструкции для оборудования
и трубопроводов с температурой поверхности ниже температуры окру-
жающей среды с целью защиты пароизоляционного слоя от механических
повреждений.
СЛОЙ КРОВЛИ ЗАЩИТНЫЙ – слой гравия (щебня), уложенного
поверх слоя геотекстиля по поверхности водоизоляционного ковра из
рулонных или мастичных материалов, предохраняющий основной водо-
изоляционный ковер неэксплуатируемых кровель от механических повре-
ждений, атмосферных воздействий, солнечной радиации и распростране-
ния огня по поверхности кровли.
СЛОЙ КРОВЛИ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ – слой стекло- или синтетиче-
ской ткани, или нетканого синтетического материала, укладываемый
между кровлей и основанием под кровлю или между защитным слоем и
кровлей, уменьшающий сцепление разных слоев и обеспечивающий
независимость их температурных деформаций при устройстве эксплуати-
руемых кровель.
СЛОЙ КУЛЬТУРНЫЙ – в археологии – признак древнего поселения;
слой земли, содержащий остатки деятельности человека: древние соору-
жения, строительный и хозяйственный мусор, золу и пр. В зависимости от
длительности обитания поселения мощность С.к. от нескольких см до
нескольких десятков м.
СЛОЙ ЛАМИНАТА ДЕКОРАТИВНЫЙ – второй внутренний слой,
определяющий декоративные и эстетические свойства ламината.
СЛОЙ ЛАМИНАТА НИЖНИЙ – специальная пленка, предохраняю-
щая ламинат от влажности и компенсирующая поверхностные напряже-
ния, возникающие после ламинирования рабочего слоя панели.
СЛОЙ МАТЕРИАЛА ЛАКОКРАСОЧНОГО – сплошной слой, полу-
ченный в результате одноразового нанесения лакокрасочного материала на
окрашиваемую поверхность. См. также слой покрытия защитного лако-
красочного.
СЛОЙ МЕТАЛЛА АДСОРБЦИОННЫЙ – слой, возникающий на
металле в результате адсорбции атомов или молекул окружающей среды и
затрудняющий протекание процесса коррозии.
СЛОЙ МЕТАЛЛА ОБЕЗУГЛЕРОЖЕННЫЙ – поверхностный слой
стали или чугуна, потерявший частично (или весь) углерод вследствие
взаимодействия с коррозионной средой.
СЛОЙ НЕСУЩИЙ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ –
элемент покрытия полевых фортификационных сооружений, предназна-
ченный для восприятия давления газов взрывной волны и собственного
веса защитной толщи покрытия. Обычно выполняется из бревен большого
диаметра (25-30 см), рельс, железобетонных и металлических балок либо
сплошного железобетона.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – располо-
женные ниже основания слои, обеспечивающие морозоустойчивость и
(или) дренирование дорожной одежды и рабочего слоя.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ ВЫРАВНИВАЮЩИЙ – слой, уст-
раиваемый между покрытием и основанием с целью обеспечения техноло-
гических и эксплуатационных параметров покрытия при их устройстве
современной укладочной техникой. С.о.д.в. устраивается из мелкозерни-
стых или песчаных смесей. Толщина С.о.д.в. включается в расчет. В до-
рожной одежде из тротуарных плит, С.о.д.в. предназначен для устранения
неровностей основания и лучшего прилегания плит тротуарных покрытия
к основанию; при этом в качестве конструктивного слоя одежды он не
рассматривается и в расчетах не учитывается.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – нижний
конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с переда-
чей нагрузок на земляное полотно, также функции морозоустойчивого,
дренирующего и др.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ ДРЕНИРУЮЩИЙ – дополнитель-
ный конструктивный слой дорожной одежды (обычно с покрытием из
тротуарных плит), устраиваемый из хорошо фильтрующих материалов;
предназначен для сбора и последующего отвода воды, поступающей в
основание, для предохранения его и верхней части земляного полотна от
переувлажнения.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ ЗАЩИТНЫЙ – тонкие слои в виде
поверхностной обработки или слои из холодных литых эмульсионно-
минеральных смесей (например, Сларри-Сил) толщиной до 2 см.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ ТРЕЩИНОПРЕРЫВАЮЩИЙ –
слой из зернистого материала или обработанный небольшим количеством
битума (до 3%) слой специальной смеси различных фракций щебня, укла-
дываемый между покрытием с наличием трещин и новым покрытием с
целью предотвращения появления отраженных трещин. Благодаря зерни-
стости и низкой прочности на растяжение, вследствие появления и ветвле-
ния трещин, подобный слой активно гасит концентрации напряжений в
районе трещин. Толщина слоя от 4 до 15 см.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ МОРОЗОЗАЩИТНЫЙ (морозо-
устойчивый) – конструктивный слой дорожной одежды (дополнительный
слой основания), устраиваемый под дорожной одеждой на всю ширину
земляного полотна из морозоустойчивых и хорошо фильтрующих мате-
риалов при необходимости предохранения дорожной одежды от деформа-
ций вследствие неравномерного сезонного морозного пучения грунта
земляного полотна, а также для сбора и последующего отвода воды, по-
ступающей в основание проезжей части.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ ПОДСТИЛАЮЩИЙ – дополнитель-
ный слой между основанием и грунтом земляного полотна на участках с
неблагоприятными погодно-климатическими и грунтово-геологическими
условиями. С.о.д.п. устраивается из материалов меньшей прочности, чем
для основания, из песков или песчано-гравийных смесей с коэффициентом
фильтрации не менее 1 м/сут. и выполняет функции морозозащитного и
дренирующего слоя.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ ПРОТИВОЗАИЛИВАЮЩИЙ –
слой дорожного основания из торфа, высевок и других тонкопористых
материалов, предназначенный для предохранения располагаемого на нем
основания или дополнительного слоя основания от проникания грунта из
земляного полотна.
СЛОЙ ОДЕЖДЫ ДОРОЖНОЙ ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩИЙ – допол-
нительный слой дорожного основания, устраиваемый из теплоизолирую-
щих материалов (шлак, торфоплиты, и др.) в целях снижения глубины
промерзания и предохранения этим верхней части земляного полотна от
переувлажнения.
СЛОЙ ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНОГО – см. слой одежды дорожной,
слой полотна дорожного.
СЛОЙ ПАНЕЛИ СТЕНОВОЙ НАРУЖНЫЙ ДЕКОРАТИВНЫЙ –
не основной слой наружной стеновой бетонной (железобетонной) панели,
расположенный со стороны ее наружной (фасадной) поверхности и пред-
назначенный для выполнения только декоративных функций. С.п.с.н.д.
состоит из отделочного покрытия (например, водоэмульсионных поли-
мерцементных, известково-полимерных составов и красок), наносимого в
один или два слоя, или облицовки, придающих поверхности панели тре-
буемый цвет и фактуру и не выполняющих защитных функций.