ПОЛИМЕР КАРБАМИДНЫЙ (полимер мочевиноформальдегид-
ный) – продукты реакции поликонденсации мочевины и ее производных
(тиомочевины, меламина) с формальдегидом. Светостойки, маловодостой-
ки, имеют пониженную химическую стойкость и большую хрупкость.
Применяют для изготовления теплоизоляционных материалов, слоистых и
волокнистых пластиков и клеев отделочных материалов, древесностру-
жечных плит и пенопластов. Изделия на основе П.к. отличаются светлым
тоном и хорошо окрашиваются в любой цвет.
ПОЛИМЕР КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКИЙ – группа синтетических
полимеров, получаемых из низкомолекулярных кремнийорганических
соединений – алкил (арил) хлорсиланов и др. В молекулах П.к. содержатся
атомы кремния и углерода. Наибольшее значение в промышленности
имеют полиорганосилоксаны (полисилоксаны, силиконы), основная моле-
кулярная цепь которых построена из чередующихся атомов кремния и
кислорода, а атомы углерода входят в состав боковых (обрамляющих)
групп, связанных с атомом кремния. В зависимости от молекулярной
массы П.к. – вязкие бесцветные жидкости (кремнийорганические жидко-
сти), твердые эластичные вещества (кремнийорганические каучуки) или
хрупкие продукты (кремнийорганические пластики). Наиболее важные
свойства П.к. – хорошие диэлектрические характеристики, высокая термо-
стойкость, гидрофобность, инертность; некоторые каучуки морозостойки.
Применяют при производстве водоотталкивающих фасадных красок, в
качестве добавок в бетон, клеев, паст, жароупорные лаки, эмали.
«ПОЛИМЕР ЛИТОЙ» – см. «мрамор литой».
ПОЛИМЕР МЕЛАМИНОФОРМАЛЬДЕГИДНЫЙ – продукты поли-
конденсации меламина и формальдегида. Обладают повышенной прочно-
стью, твердостью и теплостойкостью. Обычные продукты конденсации
меламина и формальдегида имеют ограниченное применение в строитель-
стве и вследствие растворимости в воде используют в виде водных раство-
ров.
ПОЛИМЕР МОЧЕВИНОФОРМАЛЬДЕГИДНЫЙ – см. полимер
карбамидный.
ПОЛИМЕР НЕОРГАНИЧЕСКИЙ – полимеры, молекулы которых
имеют неорганические главные цепи и не содержат органических боковых
радикалов (обрамляющих групп). В природе широко распространены
трѐхмерные сетчатые П.н., которые в виде минералов входят в состав
земной коры (например, кварц). В отличие от органических полимеров
такие П.н. не могут существовать в высокоэластичном состоянии. Синте-
тически могут быть получены, например, полимеры серы, селена, теллура,
германия. Особый интерес представляет неорганический синтетический
каучук – полифосфонитрилхлорид.
ПОЛИМЕР ПОЛИАМИДНЫЙ – строительные материалы, получае-
мые в результате реакции поликонденсации двухосновных кислот и диа-
минов, сходных с полиэфирами и применяют в виде влагоизолирующих
плѐнок.
ПОЛИМЕР ПОЛИЭФИРНЫЙ – высокомолекулярные соединения,
получаемые в результате поликонденсации многоосновных кислот со
спиртами. Широко применяются в основном глифталевые П.п., синтези-
руемые путем взаимодействия глицерина с ангидридом фталевой кислоты.
В промышленности строительных материалов П.п. используют при изго-
товлении лаков, эмалей и грунтовок для внутренней отделки помещений,
образующих прочное и теплостойкое покрытие.
ПОЛИМЕР РЕЗОЛЬНЫЙ ТЕРМОРЕАКТИВНЫЙ – полимеры с
трѐхмерным строением молекул, образующиеся при избытке формальде-
гида и конденсации в щелочной среде. Из твѐрдых П.р.т. приготовляют
пресс-порошки и фаолит, являющиеся сырьем для производства труб,
листов, плиток и электротехнических изделий.
ПОЛИМЕР СТЕРЕОРЕГУЛЯРНЫЙ – высокомолекулярные соедине-
ния, макромолекулы которых состоят из одинаковых по химическому
составу звеньев, имеющих одинаковую (или разную, но чередующуюся в
определенной периодичности) пространственную конфигурацию. К П.с.
относятся, например, полипропилен, натуральный каучук.
ПОЛИМЕР ФЕНОЛО-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫЙ – полимеры, полу-
чаемые в результате реакции поликонденсации фенолов (фенола, резорци-
на, крезола и др.) с альдегидами (формальдегидом, фурфуролом, лигнином
и т.п.). П.ф.-ф. отличаются высокой адгезией к древесине, хлопчатобумаж-
ным тканям, бумаге, обладают высокой химической стойкостью. Исполь-
зуются П.ф.-ф. для производства клеев, древесностружечных, древесново-
локнистых и слоистых плит и пластиков, бумажнослоистых пластиков,
водостойкой фанеры, сотопластов, минераловатных и стекловатных матов,
спиртовых лаков.
ПОЛИМЕР ЭПОКСИДНЫЙ – материал, служащий основой для изго-
товления клеев, красок, мастик, растворов и бетонов. Основным сырьѐм
для производства П.э. является эпихлоргидрин, получаемый из глицерина
и пропилена.
ПОЛИМЕРБЕТОН (бетон полимерный, пластбетон) – композицион-
ный строительный материал на основе рационально подобранной смеси
полиэфирных смол и различных минеральных заполнителей (три фракции
химически стойких наполнителей с размером частиц менее 0,15 мм, песок
с размером зерен до 5 мм и щебень). П. изготавливают преимущественно
на основе термореактивных полимеров (полиэфирных, эпоксидных, фура-
новых и др.) в качестве вяжущих и заполнителя (кварцевый песок, квар-
цит, базальт, гранит, кокс, антрацит, графит). П. отличается высокими
прочностью (при сжатии 50-120 МПа, при изгибе 12-40 МПа), износостой-
костью, водостойкостью, морозостойкостью, сопротивлением истиранию,
стойкостью к действию агрессивных жидкостей и газов, меньшей хрупко-
стью, универсальной химической стойкостью, хорошей адгезией к другим
материалам, деформируется под нагрузкой (ползучесть), горюч. Применя-
ется для химически стойких конструкций, износостойких покрытий, по-
крытия дорог, мостов, полов в производственных помещениях, изготовле-
ния тюбингов, шахтной крепи, труб, облицовки несущих конструкций
промышленных зданий. П., армированный металлом (сталеП.), – высоко-
прочный конструкционный материал.
ПОЛИМЕРБЕТОН ЛЕГКИЙ – полимербетон плотной структуры на
синтетическом связующем на пористом химически стойком крупном
заполнителе и химически стойком мелком заполните, плотном и пористом,
легкий (1,5-1,8 г/см3) или облегченный (1,8-2,2 г/см3) по объемной массе.
ПОЛИМЕРБЕТОН ТЯЖЕЛЫЙ – полимербетон плотной структуры на
синтетическом связующем и плотных химически стойких крупных и
мелких заполнителях, тяжелый (2,2-2,5 г/см3) объемной массе.
ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ – химический процесс образования высокомолеку-
лярных соединений из низкомолекулярных (так называемых мономеров).
Синтез полимеров основан на последовательном присоединении молеку-
лы мономера к активному центру на конце растущей цепи; в отличие от
поликонденсации не сопровождается выделением низкомолекулярного
вещества. Образующиеся полимеры имеют тот же элементарный состав,
что и исходные мономеры.
ПОЛИМЕРРАСТВОР (раствор полимерный) – строительный раствор,
состоящий из полимерного связующего и заполнителей: песка, щебня и др.
См. также полимербетон.
ПОЛИМЕРФИБРОБЕТОН – полимербетон, армированный фиброй из
полимерных (синтетических) материалов.
ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТ (стекло органическое) – продукт по-
лимеризации метилового эфира метакриловой кислоты. Представляет
собой совершенно прозрачный полимер в виде листов, блоков и прессо-
вочных порошков. Сырьем для получения служит метилметакрилат, син-
тезируемый из ацетон путем его сложной химической переработки. Проч-
ность при сжатии до 160 МПа, растяжении и изгибе до 100 МПа, значи-
тельная ударная вязкость. Легко поддается механической обработке, не
снижает своих свойств при пониженных температурах. Отличается ис-
ключительной прозрачностью и способностью пропускать до 74% ульт-
рафиолетовых лучей. При соприкосновении с огнем П. горит, но стоек в
отношении агрессивных сред, легко растворяется в ряде органических
растворителей (ацетон, уксусная кислота и др.). Используют для остекле-
ния зданий специального назначения, витрин магазинов, веранд, оранже-
рей, больниц, для изготовления светильников, фонарей производственных
цехов и т.п.
ПОЛИМОРФИЗМ – свойство некоторых веществ существовать в не-
скольких кристаллических состояниях (модификациях) с разной структу-
рой, например, алмаз и графит.
ПОЛИПРОПИЛЕН ([-CH2-CHCH3-]n ) – продукт полимеризации пропи-
лена в растворителе (бензин, пропан и др.). Сырьем для получения П.
служит бесцветный газ пропилен, выделяющийся при крекинге нефти.
Полимеризация пропилена ведется при избыточном давлении 4 МПа и
температуре 70ºС. Пропилен хорошо сопротивляется воздействию органи-
ческих растворителей, малая атмосферостойкость. Является перспектив-
ным полимером для производства труб, пленок и других изделий, исполь-
зуемых в строительстве при изготовлении бассейнов, пластиковых лест-
ниц и других конструкций.
ПОЛИРОВАНИЕ (полировка) – ручная или механизированная обработ-
ка (высококачественная отделка) изделий (металлических, пластмассовых,
стеклянных, керамических и др.) с применением микрозернистых абрази-
вов в виде паст, шлифшкурки, для снижения шероховатости и увеличения
зеркального отражения поверхности (в идеале – до получения зеркального
блеска). Производится механическими (например, обработкой абразивным
инструментом, полировальной пастой, пластическим деформированием
поверхности), электрохимическими и другими методами. В камнеобработ-
ке П. производят путѐм натирания поверхности тончайшим порошком
(например, оксидом олова) вручную или на специализированных станках.
В деревообработке различают П. столярное (заключается в постепенном
заполнении пор поверхности, преимущественно политурой) и П. по лако-
красочным покрытиям (неровности, возникающие после нанесения лако-
вого или эмалевого слоя, устраняются в основном механическими метода-
ми).
ПОЛИРОВКА ФРАНЦУЗСКАЯ – лаковое покрытие деталей интерьера
(в основном деревянных) и мебели, появившееся в конце XVIII в.
ПОЛИС СТРАХОВОЙ – документ, выдаваемый страховщиком страхо-
вателю (застрахованному), удостоверяющий факт заключения договора
страхования и содержащий его основные условия.
ПОЛИСПАСТ – грузоподъѐмное устройство, балочно-канатная система,
состоящая из подвижных и неподвижных блоков, последовательно оги-
баемых канатом; применяется для выигрыша в силе (П. прямого действия)
или скорости (П. обратного действия) подъѐма груза.
ПОЛИСПАСТ СДВОЕННЫЙ – блочно-канатная система для измене-
ния силы и скорости передвижения каната, оба конца каната которого
закреплены на одном или двух барабанах.
ПОЛИСТАН – в искусстве Средней Азии – огороженный стенами сад
регулярной планировки.
ПОЛИСТИРОЛ – твѐрдый прозрачный материал, получаемый путѐм
полимеризации мономера стирола. Выпускают в виде гранул (6-10 мм). Из
П. изготовляют полистирольные облицовочные плитки.
ПОЛИСТИРОЛБЕТОН (бетон с полистирольным заполнителем) –
эффективный теплоизоляционный искусственный материал, бетон на
портландцементном вяжущем с заполнителем на основе вспененных
гранул полистирола, которые равномерно распределяются по объему
цементного.
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА – общие намерения и направ-
ления деятельности организации в области качества, официально сформу-
лированные высшим руководством.
ПОЛИТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ – целенаправленная деятель-
ность по управлению развитием и регулированию строительно-
инвестиционных процессов для формирования благоприятной среды
обитания человека, основные направления деятельности общества по
формированию среды обитания человека, к которым относятся выбор
форм и систем расселения и типов населенных мест, отвечающих общим
целям и социальным приоритетам общества, его экономическим, техниче-
ским и градостроительным возможностям.
ПОЛИТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ –
принятая в установленном порядке система документов, определяющих
цели, задачи и приоритеты градостроительного и территориального разви-
тия страны.
ПОЛИТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – заявление организации о своих
намерениях и принципах в отношении ее общей экологической эффектив-
ности, которое служит основанием для действия и установления целевых и
плановых экологических показателей.
ПОЛИТУРА – 10-20%-ный спиртовой раствор природной смолы (обыч-
но шеллака), коллоксилина и пластификаторов в смеси летучих органиче-
ских растворителей. П. при нанесении на деревянные изделия образует
ровное прозрачное покрытие с зеркальным блеском, выявляющего и
усиливающего естественную текстуру древесины.
ПОЛИУРЕТАН – продукт взаимодействия диизоцианатов и многоатом-
ных спиртов, т.е. веществ, в молекулы которых входят две изоцианатные
группы (О=С=N) и две или более гидроксильные группы. Применяют для
изготовления волокон, лакокрасочных покрытий, гидроизоляционных
пленок и клеев, листовых материалов, а также для производства газона-
полненных пластмасс малой плотности (до 0,03 г/см3), обладающих хоро-
шими тепло- и звукоизоляционными свойствами.
ПОЛИФОРМ – отделочные полистирольные плитки толщиной 0,8-1 см,
изготовленные из ударопрочного полистирола с добавлением вспениваю-
щего компонента. Используют для внутренней облицовки потолков, стен,
устройства передвижных перегородок и элементов интерьера.
ПОЛИФОРМАЛЬДЕГИД (полиметиленоксид) – синтетический поли-
мер [-СН2O-]n, продукт полимеризации формальдегида; твердое вещество
белого цвета. Отличается большой жѐсткостью, высокой усталостной
прочностью, малой усадкой при переработке, низкой ползучестью; износо-
и влагостоек, устойчив к щелочам, растворителям. Применяется главным
образом вместо цветных металлов и сплавов в производстве конструкци-
онных деталей, а также для изготовления плѐнки и технического волокна.
ПОЛИХРОМИЯ – многоцветность произведения декоративного при-
кладного искусства, скульптуры или архитектуры.
ПОЛИЦА – 1) нижняя, пологая часть крутой двускатной или шатровой
крыши, отводящая дождевую воду на большее расстояние от стен здания;
2) в русской деревянной архитектуре – нижняя пологая часть крутой дву-
скатной, четырехскатной или шатровой крыши, поддерживаемая расши-
рением верхней части сруба – повалом.
ПОЛИЦА ЧЁРНАЯ – доска для сушки горшков, перекинутая с полатей
на русскую печь.
ПОЛИЭСТЕР – металлический лист толщиной 0,5 мм, на который с
внешней стороны нанесен слой полимера толщиной 35 мкм, затем слой
грунтовки, пассиватора и цинка. С внутренней стороны нанесены слой
цинка, пассиватора и специального покрытия на основе эпоксидной смо-
лы.
ПОЛИЭТИЛЕН – продукт полимеризации этилена (-СН2-СН2-)n, пред-
ставляющий собой твѐрдое белое роговидное вещество. П. выпускают в
виде гранул размером 3-5 мм или в виде белого порошка. Прочен, эласти-
чен, хороший диэлектрик, устойчив к многим химическим реагентам и
радиоактивным излучениям. Применяется в производстве плѐнок, труб,
ѐмкостей, технических волокон, гидроизоляционных материалов, предме-
тов санитарно-технического оборудования, для изоляции кабелей и др.
ПОЛИЭФИР – продукт поликонденсации многоосновных кислот со
спиртами, применяемый для изготовления стеклопластиков, светопро-
зрачных и цветных покрытий, санитарно-технических изделий, клеев,
фасадных красок и лаков.
ПОЛКА – 1) архитектурный профиль, представляет собой горизонталь-
ный прямоугольный выступ (в базе колонны, в карнизе и т.д.); 2) мебель-
ное изделие или стационарная конструкция без передней стенки с задней
стенкой или без нее, предназначенное для размещения книг или других
предметов.
ПОЛКА БАЛКИ – верхняя и нижняя, обычно горизонтальная, части
балки, соединѐнные стенкой.
ПОЛКА КАМИННАЯ – выступ над топкой камина, слитый обычно с
каминным обрамлением.
ПОЛЛЮТАНТ – в экологии – загрязняющее вещество.
ПОЛНОТА ДРЕВОСТОЯ – степень плотности размещения деревьев в
древостое, характеризующая долю использования ими занимаемого про-
странства. Различают П.д. абсолютную (сумма площадей поперечных
сечений всех деревьев в древостое на высоте груди – 1,3 м – в пересчете на
один гектар) и относительную полноту (отношение сумм площадей попе-
речных сечений реального древостоя и эталонного древостоя при полноте
1,0).
ПОЛОВИЦА (половница) – половая доска.
ПОЛОВНЯК – неполномерный (разбитый пополам или на более мелкие
части) кирпич (либо иной кладочный камень). П. представляет собой
разбитый кирпич, состоящий из сложенных парных половинок или изде-
лие имеющее трещины протяженностью по плашку полнотелого кирпича
более 30 мм, пустотелых изделий более чем до первого ряда пустот длиной
на всю толщину, а на камнях – на ложковой или тычковой грани.
ПОЛОВОДЬЕ – фаза водного режима реки, периодически (обычно еже-
годно) повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же
сезон, характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и длительным
подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием или совместным
таянием снега и ледников. Обычно П. сопровождается выходом вод из
меженного русла и затоплением поймы. Различают П. весеннее, весенне-
летнее и летнее.
ПОЛОВЬЕ – половняк (половина брускового кирпича), отколотая вдоль
постели; см. также половняк.
ПОЛОГ – спальное помещение в традиционном жилище эскимосов и
чукчей яранге; см. также яранга.
ПОЛОЖЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ – положение какого-либо пункта
или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим терри-
ториям или объектам; относительно поверхности Земли П.г. определяется
с помощью координат. Различают П.г. по отношению к природным объек-
там и к экономико-географическим объектам. П.г. в экономгеографии –
категория историческая.
ПОЛОЖЕНИЕ АКТА НОРМАТИВНОГО – логическая единица со-
держания нормативного акта, которая имеет форму сообщения, инструк-
ции, рекомендации или требования.
ПОЛОЖЕНИЕ КОМПЛЕКСА ТНПА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ –
положение технического нормативно-правового акта о соответствии на-
значению, касающееся поведения продукции, процесса или услуги при их
использовании или в связи с ними.
ПОЛОЖЕНИЕ ОПАЛУБКИ РАБОЧЕЕ – проектное положение опа-
лубки, подготовленной к укладке бетонной смеси.
ПОЛОЖЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЕ – положение о соответствии назна-
чению, касающееся характеристик продукции, процесса или услуги. П.о.
обычно содержит описание конструкции, конструкционных деталей и т.д.
с указанием размеров и состава материалов.
ПОЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТНОЕ – положение конструктивного элемента
сооружения или оборудования, определяемое монтажной схемой и допус-
ками на монтажные работы.
ПОЛОК – подвесная передвижная платформа для производства работ в
вертикальной горной выработке, перекрывающая еѐ по всему сечению.
ПОЛОНИНА (планина) – название слабовсхолмлѐнных вершинных
поверхностей в Карпатах и некоторых хребтах Балканского полуострова.
Покрыты лугами, используемыми как пастбища и сенокосы.
ПОЛОСА – 1) множество точек плоскости, лежащих между двумя парал-
лельными прямыми этой плоскости; 2) в геральдике П. – пояс, занимаю-
щий около 1/9 высоты геральдического щита.
ПОЛОСА АНКЕРНАЯ ФУНДАМЕНТА – гибкие линейные армирую-
щие элементы, имеющие ширину, превосходящую их толщину.
ПОЛОСА АЭРОДРОМА ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНАЯ – центральная
часть лѐтной полосы с искусственным покрытием и радио- и светосиг-
нальным оборудованием, служащая для посадки и взлѐта самолѐтов.
П.а.в.-п. может иметь искусственное покрытие (ИВПП) или грунтовое
(ГВПП).
ПОЛОСА АЭРОДРОМА ЗАЩИТНАЯ – полоса, устраиваемая по
краям рулѐжной дорожки путѐм укрепления грунта вяжущими материала-
ми для предотвращения выдувания его из обочин и засасывания пыли в
двигатели самолетов.
ПОЛОСА АЭРОДРОМА ЛЁТНАЯ (ЛП) – участок лѐтного поля, подго-
товленный и оборудованный для взлѐта и посадки самолѐтов; включает
взлѐтно-посадочную полосу и полосы безопасности – и примыкающие к
ней спланированные и в отдельных случаях уплотненные, а также укреп-
ленные грунтовые участки, предназначенные для уменьшения риска по-
вреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы взлетно-
посадочной полосы.
ПОЛОСА АЭРОДРОМА ЛЁТНАЯ ГЛАВНАЯ – лѐтная полоса наи-
большей длины, располагаемая в направлении преобладающих ветров.
ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ АВТОДОРОГИ – полоса между полосой
движения автотранспортных средств и тротуаром или боковой дорожкой
(пешеходной, велосипедной).
ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМА – торцевая или боковая
часть лѐтной полосы, устраиваемая на случай отклонения самолѐта от
курса при посадке или взлѐте. Различаются П.б.а. боковая (устраиваемая
вдоль боковой кромки взлѐтно-посадочной полосы по всей еѐ длине) и
концевая (устраиваемая на торцах лѐтной полосы). См. также полоса аэро-
дрома лѐтная.
ПОЛОСА БОРДЮРНАЯ АВТОДОРОГИ – см. полоса краевая авто-
дороги.
ПОЛОСА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ (ВПП) – часть летной полосы,
специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воз-
душных судов. П.в.-п. может иметь искусственное (ИВПП) или грунтовое
(ГВПП) покрытие.
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ АВТОДОРОГИ – продольная полоса проезжей
части автомобильной дороги, ширина которой обеспечивает движение
транспортных средств в один ряд. П.д.а. условно считается занимаемой
движущимися автомобилями и складывается из ширины автомобиля и
зазоров безопасности.
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО – полоса проезжей части
автомобильной дороги, выделяемая для движения транспортных средств с
повышенной скоростью.
ПОЛОСА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АВТОДОРОГИ – полоса движения,
устраиваемая дополнительно для расширения проезжей части, увеличения
ее пропускной способности на трудных подъемах для обгона легковыми
автомобилями грузовых, снижающих скорость движения на подъем, в
местах остановок общественного транспорта для возможности обгона
остановившихся автобусов и т.п.
ПОЛОСА ЗАМЕДЛЕНИЯ – см. полоса торможения.
ПОЛОСА КАМЕДИ – участок на лесоматериалах лиственных пород,
похожий на смолистую древесину.
ПОЛОСА КАМНЯ ПРИРОДНОГО – элемент рисунка на поверхности
природного камня прямолинейной либо волнистой формы, обусловлен-
ный наличием прожилки или скопления одноцветных минералов.
ПОЛОСА КРАЕВАЯ АВТОДОРОГИ – часть обочины или раздели-
тельной полосы (на дорогах I категории), непосредственно примыкающая
к проезжей части и имеющая конструкцию более прочную, чем на осталь-
ной части обочины. Заезд автомобильного транспорта на П.к.а. ограничен,
с этой целью П.к.а. отделяют сплошной разметочной линией. Возможно
устройство П.к.а. другого цвета, чем на основной проезжей части.
ПОЛОСА ЛЕСНАЯ (лесополоса) – искусственное защитное лесное
насаждение в виде ленты. П.л. создаются на пахотных землях, пастбищах,
в садах, вдоль каналов и дорог, по бровкам оврагов, на склонах и т.п. П.л.
улучшают гидрологический режим и микроклимат территории, предот-
вращают развитие водной и ветровой эрозии, способствуют повышению
урожайности сельскохозяйственных культур и улучшению условий про-
израстания декоративных растений. П.л. играют большую природоохран-
ную и рекреационную роль. См. также насаждения, конструкция полосы
лесной.
ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ЗАЩИТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ – защит-
ные лесные насаждения полосного типа, созданные на водоразделах, по
берегам рек, вдоль автомобильных дорог в различных географических
зонах для улучшения гидрологических и климатических условий местно-
сти; защиты посевов сельскохозяйственных культур от засух, суховеев и
пыльных бурь; предотвращения заноса дорог песком и снегом; охраны рек
и водоѐмов от заиления и загрязнения и т.п. На водоразделах полосы
шириной 780-1140 м состоят из 3-4 лент (шириной по 60 м, межполосных
пространств 300-400 м), приречные полосы – в основном из одной ленты
шириной 30-100 м. Протяжѐнность отдельных П.л.з.г. от 250 до 1080 км.
Полосы закладывали из наиболее устойчивых для наличных почвенно-
климатических условий древесных пород: дуба черешчатого, берѐзы
повислой, сосны обыкновенной, лиственницы сибирской, робинии лже-
акации и др.; кустарников – жимолости татарской, бузины красной, сморо-
дины золотой, ирги и др.
ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ПОЛЕЗАЩИТНАЯ – одна из групп защитных
лесных насаждений; насаждения в виде лент, создаваемые во взаимной
увязке с полями севооборотов. Снижают скорость ветра, задерживают на
полях снег, повышают влажность почвы, уменьшают испарение влаги,
препятствуют сдуванию почвенного покрова, улучшают микроклимат и
гидрологический режим территории, предохраняют посевы от засухи,
суховеев, пыльных бурь и повышают их урожайность (на 10-25%). П.л.п. в
основном 3-4, иногда 5-рядные, шириной не более 15 м, расстояние между
рядами 2,5-4 м, между растениями в ряду 1-3 м. Продольные (основные)
полосы располагают поперѐк направления наиболее вредоносных ветров,
поперечные – обычно перпендикулярно продольным. Расстояние между
продольными полосами 200-600 м, между поперечными – 1000-2000 м.
Для проезда машин оставляют разрывы шириной до 30 м на стыке полос
(либо до 10 м в самих полосах). Конструкция полос – ажурная и продувае-
мая.
ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ПРИБАЛОЧНАЯ – лесные насаждения в виде
лент у бровок эродируемых балок, создаваемые для предотвращения
дальнейшего развития эрозионных процессов. О размещении П.л.п., их
конструкции см. полоса лесная приовражная.
ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ПРИКАНАЛЬНАЯ – вид защитных лесных наса-
ждений; насаждения в виде лент вдоль магистральных, межхозяйствен-
ных, постоянных оросительных и сбросных каналов, создаваемые для
сокращения потерь воды на испарение. П.л.п. также улучшают условия
эксплуатации каналов, гидрологический режим территории. П.л.п. плот-
ной или ажурной конструкции, как правило, размещают с 1 стороны кана-
лов (на крупных магистральных – и с 2 сторон), число рядов в полосе 2-5,
расстояние между рядами 2,5-4 м, между растениями в ряду 1,5-3 м. В
местах переезда через каналы оставляют разрывы до 10 м. Породный
состав насаждений устанавливают в зависимости от почвенно-
климатических условий. К созданию П.л.п. приступают через год после
начала эксплуатации каналов.
ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ПРИОВРАЖНАЯ – вид защитных лесных насаж-
дений; насаждения в виде лент вдоль крупных оврагов, создаваемые для
предотвращения дальнейшего развития эрозионных процессов. Скрепляют
почву, препятствуют еѐ размыву, переводят поверхностный сток во внут-
ренний, улучшают микроклимат, способствуют рациональному использо-
ванию малопродуктивных земель. П.л.п. плотной или ажурной конструк-
ции высаживают от бровки на расстоянии ожидаемого осыпания откоса,
но не ближе 3-5 м. Если приовражная зона сильно изрезана промоинами,
лесную полосу располагают выше их, а у еѐ нижней опушки устраивают
водозадерживающий или водоотводящий (с канавой) вал. Ширина П.л.п.
до 21 м, расстояние между рядами 2,5-4 м, между растениями в ряду 1-3 м.
В крайние от бровки ряды высаживают корнеотпрысковые породы –
вишню, тѐрн, облепиху, бересклет, осину, робинию лжеакацию; кустарни-
ки размещают в опушечных рядах (со стороны пастбищ – колючие).
ПОЛОСА ЛЕСНАЯ САДОЗАЩИТНАЯ – вид защитных лесных наса-
ждений; насаждения в виде лент вокруг и внутри садов, виноградников,
плодовых питомников, плантаций чая и цитрусовых и т.п. для защиты
почвы и сельскохозяйственных культур от воздействия неблагоприятных
природных и антропогенных факторов. П.л.с. ослабляют действие ветров,
препятствуют сдуванию снега, создают лучшие условия для роста и пло-
доношения, что повышает урожайность защищаемых культур. Система
П.л.с. состоит из основных и вспомогательных полос продуваемой и
ажурной конструкций, шириной не более 15 м, число рядов обычно 2-3 (в
районах с сильными ветрами – 4-5, внутри сада 1-2 ряда), расстояние
между ними 2,5-3 м, между растениями в ряду 1,5-3 м. П.л.с. закладывают
за 2-3 года до посадки плодовых деревьев крупными (высотой 2,5-4 м)
саженцами из наиболее устойчивых и быстрорастущих для данных усло-
вий пород, не имеющих общих с культурными растениями вредителей.
ПОЛОСА ЛЕСНАЯ СТОКОРЕГУЛИРУЮЩАЯ – вид защитных
лесных насаждений; насаждения в виде лент на склонах в основном для
защиты почвы от водной эрозии. Способствуют равномерному распреде-
лению снега, задержанию и регулированию поверхностного стока; благо-
даря П.л.с. уменьшаются смыв и размыв почвы, повышается еѐ влажность,
увеличивается урожайность сельскохозяйственных культур. П.л.с. на
склонах крутизной более 2°, а в районах сильного проявления эрозии –
более 1°, закладывают поперѐк склона; на водосборах с разнообразным
падением склонов – в направлении горизонталей со спрямлением по лож-
бинам, обычно сочетают с гидротехническими сооружениями. Конструк-
ция П.л.с. ажурная или продуваемая, число рядов 2-5, расстояние между
ними 2,5-4 м, между растениями в ряду 1,5-3 м, расстояние между полоса-
ми 200-400 м. П.л.с. выращивают из быстрорастущих долговечных для
зоны пород, закладывают полосы посадкой саженцев и сеянцев.
ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ЧИСТАЯ – ленточное лесное насаждений, создан-
ное из одной (главной) породы деревьев (в отличие от смешанных лесопо-
лос из различных древесных пород).
ПОЛОСА ЛЕТНАЯ – часть летного поля аэродрома, включающая взлет-
но-посадочную полосу и примыкающие к ней спланированные и в отдель-
ных случаях уплотненные, а также укрепленные грунтовые участки, пред-
назначенные для уменьшения риска повреждения воздушных судов, выка-
тившихся за пределы взлетно-посадочной полосы.
ПОЛОСА НАКАТА (полосы наката) – продольные полосы на поверх-
ности проезжей части дороги, соответствующие траекториям движения
колес автотранспортных средств, следующих по данной полосе движения.
ПОЛОСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ – см. предполье.
ПОЛОСА ОБОРОНЫ – позиция, занятая для обороны войсковыми
соединениями (от бригады до армии); как правило, П.о. тщательно обору-
дуется в инженерном отношении.
ПОЛОСА ОБОРОНЫ ГЛАВНАЯ – основной элемент оборонительной
полосы дивизии и армии. Состоит из батальонных районов обороны и
является основным рубежом, вследствие чего наиболее сильно обеспечи-
вается огневыми и инженерными средствами противотанковой и противо-
пехотной защиты. Выбирается, как правило, за естественными противо-
танковыми препятствиями и включает местные рубежи и предметы, удер-
жание которых не допускает прорыва противника. Создастся с целью
остановить атаку танков и пехоты противника, нанести ему поражение и
заставить отказаться от дальнейшего наступления.
ПОЛОСА ОБОРОНЫ ТЫЛОВАЯ – третья линия оборонительной
полосы армии, возводимой заблаговременно при позиционной обороне
для обеспечения от проникания в глубокий тыл прорвавшихся через вто-
рую оборонительную полосу танковых и моторизованных соединений
противника. Обычно имеет прерывчатый характер и состоит из узлов
обороны и отдельных опорных пунктов, закрывающих возможные на-
правления движения противника.
ПОЛОСА ОТВОДА – полоса земли, отводимая для строительства и
эксплуатации железнодорожных, автодорожных и других линейных со-
оружений и устройств, постройки вспомогательных сооружений и посадки
придорожных зеленых насаждений.
ПОЛОСА ОТВОДА АВТОДОРОГИ – территория, предназначенная для
размещения земляного полотна автодороги и всех вспомогательных до-
рожных сооружений и линейных зданий.
ПОЛОСА ОТВОДА БЕРЕГОВАЯ ВОДНЫХ ПУТЕЙ – прибрежная
полоса отвода земли вдоль водного пути, предоставленная в установлен-
ном порядке для работ, связанных с обеспечением судоходства.
ПОЛОСА ОТВОДА ВРЕМЕННАЯ – полоса отвода, временно отведен-
ная для устройства боковых резервов, карьеров, которая после окончания
строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям.
ПОЛОСА ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ – территория, отводимая
для размещения железнодорожного полотна, станций и других железно-
дорожных сооружений. Лесные полосы также включаются в П.о.ж.д. На
перегонах магистральных железных дорог в России П.о.ж.д. устраивается
шириной не менее 24 м.
ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ – территория по обеим сторонам железной
или автомобильной дороги, передаваемая в пользование транспортным
организациям. Предназначена для защиты дорог от неблагоприятных
стихийных воздействий и обустройства дорог.
ПОЛОСА ПЕРЕХОДНО-СКОРОСТНАЯ АВТОДОРОГИ (шлюз
скоростной) – полоса движения, устраиваемая в дополнение к основным
полосам проезжей части для обеспечения торможения и разгона автомо-
билей, выходящих из общего потока, движущегося по основным полосам
или при въезде автомобилей в общий поток, предусматриваемая на пере-
сечениях и примыканиях дорог I-II категорий в местах съездов и въездов,
как для правых, так и для левых поворотов, а при количестве, равном 100 и
более выходящих из потока автомобилей в сутки, и на дорогах III катего-
рии.
ПОЛОСА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ АВТОДОРОГИ – часть ездового
полотна, расположенная между краем проезжей части и кромкой огражде-
ния и предназначенная для обеспечения движения без снижения скорости.
ПОЛОСА ПРИБРЕЖНАЯ – территория, непосред