ПОЛИМЕР КАРБАМИДНЫЙ (полимер мочевиноформальдегид-

ный) – продукты реакции поликонденсации мочевины и ее производных

(тиомочевины, меламина) с формальдегидом. Светостойки, маловодостой-

ки, имеют пониженную химическую стойкость и большую хрупкость.

Применяют для изготовления теплоизоляционных материалов, слоистых и

волокнистых пластиков и клеев отделочных материалов, древесностру-

жечных плит и пенопластов. Изделия на основе П.к. отличаются светлым

тоном и хорошо окрашиваются в любой цвет.

ПОЛИМЕР КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКИЙ – группа синтетических

полимеров, получаемых из низкомолекулярных кремнийорганических

соединений – алкил (арил) хлорсиланов и др. В молекулах П.к. содержатся

атомы кремния и углерода. Наибольшее значение в промышленности

имеют полиорганосилоксаны (полисилоксаны, силиконы), основная моле-

кулярная цепь которых построена из чередующихся атомов кремния и

кислорода, а атомы углерода входят в состав боковых (обрамляющих)

групп, связанных с атомом кремния. В зависимости от молекулярной

массы П.к. – вязкие бесцветные жидкости (кремнийорганические жидко-

сти), твердые эластичные вещества (кремнийорганические каучуки) или

хрупкие продукты (кремнийорганические пластики). Наиболее важные

свойства П.к. – хорошие диэлектрические характеристики, высокая термо-

стойкость, гидрофобность, инертность; некоторые каучуки морозостойки.

Применяют при производстве водоотталкивающих фасадных красок, в

качестве добавок в бетон, клеев, паст, жароупорные лаки, эмали.

«ПОЛИМЕР ЛИТОЙ» – см. «мрамор литой».

ПОЛИМЕР МЕЛАМИНОФОРМАЛЬДЕГИДНЫЙ – продукты поли-

конденсации меламина и формальдегида. Обладают повышенной прочно-

стью, твердостью и теплостойкостью. Обычные продукты конденсации

меламина и формальдегида имеют ограниченное применение в строитель-

стве и вследствие растворимости в воде используют в виде водных раство-

ров.

ПОЛИМЕР МОЧЕВИНОФОРМАЛЬДЕГИДНЫЙ – см. полимер ПОЛИМЕР КАРБАМИДНЫЙ (полимер мочевиноформальдегид- - student2.ru



карбамидный.

ПОЛИМЕР НЕОРГАНИЧЕСКИЙ – полимеры, молекулы которых

имеют неорганические главные цепи и не содержат органических боковых

радикалов (обрамляющих групп). В природе широко распространены

трѐхмерные сетчатые П.н., которые в виде минералов входят в состав

земной коры (например, кварц). В отличие от органических полимеров

такие П.н. не могут существовать в высокоэластичном состоянии. Синте-

тически могут быть получены, например, полимеры серы, селена, теллура,

германия. Особый интерес представляет неорганический синтетический

каучук – полифосфонитрилхлорид.

ПОЛИМЕР ПОЛИАМИДНЫЙ – строительные материалы, получае-

мые в результате реакции поликонденсации двухосновных кислот и диа-

минов, сходных с полиэфирами и применяют в виде влагоизолирующих

плѐнок.

ПОЛИМЕР ПОЛИЭФИРНЫЙ – высокомолекулярные соединения,

получаемые в результате поликонденсации многоосновных кислот со

спиртами. Широко применяются в основном глифталевые П.п., синтези-

руемые путем взаимодействия глицерина с ангидридом фталевой кислоты.

В промышленности строительных материалов П.п. используют при изго-

товлении лаков, эмалей и грунтовок для внутренней отделки помещений,

образующих прочное и теплостойкое покрытие.

ПОЛИМЕР РЕЗОЛЬНЫЙ ТЕРМОРЕАКТИВНЫЙ – полимеры с

трѐхмерным строением молекул, образующиеся при избытке формальде-

гида и конденсации в щелочной среде. Из твѐрдых П.р.т. приготовляют

пресс-порошки и фаолит, являющиеся сырьем для производства труб,

листов, плиток и электротехнических изделий.

ПОЛИМЕР СТЕРЕОРЕГУЛЯРНЫЙ – высокомолекулярные соедине-

ния, макромолекулы которых состоят из одинаковых по химическому

составу звеньев, имеющих одинаковую (или разную, но чередующуюся в

определенной периодичности) пространственную конфигурацию. К П.с.

относятся, например, полипропилен, натуральный каучук.

ПОЛИМЕР ФЕНОЛО-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫЙ – полимеры, полу-

чаемые в результате реакции поликонденсации фенолов (фенола, резорци-

на, крезола и др.) с альдегидами (формальдегидом, фурфуролом, лигнином

и т.п.). П.ф.-ф. отличаются высокой адгезией к древесине, хлопчатобумаж-

ным тканям, бумаге, обладают высокой химической стойкостью. Исполь-

зуются П.ф.-ф. для производства клеев, древесностружечных, древесново-

локнистых и слоистых плит и пластиков, бумажнослоистых пластиков,

водостойкой фанеры, сотопластов, минераловатных и стекловатных матов,

спиртовых лаков.

ПОЛИМЕР ЭПОКСИДНЫЙ – материал, служащий основой для изго-

товления клеев, красок, мастик, растворов и бетонов. Основным сырьѐм

для производства П.э. является эпихлоргидрин, получаемый из глицерина

и пропилена.

ПОЛИМЕРБЕТОН (бетон полимерный, пластбетон) – композицион-

ный строительный материал на основе рационально подобранной смеси

полиэфирных смол и различных минеральных заполнителей (три фракции

химически стойких наполнителей с размером частиц менее 0,15 мм, песок

с размером зерен до 5 мм и щебень). П. изготавливают преимущественно

на основе термореактивных полимеров (полиэфирных, эпоксидных, фура-

новых и др.) в качестве вяжущих и заполнителя (кварцевый песок, квар-

цит, базальт, гранит, кокс, антрацит, графит). П. отличается высокими

прочностью (при сжатии 50-120 МПа, при изгибе 12-40 МПа), износостой-

костью, водостойкостью, морозостойкостью, сопротивлением истиранию,

стойкостью к действию агрессивных жидкостей и газов, меньшей хрупко-

стью, универсальной химической стойкостью, хорошей адгезией к другим

материалам, деформируется под нагрузкой (ползучесть), горюч. Применя-

ется для химически стойких конструкций, износостойких покрытий, по-

крытия дорог, мостов, полов в производственных помещениях, изготовле-

ния тюбингов, шахтной крепи, труб, облицовки несущих конструкций

промышленных зданий. П., армированный металлом (сталеП.), – высоко-

прочный конструкционный материал.

ПОЛИМЕРБЕТОН ЛЕГКИЙ – полимербетон плотной структуры на

синтетическом связующем на пористом химически стойком крупном

заполнителе и химически стойком мелком заполните, плотном и пористом,

легкий (1,5-1,8 г/см3) или облегченный (1,8-2,2 г/см3) по объемной массе.

ПОЛИМЕРБЕТОН ТЯЖЕЛЫЙ – полимербетон плотной структуры на

синтетическом связующем и плотных химически стойких крупных и

мелких заполнителях, тяжелый (2,2-2,5 г/см3) объемной массе.

ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ – химический процесс образования высокомолеку-

лярных соединений из низкомолекулярных (так называемых мономеров).

Синтез полимеров основан на последовательном присоединении молеку-

лы мономера к активному центру на конце растущей цепи; в отличие от

поликонденсации не сопровождается выделением низкомолекулярного

вещества. Образующиеся полимеры имеют тот же элементарный состав,

что и исходные мономеры.

ПОЛИМЕРРАСТВОР (раствор полимерный) – строительный раствор,

состоящий из полимерного связующего и заполнителей: песка, щебня и др.

См. также полимербетон.

ПОЛИМЕРФИБРОБЕТОН – полимербетон, армированный фиброй из

полимерных (синтетических) материалов.

ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТ (стекло органическое) – продукт по-

лимеризации метилового эфира метакриловой кислоты. Представляет

собой совершенно прозрачный полимер в виде листов, блоков и прессо-

вочных порошков. Сырьем для получения служит метилметакрилат, син-

тезируемый из ацетон путем его сложной химической переработки. Проч-

ность при сжатии до 160 МПа, растяжении и изгибе до 100 МПа, значи-

тельная ударная вязкость. Легко поддается механической обработке, не

снижает своих свойств при пониженных температурах. Отличается ис-

ключительной прозрачностью и способностью пропускать до 74% ульт-

рафиолетовых лучей. При соприкосновении с огнем П. горит, но стоек в

отношении агрессивных сред, легко растворяется в ряде органических

растворителей (ацетон, уксусная кислота и др.). Используют для остекле-

ния зданий специального назначения, витрин магазинов, веранд, оранже-

рей, больниц, для изготовления светильников, фонарей производственных

цехов и т.п.

ПОЛИМОРФИЗМ – свойство некоторых веществ существовать в не-

скольких кристаллических состояниях (модификациях) с разной структу-

рой, например, алмаз и графит.

ПОЛИПРОПИЛЕН ([-CH2-CHCH3-]n ) – продукт полимеризации пропи-

лена в растворителе (бензин, пропан и др.). Сырьем для получения П.

служит бесцветный газ пропилен, выделяющийся при крекинге нефти.

Полимеризация пропилена ведется при избыточном давлении 4 МПа и

температуре 70ºС. Пропилен хорошо сопротивляется воздействию органи-

ческих растворителей, малая атмосферостойкость. Является перспектив-

ным полимером для производства труб, пленок и других изделий, исполь-

зуемых в строительстве при изготовлении бассейнов, пластиковых лест-

ниц и других конструкций.

ПОЛИРОВАНИЕ (полировка) – ручная или механизированная обработ-

ка (высококачественная отделка) изделий (металлических, пластмассовых,

стеклянных, керамических и др.) с применением микрозернистых абрази-

вов в виде паст, шлифшкурки, для снижения шероховатости и увеличения

зеркального отражения поверхности (в идеале – до получения зеркального

блеска). Производится механическими (например, обработкой абразивным

инструментом, полировальной пастой, пластическим деформированием

поверхности), электрохимическими и другими методами. В камнеобработ-

ке П. производят путѐм натирания поверхности тончайшим порошком

(например, оксидом олова) вручную или на специализированных станках.

В деревообработке различают П. столярное (заключается в постепенном

заполнении пор поверхности, преимущественно политурой) и П. по лако-

красочным покрытиям (неровности, возникающие после нанесения лако-

вого или эмалевого слоя, устраняются в основном механическими метода-

ми).

ПОЛИРОВКА ФРАНЦУЗСКАЯ – лаковое покрытие деталей интерьера

(в основном деревянных) и мебели, появившееся в конце XVIII в.

ПОЛИС СТРАХОВОЙ – документ, выдаваемый страховщиком страхо-

вателю (застрахованному), удостоверяющий факт заключения договора

страхования и содержащий его основные условия.

ПОЛИСПАСТ – грузоподъѐмное устройство, балочно-канатная система,

состоящая из подвижных и неподвижных блоков, последовательно оги-

баемых канатом; применяется для выигрыша в силе (П. прямого действия)

или скорости (П. обратного действия) подъѐма груза.

ПОЛИСПАСТ СДВОЕННЫЙ – блочно-канатная система для измене-

ния силы и скорости передвижения каната, оба конца каната которого

закреплены на одном или двух барабанах.

ПОЛИСТАН – в искусстве Средней Азии – огороженный стенами сад

регулярной планировки.

ПОЛИСТИРОЛ – твѐрдый прозрачный материал, получаемый путѐм

полимеризации мономера стирола. Выпускают в виде гранул (6-10 мм). Из

П. изготовляют полистирольные облицовочные плитки.

ПОЛИСТИРОЛБЕТОН (бетон с полистирольным заполнителем) –

эффективный теплоизоляционный искусственный материал, бетон на

портландцементном вяжущем с заполнителем на основе вспененных

гранул полистирола, которые равномерно распределяются по объему

цементного.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА – общие намерения и направ-

ления деятельности организации в области качества, официально сформу-

лированные высшим руководством.

ПОЛИТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ – целенаправленная деятель-

ность по управлению развитием и регулированию строительно-

инвестиционных процессов для формирования благоприятной среды

обитания человека, основные направления деятельности общества по

формированию среды обитания человека, к которым относятся выбор

форм и систем расселения и типов населенных мест, отвечающих общим

целям и социальным приоритетам общества, его экономическим, техниче-

ским и градостроительным возможностям.

ПОЛИТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ –

принятая в установленном порядке система документов, определяющих

цели, задачи и приоритеты градостроительного и территориального разви-

тия страны.

ПОЛИТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – заявление организации о своих

намерениях и принципах в отношении ее общей экологической эффектив-

ности, которое служит основанием для действия и установления целевых и

плановых экологических показателей.

ПОЛИТУРА – 10-20%-ный спиртовой раствор природной смолы (обыч-

но шеллака), коллоксилина и пластификаторов в смеси летучих органиче-

ских растворителей. П. при нанесении на деревянные изделия образует

ровное прозрачное покрытие с зеркальным блеском, выявляющего и

усиливающего естественную текстуру древесины.

ПОЛИУРЕТАН – продукт взаимодействия диизоцианатов и многоатом-

ных спиртов, т.е. веществ, в молекулы которых входят две изоцианатные

группы (О=С=N) и две или более гидроксильные группы. Применяют для

изготовления волокон, лакокрасочных покрытий, гидроизоляционных

пленок и клеев, листовых материалов, а также для производства газона-

полненных пластмасс малой плотности (до 0,03 г/см3), обладающих хоро-

шими тепло- и звукоизоляционными свойствами. ПОЛИМЕР КАРБАМИДНЫЙ (полимер мочевиноформальдегид- - student2.ru ПОЛИМЕР КАРБАМИДНЫЙ (полимер мочевиноформальдегид- - student2.ru



ПОЛИФОРМ – отделочные полистирольные плитки толщиной 0,8-1 см,

изготовленные из ударопрочного полистирола с добавлением вспениваю-

щего компонента. Используют для внутренней облицовки потолков, стен,

устройства передвижных перегородок и элементов интерьера.

ПОЛИФОРМАЛЬДЕГИД (полиметиленоксид) – синтетический поли-

мер [-СН2O-]n, продукт полимеризации формальдегида; твердое вещество

белого цвета. Отличается большой жѐсткостью, высокой усталостной

прочностью, малой усадкой при переработке, низкой ползучестью; износо-

и влагостоек, устойчив к щелочам, растворителям. Применяется главным

образом вместо цветных металлов и сплавов в производстве конструкци-

онных деталей, а также для изготовления плѐнки и технического волокна.

ПОЛИХРОМИЯ – многоцветность произведения декоративного при-

кладного искусства, скульптуры или архитектуры.

ПОЛИЦА – 1) нижняя, пологая часть крутой двускатной или шатровой

крыши, отводящая дождевую воду на большее расстояние от стен здания;

2) в русской деревянной архитектуре – нижняя пологая часть крутой дву-

скатной, четырехскатной или шатровой крыши, поддерживаемая расши-

рением верхней части сруба – повалом.

ПОЛИЦА ЧЁРНАЯ – доска для сушки горшков, перекинутая с полатей

на русскую печь.

ПОЛИЭСТЕР – металлический лист толщиной 0,5 мм, на который с

внешней стороны нанесен слой полимера толщиной 35 мкм, затем слой

грунтовки, пассиватора и цинка. С внутренней стороны нанесены слой

цинка, пассиватора и специального покрытия на основе эпоксидной смо-

лы.

ПОЛИЭТИЛЕН – продукт полимеризации этилена (-СН2-СН2-)n, пред-

ставляющий собой твѐрдое белое роговидное вещество. П. выпускают в

виде гранул размером 3-5 мм или в виде белого порошка. Прочен, эласти-

чен, хороший диэлектрик, устойчив к многим химическим реагентам и

радиоактивным излучениям. Применяется в производстве плѐнок, труб,

ѐмкостей, технических волокон, гидроизоляционных материалов, предме-

тов санитарно-технического оборудования, для изоляции кабелей и др.

ПОЛИЭФИР – продукт поликонденсации многоосновных кислот со

спиртами, применяемый для изготовления стеклопластиков, светопро-

зрачных и цветных покрытий, санитарно-технических изделий, клеев,

фасадных красок и лаков.

ПОЛКА – 1) архитектурный профиль, представляет собой горизонталь-

ный прямоугольный выступ (в базе колонны, в карнизе и т.д.); 2) мебель-

ное изделие или стационарная конструкция без передней стенки с задней

стенкой или без нее, предназначенное для размещения книг или других

предметов.

ПОЛКА БАЛКИ – верхняя и нижняя, обычно горизонтальная, части

балки, соединѐнные стенкой.

ПОЛКА КАМИННАЯ – выступ над топкой камина, слитый обычно с

каминным обрамлением.

ПОЛЛЮТАНТ – в экологии – загрязняющее вещество.

ПОЛНОТА ДРЕВОСТОЯ – степень плотности размещения деревьев в

древостое, характеризующая долю использования ими занимаемого про-

странства. Различают П.д. абсолютную (сумма площадей поперечных

сечений всех деревьев в древостое на высоте груди – 1,3 м – в пересчете на

один гектар) и относительную полноту (отношение сумм площадей попе-

речных сечений реального древостоя и эталонного древостоя при полноте

1,0).

ПОЛОВИЦА (половница) – половая доска.

ПОЛОВНЯК – неполномерный (разбитый пополам или на более мелкие

части) кирпич (либо иной кладочный камень). П. представляет собой

разбитый кирпич, состоящий из сложенных парных половинок или изде-

лие имеющее трещины протяженностью по плашку полнотелого кирпича

более 30 мм, пустотелых изделий более чем до первого ряда пустот длиной

на всю толщину, а на камнях – на ложковой или тычковой грани.

ПОЛОВОДЬЕ – фаза водного режима реки, периодически (обычно еже-

годно) повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же

сезон, характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и длительным

подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием или совместным

таянием снега и ледников. Обычно П. сопровождается выходом вод из

меженного русла и затоплением поймы. Различают П. весеннее, весенне-

летнее и летнее.

ПОЛОВЬЕ – половняк (половина брускового кирпича), отколотая вдоль

постели; см. также половняк.

ПОЛОГ – спальное помещение в традиционном жилище эскимосов и

чукчей яранге; см. также яранга.

ПОЛОЖЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ – положение какого-либо пункта

или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим терри-

ториям или объектам; относительно поверхности Земли П.г. определяется

с помощью координат. Различают П.г. по отношению к природным объек-

там и к экономико-географическим объектам. П.г. в экономгеографии –

категория историческая.

ПОЛОЖЕНИЕ АКТА НОРМАТИВНОГО – логическая единица со-

держания нормативного акта, которая имеет форму сообщения, инструк-

ции, рекомендации или требования.

ПОЛОЖЕНИЕ КОМПЛЕКСА ТНПА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ –

положение технического нормативно-правового акта о соответствии на-

значению, касающееся поведения продукции, процесса или услуги при их

использовании или в связи с ними.

ПОЛОЖЕНИЕ ОПАЛУБКИ РАБОЧЕЕ – проектное положение опа-

лубки, подготовленной к укладке бетонной смеси.

ПОЛОЖЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЕ – положение о соответствии назна-

чению, касающееся характеристик продукции, процесса или услуги. П.о.

обычно содержит описание конструкции, конструкционных деталей и т.д.

с указанием размеров и состава материалов.

ПОЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТНОЕ – положение конструктивного элемента

сооружения или оборудования, определяемое монтажной схемой и допус-

ками на монтажные работы.

ПОЛОК – подвесная передвижная платформа для производства работ в

вертикальной горной выработке, перекрывающая еѐ по всему сечению.

ПОЛОНИНА (планина) – название слабовсхолмлѐнных вершинных

поверхностей в Карпатах и некоторых хребтах Балканского полуострова.

Покрыты лугами, используемыми как пастбища и сенокосы.

ПОЛОСА – 1) множество точек плоскости, лежащих между двумя парал-

лельными прямыми этой плоскости; 2) в геральдике П. – пояс, занимаю-

щий около 1/9 высоты геральдического щита.

ПОЛОСА АНКЕРНАЯ ФУНДАМЕНТА – гибкие линейные армирую-

щие элементы, имеющие ширину, превосходящую их толщину.

ПОЛОСА АЭРОДРОМА ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНАЯ – центральная

часть лѐтной полосы с искусственным покрытием и радио- и светосиг-

нальным оборудованием, служащая для посадки и взлѐта самолѐтов.

П.а.в.-п. может иметь искусственное покрытие (ИВПП) или грунтовое

(ГВПП).

ПОЛОСА АЭРОДРОМА ЗАЩИТНАЯ – полоса, устраиваемая по

краям рулѐжной дорожки путѐм укрепления грунта вяжущими материала-

ми для предотвращения выдувания его из обочин и засасывания пыли в

двигатели самолетов.

ПОЛОСА АЭРОДРОМА ЛЁТНАЯ (ЛП) – участок лѐтного поля, подго-

товленный и оборудованный для взлѐта и посадки самолѐтов; включает

взлѐтно-посадочную полосу и полосы безопасности – и примыкающие к

ней спланированные и в отдельных случаях уплотненные, а также укреп-

ленные грунтовые участки, предназначенные для уменьшения риска по-

вреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы взлетно-

посадочной полосы.

ПОЛОСА АЭРОДРОМА ЛЁТНАЯ ГЛАВНАЯ – лѐтная полоса наи-

большей длины, располагаемая в направлении преобладающих ветров.

ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ АВТОДОРОГИ – полоса между полосой

движения автотранспортных средств и тротуаром или боковой дорожкой

(пешеходной, велосипедной).

ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМА – торцевая или боковая

часть лѐтной полосы, устраиваемая на случай отклонения самолѐта от

курса при посадке или взлѐте. Различаются П.б.а. боковая (устраиваемая

вдоль боковой кромки взлѐтно-посадочной полосы по всей еѐ длине) и

концевая (устраиваемая на торцах лѐтной полосы). См. также полоса аэро-

дрома лѐтная.

ПОЛОСА БОРДЮРНАЯ АВТОДОРОГИ – см. полоса краевая авто-

дороги.

ПОЛОСА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ (ВПП) – часть летной полосы,

специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воз-

душных судов. П.в.-п. может иметь искусственное (ИВПП) или грунтовое

(ГВПП) покрытие.

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ АВТОДОРОГИ – продольная полоса проезжей

части автомобильной дороги, ширина которой обеспечивает движение

транспортных средств в один ряд. П.д.а. условно считается занимаемой

движущимися автомобилями и складывается из ширины автомобиля и

зазоров безопасности.

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО – полоса проезжей части

автомобильной дороги, выделяемая для движения транспортных средств с

повышенной скоростью.

ПОЛОСА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АВТОДОРОГИ – полоса движения,

устраиваемая дополнительно для расширения проезжей части, увеличения

ее пропускной способности на трудных подъемах для обгона легковыми

автомобилями грузовых, снижающих скорость движения на подъем, в

местах остановок общественного транспорта для возможности обгона

остановившихся автобусов и т.п.

ПОЛОСА ЗАМЕДЛЕНИЯ – см. полоса торможения.

ПОЛОСА КАМЕДИ – участок на лесоматериалах лиственных пород,

похожий на смолистую древесину.

ПОЛОСА КАМНЯ ПРИРОДНОГО – элемент рисунка на поверхности

природного камня прямолинейной либо волнистой формы, обусловлен-

ный наличием прожилки или скопления одноцветных минералов.

ПОЛОСА КРАЕВАЯ АВТОДОРОГИ – часть обочины или раздели-

тельной полосы (на дорогах I категории), непосредственно примыкающая

к проезжей части и имеющая конструкцию более прочную, чем на осталь-

ной части обочины. Заезд автомобильного транспорта на П.к.а. ограничен,

с этой целью П.к.а. отделяют сплошной разметочной линией. Возможно

устройство П.к.а. другого цвета, чем на основной проезжей части.

ПОЛОСА ЛЕСНАЯ (лесополоса) – искусственное защитное лесное

насаждение в виде ленты. П.л. создаются на пахотных землях, пастбищах,

в садах, вдоль каналов и дорог, по бровкам оврагов, на склонах и т.п. П.л.

улучшают гидрологический режим и микроклимат территории, предот-

вращают развитие водной и ветровой эрозии, способствуют повышению

урожайности сельскохозяйственных культур и улучшению условий про-

израстания декоративных растений. П.л. играют большую природоохран-

ную и рекреационную роль. См. также насаждения, конструкция полосы

лесной.

ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ЗАЩИТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ – защит-

ные лесные насаждения полосного типа, созданные на водоразделах, по

берегам рек, вдоль автомобильных дорог в различных географических

зонах для улучшения гидрологических и климатических условий местно-

сти; защиты посевов сельскохозяйственных культур от засух, суховеев и



пыльных бурь; предотвращения заноса дорог песком и снегом; охраны рек

и водоѐмов от заиления и загрязнения и т.п. На водоразделах полосы

шириной 780-1140 м состоят из 3-4 лент (шириной по 60 м, межполосных

пространств 300-400 м), приречные полосы – в основном из одной ленты

шириной 30-100 м. Протяжѐнность отдельных П.л.з.г. от 250 до 1080 км.

Полосы закладывали из наиболее устойчивых для наличных почвенно-

климатических условий древесных пород: дуба черешчатого, берѐзы

повислой, сосны обыкновенной, лиственницы сибирской, робинии лже-

акации и др.; кустарников – жимолости татарской, бузины красной, сморо-

дины золотой, ирги и др.

ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ПОЛЕЗАЩИТНАЯ – одна из групп защитных

лесных насаждений; насаждения в виде лент, создаваемые во взаимной

увязке с полями севооборотов. Снижают скорость ветра, задерживают на

полях снег, повышают влажность почвы, уменьшают испарение влаги,

препятствуют сдуванию почвенного покрова, улучшают микроклимат и

гидрологический режим территории, предохраняют посевы от засухи,

суховеев, пыльных бурь и повышают их урожайность (на 10-25%). П.л.п. в

основном 3-4, иногда 5-рядные, шириной не более 15 м, расстояние между

рядами 2,5-4 м, между растениями в ряду 1-3 м. Продольные (основные)

полосы располагают поперѐк направления наиболее вредоносных ветров,

поперечные – обычно перпендикулярно продольным. Расстояние между

продольными полосами 200-600 м, между поперечными – 1000-2000 м.

Для проезда машин оставляют разрывы шириной до 30 м на стыке полос

(либо до 10 м в самих полосах). Конструкция полос – ажурная и продувае-

мая.

ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ПРИБАЛОЧНАЯ – лесные насаждения в виде

лент у бровок эродируемых балок, создаваемые для предотвращения

дальнейшего развития эрозионных процессов. О размещении П.л.п., их

конструкции см. полоса лесная приовражная.

ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ПРИКАНАЛЬНАЯ – вид защитных лесных наса-

ждений; насаждения в виде лент вдоль магистральных, межхозяйствен-

ных, постоянных оросительных и сбросных каналов, создаваемые для

сокращения потерь воды на испарение. П.л.п. также улучшают условия

эксплуатации каналов, гидрологический режим территории. П.л.п. плот-

ной или ажурной конструкции, как правило, размещают с 1 стороны кана-

лов (на крупных магистральных – и с 2 сторон), число рядов в полосе 2-5,

расстояние между рядами 2,5-4 м, между растениями в ряду 1,5-3 м. В

местах переезда через каналы оставляют разрывы до 10 м. Породный

состав насаждений устанавливают в зависимости от почвенно-

климатических условий. К созданию П.л.п. приступают через год после

начала эксплуатации каналов.

ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ПРИОВРАЖНАЯ – вид защитных лесных насаж-

дений; насаждения в виде лент вдоль крупных оврагов, создаваемые для

предотвращения дальнейшего развития эрозионных процессов. Скрепляют

почву, препятствуют еѐ размыву, переводят поверхностный сток во внут-

ренний, улучшают микроклимат, способствуют рациональному использо-

ванию малопродуктивных земель. П.л.п. плотной или ажурной конструк-

ции высаживают от бровки на расстоянии ожидаемого осыпания откоса,

но не ближе 3-5 м. Если приовражная зона сильно изрезана промоинами,

лесную полосу располагают выше их, а у еѐ нижней опушки устраивают

водозадерживающий или водоотводящий (с канавой) вал. Ширина П.л.п.

до 21 м, расстояние между рядами 2,5-4 м, между растениями в ряду 1-3 м.

В крайние от бровки ряды высаживают корнеотпрысковые породы –

вишню, тѐрн, облепиху, бересклет, осину, робинию лжеакацию; кустарни-

ки размещают в опушечных рядах (со стороны пастбищ – колючие).

ПОЛОСА ЛЕСНАЯ САДОЗАЩИТНАЯ – вид защитных лесных наса-

ждений; насаждения в виде лент вокруг и внутри садов, виноградников,

плодовых питомников, плантаций чая и цитрусовых и т.п. для защиты

почвы и сельскохозяйственных культур от воздействия неблагоприятных

природных и антропогенных факторов. П.л.с. ослабляют действие ветров,

препятствуют сдуванию снега, создают лучшие условия для роста и пло-

доношения, что повышает урожайность защищаемых культур. Система

П.л.с. состоит из основных и вспомогательных полос продуваемой и

ажурной конструкций, шириной не более 15 м, число рядов обычно 2-3 (в

районах с сильными ветрами – 4-5, внутри сада 1-2 ряда), расстояние

между ними 2,5-3 м, между растениями в ряду 1,5-3 м. П.л.с. закладывают

за 2-3 года до посадки плодовых деревьев крупными (высотой 2,5-4 м)

саженцами из наиболее устойчивых и быстрорастущих для данных усло-

вий пород, не имеющих общих с культурными растениями вредителей.

ПОЛОСА ЛЕСНАЯ СТОКОРЕГУЛИРУЮЩАЯ – вид защитных

лесных насаждений; насаждения в виде лент на склонах в основном для

защиты почвы от водной эрозии. Способствуют равномерному распреде-

лению снега, задержанию и регулированию поверхностного стока; благо-

даря П.л.с. уменьшаются смыв и размыв почвы, повышается еѐ влажность,

увеличивается урожайность сельскохозяйственных культур. П.л.с. на

склонах крутизной более 2°, а в районах сильного проявления эрозии –

более 1°, закладывают поперѐк склона; на водосборах с разнообразным

падением склонов – в направлении горизонталей со спрямлением по лож-

бинам, обычно сочетают с гидротехническими сооружениями. Конструк-

ция П.л.с. ажурная или продуваемая, число рядов 2-5, расстояние между

ними 2,5-4 м, между растениями в ряду 1,5-3 м, расстояние между полоса-

ми 200-400 м. П.л.с. выращивают из быстрорастущих долговечных для

зоны пород, закладывают полосы посадкой саженцев и сеянцев.

ПОЛОСА ЛЕСНАЯ ЧИСТАЯ – ленточное лесное насаждений, создан-

ное из одной (главной) породы деревьев (в отличие от смешанных лесопо-

лос из различных древесных пород).

ПОЛОСА ЛЕТНАЯ – часть летного поля аэродрома, включающая взлет-

но-посадочную полосу и примыкающие к ней спланированные и в отдель-

ных случаях уплотненные, а также укрепленные грунтовые участки, пред-

назначенные для уменьшения риска повреждения воздушных судов, выка-

тившихся за пределы взлетно-посадочной полосы.

ПОЛОСА НАКАТА (полосы наката) – продольные полосы на поверх-

ности проезжей части дороги, соответствующие траекториям движения

колес автотранспортных средств, следующих по данной полосе движения.

ПОЛОСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ – см. предполье.

ПОЛОСА ОБОРОНЫ – позиция, занятая для обороны войсковыми

соединениями (от бригады до армии); как правило, П.о. тщательно обору-

дуется в инженерном отношении.

ПОЛОСА ОБОРОНЫ ГЛАВНАЯ – основной элемент оборонительной

полосы дивизии и армии. Состоит из батальонных районов обороны и

является основным рубежом, вследствие чего наиболее сильно обеспечи-

вается огневыми и инженерными средствами противотанковой и противо-

пехотной защиты. Выбирается, как правило, за естественными противо-

танковыми препятствиями и включает местные рубежи и предметы, удер-

жание которых не допускает прорыва противника. Создастся с целью

остановить атаку танков и пехоты противника, нанести ему поражение и

заставить отказаться от дальнейшего наступления.

ПОЛОСА ОБОРОНЫ ТЫЛОВАЯ – третья линия оборонительной

полосы армии, возводимой заблаговременно при позиционной обороне

для обеспечения от проникания в глубокий тыл прорвавшихся через вто-

рую оборонительную полосу танковых и моторизованных соединений

противника. Обычно имеет прерывчатый характер и состоит из узлов

обороны и отдельных опорных пунктов, закрывающих возможные на-

правления движения противника.

ПОЛОСА ОТВОДА – полоса земли, отводимая для строительства и

эксплуатации железнодорожных, автодорожных и других линейных со-

оружений и устройств, постройки вспомогательных сооружений и посадки

придорожных зеленых насаждений.

ПОЛОСА ОТВОДА АВТОДОРОГИ – территория, предназначенная для

размещения земляного полотна автодороги и всех вспомогательных до-

рожных сооружений и линейных зданий.

ПОЛОСА ОТВОДА БЕРЕГОВАЯ ВОДНЫХ ПУТЕЙ – прибрежная

полоса отвода земли вдоль водного пути, предоставленная в установлен-

ном порядке для работ, связанных с обеспечением судоходства.

ПОЛОСА ОТВОДА ВРЕМЕННАЯ – полоса отвода, временно отведен-

ная для устройства боковых резервов, карьеров, которая после окончания

строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям.

ПОЛОСА ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ – территория, отводимая

для размещения железнодорожного полотна, станций и других железно-

дорожных сооружений. Лесные полосы также включаются в П.о.ж.д. На

перегонах магистральных железных дорог в России П.о.ж.д. устраивается

шириной не менее 24 м.

ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ – территория по обеим сторонам железной

или автомобильной дороги, передаваемая в пользование транспортным

организациям. Предназначена для защиты дорог от неблагоприятных

стихийных воздействий и обустройства дорог.

ПОЛОСА ПЕРЕХОДНО-СКОРОСТНАЯ АВТОДОРОГИ (шлюз

скоростной) – полоса движения, устраиваемая в дополнение к основным

полосам проезжей части для обеспечения торможения и разгона автомо-

билей, выходящих из общего потока, движущегося по основным полосам

или при въезде автомобилей в общий поток, предусматриваемая на пере-

сечениях и примыканиях дорог I-II категорий в местах съездов и въездов,

как для правых, так и для левых поворотов, а при количестве, равном 100 и

более выходящих из потока автомобилей в сутки, и на дорогах III катего-

рии.

ПОЛОСА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ АВТОДОРОГИ – часть ездового

полотна, расположенная между краем проезжей части и кромкой огражде-

ния и предназначенная для обеспечения движения без снижения скорости.

ПОЛОСА ПРИБРЕЖНАЯ – территория, непосред

Наши рекомендации