Метод проектирования дизайнерского «сценарное
МОДЕЛИРОВАНИЕ» – литературно-графическая форма раскрытия
существа проектируемого объекта, отражающая будущее состояние сис-
темы, логическую последовательность ее формирования, развертывание
шаг за шагом отдельных ситуаций (мизансцен). Для этого применяют
сугубо «театральные» технологии: деление процесса на «мизансцены»,
распределение «главных ролей» среди слагаемых среды, определение
«сверхзадачи» проектирования средового комплекса и др. При этом в
одних случаях значение имеет фактор времени и связь событий, состав-
ляющих интерес объекта; в других – качественное описание возможных
вариантов обстановки и состояний среды; в третьих – параметры вероят-
ной картины, полученной в результате прогнозирования, и т.д. Метод
обычно применяется: а) до построения «дерева целей» для выявления
возможных будущих состояний системы, чтобы правильно и точно сфор-
мулировать отдельные цели и подцели; б) при разработке плана и про-
граммы для демонстрации отдельных проектных шагов, с помощью кото-
рых достигаются цели; в) для эффективного выполнения решения, вклю-
ченного в план (программу).
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО «ШТУЧНЫЙ» –
дизайнерское проектирование отдельных вещей или их небольших ком-
плексов с целью создания уникальных объектов, образцов или разработки
новых процессов. Проектная концепция и художественный принцип
деятельности дизайнера в этом случае не всегда формулируются методи-
чески и не оформляются документально, хотя фактически они формули-
руются дизайнером фактически с момента получения заказа и до форми-
рования предложения, проходя свое определенное вербальное или визу-
альное выражение в техническом задании, в предпроектном анализе, в
эскизном предложении и других проектных материалах. «Штучный»
объект дизайнер обычно разрабатывает в одиночку или с небольшим
коллективом единомышленников.
МЕТОД ПРОСТРАНСТВЕННОЙ САМОФИКСАЦИИ – метод мон-
тажа, предусматривающий соединение отдельных элементов с помощью
закладных деталей, обеспечивающих фиксированное положение монти-
руемых элементов в пространстве и временное их закрепление.
МЕТОД ПРИЕМКИ – установленные строительными нормами правила
применения отдельных принципов и средств, обязательных к выполне-
нию, устанавливающих последовательность и сроки осуществления при-
емки работ, продукции, объекта, а также ответственность за их соблюде-
ние.
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ – см. проектирование.
МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ – геодезический метод измерения крена
здания (сооружения), при котором на двух взаимно перпендикулярных
осях объекта закладываются опорные знаки, с которых теодолитом про-
ецируют заметную верхнюю точку на какую-либо горизонтально установ-
ленную палетку (рейку), закрепленную внизу здания (сооружения). Зафик-
сированный в течение времени на палетке ряд точек представляет собой
центральную проекцию траектории верхней наблюдаемой точки на плос-
кость.
МЕТОД ПРЯМЫХ – см. метод дифференциально-разностный.
МЕТОД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТОВ – метод расчѐта сложных
статически неопределимых рам, при котором первоначально неуравнове-
шенные моменты в узлах уравновешиваются по методу последовательных
приближений с помощью коэффициентов распределения моментов.
МЕТОД РАСЧЕТА ДЕФОРМАЦИОННЫЙ – метод, в котором расчет
производят на основе уравнений равновесия, гипотезы плоских сечений и
диаграммы состояния бетона и арматуры.
МЕТОД РАСЧЕТА ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД CBR – способ расчета
дорожных одежд, предложенный Дорожным Бюро штата Калифорния
(США), основанный на зависимости прочности дорожных одежд от
свойств грунта земляного полотна, при котором определяют показатель
прочности грунта, при испытании его в специальной форме путем вдавли-
вания штампа.
МЕТОД РАСЧЕТА КАРКАСНО-СТЕРЖНЕВОЙ – метод расчета, в
котором железобетонный элемент рассматривают в виде системы про-
дольных и наклонных сжатых и растянутых полос, состоящих из бетона и
арматуры.
МЕТОД РАСЧЕТА НА УСТОЙЧИВОСТЬ ДИНАМИЧЕСКИЙ –
метод определения критической нагрузки, основанный на рассмотрении
колебания системы.
МЕТОД РАСЧЁТА ПО ПРЕДЕЛЬНЫМ СОСТОЯНИЯМ – метод
расчѐта конструкций и оснований сооружений, в основу которого положен
принцип недопустимости перехода рассчитываемого объекта в какое-либо
предельное состояние в период строительства и последующей эксплуата-
ции.
МЕТОД РАСЧЕТА СТАТИСТИЧЕСКИЙ – методы расчета конструк-
ций, основанные на математическом аппарате теории вероятностей и
математической статистики.
МЕТОД РАСЧЁТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ – метод определения крити-
ческой нагрузки из условия равенства нулю приращения полной энергии
системы при переходе еѐ в смежное состояние.
МЕТОД РЕМОНТА АГРЕГАТНЫЙ – обезличенный метод ремонта,
при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отре-
монтированными.
МЕТОД РЕМОНТА ПОТОЧНЫЙ – метод ремонта, выполняемого на
специализированных рабочих местах с определенными технологической
последовательностью и ритмом.
МЕТОД РЕМОНТА ФИРМЕННЫЙ – метод выполнения ремонта
предприятием-изготовителем.
МЕТОД РЕСТАВРАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИЙ – метод реставрации,
предусматривающий восстановление только тех частей и элементов па-
мятника архитектуры, которые вскрыты натурным анализом; воссоздание
утраченных частей допускается лишь в крайних, конструктивно необхо-
димых случаях, и эти части должны отличаться от первоначальных.
МЕТОД РЕСТАВРАЦИИ СИНТЕТИЧЕСКИЙ – метод реставрации,
предусматривающий целостное воссоздание памятника архитектуры,
соответствующее определѐнному периоду его развития; допускается
воссоздание утраченных частей в первоначальном виде.
МЕТОД РУЛОНИРОВАНИЯ – способ уменьшения объѐма монтажных
работ при сооружении ѐмкостей из листового металла: сваренные на заво-
де из отдельных листов полотнища свѐртываются в рулоны, удобные для
транспортировки; на строительной площадке они разворачиваются с
помощью специальных механизмов и устанавливаются в проектное поло-
жение с последующей сваркой соединительных швов.
МЕТОД СЕЧЕНИЯ – метод, позволяющий установить наличие внут-
ренних сил в находящемся в равновесии теле путем мысленного рассече-
ния его плоскостью или поверхностью, отбрасывании одной из его частей
и уравновешивании внешних сил, действующих на оставшуюся часть,
внутренними усилиями, которые определяют из условий равновесия этой
части. Таким образом М.с. позволяющий рассматривать внутренние силы
как внешние по отношению к рассматриваемой части тела.
МЕТОД СИ-БИ-АР (метод CBR) – см. метод расчета дорожных
одежд CBR.
МЕТОД СИЛ – метод определения усилий и перемещений в элементах
статически неопределимых систем от произвольной нагрузки, при котором
основными неизвестными служат усилия в лишних связях (силы, заме-
няющие воздействия лишних связей). Расчет статически неопределимых
систем по М.с. начинается с выбора т.н. основной системы. Основная
система получается из заданной при помощи удаления того или иного
количества лишних связей. На практике в большинстве случаев отбрасы-
вается такое количество лишних связей, которое в точности равно количе-
ству лишних связей. Тогда основная система получается геометрически
неизменяемой и статически определимой.
МЕТОД СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКИ – индустриальный метод строи-
тельства многоэтажных зданий с использованием опалубки, состоящей из
двух рядов щитов, закрепленных на домкратной раме, к которой крепят
несущие конструкции рабочего настила с подвешенными подмостками,
домкратных стержней, домкратов и насосных станций для подъема опа-
лубки. М.с.о. применяется для возведения вертикальных элементов зданий
и сооружений (башен, ядер жесткости и стен зданий) постоянного, пере-
менного или ступенчато-переменного поперечного сечения из монолитно-
го железобетона методом непрерывного бетонирования.
МЕТОД СТАТИКИ ГРАФИЧЕСКИЙ – см. графостатика.
МЕТОД СТВОРНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ – метод измерения деформа-
ций оснований путем определения отклонений деформационных марок во
времени, установленных на здании (сооружении), от линии створа, концы
которого закрепляются неподвижными опорными знаками.
МЕТОД «СТЕНА В ГРУНТЕ» – технология, позволяющая без предва-
рительного раскрытия котлованов выполнять глубокие фундаментные и
подземные конструкции (сборные или монолитные) с несущими или
противофильтрационными функциями посредством выполнения в грунте
выработок, траншей, щелей или скважин) под защитой обсадных труб или
тиксотропной глинистой суспензии, которая играет роль временной крепи
для стенок в соответствующих выработках за счет избыточных гидроста-
тического и гидродинамического давлений. Впоследствии в выработках
формируют конструктивные элементы путем подводного бетонирования
или замоноличивания сборных элементов.
МЕТОД СТРАТИГРАФИЧЕСКИЙ – в археологии – определение
относительной хронологии культурных остатков, сооружений и находок в
зависимости от их залегания в культурном слое.
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ВАХТОВЫЙ – один из разновидностей
организационных методов непрерывного обеспечения трудовыми ресур-
сами строительства рассредоточенных объектов, удаленных на большое
расстояние от постоянного места жительства работников, за счет перио-
дичности их работы (вахты) и отдыха.
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ ПОТОЧНЫЙ – организация
строительства с применением комплексной механизации и сосредоточени-
ем средств производства в подвижных строго специализированных под-
разделениях (отряды, колонны и т.п.), которые непрерывно передвигаются
вдоль трассы дороги, причем каждое подразделение выполняет только
определенные виды работ, непрерывно и технологически последователь-
но, в результате чего обеспечивается ритмичная работа с окончанием
подготовленных к сдаче в эксплуатацию равных по длине участков дороги
в определенные промежутки времени (смена, рабочий день и т.п.).
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНЫЙ – метод
организации строительства зданий и сооружений и их частей (котельных,
компрессорных и насосных станций, трансформаторных подстанций,
транспортных галерей и др.) и монтажа технологических линий, агрегатов
и инженерного оборудования, при котором предусматриваются индустри-
альное изготовление и поставка на строительную площадку комплектов
блоков, их укрупнительная сборка и возведение из них зданий и сооруже-
ний.
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНО-ПОТОЧНЫЙ –
поточный метод, организуемый путем введения в поток дополнительных
однотипных бригад или путем изменения очередности освоения фронтов
работ.
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ – метод организации
строительного производства, при котором здания и сооружения данного
комплекса возводятся одновременно.
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА «ПОД КЛЮЧ» – порядок организации
работ, при котором подрядчик несет полную ответственность перед заказ-
чиком за проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов к
установленному сроку. На основе сосредоточения функций управления
всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной
структуре осуществляется единый непрерывный комплексный процесс
создания готовой строительной продукции (проектирование – выполнение
строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек техно-
логическим и инженерным оборудованием, – ввод в эксплуатацию).
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ – метод
организации строительного производства, при котором каждое после-
дующее здание данного комплекса возводится вслед за окончанием пре-
дыдущего.
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПОТОЧНО-РАСЧЛЕНЕННЫЙ –
поточный метод с полным расчленением строительного процесса на про-
стые рабочие процессы, а в некоторых случаях – на строительные опера-
ции.
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПОТОЧНЫЙ – метод организации
строительного производства, характеризующийся разбивкой объекта на
«захватки» (секции, пролѐты, этажи, части зданий и сооружений), а ком-
плекса строительно-монтажных работ делится на циклы. Процесс возведе-
ния сооружений (их групп) делится на отдельные (частные) специализиро-
ванные комплексы работ – строительные потоки, выполняемые непрерыв-
но с переходом рабочих с расчетной скоростью с одного частного фронта
работ на другой. По характеру развития строительные потоки могут быть
ритмичными, разноритмичными и неритмичными; по времени действия –
краткосрочными и долговременными (непрерывными).
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА УЗЛОВОЙ – метод строительства, осно-
ванный на членении сложного промышленного комплекса (объекта) на
относительно автономные части (конструктивные, технологически обо-
собленные узлы) и создании на этой основе поузловой системы подготов-
ки (позволяющей проводить пусконаладочные работы и сдачу в эксплуа-
тацию независимых узлов), организации и управления строительным
производством, начиная от разработки проектно-сметной документации до
ввода объектов в эксплуатацию. Состав и границы узлов устанавливаются
с учетом организационно-технологических требований строительства
предприятий, увязанных с требованиями основного процесса получения
готовой продукции. Основным документом, отражающим особенности
организации строительства при М.с.у., является укрупненный поузловой
сетевой график, устанавливающий продолжительность строительства и
сроки ввода в эксплуатацию производственных мощностей, включая
проектирование, строительство, материально техническое обеспечение и
ввод в эксплуатацию. М.с.у. получил развитие при возведении крупных
промышленных предприятий.
МЕТОД СЪЁМКИ – см. съемка методом.
МЕТОД ТЕНЗОМЕТРИИ – метод измерения деформаций твѐрдых тел с
помощью специальных измерительных устройств (тензометров), дающих
возможность получить результаты измерения прямым или косвенным
путѐм.
МЕТОД ТРУДА – способ осуществления процессов труда, характери-
зующийся составом приемов, операций и определенной последовательно-
стью их выполнения.
МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ГРУНТОВ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ –
методы, основанные на воздействии на коллоидно-глинистую часть грунта
и его смесей с гравием или щебнем термической обработкой, солевым
укреплением, гидрофобизацией и укреплением вяжущими материалами.
МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ – совокупность воздействий субъекта управле-
ния на коллективы людей, участвующих в производственном процессе, и
на условия, обеспечивающие достижение поставленной цели. В первом
случае М.у. является способом прямого воздействия, а во втором – косвен-
ного. К М.у. прямого (непосредственного) воздействия на трудовой кол-
лектив относятся методы директивные, убеждения, стимулирования и
принуждения.
МЕТОД ФАЗОВЫЙ – используемый в геодезии метод определение
дальности от спутника до спутникового приемника по изменению на этом
пути фазы несущей волны.
МЕТОД ФОТОУПРУГИХ ПОКРЫТИЙ – метод экспериментального
исследования напряжѐнного состояния конструкций с помощью оптиче-
ски активного вещества, наносимого в виде плѐнки на поверхность конст-
рукции.
МЕТОД ФОТОУПРУГОСТИ – см. метод исследования напряжений
оптический.
МЕТОД ШОРА – метод определения твѐрдости металлов по высоте
отскакивания лѐгкого бойка с алмазным наконечником от испытываемого
массивного образца (с помощью склероскопа). Назван по имени американ-
ского промышленника А. Шора.
МЕТОД ЭЙЛЕРА – метод расчета на устойчивость прямого стержня
(системы с прямыми стержнями) при продольном осевом сжатии (при
приложении нагрузок в узлах системы) в пределах упругих деформаций.
МЕТОД ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ – метод оценки рацио-
нальности данного решения на основе сравнения его экономических пока-
зателей с такими же показателями целого ряда аналогичных решений.
МЕТОД ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ – комплекс экономи-
ческих и математических дисциплин, объединяет: экономико-
статистические методы (экономическая статистика, математическая стати-
стика); эконометрию; исследование операций (методы принятия опти-
мальных решений); экономическую кибернетику.
МЕТОДИКА – совокупность методов, способов, приемов для системати-
ческого проведения исследований, применения на практике выработанных
при исследовании рекомендаций; рекомендуемый порядок действий.
МЕТОДИКА ДИЗАЙНА – соединение основополагающих принципов,
методов и средств решения задач дизайна применительно к различным
видом объектов проектирования. М.д. включает принципы и способы
анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования
объекта и адекватные им правила создания проектных идей и концепций,
изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое,
в свою очередь, обусловлено ведущей методической концепцией. Цель
М.д. – упорядочить и систематизировать конкретную деятельность дизай-
нера с позиций общей концепции дизайна. М.д. задает основные категории
проектной деятельности, разворачивает логику операционного процесса
(формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и ана-
лизирует возможности конкретных средств и приемов проектирования в
их взаимосвязи с типами и параметрами проектных задач. М.д. может
иметь широкий или, наоборот, специализированный характер в зависимо-
сти от вида объекта или применяемых в дизайн-процессе средств (напри-
мер, проектирование с помощью компьютера). См. также метод дизайна.
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ – установленная совокупность операций и
правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение
необходимых результатов измерений с гарантированной точностью в
соответствии с принятым методом измерения.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ – варианты способов
проведения научно-проектных работ. М.и.в.д. разделяются на визуально-
графические (фиксационный, обмерный, сравнительный, аполитический),
вербальные или словесно-логические (исторический, фиксационный,
сравнительный, аналитический), предметные (абстрактно-модельный,
макетно-модельный, предметный, предметно-экспериментальный). По
оснастке различают методы – визуальный, приборный, эксплуатационный,
комбинированный; по месту проведения – мысленный, полевой, лабора-
торный, производственный, полупроизводственный; по способу ведения –
конкретный (один объект), локальный (один метод), всеобщий (множество
объектов), универсальный (множество методов).
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ – организационно-методический доку-
мент, обязательный к выполнению, включающий метод испытаний, сред-
ства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций
по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик
свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности,
достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны
окружающей среды.
МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ – см.
конструирование художественное дизайнерское.
МЕТОДОЛОГИЯ – учение о системе принципов и методов построения
теоретических познаний и практической деятельности. М. отличается от
теории акцентом на методах и путях достижения практически эффектив-
ных знаний.
МЕТОДОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРЫ – 1) область научных знаний,
изучающая способы, предпосылки и принципы организации познаватель-
ной и практически-преобразовательной архитектурной деятельности; 2)
совокупность способов, приемов, принципов и подходов, используемых в
разных видах архитектурной деятельности.
МЕТОПА – прямоугольная, почти квадратная плита с плоской или рель-
ефной поверхностью, заполняющая промежутки между триглифами и
образующая вместе (чередуясь) с последними фриз дорического ордера.
М. часто декорируются рельефом или росписью, украшаются скульпту-
рой.
МЕТР – основная единица метрической системы мер, определяемая
расстоянием между штрихами на «метре-прототипе», хранящемся в Меж-
дународном бюро мер и весов в Севре, близ Парижа. В 1983 г. установле-
но, что М. следует называть расстояние, которое проходит луч света в
вакууме за 1/299792548 ≈ 1/300 долю секунды.
МЕТР АРХИТЕКТУРНЫЙ – простейшая форма архитектурного ритма,
представляющая собой закономерное повторение и чередование одинако-
вых архитектурных элементов (деталей, форм, объемов) с равными интер-
валами.
МЕТРО – см. метрополитен.
МЕТРОЛОГИЯ – наука об измерениях и методах достижения повсеме-
стного их единства и требуемой точности. К основным проблемам М.
относятся общая теория измерений, образование единиц физических
величин и их систем, методы и средства их измерения, методы определе-
ния точности измерений, основы обеспечения единства измерений и мет-
рологической исправности средств измерений, создание эталонов и образ-
цовых средств измерений.
МЕТРОЛОГИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ – часть геодезии, занимающаяся
рассмотрением комплекса вопросов, необходимых для обеспечения един-
ства измерений и требуемой точности геодезических измерений.
МЕТРОПОЛИС – интенсивно разрастающийся крупный, чаще всего
столичный город.
МЕТРОПОЛИТЕН – вид городского внеуличного электрифицированно-
го рельсового пассажирского транспорта (подземного, наземного, надзем-
ного), предназначенного для скоростных перевозок и оборудованного
надежными системами безопасности. Фактически М. представляет собой
городскую внеуличную электрифицированную железную дорогу для
массовых скоростных перевозок пассажиров. По расположению М. может
быть подземным (в туннелях), надземным (на эстакадах) и наземным
(проходить по специально отведенным участкам на обособленной от улиц
территории города). М. отличается высокой эксплуатационной скоростью
(до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в
одном направлении). Многие станции М. – монументальные сооружения с
индивидуальным архитектурно-художественным обликом.
МЕТРОПОЛИЯ – в Древней Греции город-государство (полис) по от-
ношению к созданным им поселениям (колониям), позднее – государство,
имеющее колонии, является по отношению к ним. В настоящее время
используется как термин, для обозначения зависимости одних территорий
(государств, регионов и т.п.) от других (близко противопоставлению про-
винции и столицы).
МЕТЧИК – осевой многолезвийный металлорежущий инструмент для
нарезания и обработки внутренней резьбы в предварительно просверлѐн-
ных отверстиях. Имеет вид цилиндрического валика (закаленного винта с
прорезанными вдоль стержня канавками) с режущими кромками на конце.
Изготавливается из инструментальной или из быстрорежущей стали. М.
подразделяются на ручные, машинно-ручные и машинные; по профилю
нарезаемой резьбы – на метчики для метрической, дюймовой и трубной
резьб; по конструкции – на цельные, сборные и специальные.
МЕХАНИЗАЦИЯ – замена ручных средств труда машинами и механиз-
мами; одно из главных направлений научно-технического прогресса.
Различают частичную и комплексную М.
МЕХАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНАЯ – порядок производства работ,
при котором все технологически связанные основные и вспомогательные
тяжѐлые и трудоѐмкие операции выполняются при помощи системы
согласованно работающих и взаимоувязанных машин и механизмов,
обеспечивающих поточность выполнения технологических процессов.
М.к. – полностью механизированное производство.
МЕХАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНАЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ – выпол-
нение всех производственных и транспортных процессов с помощью
комплекта машин, взаимно увязанных по производительности.
МЕХАНИЗАЦИЯ МАЛАЯ – 1) применение при выполнении строитель-
ных операций небольших ручных машин и механизированного инстру-
мента. 2) Средства и вспомогательное оборудование, предназначенные для
сокращения затрат ручного труда и механизации трудоемких операций и
отдельных процессов. Средства М.м. по функциональному назначению
делятся на следующие группы: средства подмащивания, грузозахватные
приспособления, контейнеры и пакеты, емкости, внутрипостроечный
транспорт, вспомогательные средства М.м. для улучшения условий труда
и техники безопасности, средства М. м. по видам работ.
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ – выполнение строи-
тельных процессов с помощью различных механизмов, способствующих
повышению производительности труда, уменьшению численности заня-
тых в строительстве рабочих, сокращению сроков строительства, сниже-
нию стоимости строительных работ и улучшению условий труда рабочих-
строителей.
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА – замена при производстве
строительных работ ручного труда механизмами (включая средства малой
механизации), повышающими производительность труда при одновре-
менном сокращении сроков возведения жилых, общественных и промыш-
ленных зданий, снижении их стоимости.
МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДА – замена при производстве работ ручного
труда механизмами; характеристикой М.т. служит доля рабочих, выпол-
няющих свои производственные функции механизированным способом в
общей численности рабочих.
МЕХАНИЗМ – система, предназначенная для преобразования движения
одного или нескольких твердых тел в требуемые движения других твер-
дых тел. М. составляют основу большинства машин, применяются во
многих приборах, аппаратах, устройствах; состоят из звеньев – твѐрдых
тел из одной или нескольких неподвижно соединѐнных деталей, совер-
шающих под действием приложенных сил заранее определѐнные целесо-
образные движения. Подвижное соединение двух звеньев – кинематиче-
ская пара. Наиболее распространены: вращательная (шарнир), поступа-
тельная (ползун и направляющая), винтовая (винт и гайка), сферическая
(шаровой шарнир), кинематические пары. В связи с этим по структурно-
конструктивным признакам различают М. шарнирные (рычажные), кулач-
ковые, зубчатые, клиновые, винтовые, фрикционные, с гибкими звеньями,
с гидравлическими, пневматическими и электрическими устройствами и
прочие.
МЕХАНИЗМ ВЛАГОПЕРЕНОСА – совокупность физических явлений,
обусловливающих перемещение влаги в материалах и конструкциях.
МЕХАНИЗМ ВОРОТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ – механизм с до-
полнительными элементами, предназначенный для остановки полотен
ворот и удерживания их в неподвижном положении в случае выхода из
строя находящихся под нагрузкой механизмов привода.
МЕХАНИЗМ ВОРОТ САМОТОРМОЗЯЩИЙСЯ – устройство, оста-
навливающее и удерживающее полотна ворот в неподвижном положении
в случае выхода из строя основного привода.
МЕХАНИЗМ ВЫДВИЖЕНИЯ СТРЕЛЫ – приводное устройство для
изменения длины стрелы грузоподъемного крана.
МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ – составная часть машины или сама
порождающая двигательную силу (например, двигатель внутреннего
сгорания) или получающая импульс извне (например, электродвигатель).
МЕХАНИЗМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ – механизм, в котором ре-
зультирующее перемещение равно сумме или разности исходных пере-
мещений, например зубчатые механизмы в транспортных машинах, обес-
печивающие вращение ведущих колѐс с различными скоростями на пово-
ротах. Д.м. в приборах, металлорежущих станках обеспечивают малые
точные перемещения или большие силы.
МЕХАНИЗМ ЗАПИРАЮЩИЙ – совокупность всех замковых уст-
ройств и силовых элементов (тяг, ригелей, засовов и т.п.), обеспечивающих
запирание дверей, окон и т.п.
МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫЛЕТА – приводное устройство для
изменения вылета стрелы путем изменения угла наклона стрелы и/или
гуська грузоподъемного крана.
МЕХАНИЗМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – устройство в системе автома-
тического регулирования и управления, непосредственно осуществляю-
щее механическое перемещение или поворот (т.е. служащие приводами)
регулирующего органа объекта управления. М.и. – главная часть машины,
которая, получив соответствующее движение, выполняет своими рабочи-
ми органами те операции, в результате которых совершается полезная
работа, при ручном труде выполняемая рабочими с помощью инструмен-
тов. По типу привода различают гидравлические, пневматические, элек-
трические и комбинированные М.и. (например, электрогидравлический).
МЕХАНИЗМ КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ – кривошипный меха-
низм, в состав которого входит ползун – звено, образующее со стойкой
(неподвижным звеном) поступательную кинематическую пару. М.к.-п.
преобразует вращательное движение в прямолинейно-поступательное или
наоборот.
МЕХАНИЗМ КРИВОШИПНЫЙ – механизм, преобразующий один
вид движения в другой (например, равномерное вращательное в поступа-
тельное, неравномерное вращательное, качательное и др.). Имеет вра-
щающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала, которое связано
со стойкой (неподвижным звеном) и др. звеном вращательного механизма
кинематическими парами (шарнирами). Плоские 4-звенные М.к. делятся
на шарнирные, кривошипно-ползунные (наиболее распространѐнные) и
кривошипно-кулисные (кулиса).
МЕХАНИЗМ КРИТИЧНЫЙ – входящий в предмет оценки механизм,
который не защищен другими механизмами и чей отказ приведет к ослаб-
лению безопасности.
МЕХАНИЗМ КУЛАЧКОВЫЙ – механизм, подвижное звено которого
(кулак) взаимодействует с др. подвижным звеном (толкателем). М.к. осу-
ществляет почти любой (заранее заданный) закон движения.
МЕХАНИЗМ ОТБОЙНЫЙ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ – механизм, кото-
рый сам производит удар и тем самым облегчает работу по бетону или
камню, по сравнению с традиционными ударными дрелями, у которых
удар производится через «храповик» и силу нажатия пользователя. С
пневматическим перфоратором необходимая работа осуществляется по
крайней мере в три раза быстрее и с применением одной трети силы.
МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ (трансмиссия) – составная часть
машины, предназначенная для регулирования движения, если нужно,
изменения его формы (например, вращательное в поступательное и др.),
распределения движения и переноса его на исполнительный механизм
(валы, зубчатые колеса, редукторы, цепи и т.п.).
МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КРАНА – приводное устройство,
обеспечивающее передвижение грузоподъемного крана. Аналогично
определяются механизмы передвижения грузовой тележки или тали.
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА – приводное устройство для обеспечения
вращения поворотной части грузоподъемного крана в горизонтальной
плоскости.
МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА – приводное устройство (как правило, грузо-
подъемного крана, реже – иного грузоподъемного приспособления), обес-
печивающее подъем и опускание груза.
МЕХАНИЗМ ПРОТИВОЗАТРАТНЫЙ – система экономических
мероприятий, делающая невыгодным увеличение затрат. Достигается
ориентированием производства на конечную продукцию, например, в
строительстве на ввод объектов в эксплуатацию.
МЕХАНИЗМ РЫЧАЖНЫЙ – механизм, составленный из звеньев
(рычагов), входящих в низшие кинематические пары (например, кардан-
ный, кривошипно-ползунный, шарнирный, кулисный механизм).
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА – механизм для передачи враще-
ния от ведущего звена к ведомому лишь при определенном направлении
их относительного вращения. Часто используется как обгонная муфта,
которая автоматически сцепляет или расцепляет валы в зависимости от
направления их относительного вращения.
МЕХАНИЗМ СМЫВА ДВОЙНОГО (смыва экономного) – устройство
(технология), обеспечивающая остановку потока воды из сливного бачка
унитаза при смыве повторным нажатием управляющей кнопки.
МЕХАНИЗМ СТРОИТЕЛЬНЫЙ – совокупность подвижно соединен-
ных деталей, предназначенных для выполнения определенной работы при
строительстве зданий и сооружений (например, лебедка, таль, водяной
насос и т.п.).
МЕХАНИЗМ СУВАЛЬДНЫЙ – механизм дверного замка, переме-
щающий и фиксирующий в рабочих положениях засов замка и обеспечи-
вающий секретность посредством набора определенных комбинаций
плоских пластин (сувальд), имеющих вырезы, соответствующие собствен-
ному ключу.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВА ГРУЗОЗАХВАТНОГО –
элемент грузозахватного средства, обеспечивающий механизацию стро-
повки, расстроповки и ориентации груза.
МЕХАНИЗМ ФРАМУЖНЫЙ – изделие, служащее для открывания и
закрывания высокорасположенных или крупногабаритных окон и состоя-
щее из системы рычагов или других механизмов, приводимых в действие
вручную.
МЕХАНИЗМ ФРИКЦИОННЫЙ – механизм, служащий для передачи
или изменения движения за счѐт сил трения между его звеньями. Приме-
няют в тормозах, муфтах, бесступенчатых передачах и т.д.
МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ – совокупность форм и методов
регулирования процесса воспроизводства. Формируется на основе эконо-
мических законов, отражающих объективно существующие устойчивые
причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явле-
ний в процессе производства, распределения, обмена и потребления мате-
риальных благ и услуг. Опосредует взаимодействие между системой
производственных отношений, производительными силами и надстройкой
общества. Видоизменяется под воздействием достигнуто