Машина арматурно-намоточная стационарная с
ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ПЛАТФОРМОЙ – предназначена для намотки
напряженного каркаса на объемные или криволинейные элементы емко-
стей, тоннелей, водоводов.
МАШИНА БЕТОНООТДЕЛОЧНАЯ – самоходная дорожно-
строительная машина для разравнивания, уплотнения, выглаживания и
затирки поверхности бетонной смеси, уложенной бетонораспределителем
при строительстве цементно-бетонных дорог, устройстве дорожной одеж-
ды и аэродромных покрытий.
МАШИНА БАРОВАЯ (боровая) – см. машина щелерезная.
МАШИНА БУРИЛЬНАЯ – см. машина буровая.
МАШИНА БУРОВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ – строительные машины для
устройства в грунтовом массиве цилиндрических полостей (шпуров) для
закладки в них взрывчатых веществ при разработке грунтов взрывом;
машины для устройства выемок (скважин цилиндрической формы) под
установку столбов линий связи, дорожных знаков, столбовых фундамен-
тов зданий и других сооружений. М.б.с. выполняются с разным ходовым
оборудованием (автомобиль, трактор, железнодорожная платформа и др.).
Иногда под М.б.с. понимают только поршневые пневматические машины,
предназначенные для ударного бурения шпуров в породах слабых и сред-
ней крепости.
МАШИНА БУРОСБОЕЧНАЯ – машина, предназначенная для бурения
скважин диаметром 300-500 мм по угольному пласту снизу вверх и разбу-
ривания их до диаметра 500-960 мм сверху вниз при крутом, наклонном
или пологом залегании пласта.
МАШИНА БУРОШНЕКОВАЯ – машина для выемки маломощных
пластов полезного ископаемого (угля, каменной соли и др.) бурением
скважин большого диаметра (0,5-2,7 м). Различают М.б. для открытых и
подземных горных работ с одним или двумя (спаренными) шнековыми
ставами. Рабочий орган М.б. – буровая коронка, закрепленная на шнеке,
который выдает из скважины глубиной 40-70 м разбуренное полезное
ископаемое; погрузка в транспортные средства производится самой М.б.
МАШИНА ВЗРЫВНАЯ (машинка подрывная) – переносной источник
электрического тока для взрывания электродетонаторов. Применяются для
промышленных взрывных работ и в военном деле.
МАШИНА ВИБРАЦИОННАЯ – машина, исполнительному (рабочему)
органу которой сообщают вибрацию для осуществления или интенсифи-
кации выполняемого процесса или повышения качества выполняемой
работы. Различают М.в. с моно-, би- и полигармоническими колебаниями;
безударные и ударно-вибрационные. Применяются в строительстве для
уплотнения дорожных покрытий, формования железо-бетонных изделий,
погружения в грунт свай и труб и т.п. (например, виброкатки, вибромоло-
ты); при изготовлении литейных форм, выбивке опок (вибрационные
решѐтки); для бурения горных пород, погрузки и транспортировки горной
массы (виброконвейеры); грохочения (виброгрохоты) и т.д.
МАШИНА ВИБРАЦИОННАЯ УПЛОТНЯЮЩАЯ – машина для
уплотнения несвязанных грунтов, гравийно-щебеночных и других рыхлых
материалов вибрированием; применяются в различных областях строи-
тельства. Различают М.в.у. поверхностные и глубинные. Наиболее распро-
странены самопередвигающиеся виброплиты с механическим приводом от
двигателя внутреннего сгорания.
МАШИНА ВОДОПОДЪЁМНАЯ (водоподъѐмник) – устройство для
безнапорного перемещения жидкости (главным образом воды). Простей-
шие М.в. – журавль и ворот для подъѐма воды из колодца. Непрерывная
подача воды осуществляется М.в.: архимедовым винтом, водоподъѐмным
колесом, норией.
МАШИНА ВОЗДУХОДУВНАЯ (воздуходувка) – служит для повыше-
ния давления (сжатия) и подачи воздуха или другого газа. По степени
сжатия различают вентиляторы и компрессоры. Иногда В.м. называют
воздуходувками или дутьевыми устройствами.
МАШИНА ВРУБОВАЯ – производит вруб в пласте угля, соли и др.
полезных ископаемых для облегчения их отбойки.
МАШИНА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ АНАЛОГОВАЯ (АВМ) – вычис-
лительное устройство для воспроизведения (моделирования) определен-
ных соотношений между непрерывно изменяющимися физическими
величинами (машинными переменными) – аналогами соответствующих
исходных переменных решаемой задачи. Наиболее распространены были
электронные АВМ, в которых машинными переменными служат электри-
ческие напряжения и токи, а искомые соотношения моделируются физи-
ческими процессами, протекающими в электрических цепях.
МАШИНА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ (ЦВМ) – термин,
употреблявшийся в 40-60-х гг. ХХ в. применительно к вычислительным
устройствам (главным образом электронным) для автоматической обра-
ботки данных, представленных в виде кода, состоящего из цифр и (или)
специальных символов. С конца 1960-х гг. общеупотребительным стал
термин «ЭВМ» (или компьютер).
МАШИНА ГВОЗДЕЗАБИВНАЯ – ручная машина для забивки гвоздей.
МАШИНА ГИБОЧНАЯ – приводная или ручная машина для изгибания
проката и труб в холодном или горячем состоянии.
МАШИНА ГОРНАЯ – машины, применяемые для механизации горных
работ.
МАШИНА ГРУЗОПОДЪЕМНАЯ – машина цикличного действия с
возвратно-поступательным движением грузозахватного органа для пере-
мещения штучных и массовых затаренных грузов по линейным и про-
странственным трассам. В строительстве М.г. используются для переме-
щения строительных материалов, монтажа строительных конструкций,
погрузочно-разгрузочных операций на складах, монтажа и обслуживания
технологического оборудования в процессе его эксплуатации. По конст-
рукции и виду выполняемых работ М.г. разделяются на домкраты, лебед-
ки, подъемники, грузоподъемные краны всех типов (в том числе краны-
экскаваторы, экскаваторы, предназначенные для работы с крюком, подве-
шенным на канате).
МАШИНА ГРУНТОСМЕСИТЕЛЬНАЯ – машина для стабилизации
грунта, т.е. для придания водостойкости и необратимой связности путем
измельчения грунта и перемешивания с вяжущими материалами.
МАШИНА ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ – машина, выполняющая
различные технологические операции обработки натуральной древесины
или древесных материалов.
МАШИНА ДЛЯ РЫХЛЕНИЯ ЗАПОЛНИТЕЛЕЙ – устройства и
механизмы, предназначенные для восстановления сыпучести смерзшихся
заполнителей при их выгрузке; по принципу действия делятся на буро-
рыхлительные, вибрационные и виброударные.
МАШИНА ДОЖДЕВАЛЬНАЯ – машины и установки (самоходные,
навесные на трактор, переносные) служащие для разбрызгивания воды
(как правило, для полива растений). Основные рабочие органы – насадки и
дождевальные аппараты. Различают М.д. короткоструйные (разбрызгива-
ют воду на 5-8 м), среднеструйные (на 15-35 м) и дальнеструйные (на 40-
80 м и более).
МАШИНА ДОРОЖНАЯ – применяются для механизации работ при
прокладке, ремонте и содержании автомобильных дорог, в железнодорож-
ном, гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском
строительстве. Бывают самоходные и прицепные (или навесные) к тракто-
рам, автомобилям и тягачам. К М.д. относятся корчеватели, рыхлители,
экскаваторы, скреперы, катки и др.
МАШИНА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ – машина, используемая
для выполнения комплекса работ при строительстве, содержании и ремон-
те автомобильных дорог, а также в железнодорожном, гидротехническом,
гражданском, промышленном, аэродромном строительстве и т.д. Для
подготовительных работ применяются древовалы, кусторезы, корчеватели,
камнеуборщики, рыхлители и др., для земляных работ – скреперы, бульдо-
зеры, автотрейдеры и др. землеройные машины, для уплотнения грунта
оснований и дорожных покрытий – дорожные катки, виброплиты, трам-
бующие машины и др., для укладки дорожных оснований и устройства
покрытий – битумовозы, гудронаторы, цементовозы, грунтосмесительные
машины, бетоносмесители, распределители щебня, асфальтоукладчики и
др., для ремонта и эксплуатации дорог – бетоноломы, снегоочистители,
поливочно-моечные машины и др.
МАШИНА ДРЕНАЖНАЯ – мелиоративная машина для строительства
дренажа. По способу укладки дрен в грунт различают М.д. траншейные,
узкотраншейные и бестраншейные. Траншейные М.д. имеют рабочий
орган в виде ковша, которым роют траншею шириной 0,6 м и более. Узко-
траншейные М.д. с рабочими органами скребкового типа или многоков-
шовых цепных и роторных экскаваторов роют траншеи шириной 0,2-0,4 м.
Дренажные трубы укладывают на дно отрытой траншеи трубоукладчиком,
у бестраншейных М.д. пассивный рабочий орган – нож, которым в грунте
вырезают узкую щель и одновременно на еѐ дно укладывают дренажные
трубы. Для строительства дренажа с незакрепленными полостями приме-
няют кротодренажные машины с пассивным рабочим органом, а для
образования щелей – щеледренажные с активным рабочим органом. М.д.
состоят из силовой установки, ходового устройства (как правило, гусенич-
ного), землеройного рабочего органа, передвижной опалубки-бункера и
системы управления для обеспечения прямолинейного движения машины
и выдерживания заданного уклона траншеи (щели). Чтобы обеспечить
необходимый уклон дрен, в М.д. используют копирную проволоку, свето-
вой луч или луч лазера. Дреноукладчики для зоны орошения имеют спе-
циальный двух- или трѐхотсечный бункер с песчано-гравийной смесью,
которой защищают дрены от заиления. Эксплуатационная производитель-
ность М.д. (м/ч): траншейных 40-70, узкотраншейных 100-200, бестран-
шейных 500-1000 и более.
МАШИНА ДРЕНОПРОМЫВОЧНАЯ – мелиоративная машина для
очистки дрен от продуктов заиления. Принцип действия основан на про-
мывке дрен высоконапорной (1,8-2,0 МПа) струѐй воды, подаваемой по
гибкому шлангу, введѐнному в полость дрены. Промывочная головка на
конце шланга имеет специальные сопла, позволяющие размывать наносы
и транспортировать их к месту откачки или в открытый коллектор. Ком-
плект М.д. состоит: из насосной станции для чистой воды; тележки с
барабаном и намотанным на него шлангом; насоса для откачки пульпы,
образовавшейся в процессе промывки; цистерны для подвозки воды и др.
Средний удельный расход воды на промывку дрен в зависимости от сте-
пени их заиления, диаметра и длины составляет от 5-10 до 50-100 (л/м);
эксплуатационная производительность – от 150-200 до 800-850 м за смену.
МАШИНА ЗАТИРОЧНАЯ – отделочная строительная машина для
механизированной затирки штукатурного слоя, а также шлифовки шпат-
леванных поверхностей. Рабочий орган – приводные вращающиеся диски.
МАШИНА ЗЕМЛЕРОЙНАЯ (землекопная) – машина, предназначен-
ная для разработки грунта и перемещения его на небольшие расстояния в
отвал или транспортные средства. По способу работы делятся на М.з.
цикличные (экскаваторы одноковшовые с гибкой или жесткой подвеской
рабочего оборудования с телескопическим оборудованием), непрерывного
действия (экскаваторы цепные, роторные и землеройно-фрезерные маши-
ны) и землеройно-транспортные (скреперы прицепные и самоходные,
струги-метатели, грейдеры прицепные, автогрейдеры, бульдозеры, грей-
дер-элеваторы). М.з. широко применяются при возведении промышлен-
ных и гражданских зданий, в железнодорожном, автодорожном, гидротех-
ническом строительстве, при добыче полезных ископаемых, прокладке
подземных коммуникаций и т.п.
МАШИНА ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНАЯ – строительные ма-
шины, отделяющие грунт от массива тяговым усилием с последующим
его перемещением собственным ходом к месту отсыпки.
МАШИНА ЗЕМЛЕРОЙНО-ФРЕЗЕРНАЯ – машины непрерывного
действия, выполняющие выемку грунта и отсыпку его в отвал или погруз-
ку в транспортные средства.
МАШИНА ИЗВЕСТЕГАСИЛЬНАЯ – машины периодического или
непрерывного действия, предназначенные для гашения комовой извести-
кипелки в целях получения известкового теста, применяемого при кладоч-
ных и штукатурных работах.
МАШИНА ИЗОЛЯЦИОННАЯ – машина для нанесения слоя изоляци-
онной мастики на наружную поверхность стального трубопровода с об-
моткой его изолирующей лентой.
МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ – машины для механического испы-
тания образцов из различных материалов на растяжение, сжатие, изгиб,
кручение, удар, усталость и др.
МАШИНА КАМНЕРЕЗНАЯ – машина для выпиливания из массива
горных пород штучного стенового камня, а также блоков заготовок, ис-
пользуемых для распиловки на облицовочные плиты и архитектурно-
строительные изделия. Режущим органом М.к. могут быть дисковые,
канатные или цепные пилы, кольцевые фрезы, цепные и штанговые бары,
оснащенные твердосплавными зубками.
МАШИНА КАМНЕУБОРОЧНАЯ – навесная или прицепная машина
для удаления камней из почвы, удаления и погрузки, сбора и вывоза кам-
ней. М.к. агрегатируют К. м. с тракторами общего назначения класса 0,6-
6,0. Камни массой до 10 т удаляют корчевателями, до 3 т извлекают из
почвы и грузят в транспортные средства. Средние камни диаметром 30-60
см из слоя почвы (до 50 см) удаляют камнеизвлекателем. Камни диамет-
ром до 65 см и массой до 300 кг убирают с поверхности М.к. типа УКП-0,6
(производительность до 3,75 м3/ч); камни диаметром 5-30 см М.к. непре-
рывного действия типа МКП-1,5 (производительность до 0,3 га/ч); с по-
верхности – валкователем-подборщиком (ВПК) (производительность 1,2
га/ч). В предгорных и горных районах выборку камней диаметром 6-40 см
из почв осуществляют машиной типа КУМ-1,2 (производительность 0,28
га/ч).
МАШИНА КОММУНАЛЬНАЯ – машины, предназначенные для сани-
тарной очистки и уборки территории населенных пунктов, помещений
общественных зданий, для стирки белья и химчистки одежды. Санитар-
ную очистку населенных пунктов производят ассенизационные машины,
мусоровозы, илососные машины (для очистки колодцев ливневой канали-
зации), уборку территорий – подметальные и поливомоечные машины,
снегоочистители, пескоразбрасыватели и др. Для уборки помещений
служат поломоечные, подметально-уборочные, пылесосные, полотерные и
др. машины (аналогичные машины меньшей мощности и габаритов отно-
сятся к бытовым приборам).
МАШИНА КОРЧЕВАЛЬНАЯ (корчеватель) – машина для извлечения
из грунта пней, крупных камней, удаления деревьев и кустарника. Разли-
чают М.к. с канатной тягой (лебѐдки, канатные устройства для работы на
прямой тяге трактора и др.), с рабочими органами в виде зубьев (клыков),
корчующих за счѐт тягового (толкающего) усилия, подъѐмной силы или
сочетания тягового и подъѐмного усилий. Выпускают М.к. тракторные
навесные, прицепные и самоходные. Наиболее широко применяют навес-
ные (спереди трактора) М.к., корчующие пни толкающим усилием тракто-
ра. Основные узлы – рама, рабочий орган – щит (отвал) с клыками (зубья-
ми) и подъѐмный механизм. Ширина захвата М.к. 0,76-3,6 м в зависимости
от класса трактора и условий работы. Максимальный диаметр корчуемых
пней 40-45 см для М.к., навешиваемых на трактор. Для сплошного корче-
вания кустарника, пней и т. п. используют М.к. и орудия (К-15, МТП-81,
МП-12, КМ-1 и др.) непрерывного действия, производящие прямую кор-
чѐвку древесной растительности или раздельную с использованием кусто-
резов. Например, корчевальный агрегат К-15 состоит из корчевателя,
смонтированного спереди трактора, корчевальной бороны или кустарни-
ковых граблей, которые сгребают выкорчеванный кустарник. Производи-
тельность агрегата (га/ч): при корчевании 0,5, при сгребании 0,13 (со сжи-
ганием древесины); ширина захвата соответственно 3 и 5 м.
МАШИНА МОБИЛЬНАЯ – машина (как правило строительная) на базе
транспортного средства или имеющая возможности для перемещения
своим ходом с одного рабочего места на другое.
МАШИНА МОЗАИЧНО-ШЛИФОВАЛЬНАЯ – машина для отделки
поверхности мозаичных и бетонных полов. Отделка (обдирка и шлифова-
ние) полов осуществляется абразивными материалами (шлифовальными
камнями), закрепленными в держателях.
МАШИНА НАВЕСНАЯ – машина (орудие), навешиваемое на трактор
или др. энергетическое средство (например, самоходное шасси) с помо-
щью навесной системы или жѐсткого крепления рамы орудия к раме
трактора. В современных агрегатах силовая связь М.н. с трактором (в
работе) осуществляется через тяги механизма навески, гидроцилиндр и
систему автоматического регулирования (если трактор имеет систему
авторегулирования). М.н. присоединяют сзади трактора, посредине (между
передними и задними его колѐсами) или спереди (фронтальная навеска). С
помощью механизмов навесок, расположенных спереди и сзади трактора,
создаются комбинированные агрегаты для совмещения нескольких техно-
логических операций.
МАШИНА ОТДЕЛОЧНАЯ – машины, обеспечивающие механизиро-
ванное выполнение операций, связанных с приготовлением отделочных
материалов и полуфабрикатов, их транспортированием и нанесением с
последующей обработкой на завершающей стадии строительства.
МАШИНА ОЧИСТКИ ФОРМ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖБИ – уст-
ройства стационарного или передвижного типа, оснащенные вращающи-
мися металлическими щетками, предназначенные для удаления остатков
бетона на поддонах после распалубки изготовленных железобетонных
изделий (ЖБИ).
МАШИНА ПАРКЕТООТДЕЛОЧНАЯ – машина со сменным рабочим
органом для острожки, циклевания, шлифования или натирки паркетных
полов.
МАШИНА ПАРКЕТОШЛИФОВАЛЬНАЯ – отделочная строительная
машина для шлифования паркетных полов с рабочим органом в виде
фибрового диска. Привод рабочего органа – электрический или пневмати-
ческий.
МАШИНА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНАЯ – машины, предназна-
ченные для перемещения грузов и людей на относительно небольшие
расстояния (в пределах заводов, строительных площадок, портов, складов
и т.п.). По характеру перемещений и назначения М.п.-т. делятся на грузо-
подъемные, транспортирующие и погрузочно-разгрузочные машины.
Различают М.п.-т. периодического действия (грузоподъѐмные машины),
непрерывного действия (конвейеры, элеваторы, эскалаторы), устройства
наземного и подвесного транспорта (фуникулѐры, канатные дороги),
которые могут быть циклического и непрерывного действия.
МАШИНА ПОЖАРНАЯ – транспортная или транспортируемая маши-
на, предназначенная для использования при пожаре.
МАШИНА ПРАВИЛЬНАЯ – машина для устранения кривизны (волни-
стости и т.д.) металлических заготовок и изделий при правке листового,
сортового и профильного проката.
МАШИНА ПРОХОДЧЕСКАЯ – машина, предназначенная для механи-
зации производственных процессов при проведении и креплении горных
выработок.
МАШИНА ПУТЕВАЯ – машины для строительства железнодорожного
пути, его ремонта и обслуживания: путеукладчики, электробалластеры,
путеподъѐмники, снегоочистители, щебнеочистители, вагоны-
путеизмерители и др.
МАШИНА ПУТЕРИХТОВОЧНАЯ – служит для подъема и передвиж-
ки пути вместе с накладками и шпалами в том случае, когда не применя-
ются балластеры.
МАШИНА РАЗГРУЗОЧНАЯ – машины, предназначеные для выгрузки
заполнителей из полувагонов и платформ (из полувагонов выгрузка осу-
ществляется многоковшовым элеватором, из платформ – толкателем;
подача в штабель, силоса – ленточными конвейерами).
МАШИНА РАЗРЫВНАЯ – гидравлическая машина для испытаний на
растяжение стержневой, проволочной и канатной арматуры.
МАШИНА РЕЗЬБОЗАВЕРТЫВАЮЩАЯ РУЧНАЯ – ручная машина
для завинчивания (отвинчивания) резьбовых соединений.
МАШИНА РУЧНАЯ (инструмент механизированный) – технологиче-
ская машина, снабженная встроенным (внутренним) двигателем; при
работе вес машины полностью или частично воспринимается оператором,
осуществляющим движение подачи и управление. По виду используемой
энергии (приводу) различают М.р. пневматические, электрические, гид-
равлические, с двигателем внутреннего сгорания и пороховым зарядом и
др. Основные разновидности М.р.: сверлильные, шлифовальные, молотки,
перфораторы, трамбовки, пилы, рубанки, долбежники, ножницы, бороздо-
делы, пробойники и т.п.
МАШИНА СВАРОЧНАЯ – устройство, дающее ток для электросварки.
МАШИНА СВАРОЧНАЯ КОНТАКТНО-СТЫКОВАЯ – сварочная
машина для контактной стыковой сварки стержней в плеть.
МАШИНА СВАРОЧНАЯ МНОГОТОЧЕЧНАЯ – машина для кон-
тактной точечной сварки сеток и плоских каркасов с количеством пар
электродов от четырех и более.
МАШИНА СВАРОЧНАЯ ОДНОТОЧЕЧНАЯ – сварочная машина с
двумя электродами для контактной точечной сварки крестообразных
соединений сеток и плоских каркасов.
МАШИНА СТАЦИОНАРНАЯ – машина, не обладающая возможно-
стью для перемещения собственным ходом и требующая для установки на
рабочее место выполнения монтажных работ.
МАШИНА СТРОИТЕЛЬНАЯ – устройство, применяемое для механи-
зации строительства при производстве земляных работ (экскаватор, буль-
дозер, скрепер), свайных работ (копер, молот), переработки материалов
(камнедробилка, грохот, мельница), бетонных работ (бетоносмеситель,
бетононасос), арматурных и санитарно-технических работ (гибочный,
отрезной станок), отделочных работ и др.
МАШИНА СУЧКОРЕЗНАЯ – машина, предназначенная для срезания
сучьев с предварительно сваленных деревьев.
МАШИНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ – машина, предназначенная для
преобразования обрабатываемого предмета, заключающегося в изменении
его размеров, формы, свойств или состояния.
МАШИНА ТРЕЛЕВОЧНАЯ – трактор высокой проходимости с навес-
ным оборудованием для подтаскивания срубленных деревьев или стволов
(хлыстов), формирования и захвата пачки и транспортировки (трелевки)
пачек деревьев (хлыстов) к лесовозной дороге. Формирование и захват
пачек осуществляются с помощью лебедки и тросовых захватов (чекеров)
или специальными клещевыми захватами.
МАШИНА ХОЛОДИЛЬНАЯ – агрегат, предназначенный для искусст-
венного понижения температуры в замкнутом пространстве – холодиль-
ной камере с помощью подводимой энергии (механической, тепловой и
т.д.). Различают М.х. компрессионные (газовые и паровые или воздуш-
ные), абсорбционные, пароэжекторные и термоэлектрические.
МАШИНА ШЛИФОВАЛЬНАЯ РУЧНАЯ – ручная машина, предна-
значенная для шлифования, полирования и зачистки поверхностей.
МАШИНА ШТУКАТУРНОЗАТИРОЧНАЯ – электрическая или
пневматическая ручная машина для затирки накрывочного слоя штукатур-
ки.
МАШИНА ЩЕЛЕРЕЗНАЯ (машина баровая) – устройство, предна-
значенное для разработки прочных и мерзлых грунтов путем нарезания в
них щелей. Рабочий орган – цепь с зубьями – имеет, как правило, гидрав-
лический привод.
МАШИНА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ – машина, действие которой основано
на использовании явления электромагнитной индукции; преобразует
механическую энергию в электрическую (генератор), электрическую
энергию в механическую (двигатель) либо электрическую в электриче-
скую же (например, преобразователи напряжения, частоты и др.). Дейст-
вие некоторых М.э. обратимо, однако выпускаются они обычно для опре-
деленного режима работы.
МАШИНА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АСИНХРОННАЯ – электрическая
машина переменного тока, у которой частота вращения ротора не равна
частоте вращения магнитного поля статора и зависит от нагрузки. Исполь-
зуется в основном как двигатель и сравнительно редко как генератор.
МАШИНА ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ (ЭВМ) – про-
граммируемое функциональное устройство, состоящее из одного или
нескольких взаимосвязанных центральных процессоров и периферийных
устройств, управление которыми осуществляется посредством программ,
располагающихся в оперативной памяти, и которое в состоянии произво-
дить большой объем вычислений, содержащих большое количество ариф-
метических и логических операций без вмешательства пользователя в
течение периода выполнения. ЭВМ может состоять только лишь из одного
или нескольких взаимосвязанных устройств.
МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ – вид основных фондов по их нату-
рально-вещественному признаку. К М.и.о. относятся устройства, преобра-
зующие энергию, материалы и информацию. В зависимости от основного
(преобладающего) назначения М.и.о. делятся на энергетические (силовые),
рабочие и информационные. К М.и.о. энергетическому (силовому) отно-
сятся машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую
энергию, и машины-двигатели, превращающие энергию любого вида
(энергию воды, ветра, тепловую, электрическую и т.д.) в механическую,
т.е. в энергию движения. К рабочим М.и.о. относятся машины, инструмен-
ты, аппараты и другие виды оборудования, предназначенные для механи-
ческого, термического или химического воздействия на предмет труда
(обрабатываемый предмет), который может находиться в твердом, жидком
или газообразном состоянии, с целью изменения его формы, свойств,
состояния и положения (т.е. все виды технологического оборудования,
включая автоматические машины и оборудование для производства про-
мышленной продукции, оборудование сельскохозяйственное, транспорт-
ное, строительное, складское, торговое, водоснабжения и канализации,
санитарно-гигиеническое и все другие виды машин и оборудования, кроме
энергетических и информационных). Информационные М.и.о. предназна-
чены для преобразования и хранения информации (оборудование систем
связи, средства измерения и управления, средства вычислительной техни-
ки и оргтехники, средства визуального и акустического отображения
информации, средства хранения информации, оборудование театрально-
сценическое).
МАЯК – 1) приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсо-
вая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на
стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для
измерения величины раскрытия трещины и др. см. маяк штукатурный; 2)
см. маяк навигационный.
МАЯК НАВИГАЦИОННЫЙ – сооружение башенного типа (традици-
онно – навигационный ориентир в виде башни с источником света), уста-
навливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на ска-
лах, отмелях; предназначено для размещения светооптических или радио-
технических средств навигационного оборудования и служащее для ори-
ентировки судов.
МАЯК ТЁМНЫЙ – см. гурий.
МАЯК ШТУКАТУРНЫЙ – узкая полоса из штукатурного раствора или
инвентарная рейка, наносимая или прикрепляемая к поверхности, для
контроля за толщиной штукатурного слоя и для облегчения его разглажи-
вания. Нередко в качестве М. используют обычные гвозди, вбитые в раз-
ных местах так, чтобы их шляпки находились в одной плоскости; между
шляпками натягивают нить, по которой выравнивают поверхность ошту-
катуриваемой стены или потолка.
«МАЯЧОК» РАЗМЕТОЧНЫЙ – см. маяк штукатурный.
МВИ – аббревиатура от «методика выполнения измерений»; см. методи-
ка измерений.
МГЛА – помутнение воздуха из-за наличия в нѐм взвешенных аэрозоль-
ных частичек (пыли, дыма и т.п.); при сильной М. дальность видимости
падает, как при тумане.
МГС-84 – мировая геодезическая система параметров WGS-84; см. сис-
тема WGS-84.
МДК – аббревиатура от «методические документы в жилищно-
коммунальном хозяйстве».
МДС – аббревиатура от «методические документы в строительстве».
МДФ (мелкодисперсная фракция) – распространенный в Европе и
США отделочный материал близкий по своему составу, техническим
характеристикам и функциональному предназначению к традиционным
для России ДВП и отчасти ДСП. Плиты МДФ изготавливаются из тонко-
дисперсной древесной муки, спрессованной под высоким давлением с
синтетическими смолами, фрезеруются и покрываются декоративными
плѐнками. Применяется как основа для изготовления ламинатных покры-
тий пола, производства мебели и т.д. См. также плита МДФ.
МЕАНДР – 1) крутые изгибы (излучины) речной долины, образующиеся
в процессе размыва рекой берегов; 2) (алагрек) геометрический орнамен-
тальный мотив в виде ломаной под прямым углом (с Г-образными изло-
мами) линии или кривой линии, закручивающейся спиралью; разработан в
Древней Греции, характерен для эпохи античности.
МЕАНДР КОСОУГОЛЬНЫЙ – меандр, у которого все элементы,
кроме продольных, наклонены к ним под углом 60° и обычно направлены
слева снизу вправо вверх.
МЕАНДР КРИВОЛИНЕЙНЫЙ – см. волна бегущая.
МЕБЕЛЬ – передвижные или встроенные изделия для обстановки жилых
и общественных помещений и других зон пребывания человека.
МЕГА… – приставка для образования наименований кратных единиц, по
размеру равных 106 исходных единиц, обозначается буквой М (1МПа = 106
Па).
МЕГАЛИТ – древнее (III-II тыс. до н.э.) сооружение из необработанных
или полуобработанных каменных глыб, служившее, как правило, могиль-
ным памятником и (или) святилищем. К М. относят менгиры, дольмены и
более сложные композиции – кромлех, Стоунхендж. М. известны в Запад-
ной Европе (Стонхендж, Карнак), Северной Африке, на Кавказе и в других
регионах.
МЕГАЛОМАНЫ – архитекторы французского Неоклассицизма второй
половины XVIII в., которые вдохновлялись постройками Древнего Рима и
создавали проекты гигантских сооружений.
МЕГАЛОПОЛИС (мегаполис) (от греч. megas – большой + polis –
город) – ставшее нарицательным название древнегреческого города Мега-
лополь, возникшего в результате слияния более 35 поселений; в современ-
ном употреблении обозначает наиболее крупную форму расселения
(сверхкрупную агломерацию городов, группу агломераций населенных
мест) – очень крупный как по занимаемой площади, так и по численности
населения город, в ходе своего расширения включивший в себя большое
количество соседних агломераций населенных пунктов. М. характерны
для высокоурбанизированных территорий. Наиболее известные современ-
ные М.: Токио-Осака (Япония), нижнее и среднее течение Рейна (ФРГ –
Нидерланды), Лондон – Ливерпуль (Великобритания), район Великих озер
(США – Канада), район Южной Калифорнии (США).
МЕГАПОЛИС – см. мегалополис.
МЕГАРОН – тип древнейшего греческого жилища (III-II тыс. до н.э.),
представляющий собой прямоугольный зал (иногда разделен 1-2 продоль-
ными рядами столбов) с очагом в центре, отверстием в кровле для дыма и
входным портиком. Стены М. складывали из сырцовых (необожженных)
кирпичей, а вынос соломенной кровли поддерживали деревянные столбы
(чтобы предохранить стены от размокания во время дождей). Древнегре-
ческие М. считают прообразом каменных храмов – периптеров.
МЕГОММЕТР – омметр для непосредственного измерения очень боль-
ших электрических сопротивлений (св. 105 Ом), например изоляции обмо-
ток трансформаторов, электрических машин.
МЕДАЛЬОН – 1) барельеф, изобразительная или орнаментальная компо-
зиция в овальном или круглом обрамлении; 2) ювелирное украшение
(обычно в виде круглой или овальной коробочки); служит для хранения
портрета или какой-либо реликвии.
МЕДВЕДКА – 1) удлиненный рубанок с двумя лезвиями; 2) верхняя часть
кровли над плавильной фабрикой, прорезанная по бокам отверстиями для
выхода дыма и паров.
МЕДИА – средства доведения информации до потребителя: к ним отно-
сится пресса, радио, телевидение, уличные рекламные щиты, почтовая
рассылка, Интернет. См. также мультимедиа.
МЕДИАЛЬНЫЙ – расположенный ближе к срединной продольной
плоскости тела.
МЕДНЕНИЕ (омеднение) – электролитическое или диффузное нанесе-
ние поверхностного тонкого верхнего слоя на металлические, преимуще-
ственно стальные, цинковые и алюминиевые изделия. Производится при
изготовлении биметаллов, для образования промежуточного слоя при
защитно-декоративном никелировании и хромировании стальных изде-
лий, для облегчения пайки и т.д.
МЕДПУНКТ – см. пункт медицинский.
МЕДРЕСЕ – мусульманская средняя и высшая духовная школа, готовя-
щая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего
Востока служащих и др. М. действуют на территории современной России
(в Грозном, Махачкале, Уфе), а также в Узбекистане (Мири-Араб в Буха-
ре), Азербайджане (Баку). Обычно М. представляют собой квадратный или
прямоугольный двор с айванами и галереями и расположенный вокруг
него комплекс 1-2-этажных зданий, включающий мечеть, аудитории,
кельи и т.д.
МЕДЬ – химический элемент I группы периодической системы. Металл
красного (в изломе розового) цвета, ковкий и мягкий; хороший проводник
тепла и электричества (уступает только серебру); плотность 8,92 г/см3, tпл
1083,4°C. Химически малоактивна; в атмосфере, содержащей CO2, пары
Н2O и др., покрывается патиной – зеленоватой плѐнкой основного карбо-
ната (ядовит). Из минералов важны борнит, халькопирит, халькозин, ко-
веллин, малахит; встречается также самородная медь. Главное применение
М. – производство электрических проводов; также из М. изготовляют
теплообменники, трубопроводы. Более 30% М. идѐт на сплавы.
МЕЖА – в России граница земельных владений в виде узкой полосы
необрабатываемой земли.
МЕЖДУРУСТЬЕ – горизонтальный просвет между соседними рустами.
МЕЖЕВАНИЕ – определение на местности и юридическое оформление
границ земельных участков (владений).
МЕЖЕНЬ – фаза водного режима реки, характеризующаяся продолжи-
тельным сезонным стоянием низких (меженных) уровней и расходо