Марка материалов дорожных укрепленных по

ПРОЧНОСТИ НА СЖАТИЕ – количественная величина, характери-

зующая качество укрепленных материалов, соответствующая их гаранти-

рованной прочности на сжатие, принимаемой по среднему значению.

Обозначается буквой М и соответствующим числом.

МАРКА НИВЕЛИРНАЯ – металлические стенные геодезические знаки,

выступающая часть которых имеет в центре отверстие для установки

штифта, на который подвешивают рейку нивелирную. См. также репер

нивелирный, репер геодезический.

МАРКА ОБЪЕМНАЯ – элемент фирменного стиля, товарный знак в

объемном исполнении; подлежит регистрации на общих основаниях.

МАРКА ОСАДОЧНАЯ – временные нивелирные марки различной

конструкции, устанавливаемые в местах ожидаемого проявления дефор-

маций сооружений.

МАРКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ – клеймо, проставляемое на изделии

или на его упаковке для обозначения изготовителя.

МАРКА РАСТВОРА – среднее значение предела прочности на сжатие

специальных образцов (кубиков размером 70,7×70,7×70,0 мм), испытан-

ных в возрасте 28 суток и хранившихся в нормальных температурно-

влажностных условиях.

МАРКА РАСТВОРА ПО АДГЕЗИИ – нормируемое значение прочно-

сти сцепления раствора с основанием в проектном возрасте (в МПа), опре-

деленное в соответствии с настоящим стандартом на образцах-подложках

из цементно-песчаного раствора.

МАРКА РАСТВОРА ПО ВОДОПРОНИЦАЕМОСТИ – предельное

давление воды (в 10-1 МПа), при котором не наблюдается ее просачивание

через образцы, изготовленные и испытанные в соответствии с действую-

щим стандартом.

МАРКА РАСТВОРА ПО ПРОЧНОСТИ НА СЖАТИЕ – предел проч-

ности на сжатие (в 10-1 МПа) образцов, изготовленных и испытанных в

соответствии действующим стандартом.

МАРКА СТАЛИ – условный показатель качества стали, принимаемый по

среднему значению предела текучести и отражающий ее механические

свойства, химический состав, степень раскисления, хладостойкость и

особенности производства стали.

МАРКА ТОРГОВАЯ – имя, термин, знак, символ, рисунок или их соче-

тание, идентифицирующие товары или услуги одного или нескольких

производителей, а также продавцов, и отличающие их от конкурирующих

товаров и услуг.

МАРКА ЦЕМЕНТА – показатель (стандартизованная характеристика)

прочности изделий из цемента на изгиб и сжатие. Определяется по преде-

лу прочности образцов стандартных размеров при сжатии (кг/см2), изго-

товленных из нормального раствора, подвергшихся стандартному уплот-

нению и хранившихся в определенных условиях в течение 28 суток (для

глиноземистого и быстротвердеющего цемента – 3 суток). Различают М.ц.

200, 300, 400, 500, 550 и 600.

МАРКА ЦЕМЕНТОБЕТОНА ДОРОЖНОГО – оценка дорожного

цементобетона по пределу прочности на растяжение при изгибе цементо-

бетонных балок стандартного размера (кг/см2), изготовленных из цементо-

бетонной смеси и хранившихся при температуре +20° (±5°) во влажных

условиях (с относительной влажностью 90%) в течение 28 суток.

МАРКА ЦЕМЕНТОБЕТОНА СТРОИТЕЛЬНОГО – оценка цементо-

бетона по пределу прочности (или другим показателям) бетонных образ-

цов стандартных размеров, изготовленных из цементобетонной смеси и

хранившихся при температуре +20° (±5°) во влажных условиях (с относи-

тельной влажностью 90%) в течение 28 суток.

МАРКА ШТУКАТУРНАЯ – небольшая лепѐшка определѐнной толщи-

ны из быстротвердеющего штукатурного раствора, наносимая на оштука-

туриваемую поверхность для контроля толщины штукатурного слоя.

МАРКЕТИНГ – система управления производственной и сбытовой

деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка и нацеленная

на обеспечение сбыта произведенной продукции с максимальной прибы-

лью. Задача М. – анализ рынка, определение дальнейшей стратегии, спо-

собов получения максимального дохода, прогнозирование спроса, колеба-

ния цен, организация научных и конструкторских работ по созданию

новых видов продукции, рекламы; а также целенаправленное формирова-

ние потребительского спроса и подчинение его интересам реализатора

товаров и услуг. Включает в себя также анализ конкурирующих товаров и

услуг, всей деятельности конкурентов, изучение направлений развития

отрасли.

МАРКЕТИНГ ПРЯМОЙ (директ-маркетинг) – интерактивное взаимо-

действие продавца или производителя с конечным потребителем с целью

продажи товаров; одно из основных средств маркетинговых коммуника-

ций.

МАРКЕТРИ (деревянная мозаика) – один из способов интарсии; худо-

жественный набор из различных по цвету и текстуре плоских кусочков

древесины, обычно из фанерок, наклеенных (а не врезанных в отличие от

интарсии) на деревянную основу изделия. М. представляет собой мозаич-

ные изображения, выполненные путем наклеивания на основу тонких

фигурных пластинок фанеры из различных пород древесины. В ряде

случаев в М. добавляются пластинки из слоновой кости, перламутра,

мрамора, металла. М. широко используется при изготовлении мебели.

МАРКИЗА – матерчатый навес (обычно подвижный, нестационарный)

над проемом, с внешней стороны.

МАРКИРОВКА – информация в виде надписей, цифровых, цветовых и

условных обозначений, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или

ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погру-

зочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении.

МАРКИРОВКА АРМАТУРЫ ПРОКАТНАЯ – нанесение в процессе

прокатки на арматуру обозначения страны и завода-производителя, класса

арматуры и других данных.

МАРКИРОВКА АРМАТУРЫ СТЕРЖНЕВОЙ – осуществляется при

прокате путем вдавливания меток на арматуре или окраской концов

стержней.

МАРКИРОВКА БЛОКА ФУНДАМЕНТНОГО – условное обозначе-

ние основных характеристик блока. Структура М.б.ф. следующая

Х.Х.Х.Х-Х Х, где Х, соответственно тип блока; размеры в дециметрах:

длина (округленно), ширина, высота (округленно); вид бетона (тяжелый –

Т; на пористых заполнителях, керамзитобетон – П, плотный силикатный –

С); стандарт, по которому изготовлен блок. Например: «ФБС 24.5.6 - С

ГОСТ 13579-78» – фундаментный блок сплошной, длиной 2380 мм, ши-

риной 500 мм и высотой 580 мм, из плотного силикатного бетона, изготов-

ленный по ГОСТ 13579-78. См. также блок фундаментный.

МАРКИРОВКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ – маркировка, информирую-

щая об изготовителе, количестве и качестве упакованной продукции;

допускается наносить надписи о способах обращения с продукцией при

потреблении, а также рекламирующие ее.

МАРКИРОВКА ТРАНСПОРТНАЯ – маркировка, информирующая о

получателе, отправителе и способах обращения с упакованной продукцией

при ее транспортировании и хранении.

МАРКИРОВКА УПАКОВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – маркировка,

информирующая о применяемых упаковочных материалах и о возможно-

сти утилизации упаковки после извлечения продукции.

МАРКШРЕЙДЕРИЯ – раздел горной науки, изучающий на основе

натурных измерений и последующих геом. построений структуры, формы

и размеры месторождений полезных ископаемых, расположение вырабо-

ток, процессы деформации горных пород и земной поверхности в связи с

горными работами.

МАРМА – куполообразное традиционное эвенкийское жилище с карка-

сом из ветвей березы, покрытое берестой.

МАРТИРИЙ – мемориальное сооружение, памятник в честь первых

христианских мучеников.

МАРТИРИУМ – христианский храм на месте погребения мученика или в

местах, связанных со Страстями Христовыми в Иерусалиме.

МАРЧЕВАНА – заостренная толстая доска, забиваемая наклонно за

элементы рамы крепи по мере разработки забоя горной выработки в неус-

тойчивых породах.

МАРШ ЛЕСТНИЧНЫЙ – сборная или составная наклонная конструк-

ция, конструктивный элемент лестницы (ее наклонная часть между двумя

этажами или между этажом и лестничной площадкой), состоящая из не-

сущих балок (тетив или косоур) и ряда ступеней, расположенных в одном

направлении между лестничными площадками.

МАРШ ЛЕСТНИЧНЫЙ ПРЯМОЙ – ряд расположенных на одной

линии (без поворотов и т.п.) ступеней, соединяющих один этаж с другим

или этаж с лестничной площадкой.

МАРШАЛИТ – рыхлая или слабоуплотненная горная порода, состоящая

из угловатых тонкодисперсных зерен кварца (пылевидный кварц, горная

мука, пылевидный кремнезем) и различных примесей (халцедона, опала,

карбонатов и глинистых минералов). Представляет собой мучнистую

тонкодисперсную массу обычно белого цвета; применяют для производст-

ва автоклавных силикатных материалов, растворимого стекла, легких

динасовых огнеупоров и различных огнеупорных замазок.

МАРШИ – полоса низменных побережий морей, затопляемая в периоды

высоких приливов и нагонов воды. Иногда располагается ниже уровня

моря, отделяясь от него полосой дюн. Типичны для побережья Северного

моря (Нидерланды, Германия, Дания).

МАСВЕРК – готический орнамент (обычно – развитой каркасный орна- марка материалов дорожных укрепленных по - student2.ru марка материалов дорожных укрепленных по - student2.ru марка материалов дорожных укрепленных по - student2.ru



мент) из геометрических элементов: прямых линий, кругов, дуг с циркуль-

ным построением всех элементов (т.е. орнамент предварительно вычерчи-

вали с помощью линейки и циркуля). М. называют также и подобные по

сложности узоры стиля модерн.

МАСИКОТ – в дореволюционной России – желтая краска.

МАСКАРОН (маска) – декоративный элемент (скульптурное украше-

ние), представляющий собой рельеф в виде маски, изображающей челове-

ческое лицо или морду животного (причем часто в гротескном или фанта-

стическом облике). М. часто декорировались замковые камни архивольтов

и наличников окон.

МАСЛИНА – род вечнозелѐных деревьев и кустарников семейства мас-

линовых, масличная и плодовая культура. До 60 видов. Выращивают М.

культурную (оливковое дерево) в странах Средиземноморья, в Крыму,

Закавказье, Ср. Азии. Древесина М. используется для столярных и токар-

ных изделий.

МАСЛО – разжижающая дисперсная среда в битуме или дегте, обладаю-

щая незначительной вязкостью по сравнению с другими компонентами

битума или дегтя.

МАСЛО АНТРАЦЕНОВОЕ – жидкий продукт перегонки каменно-

угольной смолы (пределы выкипания 280-360°C). Содержит антрацен,

фенантрен и др. ароматические соединения. М.а. используют для выделе-

ния антрацена, в производстве сажи, для консервации древесины и др.

МАСЛО ДОРОЖНОЕ – остаточные масла, получаемые из асфальтовых

нефтей после отгона легких дистиллятов (бензина, керосина) и из полуас-

фальтовых – после глубокого отбора дистиллятов (бензина, части легких

масел).

МАСЛО ИЗОЛЯЦИОННОЕ (жидкость электроизоляционная) –

нефтяные, реже синтетические (например, кремнийорганические) масла.

Служат в качестве жидкой изоляции и теплоотводящей среды в электро-

технической аппаратуре. Различают трансформаторные, конденсаторные и

кабельные М.и.

МАСЛО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ – дистиллятные нефтяные смазочные

масла, используемые главным образом в узлах трения различных меха-

низмов, а также в качестве основы для приготовления гидравлических

жидкостей и технологических смазочных материалов.

МАСЛО КАМЕННОУГОЛЬНОЕ – масляные погоны, получаемые при

перегонке сырого каменноугольного дегтя (смолы).

МАСЛО НЕФТЯНОЕ (масло минеральное) – жидкие смеси высококи-

пящих углеводородов (tкип 300-600°C). Получают дистилляцией мазутов

или удалением нежелательных компонентов из гудронов. Применяют как

белые, консервационные, смазочные, технологические и изоляционные

масла. На основе М.н. получают пластичные и технологичные смазки,

смазочно-охлаждающие и гидравлические жидкости.

МАСЛО ПОГЛОТИТЕЛЬНОЕ – масло, выделяемое из фракций ка-

менноугольной смолы. Применяют в качестве абсорбента, например для

извлечения сырого бензола из коксового газа.

МАСЛО ПОДСОЛНЕЧНОЕ – растительное жирное масло, получаемое

из семян подсолнечника. Используется в пищу, для производства мыл,

олиф и лаков.

МАСЛО ТАЛЛОВОЕ – тѐмная вязкая смола, получаемая при переработ-

ке сульфатного мыла – побочного продукта сульфатной варки целлюлозы.

Сырьѐ для получения канифоли, лакокрасочных покрытий, вяжущих

материалов и др.; флотореагент, компонент смазочно-охлаждающих жид-

костей.

МАСЛО СИЛИКОНОВОЕ – см. жидкость кремнийорганическая.

МАСЛО СМАЗОЧНОЕ – нефтяные и синтетические масла, используе-

мые в качестве смазочных материалов. Различают моторные, трансмисси-

онные, индустриальные, приборные масла и др.

МАСЛО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ – группа смазочных материалов,

получаемых смешением нефтяных масел, некоторых природных жиров

(например, пальмового масла), различных присадок. Применяются для

облегчения пластической деформации при обработке металла давлением.

К Т.м. относятся также закалочные масла и др.

МАСЛО ТУРБИННОЕ – смазочные нефтяные и синтетические масла

для опорных подшипников и подпятников главного вала и вспомогатель-

ных механизмов паровых и водяных турбин, турбокомпрессоров и др.

МАССА – одна из основных физических характеристик материи, опреде-

ляющая еѐ инертные и гравитационные свойства. В классической механи-

ке М. равна отношению действующей на тело силы к вызываемому ею

ускорению (2-й закон Ньютона) – в этом случае М. называется инертной;

кроме того, М. создаѐт поле тяготения – гравитационная, или тяжѐлая, М.

Инертная и тяжѐлая М. равны друг другу (эквивалентности принцип). М.

величина, пропорциональная количеству вещества в теле и, следовательно,

его весу, но не идентичная с весом. В то время как вес тела меняется в

зависимости от географической широты и высоты точки измерения, М.

тела остается постоянной. М. равна весу тела, деленному на ускорение

силы тяжести.

МАССА АРХИТЕКТУРНАЯ – обобщѐнно изображаемые укрупнѐнные

материальные формы сооружений и их частей.

МАССА БЕЛАЯ – см. майолика.

МАССА БРУТТО – общая масса упакованного изделия (упаковки и

продукции в ней).

МАССА ГРУНТА – свойство тела или вещества, характеризующее их

инерционность и способность создавать гравитационное поле (скалярная

величина).

МАССА ДРЕВЕСНАЯ – волокнистая масса, получаемая при механиче-

ском истирании древесины в дефибрере или дефибраторе с применением

воды; полуфабрикат в производстве бумаги, картона, древесноволокни-

стых плит.

МАССА КАМЕННАЯ – керамический материал, близкий к фарфору, но

непрозрачный, имеющий плотный, почти без пор черепок (обычно серый

или коричневый). Изделия из М.к. покрывают глазурью, украшают релье-

фом.

МАССА КЕРАМИЧЕСКАЯ – подготовленная для формования изделий

глиняная смесь с соответствующими добавками.

МАССА МОЛЕКУЛЯРНАЯ (вес молекулярный) – масса молекул,

выраженная в атомных единицах массы. Практически равна сумме масс

всех атомов, из которых состоит молекула. Величины М.м. используются в

химических, физических и химико-технологических расчѐтах.

МАССА МОНТАЖНАЯ – масса монтируемой конструкции и подни-

маемых с ней приспособлений.

МАССА НЕТТО – масса продукции в упаковочной единице (т.е. масса

изделия без упаковки).

МАССА ПЛАСТИЧЕСКАЯ – см. пластмасса.

МАССА ПОКРОВНАЯ – тугоплавкий битуминозный материал с напол-

нителями для нанесения покровного слоя на основу рулонного кровельно-

го материала.

МАССА ПРИВЕДЕННАЯ – условная характеристика распределения

масс в движущейся механической системе, зависящая от физических

параметров системы (масс, моментов инерции и т.д.) и от закона ее движе-

ния.

МАССА ПРИСОЕДИНЕННАЯ СМЕСИ БЕТОННОЙ – часть массы

бетонной смеси, ее инерционная составляющая, добавляемая к массе

формующих органов и форм для изготовления ЖБИ при расчетах требуе-

мых смещений и вынуждающих сил.

МАССА УПАКОВКИ – масса тары и вспомогательных упаковочных

средств в упаковочной единице.

МАССА ЭФФЕКТИВНАЯ – величина, имеющая размерность массы,

характеризующая динамические свойства квазичастиц. Например, движе-

ние электронов проводимости в кристалле под действием внеш. силы

может быть описано как движение свободного электрона, но с М.э., отлич-

ной от массы свободного электрона.

МАССИВ – 1) совокупность многих однородных по каким-либо призна-

кам объектов, предметов, данных и т.п., например М. жилой, лесной,

информационный и т.д.; 2) искусственный камень правильной формы,

используемый в гидротехническом строительстве.

МАССИВ ГОРНЫХ ПОРОД – толща горных пород земной коры,

имеющих определенный состав и структуру, отличающие ее от других

толщ горных пород.

МАССИВ ГРУНТА АРМИРОВАННЫЙ – естественный грунтовый

массив, усиленный армирующими элементами.

МАССИВ ЗЕЛЕНЫЙ – компактные искусственные посадки древесных

или кустарниковых пород на значительной территории, преимущественно

одной породы. М.з. – самая крупная единица паркового ландшафта. Опти-

мальная ширина, обеспечивающая защиту от шума, пыли, а также соз-

дающая визуальную изоляцию, составляет 100-150 м.

МАССИВ ДЕРЕВЯННЫЙ – щитовое столярное изделие, склеенное из

брусков цельной древесины (например, дверное полотно, изготовленное

методом сплошного заполнения натуральной древесиной).

МАССИВ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИГМП) – часть

геологической среды, взаимодействующая с сооружениями в процессе

строительства и эксплуатации (природно-техногенная система). Основным

компонентом М.и.-г. являются грунты (горные породы). Различают М.и.-г.

разных уровней, наименьшим из которых является инженерно-

геологический элемент, породы которого обладают разными геомеханиче-

скими свойствами и напряженным состоянием. М.и.-г. может охватывать

часть одной стратиграфо-литологической формации, комплекса и т.п. или

состоять из нескольких комплексов, пачек и т.п.

МАССИВ ИНФОРМАЦИИ – совокупность взаимосвязанных сведений,

данных, подлежащих совместной обработке. М.и. формируется из одной

или более записей – набора данных, характеризующих определенный

объект или процесс. Данные, принадлежащие к одному М.и., записывают-

ся по общим правилам. Правила подготовки М.и. разрабатываются одно-

временно и взаимосвязанно с программными средствами обработки дан-

ных соответствующих массивов. М.и. классифицируются: по содержанию

(массив наличия и движения запасных частей, массив норм расхода и т.д.);

по носителям информации (на магнитных и оптических дисках, перфолен-

тах и т.д.); по функциям в процессе обработки информации (массив посто-

янных данных, массив условно-постоянных данных, массив модифика-

ций). Элементами М.и. могут быть символы, инструкции, программы,

документы и т.п. В этом случае М.и. – совокупность упорядоченных эле-

ментов.

МАССИВ КАДАСТРОВЫЙ – совокупность кадастровых кварталов,

образующая планировочно обособленный район города; населенный

пункт в сельской местности; крупное сельскохозяйственное или лесохо-

зяйственное образование.

МАССИВ ЛЕСНОЙ – участок леса с одинаковым характером расти-

тельности, возможен лиственный, хвойный или смешанный массив.

МАССИВ САДОВО-ПАРКОВЫЙ – крупный элемент садово-

паркового пейзажа, состоящий парообразующей растительности (от 1-4 до

нескольких десятков гектаров); цветочные композиции площадью 80-150

м2. См. также массив зеленый.

МАССИВ ЦВЕТОЧНЫЙ – некоторые виды цветущих растений, реко-

мендуемые для высаживания плотными массивами в целях достижения

большей декоративной выразительности дендрологической композиции.

МАССООБМЕН – самопроизвольный необратимый процесс переноса марка материалов дорожных укрепленных по - student2.ru марка материалов дорожных укрепленных по - student2.ru марка материалов дорожных укрепленных по - student2.ru



массы данного компонента в пространстве с неоднородным полем хими-

ческого потенциала этого компонента (в простейшем случае – с неодно-

родным полем концентрации или парциального давления компонента).

Разновидности М. – массоотдача, массопередача.

МАССООТДАЧА – конвективный массообмен между движущейся

средой и поверхностью раздела с другой средой (твердым телом, жидко-

стью или газом).

МАССОПЕРЕДАЧА – массообмен через поверхность раздела или про-

ницаемую стенку между двумя веществами или фазами.

МАССОПЕРЕНОС – движение влаги в капиллярно-пористой системе

при возникновении в ней температурного или влажностного градиента.

МАСС-СПЕКТРОМЕТР – прибор для количественного и (или) качест-

венного определения состава и структуры веществ, изучения физико-

химических процессов и явлений по масс-спектрам этих веществ.

МАСТАБА – наиболее ранняя форма древнеегипетских гробниц (харак-

терны для III тыс. до н.э.), состоящая из соединенных вертикальной шах-

той наземного сооружения, прямоугольного в плане с наклонными к цен-

тру стенами, и подземной погребальной камеры с несколькими помеще-

ниями. Прообраз египетских пирамид более позднего времени.

МАСТЕР – руководитель участка, отвечающий за производственную

деятельность группы работников.

МАСТЕР ДОРОЖНЫЙ (мастер дистанционный) – технический и

хозяйственный руководитель работ по текущему ремонту и содержанию

на вверенной ему дистанции, имеющий в подчинении ремонтеров.

МАСТЕР ЛИНЕЙНЫЙ – мастер, осуществляющий надзор за дорогой и

охрану дорожных сооружений, а также неотложные работы по патрульно-

му содержанию при бригадной системе организации дорожно-ремонтной

службы.

МАСТЕРСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ – проектное подразделение круп-

ной проектной организации.

МАСТЕРСКАЯ СТОЛЯРНАЯ – мастерские, устраиваемые на строи-

тельных площадках при небольших объемах работ по подгонке столярных

изделий. В них широко применяется механизированный инструмент:

дисковые и ленточные плиты, электрорубанки, электродрели и др.

МАСТИКА – вязко-пластичная масса, получаемая смешиванием органи-

ческих вяжущих веществ (битумных, дегтевых, полимерных и др.) с тон-

кодисперсными наполнителями (тальком, каолином и т.п.) и специальны-

ми тонкомолотыми добавками, обладающими клеящей способностью. М.

представляют собой высоковязкие полимерные композиции, способные

склеивать различные материалы, покрывать поверхности толстым слоем,

заполнять щели, раковины, отверстия и другие углубления для получения

гладкой поверхности или обеспечение герметичности. По типу вяжущего

различают М. битумные, резинобитумные, дѐгтевые, полимерные и др.; по

назначению – кровельные, гидроизоляционные, герметизирующие, для

наклейки паркета, линолеума, натирки полов, декоративной отделки дере-

вянных изделий и др.

МАСТИКА АСФАЛЬТОВАЯ – смесь асфальтового или другого мине-

рального порошка с природным или нефтяным битумом, приготовленная в

определенных условиях при нагревании составных материалов, отформо-

ванная в виде плит весом около 20 кг.

МАСТИКА АСФАЛЬТОВАЯ ХОЛОДНАЯ – строительный материал,

получаемый путем смешивания битумно-известковой пасты с минераль-

ным наполнителем без нагрева компонентов. М.а.х. применяют для шту-

катурной гидроизоляции и заполнения деформационных швов.

МАСТИКА БИТУМНАЯ – материал, применяемый для приклейки

кровельных и других строительных материалов, устройства гидроизоля-

ции и обмазки конструктивных элементов с целью защиты их от коррозии.

Различают М.б. горячие – смесь битума и мелкого наполнителя (мел,

асбест и т. п.), разогреваемые до оплавления (140-160°С) перед употребле-

нием, и холодные – раствор битума в органических растворителях (зеленое

масло и др.) с добавкой наполнителя. В состав М.б. для улучшения их

свойств вводят порошок утильной резины, полимеры, канифоль и т.п.

МАСТИКА БИТУМНО-МИНЕРАЛЬНАЯ ГОРЯЧАЯ – применяемые

в основном для заливочной гидроизоляции швов гидротехнических со-

оружений мастики, изготовленные из битума с минеральным наполните-

лем (30-64% в зависимости от требований к конечным свойствам М.б.м.г.).

МАСТИКА БИТУМНО-ПОЛИМЕРНАЯ – битумные мастики, содер-

жащие добавку каучука или синтетической смолы, придающей эластич-

ность на морозе и теплостойкость.

МАСТИКА БИТУМНО-РЕЗИНОВАЯ – сплав из битума, порошка

резины и некоторых добавок, применяемый обычно для изоляции подзем-

ных стальных трубопроводов.

МАСТИКА ВЫСЫХАЮЩЕГО ТИПА (герметик, клей-герметик) –

материалы, которые переходят в рабочее состояние за счет удаления вхо-

дящих в их состав низкомолекулярных компонентов (растворителей).

МАСТИКА ГЕРМЕТИЗИРУЮЩАЯ – мастика для уплотнения стыков

сборных конструкций. М.г. обеспечивает высокую стойкость изоляции к

тепловым и усадочным деформациям, к вибрационным воздействиям, к

действию агрессивных атмосферных факторов, воды.

Наши рекомендации