Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
– аварийно-спасительные и другие неотложные мероприятия, проводимые
при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на сохране-
ние жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон
чрезвычайных ситуаций.
«ЛИКВИДАЦИЯ ТУПИКОВЫХ СИТУАЦИЙ» – метод расширения
области творческого поиска или выбора новых направлений решения
проектной задачи в случае, если очевидная область не дала приемлемого
результата. При «Л.т.с.» проектировщик ориентируется на те участки
пространства поиска, которые первоначально были исключены. При этом
предполагается: использовать приемы уменьшения психологической
инерции мышления и упорядочения перебора вариантов решения; вести
поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетвори-
тельного решения; переоценивать проектную ситуацию с заменой слов,
характеризующих затруднение, их синонимами; принимать условия, что
проблема решена, и идти от последствий вновь к основной структуре;
использовать методы аналогий; использовать случайности как подсказку
для решения творческой задачи; делать совершенно произвольные пред-
ложения; принимать правдоподобное, но заведомо неправильное решение
и предлагать специалистам критиковать его; принимать невозможное
решение и анализировать его и т.д.
ЛИКВИДНОСТЬ – возможность и легкость конвертации активов (лю-
бых материальных и нематериальных ценностей) в деньги (фактически –
скорость и легкость продажи). Л. обратно пропорциональна времени,
требующемуся для конвертации активов в деньги. Л. – важная характери-
стика, отражающая мобильность активов предприятий, фирм или банков.
ЛИМАН – расширенная устьевая часть реки (долина равнинной реки или
балка), затопленная водами бесприливных морей при затоплении морем в
результате относительном погружения прибрежных частей суши или
подъема уровня моря. Л. представляет собой залив с извилистыми невысо-
кими берегами.
ЛИМБ – разделенный по окружности на градусы круг (круговая шкала),
по которому в геодезических угломерных инструментах (например, в
теодолите) отсчитывается направление сторон измеряемых углов при
помощи вращающейся в центре Л. алидады, имеющей на концах одного из
диаметров верньеры или нониусы.
ЛИМБ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ПРИБОРА – составная часть угломерного
круга, представляющая собой плоское кольцо с нанесенными на боковой
поверхности радиальными штрихами (шкалой), делящими окружность на
равные части (градусы, минуты). При измерении угла лимб остается не-
подвижным.
ЛИМИТ – в общем смысле – предельная норма.
ЛИМИТ ОТВЕДЕНИЯ СТОЧНЫХ ВОД В ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ –
расход отводимых в водный объект сточных вод, установленный для
данного водопользователя и водного объекта.
ЛИМИТ ПОСТАВКИ – ресурсный показатель, использовавшийся в
системе материально-технического снабжения и определявший предель-
ный размер поставки дефицитных материалов и технических ресурсов; в
административно-плановой экономике утверждался фондовым извещени-
ем планирующего органа в адрес потребителя. При рыночных отношениях
Л.п. практически отсутствуют.
ЛИНЕАМЕНТЫ – линейные и дугообразные элементы рельефа плане-
тарного масштаба, связанные с глубинными разломами.
ЛИНЕАРИЗАЦИЯ – один из наиболее распространѐнных методов ана-
лиза нелинейных систем (или зависимостей), при котором они рассматри-
ваются (с определенными допущениями) как линейные.
ЛИНЕЙКА ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ – инструмент для проведения прямых
линий на плоскости, для выполнения некоторых пространственных изме-
рений. Л.и. изготавливается из дерева, пластмассы или стали длиной 15 см
и более с градуировкой через 1 мм, 0,5 и 1 см. Бывают Л.и. с градуировкой
одновременно в сантиметрах-миллиметрах и дюймах с их частями (1/2, 1/4 и
ЛИНЕЙКА КОНТРОЛЬНАЯ – стальная, латунная или инварная линей-
ка треугольного сечения, длиной чуть более 1 м. На продольных скошен-
ных краях Л.к. нанесены шкалы: одна с ценой деления 0,2 мм, другая –
1 мм (реже 0,5 мм). В верхнее ребро Л.к. вмонтирован термометр; оно же
служит направляющей для 2-х микроскопов 20-кратного увеличения,
передвигаемых над шкалами. Погрешность Л.к. ±0,05 мм.
ЛИНЕЙКА МАСШТАБНАЯ – чертежный инструмент, представляю-
щий собой линейку с нанесенными на ее краях делениями различных
единиц длины.
ЛИНЕЙКА ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ – линейка с рабочей мерой, пред-
назначенная для построения прямоугольных сеток на чертежных основах
топографических планов.
ЛИНЗА ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ – чечевицеобразная форма залегания
горных пород и полезных ископаемых; округлое или овальное тело с
уменьшением мощности к краям.
ЛИНЗА ДЛЯ ПИК-ДАТЧИКА – оптический преобразователь сплошно-
го светового потока в зонную структуру определенной конфигурации.
Такая линза Френеля фокусирует световой поток на светочувствительной
в ИК-диапазоне матрице ПИК-датчика.
ЛИНЗА ЛЕДЯНАЯ – округлое или овальное (линзообразное) ледяное
включение, возникающее в неморозостойких материалах.
ЛИНЗА ОПТИЧЕСКАЯ – прозрачное тело, ограниченное выпуклыми
или вогнутыми поверхностями (одна из поверхностей может быть пло-
ской) и преобразующее форму светового пучка. Различают Л.о. собираю-
щие (положительные) и рассеивающие (отрицатательные). Л.о. для види-
мого света обычно изготовляют из стекла, для УФ-излучения – из кварца,
флюорита, фторида лития и др., для ИК-излучения – из кремния, германия,
флюорита, фторида лития и др.
ЛИНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ДМ-2 – технологическая линия,
предназначенная для заготовки и натяжения высокопрочной стержневой
арматуры и применяющаяся в агрегатно-поточной и конвейерной техно-
логических линиях.
ЛИНИЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ – совокупность технологического
оборудования, установленного в последовательности технологического
процесса, соединенного автоматическим транспортом, оснащенного авто-
матическими загрузочно-разгрузочными устройствами и одной общей или
несколькими взаимосвязанными системами управления. Л.а. автоматиче-
ски выполняет весь процесс изготовления или переработки продукта
производства или его части. Различают Л.а.: специальные (обработка
определенных изделий), специализированные (обработка однотипной
продукции в некотором диапазоне параметров) и универсальные (изготов-
ление широкой номенклатуры однотипной продукции).
ЛИНИЯ АДРЕСНАЯ – линия систем охранно-пожарной сигнализации,
обеспечивающая не только передачу сигнала тревоги или неисправности и
т.п. от адресуемых датчиков, но и питание этих датчиков от контрольной
панели.
ЛИНИЯ БАЗОВАЯ – линия, от которой отсчитывают и наносят размеры,
определяющие взаимное расположение ряда элементов изображения.
ЛИНИЯ БЛОКАДНАЯ – возводившаяся при осаде крепости в XIV-
XVI вв. осадная линия, состоящая из отдельных укреплений (бастилий и
бульвар), соединенных рвом и валом. См. также линия контрвалационная.
ЛИНИЯ БОЕВАЯ (линия сторожевых частей) – использовавшийся в
I мировую войну 1914-18 гг. термин, обозначавший усиленную искусст-
венными препятствиями первую стрелковую линию окопов, занимавшую-
ся сторожевыми частями обороняющихся войск.
ЛИНИЯ ВИЗИРОВАНИЯ – прямая линия, определяющая направление
визирной оси геодезического прибора при его наведении на выбранную
точку.
ЛИНИЯ ВЛИЯНИЯ (инфлюэнта) – график зависимости какой-либо
величины (усилия, момента, напряжения, прогиба и т.д.) в заданной точке
сооружения от положения приложенной к нему (движущейся по нему)
внешней силы постоянного направления, равной единице; служит для
определения этой величины при различных нагрузках, а также для выяс-
нения самого невыгодного расположения нагрузки.
ЛИНИЯ ВОЗДУШНАЯ – 1) линия, соединяющая по кратчайшему на-
правлению пункты, обязательные для прохождения трассы дороги; 2)
четко очерченный, изрезанный либо расплывчатый верхний контур масси-
ва деревьев в парке.
ЛИНИЯ ВОЛНИСТАЯ – разделительная линия в геральдике, внешний
вид которой отражен в названии.
ЛИНИЯ ВОЛОСНАЯ – дефект или повреждение на санитарно-
технических чугунных (стальных) эмалированных приборах, представ-
ляющее собой тонкие трещины эмали.
ЛИНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ – трубная проводка, посредством
которой подводятся к импульсным линиям связи защитные жидкости или
газы, создающие в них встречные потоки для предохранения от агрессив-
ных воздействий, закупорки, засорения и других явлений, вызывающих
порчу и отказ в работе отборных устройств, измерительных приборов,
средств автоматизации и самих импульсных линий; подводятся к прибо-
рам, регуляторам, импульсным линиям связи жидкости или газа для пе-
риодической промывки или продувки их во время эксплуатации; создается
параллельный поток части продукта, отбираемого из технологического
аппарата или трубопровода для анализа с целью ускорения подачи пробы к
измерительному прибору, удаленному от места отбора (например, к анали-
затору жидких нефтепродуктов и др.).
ЛИНИЯ-ВЫНОСКА (выноска) – сплошная линия, отводимая от какого-
либо элемента изображения для помещения выносной надписи.
ЛИНИЯ ВЫНОСНАЯ – линия для выноса размерной линии за контур
изображения на чертеже.
ЛИНИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ – геометрическое понятие, обобщающее
|
понятие прямой (или отрезка прямой) евклидовой геометрии на случай
пространств более общих, чем евклидово. Достаточно малые дуги Л.г. на
поверхности являются кратчайшими путями между их концами на этой
поверхности. Например, Л.г. на круглом цилиндре – винтовые линии.
Упрощенно Л.г. – линия кратчайшего расстояния на какой-либо поверхно-
сти.
ЛИНИЯ ГРАДОРЕГУЛИРУЮЩАЯ – см. линия красная, линия регули-
рования градостроительного.
ЛИНИЯ ДАВЛЕНИЯ – линия, касательная к которой в каждой точке
дает положение и направление равнодействующих сил в поперечном
сечении арки, свода или плотины.
ЛИНИЯ ДВОЙНАЯ ДУГООБРАЗНАЯ – часто встречающаяся разно-
видность разделительной линии в геральдике.
ЛИНИЯ ДРЕНАЖНАЯ – трубная проводка, посредством которой сбра-
сываются продукты продувки и промывки (газы и жидкости) из приборов
и регуляторов, импульсных и командных линий связи, вспомогательных и
других линий в отведенные для этого места (специальные емкости, атмо-
сферу, канализацию и др.).
ЛИНИЯ ДУГООБРАЗНАЯ – широко распространенная разделительная
линия в геральдике, внешний вид которой отражен в названии.
ЛИНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ – комплекс железнодорожных путей,
сооружений и устройств, предназначенный для железнодорожных сооб-
щений; как правило под Л.ж. понимается железнодорожный путь общего
пользования с железнодорожными станциями, сооружениями и системами
управления движением, обеспечивающими движение поездов в опреде-
ленном направлении.
ЛИНИЯ ЗАДЕРЖКИ – отрезок коаксиального кабеля, волновода и т.п.
либо искусственная электрическая цепь, предназначенные для временнoй
задержки сигналов (электрических, электромагнитных, звуковых) в аппа-
ратуре цветного телевидения, осциллографах и т.д. Время задержки обыч-
но 10-7-10-2 с.
ЛИНИЯ ЗАСЕЧНАЯ – см. черта засечная, линия сторожевая.
ЛИНИЯ ЗАСТРОЙКИ – проектная линия, регулирующая размещение
зданий в пределах участков, ограниченных «красными линиями».
ЛИНИЯ ЗУБЧАТАЯ УШИРЕННАЯ – разделительная линия в гераль-
дике.
ЛИНИЯ ИЗОГНУТО ЗАОСТРЕННАЯ – разделительная линия в ге-
ральдике.
ЛИНИЯ КОНТАКТНАЯ – участок контактной сети, относящийся к
одному трамвайному или троллейбусному пути одного направления.
ЛИНИЯ КОНТРВАЛАЦИОННАЯ – термин фортификационной архи-
тектуры, обозначавший возводившиеся с древности до XIX в. при осаде
крепостей непрерывные линии укреплений из сплошного рва с валом и
расположенных на определенном расстоянии друг от друга вышек или
башен. Л.к. обращена к осаждаемой крепости и лишает осажденных воз-
можности вырваться из крепости, защищая осаждающих от вылазок и атак
из крепости. См. также линия блокадная.
ЛИНИЯ КООРДИНАЦИОННАЯ МОДУЛЬНАЯ – линия пересечения
модульных координационных плоскостей.
ЛИНИЯ КОТИДАЛЬНАЯ – линия, соединяющая точки с одинаковыми
фазами прилива.
ЛИНИЯ КРАСНАЯ – 1) в широком смысле – обобщенное название
градорегулирующих линий (линии строительных кварталов; полосы отво-
да железных дорог; технические зоны; границы охранных зон памятников
культуры; границы заповедных зон городской застройки; археологические
зоны; зоны особого градостроительного режима, историко-архитектурная
зона центра и т.д.); 2) в узком смысле – принятое в градостроительстве
название линии ограничения застройки, границы застраиваемого участка,
на которой должно осуществляться размещение внешнего контура зданий
и сооружений. Л.к. устанавливается в проектах детальной планировки и
застройки; за Л.к. не должно выходить ни одно из строений. Л.к. отделяет
территорию застройки от незастраиваемого пространства (площадь, улица,
проезд, магистраль и т.п.) и ограничивает ширину улицы или размеры
площади. Если Л.к. (линия ограничения застройки; линии строительных
кварталов; полосы отвода железных дорог и т.д.) проходит через земель-
ный участок, то он распадается на два участка с различным юридическим
статусом, режимом землепользования, кадастровыми номерами.
ЛИНИЯ КРАСНАЯ ЗАСТРОЙКИ – термин, применяемый в градо-
строительстве для проектных линий, ограничивающих территорию участ-
ков в городе, отведенную под застройку. Л.к.з. – условная граница, отде-
ляющая магистрали, улицы, проезды и площади от территорий, предна-
значенных под застройку; здания могут размещаться с отступом от Л.к.з.
либо вдоль них; благодаря проектам Л.к.з., разрабатываемым в градо-
строительстве, обеспечивается дисциплина при застройке и реконструкции
городов. См. также план красных линий.
ЛИНИЯ КРАСНАЯ УЛИЦЫ (дороги) – условная граница, отделяющая
территорию, улицы (дороги) или площади от территорий, предназначен-
ных под иное использование.
ЛИНИЯ МОНТАЖНАЯ – линия, закрепленная на местности, относи-
тельно которой устанавливаются конструкции, станки, механизмы и тех-
нологическое оборудование в проектное положение.
ЛИНИЯ НАИМЕНЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ВЗРЫВУ – крат-
чайшее расстояние от центра сосредоточенного заряда до обнаженной
поверхности горной породы.
ЛИНИЯ НАПРАВЛЯЮЩАЯ БОРДЮРА – линия, по которой уклады-
вают камень бордюрный при устройстве бордюров или желоб, соответст-
венно при устройстве желобов.
ЛИНИЯ НЕЙТРАЛЬНАЯ БАЛКИ (ось нейтральная) – линия пересе-
чения плоскости поперечного сечения балки с нейтральным слоем (по-
верхностью, разделяющей при изгибе балки еѐ сжатую и растянутую
зоны). Нормальные напряжения в точках этой линии равны нулю.
ЛИНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ – 1) в XVII-XVIII вв. позиция протя-
женностью до сотен километров, укрепленная валом со рвом, имевшим
веданное или тональное, а чаще смешанное начертание; после наполео-
новских вой утратили свое значение; 2) в I мировую войну 1914-18 гг.
полоса местности, оборудованная не менее, чем двумя укрепленными
полосами, находящимися на расстоянии около 7-8 км друг от друга, и
имевшими каждая около 1 км ширины (общая глубина Л.о. доходила до 9-
10 км); позднее такая позиция стала называться укрепленной полосой; 3) в
крепостях Л.о. (линия фланкирования) – расстояние наиболее удаленной
точки рва фаса от соответствующего ему фланкирующего сооружения
(кофра, капонира).
ЛИНИЯ ОБРЫВА – сплошная волнистая или с изломами линия, ограни-
чивающая на чертеже часть изображения предмета.
ЛИНИЯ ОРТА («удар бича») – гибкая упругая линия, распространенная
в стилистике модерна; названа именем бельгийского архитектора В. Орта
первой половины ХХ в., который первым ввѐл ее в архитектурную прак-
тику.
ЛИНИЯ ОСВЕЩЕНИЯ НАРУЖНОГО ПИТАЮЩАЯ – линия,
соединяющая пункты питания наружного освещения с трансформаторны-
ми пунктами.
ЛИНИЯ ОСВЕЩЕНИЯ НАРУЖНОГО РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ –
линии, соединяющие светильники наружного освещения с пунктами
питания наружного освещения.
ЛИНИЯ ОСЕВАЯ – штрих-пунктирная линия, изображающая на черте-
же ось предмета или его поверхности.
ЛИНИЯ ОСНОВНАЯ – сплошная линия, предназначенная преимущест-
венно для изображения на чертеже видимого контура предмета.
ЛИНИЯ ОТВЕСНАЯ – линия направления вектора силы тяжести в
заданной точке местности.
ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ (фидер) – электрическая линия, предназначенная
для передачи колебаний ВЧ. Наиболее распространены симметричные
двух- и многопроводные, несимметричные однопроводные (2-й проводник
– земля), коаксиальные Л.п. и волноводы. Основное применение – соеди-
нение антенны с передатчиком или приѐмником.
ЛИНИЯ ПЕРЕХОДА ВИДИМАЯ – условная линия на чертеже, пока-
зывающая плавный переход одной поверхности в другую.
ЛИНИЯ ПОДАЮЩАЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ГОРЯЧЕГО – трубо-
проводы, по которым теплоноситель транспортируется от места его приго-
товления к месту использования.
ЛИНИЯ ПОЛИГОНА – см. многоугольник крепостной.
ЛИНИЯ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯ – совокупность технологическо-
го оборудования, установленного в последовательности технологического
процесса, соединенного автоматическим транспортом, оснащенного авто-
матическими загрузочно-разгрузочными устройствами и одной общей или
несколькими взаимосвязанными системами управления, включающая
также технологическое и транспортное оборудование для выполнения
части операций с непосредственным участием оператора в каждом цикле
работы линии.
ЛИНИЯ ПОСТРОЕНИЯ – вспомогательная линия, используемая для
графического построения характерных точек, фигур, проекций и т.п., не
входящая в состав окончательного изображения.
ЛИНИЯ ПОТОЧНАЯ – комплекс оборудования, взаимно связанного и
работающего согласованно с заданным ритмом по единому технологиче-
скому процессу. Рабочие места размещаются в последовательности техно-
логических операций. Л.п. обеспечивает непрерывность процесса, позво-
ляет его механизировать.
ЛИНИЯ ПРОЕКТНАЯ – линия, определяющая положение сооружений
в плане и по высоте. Параметры Л.п. задаются различными техническими
и нормативными документами.
ЛИНИЯ ПРОЕКТНАЯ ДОРОГИ – линия, соответствующая проектным
отметкам оси или бровки дороги.
ЛИНИЯ ПУЛЬТОВАЯ – часть систем охранно-пожарной сигнализации,
предназначенная для соединения пультов управления и других микропро-
цессорных устройств с контрольной панелью. Л.п. – четырехпроводная
линия, по которой осуществляется питание соединенных с ней устройств
(два провода), а также по отдельному проводу для приема-передачи дан-
ных от контрольной панели и на нее. Характеристики Л.п. (максимальный
ток потребления присоединяемых устройств, допустимая длина, макси-
мальное число пультов управления) являются составными характеристи-
ками контрольной панели.
ЛИНИЯ ПЯТ АРКИ – уровень соединения арки с опорами.
ЛИНИЯ РАДИОСВЯЗИ – антенно-фидерные устройства и физическая
среда, обеспечивающие в совокупности передачу радиосигналов; состав-
ная часть канала радиосвязи. Наиболее распространены радиорелейные и
спутниковые Л.р.
ЛИНИЯ РАЗМЕРНАЯ – линия, применяемая для нанесения линейных и
угловых размеров на чертеже.
ЛИНИЯ РАЗОМКНУТАЯ – линия сечения, состоящая из двух толстых
штрихов вне контура изображения и штрихов в местах перегиба линий
сечения; при сложных разрезах и сечениях допускается соединение концов
разомкнутой линии штрихпунктирной.
ЛИНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО – террито-
риальная граница, представляющая собой замкнутый контур, в пределах
которого действуют определенные режимы, ограничения и правила за-
стройки территории в соответствии с нормативными требованиями и
градостроительной документацией (Л.р.г., как правило, должна совпадать
с границами планировочных элементов поселений).
ЛИНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАСТРОЙКИ – условная линия (грани-
ца), предусмотренная градостроительной документацией, в пределах
которой должно осуществляться размещение зданий и сооружений с
отступом от красных линий или от границ земельного участка.
ЛИНИЯ РЕЗЕРВОВ УЧАСТКОВЫХ – термин фортификационной
архитектуры, обозначающий третью линию окопов укрепленной полосы
периода I мировой войны 1914-18 гг., служившую средством обороны в
случае прорыва первых двух линий и на которой были расположены
участковые, преимущественно батальонные резервы. См. также полоса
обороны, полоса укрепленная.
ЛИНИЯ РОТНЫХ ПОДДЕРЖЕК – термин фортификационной архи-
тектуры, обозначающий вторую линию окопов укрепленной полосы
периода I мировой войны 1914-18 гг., на которой располагались подразде-
ления поддержки первой линии. См. также полоса обороны, полоса укреп-
ленная.
ЛИНИЯ РОТОРНАЯ – автоматическая линия, образованная из несколь-
ких технологических роторов и, как правило, транcпортных роторов,
расположенных в соответствии с технологической последовательностью
обработки или изготовления изделий на общей станине. По сравнению с
другими автоматическими линиями применение Л.р. значительно сокра-
щает производственный цикл, межоперационные запасы заготовок, вы-
свобождает производственные площади, снижает трудоѐмкость и себе-
стоимость продукции.
ЛИНИЯ СВЯЗИ – совокупность технических устройств и физической
среды, обеспечивающая передачу и распространение сигналов от передат-
чика к приѐмнику. Составная часть канала электросвязи. В системах мно-
гоканальной связи уплотняется и принадлежит одновремовременно мно-
гим каналам. По физической природе передаваемых сигналов различают
электрические (проводные и радио), акустические и оптические Л.с.
ЛИНИЯ СВЯЗИ ИМПУЛЬСНАЯ – трубная проводка, соединяющая
отборное устройство с контрольно-измерительным прибором, датчиком
или регулятором; предназначена для передачи воздействий контролируе-
мой или регулируемой технологической среды на чувствительные органы
контрольно-измерительных приборов, датчиков или регуляторов, непо-
средственно или через разделительные среды. К Л.с.и. относятся также
капилляры манометрических термометров и регуляторов температуры,
соединяющие термочувствительные элементы (термобаллоны) с маномет-
рическими измерительными устройствами приборов и регуляторов.
ЛИНИЯ СВЯЗИ ПРОВОДНОЙ – воздушная или кабельная электриче-
ская линия связи.
ЛИНИЯ СВЯЗИ РАДИОРЕЛЕЙНОЙ – линия радиосвязи для передачи
сигналов на радиоволнах сверхвысокой частоты (СВЧ диапазона) по
цепочке ретрансляторов, антенны которых устанавливаются на расстоянии
прямой видимости.
ЛИНИЯ СГИБА – сплошная линия, показывающая на развѐртке места
перегиба заготовки или изделия.
ЛИНИЯ СЕЧЕНИЯ – разомкнутая линия, являющаяся проекцией секу-
щей плоскости.
ЛИНИЯ СИГНАЛИЗАЦИИ АДРЕСНАЯ – линия, на которой адресуе-
мые датчики выдают в адресную линию не только сигнал тревоги или
неисправности и т.п., но и получают питание по этим же проводам от
контрольной панели.
ЛИНИЯ СИГНАЛИЗАЦИИ ПУЛЬТОВАЯ – четырехпроводная линия,
по которой осуществляется питание соединенных с ней устройств (два
провода), а также по отдельному проводу для приема-передачи данных от
контрольной панели и на нее.
ЛИНИЯ СИГНАЛИЗАЦИИ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ – провода и кабе-
ли, обеспечивающие соединение между компонентами системы охранной
или пожарной сигнализации.
ЛИНИЯ СИЛЫ (силовая линия) – линия, касательные к которой в
каждой точке совпадают с направлением силы.
ЛИНИЯ СНЕГОВАЯ – уровень высот местности, выше которого годо-
вой приход твердых атмосферных осадков больше, чем расход.
ЛИНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ НАИМЕНЬШЕГО – кратчайшее рас-
стояние от центра заряда взрывчатого вещества до свободной поверхно-
сти.
ЛИНИЯ СРЕДНЯЯ ЛЕСТНИЧНОГО МАРША – воображаемая линия
пути, по которому наиболее удобно перемещаться по лестнице.
ЛИНИЯ СТОРОЖЕВАЯ – непрерывная линия укреплений, возводив-
шихся на Руси вдоль границ вплоть до XVIII в. В местах открытых, степ-
ных она состояла из сплошного вала с наружным рвом и называлась про-
сто валом или чертой. В лесных местностях она состояла из лесных зава-
лов и называлась засечной линией. Леса, вдоль которых проходила эта
линия, назывались заповедными, и их запрещалось рубить. Вдоль Л.с. и на
дорогах устраивались для активной обороны города, городки и остроги.
ЛИНИЯ СТОРОЖЕВЫХ ЧАСТЕЙ – см. линия боевая.
ЛИНИЯ СУБСТИЛАРНАЯ – любая из линий на циферблате солнечных
часов, обозначающая время.
ЛИНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ – производственная линия, обеспечи-
вающая изготовление индустриальных изделий от момента подачи мате-
риала до выхода изделия определенной степени заводской готовности со
склада готовой продукции или транспортных средств.
ЛИНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЖБИ –
совокупность оборудования, обеспечивающего выполнение комплекса
технологических операций изготовления готовых железобетонных изде-
лий (ЖБИ); за исключением оборудования для производства полуфабри-
катов (бетонной смеси, арматуры и т.п.).
ЛИНИЯ ТОКА – линия, проведѐнная в потоке жидкости или газа так, что
касательная к ней в любой точке совпадает с направлением вектора скоро-
сти частицы жидкости или газа в данный момент времени.
ЛИНИЯ ХОДА ЛЕСТНИЦЫ – средняя линия лестничного марша.
ЛИНИЯ УГОЛЬЧАТАЯ – разделительная линия в геральдике.
ЛИНИЯ УКРЕПЛЕНИЙ (линия укрепленная) – укрепление в виде
непрерывной линии фортификационных сооружений. Возникли еще в
древности (III-V в. н.э.). Л.у. получили большое распространение в Запад-
ной Европе в конце XVII-XVIII вв. и возводились на границах государств,
для прикрытия армий и т.п., и имели различное начертание реданное,
тенальное, бастионное, кремальерное. В XVIII – начале XIX вв. Л.у. возво-
дились на южных и восточных окраинах России и состояли, как правило,
из валов с рвами и с расположенными на определенных расстояниях друг
от друга отдельными укреплениями-крепостцами, редутами и пр. В
I мировую войну 1914-18 гг. Л.у. иногда назывались укрепленные пози-
ции. После I мировой, когда вдоль границ стали возводиться сплошные
полосы укрепленных районов, их также называли Л.у. (например, «линия
Мажино», «линия Маннергейма», «линия Зигфрида»).
ЛИНИЯ УКРЕПЛЕНИЙ ПОГРАНИЧНАЯ – система фортификаци-
онных сооружений, состоявшая из оборонительных укреплений, постро-
енных на границе государства. Строились в Древнем Египте, Древнем
Риме, Древнем Китае, в западноевропейских странах (до XVII в.), в России
(до XIX в.). В ХХ в. в некоторых государствах (Франция, Германия, Фин-
ляндия) линией называли систему укреплѐнных полос (например, «линия
Зигфрида» на границе Германии).
ЛИНИЯ УКРЕПЛЕНИЙ ЦЕПНАЯ – непрерывные укрепленные ли-
нии, применявшиеся в XVIII и частично в XIX в. и состоявшие или из
реданов, или из бастионов, соединенных куртинами, или из сочетания
теналей, или из сочетания бастионов с куртинами, расположенных усту-
пами (кремальерные линии).
ЛИНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ МАГИСТРАЛЬНАЯ – линия, соответст-
вующая гребню эскарпа и определяющая общее очертание долговремен-
ного укрепления.
ЛИНИЯ УПРУГАЯ – условное название (в сопротивлении материалов)
кривой, по которой изгибается ось балки (стержня, бруса) при упругой
работе материала под действием нагрузки.
ЛИНИЯ ХОДОВАЯ – линия, прокладываемая при глазомерной съемке.
Л.х. прокладывают вдоль дорог, троп или по маршруту. Длины сторон Л.х.
измеряются шагами.
ЛИНИЯ ЦЕНТРОВАЯ – штрихпунктирная линия, проходящая через
центры поверхностей вращения или через геометрический центр и центр
тяжести.
ЛИНИЯ ЦЕПНАЯ – плоская кривая, форму которой принимает гибкая
однородная и нерастяжимая тяжѐлая нить, концы которой закреплены в
двух точках (примерно такую форму принимают цепь, телеграфный про-
вод, провисающие под действием силы тяжести).
ЛИНИЯ ЦИРКУМВАЛАЦИОННАЯ – замкнутая внешняя линия
полевых укреплений вокруг осаждѐнной крепости, строившаяся осаждав-
шими войсками для отражения неприятеля, который подходил извне на
помощь осаждѐнным. Л.ц. представляла собой непрерывную (сплошную)
полосу укреплений из сплошного вала и рва с отдельными вышками,
которая обращена от цитадели и ограничивает с внешней стороны дугооб-
разную полосу, занятую осаждающими войсками.
ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ЛЭП) – электрическая линия (элек-
троустановка), выходящая за пределы электростанции или подстанции и
предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние. Л.э.
представляет собой устройства для передачи и распределения электро-
энергии по проводникам (алюминиевым, сталеалюминевым, медным или
стальным проводам или кабелям), расположенным на открытом воздухе и
прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или крон-
штейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах,
зданиях и т.д.). Для внутреннего электроснабжения городов или промыш-
ленных предприятий со стесненной территорией применяются подземные
кабельные линии электропередачи; для электропитания островов, пересе-
чения больших водных пространств (в некоторых случаях) – подводные
кабельные линии.
ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ВНЕШНЯЯ – линии электропередачи
35-110 киловольт (кВ) к понизительным подстанциям 35-110/10 кВ для
электроснабжения жилой застройки, линии 6-10 кВ к распределительным
пунктам 6-10 кВ или трансформаторным пунктам 6-10/0,4 кВ от понизи-
тельных подстанций 35-110/10 Кв.
ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ВОЗДУШНАЯ – линия электропере-
дачи, расположенная на открытом воздухе, в которой неизолированный
провод прикреплѐн к опорам при помощи изоляторов и линейной армату-
ры.
ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ КАБЕЛЬНАЯ – линия электропере-
дачи, состоящая из одного или нескольких параллельных электрических
кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (задел-
ками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме
того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления
масла.
ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ОТСАСЫВАЮЩАЯ – провода,
соединяющие рельсовые цепи с тяговой подстанцией.
ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ПИТАЮЩАЯ – воздушные провода
или кабельные линии, электрически соединяющие шины тяговых под-
станций с контактными проводами и рельсами.
ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ – линия,
питающая ряд трансформаторных подстанций от центральной подстанции
или распределительных подстанций, или вводы к потребителям.
ЛИНКРУСТ – рулонный отделочный строительный материал с гладкой
или рельефной лицевой поверхностью. Л. состоит из бумажной или ткане-
вой основы (подосновы), покрытой тонким (0,5-1 мм) слоем пластической
массы, изготовленной на основе синтетических (алкидных) смол или
растительных масел. Применяется для отделки стен, перегородок и встро-
енной мебели, внутренней отделки общественных зданий и средств транс-
порта.
ЛИНОЛЕУМ – рулонный полимерный материал для покрытия полов
(обычно путем наклеивания на выровненное основание с помощью поли-
мерных мастик и клеев). Первоначально Л. изготавливался на джутовой
основе из растительных масел и пробковой муки (глифталевый Л.), в
настоящее время выпускают Л. на основе синтетических смол. Различают
Л. безосновный (одно- и многослойный), на упрочняющей (тканевой,
пергаминной) или теплоизоляционной основе.
ЛИНОЛЕУМ АЛКИДНЫЙ – линолеум, изготовленный на основе
модифицированного глифталевого полимера с введением в него наполни-
телей (пробковой или древесной муки), пигментов и других добавок.