Кран грузоподъемный с верхней поворотной ча-
СТЬЮ – грузоподъемный стреловой самоходный кран, у которого вся
верхняя конструкция вместе с рабочим оборудованием вращается на
шасси.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ С ПОВОРОТНОЙ СТРЕЛОЙ – грузо-
подъемный стреловой самоходный кран без верхней конструкции, у кото-
рого стрела вращается на шасси.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ САМОМОНТИРУЮЩИЙСЯ – грузо-
подъѐмный кран, монтаж и демонтаж которого осуществляется с помо-
щью собственных механизмов.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ САМОПОДЪЕМНЫЙ – грузоподъем-
ный кран, установленный на конструкциях возводимого сооружения и
перемещающийся вверх при помощи собственных механизмов по мере
возведения сооружения.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ САМОХОДНЫЙ – грузоподъемный
кран передвижной, оборудованный механизмом для передвижения при
работе и/или транспортировке.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ СТАЦИОНАРНЫЙ – грузоподъемный
кран, закрепленный на фундаменте или на другом неподвижном основа-
нии.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ СТРЕЛОВОГО ТИПА – кран, у которо-
го грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающей-
ся по стреле.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ СТРЕЛОВОЙ – грузоподъемный кран, у
которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, переме-
щающейся по стреле, закреплѐнной на раме ходового устройства или на
поворотной платформе, размещѐнной непосредственно на ходовой раме.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ СТРЕЛОВОЙ САМОХОДНЫЙ –
грузоподъемный кран стрелового типа, который может быть снабжен
башенно-стреловым оборудованием (поворотной консольной стрелой на
полноповоротной раме) и может перемещаться с грузом или без груза, не
требуя специальных путей, и устойчивость которого обеспечивается за
счет силы тяжести. Различают автомобильные, гусеничные, пневмоколѐс-
ные К.г.с.с. и К.г.с.с. на специальных шасси. Применяются на монтажных
и погрузочно-разгрузочных работах.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ СТРЕЛОВОЙ СУДОВОЙ – поворот-
ный грузоподъемный кран, установленный на борту судна и предназна-
ченный для его загрузки и разгрузки.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ СТРИППЕРНЫЙ – см. кран грузоподъ-
емный для раздевания слитков.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ-ТРУБОУКЛАДЧИК (КРАН-
ТРУБОУКЛАДЧИК) – специальный грузоподъемный самоходный кран
с боковым относительно продольной базы машины расположением стре-
лы, предназначенный для укладки в траншею предварительно сваренного
и изолированного трубопровода, одиночных труб, запорной арматуры и
др. штучных грузов.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ-УКОСИНА (кран-укосина) – простей-
ший грузоподъемный кран, у которого треугольный кронштейн-укосина с
блоками закрепляется на вертикальной мачте (колонне, стене и т.п.). Через
блоки пропускается канат подъемной лебедки. Грузоподъѐмность до 5 т.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННЫЙ –
стреловой самоходный кран, который состоит из двух вращающихся
частей, соединенных шарниром, для обеспечения вращения стрелы в
горизонтальном направлении и управления краном при движении.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ-ШТАБЕЛЕР (кран-штабелер) – грузо-
подъемный кран мостового типа, оборудованный вертикальной колонной
с устройством (сменным оборудованием) для штабелирования грузов
(пакетов, тюков, лесоматериалов и др.). Грузоподъѐмность до 6 т., высота
подъѐма до 10 м.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ ШТЫРЕВОЙ – грузоподъемный кран
мостового типа, оборудованный захватом для извлечения штырей из
электролизеров.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ – грузоподъемный
кран с электрическим приводом его рабочих механизмов.
КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ-ЭКСКАВАТОР (кран-экскаватор) –
экскаватор, оснащѐнный сменным рабочим крановым оборудованием.
КРАН ПОДЪЕМНЫЙ – см. кран грузоподъемный.
КРАН ПОЖАРНЫЙ – стандартизированное устройство (комплект),
состоящее из клапана, установленного на противопожарном водопроводе
и оборудованного пожарной соединительной головкой, пожарным рука-
вом с ручным стволом.
КРАН ТОРМОЗНОЙ – см. стоп-кран.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ – элемент запорной трубопроводной
арматуры, водоразборное устройство, обеспечивающее получение воды из
системы водоснабжения и регулирование расхода воды потребителем. К.т.
представляет собой запорное устройство, в котором подвижная деталь
затвора в форме тела вращения имеет отверстие для пропускания потока
газа или жидкости. Для перекрытия потока затвор поворачивается вокруг
своей оси, расположенной перпендикулярно направлению потока. К.т.
состоит из 2 основных деталей: неподвижной – корпуса и вращающейся –
пробки. К.т. разделяют по направлению потока на проходные (с прямоли-
нейным движением потока), угловые (с отклонением потока на 90°) и
трехходовые (с произвольным сообщением трех трубопроводов); в зави-
симости от формы уплотнительных поверхностей – на конусные (кониче-
ские), цилиндрические и шаровые.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ВЕНТИЛЬНОГО ТИПА – кран, в кото-
ром регулирующий узел выполнен в виде возвратно-поступательного
золотника.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ – специальный кран или
вентиль ручного или автоматического действия в системе водяного или
парового отопления, предназначенный для выпуска (впуска) воздуха в
атмосферу.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ – трубопровод-
ный кран с гидравлическим приводом его механизмов.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ДРОССЕЛЬНОГО ТИПА – кран, в
котором регулирующий узел выполнен в виде иглы с возвратно-
поступательным движением.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ЗАПОРНЫЙ – вид трубопроводной
арматуры, обеспечивающей возможность прекращения потока теплоноси-
теля через кран, а также полное возобновление потока транспортируемого
агента (воды, теплоносителя и т.п.) через кран, без функций регулирова-
ния.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ КОНУСНЫЙ (конический) – элемент
трубопроводной арматуры, представляющий собой кран, запорный или
регулирующий орган которого имеет форму конуса. К.т.к. делятся на
натяжные (в которых пробка прижимается к поверхности корпуса гайкой),
сальниковые (сальниковой крышкой через набивку), самоуплотняющиеся
(давлением среды, а иногда пружинами), с выдвижной пробкой (при от-
крывании пробку приподнимают, поворачивают на нужный угол и снова
опускают), со смазкой (герметичность закрытия обеспечена смазкой,
заполняющей канавки на поверхностях пробки и корпуса).
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ПОЖАРНЫЙ – кран, устанавливаемый
на внутреннем водопроводе и оборудованный соединительной головкой,
т.е. устройством для быстрого и надѐжного присоединения пожарного
рукава.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ПРОБКОВОГО ТИПА – кран, в кото-
ром регулирующий узел выполнен в виде поворотной пробки.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ПРОБКОВЫЙ – водопроводная запор-
ная арматура, в которой запорная часть – пробка имеет цилиндрическую
или коническую форму с отверстием для пропускания потока.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ РЕГУЛИРУЮЩИЙ – вид трубопро-
водной арматуры, обеспечивающей возможность заданного изменения
количества протекающего через него транспортируемого агента (напри-
мер, теплоносителя в системе отопления).
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ – кран,
имеющий рукоятку и указатели для изменения вручную количества про-
ходящего через него агента (например, воды или теплоносителя).
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ РУЧНОЙ – кран с ручным приводом его
механизмов.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРЁХХОДОВОЙ – водопроводная
запорная арматура; пробковый кран, сообщающий между собой три тру-
бопровода.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ – кран, запор-
ный или регулирующий орган которого имеет форму цилиндра. К.т.ц. в
изготовлении проще конических, так как их поверхности не требуют
притирки, легко доводятся на шлифовальных станках. Разделяются на две
группы: с металлическим и эластичным уплотнением.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ШАРОВОЙ (шарового типа) – кран, в
котором запорный или регулирующий узел выполнен в виде сферического
тела (имеет сферическую форму). К.т.ш. имеют меньшие размеры и массу,
а также лучшую герметичность и значительно проще в изготовлении, чем
конические краны.
КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ – кран с электриче-
ским приводом его механизмов; часто используется в системах удаленного
управления режимом водо- и теплоснабжения или автоматических систе-
мах защиты от протечек.
КРАНИК МАЕВСКОГО – см. кран трубопроводный воздушный.
КРАНОВЩИК (машинист крана) – лицо, имеющее право на управле-
ние грузоподъемным краном и находящееся при исполнении своих обя-
занностей.
КРАСИТЕЛЬ – цветное растворимое органическое соединение, приме-
няемое для пропиточной окраски материалов. К. классифицируют как по
химическому строению (азокрасители, нитрозокрасители, хинонимино-
вые, индигоидные и др.), так и по областям и методам применения (дис-
персные, прямые, кубовые, красители для меха и др.).
КРАСИТЕЛЬ АКРИДИНОВЫЙ – красители жѐлтого и оранжевого
цвета, производные акридина; применяют для крашения древесины и т.д.
КРАСИТЕЛЬ ДИСПЕРСНЫЙ – неионные, очень плохо растворимые в
воде красители. Применяются в виде высокодисперсных водных систем
(размер частиц 1-2 мкм) в основном для крашения химических волокон.
КРАСИТЕЛЬ ДЛЯ ЛАКОКРАСОЧНОГО МАТЕРИАЛА – природ-
ное или синтетическое вещество, придающее желаемый цвет лакокрасоч-
ному материалу, в котором оно растворено.
КРАСИТЕЛЬ ОСНОВНОЙ – соли органических оснований, диссоции-
рующие в воде с образованием окрашенного катиона и бесцветного анио-
на. По химическому строению главным образом арилметановые и азокра-
сители. Применяются для крашения полиакрилонитрильного волокна,
бумаги, кожи, древесины, изготовления чернил, штемпельных красок и др.
КРАСИТЕЛЬ ФТАЛОЦИАНИНОВЫЙ – синтетические органические
красители голубого и зелѐного цвета. Родственны порфиринам. Устойчи-
вы к свету и нагреванию, ярки. Применяются для окраски пластмасс,
резины, а также в электронной и лазерной технике.
КРАСКА – жидкий или пастообразный пигментированный однородный
лакокрасочный материал (суспензия пигментов), имеющий в качестве
пленкообразующего вещества олифу различных марок или водную дис-
персию синтетических полимеров и образующий при нанесении на окра-
шиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие, защи-
щающее поверхность от воздействия агрессивных агентов и придающее ей
красивый внешний вид. Различают К. изготовленные на основе олиф
(масляные К.), лаков (эмалевые К.), водных растворов некоторых органи-
ческих полимеров (клеевые К.) и жидкого стекла (силикатные К.), водных
дисперсий полимеров (эмульсионные К.).
КРАСКА АКРИЛОВАЯ – краска на основе различного рода акрилового
полимера; в настоящее время К.а. широко распространены благодаря
универсальности применения, прочности и широкой цветовой гамме.
КРАСКА АЛКИДНАЯ – суспензии тонкодисперсных пигментов в глиф-
талевом, пентафталевом и других алкидных лаках с добавлением раство-
рителей и сиккатива. К.а. получают путем синтеза растительных масел со
спиртами, ангидридами и органическими кислотами. Варьируя соотноше-
ния компонентов, можно изменить свойства общего состава. Применяются
для окрашивания металлических, каменных, деревянных поверхностей
при наружных и внутренних работах.
КРАСКА ВОДНО-ДИСПЕРСИОННАЯ (краска эмульсионная) –
жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал,
в виде дисперсии органического пленкообразующего вещества (полиакри-
латов, поливинилацетата, сополимеров стирола с бутадиеном и др.) в воде
и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрач-
ное лакокрасочное покрытие. К.в.д. состоит из двух несмешивающихся
жидкостей, в которой частицы одной – глобулы – распределены в другой –
дисперсионной или внешней фазе, эмульгатора, препятствующего слипа-
нию глобул, пигмента и специальных добавок. К.в.-д. нетоксичны, взрыво-
и пожаробезопасны, так как не содержат органических растворителей.
Применяются для окраски стен, средств транспорта, кожи, мебели.
КРАСКА ВОДНО-ИЗВЕСТКОВАЯ – краски, изготовленные с исполь-
зованием воздушной или гидравлической извести и щелочестойких пиг-
ментов, а также хлористых солей, обычно поваренной соли (для предот-
вращения чрезмерно быстрого высыхания пленки). К.в.-и. не обладают
долговечностью, однако широко используются в строительстве благодаря
их относительной дешевизне и простоте нанесения на покрытия. Приме-
няются для окраски кирпичных стен, штукатурок, бетонных поверхностей
и внутренней отделки некоторых промышленных зданий и сооружений.
КРАСКА ВОДОДИСПЕРСИОННАЯ – см. краска водно-
дисперсионная.
КРАСКА ВОДОИЗВЕСТКОВАЯ – см. краска водно-известковая.
КРАСКА ВОДОЭМУЛЬСИОННАЯ – см. краска водно-дисперсионная.
КРАСКА ВОЕННАЯ – распространенная в царской России малярная
краска для покрытия больших поверхностей, включающая в себя белила,
плавленый мел, голландскую сажу и сурик.
КРАСКА ДЕКОРАТИВНАЯ – разновидность живописи Кейма, отли-
чающаяся от т.н. живописной краски непрозрачностью красочного слоя и
меньшей интенсивностью тона; основой для такой росписи могут служить
мелкопористая штукатурка, металл, холст, картон, бумага.
КРАСКА ДИКАЯ – см. шара.
КРАСКА ЖИВОПИСНАЯ – разновидность живописи Кейма, предна-
значенная для стенописи по двухслойной штукатурке; характеризуется
большой яркостью цвета и матовой поверхностью после умеренного
фиксирования растворимым калиевым стеклом с помощью пульверизато-
ра.
КРАСКА ИЗВЕСТКОВАЯ – краски, состоящие из извести, пигмента,
хлористого натрия или хлористого кальция, а также стеарата кальция или
кальциевых солей, кислот, льняного масла. К.и. применяют для окраски
фасадов, внутренних помещений по кирпичным, бетонным и оштукату-
ренным поверхностям. К.и. имеет максимальный коэффициент покрытия
при малой водоотталкивающей способности. Недостатком К.и. является
малый срок хранения и ограниченная цветовая гамма.
КРАСКА КЕРАМИЧЕСКАЯ – окрашенные минеральные вещества
(обычно оксиды тяжелых цветных металлов или синтетические соедине-
ния типа корундов, гранатов, цирконов), стойкие при высоких температу-
рах. К.к. подразделяют на подглазурные (наносят на неглазурованные
изделия, которые затем покрывают глазурью и обжигают) и надглазурные
(наносят на глазурованные обожженные изделия, закрепляя их обжигом).
КРАСКА КЛЕЕВАЯ – суспензии пигмента и наполнителей (мел) в од-
ном коллоидном растворе (водные растворы эфиров целлюлозы, поливи-
нилового спирта, крахмала, казеина), связующим веществом которого
является животный или растительный клей (т.н. малярный клей). В основ-
ном К.к. образуют пористые, обычно неводостойкие покрытия. К.к. при-
меняются главным образом для окраски стен и потолков только сухих
помещений; атмосферо- и водостойкие казеиновые К.к. используют для
окраски фасадов и получения моющихся покрытий; К.к. используются
также в живописи. Приготовляют К.к. обычно на месте работ, наносят на
хорошо подготовленную, загрунтованную поверхность.
КРАСКА КРОЗ АК-151 – краска вододисперсионная огнезащитная
акриловая. Используется в промышленном и гражданском строительстве
как огнезащитный отделочный материал для внутренних и наружных
работ (чаще всего как огнезащита для деревянных конструкций). Не со-
держит токсинных органических растворителей. Срок службы до 6 лет.
КРАСКА ЛАТЕКСНАЯ – эмульсионная краска на основе водных дис-
персий природных или синтетических полимеров, главным образом кау-
чуков. См. также краска эмульсионная.
КРАСКА ЛЕТУЧЕСМОЛЯНАЯ – суспензии пигментов в лаках (лету-
чесмоляных составах), используемые для покрытия строительных конст-
рукций. Высыхание таких покрытий происходит в результате улетучива-
ния растворителя.
КРАСКА ЛОДИЯ-Н – краска на акриловой основе, предназначенная для
наружных и внутренних работ: окрашивания бетонных, кирпичных, ошту-
катуренных поверхностей фасадов, древесины. Обладает высокой укрыви-
стостью (90-150 г/м2) и хорошо связывается с окрашиваемой поверхно-
стью, имеет водоотталкивающие свойства, но в то же время пропускает
водяные пары наружу, освобождая стену от избыточной влаги. Время
высыхания не более 1 часа (при t = 18-22ºС).
КРАСКА МАСЛЯНАЯ – суспензии пигментов и наполнителей в олифах
или иных маслах (пленкообразующее вещество), изготовленные растира-
нием олифы с пигментами в специальных машинах-краскотѐрках. Выпус-
каются густотертыми (пастообразными) или готовыми к употреблению
(жидкими). Просты в применении, дѐшевы; при нанесении на окрашивае-
мую поверхность образуют непрозрачные (обычно цветные) покрытия с
удовлетворительной атмосферостойкостью, невысокой твѐрдостью, мед-
ленно набухающие в воде и разрушающиеся в щелочах. Используются в
основном в строительстве для защиты стальных конструкций от коррозии,
для предохранения деревянных изделий от увлажнения, окраски поверх-
ностей, подвергающиеся истиранию и промывке водой, а также в живопи-
си.
КРАСКА МИНЕРАЛЬНАЯ – окрасочные составы на основе неоргани-
ческих вяжущих и клея. Подразделяются на известковые, силикатные,
цементные и клеевые. В К.м. используются природные пигменты (охры,
желтый сурик, киноварь, мумиѐ, мел, ляпис-лазурь и др.).
КРАСКА НИТРОЦЕЛЛЮЛОЗНАЯ (нитрокраска) – см. эмаль нитро-
целлюлозная.
КРАСКА ОГНЕЗАЩИТНАЯ – краска на основе минерального связую-
щего, пигмента и наполнителя, которая после отвердевания образует
огнезащитную пленку. Может попутно выполнять функции декоративного
покрытия.
КРАСКА ОРГАНОСИЛИКАТНАЯ – красящие составы в виде суспен-
зии измельчѐнных силикатов и оксидов в кремнийорганическом лаке и
толуоле. О.к. выпускают следующих марок: ОСМ-3 – белая, ОСМ-4 –
светло-зелѐнная, ОСМ-5 – кирпичная.
КРАСКА ПОЛИМЕРЦЕМЕНТНАЯ – суспензия сухой пигментной
части, состоящей из белого портландцемента, строительной молотой
извести, светостойких, щелочестойких пигментов и наполнителей в вод-
ной дисперсии полимера – пластифицированной поливинилацетатной
эмульсии или синтетических латексов, устойчивых к цементу. Применяют
для наружной и внутренней отделки зданий по бетонным, газобетонным,
кирпичным, асбестоцементным и оштукатуренным поверхностям и дре-
весноволокнистым плитам, окраски панелей различной поверхности
(обычно железобетонных) в заводских условиях. Наносят при температуре
не ниже 2°С.
КРАСКА ПОРОШКОВАЯ – мелкодисперсные сухие смеси из твѐрдых
полимеров, наполнителей, пигментов и специальных добавок. К.п. пред-
ставляют собой порошкообразные композиции на основе синтетических
плѐнкообразующих веществ и пигментов, используемые в основном для
получения покрытий методом напыления. Преимущества перед жидкими
красками – лѐгкость хранения и транспортировки, простота применения.
К.п. наносят главным образом на термостойкие материалы – металлы,
керамику, стекло, бетон.
КРАСКА СИЛИКАТНАЯ – окрасочные составы, представляющие
собой смесь щелочеустойчивого пигмента и наполнителей (тонко измель-
ченного мела, талька, диатомита, трепела цинковых белил и др.) с после-
дующим затворением раствором натриевого или калиевого растворимого
стекла. Приготавливают на заводах в виде густотертых цветных паст или
сухих смесей. Перед началом работ пасты разбавляют водой до малярной
консистенции, а сухие краски смешивают с растворимым калиевым стек-
лом. Пленка К.с. становится прочной и малорастворимой в воде вследст-
вие гидролиза силиката калия и образования нерастворимых силикатов
кальция и водного кремнезема. К.с. используются для окраски фасадов
зданий и внутренней отделки (получения долговечных покрытий по шту-
катурке с большим содержанием извести, кирпичу, бетону, камню), а
также огнезащитной обработки деревянных конструкций и изделий.
КРАСКА СИЛИКОНОВАЯ – фасадная краска, связующим которой
является соединение кремния. Цветовая гамма К.с. уступает цветовой
гамме акриловых красок, но имеет более широкий спектр, чем у силикат-
ных.
КРАСКА ТЕМПЕРНАЯ (темпера) вид красок, применяемых в декора-
тивной отделке зданий для выполнения стенной росписи. В зависимости
от состава связующего вещества (эмульсии –натуральные – цельное яйцо,
желток, соки растений – или искусственные водный раствор клея с маслом
и т.д.) К.т. имеет различную плотность, но при любой плотности закрывает
поры окрашенных ею поверхностей меньше, чем масляная краска. Тем-
перные краски дают матовую поверхность, при высыхании высветляются
(выбеливаются).
КРАСКА ЦЕМЕНТНАЯ – водные суспензии, состоящие из смеси бело-
го портландцемента, извести-пушонки, щелочестойких пигментов, других
компонентов (хлористый кальций и т.д.), и некоторых добавок для улуч-
шения свойств (в основном гидрофобизирующие добавки, повышающие
водостойкость). К.ц. более атмосфероустойчивы (по сравнению с извест-
ковыми). К.ц. готовят на заводах и в сухом виде доставляют на место
работ, где непосредственно перед употреблением их разбавляют водой до
малярной консистенции. Применяют для отделки фасадов зданий и стен
внутренних помещений.
КРАСКА ЭМАЛЕВАЯ – суспензия (жидкий или пастообразный пигмен-
тированный лакокрасочный материал), получаемая путем тщательного
смешивания минеральных или органических пигментов с наполнителями
в синтетических или масляных лаках. К.э. разделяют на: масляные, глиф-
талевые, нитроэмали. Выпускают в виде дисперсии полимера в раствори-
теле. К.э. образуют при нанесении на окрашиваемую поверхность непро-
зрачное лакокрасочное покрытие, обладающее защитными, декоративны-
ми или специальными техническими свойствами. Для получения защитно-
го лакокрасочного покрытия наносят 8-10 слоев. Применяют для окраски
по металлу, дереву, бетону и штукатурке. К.э. разрушаются при продол-
жительном воздействии влаги, поэтому используются главным образом
для отделки поверхностей внутри помещений с нормальным влажностным
режимом; изготавливают также и К.э. с высокой водостойкостью для
наружных малярных работ. См. также эмаль.
КРАСКА ЭМАЛЕВАЯ ЭПОКСИДНАЯ – суспензия пигментов в рас-
творах эпоксидной смолы. Применяется в качестве антикоррозионных
покрытий по металлу и дереву.
КРАСКА ЭМУЛЬСИОННАЯ – см. краска водно-дисперсионная.
КРАСКОПУЛЬТ – переносной аппарат для окрашивания поверхностей
водными, меловыми и известковыми составами при строительных отде-
лочных работах; представляет собой приспособление для механического
распыления через форсунки сжатым воздухом и нанесения водораствори-
мых невязких красочных составов на обрабатываемую поверхность.
КРАСКОРАСПЫЛИТЕЛЬ – ручной инструмент, выполненный в виде
пистолета и предназначенный для окраски путем распыления лакокрасоч-
ных и шпатлевочных составов сжатым воздухом.
КРАСКОТЕРКА – машина для перетирания материалов, применяемых
при малярных работах. В зависимости от вида перетирающего устройства
различают К. вальцовые, жерновые и дисковые.
КРАСНАЯ ЛИНИЯ – см. линия красная.
КРАСНОСТОЙКОСТЬ – способность сплава сохранять при нагреве до
красного каления (обычно 600-650°C) высокую твѐрдость и износостой-
кость. Повышенная К. – характерное свойство инструментальной стали.
КРАСОТА В ДИЗАЙНЕ – одна из основных эстетических категорий,
отмечающая качественное совершенство объекта (воспринимаемое через
его форму), соответствующее современному уровню требований к потре-
бительским свойствам вещей, сооружений и среды в целом.
КРАТЕР – 1) в геологии – чашеобразное или воронкообразное углубление
на вершине или склоне вулкана диаметром от нескольких м до нескольких
км; 2) углубление, образующееся в сварочной ванне (в конце валика) под
действием давления дуги и объемной усадки металла шва.
КРАТЕРЫ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ – дефект, представ-
ляющий собой маленькие круглые углубления, образовавшиеся в лакокра-
сочном покрытии и сохраняющиеся после сушки.
КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА – отношение объема воздуха, пода-
ваемого в помещение или удаляемого из него в течение часа, к объему
помещения.