Конструкция преднапряженная с натяжением ар-

МАТУРЫ НА УПОРЫ СТЕНДА, ФОРМЫ – способ производства

сборных конструкций, при котором изделие остается неподвижным и с

ним производятся последовательно все операции, необходимые для его

полного изготовления.

КОНСТРУКЦИЯ ПРЕДСАМОНАПРЯЖЕННАЯ – конструкция,

изготовленная из напрягающего бетона, в которых желаемое напряженное

состояние создается механическим натяжением арматуры и самонапряже-

нием бетона.

КОНСТРУКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ – строительная конструк-

ция, все элементы которой в различной степени воспринимают приложен-

ную к ним пространственную систему внешних нагрузок (сил). К.п. харак-

теризуется более выгодным (по сравнению с плоской) распределением

усилий и, соответственно, меньшим расходом материалов; однако ее

изготовление и монтаж во многих случаях оказываются весьма трудоѐм-

кими.

КОНСТРУКЦИЯ РАМНАЯ – строительная конструкция, несущую

систему которой составляют рамы разных конструктивных схем.

КОНСТРУКЦИЯ РАМОЧНАЯ БЛОКА ОКОННОГО (дверного) –

сборочная единица оконного блока, состоящая из брусков (профилей),

соединенных между собой посредством жестких угловых связей: на ши-

пах и клее, сварке, механических связях (винтовых, на зубчатых пласти-

нах, путем опрессовки) и др.

КОНСТРУКЦИЯ РАМНО-ПАНЕЛЬНАЯ – конструкция каркаса

сборных зданий и сооружений, составленного из рам и панелей.

КОНСТРУКЦИЯ РЕШЕТЧАТАЯ – сквозная конструкция, выполнен-

ная из пересекающихся стержней. Часто К.р. – несущие конструкции

зданий и сооружений (фермы, колонны, стойки и др.), расчетная схема

которых принимается в виде геометрически неизменяемой системы, со-

ставленной из стержней.

КОНСТРУКЦИЯ С ВНЕШНИМ АРМИРОВАНИЕМ – строительная

конструкция, в которой используется внешнее армирование в виде сталь-

ных труб, листов или профилированного настила, связанных с бетоном.

КОНСТРУКЦИЯ С КОМБИНИРОВАННЫМ АРМИРОВАНИЕМ –

железобетонная строительная конструкция, армированная совместно

фиброй и стержневой (проволочной, канатной) арматурой.

КОНСТРУКЦИЯ С НЕПРЕРЫВНЫМ АРМИРОВАНИЕМ – предва-

рительно напряженная строительная конструкция, арматура которой

(проволочная или канатная) устанавливается путем непрерывной намотки

на упоры стенда или силовой формы.

КОНСТРУКЦИЯ САМОНАПРЯЖЕННАЯ – железобетонные конст-

рукции, в которых в результате объѐмного расширения в процессе тверде-

ния бетона, изготовленного на напрягающем цементе возникает напря-

женное состояние (самонапряжение). При этом предварительно напрягает-

ся вся арматура, независимо от еѐ местоположения. В процессе самона-

пряжения бетон конструкции вследствие интенсивного самоуплотнения

приобретает значительную прочность (на 20-30% большую, чем при твер-

дении его в свободном состоянии, т.е. без арматуры), трещиностойкость и

высокую степень водо-, бензо- и газонепроницаемости. К.с. применяются

главным образом при строительстве резервуаров, изготовлении напорных

труб, устройстве дорожных покрытий.

КОНСТРУКЦИЯ САМОНЕСУЩАЯ – конструкция (обычно стена

здания или сооружения), не несущая вертикальных нагрузок, кроме собст-

венного веса.

КОНСТРУКЦИЯ СБОРНАЯ – строительная конструкция, собираемая

(монтируемая) при возведении зданий и сооружений из готовых (не тре-

бующих дополнительной обработки – обрезки, подгонки и пр.) элементов.

Элементы К.с. изготовляют из различных материалов (сталь, бетон, желе-

зобетон, дерево, асбестоцемент, алюминиевые сплавы, пластмассы и др.)

на специализированных заводах или строительных полигонах. Иногда в

качестве сборной конструкции поставляется все здание (сооружение). К.с.

железобетонные, как правило, включают в качестве элементов изделия из

предварительно напряженного железобетона, которые сложно или вообще

невозможно изготовить непосредственно на строительной площадке. К.с.

целесообразны лишь при большой повторяемости элементов зданий и

сооружений, когда их применение способствует значительному сокраще-

нию сроков, снижению трудоемкости и стоимости строительства при

одновременном повышении качества работ.

КОНСТРУКЦИЯ СБОРНО-МОНОЛИТНАЯ – составная железобе-

тонная строительная конструкция, выполняемые из сборных элементов,

изготовленных на заводах (полигонах элементов) и монолитного бетона

построечного изготовления, укладываемого на месте и объединяющего все

составные части конструкции в единое целое. Замоноличивание объеди-

нительных деталей в условиях строительной площадки обеспечивает

совместную работу стальных ригелей и сборных железобетонных плит.

КОНСТРУКЦИЯ СБОРНО-РАЗБОРНАЯ – сборная строительная

конструкция с разъѐмными соединениями, позволяющими осуществлять

разборку конструкций и повторный многократный монтаж их на новом

месте.

КОНСТРУКЦИЯ СВАРНАЯ – металлическая, обычно стальная конст-

рукция, изготовленная путем сварки ее частей (отдельных деталей). К.с. по

сравнению с клѐпанной позволяет уменьшить расход металла (до 25%),

сократить сроки изготовления, снизить трудоемкость и стоимость работы,

а также достичь герметичности соединений. К К.с. относится примерно

95% современных стальных конструкций.

КОНСТРУКЦИЯ СВЕТОПРОЗРАЧНАЯ – строительная конструкция,

способная пропускать в помещение часть солнечной световой энергии –

оптическую область спектра излучения, охватывающую инфракрасные

видимые и ультрафиолетовые излучения.

КОНСТРУКЦИЯ СЕЙСМОСТОЙКАЯ – строительная конструкция,

элементы и соединения которой способны противостоять сейсмическим

воздействиям.

КОНСТРУКЦИЯ СКВОЗНАЯ – строительная конструкция, в теле

которой имеется значительное количество сквозных поперечных отвер-

стий.

КОНСТРУКЦИЯ СКЛАДНАЯ – трансформируемая строительная

конструкция, которая в нерабочем положении может занимать меньшее,

чем в рабочем положении, пространство.

КОНСТРУКЦИЯ СКЛАДЧАТАЯ (складка) – пространственная строи-

тельная конструкция (обычно сборная тонкостенная типа оболочки, про-

странственные конструкции покрытий зданий и т.п.) состоящая из плоских

элементов (пластинок), как правило, усиленных ребрами, соединенные

между собой и с контурными конструкциями (бортовыми балками и

диафрагмами) под некоторыми углами. Чаще всего складки вписаны в

криволинейную поверхность положительной или нулевой гауссовой

кривизны. К.с. из прямоугольных пластин называют призматическими. В

современном строительстве наиболее распространены К.с. из монолитного

или сборного железобетона (в том числе предварительно напряженные

конструкции и армоцементные конструкции), применяемые для покрытия

промышленных и общественных зданий и в инженерных сооружениях

(бункеры и др.).

КОНСТРУКЦИЯ СЛОИСТАЯ – строительная конструкция, состоящая

из нескольких слоев однородного или разнородного материала.

КОНСТРУКЦИЯ СОВМЕЩЕННАЯ – применяемые при строительст-

ве зданий и сооружений различного назначения конструкции, выполняю-

щие одновременно функции ограждения и кровли или несущие и ограж-

дающие функции.

КОНСТРУКЦИЯ СОСТАВНАЯ – строительная конструкция, собран-

ная из отдельных элементов.

КОНСТРУКЦИЯ СОТОВАЯ – слоистая строительная конструкция, в

которой имеется слой ячеистой структуры.

КОНСТРУКЦИЯ СТАЛЬНАЯ – строительные конструкции (обычно

несущие) изготовленные из стали. Благодаря высокой прочности стали

К.с. надѐжны в эксплуатации, имеют относительно малую массу и не-

большие габариты по сравнению с конструкциями из др. материалов. К.с.

отличаются разнообразием конструктивных форм и архитектурной выра-

зительностью. Основной недостаток – подверженность коррозии. Элемен-

ты К.с. соединяются сваркой, заклепками или болтами. В современном

строительстве К.с. применяют преимущественно в качестве несущих

конструкций. Наиболее распространенные К.с. – каркасы зданий, пролет-

ные строения мостов, телевизионные башни и т.п., конструкции резервуа-

ров, канатных дорог и тому подобное, элементы которых изготавливают из

сталей различных марок и используют в основном как несущие элементы

в виде: 1) прямых и изогнутых стержней (балок, колонн, арок, рам и пр.);

2) плоских и изогнутых плит; 3) плоских и пространственных ферм; 4)

пространственных рам, сводов, цилиндрических и сферических оболочек, конструкция преднапряженная с натяжением ар- - student2.ru конструкция преднапряженная с натяжением ар- - student2.ru конструкция преднапряженная с натяжением ар- - student2.ru конструкция преднапряженная с натяжением ар- - student2.ru конструкция преднапряженная с натяжением ар- - student2.ru конструкция преднапряженная с натяжением ар- - student2.ru конструкция преднапряженная с натяжением ар- - student2.ru



куполов и др.

КОНСТРУКЦИЯ СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ – конструктивная

система, состоящая из железобетонных и стальных элементов, объединен-

ных таким образом, чтобы была обеспечена их совместная работа при

нагружении.

КОНСТРУКЦИЯ СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПОКРЫТИЯ (пе-

рекрытия) – конструкция составного сечения, в которых специальными

конструктивными и технологическими мероприятиями обеспечивается

совместная работа несущих элементов покрытий или перекрытий –

стальных ригелей сплошного или сквозного сечения и сборных или моно-

литных железобетонных плит.

КОНСТРУКЦИЯ СТЕКЛОБЕТОННАЯ – строительная конструкция,

предназначенная для устройства светопрозрачных ограждений в жилых,

общественных и промышленных зданиях (перегородок, лестничных кле-

ток, лифтовых шахт и т. п.). Несущей частью К.с. является железобетон-

ный каркас, а стеклянные блоки заполняют световое пространство каркаса.

В швы между стеклянными блоками укладывают арматуру, заделываемую

в бетонный пояс. К.с. могут изготовляться на заводе (обычно панели,

представляющие собой бетонную обойму, внутри которой на растворе

уложены стеклянные блоки) или выкладываться на месте строительства. В

зависимости от несущей способности, свето- и звукоизоляции, а также

других свойств К.с. подразделяют на стеновые конструкции, конструкции

покрытий, конструкций сводов и куполов. К.с. используются для произ-

водственных и культурно-бытовых помещений, вокзалов, выставочных

павильонов.

КОНСТРУКЦИЯ СТЕРЖНЕВАЯ (система стержневая) – несущая

строительная конструкция, состоящая из стержней, жѐстко или шарнирно

соединѐнных друг с другом в узлах.

КОНСТРУКЦИЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ – конструкционное тело (часть

здания, сооружения) с определѐнной формой и структурой, определенного

функционального назначения, состоящая из элементов, взаимно связанных

в процессе выполнения строительных и монтажных работ. К.с. выполняет

в здании (сооружении) несущие, ограждающие, эстетические или другие

функции, либо совмещает некоторые из них (фундамент, стена, перекры-

тие, лестница, пол, воздуховод, санитарно-технический узел, колодец,

резервуар и т.д.).

КОНСТРУКЦИЯ СТРУКТУРНАЯ – пространственная перекрестно-

стержневая (стержневые или пластинчато-стержневые) конструкция,

собранная из унифицированных многократно повторяющихся элементов в

виде пространственных плит или сводов (обычно металлическая или

железобетонная); иногда в строительной практике для обозначения К.с.

используют термин «структура» (хотя это и некорректно).

КОНСТРУКЦИЯ СТРУНОБЕТОННАЯ – сборная предварительно

напряженная железобетонная конструкция с проволочной арматурой,

натягиваемой на упоры.

КОНСТРУКЦИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННАЯ – конструкция, состоя-

щая из одного или нескольких слоев теплоизоляционного материала (из-

делия), защитно-покровного слоя и элементов крепления.

КОНСТРУКЦИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННАЯ МНОГОСЛОЙНАЯ –

конструкция, состоящая из двух и более слоев различных теплоизоляци-

онных материалов. В состав К.т.м. могут входить пароизоляционный,

предохранительный и выравнивающий слои.

КОНСТРУКЦИЯ ТИПОВАЯ – строительные конструкции (изделия,

узлы) зданий и сооружений, отобранные из числа им подобных или специ-

ально разработанные для многократного повторения в строительстве,

имеющие, как правило, лучшие по сравнению с аналогами технико-

экономические показатели и качественные характеристики и принятые в

качестве типовых в установленном порядке.

КОНСТРУКЦИЯ ТОНКОСТЕННАЯ – строительная конструкция,

отличительным признаком которой является весьма малая величина одно-

го размера (толщины) по сравнению с двумя другими (пролѐтом, попереч-

ным сечением). К К.т. относятся оболочки, купола, складки и т.п.

КОНСТРУКЦИЯ ФИБРОБЕТОННАЯ – дисперсноармированная

конструкция из бетона, цементного раствора, армированная фибровой

арматурой (фиброй), равномерно распределенной в объеме материала.

КОНСТРУКЦИЯ ЦЕМЕНТОГРУНТОВАЯ – совокупность отдельных

цементогрунтовых элементов, создаваемых при использовании струйной

технологии возведения фундаментов.

КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОВ МОДУЛЬНАЯ –

принцип конструкции электроинструментов из отдельных, самостоятельно

проверяемых функциональных составляющих, как, например, двигатель,

привод, электроника. Преимущества К.э.м.: функциональные нарушения

распознаются уже при проверке отдельных модулей на ранней стадии –

без постороннего вмешательства. Безопасный процесс воспроизводимого

монтажа означает более высокое качество продукции. Обеспечивает более

быстрое сервисное обслуживание и более простое отделение частей для

утилизации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ – в Российской Федерации

учреждение, образуемое коллегией адвокатов для оказания юридической

помощи населению и разъяснения действующего законодательства. Неко-

торые виды юридической помощи оказываются бесплатно (например,

истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов и по

трудовым делам).

КОНСЮМЕРИЗМ – деятельность по защите интересов потребителей

(реализуется в формировании общественных объединений, публичных

выступлениях, в бойкоте фирм, магазинов и т.п.).

КОНТАКТ – 1) соприкосновение, соединение чего-либо; 2) поверхность,

место, зона этого соприкосновения, соединения (например, поверхность

или зона взаимодействия одних строительных конструкций или элементов

с другими).

КОНТАКТ ПОПЛАВКОВЫЙ – устройство для периодического вклю-

чения и выключения каких-либо приборов путѐм замыкания контакта при

перемещении поплавка в резервуаре с жидкостью, изменяющей уровень.

КОНТАКТ РЕЛЕЙНЫЙ ДАТЧИКА СИГНАЛИЗАЦИИ– контакт

датчика (любого датчика за исключением адресуемых) имеют нормальное

состояние и тревожное. Так, если К.р.д.с. нормально-замкнутые, то в

состоянии тревоги они становятся разомкнутыми и наоборот. В зависимо-

сти от типа этих контактов, они включаются определенным образом в

шлейф сигнализации (нормально-замкнутые включаются последователь-

но, нормально-разомкнутые – параллельно).

КОНТАКТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ – соприкосновение двух проводников,

благодаря которому электрический ток может проходить из одного про-

водника в другой; поверхность соприкосновения проводников тока или

приспособление, обеспечивающее такое соприкосновение (соединение).

КОНТАКТОР – 1) электрический аппарат (выключатель) для дистанци-

онного включения, отключения и переключения силовых электрических

цепей (до 1500 в 1 ч) постоянного и переменного тока; 2) сотрудник (на-

пример, рекламного агентства), руководитель рабочей группы клиента

(ответственный исполнитель проекта). К. обеспечивает представление

интересов заказчика в агентстве и представляет агентство во взаимоотно-

шениях с заказчиком, координирует всю работу по заказу клиента от его

получения до полного завершения.

КОНТЕЙНЕР ГРУЗОВОЙ – многократно оборачиваемая крупнообъѐм-

ная унифицированная тара (единица транспортного оборудования много-

кратного применения), предназначенная для перевозки различными вида-

ми транспорта и временного хранения грузов без промежуточных перегру-

зок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и

выгрузки, внутренним объемом более 1 м3. Применение К. облегчает

механизацию перегрузочных работ, ускоряет оборот транспортных

средств, улучшает сохранность грузов, уменьшает транспортные издерж-

ки.

КОНТЕЙНЕР ДЛЯ РАСТЕНИЙ – стационарная пли переносная ем-

кость с грунтом для высадки растений с целью возможного их перемеще-

ния.

КОНТЕЙНЕР ЗАЩИТНЫЙ – обычно свинцовая камера (ящик), обли-

цованная сталью, для временного хранения или транспортировки радиоак-

тивных веществ.

КОНТЕЙНЕР ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ – специализированный контей-

нер, стенки, пол, крыша и двери которого покрыты или изготовлены из

теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между

внутренним объемом контейнера и окружающей средой.

КОНТЕЙНЕР СТРОИТЕЛЬНЫЙ – стандартная емкость либо про-

странственный каркас открытого или закрытого типа, предназначенные

для бестарной перевозки строительных материалов, полуфабрикатов и

изделий различными видами транспорта.

КОНТЕЙНЕР УНИВЕРСАЛЬНЫЙ – грузовой контейнер для штучных

грузов широкий номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелко-

штучных грузов.

КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ – применение контейнеров для перевозки грузов

различными видами транспорта.

КОНТЕКСТ ОБЪЕКТА – определенная в смысловом и художественном

отношении средовая ситуация, в которую вписывается проектируемый

объект; совокупность обстоятельств проектирования. Вне К.о. архитектур-

но-дизайнерского проектирования может приобретать иной, чем запроек-

тировано, смысл и значение. Например, сооружение, предмет, уместные в

определенном окружении по признакам стилистической целостности,

использования материалов, соответствия местным, региональным тради-

циям, могут восприниматься явным диссонансом в случае механического

их переноса в контекстуально отличную среду. Существующий К.о. влия-

ет не только на стилевую направленность, образность и размерность про-

ектируемых объектов, но и на набор используемых архитектором и/или

дизайнером художественных средств. Нарушение К.о. разрушает единство

окружения, образ среды, что иногда сознательно используется в проекти-

ровании для достижения эффектов контраста, гротеска, пародии. В прак-

тике архитектурно-дизайнерского проектирования термин «К.о.» часто

заменяется или уточняется близкими ему выражениями: «градостроитель-

ная ситуация», «культурная среда», «масштабный строй», «стилевая на-

правленность», «исторические предпосылки» и т.д.

КОНТИНГЕНТ РАСЧЕТНЫЙ – исходный показатель количества

учащихся, студентов или слушателей принимаемый для расчета учебно-

материальной базы учебного заведения (в том числе и площадей его зда-

ний и сооружений, их планировочных решений и т.п.).

КОНТРАГЕНТ – одна из «противоположных» сторон договора. Напри-

мер, в сделке о купле-продаже недвижимости К. являются агенты покупа-

теля и продавца, отстаивающие интересы своих клиентов.

КОНТРАЖУР – расположение источника света позади рассматриваемо-

го объекта.

КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ – контракт,

заключаемый между заказчиком, либо заказчиком-застройщиком, либо

службой заказчика в жилищно-коммунальном хозяйстве, которым заказ-

чик на договорной основе передал часть своих функций по осуществле-

нию организации и финансированию строительства или обслуживанию

объектов жилищно-коммунального хозяйства, и победителем конкурса в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

КОНТРАКТ НА ПРОДАЖУ – см. договор купли-продажи.

КОНТРАКТ ТРУДОВОЙ – форма трудового договора; соглашение о конструкция преднапряженная с натяжением ар- - student2.ru



содержании и условиях труда, а также о размере его оплаты и иных взаим-

ных обязательствах работодателя и наемного работника, достигаемое ими

в результате индивидуальных переговоров. К.т. заключается в письменной

форме и подписывается руководителем предприятия-работодателя и

лицом, принимаемым на работу на этом предприятии. К.т. вступает в силу

с момента его подписания и может быть изменен только по соглашению

сторон; по окончании срока действия К.т. по соглашению сторон может

быть продлен или заключен на новый срок.

КОНТРАКТАЦИЯ – заключение контракта, договора; система контрак-

тов, заключаемых в какой-либо области. Чаще всего термин К. применяет-

ся к договорам по закупкам продукции.

КОНТРАКЦИЯ (сжатие, сжимание) – уменьшение первоначального

объема чего-либо; например, системы «цемент-вода» вследствие процесса

гидратации или объема материала в результате усадки.

КОНТРАКЦИЯ БЕТОНА – уменьшение абсолютного объема цемент-

ного материала в результате гидратации цемента.

КОНТРАКЦИЯ БЕТОНА УДЕЛЬНАЯ – отношение контракции в

заданный момент времени к массе гидратируемого цемента.

КОНТРАКЦИЯ КОЛОНН – прием сближения колонн, расположенных

у углов здания, отступление от геометрической правильности ради усиле-

ния, подчеркивания зрительной целостности композиции. Частный случай

курватуры.

КОНТРАПРОШИ (контр-апроши) – фортификационный термин, обо-

значавший вначале все фортификационные сооружения, которые возводил

осажденный (батарея, укрепление, траншеи и пр.) в дополнение к долго-

временным укреплениям с целью противодействия продвижению (апро-

шами) противника. Впервые К. были применены в 1592 г. Вилларом при

обороне Руана. В конце XIX в. под К. стали понимать главным образом

широкие ходы сообщения, которые велись навстречу атакующему.

КОНТРАСТ АРХИТЕКТУРНЫЙ – средство архитектурной компози-

ции (эмоционально-оценочная характеристика), заключающееся в сочета-

нии элементов архитектурной формы или нескольких взаимосвязанных

архитектурных форм, резко различающихся по внешним характеристикам

и объективным особенностям (размеры, членение, декор, цвет и др.), дове-

денное до противопоставления.

КОНТРАСТ ОБЪЕКТА РАЗЛИЧЕНИЯ С ФОНОМ – отношение

абсолютной величины разности между яркостью объекта и фона к яркости

фона. К.о.р.с ф. считается: большим – при К.о.р.с ф. более 0,5 (объект и

фон резко отличаются по яркости); средним – при К.о.р.с ф. от 0,2 до 0,5

(объект и фон заметно отличаются по яркости); малым – при К.о.р.с ф.

менее 0,2 (объект и фон мало отличаются по яркости).

КОНТРАСТ ПОРОГОВЫЙ – минимальный световой К., воспринимае-

мый глазом.

КОНТРАСТ СВЕТОВОЙ – отношение разности яркостей объекта и

фона к их сумме.

КОНТРАСТ ЦВЕТОВОЙ – ощущение изменения цвета, вызываемое

одновременным или предварительным воздействием на глаз излучений

другого (индуцирующего) цвета. Например, серое поле на белом фоне

темнеет, а на чѐрном светлеет.

КОНТРАСТНОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ – зрительная оценка яркости на

поверхности предмета или оценка его цвета по сравнению с окружающим

фоном.

КОНТРАФАКЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА – использование товарного

знака без согласия его владельца.

КОНТРБАНКЕТ – инженерное сооружение из камня или грунта, устраи-

ваемое в виде присыпки к насыпи взамен подпорных стен. Сооружают на

особо крутых косогорах у подошвы насыпей или полунасыпей-

полувыемок в целях их укрепления или борьбы с выпором оснований. В

последнем случае К. обычно называют боковой пригрузочной бермой.

КОНТР-БАТАРЕИ – фортификационный термин, обозначающий укреп-

ления, в которых размещены осадные пушечные батареи, устраиваемые

осаждающими при постепенной атаке крепости против фланков бастиона

для уничтожения фланковой обороны рвов крепости. См. также батарея.

КОНТРГАРД (контр-гард) – фортификационное сооружение перед

главным валом крепости, защищающее эскарпную стенку от артиллерий-

ского обстрела неприятеля. К. представлял собой вспомогательную по-

стройку в виде вала, вооруженную артиллерией и расположенную во рву

перед фасами бастиона.

КОНТРГАЙКА – гайка, навинчиваемая на болт или шпильку в дополне-

ние к основной гайке для предотвращения ее самоотвинчивания.

КОНТРГРУЗ – конструктивный элемент крана, предназначенный для

обеспечения грузовой устойчивости. К. (противовес) размещается либо на

специальной платформе, либо на отдельной консоли, выполненной в виде

плоской рамы или фермы. К. может быть навесным и подвесным, стацио-

нарным и подвесным, стационарным и передвижным. Масса К. уравнове-

шивает стрелу и частично поднимает груз.

КОНТРМИНА (контр-мина) – фортификационный термин, обозначав-

ший минные галереи, проводимые для обороны ближайших подступов к

укреплениям против минной галереи противника. Применены первый раз

турками в 1523 г. при обороне Родоса. См. также мина.

КОНТРЕЙЛЕР – контейнер, оборудованный колѐсами с пневматически-

ми шинами и предназначенный для перевозки грузов на железнодорож-

ных платформах и по шоссе. Грузоподъѐмность 6-30 т.

КОНТРНАЛИЧНИК – завершенный сандриком или фронтоном налич-

ник, примыкающий по периметру к рельефному обрамлению проема.

КОНТРОБРЕШЁТКА – конструкция, позволяющая сформировать

единое (без перегородок) подкровельное пространство, а не только между

двумя стропилами, что позволяет добиться оптимальный вентилируемости

подкровельного пространства.

КОНТРОЛЛЕР – электрический многопозиционный переключающий

аппарат низкого напряжения с большим числом контактов, с помощью

которого изменяют режим работы электрических двигателей или иных

потребителей электроэнергии. Устанавливается на трамваях, электровозах

и др. машинах для пуска, регулирования скорости, реверса, электрического

торможения электродвигателей.

КОНТРОЛЬ – деятельность, включающая, проведение измерений, экс-

пертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик

объекта и сравнение полученных результатов с установленными требова-

ниями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой их этих

характеристик.

КОНТРОЛЬ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ – вид государст-

венного контроля за использованием и охраной земель в городах и других

поселениях, конкретнее – за соблюдением осуществления всех видов

градостроительной деятельности в городах и других поселениях в соответ-

ствии с градостроительной документацией; соблюдением нормативов и

правил планировки и застройки городов и других поселений; соблюдени-

ем установленного порядка использования территорией с особым режи-

мом градостроительной деятельности; предотвращением сноса зданий и

сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах

и других поселениях; предоставлением земельных участков в городах и

других поселениях в соответствии с их целевым назначением и градо-

строительными требованиями.

КОНТРОЛЬ ВИЗУАЛЬНЫЙ – органолептический контроль, при кото-

ром первичная информация воспринимается органами зрения. См. также

оценка визуальная.

КОНТРОЛЬ ВИХРЕТОКОВЫЙ НЕРАЗРУШАЮЩИЙ – неразру-

шающий контроль, основанный на анализе взаимодействия внешнего

электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых токов,

наводимых в объекте контроля этим полем.

КОНТРОЛЬ ВХОДНОЙ – контроль поступивших к потребителю или

заказчику продукции поставщика, предназначаемой для использования

при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции (материалов,

изделий, конструкций, грунта и т.п.), а также технической документации.

Осуществляется преимущественно регистрационным методом (по серти-

фикатам, накладным, паспортам и т.п.), а при необходимости – измери-

тельным методом.

КОНТРОЛЬ ВЫБОРОЧНЫЙ – контроль, при котором проверяется

какая-то часть количества (выборка) контролируемой продукции. Объем

выборки устанавливается техническими нормами, проектом или другим

документом. Если они требуют случайного размещения точек контроля,

выборка устанавливается как для продукции, представляемой на контроль

способом «россыпь».

КОНТРОЛЬ ДВОЙНОЙ – процесс использования двух или более от-

дельных совместно действующих объектов (обычно, людей) для защиты

чувствительных функций информации в случае, когда одно лицо не имеет

доступа или не может использовать материалы, например, криптографиче-

ский ключ.

КОНТРОЛЬ ДИФФУЗИОННЫЙ – ограничение скорости коррозии

диффузией исходных или конечных продуктов электродных реакций.

КОНТРОЛЬ ДОСТУПА – см. система контроля доступа.

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕ-

СКИХ РЕГЛАМЕНТОВ – проверка выполнения юридическим лицом

или индивидуальным предпринимателем требований технических регла-

ментов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,

перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам про-

верки.

КОНТРОЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ – контроль, выполняемый с приме-

нением средств измерений, в т.ч. лабораторного оборудования.

КОНТРОЛЬ ИНСПЕКЦИОННЫЙ – проверка, проводимая аккреди-

тующим органом с целью установления, что деятельность аккредитован-

ной организации, аккредитованной испытательной лаборатории и т.п.

продолжает соответствовать установленным требованиям.

КОНТРОЛЬ ИНСПЕКЦИОННЫЙ ПРОДУКЦИИ – контроль, осуще-

ствляемый специально уполномоченными лицами с целью проверки

эффективности ранее выполненного контроля.

КОНТРОЛЬ КАПИЛЛЯРНЫЙ – см. контроль неразрушающий капил-

лярный.

КОНТРОЛЬ КАТОДНЫЙ – см. контроль коррозии катодный.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА – проверка обеспечения количественных и

качественных (функциональных) свойств объекта контроля.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВОДЫ – проверка соответствия показателей

качества воды установленным нормам и требованиям.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ – работа, заключаю-

щаяся в экспертной оценке соответствия лесоматериалов требованиям

договора в целом; измерении или экспертной оценке отдельных показате-

лей лесоматериала, проверке соответствия показателей требованиям дого-

вора и отнесение лесоматериала к градации качества (сортам, группам

размеров), предусмотренных договором; вычисление объема лесоматериа-

лов каждой градации качества; регистрация результатов.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ – определение фактических

количественных и (или) качественных характеристик свойств продукции

для проверки соответствия наличных показателей свойств продукции

установленным требованиям.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ – входной, опера-

ционный и приемочный контроль за соблюдением заданных проектом и

требуемых техническими нормативными правовыми актами геометриче- конструкция преднапряженная с натяжением ар- - student2.ru



ских, физико-технических и технологических параметров и свойств конст-

рукций зданий и сооружений и их составных элементов в процессе строи-

тельства объекта.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СМР – комплекс

мероприятий подрядчика при производстве строительно-монтажных работ

(СМР), направленный на обеспечение соответствия проектным решениям,

требованиям действующих нормативных документов, техники безопасно-

сти, включающий входной контроль рабочей документации, конструкций,

изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных

строительных процессов или производственных операций и приемочный

контроль строительно-монтажных работ.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ – проверка соответствия выполняе-

мых работ установленным техническим требованиям.

КОНТРОЛЬ КОРРОЗИИ АНОДНЫЙ – ограничение скорости элек-

трохимической коррозии анодной реакцией.

КОНТРОЛЬ КОРРОЗИИ ДИФФУЗИОННЫЙ – ограничение скоро-

сти коррозии диффузией исходных или конечных продуктов.

КОНТРОЛЬ КОРРОЗИИ КАТОДНЫЙ – ограничение скорости элек-

трохимической коррозии катодной реакцией.

КОНТРОЛЬ КОРРОЗИИ ОМИЧЕСКИЙ – ограничение скорости

электрохимической коррозии омическим сопротивлением.

КОНТРОЛЬ КОРРОЗИИ ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ – ограничение

скорости электрохимической коррозии поляризационными явлениями на

электродах.

КОНТРОЛЬ ЛЕТУЧИЙ – контроль, выполняемый в случайное время

(эпизодически), преимущественно при нецелесообразности применения

сплошного, выборочного или периодического контроля (например, кон-

троль плотности грунта при обратной засыпке траншей).

КОНТРОЛЬ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ – совокупность работ, в ходе

выполнения которых устанавливаются или подтверждаются метрологиче-

ские, технические характеристики средств измерений, определяется соот-

ветствие средств измерений, методик выполнения измерений требованиям

законодательства об обеспечении единства измерений, а также соответст-

вие методик выполнения измерений своему назначению.

КОНТРОЛЬ МНОГОКРАТНО ОТРАЖЕННЫМ ЛУЧОМ – способ

контроля, при котором ультразвуковой пучок направляют в зону контроля

после нескольких отражений от поверхностей объекта контроля.

КОНТРОЛЬ НАТЯЖЕНИЯ АРМАТУРЫ – определение величины

натяжения арматуры с применением различных приборов: оттяжных

динамометров, концевых арматурных динамометров, приборов частотного

типа.

КОНТРОЛЬ НЕПРЕРЫВНЫЙ – контроль, при котором поступление

информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно.

КОНТРОЛЬ НЕРАЗРУШАЮЩИЙ АКУСТИЧЕСКИЙ – неразру-

шающий контроль, основанный на применении упругих колебаний, воз-

буждаемых или возникающих в объекте контроля. Методы, приборы,

Наши рекомендации