Дорога автомобильная промышленная подъезд-

НАЯ – дороги, соединяющие места добычи с местами переработки, заво-

ды и другие производственные предприятия с общей сетью автомобиль-

ных дорог, с ближайшими железнодорожными станциями и пристанями.

ДОРОГА АВТОМОБИЛЬНАЯ СКОРОСТНАЯ (автострада скорост-

ная) – автодорога, доступ на которую возможен только через транспорт-

ные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или про-

езжих частях, которой запрещены остановки и стоянки транспортных

средств, и которая оборудованы специальными местами отдыха и площад-

ками для стоянки транспортных средств. Д.а.с. обычно имеет разделение

движения по направлениям и видам, пересекает все другие пути сообще-

ния в разных уровнях и ограждена от допуска на проезжие части других

транспортных средств, пешеходов, животных и т.п.; по технической клас-

сификации автодорог относится к I категории.

ДОРОГА АВТОМОБИЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ – дорога автомо-

бильная необщего пользования.

ДОРОГА АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ – дорога,

соединяющая: столицы субъектов федерации, города республиканского,

краевого и областного подчинения с административными центрами рай-

онов и автономных округов; административные центры районов и округов

между собой, с железнодорожными станциями, аэропортами, речными

портами, курортами, базами отдыха, спортивными комплексами и с доро-

гами федерального значения. Находится под управлением территориаль-

ных управлений дорожного хозяйства.

ДОРОГА АВТОМОБИЛЬНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ – дороги, соеди-

няющие столицу РФ со столицами субъектов федерации, важнейшими

промышленными и культурными центрами, а также курорты, места мас-

сового отдыха и туризма, заповедники, исторические и культурные памят-

ники, научные центры и подобные объекты федерального значения со

субъектов федерации, с ближайшими станциями железных дорог, аэро-

портами, морскими и речными портами. Д.а.ф. обеспечивает также транс-

портные связи с зарубежными странами (со столицами и крупными горо-

дами соседних государств), объединяет все другие автодороги страны в

единую сеть. Находится под управлением федерального органа управле-

ния дорожным хозяйством.

ДОРОГА АВТОМОБИЛЬНАЯ ЧАСТНАЯ – см. дорога автомобиль-

ная необщего пользования.

ДОРОГА ВНУТРИПЛОЩАДОЧНАЯ – железнодорожные пути и

автомобильные дороги, находящиеся внутри территории предприятий и

обособленных производств.

ДОРОГА ВРЕМЕННАЯ – пути для проезда транспорта в пределах

строительной площадки, которые устраиваются на время возведения

объекта.

ДОРОГА ГОРНАЯ – дорога со значительными уклонами, кривыми

малых радиусов и серпантинами, проходящая в горной местности.

ДОРОГА ДЕЛОВАЯ – предназначенная для практических перевозок

аллея или дорога, пересекающая парк либо сад по кратчайшему расстоя-

нию.

ДОРОГА ЖЕЛЕЗНАЯ – 1) проложенная на местности линейная комму-

никация (линия) с металлической рельсовой колеей, предназначенной для

перемещения специального подвижного состава, имеющего металличе-

ские колеса с закраинами (ребордами), глухо насаженные на ось, – колес-

ные пары; 2) совокупность сооружений, устройств, машин и оборудова-

ния, представляющих собой производственно-техническую базу железно-

дорожного транспорта; его крупнейшая структурная административно-

территориальная единица. Состоит из верхнего строения (рельсов, шпал,

стрелочных переводов, мостовых брусьев, балластного слоя), земляного

полотна (насыпей, выемок) с дренажными устройствами и искусственных

сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей и т.п.). Различают Д.ж.

общего пользования (магистральные), подъездные и городские (трамвай-

ные, метрополитена). Используются широкая (в России – 1,52 м, за рубе-

жом – в основном 1,435 м) и узкая (1; 0,914; 0, 891; 0,762 м) колеи.

ДОРОГА ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРОДСКАЯ – комплекс инженерных соору-

жений и устройств для внутригородских перевозок грузов и пассажиров по

рельсовому пути.

ДОРОГА ЗЕМЛЕВОЗНАЯ – дорога, предназначенная для движения

транспортных средств, перевозящих грунт при производстве земляных

работ.

ДОРОГА ЗИМНЯЯ (зимник) – см. дорога автомобильная зимняя.

ДОРОГА КАНАТНАЯ – см. дорога подвесная канатная.

ДОРОГА КОЛЕЙНАЯ – дорога, имеющая проезжую часть из двух

полос, расстояние между осями которых равно ширине хода безрельсового

транспортного средства.

ДОРОГА КРЫТАЯ – см. дорога огибная.

ДОРОГА ЛЕСНАЯ – категория нелесных земель, объединяющая все

виды дорог общего пользования и лесохозяйственного назначения, распо-

ложенные на территории лесного фонда.

ДОРОГА ЛЕСОВОЗНАЯ – дорога, предназначенная для вывозки лесо-

материалов в пределах зоны деятельности лесозаготовительного предпри-

ятия (древесного сырья и круглых лесоматериалов с лесосеки к местам

переработки, временного хранения и отгрузки). Пунктом примыкания Д.л.

обычно являются лесопромышленные склады. Д.л. подразделяются на

автомобильные (основной тип), рельсовые (узкой и нормальной колеи),

тракторные.

ДОРОГА ЛЕТНЯЯ (дорога тракторная) – дорога, устраиваемая вне

пределов проезжей части основной дороги, как правило, вдоль неѐ и слу-

жащая для обеспечения местного движения: тракторов и других машин на

гусеничном ходу, сельскохозяйственных и других машин, гужевого транс-

порта, прогона скота.

ДОРОГА МОНОРЕЛЬСОВАЯ – транспортная система, в которой

подвижной состав (пассажирские вагоны или грузовые вагонетки) пере-

мещается по балке – монорельсу, установленному на опорах на отдельных

опорах или эстакаде на некоторой высоте над землей (навесная Д.м.) или

под ним (подвесная Д.м.). Вместимость пассажирских вагонов 60-120 чел.,

скорость до 240 км/ч, пропускная способность такая же, как у метро. Гру-

зовые Д.м. применяют на промышленных предприятиях; грузоподъѐм-

ность вагонеток 0,5-5 т, скорость 2-4 км/ч, протяжѐнность до 1,5 км. Д.м.

распространены в системах высокоскоростного транспорта, особенно в

условиях больших городов с плотной застройкой (Монреаль, Токио и др.).

ДОРОГА ОГИБНАЯ (дорога крытая) – аллея (парковая дорога), над

которой деревянный решетчатый каркас выгнут и закреплен на деревьях,

чтобы создать впечатление длинного свода из ветвей и листьев.

ДОРОГА ПАРКОВАЯ – автомобильная дорога в озеленѐнной живопис-

ной местности, предназначенная для прогулочного движения.

ДОРОГА ПЕЧИ – средняя полоса печного пода, по которой движется

лопата.

ДОРОГА ПИОНЕРНАЯ – дороги, впервые прокладываемые в данном

районе, предназначенные в основном для его освоения.

ДОРОГА ПОДВЕСНАЯ – подъемно-транспортное сооружение с под-

весным канатным или однорельсовым (монорельсовым) путем, располо-

женным на опорах выше уровня земли.

ДОРОГА ПОДВЕСНАЯ КАНАТНАЯ – сооружение для транспортиро-

вания грузов и пассажиров, в котором транспортные средства (вагонетки,

вагоны или кресла) подвешиваются и перемещаются по канату (тросу),

натянутому между опорами (обычно выше уровня поверхности земли).

Пропускная способность пассажирской Д.п.к. до 1000 чел./ч, грузовых до

1000 т/ч, протяжѐнность до 200 км (Швейцария), угол подъѐма до 45°.

Наши рекомендации