Дистанция испытательная для окна пуленепроби-
ВАЕМОГО – расстояние между срезом ствола оружия и передней сторо-
ной испытуемого образца.
ДИСТИЛЛЯТ – продукт дистилляции, составная часть вещества, разде-
ляемого при дистилляции.
ДИСТИЛЛЯЦИЯ (перегонка) – физико-химический процесс разделения
многокомпонентных жидких смесей на отличающиеся по составу фрак-
ции, основанное на различии в составах жидкости (их точек кипения) и
образующегося из неѐ пара. Осуществляется путѐм частичного испарения
жидкости и последующей конденсации пара. Полученный конденсат
обогащѐн низкокипящими компонентами, остаток жидкой смеси – высо-
кокипящими. Применяется, например, для очистки воды от примесей.
ДИСТИЛЬ – классический портик с двумя колоннами.
ДИСТИЛЬ В АНТАХ – храм, где передний фасад в виде лоджии (прона-
ос) ограничен по сторонам срезами боковых стен (антами), между кото-
рыми стоят две круглые колонны.
ДИСТРИБЬЮТОР – в маркетинге (особенно международном) фирма,
осуществляющая функции торгового посредника в организации товаро-
движения для производителя товара. Д. может быть либо дочерним пред-
приятием продуцента, либо самостоятельной фирмой, действующей на
договорной основе (особенно на внешних рынках).
ДИСЦИПЛИНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ – совокупность норм, опре-
деляющих необходимость точного соблюдения работниками на всех
этапах производственного процесса требований технологии.
ДИФЕНИЛАМИН – бесцветные кристаллы (C6H5)2NH, темнеющие на
свету, tпл 54-55°C. Ингибитор коррозии, стабилизатор пластмасс, сырьѐ для
синтеза красителей, антиоксидантов, инсектицидов.
ДИФМАНОМЕТР – сокращение от «дифференциальный манометр»; см.
манометр дифференциальный.
ДИФОВКА (выколотка) – древний прием холодной обработки листово-
го металла толщиной не более 2 мм. Производится ударами молотка непо-
средственно по металлу, в результате чего он тянется, изгибается и приоб-
ретает нужную форму.
ДИФФЕРЕНТ – наклон изделия, при котором его вертикальная ось
отклонена в продольной плоскости симметрии от вертикали к земной
поверхности.
ДИФФЕРЕНЦИАЛ – название дифференциального механизма в приво-
де ведущих колѐс автомобиля, трактора или других колѐсных машин.
Наиболее распространѐн Д. с коническими зубчатыми колѐсами.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – разделение целого на различные части (формы,
ступени и т.п.), выделение различающихся моментов по единому принци-
пу, исходя из одной отправной точки (на основе т.н. дифференциального
признака – свойства единицы, на котором основывается еѐ противопостав-
ление другой единице того же уровня).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – разделе-
ние процессов по технологическим, функциональным, структурным и
временным признакам. Технологическая Д. определяется однородностью
выполнения технологических операций и работ, а следовательно, основана
на их специализации. В строительстве могут быть монтажные, штукатур-
ные, кровельные, транспортные и др. процессы. Функциональная Д.с.п.
вытекает из совокупности повторяемых операций в различных видах
производительного процесса: процесс погрузки, хранения, контроль,
ремонт и т.п. Структурным признакам Д.с.п. является строительная про-
дукция, которая выпускается в результате функционирования процесса.
Результат частного процесса – незавершенные элементы продукции (опа-
лубка, шпатлевка поверхностей и т.п.); специализированного процесса –
завершенные конструктивные элементы (стены, покрытия и т.п.). Объект-
ный процесс – завершенный объект (школа, дом и т.п.). Комплексный
процесс – комплекс зданий и сооружений (завод, жилой массив и т. п.).
Временным признаком Д.с.п. является обеспечение непрерывности и
ритмичности развития процесса во времени: при постоянном ритме –
ритмичные; при нескольких повторяющихся ритмах – разноритмичные;
при разных ритмах – неритмичные.
ДИФФУЗИЯ – движение частиц среды, приводящее к переносу вещества
и выравниванию концентраций или к установлению равновесного распре-
деления концентраций частиц данного сорта в среде. В отсутствие макро-
скопического движения среды (например, конвекции) Д. молекул (атомов)
определяется их тепловым движением (т.н. молекулярная Д.). Диффузи-
онный поток (поток массы) в отсутствие внешних воздействий пропор-
ционален градиенту его концентрации. Коэффициент пропорциональности
называют коэффициентом Д.
ДИФФУЗИЯ АТМОСФЕРНАЯ – неупорядоченное перемещение воз-
духа с находящимися в нем примесями, обусловленное турбулентностью
атмосферы.
ДИФФУЗИЯ ВЕЩЕСТВА – распространение вещества в какой-либо
среде в направлении убывания его концентрации, обусловленное тепло-
вым движением ионов, атомов, молекул, а также более крупных частиц.
ДИФФУЗИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ – см. электродиффузия.
ДИФФУЗОР – расширяющаяся фасонная часть трубопровода (канала),
служащая для перехода от его меньшего сечения к большему по направле-
нию потока. В Д. происходит замедление (расширение) потока воздуха,
газа или жидкости и возрастание давления. Д. применяется в устройствах,
в которых осуществляется перемещение жидкостей и газов (водопроводах,
газопроводах, воздуховодах, нефтепроводах, аэродинамических трубах,
реактивных двигателях и пр.). 2) Элемент технологического оборудования,
например в производстве глинозема – аппарат для проточного выщелачи-
вания дробленого бокситового спека. 3) В электроакустике Д. – часть
механической колебательной системы громкоговорителя, предназначен-
ной для возбуждения звуковых волн в окружающем воздухе.
ДИЭЛЕКТРИК – вещество, обладающее низкой удельной электрической
проводимостью (электропроводность ~10-8-10-17 Ом-1*см-1), то есть практи-
чески не проводящие электрический ток. Существуют твѐрдые, жидкие и
газообразные Д. Внешнее электрическое поле вызывает поляризацию Д. В
некоторых твердых Д. поляризация существует в отсутствие поля (спон-
танная поляризация), что связано с особенностями их строения.
ДИЭЛЕКТРИК ЖИДКИЙ – жидкости с низкой электропроводностью
(10-10 Ом-1·см-1). Используются в электротехнике как изоляционные мате-
риалы, наибольшее применение имеют минеральные масла (в трансфор-
маторах, конденсаторах и т.д.).
ДИЭЛЕКТРОМЕР РАДИОВОЛНОВОЙ – прибор радиоволнового
неразрушающего контроля, предназначенный для измерения диэлектриче-
ских характеристик веществ, материалов и изделий из них.
ДЛИНА – линейная характеристика протяженности: Д. отрезка прямой –
расстояние между его концами; Д. ломаной – сумма длин еѐ звеньев; Д.
дуги кривой – предел Д. вписанной в неѐ ломаной, когда число еѐ звеньев
неограниченно возрастает, причѐм Д. каждого звена стремится к нулю.
ДЛИНА ВОЛНЫ – расстояние между двумя ближайшими точками
гармонической волны, находящимися в одинаковой фазе.
ДЛИНА ВОЛНЫ КОМБИНИРОВАННАЯ – длина волны, частота
которой образованна линейной комбинацией двух исходных несущих
частот. Например, при обработке результатов статического позициониро-
вания используются частоты L1 и L2.
ДЛИНА ВОЛНЫ ОБОЛОЧКИ – расстояние между бортовыми элемен-
тами цилиндрической оболочки.
ДЛИНА ДОРОГИ ВИРТУАЛЬНАЯ – протяжение горизонтального
прямого участка дороги, определяемого в прямом и обратном направле-
нии, равноценного по принятому показателю (затрата работы двигателя,
время пробега автомобиля, расход топлива и др.) на данной дороге со
всеми подъемами, спусками и кривыми.
ДЛИНА ДОРОГИ ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ – протяженность
дороги, получаемая суммированием виртуальных длин в прямом и обрат-
ном направлениях и делением суммы пополам.
ДЛИНА КАМНЯ БОРДЮРНОГО – длина бордюрного камня бетонно-
го без соединительных элементов или выступов для создания зазора.
ДЛИНА МОСТА – расстояние между началом и концом моста, измерен-
ное по его оси. При этом начало моста – первая по ходу отсчета километ-
ража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или
других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строе-
ния с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста – последняя
по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей
концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов
устоя или пролетного строения с осью моста.
ДЛИНА ОБЩАЯ ПЛИТЫ БЕТОННОЙ – более длинная сторона
наименьшего прямоугольника, описывающего плиту, за исключением
выступов для создания зазора.
ДЛИНА ОТРЕЗКА – числовая характеристика протяженности прямой
линии, определяемая расстоянием между начальной и конечной точками
этой линии.
ДЛИНА ПЕРЕМЫЧКИ – общая длина (протяженность) перемычки.
ДЛИНА ПЕРЕМЫЧКИ ОПОРНАЯ – длина части перемычки, находя-
щейся на опоре.
ДЛИНА ПИЛОМАТЕРИАЛА – размер пиломатериала, определяемый
кратчайшим расстоянием между его торцами, опиленными условно пер-
пендикулярно продольной оси пиломатериала.
ДЛИНА ПОЛЕЗНАЯ ПУТИ СТАНЦИОННОГО – часть полной дли-
ны пути, на которой устанавливается подвижной состав без нарушения
безопасности движения по смежным путям. Д.п.с.п. может ограничиваться
предельными столбиками, выходными или маневровыми сигналами,
стрелочными переводами и упорами (началом засыпки балластной приз-
мы упора).
ДЛИНА ПОЛЕЗНАЯ ТРУБЫ – длина трубы, фактически учитываемая
при монтаже трубопроводов.
ДЛИНА ПОТОКА ДОРОЖНОГО (фронт работ) – длина участка
дороги, на котором работают все специализированные отряды, включая
необходимые разрывы между ними.
ДЛИНА ПОТОКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО – часть длины
потока (фронта работ), занятая одним специализированным отрядом.
ДЛИНА ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ – расстояние между крайними
конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его
оси.
ДЛИНА ПРИТВОРА – протяженность притвора по периметру створча-
того элемента.
ДЛИНА РАСЧЕТНАЯ – см. длина эффективная.
ДЛИНА СБЛИЖЕНИЯ – протяженность контактной сети городского
электрического транспорта (ГЭТ) в пределах зоны влияния.
ДЛИНА СВАРИВАЕМЫХ ЧАСТЕЙ УСТАНОВОЧНАЯ – длина
свариваемых частей, выступающих за зажимные приспособления при
стыковой контактной сварке и сварке трением.
ДЛИНА СВОБОДНОЙ ЧАСТИ АНКЕРА – отрезок длины анкера
между стопорным устройством головы и лобовой поверхностью заделки
(корня).
ДЛИНА СТЕРЖНЯ ПРИВЕДЕННАЯ – условная длина сжатого
стержня с заданными условиями закрепления его концов (например, шар-
нирно опертого), длина которого по значению критической силы эквива-
лентна длине стержня с шарнирно закреплѐнными концами.
ДЛИНА СТЕРЖНЯ РАСЧЕТНАЯ (эффективная) – вводимая в расчѐт
условная длина стержня, критическая сила которого при шарнирном
закреплении его концов такая же, как для заданного стержня.
ДЛИНА ТЯГИ АНКЕРУЕМАЯ В ЗАДЕЛКЕ – отрезок тяги, через
который передается анкерная сила цементному камню или затвердевшему
материалу корня.
ДЛИНА УСТАНОВОЧНАЯ – свободная длина конца свариваемого
изделия, выступающая из зажимных трубок.
ДЛИНА ХОДА – инженерно-геодезический термин, обозначающий
сумму длин отрезков всех сторон теодолитного хода (между начальной и
конечной точками хода).
ДЛИНА ЭФФЕКТИВНАЯ (длина расчетная) – условная длина одно-
пролетного стержня, критическая сила которого при шарнирном закрепле-
нии его концов такая же, как для сланного стержня.
ДЛИНА ЭФФЕКТИВНАЯ ИЗ ПЛОСКОСТИ СИСТЕМЫ – эффек-
тивная длина в плоскости, перпендикулярной к плоскости системы (рамы).
ДЛИННИК – 1) бревно, брус или доска, уложенные вдоль строения; 2
(жердняк) лесоматериал для шестов.
ДЛИНОМЕР – прибор для измерения расстояний с помощью мерного
блока и гибкой нити (например, стальной проволоки) при инженерно-
геодезических, маркшейдерских и др. работах. Д. для измерения водных
глубин – лот. Существуют оптические Д. для измерения линейных разме-
ров изделий (наружных – до 500 мм и внутренних – до 400 мм).
ДЛИНОМЕР ПРОВОЛОЧНЫЙ – геодезический прибор для измерения
длин линий, содержащий проволоку, натягиваемую вдоль измеряемой
линии, и прокатываемую по этой проволоке измерительную головку со
счетным механизмом.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕННОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ – интер-
вал времени между начальным моментом возникновения временного
перенапряжения и моментом его исчезновения.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ – интервал време-
ни от начала одиночного изменения напряжения до его конечного значе-
ния.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИМПУЛЬСА – интервал времени между начальным
моментом импульса напряжения и моментом восстановления мгновенного
значения напряжения до первоначального или близкого к нему уровня.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВАЛА НАПРЯЖЕНИЯ – интервал времени
между начальным моментом провала напряжения и моментом восстанов-
ления напряжения до первоначального или близкого к нему уровня.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ТРЕВОЖНОГО СООБЩЕНИЯ ДАТЧИКА –
время, в течение которого датчик удерживает на релейных контактах
состояние, соответствующее тревоге.
ДНО КОРЫТА ДОРОГИ – условное определение уплотненной поверх-
ности земляного полотна (с боковыми валиками грунта или без них), на
которой непосредственно устраивают дорожную одежду.
ДНО ТАРЫ ВЕРХНЕЕ – крышка тары (ящика и т.п.), нередко съемная.
ДОБАВКА – природные или искусственные химические вещества, вво-
димые в строительный материал – лакокрасочный материал, цемент
(вяжущее), бетон (бетонную смесь) или раствор (штукатурный, кладоч-
ный) и т.п. с целью заданного изменения (улучшения) их технологических
свойств и физико-технических показателей при производстве и использо-
вании. Например, Д. к цементу – интенсификаторы помола, порообразова-
тели добавки и т.п.
ДОБАВКА АКТИВНАЯ МИНЕРАЛЬНАЯ (АМД) – минеральные
вещества в тонкоизмельченном состоянии, добавляемые в строительные
материалы (в основном в растворы вяжущих веществ, реже в грунтовые и
гидроизоляционные составы) с целью придания им требуемых свойств.
Д.а.м. придает воздушным вяжущим (извести, гипсу) гидравлические
и/или пуццоланические свойства, а у гидравлических вяжущих повышает
их водостойкость и сульфатостойкость. Д.а.м. повышают также плотность
и солестойкость бетонов и растворов, снижает их экзотермию. Д.а.м.
являются естественные материалы вулканического (доломиты, опоки,
трассы, трепелы) и осадочного (доломиты, трепелы, опоки, глиежи) про-
исхождения, а также искусственные материалы (топливные золы, домен-
ные гранулированные шлаки и др.).
ДОБАВКА БАКТЕРИЦИДНАЯ – специальные добавки, придающие
вяжущим и бетонам бактерицидные свойства (препятствующая жизнедея-
тельности бактерий в строительном материале или конструкции).
ДОБАВКА БИОЦИДНАЯ – вещества, вводимые в бетонные смеси в
виде добавок с целью подавления развития микроорганизмов, вызываю-
щих биологическую коррозию.
ДОБАВКА В БЕТОН – природные или искусственные химические
продукты, вводимые в составы бетонов при их изготовлении с целью
улучшения технологических свойств бетонных смесей, физико-
химических свойств бетонов, снижения их стоимости.
ДОБАВКА В БЕТОН ЯЧЕИСТЫЙ – вспомогательные вещества, вво-
димые при изготовлении бетонной смеси с целью регулирования процес-
сов порообразования, реологических и физико-механических свойств
бетона.
ДОБАВКА ВОДОРЕДУЦИРУЮЩАЯ – вещества, позволяющие полу-
чать бетонную смесь требуемой удобоукладываемости с пониженным
расходом воды.
ДОБАВКА ВОДОУДЕРЖИВАЮЩАЯ – вещества, снижающие водо-
отделение бетонных смесей.
ДОБАВКА ВОЗДУХОВОВЛЕКАЮЩАЯ – поверхностно-активные
органические вещества, вводимые в цемент или бетонную смесь при
перемешивании для улавливания воздуха. Д.в. вызывает образование в
бетонной смеси микроскопических пузырьков воздуха, равномерно рас-
пределенных в смеси и остающихся в бетоне после затвердевания. Д.в.
применяются с целью повышения морозостойкости бетона и снижения его
средней плотности.
ДОБАВКА ГАЗООБРАЗУЮЩАЯ – вещества, обеспечивающие газо-
образование за счет химического взаимодействия с продуктами гидрата-
ции цемента; применяются для повышения морозостойкости и(или) сни-
жения плотности бетона.
ДОБАВКА ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ К ЦЕМЕНТУ – активная минераль-
ная добавка к цементу, обладающая гидравлическими свойствами.
ДОБАВКА ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ МИНЕРАЛЬНАЯ – горные породы
и искусственные вещества неорганического состава, обладающие гидрав-
лической активностью, т.е. способностью связывать известь или окись
кальция, выделяющуюся в цементе (при его твердении) с образованием
труднорастворимых гидросиликатов. См. также добавка активная мине-
ральная.
ДОБАВКА ГИДРОФИЛИЗИРУЮЩАЯ – добавка, улучшающая сма-
чивание водой поверхности частиц цемента.
ДОБАВКА ГИДРОФОБИЗИРУЮЩАЯ – вещества, придающие бето-
ну (стенкам пор и капилляров в бетоне) водоотталкивающие (гидрофоб-
ные) свойства и снижающие водопоглощение бетона.
ДОБАВКА-ДИСПЕРГАТОР (диспергатор) – добавка, предотвращаю-
щая слипание твердых частиц и способствующая их разделению в суспен-
зиях и пастах; Д.-д. в цементном тесте увеличивает поверхность контакта
частиц цемента с водой и таким образом способствует ускорению гидра-
тации.
ДОБАВКА ДЛЯ ИНЪЕЦИРОВАНИЯ – добавки увеличивающие теку-
честь растворов, используемых для инъецирования.
ДОБАВКА-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ СХВАТЫВАНИЯ – добавки, которые
замедляют первоначальную скорость реакций между цементом и водой и
вводятся в растворные или бетонные смеси с целью увеличения сроков
схватывания и сохранения подвижности смесей.
ДОБАВКА-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ТВЕРДЕНИЯ – добавки, замедляющие
процесс твердения, но не снижающие конечную прочность бетона.
ДОБАВКА-ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ – химические вещества, кото-
рые замедляют скорость коррозии стали (армирующих элементов) в бето-
не или подавляют коррозионный процесс.
ДОБАВКА КОЛЬМАТИРУЮЩАЯ – вещества, способствующие
заполнению пор в бетоне водонерастворимыми продуктами.
ДОБАВКА КОМПЛЕКСНАЯ – химические вещества, обладающие
полифункциональным действием (улучшающие несколько технических
свойств бетона или раствора) и содержащие в своем составе в качестве
компонентов две и более однокомпонентные добавки.
ДОБАВКА КОМПОЗИЦИОННАЯ – добавка (обычно к цементу),
состоящая из смеси двух и более минеральных добавок.
ДОБАВКА-КРАСИТЕЛЬ (пигмент) – добавки, которые, будучи вве-
денными в растворные или бетонные смеси, придают растворам или бето-
нам определенную окраску.
ДОБАВКА МИКРОГАЗООБРАЗУЮЩАЯ – добавки, которые вслед-
ствие их химической реакции с компонентами жидкой фазы бетонной
смеси выделяют пузырьки газа микроскопических размеров; применяются
для повышения морозостойкости и(или) снижения плотности бетона.
ДОБАВКА МИНЕРАЛЬНАЯ – дисперсный неорганический материал,
вводимый в цемент (бетон) для улучшения его характеристик или получе-
ния специальных свойств и (или) из экономических соображений.
ДОБАВКА МИНЕРАЛЬНАЯ АКТИВНАЯ – см. добавка активная
минеральная.
ДОБАВКА МИНЕРАЛЬНАЯ К ЦЕМЕНТУ – материал, вводимый в
цемент с целью достижения определенных показателей качества и (или)
экономии топливно-энергетических ресурсов. В большинстве случаев
Д.м.к.ц. – вещества, связывающие выделяющуюся в процессе твердения
свободную гидроокись кальция, переводя ее в нерастворимые соединения
и тем повышающие стойкость цементов против действия проточных и
агрессивных вод.
ДОБАВКА-НАПОЛНИТЕЛЬ – минеральная добавка к цементу, которая
в тонкоизмельченном состоянии является инертной (например, молотый
песок и т.п.) или имеет слабые гидравлические и пуццоланические свойст-
ва.
ДОБАВКА ОДНОКОМПОНЕНТНАЯ – химические вещества, полу-
ченные в результате химического синтеза или переработки природных
веществ и не содержащие дополнительно других веществ, являющихся
добавками для бетонов.
ДОБАВКА ОТОЩАЮЩАЯ – компоненты, вводимые в сырьевую
смесь для снижения усадочных деформаций, а также увеличения скорости
обжига керамических изделий. В качестве отощителя используют: шамот,
кварцевый песок, тальк, золы ТЭЦ и гранулированные шлаки.
ДОБАВКА ПЕНООБРАЗУЮЩАЯ – поверхностно-активные органи-
ческие вещества, понижающие поверхностное натяжение на границе
раздела фаз «жидкость-воздух» и способные при перемешивании с водой
обеспечивать получение технической пены требуемой кратности и стойко-
сти, которые при смешении с компонентами бетонной смеси позволяют
получать бетоны ячеистой или поризованной структуры.
ДОБАВКА ПЛАСТИФИЦИРУЮЩАЯ (пластификатор) – вещества,
увеличивающие подвижность (текучесть, удобоукладываемость) бетон-
ных (растворных) смесей. Д.п. позволяют при сохранении удобоуклады-
ваемости уменьшить содержание воды в бетонной (растворной) смеси и
(или) при неизменном содержании воды значительно увеличить удобоук-
ладываемость.