Армирование конструкций железобетонных пред-

НАПРЯЖЕННЫХ –процесс, включающий в себя заготовку напрягае-

мых элементов, установку их в конструкцию, предварительное натяжение

элементов, отпуск натяжения с передачей его на бетон. Различают две

основные технологические схемы А.п.ж.к.: с натяжением на упоры до

бетонирования конструкции и на бетон после его твердения.

АРМИРОВАНИЕ КОСВЕННОЕ – способ армирования центрально-

сжатых элементов, при котором поперечные усилия воспринимаются

косвенной кольцевой или спиральной арматурой.

АРМОБЕТОН – слабоармированный железобетон, используемый, в

частности, в гидротехническом строительстве.

АРМОБИТЭП – гидроизоляционный строительный материал, отличается

высокой температуроустойчивостью, морозо-, водостойкостью и доста-

точной гибкостью. А. выпускают с мелкозернистой или крупнозернистой

посыпкой. С крупнозернистой посыпкой предназначается для устройства

верхнего слоя кровельного ковра; с мелкозернистой посыпкой используют

для устройства гидроизоляции и подстилающих слоев кровли. Получают

на основе стеклохолста, стеклоткани или стеклосетки, с утолщенной по-

кровной массой из битумно-каучуковых мастик.

АРМОПЛИТА ГИДРОИЗОЛЯЦИОННАЯ – см. плита гидроизоляци-

онная армированная.

АРМОСТЕКЛО – см. стекло армированное.

АРМОЦЕМЕНТ – см. бетон армоцементный, цемент-армоцемент.

АРРЕТИР – механическое приспособление для закрепления чувствитель-

ного элемента или подвижной части точного измерительного прибора

(гальванометра, аналитических весов и др.) в положении, исключающем

поломку при случайных толчках и другие подобны повреждения при

транспортировке.

АРСЕНАЛ – специализированное архитектурное сооружение для произ-

водства и хранения оружия и иных военных запасов (кроме взрывчатых и

легко воспламеняющихся веществ).

АРТ-ДИЗАЙН – одна из линий развития современного дизайна, в кото-

рой отсутствуют различия между функциональным проектированием,

составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким армирование конструкций железобетонных пред- - student2.ru армирование конструкций железобетонных пред- - student2.ru армирование конструкций железобетонных пред- - student2.ru армирование конструкций железобетонных пред- - student2.ru армирование конструкций железобетонных пред- - student2.ru армирование конструкций железобетонных пред- - student2.ru армирование конструкций железобетонных пред- - student2.ru армирование конструкций железобетонных пред- - student2.ru армирование конструкций железобетонных пред- - student2.ru



искусством. Произведения А.д. создают художники дизайна, стремящиеся,

прежде всего, к достижению высокого качества композиции, деталировки

формы, качества поверхности, колорита – даже если они начинают оттес-

нять в угоду художественным, эмоционально-образным достоинствам

такие традиционные ценности классического дизайна, как рациональность,

технологичность и т.д.

АРТЕСОНАДО – деревянный наборный потолок с кессонами, часто

украшенный резьбой и росписью позолотой. А. возникает от пересечения

под прямым углом балок перекрытия. Заимствован из средневекового

мавританского зодчества архитектурой Испании, позже Латинской Аме-

рики.

АРТЕФАКТ – предмет, изготовленный, сделанный человеком.

АРТИКУЛ – тип изделия, товара, его цифровое или буквенное обозначение.

АРТИКУЛ ПРОФИЛЯ – буквенно-цифровое обозначение конкретной

конструкции профиля, входящего в профильную систему, установленное в

рабочих чертежах сечения профиля.

АРХАИЗАЦИЯ – осознанно реализованное в архитектуре или дизайнер-

ском оформлении объектов подражание древним формам.

АРХАИКА – ранний этап исторического развития искусства (период

становления основных форм архитектуры, монументальной скульптуры,

вазописи в Древнем Египте, а также в Древней Греции – VII-V вв. до н.э.).

АРХЕТИП – прообраз, первичная форма, образец. В архитектуре приме-

няется как обозначение первоначального архитектурного образа (напри-

мер, традиционного народного жилища), сложившегося исторически

изначально.

АРХИВОЛЬТ – архитектурная деталь, представляющая собой лепной

архитрав (рельефная окантовка в виде валика или более сложного профи-

ля); криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или

окна, выделяя ее из плоскости стены.

АРХИКАД – см. арчикад.

АРХИТЕКТОНИКА – 1) средство архитектурной композиции, заклю-

чающееся в художественном выявлении конструктивного строения со-

оружения, например распределение архитектурного декора в композиции

произведения зодчества, подчеркивающее зрительную надежность конст-

рукций, устойчивость в соотношении несущих и несомых частей, проч-

ность каркасных узлов, весомость оснований и т.д.; в отличие от качеств

тектоничности (ясном выявлении на поверхности формы ее внутренней

конструкции), А. несет в себе композиционный смысл и является художе-

ственно-образным качеством архитектурной формы; 2) научная дисцип-

лина об использовании зодчеством математики и механики; 3) теория

архитектуры как искусства.

«АРХИТЕКТОНИКА» – группа архитекторов из США (Майами), рабо-

тающих с 1977 г. (Б. Форт-Брешиа, Л. Слеар, Г. Ромни) «А.» проектирует и

строит банки и офисы, отели и жилье, удивительным образом соединяю-

щие в себе откровенный геометрический формализм – комбинации про-

стейших форм: кубов, пирамид, стеклянных плоскостей, возвышающихся

на десятки метров над землей, с отсылками к самым разным историческим

традициям и образам современной архитектуры (сияющему яркими крас-

ками Парфенону, культовым сооружениям майя и ацтеков, полихромным

средневековым соборам, образам Ле Корбюзье, Г. Майеро, Ф. Гери и др).

«А.» использует технику коллажа и заимствований, позволяющих достиг-

нуть высокого уровня поэтичности и, одновременно, раздражающего

вызова.

АРХИТЕКТОНИКА ДЕРЕВА (архитектоника растения) – в декора-

тивной дендрологии – структура кроны декоративного растения – ее фор-

ма, размер, характер роста и разветвленности побегов и ветвей, декоратив-

ность их взаимного расположения.

АРХИТЕКТОР (зодчий) – специалист в области архитектуры, создаю-

щий здания и комплексы зданий, а также более крупные объекты (напри-

мер, целые населенные пункты) в соответствии с функциональными,

конструктивными и эстетическими требованиями. Исторически на Руси

тех, кто возводил сооружения из дерева, называли плотниками, а мастеров,

строивших из камня, – зодчими.

АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР – специалист в области комплексного

проектирования предметно-пространственной среды, основанного на

традициях культуры архитектурного проектирования и понимании задач

оснащения среды современными видами бытового и технического обору-

дования; работающий на стыке областей художественного творчества

(архитектуры и дизайна), ведущий субъект процесса архитектурно-

дизайнерского проектирования.

АРХИТЕКТОРЫ ДИОНИСИЙСКИЕ – древнейшее братство строите-

лей, члены которого участвовали в мистериях (таинствах) в честь бога

Диониса. Знания, которые они хранили в тайне от непосвященных, назы-

вали архитектоникой. Дионисийские мастера возводили храмы, алтари и

театры Диониса и других богов. Строители объединялись в общины, во

главе которых стоял мастер – прообразы позднейших масонских братств и

ремесленных гильдий. Предполагают, что братства дионисийцев, прирав-

ненных к жрецам, руководили постройкой многих знаменитых сооруже-

ний древности: вавилонских зиккуратов, египетских пирамид, храма Со-

ломона в Иерусалиме, минарета Кутб Минар, мавзолея Тадж-Махал в

Индии.

АРХИТЕКТУРА – 1) (зодчество) качественная сторона строительной

деятельности, отражающая эстетические отношения процесса создания

строительного объекта; искусство проектирования и строительства, ре-

шающее эстетические и социальные задачи. А. наряду с живописью и

скульптурой входит в т.н. «триаду главных искусств» (живопись, скульп-

тура, архитектура). В А. взаимосвязаны функциональные, технические,

эстетические начала (польза, прочность, красота). Выразительные средства

А. – композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объѐмов,

фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. 2) Совокупность харак-

теристик сооружений (пропорции, элементы декора и т.п.), которая позво-

ляет их охарактеризовать с точки зрения замысла проектировщика. В этой

связи различают целый ряд различных исторических и географических

типов А. 3) Собственно система зданий и сооружений, формирующая

пространственную среду для жизнедеятельности людей.

АРХИТЕКТУРА АВТОДОРОГ – 1) система сооружений, формирую-

щая совместно с окружающим ландшафтом пространственную среду для

участников дорожного движения; 2) также само искусство прокладывать

дорогу с необходимым комплексом сооружений, обеспечивающим удоб-

ное и безопасное движение в гармоничном сочетании с ландшафтом.

АРХИТЕКТУРА АНТИЧНАЯ – архитектура древних стран Средизем-

номорья (древних греков и римлян) и находившихся под непосредствен-

ным влиянием этого искусства регионов. Хронологически охватывает

период от III-II тыс. до н.э. (искусство Крита и Микен) до V в. н.э. (падение

Римской империи). В античную эпоху был создан классический тип жило-

го дома (мегарон; вилла), выработана композиция античного храма (амфи-

простиль; диптер; периптер; простиль; псеадопериптер; толос). В древне-

греческой архитектуре сложилось понятие ордера, получившее развитие в

Древнем Риме. В отличие от древнегреческих мастеров, которые исполь-

зовали преимущественно горизонтальные – архитравные перекрытия и

возводили здания из тесаных камней – квадров, римляне заимствовали в

странах Ближнего Востока арку и свод, усилили пространственность

архитектурной композиции, применяли новые материалы и композицион-

ные приемы (строили из кирпича и так называемого римского бетона),

поэтому их здания, в первую очередь дворцы и храмы, требовали мрамор-

ной облицовки. Римляне использовали преимущественно коринфский

архитектурный ордер, как самый пышный, и добавили к существовавшим

прежде композитный («сложный»). Они создали новые типы зрелищных,

утилитарных и триумфальных сооружений: акведуки, виадуки, амфитеат-

ры, триумфальные арки и колонны, термы и форумы.

АРХИТЕКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ – архитектура участников и объек-

тов, относящихся к безопасности, и вся совокупность процедур информа-

ции и потоков информации для реализации характеристик безопасности.

«АРХИТЕКТУРА БУМАЖНАЯ» – жанр архитектурного высказыва-

ния, активно использующий графический язык изобразительного искусст-

ва (офорт, гравюра, язык мультипликации, книжной графики, комикса,

прием раскадровки). «А.б.» заведомо ориентирована на творческую неза-

висимость от реализации, архитектурно-производственной практики и

зачастую подменяет разработку функциональных проектов отвлеченным

выражением мировоззрения автора с помощью средств художественно-

графического или концептуально-пространственного дизайна. Проекты

«А.б.» отличаются особым стилем подачи, сценографичностью простран-

ственного построения, соединением вербального и визуального языков,

наличием разъясняющих смысл текстов, свободно оперирует образными

метафорами, активно привлекает в арсенал художественных средств лите-

ратурные «легенды» как основу построения архитектурно-

художественной концепции.

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИЙСКАЯ – архитектура, сложившаяся после

объявления императором Константином в 330 г. Византия (Константино-

поля, ныне – Стамбула) столицей римской империи. Синтезировала элли-

нистический, римский и раннехристианский стили; на Западе уступила

место романскому стилю, в Восточной империи развивалась до падения

Константинополя в 1453 г., породив тип центрально-купольной храмовой

архитектуры, распространившийся на Балканах, Древней Руси, Ближнем

Востоке.

АРХИТЕКТУРА ВОЕННАЯ – общепринятое в XVI-XVII вв. название

фортификационной архитектуры; см. архитектура фортификационная.

АРХИТЕКТУРА ГРАЖДАНСКАЯ – архитектура зданий и сооружений

жилого и общественного назначения и их комплексов.

АРХИТЕКТУРА ДЕРЕВЯННАЯ – искусство строить из дерева; глав-

ные конструктивные системы – срубная (постройки из брѐвен – дома,

храмы, хозяйственные сооружения стран Восточной и Северной Европы)

и каркасная (вертикальные столбы, горизонтальные ригели, раскосы –

европейский фахверк, постройки Восточной и Юго-Восточной Азии,

Африки, Америки, Океании). Развивавшаяся с древности Д.а. отличается

простотой исходных геометрических форм и богатством их комбинаций,

выразительным использованием фактуры и текстуры дерева, декоратив-

ной резьбы и росписи. Применение антисептиков, антипиренов, прессова-

ние и склеивание древесины, а особенно промышленная переработка

дерева (плиты, объѐмные элементы) сделали Д.а. эффективной в строи-

тельстве современных промышленных, сельскохозяйственных, общест-

венных и жилых зданий.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ – обобщенное название архи-

тектуры древнегреческих полисов, специфика А.д. наиболее ярко выраже-

на в сооружениях классического периода, длившегося с VII по IV в. до н.

э.; ее высшее достижение – афинский Парфенон (около 449-444 гг. до н.э.),

образец пропорционального гармоничного архитектурного стиля, вечный

идеал хорошего вкуса.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ – архитектура одного из

раннерабовладельческих обществ Древнего Востока, выработавшая мно-

гие классические формы и типы каменных сооружений (пирамида, колон-

на, обелиск), искусно сочетавшихся со скульптурой, живописью и релье-

фом. Основные этапы развития А.д. складывались длительное время (с III

тыс. до н.э. до приблизительно III в. до н.э.), в течение которого откристал-

лизовывался опыт многих поколений зодчих.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРИМСКАЯ – постройки древних римлян,



главным образом монументальные общественные (бани, амфитеатры,

акведуки и пр.) и фортификационные (Стена Адриана) сооружения, заго-

родные виллы. Римляне заново (после египтян) открыли кирпич и бетон, к

I в. до н.э. овладели искусством возведения массивных сводов (им принад-

лежит идея крестового свода) и куполов. Именно им, а также аркам, а не

колоннам, римляне, в отличие от древних греков, отдавали предпочтение.

АРХИТЕКТУРА ИСЛАМСКАЯ – на ранних этапах развития исламские

постройки нередко возводились на базе существовавших античных и

христианских сооружений. Поворотным пунктом стало возведение мечети

Омара в Иерусалиме, известная под названием «Купол Скалы» (685-691).

В VIII в. начали строиться первые минареты. Развитая городская А.и.,

декоративная по характеру, использующая кирпич, изразцы и штукатурку,

обособилась от византийской и эллинистической традиции и распростра-

нилась со временем в ареале: Испания, Западная Африка, Центральная

Азия, Индия и Индонезия.

АРХИТЕКТУРА ЛАНДШАФТНАЯ – вид искусства (область архитек-

туры), целью которого является организация пространственной среды с

помощью природного материала, приводящая к эстетической гармонии

пластические особенности существующего рельефа, а также гармониче-

ское сочетание с ландшафтом архитектурных объектов. В сущности, А.л. –

искусство создавать гармоническое сочетание естественного ландшафта с

освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитек-

турными комплексами и сооружениями с учетом функциональных, эсте-

тических, технико-экономических требований.

АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ – небольшие сооружения, исполь-

зуемые для организации открытых пространств и дополняющие архитек-

турно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют

функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемори-

альное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благо-

устройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).

АРХИТЕКТУРА НАРОДНАЯ – область архитектурного творчества, в

которой господствуют стойкие, этнически обусловленные местные тради-

ции строительного ремесла, восстанавливаются схемы планировочной и

объемно-пространственной застройки поселений, жилых комплексов и

отдельных зданий и сооружений, складывавшиеся веками, сохраняется

традиционное построение архитектурно-ландшафтных образов.

АРХИТЕКТУРА ОРГАНИЧЕСКАЯ – направление в зарубежном

архитектурно-дизайнерском творчестве начала XX в., оказавшее влияние

на развитие современной архитектуры Запада. Основные принципы и

композиционные приемы А.о.: соответствие каждого сооружения индиви-

дуальным задачам и условиям конкретного строительства (преимущест-

венно виллы, особняки, загородные отели и т.д.), обусловленный конкрет-

ной функцией и природной средой; отказ от урбанистических индустри-

альных методов, строительство из естественных материалов; учет местных

бытовых и строительных традиций; создание единого перетекающего

пространства, связь с окружающей природой, «интегральность» (единство,

цельность) в архитектуре, «свободное пространство», не разделенное

внутри здания на изолированные помещения и по возможности объеди-

ненное с окружающим внешним пространством; упрощение и укрупнение

архитектурных форм.

АРХИТЕКТУРА ОТТОМАНСКАЯ – турецкая исламская архитектура с

конца XIV до первых десятилетий XX в. во время правления тридцати

восьми султанов династии Османов в Юго-Восточной Европе (на Балка-

нах), Северной Африке, Анатолии и на Ближнем Востоке.

АРХИТЕКТУРА ОТТОНСКАЯ – архитектурный стиль в Германии

характерный для временного отрезка между Каролингским и романским

стилем и сочетающий в себе одновременно чертами как каролингского,

так и романского стилей.

АРХИТЕКТУРА ПАРКОВАЯ – композиция зеленых масс путем новых

посадок или реконструкции существующих в сочетании с природным

ландшафтом, искусственными сооружениями, зданиями и декоративными

формами, аллеями, дорогами, создающая парковый ансамбль, подчинен-

ный определенному художественному замыслу. См. также архитектура

ландшафтная.

АРХИТЕКТУРА ПРОМЫШЛЕННАЯ – архитектура сооружений и

комплексов производственного назначения.

АРХИТЕКТУРА РАННЕХРИСТИАНСКАЯ – христианские культо-

вые сооружения, строились с III в., в частности, помещения для собраний,

катакомбы, мартириумы. После принятия христианства императором

Константином (312 г.) и до появления центрических византийских соору-

жений основным типом храмовой постройки была заимствованная в Риме

базилика.

АРХИТЕКТУРА САДОВО-ПАРКОВАЯ – см. архитектура ланд-

шафтная.

АРХИТЕКТУРА СООРУЖЕНИЙ – вид архитектуры, к которому

относится проектирование и возведение всевозможного назначения, жи-

лые дома, общественные здания (школы больницы, стадионы, магазины),

промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции, различные

производства).

АРХИТЕКТУРА УВРАЖНАЯ – здания, сооружения, формы которых

механически повторяют изображения фасадов, приведенных в увражах

(пышных, богато иллюстрированных художественных изданиях большого

формата, состоящих, как правило, из гравюр). Обычно под У.а. подразуме-

вается копирование канонических образцов классической архитектуры.

АРХИТЕКТУРА ФОРТИФИКАЦИОННАЯ – 1) раздел архитектуры,

занимающийся проблемами возведения укреплений и всякого рода по-

строек, имеющих военное значение. Выделение А.ф. в самостоятельный

раздел обусловлено специфичностью стоящих перед ней задач, требова-

ний к характеристикам фортификационных сооружений и, в некоторой

степени, закрытостью сферы фортификационной деятельности, связанной

(как и все, относящееся к вопросам обороны государства) с определенной

степенью секретности. 2) Собственно сама система фортификационных

сооружений.

АРХИТЕКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – новое направление в архитек-

туре, стремящееся приблизить человека к природе, учесть при проектиро-

вании и строительстве экологические и социально-экологические потреб-

ности конкретного человека от его рождения до глубокой старости.

АРХИТЕКТУРА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ – архитектура Древней

Греции, ряда стран Восточного Средиземноморья, Передней, Центральной

и Средней Азии последней четверти IV-I вв. до н.э.

АРХИТЕКТУРА ЭТРУССКАЯ – стиль построек предшественников

римлян в Италии, от которых до нашего времени сохранились лишь стены

этрусских городов и богато украшенные гробницы.

АРХИТРАВ – 1) в классической архитектуре нижняя из трех горизон-

тальных частей антаблемента (две верхние составляют фриз и карниз), его

несущая балка; другое название – эпистиль; 2) более широко – балка,

опирающаяся непосредственно на вертикальные опоры: столбы, колонны

или пилоны.

АРЧИКАД (ArchiCAD) – система автоматизированного архитектурного

проектирования, разработанная компанией Graphisoft. Начиная с двена-

дцатой версии продукта, используется технология Виртуального Здания

(Virtual Building), реализованы самые современные разработки, позво-

ляющие выполнять в Virtual Building Model изображения секций, фасадов

зданий и т.д. весьма реалистично.

АРЫК – название канала оросительной сети в Средней Азии, Казахстане,

Закавказье, арабских странах, Турции, Афганистане и др.

АРЬЕРСЦЕНА – часть сцены, занимающая пространство позади основ-

ной игровой сценической площадки (планшета сцены), резервное поме-

щение для установки декораций, создающих иллюзию пространства

большой глубины.

АСАК – отдельный очаг с плитой для приготовления пищи в традицион-

ном башкирском народном жилище.

АСБЕСТ (горный лѐн) – обобщѐнное название минералов класса силика-

тов (групп серпентина и амфибола), образующих тонковолокнистые агре-

гаты, способные при механическом воздействии разделяться на тончайшие

и весьма прочные волоконца. А. отличается высокой прочностью и темпе-

ратуростойкостью; широко применялся в качестве несгораемого изоляци-

онного материала, в настоящее время признан ядовитым. Из А. произво-

дятся огнестойкие (tпл около 1500°C), щѐлоче- и кислотоупорные, нетепло-

проводные диэлектрики; используется также как наполнитель пластмасс,

асбестоцементов, материал для огнестойких и теплоизоляционных изде-

лий.

АСБЕСТ ХРИЗОТИЛОВЫЙ (галя, хризотил-асбест) – частицы сопут-

ствующей породы размером от 0,4 до 4,8 мм. А.х. – разновидность асбеста,

имеющая наибольшее промышленное значение; используется при произ-

водстве асбоцементных листов, труб и других строительных материалов.

АСБЕСТОЦЕМЕНТ – см. цемент асбестовый.

АСБОЗУРИТ – сыпучий теплоизоляционный материал, представляющий

собой порошкообразную смесь, состоящую из 15-30% (по массе) асбесто-

вого волокна и 70-85% трепела (диатомита).

АСБОКРОШКА – обработанное асбестовое волокно, состоящее из смеси

волокон различной длины. Применяется при производстве асбестотехни-

ческих и асбоцементных изделий.

АСБОПЕСКОЛИТ – кислотно-щелочестойкий материал, представляю-

щий собой асфальтопековую пластическую массу (смесь измельченного

асбеста с каменноугольным песком и инфузорной землей). Применяется

для изготовления кислотостойких труб и плит, а также прессованных

изделий.

АСБОПЛАСТИК – см. пластик асбестовый.

АСБОТКАНЬ – см. ткань асбестовая.

АСБОФАНЕРА – плоские листовые (в отличие от волнистых асбоце-

ментных листов – шифера) асбоцементные (асбестоцементные) строи-

тельные изделия, изготовляемые из смеси распушенного асбеста, порт-

ландцемента и воды.

АСБОЦЕМЕНТ – см. цемент асбестовый.

АСБОШИФЕР – листовой строительный материал, изготовленный из

асбестоцемента. Применяется в основном как кровельное покрытие.

АСЕТЬ – часть овина, отводившаяся для сушки снопов.

АСКУЭ – автоматизированная система контроля и управления электро-

снабжением.

АСНОВА – аббревиатура от «ассоциация новых архитекторов»; см. ассо-

циация новых архитекторов.

АСП – аббревиатура от «автоматизированная среда проектирования»; см.

среда проектирования автоматизированная.

АСПЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ – краткое выражение обобщенного

содержания устанавливаемых стандартом требований.

АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – элемент деятельности организации, ее

продукция или услуги, которые могут оказывать воздействие на окру-

жающую среду, при этом важным считается тот А.э., который оказывает

или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.

АСПИД – 1) см. шунгит; 2) устаревшее название яшмы; 3) применявшая-

ся в прошлом в России серая клеевая краска для малярных работ, с из-

мельченным сланцем в основе.

АСПИРАТОР – прибор для отбора проб воздуха или газов с целью опре-

деления их химического состава, содержания в них пыли, влаги и других

примесей.



АСПИРАЦИЯ – процесс удаления пыли и газов, образующихся в про-

цессе работы технологического оборудования с места их образования с

целью предотвращения загрязнения производственных помещений с

последующей транспортировкой и очисткой воздуха очищаемых помеще-

ний.

АСПТ – аббревиатура от «автоматическая система пожаротушения»; см.

система пожаротушения автоматическая.

АССАМБЛЕЙНАЯ – в царской России зала во дворце или доме вельмо-

жи, предназначенная для балов и увеселений, а также для свободного

общения дворян.

АССАМБЛЯЖ – 1) понятие современного искусства, связанное с воз-

никновением произведений, сделанных из материалов или предметов,

первоначально созданных для других целей. Методами А. пользовались П.

Пикассо, В. Татлин, использовавшие в своих рельефах самые различные

материалы и предметы. 2) см. паркет наборный.

АССЕНИЗАЦИЯ – система очистки неканализованных населѐнных мест,

главным образом, вывозом жидких отбросов и нечистот из выгребов. А.

включает их сбор, временное хранение, вывоз, обезвреживание и утилиза-

цию.

Наши рекомендации