Армирование конструкций железобетонных пред-
НАПРЯЖЕННЫХ –процесс, включающий в себя заготовку напрягае-
мых элементов, установку их в конструкцию, предварительное натяжение
элементов, отпуск натяжения с передачей его на бетон. Различают две
основные технологические схемы А.п.ж.к.: с натяжением на упоры до
бетонирования конструкции и на бетон после его твердения.
АРМИРОВАНИЕ КОСВЕННОЕ – способ армирования центрально-
сжатых элементов, при котором поперечные усилия воспринимаются
косвенной кольцевой или спиральной арматурой.
АРМОБЕТОН – слабоармированный железобетон, используемый, в
частности, в гидротехническом строительстве.
АРМОБИТЭП – гидроизоляционный строительный материал, отличается
высокой температуроустойчивостью, морозо-, водостойкостью и доста-
точной гибкостью. А. выпускают с мелкозернистой или крупнозернистой
посыпкой. С крупнозернистой посыпкой предназначается для устройства
верхнего слоя кровельного ковра; с мелкозернистой посыпкой используют
для устройства гидроизоляции и подстилающих слоев кровли. Получают
на основе стеклохолста, стеклоткани или стеклосетки, с утолщенной по-
кровной массой из битумно-каучуковых мастик.
АРМОПЛИТА ГИДРОИЗОЛЯЦИОННАЯ – см. плита гидроизоляци-
онная армированная.
АРМОСТЕКЛО – см. стекло армированное.
АРМОЦЕМЕНТ – см. бетон армоцементный, цемент-армоцемент.
АРРЕТИР – механическое приспособление для закрепления чувствитель-
ного элемента или подвижной части точного измерительного прибора
(гальванометра, аналитических весов и др.) в положении, исключающем
поломку при случайных толчках и другие подобны повреждения при
транспортировке.
АРСЕНАЛ – специализированное архитектурное сооружение для произ-
водства и хранения оружия и иных военных запасов (кроме взрывчатых и
легко воспламеняющихся веществ).
АРТ-ДИЗАЙН – одна из линий развития современного дизайна, в кото-
рой отсутствуют различия между функциональным проектированием,
составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким
искусством. Произведения А.д. создают художники дизайна, стремящиеся,
прежде всего, к достижению высокого качества композиции, деталировки
формы, качества поверхности, колорита – даже если они начинают оттес-
нять в угоду художественным, эмоционально-образным достоинствам
такие традиционные ценности классического дизайна, как рациональность,
технологичность и т.д.
АРТЕСОНАДО – деревянный наборный потолок с кессонами, часто
украшенный резьбой и росписью позолотой. А. возникает от пересечения
под прямым углом балок перекрытия. Заимствован из средневекового
мавританского зодчества архитектурой Испании, позже Латинской Аме-
рики.
АРТЕФАКТ – предмет, изготовленный, сделанный человеком.
АРТИКУЛ – тип изделия, товара, его цифровое или буквенное обозначение.
АРТИКУЛ ПРОФИЛЯ – буквенно-цифровое обозначение конкретной
конструкции профиля, входящего в профильную систему, установленное в
рабочих чертежах сечения профиля.
АРХАИЗАЦИЯ – осознанно реализованное в архитектуре или дизайнер-
ском оформлении объектов подражание древним формам.
АРХАИКА – ранний этап исторического развития искусства (период
становления основных форм архитектуры, монументальной скульптуры,
вазописи в Древнем Египте, а также в Древней Греции – VII-V вв. до н.э.).
АРХЕТИП – прообраз, первичная форма, образец. В архитектуре приме-
няется как обозначение первоначального архитектурного образа (напри-
мер, традиционного народного жилища), сложившегося исторически
изначально.
АРХИВОЛЬТ – архитектурная деталь, представляющая собой лепной
архитрав (рельефная окантовка в виде валика или более сложного профи-
ля); криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или
окна, выделяя ее из плоскости стены.
АРХИКАД – см. арчикад.
АРХИТЕКТОНИКА – 1) средство архитектурной композиции, заклю-
чающееся в художественном выявлении конструктивного строения со-
оружения, например распределение архитектурного декора в композиции
произведения зодчества, подчеркивающее зрительную надежность конст-
рукций, устойчивость в соотношении несущих и несомых частей, проч-
ность каркасных узлов, весомость оснований и т.д.; в отличие от качеств
тектоничности (ясном выявлении на поверхности формы ее внутренней
конструкции), А. несет в себе композиционный смысл и является художе-
ственно-образным качеством архитектурной формы; 2) научная дисцип-
лина об использовании зодчеством математики и механики; 3) теория
архитектуры как искусства.
«АРХИТЕКТОНИКА» – группа архитекторов из США (Майами), рабо-
тающих с 1977 г. (Б. Форт-Брешиа, Л. Слеар, Г. Ромни) «А.» проектирует и
строит банки и офисы, отели и жилье, удивительным образом соединяю-
щие в себе откровенный геометрический формализм – комбинации про-
стейших форм: кубов, пирамид, стеклянных плоскостей, возвышающихся
на десятки метров над землей, с отсылками к самым разным историческим
традициям и образам современной архитектуры (сияющему яркими крас-
ками Парфенону, культовым сооружениям майя и ацтеков, полихромным
средневековым соборам, образам Ле Корбюзье, Г. Майеро, Ф. Гери и др).
«А.» использует технику коллажа и заимствований, позволяющих достиг-
нуть высокого уровня поэтичности и, одновременно, раздражающего
вызова.
АРХИТЕКТОНИКА ДЕРЕВА (архитектоника растения) – в декора-
тивной дендрологии – структура кроны декоративного растения – ее фор-
ма, размер, характер роста и разветвленности побегов и ветвей, декоратив-
ность их взаимного расположения.
АРХИТЕКТОР (зодчий) – специалист в области архитектуры, создаю-
щий здания и комплексы зданий, а также более крупные объекты (напри-
мер, целые населенные пункты) в соответствии с функциональными,
конструктивными и эстетическими требованиями. Исторически на Руси
тех, кто возводил сооружения из дерева, называли плотниками, а мастеров,
строивших из камня, – зодчими.
АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР – специалист в области комплексного
проектирования предметно-пространственной среды, основанного на
традициях культуры архитектурного проектирования и понимании задач
оснащения среды современными видами бытового и технического обору-
дования; работающий на стыке областей художественного творчества
(архитектуры и дизайна), ведущий субъект процесса архитектурно-
дизайнерского проектирования.
АРХИТЕКТОРЫ ДИОНИСИЙСКИЕ – древнейшее братство строите-
лей, члены которого участвовали в мистериях (таинствах) в честь бога
Диониса. Знания, которые они хранили в тайне от непосвященных, назы-
вали архитектоникой. Дионисийские мастера возводили храмы, алтари и
театры Диониса и других богов. Строители объединялись в общины, во
главе которых стоял мастер – прообразы позднейших масонских братств и
ремесленных гильдий. Предполагают, что братства дионисийцев, прирав-
ненных к жрецам, руководили постройкой многих знаменитых сооруже-
ний древности: вавилонских зиккуратов, египетских пирамид, храма Со-
ломона в Иерусалиме, минарета Кутб Минар, мавзолея Тадж-Махал в
Индии.
АРХИТЕКТУРА – 1) (зодчество) качественная сторона строительной
деятельности, отражающая эстетические отношения процесса создания
строительного объекта; искусство проектирования и строительства, ре-
шающее эстетические и социальные задачи. А. наряду с живописью и
скульптурой входит в т.н. «триаду главных искусств» (живопись, скульп-
тура, архитектура). В А. взаимосвязаны функциональные, технические,
эстетические начала (польза, прочность, красота). Выразительные средства
А. – композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объѐмов,
фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. 2) Совокупность харак-
теристик сооружений (пропорции, элементы декора и т.п.), которая позво-
ляет их охарактеризовать с точки зрения замысла проектировщика. В этой
связи различают целый ряд различных исторических и географических
типов А. 3) Собственно система зданий и сооружений, формирующая
пространственную среду для жизнедеятельности людей.
АРХИТЕКТУРА АВТОДОРОГ – 1) система сооружений, формирую-
щая совместно с окружающим ландшафтом пространственную среду для
участников дорожного движения; 2) также само искусство прокладывать
дорогу с необходимым комплексом сооружений, обеспечивающим удоб-
ное и безопасное движение в гармоничном сочетании с ландшафтом.
АРХИТЕКТУРА АНТИЧНАЯ – архитектура древних стран Средизем-
номорья (древних греков и римлян) и находившихся под непосредствен-
ным влиянием этого искусства регионов. Хронологически охватывает
период от III-II тыс. до н.э. (искусство Крита и Микен) до V в. н.э. (падение
Римской империи). В античную эпоху был создан классический тип жило-
го дома (мегарон; вилла), выработана композиция античного храма (амфи-
простиль; диптер; периптер; простиль; псеадопериптер; толос). В древне-
греческой архитектуре сложилось понятие ордера, получившее развитие в
Древнем Риме. В отличие от древнегреческих мастеров, которые исполь-
зовали преимущественно горизонтальные – архитравные перекрытия и
возводили здания из тесаных камней – квадров, римляне заимствовали в
странах Ближнего Востока арку и свод, усилили пространственность
архитектурной композиции, применяли новые материалы и композицион-
ные приемы (строили из кирпича и так называемого римского бетона),
поэтому их здания, в первую очередь дворцы и храмы, требовали мрамор-
ной облицовки. Римляне использовали преимущественно коринфский
архитектурный ордер, как самый пышный, и добавили к существовавшим
прежде композитный («сложный»). Они создали новые типы зрелищных,
утилитарных и триумфальных сооружений: акведуки, виадуки, амфитеат-
ры, триумфальные арки и колонны, термы и форумы.
АРХИТЕКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ – архитектура участников и объек-
тов, относящихся к безопасности, и вся совокупность процедур информа-
ции и потоков информации для реализации характеристик безопасности.
«АРХИТЕКТУРА БУМАЖНАЯ» – жанр архитектурного высказыва-
ния, активно использующий графический язык изобразительного искусст-
ва (офорт, гравюра, язык мультипликации, книжной графики, комикса,
прием раскадровки). «А.б.» заведомо ориентирована на творческую неза-
висимость от реализации, архитектурно-производственной практики и
зачастую подменяет разработку функциональных проектов отвлеченным
выражением мировоззрения автора с помощью средств художественно-
графического или концептуально-пространственного дизайна. Проекты
«А.б.» отличаются особым стилем подачи, сценографичностью простран-
ственного построения, соединением вербального и визуального языков,
наличием разъясняющих смысл текстов, свободно оперирует образными
метафорами, активно привлекает в арсенал художественных средств лите-
ратурные «легенды» как основу построения архитектурно-
художественной концепции.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИЙСКАЯ – архитектура, сложившаяся после
объявления императором Константином в 330 г. Византия (Константино-
поля, ныне – Стамбула) столицей римской империи. Синтезировала элли-
нистический, римский и раннехристианский стили; на Западе уступила
место романскому стилю, в Восточной империи развивалась до падения
Константинополя в 1453 г., породив тип центрально-купольной храмовой
архитектуры, распространившийся на Балканах, Древней Руси, Ближнем
Востоке.
АРХИТЕКТУРА ВОЕННАЯ – общепринятое в XVI-XVII вв. название
фортификационной архитектуры; см. архитектура фортификационная.
АРХИТЕКТУРА ГРАЖДАНСКАЯ – архитектура зданий и сооружений
жилого и общественного назначения и их комплексов.
АРХИТЕКТУРА ДЕРЕВЯННАЯ – искусство строить из дерева; глав-
ные конструктивные системы – срубная (постройки из брѐвен – дома,
храмы, хозяйственные сооружения стран Восточной и Северной Европы)
и каркасная (вертикальные столбы, горизонтальные ригели, раскосы –
европейский фахверк, постройки Восточной и Юго-Восточной Азии,
Африки, Америки, Океании). Развивавшаяся с древности Д.а. отличается
простотой исходных геометрических форм и богатством их комбинаций,
выразительным использованием фактуры и текстуры дерева, декоратив-
ной резьбы и росписи. Применение антисептиков, антипиренов, прессова-
ние и склеивание древесины, а особенно промышленная переработка
дерева (плиты, объѐмные элементы) сделали Д.а. эффективной в строи-
тельстве современных промышленных, сельскохозяйственных, общест-
венных и жилых зданий.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ – обобщенное название архи-
тектуры древнегреческих полисов, специфика А.д. наиболее ярко выраже-
на в сооружениях классического периода, длившегося с VII по IV в. до н.
э.; ее высшее достижение – афинский Парфенон (около 449-444 гг. до н.э.),
образец пропорционального гармоничного архитектурного стиля, вечный
идеал хорошего вкуса.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ – архитектура одного из
раннерабовладельческих обществ Древнего Востока, выработавшая мно-
гие классические формы и типы каменных сооружений (пирамида, колон-
на, обелиск), искусно сочетавшихся со скульптурой, живописью и релье-
фом. Основные этапы развития А.д. складывались длительное время (с III
тыс. до н.э. до приблизительно III в. до н.э.), в течение которого откристал-
лизовывался опыт многих поколений зодчих.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРИМСКАЯ – постройки древних римлян,
главным образом монументальные общественные (бани, амфитеатры,
акведуки и пр.) и фортификационные (Стена Адриана) сооружения, заго-
родные виллы. Римляне заново (после египтян) открыли кирпич и бетон, к
I в. до н.э. овладели искусством возведения массивных сводов (им принад-
лежит идея крестового свода) и куполов. Именно им, а также аркам, а не
колоннам, римляне, в отличие от древних греков, отдавали предпочтение.
АРХИТЕКТУРА ИСЛАМСКАЯ – на ранних этапах развития исламские
постройки нередко возводились на базе существовавших античных и
христианских сооружений. Поворотным пунктом стало возведение мечети
Омара в Иерусалиме, известная под названием «Купол Скалы» (685-691).
В VIII в. начали строиться первые минареты. Развитая городская А.и.,
декоративная по характеру, использующая кирпич, изразцы и штукатурку,
обособилась от византийской и эллинистической традиции и распростра-
нилась со временем в ареале: Испания, Западная Африка, Центральная
Азия, Индия и Индонезия.
АРХИТЕКТУРА ЛАНДШАФТНАЯ – вид искусства (область архитек-
туры), целью которого является организация пространственной среды с
помощью природного материала, приводящая к эстетической гармонии
пластические особенности существующего рельефа, а также гармониче-
ское сочетание с ландшафтом архитектурных объектов. В сущности, А.л. –
искусство создавать гармоническое сочетание естественного ландшафта с
освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитек-
турными комплексами и сооружениями с учетом функциональных, эсте-
тических, технико-экономических требований.
АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ – небольшие сооружения, исполь-
зуемые для организации открытых пространств и дополняющие архитек-
турно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют
функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемори-
альное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благо-
устройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).
АРХИТЕКТУРА НАРОДНАЯ – область архитектурного творчества, в
которой господствуют стойкие, этнически обусловленные местные тради-
ции строительного ремесла, восстанавливаются схемы планировочной и
объемно-пространственной застройки поселений, жилых комплексов и
отдельных зданий и сооружений, складывавшиеся веками, сохраняется
традиционное построение архитектурно-ландшафтных образов.
АРХИТЕКТУРА ОРГАНИЧЕСКАЯ – направление в зарубежном
архитектурно-дизайнерском творчестве начала XX в., оказавшее влияние
на развитие современной архитектуры Запада. Основные принципы и
композиционные приемы А.о.: соответствие каждого сооружения индиви-
дуальным задачам и условиям конкретного строительства (преимущест-
венно виллы, особняки, загородные отели и т.д.), обусловленный конкрет-
ной функцией и природной средой; отказ от урбанистических индустри-
альных методов, строительство из естественных материалов; учет местных
бытовых и строительных традиций; создание единого перетекающего
пространства, связь с окружающей природой, «интегральность» (единство,
цельность) в архитектуре, «свободное пространство», не разделенное
внутри здания на изолированные помещения и по возможности объеди-
ненное с окружающим внешним пространством; упрощение и укрупнение
архитектурных форм.
АРХИТЕКТУРА ОТТОМАНСКАЯ – турецкая исламская архитектура с
конца XIV до первых десятилетий XX в. во время правления тридцати
восьми султанов династии Османов в Юго-Восточной Европе (на Балка-
нах), Северной Африке, Анатолии и на Ближнем Востоке.
АРХИТЕКТУРА ОТТОНСКАЯ – архитектурный стиль в Германии
характерный для временного отрезка между Каролингским и романским
стилем и сочетающий в себе одновременно чертами как каролингского,
так и романского стилей.
АРХИТЕКТУРА ПАРКОВАЯ – композиция зеленых масс путем новых
посадок или реконструкции существующих в сочетании с природным
ландшафтом, искусственными сооружениями, зданиями и декоративными
формами, аллеями, дорогами, создающая парковый ансамбль, подчинен-
ный определенному художественному замыслу. См. также архитектура
ландшафтная.
АРХИТЕКТУРА ПРОМЫШЛЕННАЯ – архитектура сооружений и
комплексов производственного назначения.
АРХИТЕКТУРА РАННЕХРИСТИАНСКАЯ – христианские культо-
вые сооружения, строились с III в., в частности, помещения для собраний,
катакомбы, мартириумы. После принятия христианства императором
Константином (312 г.) и до появления центрических византийских соору-
жений основным типом храмовой постройки была заимствованная в Риме
базилика.
АРХИТЕКТУРА САДОВО-ПАРКОВАЯ – см. архитектура ланд-
шафтная.
АРХИТЕКТУРА СООРУЖЕНИЙ – вид архитектуры, к которому
относится проектирование и возведение всевозможного назначения, жи-
лые дома, общественные здания (школы больницы, стадионы, магазины),
промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции, различные
производства).
АРХИТЕКТУРА УВРАЖНАЯ – здания, сооружения, формы которых
механически повторяют изображения фасадов, приведенных в увражах
(пышных, богато иллюстрированных художественных изданиях большого
формата, состоящих, как правило, из гравюр). Обычно под У.а. подразуме-
вается копирование канонических образцов классической архитектуры.
АРХИТЕКТУРА ФОРТИФИКАЦИОННАЯ – 1) раздел архитектуры,
занимающийся проблемами возведения укреплений и всякого рода по-
строек, имеющих военное значение. Выделение А.ф. в самостоятельный
раздел обусловлено специфичностью стоящих перед ней задач, требова-
ний к характеристикам фортификационных сооружений и, в некоторой
степени, закрытостью сферы фортификационной деятельности, связанной
(как и все, относящееся к вопросам обороны государства) с определенной
степенью секретности. 2) Собственно сама система фортификационных
сооружений.
АРХИТЕКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – новое направление в архитек-
туре, стремящееся приблизить человека к природе, учесть при проектиро-
вании и строительстве экологические и социально-экологические потреб-
ности конкретного человека от его рождения до глубокой старости.
АРХИТЕКТУРА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ – архитектура Древней
Греции, ряда стран Восточного Средиземноморья, Передней, Центральной
и Средней Азии последней четверти IV-I вв. до н.э.
АРХИТЕКТУРА ЭТРУССКАЯ – стиль построек предшественников
римлян в Италии, от которых до нашего времени сохранились лишь стены
этрусских городов и богато украшенные гробницы.
АРХИТРАВ – 1) в классической архитектуре нижняя из трех горизон-
тальных частей антаблемента (две верхние составляют фриз и карниз), его
несущая балка; другое название – эпистиль; 2) более широко – балка,
опирающаяся непосредственно на вертикальные опоры: столбы, колонны
или пилоны.
АРЧИКАД (ArchiCAD) – система автоматизированного архитектурного
проектирования, разработанная компанией Graphisoft. Начиная с двена-
дцатой версии продукта, используется технология Виртуального Здания
(Virtual Building), реализованы самые современные разработки, позво-
ляющие выполнять в Virtual Building Model изображения секций, фасадов
зданий и т.д. весьма реалистично.
АРЫК – название канала оросительной сети в Средней Азии, Казахстане,
Закавказье, арабских странах, Турции, Афганистане и др.
АРЬЕРСЦЕНА – часть сцены, занимающая пространство позади основ-
ной игровой сценической площадки (планшета сцены), резервное поме-
щение для установки декораций, создающих иллюзию пространства
большой глубины.
АСАК – отдельный очаг с плитой для приготовления пищи в традицион-
ном башкирском народном жилище.
АСБЕСТ (горный лѐн) – обобщѐнное название минералов класса силика-
тов (групп серпентина и амфибола), образующих тонковолокнистые агре-
гаты, способные при механическом воздействии разделяться на тончайшие
и весьма прочные волоконца. А. отличается высокой прочностью и темпе-
ратуростойкостью; широко применялся в качестве несгораемого изоляци-
онного материала, в настоящее время признан ядовитым. Из А. произво-
дятся огнестойкие (tпл около 1500°C), щѐлоче- и кислотоупорные, нетепло-
проводные диэлектрики; используется также как наполнитель пластмасс,
асбестоцементов, материал для огнестойких и теплоизоляционных изде-
лий.
АСБЕСТ ХРИЗОТИЛОВЫЙ (галя, хризотил-асбест) – частицы сопут-
ствующей породы размером от 0,4 до 4,8 мм. А.х. – разновидность асбеста,
имеющая наибольшее промышленное значение; используется при произ-
водстве асбоцементных листов, труб и других строительных материалов.
АСБЕСТОЦЕМЕНТ – см. цемент асбестовый.
АСБОЗУРИТ – сыпучий теплоизоляционный материал, представляющий
собой порошкообразную смесь, состоящую из 15-30% (по массе) асбесто-
вого волокна и 70-85% трепела (диатомита).
АСБОКРОШКА – обработанное асбестовое волокно, состоящее из смеси
волокон различной длины. Применяется при производстве асбестотехни-
ческих и асбоцементных изделий.
АСБОПЕСКОЛИТ – кислотно-щелочестойкий материал, представляю-
щий собой асфальтопековую пластическую массу (смесь измельченного
асбеста с каменноугольным песком и инфузорной землей). Применяется
для изготовления кислотостойких труб и плит, а также прессованных
изделий.
АСБОПЛАСТИК – см. пластик асбестовый.
АСБОТКАНЬ – см. ткань асбестовая.
АСБОФАНЕРА – плоские листовые (в отличие от волнистых асбоце-
ментных листов – шифера) асбоцементные (асбестоцементные) строи-
тельные изделия, изготовляемые из смеси распушенного асбеста, порт-
ландцемента и воды.
АСБОЦЕМЕНТ – см. цемент асбестовый.
АСБОШИФЕР – листовой строительный материал, изготовленный из
асбестоцемента. Применяется в основном как кровельное покрытие.
АСЕТЬ – часть овина, отводившаяся для сушки снопов.
АСКУЭ – автоматизированная система контроля и управления электро-
снабжением.
АСНОВА – аббревиатура от «ассоциация новых архитекторов»; см. ассо-
циация новых архитекторов.
АСП – аббревиатура от «автоматизированная среда проектирования»; см.
среда проектирования автоматизированная.
АСПЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ – краткое выражение обобщенного
содержания устанавливаемых стандартом требований.
АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – элемент деятельности организации, ее
продукция или услуги, которые могут оказывать воздействие на окру-
жающую среду, при этом важным считается тот А.э., который оказывает
или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.
АСПИД – 1) см. шунгит; 2) устаревшее название яшмы; 3) применявшая-
ся в прошлом в России серая клеевая краска для малярных работ, с из-
мельченным сланцем в основе.
АСПИРАТОР – прибор для отбора проб воздуха или газов с целью опре-
деления их химического состава, содержания в них пыли, влаги и других
примесей.
АСПИРАЦИЯ – процесс удаления пыли и газов, образующихся в про-
цессе работы технологического оборудования с места их образования с
целью предотвращения загрязнения производственных помещений с
последующей транспортировкой и очисткой воздуха очищаемых помеще-
ний.
АСПТ – аббревиатура от «автоматическая система пожаротушения»; см.
система пожаротушения автоматическая.
АССАМБЛЕЙНАЯ – в царской России зала во дворце или доме вельмо-
жи, предназначенная для балов и увеселений, а также для свободного
общения дворян.
АССАМБЛЯЖ – 1) понятие современного искусства, связанное с воз-
никновением произведений, сделанных из материалов или предметов,
первоначально созданных для других целей. Методами А. пользовались П.
Пикассо, В. Татлин, использовавшие в своих рельефах самые различные
материалы и предметы. 2) см. паркет наборный.
АССЕНИЗАЦИЯ – система очистки неканализованных населѐнных мест,
главным образом, вывозом жидких отбросов и нечистот из выгребов. А.
включает их сбор, временное хранение, вывоз, обезвреживание и утилиза-
цию.