См. выше, а также алтарная переграда и портал Вознесения Сен Сернен в Тулузе, капители Клюни, скульптура капителей Отена и Везле, скульптура Суйяка.

Франция:

· 11 век – первые признаки возрождения монументальной скульптуры

· на юге страны (много античных памятников) возникла раньше

· первые скульптурные изображения появились на капителях колонн и притолоках порталов

· Портал = центр сосредоточения пластического декора

· Портал средневекового собора помещался на границе двух миров – грешного мирского и священного – и был призван связать их между собой = предпочтение апокалиптических тем (Страшный суд; Христос во славе)

· Стращный суд: с теологической точки зрения = восстанавливал связь времен и единство мира, объединял прошлое, настоящее и будущее и утверждал вечность

· Проповедь в камне = внушение мысли о том, что путь к спасению лежит исключительно через посредничество церкви

v Сен-Сернен в Тулузе (ок.1096)

- сильное византийское влияние

- стилистика НЕ главное: важно – информационная доходчивость + укладка смыслов + создание иерархического ряда

- нет иконной и мистической ценности = ценность информационная!

- рельефы лишены стилистического единства (в каждом отчетливо проступает использованный источник)

- портал «Мьежвиль» (ок.1118)

- Очень характерен проявленный мастером тулузских рельефов интерес к относительно точной и ясной передаче пропорций человеческой фигуры.

- Алтарная преграда: перевод в плоский рельеф того, что когда-то было в трехмерном

v Клюни (1095-1125)

- классицизирующая струя в бургундской пластике

- осталось: части главного алтаря, несколько капителей с аллекорическими фигурами и осколки тимпана

- пристальное внимание к человеку

- Однако начиная с 12 в. даже среди наиболее архаичных по исполнению изображений на капителях, происходящих из Клюни (1109 - 1113), например в сцене грехопадения, уже сделана наивная попытка представить живую группу: Адам и Ева стоят у древа добра и зла и дружно лакомятся запретными яблоками

- Сочетание крепко моделированных объемов с полным движения сложным переплетением линий встречается в некоторых капителях из Клюни (начало 12 в.), например символические изображения тонов музыки в виде мужчин, играющих на музыкальных инструментах, и грамматики - в образе закутанной в плащ фигуры

- Большие капители: персонификации свободных искусств

v Сен-Лазар в Отене (ок1125-ок1145) надпись!!!

- лиричость

- во главе мастерской: мастер Жильбер

- наиболее ярко раскрылось мировоззрение эпохи

- надпись «Гислебертус это сделал» - пробуждение самосознания средневекового художника

- скульптурный цикл включает: западный портал – Страшный суд; серия сюжетных капителей со сценами Ветхого и Нового заветов + изображения мученичества святых, аллегорические фигуры и назидательные басни Эзопа

- обрамление состоит из знаком зодиака и ряда календарных работ = первое изображение просто жизни!

- Тимпан: центр – фронтально развернутая фигура Христа; 4 ангела поддерживают окружающую его мандорлу (тема расходящихся концентрических кругов); Христос воплощает в себе силу, способную разрешить мировые антагонизмы

- Противопоставление рая и ада

- Изобразительный язык конкретен и сочен; много живых наблюдений и выразительных деталей

- Рельефы капителей: дух народного восприятия религиозных сюжетов *Бегство в Египет: жизненное и трогательное звучание всей сцены

= рассказ о событии и его явление!

- динамизм повсюду уравновешен встречным движением

- остро ощутима духовная жизнь

- Фигура Евы – для утраченного северного портала

- отказ от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое

- Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ.

v Сен-Мадлен в Везле (20е-40егг 12в) шарики с календарным циклом!!!

- патетика

- интерес к фиксации повседневности!

- стилистика: очень абсурдное отношение к скульптуре – плоская доска

- все тончайшим образом разгравировано = монументальная резьба

- !борьба условности и натуроподобия

- Очень резко + плохо и диковато скомпоновано = Главное: голосящая в крик экспрессия (доходчивая, кричящая внятность) – крайний натурализм и крайняя экспрсессия служат друг другу

- примитив, но эмоции фиксируются по-настоящему

- ярко выраженная церковно-политическая окраска: тимпан – миссионерская деятельность учеников Христа

- Тимпан в Везеле изображает Христа, наставляющего апостолов на проповедь нового учения (часто эту сцену ошибочно считают «Сошествием святого духа»)

- Взволнованны и полны драматизма движения смятенных апостолов, резки контрасты света и тени, беспокойна утонченная игра складок одежды

- Фигуры выполнены объемно, однако мастер, стремясь к максимальной экспрессивности образа, отдает главное внимание разработке динамичной выразительности линии. Композиция тимпана соответственно сюжету дополнена изображением сцен проповеди христианского учения во всем мире

- По плоскости архитрава тема развертывается в виде повествовательной ленты фриза; центральную композицию обрамляет расположенная вокруг тимпана серия отдельных своеобразных скульптурных клейм

Лангедок:

К типическим чертам лангсдокской школы начиная с 20-30-х гг. 12 в. относится повышенная эмоциональность и драматичность образов при полной их условности. Фигуры резко удлинены; драпировки часто производят впечатление чешуи или представляют собой складки, образованные на гладкой поверхности двойными или тройными бороздами

v Сен-Пьер в Муассаке (южный портал, ок.1120) цветочки!!!

- мистичность

- столкновение и взаимодействие двух магистральных принципов средневекового искусства: 1. Восходящий к античности изобразительный, пластический 2. Варварский, фольклорный – плоскостный, орнаментальный

- над входом: Апокалиптическая сцена

- Портал в Муассаке поражает взволнованной динамикой орнаментально трактованного целого. Тимпан над входом представляет мистическую сцену из Апокалипсиса: старцы поклоняются Христу во славе.

- вокруг Христа: 24 старца в трех ярусах; жесты и позы – различная степень экстатического потрясения

- все фигуры НЕ действуют, НО пребывают

- Фгура Св. Петра (левый выступ портала): спор динамики чувств и движений с инертной материей камня = тема индивидуальности и индивидуализации (индивидуальность расположения души – очень изысканно и достойно)

- как будто плоскостная, смятая поверхность ткани

- позы: резко + экспрессивно

v Церковь в Суйяке (сер 12в)

- Для мастеров Лангедока художественно целостное отражение мира достигалось путем создания фантастических образов, причудливо сплетенных в орнамент, полный пульсирующего движения. Таков, например, как бы вырезанный из каменного блока искусной рукой резчика столб западного портала церкви в Суйяке, в узор которого вплетены динамичные фигуры зверей и птиц

- рельефные изображения пророков на стенах портала

- Причудливо удлиненная, изогнутая фигура Исайи как будто пронизана тем же беспокойным, гибко текущим ритмом, который охватывает весь сложный декоративно-монументальный ансамбль портала. Вместе с тем фигура Исайи хотя и не оторвана от общего орнаментального ритма композиции, но уже выделена из него + фигура Исайи лишена личного душевного состояния, конкретной психологической и пластической выразительности, она лишь участвует в создании неопределенно беспокойной эмоциональной атмосферы

Наши рекомендации