См. выше, а также алтарная преграда и портал Вознесения Сен Сернен в Тулузе, капители Клюни, скульптура капителей Отена и Везле, скульптура Суйяка,.

· 11 в – появление монументальной скульптуры – изображения впервые выносятся на фасады церквей; золотое время – 20е-30е гг 12в (сложение внятных и больших систем)

· В романское время все наливается телесностью!

· Изменение характера искусства: должно быть уже не только «библией для неграмотных», но и устрашать отступников

· Появление на порталах изображений апокалиптического видения и «Страшного суда» = грозное предостережение тем, кто не следует покорно за церковью; из библейского и евангельского повествований выбираются самые драматические

· Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела НО обилие нерелигиозных тем! (календарный цикл)

· Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен

· Трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры.

· Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер

· Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста

· В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному (проявления реализма носят частный характер)

· Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе - преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях - мрамор

· Рельефы рапластаны на плоскости и расписаны красками = выпуклая живопись

· Со второй половины века наблюдается постепенный переход к технике более высокого, уже собственно скульптурного рельефа. Вместе с тем трактовка фигур приобретает монументальный характер, и они более точно соответствуют ритму и очертаниям архитектурных форм

· В начале 12 в. завершилось становление романского стиля в скульптуре и наступил период его яркого расцвета. К тому времени определились и две основные художественные тенденции. Первая связана с более реалистическим восприятием образа человека, со стремлением к относительно ясным и простым монументальным композициям. Мастера, следовавшие этой тенденции, обычно шли по пути овладения объемной пластической формой, пользуясь высоким, почти круглым рельефом. Их произведения отличаются примитивно понятой, но крепкой тектоникой. Вторую тенденцию характеризует орнаментально-беспокойная композиция, выразительная линия, передача духа сумрачной фантастики. Эти две тенденции то противостоят друг другу в разных сооружениях, то переплетаются и мирно уживаются в одном и том же храме и даже в одной композиции,

· Местные скульптурные школы 12 в. территориально примерно совпадали с географическим расположением архитектурных школ

ü Зарождение на рубеже 11 и 12 вв. романской скульптуры и живописи явилось важным шагом вперед в истории средневекового изобразительного искусства Франции. В живописи происходила переработка влияний Византии и создавался своеобразный художественный язык французской романской фрески и ее местных школ. Одновременно была выработана, особенно в скульптуре, сложная иерархия церковных сюжетных циклов. Живопись и скульптура, тесно связанные с высокоразвитым зодчеством, приобрели монументальный характер.

ü В основном получили развитие два типа композиции: пространные циклы, в определенной ритмической и сюжетной последовательности развертывающие рассказ о цепи событий, а также произведения с одной сюжетной ситуацией и четко выделенным композиционным центром; здесь соотношение отдельных групп обычно строилось симметрично, и они образовывали завершенное и уравновешенное монументальное целое.

ü Медленный процесс формирования монументальной каменной романской скульптуры на протяжении почти всего 11 в. шел двумя путями. Первый - первоначально робкое, затем все более смелое введение в геометрический и растительный орнамент капителей изображений отдельных человеческих фигур, а позднее - многофигурных сюжетных композиций. Второй же путь, предоставлявший наибольшие возможности для возрождения монументальных скульптурных ансамблей, был путь украшения наружных стен фасада большими рельефными композициями. Обычно для этого использовали элементы архитектуры, связанные с оформлением главного входа: надвратную балку- архитрав и тимпан. Позднее стали украшать статуями и уступчатые срезы портала. Стены внутри храма, укрытые от дождя и снега, естественно, предназначались для больших циклов фресковых росписей и, как правило, скульптурой не украшались.

ü ОБЩИЕ тенеденции: системы укрупняются + становятся иерархически более сложными = начало расширения всей системы == победа будет за равномерным, повествовательным, слегка фольклорно сниженным

Франция:

· 11 век – первые признаки возрождения монументальной скульптуры

· на юге страны (много античных памятников) возникла раньше

· первые скульптурные изображения появились на капителях колонн и притолоках порталов

· Портал = центр сосредоточения пластического декора

· Портал средневекового собора помещался на границе двух миров – грешного мирского и священного – и был призван связать их между собой = предпочтение апокалиптических тем (Страшный суд; Христос во славе)

· Стращный суд: с теологической точки зрения = восстанавливал связь времен и единство мира, объединял прошлое, настоящее и будущее и утверждал вечность

· Проповедь в камне = внушение мысли о том, что путь к спасению лежит исключительно через посредничество церкви

v Сен-Сернен в Тулузе (ок.1096)

- сильное византийское влияние

- стилистика НЕ главное: важно – информационная доходчивость + укладка смыслов + создание иерархического ряда

- нет иконной и мистической ценности = ценность информационная!

- рельефы лишены стилистического единства (в каждом отчетливо проступает использованный источник)

- портал «Мьежвиль» (ок.1118)

- Очень характерен проявленный мастером тулузских рельефов интерес к относительно точной и ясной передаче пропорций человеческой фигуры.

- Алтарная преграда: перевод в плоский рельеф того, что когда-то было в трехмерном

v Клюни (1095-1125)

- классицизирующая струя в бургундской пластике

- осталось: части главного алтаря, несколько капителей с аллекорическими фигурами и осколки тимпана

- пристальное внимание к человеку

- Однако начиная с 12 в. даже среди наиболее архаичных по исполнению изображений на капителях, происходящих из Клюни (1109 - 1113), например в сцене грехопадения, уже сделана наивная попытка представить живую группу: Адам и Ева стоят у древа добра и зла и дружно лакомятся запретными яблоками

- Сочетание крепко моделированных объемов с полным движения сложным переплетением линий встречается в некоторых капителях из Клюни (начало 12 в.), например символические изображения тонов музыки в виде мужчин, играющих на музыкальных инструментах, и грамматики - в образе закутанной в плащ фигуры

- Большие капители: персонификации свободных искусств

v Сен-Лазар в Отене (ок1125-ок1145) надпись!!!

- лиричость

- во главе мастерской: мастер Жильбер

- наиболее ярко раскрылось мировоззрение эпохи

- надпись «Гислебертус это сделал» - пробуждение самосознания средневекового художника

- скульптурный цикл включает: западный портал – Страшный суд; серия сюжетных капителей со сценами Ветхого и Нового заветов + изображения мученичества святых, аллегорические фигуры и назидательные басни Эзопа

- обрамление состоит из знаком зодиака и ряда календарных работ = первое изображение просто жизни!

- Тимпан: центр – фронтально развернутая фигура Христа; 4 ангела поддерживают окружающую его мандорлу (тема расходящихся концентрических кругов); Христос воплощает в себе силу, способную разрешить мировые антагонизмы

- Противопоставление рая и ада

- Изобразительный язык конкретен и сочен; много живых наблюдений и выразительных деталей

- Рельефы капителей: дух народного восприятия религиозных сюжетов *Бегство в Египет: жизненное и трогательное звучание всей сцены

= рассказ о событии и его явление!

- динамизм повсюду уравновешен встречным движением

- остро ощутима духовная жизнь

- Фигура Евы – для утраченного северного портала

- отказ от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое

- Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ.

v Сен-Мадлен в Везле (20е-40егг 12в) шарики с календарным циклом!!!

- патетика

- интерес к фиксации повседневности!

- стилистика: очень абсурдное отношение к скульптуре – плоская доска

- все тончайшим образом разгравировано = монументальная резьба

- !борьба условности и натуроподобия

- Очень резко + плохо и диковато скомпоновано = Главное: голосящая в крик экспрессия (доходчивая, кричящая внятность) – крайний натурализм и крайняя экспрсессия служат друг другу

- примитив, но эмоции фиксируются по-настоящему

- ярко выраженная церковно-политическая окраска: тимпан – миссионерская деятельность учеников Христа

- Тимпан в Везеле изображает Христа, наставляющего апостолов на проповедь нового учения (часто эту сцену ошибочно считают «Сошествием святого духа»)

- Взволнованны и полны драматизма движения смятенных апостолов, резки контрасты света и тени, беспокойна утонченная игра складок одежды

- Фигуры выполнены объемно, однако мастер, стремясь к максимальной экспрессивности образа, отдает главное внимание разработке динамичной выразительности линии. Композиция тимпана соответственно сюжету дополнена изображением сцен проповеди христианского учения во всем мире

- По плоскости архитрава тема развертывается в виде повествовательной ленты фриза; центральную композицию обрамляет расположенная вокруг тимпана серия отдельных своеобразных скульптурных клейм

Лангедок:

К типическим чертам лангсдокской школы начиная с 20-30-х гг. 12 в. относится повышенная эмоциональность и драматичность образов при полной их условности. Фигуры резко удлинены; драпировки часто производят впечатление чешуи или представляют собой складки, образованные на гладкой поверхности двойными или тройными бороздами

v Сен-Пьер в Муассаке (южный портал, ок.1120) цветочки!!!

- мистичность

- столкновение и взаимодействие двух магистральных принципов средневекового искусства: 1. Восходящий к античности изобразительный, пластический 2. Варварский, фольклорный – плоскостный, орнаментальный

- над входом: Апокалиптическая сцена

- Портал в Муассаке поражает взволнованной динамикой орнаментально трактованного целого. Тимпан над входом представляет мистическую сцену из Апокалипсиса: старцы поклоняются Христу во славе.

- вокруг Христа: 24 старца в трех ярусах; жесты и позы – различная степень экстатического потрясения

- все фигуры НЕ действуют, НО пребывают

- Фгура Св. Петра (левый выступ портала): спор динамики чувств и движений с инертной материей камня = тема индивидуальности и индивидуализации (индивидуальность расположения души – очень изысканно и достойно)

- как будто плоскостная, смятая поверхность ткани

- позы: резко + экспрессивно

v Церковь в Суйяке (сер 12в)

- Для мастеров Лангедока художественно целостное отражение мира достигалось путем создания фантастических образов, причудливо сплетенных в орнамент, полный пульсирующего движения. Таков, например, как бы вырезанный из каменного блока искусной рукой резчика столб западного портала церкви в Суйяке, в узор которого вплетены динамичные фигуры зверей и птиц

- рельефные изображения пророков на стенах портала

- Причудливо удлиненная, изогнутая фигура Исайи как будто пронизана тем же беспокойным, гибко текущим ритмом, который охватывает весь сложный декоративно-монументальный ансамбль портала. Вместе с тем фигура Исайи хотя и не оторвана от общего орнаментального ритма композиции, но уже выделена из него + фигура Исайи лишена личного душевного состояния, конкретной психологической и пластической выразительности, она лишь участвует в создании неопределенно беспокойной эмоциональной атмосферы

Запад Франции (Ангулем, Сентож, Пуату):

Декор на архивольтах порталов, обрамлениях окон и капителях; любовь повторения одного и того же

мотива, сплетения фигур, наполнение орнаментов фантастическими существами; !впервые применен

прием расположения фигур вдоль очертания арки!

Овернь:

1. пластический декор ограничен сюжетными капителями; господство темы борьбы порока и добродетели (Конк стоит особняком)

2. Большое значение имели в этой школе скульптурные украшения капителей, отличавшиеся архаизмом форм и сюжетов, восходящих к раннему христианству, как, например, безбородый Христос, несущий агнца.

3. Вместе с тем для этой (в общем, провинциальной по техническому мастерству) школы характерен интерес к почерпнутым из фольклорных представлений сюжетам, тяга к жанровым мотивам, использующим иносказания, притчи и т. д., полным наивной жизненной наблюдательности

v Сен-Трофим в Арле (конец 12в) символы евангелистов!!!

- Скульптура портала церкви Сен Трофим в Арле отличается еще большей композиционной уравновешенностью, чем скульптура церкви Сен Жиль, но и большей жесткостью и холодностью в обработке

- Обоим порталам свойственно четкое членение на основные части. Фигуры апостолов, украшающие портал церкви Сен Трофим, поставлены в прямоугольные ниши, разделенные колоннами

- нет и тени воспоминаний об античности

v Сен-Жиль дю Гар (1160-1170) рим!!!

= многоколонная композиция триумфальныъ арок

- игра в неполное цитирование античного прошлого

- Три портала:

1. Левый: Поклонение волхвов + Вход в Иерусалим

- впервые в монументальном искусстве Европы появляется подробное изображение страстей Христовых (на перемычках)

2. Средний: Апокалипсис? (не сохранился) + Тайная вечеря

3. Правый: Портал Распятия (+персонификации церкви-веры)

- НАИБОЛЕЕ антикизирующая эстетика! Более антропоморфно

- за колоннами портика: большие рельефы (12 апостолов+2 архангела) = появление плоти + ощущение телесности!

- фасад Сен Жиль слагается из трех широких полукруглых арок-порталов, прорезающих плоскость стены. Они связаны общим карнизом, который поддерживают колонны» Между центральной и боковыми арками находится широкий фриз со сценами из Страстей Христовых

- Среди колонн с коринфскими капителями в прямоугольных нишах, обрамленных каннелированными пилястрами, помещены статуи апостолов

- В тимпанах изображены высоким рельефом «Поклонение волхвов», «Распятие», «Христос во славе». Композиция замечательна соразмерностью своих членений и общей уравновешенностью

- Статуи апостолов при некоторой угловатости их сдержанных движений и жесткости, в моделировке объемов отличаются естественностью пропорций

- Формы, сохраняя свою обобщенную простоту и условную декоративность, приобретают человеческую содержательность и своеобразную одухотворенную музыкальность.

- !!! античность доступна, как прием, но недоступна, как система (в А гораздо больше информационной достоверности)

v Сен Фуа в Конке (1135-1140) скаты Сант-Амброджо!!! (тема двух домиков)

- подробно разработанная картина страшного суда

- устрашающая сумятица адского пепла

- все понятно до предела

- нет изображений иконного типа

- все предельно объясняется, все подписано

- не условная поверхность, а макет бытия – все делается круглее

o Прованс: главные произведения – последняя треть 12в; роль античных памятников – порталы похожи на римские триумфальные арки; фигуры святых полны достоинства; высокий рельеф; пропорции близки к реальным, под тяжелыми складками одежд проступает тело НО античные мотивы подвергнуты романской стилизации – ощущения тяжелой массы камня

Наши рекомендации