Билет 16. Романская архитектура Италии.
Церкви Сант Амброджо в Милане, Пармский соборный комплекс, Пизанский соборный комплекс, сан Микеле в Лукке, Сан Марко в Венеции, Санта Фоска в Торчелло, Сан Миниато аль Монте и Баптистерий Сан Джованни во Флоренции, двор Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме, Санта Мария ин Космедин в Риме, Св.Николая в Бари, Сан Джованни дельи Эремити и Сан Катальдо в Палермо, собор в Монреале, собор в Чефалу.
ü Романика вставляет формы архитектуры, которые могут помочь иерархизировать слишком простое пространство
· Художественная культура Италии – ряд специфических особенностей: историческое прошлое страны (античное величие) + своеобразие развития (раннее возрождение городов)
· Традиции античности и средневекового запада и востока переплетаются здесь более тесно, чем где бы то ни было в Европе = очень разнохарактерное искусство
· Романская архитектура Италии ближе к раннехристианскому зодчеству: церкви приземисты и широки, планы просты, обход вокруг алтаря и венец капелл отсутствуют
· Широкие средние нефы – деревянные перекрытия, к концу 12в – крестовые своды
· Центры:
1. Папский Рим – догматический и консервативный
2. Южные области+Сицилия – долго держалось византийское господство, затем арабы с норманнами
3. Север – Ломбардия с Миланом и Венеция – зарождение смелых новшеств в архитектуре
· Культовое зодчество: храмы – базиликальный тип; крещальни – центрический тип
· Главные архитектурные центры: Ломбардия и Тоскана
· Ломбардские церкви 12 в – особая роль фасадов; Ломбардцы первые в Западной Европе эпохи средневековья использовали кирпич в качестве материала для сооружения культовых зданий, впервые применили ряд конструктивных приемов, подхваченных по другую сторону Альп: лизены (или лопатки), членение фасада лопатками, перекрытие крестовыми сводами главного нефа, чередование опор; сильны традиции позднеантичного и раннехристианского зодчества - сводчатых здесь продолжали пользоваться плоскими деревянными перекрытиями; В планировке церквей Ломбардии, как правило, сохраняется базиликальный принцип: корпус храма, имеющий три нефа, лишен развитого трансепта и заканчивается тремя абсидами.
· Тоскана - исторический переход от средневековья к Возрождению произошел ранее, чем где-либо, и притом в классической форме.
· Флоренции – продолжает позднеантичные традиции (полихромная мраморная облицовка + элементы античного ордера = светлое, праздничное звучание); архитектура Флоренции. Характерной особенностью флорентийского строительства является ориентация на раннехристианские базилики с их деревянными перекрытиями, Т- образным расположением трансепта, античными пропорциями колонн. Строительным материалом здесь служил горный камень, а для облицовки применялся разноцветный (обычно белый и темно-зеленый) мрамор. Располагаемый простым геометрическим узором, он придавал зданиям неожиданную для романской эпохи нарядность и жизнерадостность. Такое убранство получило наименование инкрустанионного стиля. = САМОЕ антикизирующее звено в истории романской архитектуры!
· Рим – оживление строительства на пороге 12в; не создали новых архитектурных типов. Новое: сооружение высоких колоколен; в Риме не состоялись большие романские базилики = ничто не способно заслонить величие позднеантичного Рима
· Венеция – переплавила в своем зодчестве разнообразные тенденции; Надо отметить, что следование византийской традиции не препятствовало решению творческих задач, специфических именно для Венеции. Мироощущению процветающей Венецианской республики более всего соответствовали образы и формы праздничного характера. В искусстве Византии венецианцев привлекала не столько его догматическая сторона и утонченный спиритуализм, сколько его торжественная репрезентативность.
· Сицилия – восточная роскошь + элементы западной и византийской культуры
ü Памятники архитектуры и изобразительного искусства в различных областях страны отличались ярко выраженными местными особенностями и имели своей первоосновой весьма различные художественные традиции.
ü Другая особенность художественной культуры средневековой Италии состоит в том, что в ней сильнее, нежели в культуре других европейских народов средневековья, выражены светские тенденции
ü Чрезвычайно важным обстоятельством для развития итальянской художественной культуры была ее связь с античной традицией: 1) В произведениях архитектуры это сказывается в соразмерности человеку их масштабов и пропорций, в спокойном равновесии тектонического построения, в том чувстве меры, которое присуще им, начиная от общего композиционного замысла вплоть до отдельных деталей архитектурного декора. 2) В скульптуре итальянские мастера унаследовали от античности естественность и жизненность своих пластических образов в сочетании с тем чувством величественной и благородной красоты, которое осталось характерным качеством итальянского искусства на протяжении многих столетий.
ü Наконец, одну из важнейших особенностей культуры итальянского средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение тех прогрессивных факторов, которые принес с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего средневековья.
ü = Множественный мир с локальными традициями
v Сант Амброджо в Милане
- 1117 год – землетрясение – перестройка базилики
- ! сильное влияние полносводчатой базилики севера = нет клеристория + крупные галереи!
- попытка создания полноценной шкалы ордеров, полностью охватывающих стену
- главный свод перекрыт крестовыми сводами на диагональных гуртах; В этом раннем сооружении романской эпохи применяются высокие крестовые своды, укрепленные нервюрами. Как известно, именно это нововведение приближало романский свод к готической каркасной конструкции
- большой ячейке в центре соответствовали две малые в боковых нефах (важный шаг на пути к созданию «связанной системы»)
- обширный атрий
- Фасад фактически превращен в двухъярусную лоджию, составленную из больших ритмически- плавных арок полуциркульной формы. Тонкие лопатки равномерно расчленяют стену, их тяготение вверх уравновешивается двумя полосками аркатурного пояса
v Пармский соборный комплекс (после 1117-1307)
- более устойчивая стилистика и типология
- память о трехлепестковых планах + длинный романский неф
- полноценная базилика с пристенными ордерами, устроенными полновесной французской схеме
- баптистерий: очень цельная форма, набирается не иерархически, а равноположенными элементами
- Элементы светскости, тенденция к гармоническому образу, присущие всему ломбардскому зодчеству, отчетливо выступают в ансамбле пармской соборной площади, созданном во второй половине 12 в. и включающем собор, кампанилу и баптистерий
- Фасады становятся более плоскими, графическое начало приходит на смену пластическому. Стремясь к гармонической ясности, создатели членят фасады на ярусы
- ! более регулярно и упорядоченно, менее антикизирующе
v Пизанский соборный комплекс (начат 1063г)
- Собор: крестообразный ввиде латинского креста; прототип: Калат-Симан; иерархия ордеров – выражение при помощи ордеров многоярусности + сильное виз. Воздействие: сжатие и разжатие аркады (3 портала наложены на 5 нефный собор)
- Баптистерий: внутри – вольная копия ротонды Гроба Господня
- строительство начато в 1063 г. закладкой собора (мастер Брускето)
- план: рукава трансепта пятинефного собора = две маленькие трехнефные базилики с апсидами
- после 1118г: мастер Райнальдо – удлинил главный неф+возвел фасады
- 1153г: заложен баптистерий (арх Дотисальви)
- 1174г: начало строительство кампаниллы (Гульельмо и Бонанно): монолитное основание, окруженное слепыми аркадами – над: 6 ярусов арочных галерей = единый лейтмотив всего ансамбля
v Сан-Микеле в Лукке
- резкое повышение декоративности
v Сан-Марко в Венеции (11-15 вв)
- Сен-Фуа в Периге
- днмонстративная функциональность ордера = романика
- основа: церковь 12 апостолов
- Сооружение собора началось после того, как в 976 г. сгорела более древняя базилика. Он строился главным образом в 1063 —1085 гг.
- довольно близок к интерьеру храма Апостолов в Константинополе (6 в.), но не является его точным повторением. Собор св. Марка имеет в плане форму равноконечного греческого креста с четырьмя куполами на концах и одним, более высоким, посредине. В свою очередь каждый из куполов образует центр крестовокупольной группы
- Интерьер храма отличается большей пространственностью, нежели интерьеры византийских церковных построек того времени
v Сан Миньято аль Монте (начата в 1062г)
- открытые стропильные конструкции = облик раннехристианской базилики
- западный фасад облицован мрамором
- трехнефная плоско перекрытая базилика с открытыми стропилами, без трансепта
- западный фасад в нижнем ярусе разделен пятью полукруглыми арками. Средняя и две крайние имеют дверные проемы, а две промежуточные украшены панелями, составленными из разноцветного мрамора и повторяющими мотив двустворчатой двери
- Хотя фасад Сан Миньято точно соответствует внутренней структуре сооружения, он все же воспринимается в значительной мере как декоративная плоскость.
v Баптистерий Сан Джованни во Флоренции (ок.1060-1150гг)
- двухслойная обработка фасадов
- Восьмиугольное здание центрического типа перекрыто восьмилотковым сводом наподобие купола; однако снаружи этот свод заслонен скатами кровли
v Сан-Микеле в Павии
- суровая монументальность романских памятников. Снаружи фасад храма расчленен соответственно его трехнефному делению
- более внятное соотношение ордеров = большие ордера обслуживают большие помещения
v Сан-Дзено в Вероне
- Широкий корпус трехнефной базилики сохранил первоначальное деревянное перекрытие с открытыми стропилами
- По-ломбардски плоский фасад с крыльцом-балдахином оживлен лопатками, акцентирующими его вертикальную направленность.