E. Постонoгов, Ю. Постоногов
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Деревня Заречная - село Верхняя Ослянка 6 км, от турбазы 235 км
За деревней (левый берег) в Чусовую впекает река Бабенка. В устье ее остров. Обходить его лучше слева. Справа была деревня Ялунина. За ней еще один остров с перекатами в обоих протоках. Резкий поворот вправо, и на левом берегу остается камень Сосун, а впереди виден камень Безымянный. От него река поворачивает влево, и вдали видно раскинувшееся на правом берегу село Верхняя Ослянка. В селе есть магазины, почта, сельсовет. Отсюда по тракту 80 км до Нижнего Тагила. Раньше Верхняя Ослянка была сплавной пристанью Гороблагодатских заводов. Барки для Ослянки готовили в Илиме и после ледохода сплавляли в Ослянку, где суда и нагружались заводской продукцией. Напротив села в русле остров. Плыть лучше правым протоком. За островом и перекатом на левом берегу камень Ослянский. В конце деревни на правом берегу причал. Здесь туристы 58-го маршрута сдают лодки, снаряжение и заканчивают водную часть похода. К услугам туристов турбаза, палаточный городок, баня, столовая, камера хранения, в которой находятся личные вещи, сданные туристами в Коуровке. На Верхне-Ослянской турбазе туристы получают железнодорожные билеты (которые они заказали в Свердловске). Через день группа отправляется на автобусе в Нижний Тагил.
Город Нижний Тагил
Нижний Тагил расположен на восточном склоне Уральского хребта, примерно в 20-25 км от географической границы Европы и Азии, в 149 км к северу от Свердловска. Это один из старейших городов Урала. В 1972 году ему исполнилось 250 лет. Начало городу положил Выйский медеплавильный завод, который начал действовать в 1722 году, но особую славу создал Тагилу пущенный в 1725 году чугуноплавильный и железоделательный завод. Его продукция была известна во всем мире. И уже в середине XVIII века Нижний Тагил стал центром горно-металлургической промышленности Урала. Эту славу тагильские заводы удерживали довольно долго. Нещадная эксплуатация, низкая оплата труда - вот средства, которыми владельцы заводов Демидовы старались предотвратить надвигавшийся кризис. В советское время завод и город начали новую жизнь. Это было нелегко. Город был разорен колчаковцами. Голод, эпидемия, разруха не сломили людей. Героически строили и восстанавливали заводы тагильчане, героически сражались они и на фронтах Великой Отечественной войны. В залах Нижнетагильского краеведческого музея можно наглядно увидеть историю этого города, можно узнать имена людей, прославивших его; талантливых самоучек-изобретателей Ефима Артамонова, отца и сына Черепановых, известных металлургов В. Е. Грум-Гржимайло и К. П. Поленова, Героев Советского Союза С. А. Черных, . А. Пологова, Н. М. Епимахова, Героев Социалистического Труда С. Я. Барина, А. Д. Морогова, А. П. Додора и многих, многих других. Сейчас Нижний Тагил - второй по величине город Свердловской области (в нем около 400 тысяч жителей). Всей стране известны его промышленные гиганты: Металлургический комбинат имени В. И. Ленина, Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского. Нижний Тагил - значительный культурный центр. В нем два театра (драматический имени Д. Н. Мамина-Сибиряка и театр кукол), цирк, два музея, 10 Дворцов и Домов культуры, 11 кинотеатров, 196 библиотек, два Дома спорта, четыре стадиона, два высших и 9 средних специальных учебных заведений, 12 профтехучилищ, 80 школ. В Нижнем Тагиле туристы обедают и совершают автобусную экскурсию по городу. Опытные экскурсоводы городского туристско-экскурсионного бюро знакомят туристов с историей города, показывают достопримечательности этого старинного и интересного металлургического центра Среднего Урала. Вечером поезда увозят путешественников по желаемым направлениям.
Город Чусовой
Чусовой - один из крупнейших промышленных центров Пермской области. В 1878 году была построена Уральская горнозаводская железная дорога, соединившая главные города Урала (Пермь с Екатеринбургом) через Нижний Тагил. В это время Франко-Русское Уральское общество (ФРУО) стальных и железобетонных заводов начало строить Чусовской завод в районе железнодорожной станции Чусовская. Достраивало завод уже Камское акционерное общество. Завод длительное время пользовался водным путем. По реке доставлялась значительная часть руды и сплавлялась большая часть готовой продукции. Условия работы на заводе были каторжными. Это вызывало протесты и выступления рабочих. Крупные забастовки возникли в 1889, 1901, 1905 и 1914 годах. Рабочее движение на заводе с 1901 года возглавляла социал-демократическая группа. 1 мая 1918 года завод был национализирован. В декабре его захватили колчаковцы, семь месяцев город был оккупирован. С оружием в руках защищали чусовляне Советскую власть от белогвардейцев в годы гражданской войны. В городе сооружен памятник расстрелянным колчаковцами красногвардейцам-интернационалистам. В 1919 году поселок был освобожден от Колчака. Началась мирная жизнь. В 1933 году рабочий поселок Чусовой стал городом. Годы первых пятилеток превратили завод в современное промышленное предприятие. Во время Великой Отечественной войны завод варил чугун и сталь, давал прокат для победы. Более восьми тысяч чусовлян погибли на фронтах Великой Отечественной. Родина высоко оценила боевые и трудовые подвиги горожан. Героями Советского Союза стали: Р. С. Гашева - штурман эскадрильи 46-го гвардейского Таманского Краснознаменного ночного бомбардировочного полка, М. Ф. Лобов - командир стрелковой роты, П. М. Чернов - участник форсирования Днепра. Около ста чусовлян награждены орденом Ленина, из них восемь удостоены звания Героя Социалистического Труда. В настоящее время это современный индустриальный город, в нем живет более 100 тысяч человек, работают 45 школ, три профессионально-технических училища, медицинское училище, индустриальный техникум, 43 библиотеки, 33 клуба, четыре кинотеатра, филиал Лысьвенского драматического театра, большой Дом культуры Чусовского металлургического завода. На левом берегу Чусовой вырос практически второй город: микрорайон "Б" - Новый город. В городе лучшая в стране санная трасса. Недаром воспитанники чусовской спортбазы "Огонек" Л. Суханова, Ю. Лимонов, А. Шангоров стали чемпионами Советского Союза по санному спорту. Чемпионами республики и страны являются горнолыжники А. Тормосин, М. Логинов, Л. Ганщук, Н. Митрофанова, Н. Зиновьева. Чусовской металлургический завод - ведущее предприятие города. Продукция завода идет в более чем 2,5 тысячи адресов в нашей стране и в 15 зарубежных стран, считая все страны СЭВ. За большой вклад в развитие отечественной металлургии, активное участие в социалистическом преобразовании Урала и в связи со столетием со дня основания Чусовской металлургический завод Министерства черной металлургии СССР в 1979 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Город Чусовой - крупнейший железнодорожный узел, он соединен с Пермью, Свердловском, Тагилом, Соликамском Я Москвой. От Чусового на автобусе № 271 можно проехать до Кунгура,* познакомиться со старинным уральским городом и побывать во всемирно известной ледяной пещере. Ежегодно ее посещают около 100 тысяч человек. Осмотр пещеры продолжается около полутора часов. За это время экскурсанты проходят электрифицированным пещерным маршрутом 1300 м. Пещера открыта с 9 до 16 часов. Справки в экскурсионном бюро Кунгура, тел. 1-92, 2 звонка.
* Современный Кунгур - промышленный город (основан в 1663 году). Машиностроительный Кунгурский завод выпускает реактивно-турбинные агрегаты для бурения скважин большого диаметра (от 590 до 2080 мм), с конвейера кожевенно-обувного комбината ежедневно сходят десятки тысяч пар обуви, завод художественных изделий готовит гостям сувениры из гипса, камня, майолики, стекла.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Два варианта путешествия по реке Чусовой: малое кольцо (Свердловск - Коуровская турбаза - река Чусовая - село Верхняя Ослянка- Нижний Тагил - Свердловск) и большое кольцо (Свердловск - Коуровская турбаза - река Чусовая - Чусовой - Кунгур - Свердловск) - проверены многолетним опытом и снискали себе заслуженную славу. Большое кольцо функционировало как всесоюзный маршрут с 1958 до 1974 года, а малое - существует с 1975 года в ранге всесоюзного № 58 и местного № 58-а маршрутов. Чусовая проходит в самом центре эстетико-информационной системы "Каменный Пояс", между крупнейшими городами. Урала Свердловском и Пермью. Программой системы "Каменный Пояс" (КП) предусматривается проведение архитектурно-эстетического анализа существующих туристских маршрутов и природных окрестностей, преобразование и благоустройство естественных памятников природы, целенаправленная реконструкция исторически сложившихся городов и поселков, заводов, градостроительных ансамблей, создание системы музеев под открытым небом, осуществление плана монументальной пропаганды. Система "КП" охватывает огромную географическую область: от Казахстана до Заполярья, от Ижевска до Тобольска, общей площадью более 800 тысяч кв. км. По информационной направленности "Каменный Пояс" подобен "Золотому кольцу" под Москвой и "Поясу Славы" под Ленинградом. * Программа разработана кандидатом технических наук, профессором А. Э. Коротковским, кандидатами архитектуры Т. С. Заикиным. А. А. Стариковым на кафедре основ архитектурного проектирования Свердловского архитектурного института. Научный консультант народный архитектор СССР, доктор архитектуры профессор Н. С. Алферов. Программа предлагает организовать систему мемориальных маршрутов под девизами: "Урал революционный", "Трудовой Урал", "Ермак", "Пугачев", "Чапаев", "Салават Юлаев", "Уральский танковый корпус", "Гражданская война", "Боевая слава уральцев", "Уральский комсомол" и другими. Список маршрутов может быть продолжен за счет непосредственно относящихся к Чусовой ("Писатели Решетников и Мамин-Сибиряк", "Река Чусовая и художники" и др.). Внедрение системы "КП" приведет к проектированию на Чусовой современных турбаз, приютов, реконструкции народного жилища, превращению реки в природный заповедник, музей под открытым небом. Осуществление программы "КП" не только доставит будущим туристам подлинно эстетическое удовлетворение, но и послужит делу воспитания патриотизма и любви к родному краю.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ
Организация группы
Путешествие по Чусовой совершается на лодках-плоскодонках, грузоподъемностью 400-700 кг. Экипаж лодки 3- 5 человек, в каждом экипаже выбирается капитан. Члены экипажа обязаны ему подчиняться. Для четкого и организованного отдыха в группе избирается актив.
Староста - наиболее авторитетный и опытный турист. Осуществляет руководство группой в отсутствие инструктора, помогает ему. Собирает паспорта на прописку и деньги для уплаты за прокат снаряжения, составляет список группы для получения значков "Турист СССР". Организует сбор группы на экскурсии. Контролирует подготовку лодок к походу. Участвует в распределении груза по лодкам, организации бивака и дежурств.
Заведующий групповым питанием -готовит список продуктов на группу, исходя из имеющегося на складе базы ассортимента и норм расхода продуктов в пути. Составляет меню на 3-4 дня с таким расчетом, чтобы его можно было повторить, учитывая разнообразие и калорийность продуктов. Распределяет продукты, полученные со склада, по лодкам (на мешочках с продуктами обязательно пишут простым карандашом название продукта, вес и номер лодки. Каждый ящик также подписывается и нумеруется). Как правило, в лодку загружают 70-80 кг. Заведующий групповым питанием выдает на каждый день продукты дежурным, ведет строгий учет расхода продуктов, следит за покупкой хлеба и овощей. Через 5 дней проводит ревизию продуктов. Во всей этой работе участвует представитель от каждого экипажа. Один из них избирается казначеем.
Заведующий групповым снаряжением- возглавляет хозяйственную комиссию (по одному человеку от экипажа) и составляет список туристского снаряжения, необходимого группе в походе из расчета:
1 Палатки - 1 на экипаж
2 Одеяла или мешки (одеяла в водном походе лучше, так как их в случае намокания легче просушить у костра) - 1 на каждого
3 Топоры плотничьи - 1 на лодку
4 Накидки полиэтиленовые - 1 на лодку
5 Фляги - 1 на лодку
6 Спасательные круги или пояса - 1 на лодку
7 Пилы двуручные - 1 на группу
8 Лопаты - 1 на группу
9 Ведра - 3 на 20 человек
10 Бидоны для масла - 1 на группу
11 Кухонные полотенца - 2 на группу
12 Разливательные ложки - 4 на группу
13 Миски - 1 на каждого
14 Кружки - 1 на каждого
Список утверждается, и хозяйственная комиссия в присутствии инструктора получает снаряжение на туристском складе. При этом необходимо тщательно проверить состояние снаряжения (наличие растяжек у палаток), если необходимо, то просушить его. Заведующий групповым снаряжением распределяет его по экипажам под ответственность капитанов лодок. На дневке проводит ревизию имущества по списку. На последнем биваке контролирует упаковку и подготовку снаряжения к сдаче.
Культорг - покупает газеты в населенных пунктах, проводит политинформации, организует разучивание песен, концерты-соревнования между лодками на дневке, поздравляет участников похода с днем рождения и т. п.
Физорг - проводит утреннюю физзарядку. Организует соревнования между лодками по волейболу, теннису, плаванию, шахматам и т. д. Получает на турбазе спортивный инвентарь: волейбольную сетку, мячи волейбольные, теннис, шахматы и пр.
Врач - следит за прохождением медкомиссии группой, берет аптечку у врача турбазы, оказывает первую помощь туристам в походе.
Набор продуктов
Нормы продуктов на одного человека в день:
Хлеб -500-600 г
Крупы - 200-250 г
Мясо -100-150 г
Сахар -100-150 г
Жиры -50-80 г
Примерный набор продуктов на группу 20 человек:
Тушенка -100 банок
Молоко сгущенное - 90 банок
Консервы: повидло, варенье, рыбные - по 1 банке на лодку
Масло сливочное - 6-8 кг
Сахар - 30 кг
Крупа:
манная -10 кг
рис - 10 кг
пшено - 10 кг
греча -10 кг
Макаронные изделия -10 кг
Хлеб - 60 кг (остальной докупается в пути).
Где можно купить хлеб на Чусовой:
Рабочий поселок Староуткинск - 50 км от начала пути,
село Чусовое - 77 км,
деревня Мартьянова - 89 км,
село Сулем -129 км,
село Кын -217 км,
село Верхняя Ослянка - 235 км,
деревня Усть-Койва - 312 км,
город Чусовой - 345 км
Нормы продуктов на ведро -10-12 литров:
Суп
Тушенка - 2 банки по 500 г или 3 банки по 338 г
Картофель - 1/3 ведра
Крупа - 0,5 кг (одна миска)
Соль - 3 столовых ложки
Борщ
Борщовая заправка - 1 банка
Тушенка --2 банки по 500 г или 3 по 338 г
Картофель -1/3 ведра
Вторые блюда
Макароны -4 миски
Рожки -4 миски
Ракушки -4 миски плюс 2-3 банки мясных консервов
Лапша - 5 мисок
Вермишель - 5 мисок
Картофель -3/4 ведра
Каша
Манная крупа - 3 миски и 2 банки сгущенного молока
Рис - 3 миски и 2 банки сгущенного молока
Гречневая крупа - 3 миски
Пшено - 3 миски
Ячневая крупа - 4 миски
В гречневую, пшенную и ячневую каши можно добавлять по 2-3 банки мясных консервов.
Третьи блюда
Чай - 1-2 пачки (50 г)
Кофе - 1-2 пачки и 2 банки сгущенного молока
Какао -1-2 пачки и 2 банки сгущенного молока
Компот - 2 миски
Кисель - 4 миски
Сахар добавляется по вкусу.
Загрузка лодки
На каждую лодку приходится примерно 70-80 кг продуктов. На ящиках и мешках пишется номер лодки, в которую их грузят. Это необходимо, чтобы после биваков не оставалось "ничейных" продуктов. На дно лодки укладываются "рыбины" (съемные решетки), чтобы продукты не подмокали снизу. На них устанавливают ящики с консервами, маслом, сгущенным молоком. Мешочки с крупой, сахаром, макаронами должны быть, по возможности, уложены в ящики или рюкзаки. Хлеб укладывают только в деревянные ящики. В другой упаковке он крошится, мнется и через день-другой становится непригодным. В корму укладывают наиболее тяжелый ящик (консервы, масло). Под банки (сиденья в лодке) можно положить плоские, низкие ящики со сгущенным молоком, рыбными консервами и др. После укладки продуктов укладывают общественные вещи (как правило, на лодку выдают два рюкзака для группового снаряжения и один для продуктов). В рюкзаки укладывают одеяла, мешки, палатки. Одно одеяло кладут на банку для гребцов. Вслед за общественными вещами загружаются личные рюкзаки. Общественные и личные вещи помещаются в носовом отсеке (так, чтобы не мешали гребцам), привязываются к бортам и закрываются сверху полиэтиленовой пленкой. В корме у борта лезвием вниз укладывается топор, который должен быть на каждой лодке. Пространство между второй и третьей банкой ничем не заполняется. Рыбины здесь не кладут, чтобы легче было вычерпывать воду из лодки.
Лодка, загруженная правильно, обладает плавучестью и остойчивостью. Обычно дифферент или крен ликвидируется перемещением туриста по продольной или поперечной оси лодки (байдарки, понтона, плота). При движении нужно отдать предпочтение дифференту (наклонению) на корму, это улучшает управляемость лодки. В первые дни похода борт возвышается над водой на 12-15 см. По мере использования продуктов осадка судна становится меньше, В пути груз необходимо перераспределять.
В ПОХОДЕ
Правила прохода перекатов
Основное правило прохода переката - это сохранение собственного хода, так как лодка управляема, лишь когда она идет быстрее течения реки. Нужно интенсивно грести и направлять лодку в основную струю. Тут многое зависит от рулевого. Струя определяется по уходящему треугольнику темного цвета - в него и следует направлять лодку.
Иногда струя настолько узка, что может пройти только одна лодка. Мелкое место заметно издали по серебристой светлой поверхности воды. Как правило, основная струя в плане представляет собой латинскую букву S. Выйдя из переката, рулевой должен сразу сориентироваться, куда направляется струя, и быть готовым к быстрому повороту лодки, чтобы не сесть на мель. Если все-таки лодка села на мель, необходимо, не теряя времени, выйти, всплывшую лодку вывести на глубокое место и быстро сесть в нее всему экипажу. Выходить и садиться в лодку нужно только по ходу движения. Для выхода в воду лучшая обувь, как уже говорилось, сандалеты-плетенки или босоножки. В такой обуви безопасно ходить по острым камням, в ней не задерживается вода. В июне и августе могут пригодиться легкие резиновые сапоги. Во время прохода переката ни в коем случае нельзя менять гребцов и отвлекать внимание рулевого. Необходимо помнить, что перекаты наиболее резко проявляются в засушливое лето. Бывают такие сезоны, когда из-за обилия дождей вода поднимается, скрывая большую часть перекатов. Часто на перекатах встречаются подводные камни - таши. Если таш возвышается над водой, то, препятствуя течению воды, он образует за собой серебристый треугольник. Если рулевой заметил камень поздно и обойти его уже невозможно, нужно сделать резкий гребок бортовым веслом с борта, которым лодка подходит к камню. И как только центр тяжести лодки поравняется с камнем, резко развернуть ее в противоположную сторону. Тогда лодка пройдет рядом с камнем.
Гребец должен успеть убрать весло и держать его на борту. Если камень скрыт под водой и лодка сядет на него, то течение сразу разворачивает ее. В этом случае нужно, соблюдая спокойствие, сбалансировать лодку и не дать ей встать поперек течения. Иначе она станет маленькой плотиной, и вода перевернет ее. Около подводных камней глубоко. Одному или двоим из экипажа следует выйти из лодки и, покачивая ее, постараться снять с камня. Если же экипаж не успел принять меры и лодку затопило, необходимо всем выйти из лодки и, держась за борта, подвести ее к берегу и разгрузить. Затем вычерпать воду, погрузить вещи и продолжить путь. Бывает, что лодка, севшая на мель или на камень, поворачивается течением и идет кормой вперед. Не пытайтесь развернуть ее на быстрой струе: это может привести к затоплению. Пройдите перекат кормой вперед и поставьте лодку в нормальное положение уже на спокойной воде. При проходе под низкими мостами, мостиками, надо быть очень внимательным, чтобы не ушибиться об эти препятствия. Не следует близко прижиматься к устоям мостов, так как сильное течение может навалить на них судно бортом и опрокинуть. Кроме того, в устоях мостов иногда торчат болты, гвозди, скобы.
Костровое хозяйство
Костры бывают пламенные и дымовые, а по видам - шалаш, колодец, звезда, таежный, нодья. В походах большими группами предпочтительнее костер в виде удлиненного колодца.
На нем в течение часа можно сварить пищу в 8-10 ведрах. Для костра необходимы два длинных бревна длиною 3-3,5 м и диаметром 20-30 см. Укладывают их по направлению ветра или параллельно реке. Под концы бревен подкладывают два полена для циркуляции воздуха. Между бревнами кладут растопку. С торцов бревен в землю забивают трубы тагана, вставляют уключины, на которые укладывают березовый шест диаметром 8-10 см или телескопическую перекладину. На специальных крючках подвешивают ведра с таким расчетом, чтобы донышко находилось на расстоянии 5-10 см от бревен. Ведра нужно наполнить водой и проверить прочность шеста до разжигания костра. Вокруг каждого ведра укладывают дрова. Поджигают растопку по всей длине костра и постоянно следят за равномерным пламенем. Подкладывая полуметровые дрова на место сгоревших, оставляют пространство между поленьями для создания тяги. Перемешивают кашу мешалками-лопатками из березы (другое дерево дает привкус). Дежурные повара должны быть в одежде и обязательно в рукавицах. Если пламя большое и подойти к костру невозможно, ведро рекомендуется снять шестом. В одном-двух ведрах греют воду для мытья посуды.
Обязанности дежурных
Дежурство, как правило, несет весь экипаж лодки. Экипажи дежурят поочередно. В обязанности дежурного экипажа входит: приготовление завтрака, обеда, ужина; охрана лагеря ночью (поддержание огня, периодический обход территории, занимаемой палатками, проверка крепления лодок на берегу). На дежурной лодке находится все костровое имущество группы: таган, ведра, крючки для подвески ведер, разливательные ложки, ножи, мешалки и пр. При остановке на бивак дежурные быстро приступают к своим обязанностям. По команде дежурного капитана все туристы отправляются на заготовку дров. Лишь после того как будет достаточно дров для приготовления пищи, экипажи могут заняться своими делами. Дежурные готовят костер и постоянно следят за равномерным пламенем. После приготовления пищи и раздачи ее всем участникам похода дежурные моют ведра, а перед выходом уносят их в лодку, снимают таган, заливают костер, складывают компактно оставшиеся дрова. Передается дежурство после завтрака перед выходом на маршрут. Новые дежурные принимают костровое хозяйство. Берут необходимые продукты, чтобы, придя на место, не ждать лодку, в которой они находятся. Экипаж накануне дежурства закупает картофель, овощи, хлеб. Дежурная лодка идет впереди каравана и первая останавливается на бивак.
Бивак в походе
На бивак следует останавливаться за 2-3 часа до наступления темноты. Разгрузить лодки после причаливания и закрепления. Экипаж лодки, принимающий дежурство на следующий день, устанавливает продуктовую палатку в 7-10 метрах от костра и укладывает в нее продукты. Остальные экипажи несут вещи к месту установки палаток в лагере. Затем каждый обязан принести дрова к общему костру. Палатки можно поставить по прямой линии (на большой поляне), под прямым углом, полукругом и произвольно, но обязательно компактно. Покидая бивак, нужно оставить поляну чистой. Лапник лучше снести в одно место, жестяные банки обжечь и закопать, все бумажки бросить в костер. Дрова собрать и аккуратно сложить около костра. Из земли вынуть все палаточные колышки, чтобы за них не запинались идущие за вами туристы. Костер потушить и залить водой. Словом, все должно свидетельствовать о высокой культуре туриста. В путеводителе указаны удобные поляны для остановки туристов. Однако во время сенокоса (конец июля - середина августа) нельзя разбивать лагерь на нескошенной траве. Пользоваться сеном при установке палатки запрещается. Туристы, пренебрегающие этими правилами, привлекаются сельскими Советами к ответственности. В самое теплое время туристы любят останавливаться на бивак на галечных косах (они обозначены на схеме). Это наиболее продуваемые места, на них меньше комаров и мошек. Во время дождя под палатку не подтекает вода. Палаточные растяжки можно укреплять группой камней в тех местах, где трудно забиваются шпильки и колышки. Но следует учитывать возможность неожиданного подъема уровня воды за счет обильных дождей, поэтому палатки нужно устанавливать возможно дальше от берега. Кроме того, у воды ночью холоднее, а к утру опускается туман. Перед выходом на маршрут капитан дежурной лодки проверяет состояние поляны и готовность экипажей:
Лапник собран в одно место в стороне от стоянки.
Дрова аккуратно уложены рядом с костром.
Банки консервные жестяные - обожжены в костре, закопаны, стеклянные - вымыты, взяты в лодки или оставлены (по усмотрению завхоза). Бумажки и прочий мусор - брошены в костер.
Колышки палаточные - убраны в лодки.
Снаряжение (палатки, одеяла, рюкзаки, топоры) - взято в лодки.
Продукты - распределены и уложены в лодки.
Продуктовая палатка - взята на лодку, заступающую на дежурство.
Костровое хозяйство (таган, крючки, мешалки, ведра, пила, лопата) - взяты дежурным экипажем.
Костер - потушен и залит водой.
Поляна - пригодна для остановки следующих групп.
Обычно перед выходом на маршрут проводится общее построение участников похода - линейка, на которой руководитель информирует о режиме и маршруте дня. Но не всегда условия (габариты площадки, отсутствие времени) позволяют собрать весь коллектив, особенно в больших группах (50-70 человек). Для большей оперативности собирается совет капитанов. Капитаны знакомятся с распорядком дня, планами на следующий день, решают все внутренние вопросы в группе. Совет капитанов - руководящий орган туристской группы в водном походе. Решения совета беспрекословно выполняются всеми участниками путешествия.
Выходы на камни и в пещеры
Чусовая изобилует красивыми камнями. Но при посещении их следует соблюдать осторожность. Высота камней от 30 до 115 м. Почти на все большие камни ведут тропы. Поднимаясь по ним, нужно смотреть, чтобы вниз не покатился камень. А если он все же сорвался, громко предупредить идущих сзади. На вершине нельзя подходить близко к краю. Камни выветриваются и у края ненадежны. Необходимо удерживаться от соблазна бросать камни вниз: там могут быть люди. Спуск, так же как и подъем, осуществляется после построения туристов и расчета по порядку номеров. Руководитель должен знать, сколько человек отправляется на экскурсию. Отправляясь в пещеру, захватите с собой фонарики. Гроты на Чусовой небольшие и вмещают от 5 до 10 человек. Остальные в это время ждут у входа. Спуск общий для всех. Здесь, как и при экскурсиях на камни, сильный помогает слабому.
Камни и тропы скользкие. Лучшая обувь для подъемов на камни - кеды или туристские ботинки. Идти на камни необходимо всегда в брюках и рубашках с длинным рукавом: одежда предохраняет от царапин и ссадин. Кроме того, на камнях, особенно в солнечную погоду, греются змеи. Сами змеи не нападают, но если почувствуют опасность, они обороняются. Идущим впереди нужно быть очень внимательными и иметь в руках палки -рогатины. Во время или после дождя от экскурсии лучше воздержаться. Камни, представляющие интерес и доступные для всех туристов, отмечены в тексте.
О клещах
В походе по реке Чусовой нужно помнить о клещах. Клещи, переносчики тяжелого заболевания - клещевого энцефалита, наиболее активны в конце мая, июне и начале июля. К счастью, энцефалитных клещей немного, один-два на 100 штук. Прежде чем присосаться, клещ ползает по телу два-три часа, подыскивая мягкие места: за ушами, в паху, под коленками, под мышками. Поэтому лучшим профилактическим средством является взаимный осмотр и самоосмотр после посещения леса, перед сном, утром перед выходом на маршрут. Если клещ присосался, нужно кожу вокруг него смазать толстым слоем любого жира. От недостатка воздуха клещ сам начнет вылезать, тогда его нужно вынуть и сжечь. Если в коже осталась головка, ее вынимают прокаленной иглой и ранку обрабатывают йодом. В первом же населенном пункте следует обратиться в лечебницу и ввести противоэнцефалитную вакцину. Отпугивающие средства такие же, как от комаров.
Дневка
В этот день туристы не плывут: собирают ягоды и грибы, приводят в порядок снаряжение, ремонтируют лодки, устраивают спортивные соревнования и различные игры, проводят выходы на камни, купаются, загорают и т. д.
Путь по реке при всем многообразии впечатлений от береговых скал, экскурсий в пещеры и на камни сковывает туриста в движениях. Дневка позволяет восполнить недостаток нагрузки на ноги и другие группы мышц. На дневке следует провести ряд игр, которые послужат дальнейшему сплочению коллектива. Это может быть первенство лагеря по волейболу или другие игры. Возможно, дневка совпадает с чьим-нибудь днем рождения. Это событие тоже становится достоянием всего коллектива. Каждый экипаж преподносит имениннику своеобразный подарок (изделия из бересты, кружку ягод, стихи). После ужина у костра устраивается концерт в честь виновника торжества. Такое не забывается никогда. Или бывает, что в походе приходится отмечать какой-нибудь праздник (День химика, День леса и т. д.). Эта дата может быть своеобразно обыграна. Например, День леса можно совместить с обсуждением экологической проблемы, выслушав короткое сообщение представителя какого-либо экипажа "Лес - турист - река" и т. д. Творческий подход к организации отдыха не заставит коллектив скучать и выявит в нем талантливых и содержательных людей. На дневке можно устроить соревнование между экипажами по рыбной ловле, посвятив его Дню рыбака. Взыскательная судейская коллегия оценивает результат по количеству участников от экипажа, по количеству и весу улова за определенный промежуток времени. Кроме того, рыбаки сопровождают демонстрацию пойманной рыбы шуточным рассказом. Победителей ждут призы. Могут быть организованы выходы за грибами и ягодами. Хорошо себя зарекомендовали соревнования по плаванию на надувных матрацах. В солнечные дни на Чусовой приятно искупаться, но нужно помнить, что берега и дно не везде пригодны для купания. На схеме указаны наиболее удобные места - это, как правило, галечниковые и песчаные косы. Капитаны экипажей несут вахту спасательной службы. На каждой лодке имеются спасательные круги, пояса, и во время купания они должны быть под рукой. Все туристы должны уметь плавать и чувствовать себя в воде совершенно спокойно.
Плавсредства
Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю кормовой, боковые стороны, или стенки корпуса,- правым и левым (если смотреть с кормы) бортами. Главными измерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта.
Посадка судна - положение судна относительно спокойной поверхности воды, которое определяется: креном - наклонением судна относительно продольной оси к одному или другому борту; дифферентом - наклонением судна относительно его поперечной оси, т. е. на нос или корму. Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно сидит на ровном киле. Ниже мы приводим технические и эксплуатационные данные маломерных судов для маршрута 58:
Тип судна | Материал корпуса | Длина,м | Ширина,м | Высота борта,м | Скорость хода,км/ч | Вместимость,чел | Вес груза,кг |
Лодка-плоскодонка | Дерево | 5,5 | 1,2 | 0,5 | 4-7 | ||
Лодка-плоскодонка | Дерево | 0,4 | |||||
Байдарка | Прорезиненная ткань, дерево или металл | 5-6 | 0,8-1 | 0,4 | 2-3 | ||
Понтон (плот) | Резина | 2,5 | 0,3 | 3-5 | 7-9 |
Самодеятельным туристам нужно учесть, что плот из сухостоя практически сделать невозможно. Рубить растущие по берегам реки деревья запрещено законом. Нужно рассчитывать на байдарки и надувные плоты. Плоскодонки наиболее пригодны для сплава по Чусовой, угол килеватости у них близок к нулю. В качестве движителя используются весла, два гребных и одно рулевое. Шпангоуты - поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией. Рыбины (елани) - решетчатый настил на днище лодки для сохранения вещей сухими и для предохранения днища от расшатывающих ударов при погрузке. В плоскодонные лодки рыбины укладываются прямо на шпангоуты.
Словарь туриста-водника
Банка - сиденье в лодке.
Высыпка - отложение песка, гравия, гальки, камней, выносимых из притока в устье или ниже его.
Долина - вытянутое, обычно извилистое, углубление земной поверхности, в пониженной части которого протекает река. Наиболее пониженная часть долины, где протекает река, называется руслом.
Извилина - изгиб меженного русла вместе с долиной.
Излучина - длинный изгиб русла внутри долины.
Колено - крутая короткая излучина.
Лука - длинная извилина реки, у которой расстояние между началом и концом значительно меньше, чем длина извилины.
Лоция - наука, изучающая свойства речного потока и русла, условия судоходства и судовождения на внутренних водных путях. Лоцией называют также описание того или иного участка водного пути с указанием всех имеющихся на нем препятствий, естественных и искусственных примет, ориентиров, характера течения и условий сплава (судоходства).
Майдан - беспорядочно возмущенное вращательное движение воды в виде подвижных вихрей размером от нескольких сантиметров до нескольких метров в поперечнике. Майданы образуются над подводными препятствиями при небольшой глубине над ними и от нарушения нормального донного течения воды в русле. На Чусовой такими препятствиями являются камни-одинцы (таши).
Межень - период наиболее низкого стояния уровня воды в реке. На реках Урала меженный период наблюдается в июне-августе.
Меандра - крутой поворот русла реки, имеющий петлеобразную форму. Меандрировать - дословно: извиваться, иметь извилистую форму.
Огрудок - каменистый осередок или подводная часть монолитного скального массива в русле.
Одинец - отдельно лежащий в реке камень значительных размеров (на Чусовой - "таш").
Осередок - надводная мель, окруженная со всех сторон водой и не имеющая никакой растительности.
Остров - надводный осередок, имеющий растительность.
Паводок - повышение уровня воды в связи с таянием снегов или выпадением дождей. В зависимости от этого различают весенние паводки (половодье) и летне-осенние.
Перекат - наносное образование в русле реки, представляющее затруднение при сплаве и судоходстве.
Плес - глубоководный участок русла реки, имеющий относительно малые скорости течения.
Пойма - часть долины, затопляемая при повышенных весенних уровнях воды.
Проток - боковой рукав реки.
Печина - трудно поддающаяся размыву часть породы (обычно из плотной глины), которая вдается в русло. Печина бывает надводной и подводной. Выше печины создается подпор воды, ниже - суводь.
Салик - плот небольших размеров и малой грузоподъемности.
Свальное (косое) течение - поперечное или направленное под углом отклонение течения или его части от своего нормального положения в реке по стрежню. Свальное течение бывает на перекатах, когда