Путь к новой системе расселения
129. Перспективная схема системы расселения. •Основные звенья системы расселения (населенные места, крупные предприятия, курортные зоны и т. д.) связаны мощными трассами скоростной дороги. Менее крупные жилые образования сгруппированы вокруг центров более высоких ступеней
банизации. В то же время нельзя считать благоприятным явлением чрезмерную плотность слишком разбросанных малых городов, городков и поселков, унаследованных еще от феодального периода развития страны.
При переходе к новой системе расселения необходим особый подход к каждой области, учет специфики производства, существующей структуры расселения и природных условий. При этом нельзя ограничиваться механическим выбором перспективных населенных мест и сосредоточением в них всего строительства. Концентрация населения должна поддерживаться путем улучшения условий жизни, созданием более совершенной системы обслуживания в центрах более высоких ступеней, чтобы происходило плавное переселение жителей без необходимости применения административных мер. Места приложения труда необходимо будет размещать так, чтобы не происходило чрезмерного роста крупнейших городов. Планомерное развитие системы расселения не может ограничиваться лишь большими поселениями, а должно охватывать и другие функциональные компоненты, а именно: промышленные предприятия, транспортные системы, курортные и природные зоны.
В этой связи возникает вопрос, правомерно ли название «система расселения» для будущей структуры, состоящей из отдельных звеньев с различными функциями. Под принятым понятием системы расселения в большинстве случаев мы привыкли понимать только систему поселков и городов различной величины, охватывающих в относительно компактном комплексе жилье и места приложения труда, транспорт и все остальное. Возможно, на следующем этапе развития возникнет другое название, которое лучше выразит содержание обширных территориальных комплексов, включающих в себя не только расселение, но и другие функциональные компоненты.
Но суть проблемы состоит не в поисках нового термина, а во все более настоятельной необходимости исследовать, разрабатывать и развивать расселение в масштабе целых жилых систем, охватывающих не только ярко выраженные городские агломерации или традиционные промышленные узлы, но и целые географические области, бассейны больших рек, морские побережья и важные системы коммуникаций. Сегодня, в особенности в странах с развитой промышленностью, нередки случаи, когда такие системы перешагивают и за государственные границы. Достаточно вспомнить об условиях использования Дуная. Здесь необходимо сотрудничество ряда стран. Другим примером может быть взаимосвязь проблем между территорией Остравской области в Чехословакии и польским Верхнесилезским бассейном.
Не менее важно такое понимание развития расселения и в тех областях и странах, которые еще не населены плотно и где промышленность еще только начинает развиваться. Именно в этих случаях есть возможность заранее разработать хорошо аргументированную перспективную концепцию развития расселения, благодаря которой в будущем удастся создать благоприятные условия для развития производительных сил и для формирования максимально благоприятной жизненной среды.
На этапе перехода от отдельных городов и поселков к более широким системам усиливается значение разработки схем планировки, размещения строительства в охвате целых областей, групп городов и агломераций. Только так можно охватить все взаимосвязи, учет которых неизбежен для целенаправленного перехода к будущему расселению, отвечающему высшей ступени развития производительных сил и всего общества, где будут созданы оптимальные условия жизни человека.
Лишь в масштабах систем расселения можно создать весь комплекс функциональных зон и обеспечить даже для малых населенных мест необходимую сеть обслуживания высшей ступени и возможность выбора его звена в зависимости от индивидуальных потребностей человека. Это касается как учреждений культуры, так и различных типов высших учебных заведений, а также учреждений торговли, коммунальных услуг, мест отдыха и различных звеньев обслуживания. Те же требования относятся и к местам приложения труда; в этой сфере необходимо представить достаточно широкий выбор, а обеспечить его можно только в системе расселения как единого целого. В процессе такого развития непрерывно будет расти и значение транспорта, способного обеспечить функционирование системы расселения как единого целого и нормальную доступность ее отдельных звеньев.
Забота о системах расселения и их будущем развитии вовсе не означает, что не следует более заниматься их выкристаллизовавшимися центрами, которыми и в дальнейшем останутся города.
Сноски к главе XIII
Вопросы дальнейшего развития расселения стали предметом интереса мировой градостроительной литературы, главным образом в последнее время. Сейчас еще только формулируются первые представления по этой теме и можно утверждать, что упомянутые здесь работы Исследовательского института строительства и архитектуры (VUVA), касающиеся дальнейшего развития расселения в ЧССР, принадлежат к наиболее комплексным разработкам такого рода. Аналогичные работы проводятся в СССР. Они связаны с крупнейшими промышленными областями. Содержание данной главы развивает положения, изложенные в главе VIII, посвященной системам расселения.
1. Konference VOVA о vyvojovych tendenefch prestavby osidleni, Zpravodaj
VOVA. «Architektura CSSR», 1961 с 8 s. 575—583.
2. A. V i k 1 i с k y. Prestavba venkovs-
kych obci. Zpravodaj VOVA. «Architektu-
v ra CSSR», 1963, с 9, s. 567—69.
3. V. P a 11 a. Problemy perspektiv-
v nfho rosvoje osidleni na uzemi CSSR.
v
«Architektura CSSR», 1963, с 2, s 12— 122.
В статье излагаются основные идеи исследовательской работы коллектива, руководимого В. Паллой, Zakladni otaz-
v
ky vyvoje osidleni v CSSR (рукопись). VOVA, Brno, 1962.
Понятие города
XIV. БУДУЩЕЕ ГОРОДОВ
С размышлениями о будущем расселении тесно связан и вопрос о том, сохранят ли свое существование города. Когда мы говорим о целых системах расселения, состоящих из жилых, производственных, транспортных, курортных и других функциональных элементов, может создаться впечатление, что города могли бы быть заменены ими полностью.
Можно себе представить такую картину, когда отдельные звенья свободно и равномерно разместились на местности, а мощный и быстрый транспорт обеспечил их взаимосвязи. Такая концепция расселения могла бы обрести особую силу еще и от сознания больших санитарных и эксплуатационных недостатков современных городов.
Но можно ли считать реальной такую систему расселения, в которой бы городов не было вовсе? Наверное, это было возможно, если бы не существовало в той или иной мере благоприятных природных условий, возвышенностей и долин, морей и рек, месторождений полезных ископаемых и плодородных сельскохозяйственных земель; если бы на расселение не влиял транспорт, отдельные большие транспортные пути и их пересечения. Может быть это и было возможно, если бы уже не существовало современных городов и населенных агломераций.
Можно спорить о самом понятии города, развивавшегося на протяжении истории. Если рассматривать города преимущественно как центры промышленного производства, противопоставленные в производственном и социальном отношении земледельческому селу, то такие города действительно прекратят свое существование. Если же смотреть на город, как на функциональную систему звеньев расселения, воплощенную в грандиозном ансамбле зданий, то такие города, очевидно, продолжат свою жизнь. Однако они не будут изолированными образованиями, вкрапленными в пространство сельскохозяйственных полей, а станут наиболее яркими узлами системы расселения. Они превратятся в центры усиленной концентрации ряда звеньев расселения различных функций и поэтому останутся и в будущем наиболее важными комплексными элементами всей зарождающейся системы. Люди, работающие в промышленности и сельском хозяйстве, будут жить в населенных местах различной величины, а наиболее крупные из этих мест можно будет и далее именовать городами.
При этом отличительные признаки городов и других населенных мест будут условными и не позволят провести между ними разделительной полосы.
Вот как определяется понятие города как центра более широкого округа в одной из последних чехословацких работ:
«а) удовлетворяющее количество населения, обычно превосходящее как в сконцентрированной, так и в разгруженной городской структуре экономический минимум 30 000 жителей — помимо другого населения на присоединенной и управляемой территории;
б) удовлетворяющее количество мест приложения труда в производ
стве и сети обслуживания при условии обеспечения оптимальной в эко
номическом отношении мощности отдельных производств и всего их
комплекса, обеспечивающей экономичность эксплуатации и высокую
степень привлекательности города для всей управляемой им терри
тории;
в) расположение производственных, жилых, обслуживающих эле
ментов и звеньев отдыха на функционально однозначных территориях
и зонах, совершенным образом связанных сетями основных городских
коммуникаций;
г) развитие мощного городского центра с общегородской и более
высокой ступенью системы обслуживания как основной обслуживаю
щей зоны города, которая до известной степени будет обслуживать и
население всей управляемой территории;
![]() |
600 ( |
1000 м |
130. Зденек Хлуп и коллектив. Конкурсный про-гкт застройки экспериментального жилого района в Москве; 1960 г. Характерное современное решение с отчетливым членением на жилые группы по 1,5 тыс. и 6 тыс. жителей с соответствующими звеньями системы обслуживания
д) удовлетворяющее количество видов и достаточная развитость
общегородского и сверхгородского обслуживания с учетом потребно
стей всей управляемой территории;
е) интенсивность жилой застройки, превышающей 160 жителей на
1 га в пределах плотности микрорайона;
ж) средняя этажность застройки, достигающая хотя бы трех этажей;
з) полностью развитая система массового пассажирского городско
го транспорта, действующая в децентрализованных частях города и
скоординированная с транспортом на остальной управляемой терри
тории.
Будущий город должен выполнять всестороннюю социально-экономическую руководящую роль в пределах управляемой им территории»1.
Здесь дан довольно большой перечень различных признаков, одна часть которых будет, очевидно, свойственна всей системе расселения как единого целого, а другая будет характеризовать и отдельные населенные места. Представляется, что можно было бы ограничиться одним признаком, а именно сосредоточением нескольких различных по функции звеньев системы расселения — жилья, мест приложения труда, обслуживающих предприятий высшей ступени, транспортных узлов, управляющих центров.
В противоположность этому поселками мы бы назвали те элементы системы расселения, которые выполняли бы по преимуществу функцию жилья и в которых, следовательно, не были бы представлены все или же значительная часть функций системы расселения.
С определением понятия города связана и его роль во всей системе расселения, где он, очевидно, будет иметь значение центра высшей ступени. Именно такой город исследуется в цитированном сочинении, где он называется «центровым». При этом понятие «центровости» определяется как «комплекс функций, которые «центровый город» выполняет непрерывно, постоянно и во всех необходимых направлениях и сторонах, в необходимо полном объеме и интенсивности по отношению к своей большой, управляемой им территории, однозначно и точно определенной