Ландшафт и природное окружение
б км |
дальнейшего развития. Эти резервные площади надо иметь в виду даже при условии, что на определенном уровне развития техники для каждого вида производства станет возможно определить оптимальные размеры предприятия. Вместе с тем наряду с изменяющейся технологией расширившиеся кооперативные связи приведут к объединению ряда других производств. Составными частями промышленных предприятий станут исследовательские бюро и некоторые разновидности высших учебных заведений. Таким образом будет достигнута более тесная связь исследова' тельских и производственных задач и одновременно станет возможным непрерывное пополнение знаний. Наряду с деятельностью крупных промышленных объединений продолжат свое существование и небольшие производственные единицы. Те из них, в которых будут приемлемые технологические процессы, смогут находиться в непосредственной близости от жилья.
Довольно ярко проявят себя в будущей системе расселения и те функциональные компоненты, усиление значения которых можно наблюдать уже в настоящее время. Обширные территории сегодня занимают такие производственные звенья, как склады, аэродромы, крупные транспортные системы или же такие уникальные сооружения, как кино- и телестудии или радиостанции. Совсем еще недавно ряд подобных функций вообще не существовал, а, появившись, — локализовался внутри города в отдельных объектах или небольших кварталах. Сегодня им сплошь и рядом служат огромные комплексы зданий и земельных участков и подобно промышленным предприятиям и комбинатам они предъявляют высокие требования к территориям, часто достигающим десятков и сотен гектаров.
Кроме того, можно предположить, что новые звенья расселения постепенно превратятся в ее самостоятельные компоненты. Следовательно, можно говорить о постепенном, но непрерывном членении расселения на отдельные функциональные компоненты, которые обретают свою самостоятельность и расширяют свои территории. В последнее время этот процесс можно проследить на примере исследовательских институтов и высших учебных заведений, занимающих большие городские территории. Зачастую они переносятся из центра города в окраинные районы или же совсем выводятся из компактной городской застройки.
Помимо территорий промышленных и других производств составными частями всей системы станут также сельскохозяйственные производственные площади. Механизация сельскохозяйственных работ и интенсивный способ ведения хозяйства создадут необходимость и возможность для образования компактных и территориально связанных частей сельскохозяйственной земли.
Подобно тому, как это уже имеет место в нашей стране и в других частях света не будет чисто сельскохозяйственных областей, но, наоборот, возникает задача уравновесить специфические требования сельскохозяйственной зоны и промышленности. Необходимость в таком уравнове-
14—11 18
шивании останется в силе даже тогда, когда мы сумеем воспрепятствовать тем пагубным последствиям, которые все еще случаются в результате деятельности электростанций, работающих на угле, предприятий химической промышленности, агломерационных установок и т. п. Ряд проблем сельскохозяйственного производства придется решать в областях наиболее интенсивной концентрации промышленности и в окрестностях больших городов, поскольку именно здесь сельское хозяйство будет специализироваться на снабжении больших поселков и городов ранними овощами, свежим молоком и другими сельскохозяйственными продуктами, которые невозможно транспортировать на большие расстояния. Реконструкция современной густой сети раздробленного сельскохозяйственного расселения представляет собой сложную самостоятельную проблему, выходящую за пределы данной работы. Можно лишь сказать, что и здесь произойдет довольно сильная концентрация, хотя для этого потребуется длительное время и решение ряда вопросов экономического и социального характера.
Элементы природы в общей системе расселения будут представлены не только сельскохозяйственными площадями, но также курортными зонами, зонами гор, водоемов, лесов, парков и спортивных комплексов. Уже сегодня ряд курортных областей получил более широкое значение н служит всей области или стране, а такие зоны как морские побережья или горные хребты приобрели сегодня международное значение. В Чехословакии функции таких курортов получили словацкие горы, Бескиды, Крконоши и другие места, озера у таких больших плотин, как Оравская, Слапская или Орлицкая, области с большим количеством озер и обширные участки лесов. Некоторые из них были объявлены национальньш-и парками и переведены на специальный режим. Особо ценные территории объявлены заповедниками и охраняются государством.
В дальнейшем появится необходимость выделить специально охраняемые участки природы в непосредственной близости от наших крупнейших городов и в плотно населенных промышленных областях, запретив на этих участках какое-бы то ни было строительство. Такая мера потребуется не для защиты несуществующей в этих зонах ценной флоры или фауны, а для сохранения их как зон отдыха населения. Нельзя допустить того, чтобы именно на плотно населенных территориях элементы природы были подавлены и стерты с лица земли. Именно здесь они ценятся особенно высоко, подвержены наибольшей угрозе и нуждаются в активной защите.
С созданием курортных зон, особенно в окрестностях больших городов связаны проблемы соотношения индивидуальных и общественных форм отдыха. Тенденция «двойного жилья» — т. е. проживание в городе и на даче в пригороде — свидетельствует о повышении жизненного уровня и увеличении времени, отводимого на отдых. В то же время она является своеобразной формой неудовлетворенности городской средой. Однако последствия дачного строительства могут оказаться угрожающими, в особенности для побережий рек и озер около плотин. Яркими примерами здесь могут послужить окрестности Слапской плотины или же берег реки Лабе у города Усти. Помочь в этом деле могла бы более строгая дисциплина при строительстве дач и отведение для этой цели участков на тех местах, которые, будучи застроенными, не резко нарушат общий облик ландшафта. Но решить эту проблему можно только развивая другие формы отдыха, строя в наиболее посещаемых курортных областях пансионаты и коллективные дачи. До тех пор, пока в зонах отдыха не будут обеспечены условия для пребывания там в выходные дни или же для более продолжительного пребывания семей с детьми, индивидуальная дача останется единственным выходом из положения. Сегодня эта проблема выходит за пределы интересов отдельного человека и становится социальной проблемой, оказывающей свое влияние на наши возможности рационально использовать области, наиболее пригодные для отдыха, и решать эстетические вопросы ландшафта.
Населенные места
Транспортные системы
Важнейшим компонентом всей территориальной структуры останутся сами населенные места. Постепенно исчезнут существенные различия между городом как местом проживания работников промышленности и селом, как местом проживания земледельцев. Это, однако, не означает, что все поселки и города будут одинаковых размеров или будут выполнять одни и те же функции. Все населенные места составят систему, в которой отдельные звенья будут различаться своими функциями, размерами и степенью оборудованности. Небольшие и менее оборудованные звенья будут тяготеть к более крупным и лучше оборудованным центрам. Такая система уже сейчас постепенно формируется как в сельском, так и городском расселении. Каждое более или менее большое село закономерно является центром ряда более мелких сел в своей округе и в то же время представляет собой составную часть более сложной системы, тяготеющей к городу. Таким образом, создается система, включающая в себя жилые единицы различных размеров — от деревень до больших городов.
Различие в размерах отдельных населенных мест будет определяться их специфической ролью в народном хозяйстве, степенью рациональной концентрации производительных сил, тем значением, которое они будут иметь для управления и культуры. Далее, на эти размеры, по-прежнему, будут оказывать влияние природные и географические условия, связанность со средствами транспорта и предпосылки дальнейшего развития. Характерными примерами могут служить города в районах добычи сырья или источников энергии, города, расположенные на морских побережьях и реках или же на скрещении сухопутных дорог, города, обеспеченные достаточным количеством запасных площадей для дальнейшего строительства или же располагающие особо благоприятными климатическими условиями.
Большое влияние на всю систему расселения оказывает пройденный исторический путь, как об этом довольно ярко свидетельствуют чехословацкие города. Почти все современные города возникли на месте средневековых поселений, а центры, важные в том или другом отношении, были важны еще в своем далеком прошлом. При более подробном исследовании выясняется, что средневековые города выросли нз более старых феодальных городищ и торговых посадов, связанных в своей истории с еще более древними, часто доисторическими поселениями.
Основной предпосылкой существования и целесообразного функционирования дифференцированных систем расселения является транспорт, обеспечивающий связь между домом и работой, между отдельными предприятиями и учреждениями, между жилищем и местом отдыха. Без транспорта любая жилая система распалась бы на отдельные, парализованные функциональные компоненты, неспособные вести самостоятельное существование и потеряла бы свое всякое оправдание. Чем обширнее будут становиться эти системы, чем больше будут дифференцироваться и усложняться функции их компонентов, тем большее значение будет приобретать транспорт, обеспечивающий не только передвижение человека, но и доставку сырья, готовой продукции и пр.
Организация работы транспорта окажет в будущем самое непосредственное влияние на конкретное формирование всей структуры расселения. Не соглашаясь с тем, что совершенные виды транспорта сами по себе содействуют развитию расселения, что развитие капиталистических городов было вызвано лишь новыми возможностями передвижения, необходимо признать, что транспорт влияет на конкретные формы, в которых происходит развитие расселения. Одни формы расселения возникают в обществе, представители которого вынуждены передвигаться только пешком или же в повозках, едущих со скоростью 10 км/час. Другие возможности получают районы, связанные с сетью железных дорог, обеспечивающих скорость передвижения, равную 100 км/час. Совершенно иначе сформируется расселение там, где главным средством
t |
Ьол ее.1 ми-fl' 100- 600 000 50-100 000 20- 50 000 10-20 000 |
1С0км
126. Чехословакия. Расположение городов с населением, превышающим 10 тыс. жителей; 1961 г. Относительно равномерная сеть расселения образует характерные группы в главных промышленных областях
транспорта будет автомобиль, развивающий приблизительно ту же скорость, но не требующий дорогостоящих путей.
Современное общество располагает богатым выбором средств передвижения, от пешей ходьбы до сверхзвуковых самолетов и космических ракет. Легковой автомобиль доставляет человека от дверей одного здания к двери другого, а внутри самих зданий хождение по лестницам заменяется путешествием в лифте. Скоростные дороги обладают мощностью, позволяющей в одном направлении перевозить до 40 тыс. пассажиров в час. Сейчас проходят проверку наземные средства транспорта, способные развивать скорость, свойственную самолетам. Испытываются средства индивидуального воздушного транспорта, сверхзвуковые лайнеры, способные брать на борт сотни пассажиров. Люди научились передвигаться по земле, над и под землей, в воздухе, в космическом пространстве и под водой.
Тем более нам кажется непонятным, что мы не в состоянии обеспечить действенное функционирование транспорта и необходимую транспортную связь внутри городов и систем расселения. Транспорт безусловно заслуживает того, чтобы критиковать его технические, эксплуатационные недостатки и низкий санитарный уровень. Автомобиль обладает большой гибкостью, он удобен для индивидуального использования, но занимает слишком много места на дорогах, вызывает необходимость строить стоянки, гаражи и транспортные развязки и кроме всего этого отравляет воздух в городе и вне его выхлопными газами. Массовый транспорт тоже мог бы быть удобнее, скорее доставлять людей к цели их путешествия, развивать приличную скорость и сократить интервалы своего движения. Нас огорчает то, что путешествие на самолете из Праги в Братиславу, расстояние между которыми составляет свыше 400 км, длится меньше, чем поездка в трамвае из одного конца Праги в другой.
Конечно, современные средства транспорта еще далеко не исчерпали всех своих возможностей и техническая сторона транспорта будет совершенствоваться дальше. Однако предпосылки улучшения работы транспорта, а тем самым и жизнедеятельности городов и целых систем расселения необходимо усматривать также — а можно было бы сказать, что прежде всего — в самой организации городов и жилых систем.
100 • |
Транспорт и расселение
127. Чехословакия. Го-сода ,■ населением свыше 10 тыс. жителей; 1961 г. Вокруг городов очерчены круги радиусом 15 км. При таком графическом обозначении группы городов, также как и характер их линейных группировок выглядят более отчетливо. Несмотря на общую значительную равномерность расселения, отдельные области оказываются без городских центров более высокой ступени
При более детальном рассмотрении нашего современного расселения можно убедиться в том, что обеспечение удобной, быстрой и частой транспортной связи в густой сети отдельных небольших звеньев жилой системы представляет собой труднейшую задачу. Между всеми нашими даже самыми маленькими селами организовано автобусное движение и это действительно единственная возможность удовлетворительного решения— недоступная еще для целого ряда стран с менее развитой экономикой. При этом автобусы совершают несколько рейсов за день, а их скорость находится в соответствии с частыми остановками и заездами в отдаленные населенные места.
Использование более эффективных транспортных средств с более частыми интервалами станет возможно лишь в результате концентрации жилых единиц в укрупненных комплексах. Если для пешеходов и повозок небольшие расстояния и ограниченные размеры поселений были удобны, то для эффективного использования современного транспорта они становятся препятствием. Мерилом оценки работы пассажирского транспорта сейчас являются не километры преодоленного расстояния, а минуты, затраченные на саму поездку, причем известно, что не всегда предельно короткое расстояние удается преодолеть за столь же короткий срок. Кроме того, издержки времени, необходимые для дороги, складываются не только из того времени, которое проводится непосредственно на транспорте, но также из времени, необходимого для того, чтобы до транспорта добраться и дождаться его.
Известны возражения, сводящиеся к тому, что растущие требования к транспорту вызваны недостатками организации самой системы расселения. Конечно, если улучшить дело размещения и взаимосвязей жилья, работы и других функциональных элементов среды, то можно сократить далекие и лишние поездки. Существенное облегчение может принести создание сетей общественного обслуживания в отдельных звеньях системы расселения и насыщение их зонами отдыха. Многое может сделать широкое внедрение современных телекоммуникационных средств, в первую очередь телефона, радио и телевидения, обеспечивающих передачу информации на большие расстояния. Все эти средства действительно могли бы снизить издержки времени на транспорте. Но и тогда не отпадет необходимость в хороших транспортных связях внутри системы расселения, обеспечивающих ее функционирование как единого комплексного производственного и социального образования.
!'словия в ЧССР
Именно в жилых системах было бы желательно развить в зависимости от различных потребностей все виды транспорта — от авиации, для связи на большие расстояния, и мощных трасс скоростных дорог, которые бы пролегли между крупнейшими населенными местами и местами работы, вплоть до индивидуального автомобиля для частных поездок и пешеходного движения в центрах городов и курортных областях. При этом имело бы смысл рационально использовать такие специфические особенности и преимущества отдельных видов транспорта, которые зависят от их скорости, мощности и приспособляемости к различным условиям.
Однако по всей вероятности, основу транспортной сети будущих жилых систем составят мощные скоростные дороги — судя по современному состоянию техники—рельсовые, — дающие возможность за короткое время преодолеть большие расстояния и одновременно располагающие условиями для использования современной техники и автоматизации. Внедрение скоростных дорог находилось бы в соответствии с современной тенденцией увеличивать абсолютные величины отдельных звеньев системы расселения и лишь содействовало бы укреплению этой тенденции. Итак, будущее расселение можно себе представить в виде комплекса отдельных, достаточно больших функциональных звеньев — промышленных и сельскохозяйственных предприятий, научных центров, населенных мест, общественного обслуживания, курортных зон и транспортных систем — комплекса, пронизанного сетью мощных скоростных дорог. При этом отдельные компоненты будущей системы расселения сохранят свой специфический характер, а в различных областях вследствие влияния местных условий разовьются их отличительные взаимосвязи.
Так, например, в Чехословакии дальнейшая эволюция будет находиться под влиянием значительной плотности существующего расселения, основную часть которого составляют малые города.
В соответствии с данными переписи 1961 г. по состоянию на 1 марта 12,6% населения ЧССР, т. е. свыше 1,7 млн. человек проживало в 6522 небольших населенных местах, насчитывающих до 500 жителей, 42,5% всего населения республики проживает в 10 917 населенных местах, насчитывающих менее 2 тыс. жителей. Такие населенные места составляют свыше 90% всех населенных мест. Из общего числа 11963 мест лишь 126 из них, т. е. в среднем 1% общего числа населенных мест, имеют более 10 тыс. человек. При этом под понятием населенное место имеется в виду административная единица, которая может дробиться еще на отдельные поселки, счет которых идет на десятки тысяч. При этом даже в небольших населенных местах основную часть населения образуют рабочие промышленных предприятий, живущие в селах и работающие в городе. Аналогичная рассредоточенность характерна и для самой промышленности. Так, исследования более раннего времени показали, что в каждом населенном месте на 1 тыс. жителей приходится как минимум одно промышленное предприятие.
Однако в Чехословакии, как и в других странах, наблюдается значительный приток населения в более крупные населенные места, а в целом общий прирост населения приходится на города, которые являются центрами имиграции. За 10 лет, прошедших между двумя переписями (1950 и 1961 гг.), доля жителей в населенных местах с населением до 1 тыс. человек снизилась на 7,05%. Количество самых маленьких мест с населением по 500 человек снизилось за те же 10 лет на 3349 населенных места. За то же время в городах с населением свыше 5 тыс. жителей общее население увеличилось более чем на 1 млн. человек. Сильно выросли и продолжают расти большие города. Так, за последние 40 лет более чем удвоилось количество жителей в городах с населением свыше 100 тыс. и почти удвоилось в городах с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек. В 1921 г. в Чехословакии было только шесть городов с населе-
128. Расселение средней Чехии; 1961 г. Значительная разбросанность населенных пунктов, образующих несколько более четкие системы только вокруг Праги, Кладно и вдоль реки Лабе
нием, превышавшим 50 тыс. человек, в 1961 г. их стало 14. В Словакии в 1950 г. был 21 город с населением, превышавшим 10 тыс. человек, на 1 марта 1961 г. эту границу превзошли 32 города.
Статистика свидетельствует о том, что в последнее время переселение в города, происходящее в ЧССР, характеризуется здоровой тенденцией. Прекратился бурный рост самых крупных городов и наибольшее число переселяющихся оседает в городах с населением от 10 тыс. до 50 тыс. человек. В Словакии продолжается переселение и в города с населением свыше 50 тыс. человек — в Братиславу и Кошице.
Положительный характер расселения связан с планомерным размещением производственных мощностей, которые сосредоточиваются не только в крупнейших городах или традиционных промышленных областях. Большим преимуществом послевоенного развития был тот факт, что в Праге не увеличилось число промышленных предприятий, а вместе с ним и жителей. В 1921 г. в Праге было 5,2% населения республики, в 1930 —6,06%, в 1950 — 7,56%, в 1960 — 7,23% а в 1980 г. предполагается иметь неполных 6,5%- Что же касается соотношения пражского населения и всего населения городов республики, то оно составляет немногим более 15% всего городского населения ЧССР.
Рассматривая эти данные, необходимо иметь в виду, что они характеризуют населенные места с административными границами. Существенно иной оказывается картина данных, касающихся отдельных городских и промышленных агломераций и некоторых характерных жилых систем, образующихся в настоящее время. К ним относятся агломерации, центрами которых являются города Мост, Острава, большие города с населением свыше 100 тыс. человек, образующие центры городских агломераций — Плзень, Острава, Брно, Братислава и в особенности Прага. Специфический характер получила также цепь населенных мест в долине реки Ваг, сильно разрастающаяся в связи со строительством плотин и промышленности.
Чехословакия без сомнения располагает благоприятными предпосылками для дальнейшего развития системы расселения, в особенности за счет довольно регулярной сети городских центров, развивающихся и в тех частях страны, которые в прошлом не были отмечены влиянием ур-