Использование новых творческих методов
тельства новых населенных мест. Ясно, что без четкой работы эффективных средств массового транспорта нельзя размещать жилье на большом удалении от мест работы, а без солидного инженерного оборудования невозможно увеличивать плотность населения. Та или иная форма расселения будет постоянно оказывать свое влияние на всю жизнь людей, на окружающую их среду, на уровень их обслуживания, на то количество времени, которое они будут затрачивать на транспорт и в конечном итоге на то, в каком направлении пойдет развитие производства и целых городов.
В каком бы свете мы не рассматривали соотношение расселения и развития производительных сил, вопросы формирования жизненной среды не могут отодвигаться на задний план. Эстетических принципов, созданных в свое время для традиционно понимаемого города, сейчас уже недостаточно. Конечно, соблюдение пропорций между отдельными пространствами, по-прежнему, сохраняет свое значение, но решающей при этом становится композиция города в целом, а она не может быть втиснута в рамки распространенной прежде городской планировки, уподоблявшейся одной из разновидностей орнамента. Новые эстетические проблемы связаны с архитектурным решением транспортных сооружении и самих средств транспорта. Намечаются конфликты между масштабом современных зданий и масштабом человека. Восприятие среды у пешеходов иное, чем у человека, едущего в быстродвижущемся транспорте. Индустриальные методы строительства, особенно на своем первоначальном этапе, привели к нежелательной монотонности среды и создали угрозу для сохранения индивидуального облика городов и сел. Традиционная городская среда с замкнутым пространством принадлежит прошлому, но современные ансамбли пока еще не образовали такой среды, которая бы своими качествами превзошла свою предшественницу.
Новые районы по существу служат спальнями. В них не удается создать необходимого пульса жизни, связанного, очевидно, как с приемлемой структурой отдельных функций, так и с их пространственным расположением. Жизнь новых городов и поселков изучается недостаточно, а результаты немногочисленных исследований не находят полного отражения в практике проектирования и строительства. Чаще всего города рассматриваются как комплексы зданий, инженерных сооружений и устройств, а тот факт, что они являются и средой для жизни людей, у которых есть свои потребности, стремления и желания, предается забвению. Поэтому основным мерилом успеха или неудачи каждой градостроительной концепции должна стать степень удовлетворения разнообразнейших потребностей каждого отдельного человека и всего общества в целом.
При этом широко известно, что в современных городах жизненная среда неизменно ухудшается, увеличивается загрязненность воздуха и воды, количество пыли и шум. Все это свидетельствует о неумении сделать выводы из новых требований, предъявляемых транспортом и производством, из тех новых явлений, которые сопровождают всю жизнь современного города. Вместо того, чтобы создать благоприятную среду для человека, часто полагаются на его большую приспособляемость даже к весьма трудным условиям жизни.
Целенаправленная разработка структуры и конкретных форм расселения вызывает также необходимость совершенствовать творческие методы и углублять уровень научных исследований. Огромное значение приобретает генеральная планировка отдельных городов и целых областей. В Чехословакии такой подход к градостроительной работе получил большое распространение еще в период после первой мировой войны. Тогда в городе Брно ряд архитекторов разрабатывали теорию планировки больших территорий. Так, архитекторы Богуслав Фукс и Индржих Кумпошт первыми разработали проект «южноморавской области», вклю-
чающей город Брно. Проблемами градостроительных решений целых городских областей в применении к развитию крупнейших чехословацких городов систематически занимается профессор Эммануил Грушка. Потенциальные возможности развития расселения и городов учитывал и Алоиз Микушкович. Он посвятил этим вопросам книгу «Техника градостроительства» (Technika stavby mest). Написанная в 1933 г. эта книга по сей день остается одной из основополагающих работ чехословацкой градостроительной литературы.
Но лишь планирование экономики на социалистических началах создало базу для генеральной планировки целых областей. Значение этой деятельности нашло в Чехословакии отражение и в создании Государственного института районной планировки. По объему и направленности работ этот проектый институт не имеет своей аналогии ни в одной из других стран. Проблемы районной планировки приобрели в настоящее время особую специфику и в данной работе не представляется возможным раскрыть их в исчерпывающей полноте. Но нельзя не сказать хотя бы о том, что именно в этой области градостроительной работы наиболее важно сотрудничество специалистов самых разных профессий и что проведение такой работы и практическое использование ее результатов тесно связано с условиями социалистического общественного строя.
Безусловной предпосылкой дальнейшего развития теории проектирования городов и расселения, а также всех научных исследований является расширение их тематики. До сих пор такие работы ограничиваются проблемами капитального строительства, поисками оптимальных размеров городов и поселков, принимаемых лишь в зависимости от расходов, необходимых для их строительства и эксплуатации. В действительности проблемы расселения намного шире и включают в себя вопросы психологии, физиологии, идеологии и экономики. Наука о человеческих поселениях должна использовать и синтезировать сведения целого ряда научных областей.
Другой безусловной предпосылкой дальнейшего развития градостроительной теории является более глубокое и точное осмысление всего широкого комплекса условий, которые влияют на создание среды, окружающей человека.
Сейчас, как никогда раньше, в градостроительстве могут быть использованы достижения науки и данные статистики. Весьма ценные результаты может дать использование современных математических методов. В особенности они важны при сопоставлении различных вариантов решений и при их оптимизации. Уже сейчас математические методы проходят экспериментальную проверку при размещении капиталовложений, при решении некоторых транспортных проблем и трассировке коммуникаций, при сопоставлении расходов на строительство и на эксплуатацию города. Можно ожидать и того, что при генеральной планировке будут использованы математические модели и теория вероятности, оперативное исследование, теория игр и ряд других методов.
При разработке теории градостроительства нельзя ограничиваться общими представлениями и полагаться лишь на интуицию и субъективные взгляды, необходимо глубже проникать в закономерности исследуемых процессов. Л. Авдотин в заключение своей статьи, посвященной использованию в градостроительстве кибернетических методов, говорит следующее: «Дальнейшее развитие ... градостроительства ... требует современного уровня организации и проведения научно-исследовательских работ. Математические и кибернетические методы совершенно не приложимы к анализу материалов, полученных на базе общих представлений и субъективных суждений. Наука движется от общих качественных оценок описаний явлений к установлению точных зависимостей и математических закономерностей»3. Д. Бернал в заключительной статье цикла, посвященного использованию данных науки в архитектуре и строительстве, выдвинул следующее требование: «Прежде чем говорить
о строительстве, необходимо увеличить средства, расходуемые на исследование в этой области, в 10 раз. Сейчас нет отрасли, в которой на исследование расходовали бы меньше, чем это делают в строительстве. Кажется, что строителей вовсе не интересуют выводы, которые могли бы способствовать решению их проблем»4.
Конечно, было бы неправильно прервать развитие теории и практики градостроительства и ждать, когда расходы на исследования удесятерятся и благодаря этим средствам выявится достаточно данных и объективных закономерностей. Углубление научных методов будет происходить постепенно. Что же касается самих городов и расселения в целом, то они будут непрерывно развиваться дальше. Вновь и вновь люди будут проектировать и строить новые жилые районы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, школы и больницы. В связи с этим представляет интерес на основе современных знании попытаться ответить на вопрос о том, как же дальше будут развиваться города, другие элементы системы расселения и все расселение в целом.
Сноски к главе XII
При изучении предпосылок дальнейшего развития расселения, городов и их отдельных функциональных элементов необходимо иметь в виду результаты исследований целого ряда общественных и естественных наук. В последнее время эти вопросы все больше попадают в центр внимания, поскольку трудности и недостатки современного расселения непрерывно растут.
1. В. И. Ленин. К характеристике
экономического романтизма. Соч., изд-е
4, т. 2, стр. 166.
2. A. F 1 е i s h e r. The Influence of
Technology on Urban Forms. The Future
Metropolis. New York, 1961, p. 64—102.
В статье А. Флейшера рассматриваются
вопросы развития транспорта, ликвида
ции мусора и обеспечения питьевой во
дой. При этом все внимание автора со
средоточено на исследовании максималь-
но возможной величины городов. Ом приходит к выводу о том, что на протяжении последующих 50 лет уровень техники создаст возможности для роста метрополий с населением 50 млн. человек. Лимитирующим фактором он считает обеспечение питьевой водой, а единственной возможностью решения этой проблемы считает использование опресненной морской воды.
3. Л. А в д о т и н. Градостроительст
во и кибернетика. «Архитектура СССР»,
1963, № 3, стр. 23. Большое внимание
использованию математических методов
при разработке генеральной планировки
систематически уделяется в американ
ском журнале «Journal of the American
Institute of Planners».
4. J. D. В e r n a 1. Modern Science in
Architecture. «Architectural Association
Journal», 1962, № 11, p. 167.
XIII. БУДУЩЕЕ РАССЕЛЕНИЕ
В градостроительных теориях распространены два крайних взгляда.. Сторонники одного из них полностью отрицают города и стоят за максимальное дробление расселения вплоть до его наименьших единиц. Приверженцы другого, наоборот, отстаивают крупные города и считают, что со временем в них сосредоточится все человечество. Энтузиасты децентрализации указывают на почти неразрешимые проблемы больших городов — их эксплуатации и организации жизненной среды. Защитники крупных городов, наоборот, утверждают, что только в них можно обеспечить населению необходимый уровень общественного обслуживания, культуры, предоставить все возможности для получения образования и работы по специальности.
Сторонники того и другого взгляда пользуются хотя и односторонними, но в то же время справедливыми аргументами. Поэтому попытки найти золотую середину обычно приводят к поискам оптимального города, т. е. города такой величины, который бы располагал достаточным уровнем общественного обслуживания и в то же время не превышал границ, за которыми дают себя знать многочисленные пороки большого города. Доводы в пользу оптимального города обычно сопровождаются расчетами, показывающими расходы на строительство и эксплуатацию
Город и система расселения
Теория центров
города, обоснованиями размеров города, в котором еще можно создавать некоторыми крупные учреждения культуры и т. п.
Расчеты такого рода довольно сложны, а их результаты, как правило, различаются в зависимости от того, каким фактором отдают предпочтение их авторы. Наиболее распространен вывод о том, что оптимальное количество жителей в городе должно колебаться в пределах от 60 до 250 тыс. человек.
В любом случае такие расчеты подтверждают, что неправильно создавать города-гиганты или же, наоборот, стремиться к предельному раздроблению расселения. Поэтому авторы ряда градостроительных теорий приходят к заключению о необходимости превратить всю систему расселения в сеть приблизительно одинаковых по величине, оптимальных городов. Однако такое требование вступает в противоречие с конкретными условиями размещения производительных сил и географической средой, а потому не может считаться реальным и стать основой для будущего развития расселения. Это требование столь же односторонне, как и те концепции, в соответствии с которыми рекомендуется сооружать город определенной формы или компоновки. Оно недостаточно учитывает конкретные условия и запросы расселения.
Средневековые города, ограниченные крепостными стенами, были замкнутыми производственными и общественными единицами. Для своего непосредственного сельскохозяйственного окружения они выступали в роли центров торговли и ремесел и располагали собственными правовыми нормами. В настоящее время ни один из городов не представляет собой замкнутой единицы, способной всесторонне удовлетворять потребности своего населения и самостоятельно развивать свою экономику. Этого нельзя сказать ни о малых поселках, не располагающих собственной системой общественного обслуживания высшей ступени, ни о крупных городах, существование которых связано с обширной территорией. Сегодня практически невозможно определить точные границы отдельных городов. В ряде плотнонаселенных промышленных областей есть целые системы городов, которые могут функционировать только благодаря тесным контактам.
Поэтому в современной градостроительной теории становится все меньше представлений о том, что можно решать вопросы одного города в отрыве от всех других. Сейчас внимание сосредоточивается на целых системах расселения. В последнее время их проблемами занимаются группы теоретиков в ряде стран. Довольно глубоко исследуются эти проблемы в Чехословакии, в частности в отделе генеральной планировки Исследовательского института строительства и архитектуры в городе Брно. В начале 1961 г. этот институт вместе с другими исследовательскими, научными проектными организациями провел конференцию, посвященную тенденциям преобразования расселения в ЧССР1. Занимаясь структурой сельскохозяйственного расселения, институт в своей работе исходит из конкретных условий ЧССР и основывается на рациональной организации обслуживания и на предполагаемом целесообразном размещении центров сельскохозяйственных предприятий и их оптимальных площадей2.
В том же институте исследуются общие тенденции структуры расселения в ЧССР. В своей работе члены коллектива пришли к выводу о том, что уже теперешняя сеть расселения группируется в систему трех ступеней центров, которые характеризуются следующим образом: «Первой ступенью можно обозначить центры, которые развились в сельском расселении с округом обслуживания в расчете на несколько близлежащих сел в радиусе 6—8 км, в отдельных случаях — на большем расстоянии. Это, как правило, большие села или маленькие городки, которые уже в прошлом приобрели значение центров, поскольку выполняли ряд функций, выходивших за пределы местного значения. Здесь сосредото-
Neratovica |
Kralupy |
20 км |
118.Ога Мачел. Пример
анализа естественной се
ти центров сельского рас
селения; 1962г. Всистеме
сельского расселения по
степенно стихийно обра
зуются центры более вы
сокой ступени, сосредо
точивающие в себе си
стему общественного об
служивания
119.Пражская агломе
рация; 1963 г. Ярко вы
раженное группирование
промышленности и рас
селения, характерное для
окрестностей больших
городов
чивались большие господские усадьбы, церковные приходы, суды, в Словакии — нотариальные конторы, отдельные населенные места были известны тем, что в них периодически происходили ярмарки. Здесь сосредоточивались объединения ремесленников, небольшие промышленные предприятия и здесь же происходила более оживленная торговля. В последнее время в этих центрах разместились некоторые гражданские учреждения, выходящие за пределы местного значения. Это, например, поликлиники, полные средние школы, отдельные специализированные магазины. Сегодня эти поселения, как правило, являются и центрами объединенных сельскохозяйственных предприятий. Ввиду этого их функции как центров стали еще отчетливее.
Второй ступенью можно обозначить центры настоящего и бывшего районного значения. В большинстве случаев центрами бывших районов считались практически все наши города, относящиеся к категориям различной величины. Там, где таких городов не было, центрами становились малые города (местечки) или же крупные села. Так, например, обстояло дело в Словакии. Сеть таких районных городов на территории ЧССР относительно густа и регулярна. Развитие в течение длительного периода содействовало их превращению в характерные центры нашего расселения. Здесь сосредоточивались административные и медицинские учреждения, учреждения культуры и учебные заведения, торговые центры и спортивные комплексы. Большинство таких городов превратилось в центры промышленного производства. У них была реальная возможность развить хорошую связь с селом, поскольку территория, управляемая ими, в большинстве случаев была наибольшей, создавая возможности для регулярных поездок.
Третьей ступенью мы обозначаем все города бывшего и современного областного значения. Речь идет о характерных ядрах нашего расселения, которые еще на этапе своего исторического развития выполняли функцию экономических и культурных центров довольно широких областей. В отличие от других в этих городах сосредоточивались различные специальные учреждения культуры, здравоохранения, образования, спорта, науки, торговли, гражданские учреждения специального характера. Сейчас почти все эти центры являются одновременно самыми большим;: промышленными центрами в ЧССР. Управляемая ими территория колеблется в пределах приблизительно 40 км. Можно было бы определить еще и четвертую ступень расселения. В этом случае надо было бы назвать центры общегосударственного значения, т.е. такие города, как
120. Владимир Палла и Иржи Личеник. Современная сеть центров расселения второй и третьей ступени; 1962 г. Система отношений выводится из административных функций отдельных городов. В определении центров третьей ступени (теперешних и бывших областных городов) в некоторых областях она выглядит недостаточно убедительно
Прага, Брно, Братислава, играющие ведущую роль в экономической и культурной жизни ЧССР. Однако с позиции интересующих нас проблем мы рассматриваем эти большие города, как выполняющие функции центров третьей ступени, т. е. центров областного значения».3
С такой системой поселений связано и размещение сети обслуживания, в которой тоже развивается многоступенчатая система. В. Палла считает, что сети обслуживания будут соответствовать иерархии трех ступеней центров.
Для исследования возможностей дальнейшего развития системы расселения работа Исследовательского института строительства и архитектуры имеет большое значение. Его сотрудники исходят в своей деятельности из анализа современного расселения, а результаты их работы в известной мере уже используются в практике размещения капиталовложений. Конечно, на современном этапе работа такого рода представляет собой лишь какую-то одну концепцию расселения и при конкретном использовании ее результатов необходимо учитывать специфические условия ряда территорий ЧССР. Предложенная трехступенчатая система довольно статична и соответствует скорей областям страны, менее развитым в промышленном отношении и с преобладающим сельским населением. Применение трех ступеней центров расселения довольно спорно для больших городских агломераций и их пригородных территорий, а также в таких плотнонаселенных промышленных областях, центрами которых являются, например, города Острава или Мост. Кроме того, трудно себе представить, что различные требования разнообразных сетей учреждений культуры, здравоохранения и образования можно будет втиснуть в одну трехступенчатую иерархию. О своих особых требованиях заявит и такой компонент, как инженерные сети и устройства, которые охватят целые группы населенных мест, испытав на характере своей компоновки условия рельефа и других составляющих природной среды.
Все внимание разбираемой концепции сосредоточивается на городах и поселках, которые рассматриваются как основные функциональные звенья системы расселения. В результате этого недостаточное внимание уделяется остальным компонентам расселения, таким как центры добы-
121.Развитие системы
расселения. Состояние
до начала индустриали
зации. Звенья жилой си
стемы выделены четко.
Отдельные функции, за
исключением основного
членения на городское и
сельское расселение, не
дифференцированы
122.Начало индустриа
лизации. Первые желез
нодорожные пути и раз
растание смешанных
промышленных кварта
лов вокруг вокзала. Рас
ширение населенных
мест, расположенных по
преимуществу на важ
нейших транспортных
путях
чи сырья, промышленные комбинаты, транспортное оборудование, курортные области и т. д. В структуре будущих территорий необходимо считаться со всеми этими компонентами, отношения между которыми, по всей видимости, получат более сложный характер. При более пристальном рассмотрении становится ясно, что город или поселок сами по себе не представляют единственных звеньев системы расселения. Стираются границы городов и их пригородных территорий. Все более важными составными частями системы расселения становятся крупные предприятия или другие учреждения, а их сегодня в ряде случаев бывает очень трудно отнести к какому-то конкретному городу или иному населенному месту.
В непосредственной близости от Праги разрастаются такие промышленные агломерации, как Модржаны, Чаковице, Летняны, Ржичаны, Угржиневес, Кладно, и Кралупы. Жители этих мест ездят на работу в Прагу, а жители Праги ездят в эти места. Возникает вопрос — самостоятельны эти города или же они представляют собой составные части одной крупной городской агломерации? Составной частью какого города — Моста или Литвинова, является большой химический комбинат в Залужи, если он расположен приблизительно в центре расстояния между ними? Является ли Восточнословацкий металлургический комбинат промыш-ленным предприятием города Кошице, в котором будут жить рабочие и служащие комбината, удаленного от города на расстояние почти 10 км? Что представляет собой Поруба — новый большой жилой район Остравы, является ли она ее автономным спутником или же вполне самостоятельным городом? Аэродром города Готвальдова находится от него на расстоянии многих километров в Голешове, а новый остравский аэропорт вблизи города Пршибора и служит всей северной Моравии. Жители Праги зимой по воскресеньям ездят на отдых в Крконоши, удаленные от города на 100 км, а летом на плотины реки Влтавы к югу от Праги. Из Остравы ездят в Бескиды, а из Братиславы — в Карпаты. В Мостец-ком угольном бассейне в самом областном городе сосредоточены отдельные общеобластные учреждения культуры. В то же время областной симфонический оркестр располагается в Теплицах, где находится также областной музей, тогда как областной архив сосредоточен в Литомержицах.
Сооружаются энергетические системы для целых областей и стран, электроэнергия передается на расстояния, равные сотням километров. Объединенные водопроводы обслуживают несколько населенных мест, а большие города ищут для себя источники питьевой воды на расстоянии многих десятков километров. Весь мир соединен сетями телекоммуникаций и радио, со временем такой же охват получит и телевидение.