V. от больших городов к городам-гигантам
Во второй половине XIX в. градостроителям остается лишь констатировать, что большой промышленный город в общей системе расселения стал новым развивающимся явлением.
В 80-е годы появляется первый трамвай, а в конце века уже строят первые подземные и даже подвесные дороги, без которых было бы невозможно справиться с ежедневной переброской людей на значительные расстояния между жильем и местом работы. Сталь и железобетон позволяют возводить многоэтажные дома, а горизонтальный транспорт дополняется не менее важным средством передвижения по вертикали — электрическим лифтом. Важнейшей проблемой становится регулирование строительства новых, стихийно растущих городских напластований, бесцеремонно перешагивающих исторически сложившиеся административные границы городов.
Новое направление в расселении ярко отражено в книге Иоганна Петера Виллебранда, написанной еще в 1775 г.1. В книге посвященной так называемым прекрасным городам, автор изложил свои взгляды на общее устройство города, систему его управления, условия поддержания в порядке его улиц и коммуникаций, уделил внимание различным зданиям и специальным сооружениям, вопросу снабжения городов и т. д.
Значительная часть книги пронизана мыслью о необходимости поощрять рост городов. Виллебранд перечисляет различные факторы, которые могли бы способствовать росту числа городских жителей, и рассматривает те меры, которые должны были бы жителей в городах удерживать.
Работа Виллебранда — одно из свидетельств того, что еще в конце XVIII в. рост города был часто нереальной мечтой властей и магистратов. Прошло всего 100 лет, и неудержимый рост города стал самой серьезной проблемой.
Еще с середины XIX в. говорили о необходимости роста и расширения старых городов. На рубеже того же века мы сталкиваемся уже с понятием «большого города», которое на длительный период становится почти единственной темой градостроительной литературы, достаточно обширной по тому времени. Правда, преимущественная часть этой литературы все еще продолжает развивать темы XIX в., а в разработке эстетических вопросов города исходит из псевдоклассических тенденций, тяготея к XVIII в.
Архитектурные журналы на рубеже века уделяют сравнительно мало места вопросам расселения. Сигналы нового подают скорее технические журналы, информирующие о новинках на транспорте, о первых самолетах и дирижаблях, автомобилях и трамваях. Одним из таких журналов был немецкий «Reform», выходивший с 1900 г. Осенью 1901 г. в этом журнале публикуется небольшая статья американского инженера-транспортника Билла Арчера «Город будущего». В статье говорится о стремительном росте городов и роли транспорта для дальнейшего развития расселения. Автор делает упор на разработку новых средств передвижения и заявляет: «Мы можем по праву считать, что сегодняшний день является концом одной эпохи, за которую в течение столетий с точки зрения городского транспорта не произошло никаких существенных изменений. Но начиная с сегодняшнего дня идет непрерывное совершенствование городских средств транспорта и их развитие еще далеко нельзя считать оконченным»2. Арчер верит в то, что через 100 лет города будут иметь по 20, 30 и даже 50 млн. жителей, а диаметр города прибли-
SO. Билл Арчер. Город ■'идущего; 1901 г. Проект городского плана, .Оьтоящего из набора ■шестиугольников. Позже •г;/ идею использовали в ряде других градостроительных концепций, обосновывая ее потребностями транспорта
31. Теодор Фрич. Спиралевидный рвет города; '896 г. Автор предлагает спиралевидное развитие городского плана от начального ядра путем постепенного обволакивания существующего города отдельными функциональными зонами
зится к 100 км. В ногу с такими переменами должен идти и транспорт. Кардинальным вопросом дальнейшего прогресса он считает разработку новой концепции общего плана города, строительство достаточно широких улиц и тщательную координацию работы отдельных видов транспорта.
Продумывая вопрос о размерах и планировке города, Б. Арчер отвергает шахматную сеть улиц. Исходя из правильного понимания роли диагональных направлений, он делает вывод о том, что наиболее удобным будет город, состоящий из шестиугольных ячеек. В каждой ячейке будет круглый квартал с зеленью в центре. Транспорт пойдет по нескольким уровням — массовый под землей, автомобильный по земле, а тротуары — на галереях, на уровне второго этажа.
На статью Арчера обратил внимание И. Штюббен. Он прореагировал на нее одной из первых комплексных работ о большом городе, опубликованной в 1902 г. в трех номерах научного франкфуртского журнала «Die Umschau»3. Штюббен оценил важность статьи Арчера о транспортных проблемах больших городов, но при этом заметил, что планировка будущего города не может определяться требованиями развития транспорта. Поэтому сам он занялся последовательным разбором не только технических, но также социальных и эстетических проблем большого города. О позиции Арчера Штюббен говорит: «Автор ошибается, когда оценивает развитие города только с точки зрения транспорта и пренебрегает вопросами художественными и социальными. Транспортные вопросы безусловно важны, но внимание только к ним не может определить будущей формы города»4. Обмен мнениями между Арчером и Штюббеном открыл длящуюся по сей день дискуссию о том, в какой степени на развитие и формирование городов влияют их отдельные функции.
Штюббен согласен с тем, что для большого города шахматный план неудобен, но при этом он вполне обоснованно считает, что система из шестиугольников еще менее приемлема. Он рекомендует совсем отбросить геометрические системы планов и разработать радиально-кольцевую сеть коммуникаций, соответствующую природным условиям и специфическим потребностям города. Он продумывает вопрос о дальнейшем разделении транспорта на разные уровни и об отделении пешеходных путей от путей транспортных, предполагая при этом, что в будущем направления скоростного городского транспорта совершенно не будут зависеть от схемы уличной сети.
Анализируя социальные факторы, Штюббен особо выделяет гигиенические требования инсоляции квартир и подчеркивает важное значение зелени в городе. Интересны также его размышления о неблагоприятных последствиях спекуляции землей, которую он, однако, считает естественной и неустранимой. Третья часть работы Штюббена, посвященная
His
Городской район О. Вагнера
художественным проблемам, представляет собой полемику со сторонниками геометрических концепций городских планов, прямых улиц и симметричных композиций площадей. Подобно Зитте он подчеркивает преимущества нерегулярных живописных решений и считает возможным в будущих больших городах использовать композиционные принципы городов средневековья.
В своих статьях Штюббен развил идеи, изложенные в ранее написанной им книге. В целом его представления о будущем развитии больших городов весьма консервативны и, за исключением требования регулирования (но отнюдь не устранения) спекуляции землей, никоим образом не выходят за пределы ограниченных возможностей целенаправленного руководства строительством городов на том этапе развития общества.
Подобный же характер носит и статья Отто Вагнера о больших городах, написанная в 1911 г. Он повторяет в ней ряд мыслей, высказанных им в ранее написанной книге.
Однако в отличие от Штюббена Вагнер отвергает романтические градостроительные концепции, потому что «неверно и в художественном смысле ложно сознательное, ничем не обоснованное искривление улиц, оправдываемое мнимым стремлением к живописному воздействию пространства»5. Его идеал — радиально-кольцевой план города и концентрическое расположение жилых кварталов, каждый из которых имел бы в среднем по 100—150 тыс. жителей на площади от 500 до 1000 га.
Новой мыслью Вагнера, идущей, очевидно, от венского Ринга, являются парковые кольцевые «зональные» проспекты шириной в 80—100 м, пронизывающие весь город. На эти широкие городские проспекты Вагнер возлагает надежды как на резервы, которые «в будущем взяли бы на себя функции, которых мы еще не знаем»6. При этом он переоценивает возможности кольцевого транспорта, не учитывая, что на значительном удалении от городского центра такой транспорт обычно не достигает большого развития.
Свою статью О. Вагнер сопроводил проектом плана 22-го района Вены, созданным на основе новых принципов. Это — классическая композиция, напоминающая шахматным планом и плотной регулярной сетью небольших площадей план старейшей части американского города Саванна. Ось всего района образует зеленый пояс, представляющий собой отрезок «зонального» проспекта. Вызывает, однако, удивление тот факт, что резервные зоны Вагнер перегораживает крупными, массивными общественными зданиями. Сплошная, по всему периметру застройка жилых кварталов зданиями одинаковой высоты внесла лишь небольшой облагораживающий мотив в распространенную тогда практику заполнения кварталов доходными домами. Вагнеровскую трактовку классического градостроительства можно увидеть на примере общего решения и архитектуры района Дейвице в Праге, спроектированного в 1922 г. учеником Вагнера Антониной Энгелом.
В статье Вагнера есть также интересные замечания о будущих сборных и передвижных домах и о других предполагаемых компонентах города будущего. Среди прочих высказываний привлекает внимание заключительная часть всей статьи, ярко характеризующая тогдашний, а для многих стран еще и сегодняшний уровень проектирования городов: «Нельзя далее равнодушно предоставлять дело строительства больших городов слепому случаю, нельзя отвергать художественные замыслы как нечто лишнее и подчинять жизнь города произволу злейшей земельной спекуляции»7.
Итак, уже на рубеже века проблемы большого города занимают умы целого ряда мыслителей, ощутивших специфику новой формы расселения.
^оишшшиишиииииёй^^йЗЩШйЩ
onaaaDnaan
I I I J
|—[
О Ю0
Город будущего Т. Фрича
32. Otto Вагнер. 22-й
район Вены; 1911 г.
Жилой район для
150 тыс. жителей на пло
щади 619 га, из которой
застроено 50%. Системой
регулярно расположен
ных небольших площа
дей и основным шах
матным планом этот
проект сильно напоми
нает градостроительную
концепцию американско
го города Саванна
(первая половина
XVIII в.). К северу и к югу спроектирована «зональная» улица
Будущий город Э. Энара
В то же время город будущего становится довольно распространенной темой ряда книг и других работ. Одна из наиболее старых работ этого рода — книга Теодора Фрича*, изданная в 1896 г. и представляющая собой смесь предположений о будущем развитии большого города с изложением националистических и реакционных политических взглядов. Полной смысла представляется ему картина города, где «благородные виллы» располагаются вокруг центральных общественных зданий, а рабочие кварталы заполняют собой городские окраины. В то же время в качестве одной из первых Фрич выдвигает идею городов-спутников, идею строительства общих коллекторов для инженерных сетей, предлагает транспортные развязки в разных уровнях, отделение жилья от промышленных районов системой зеленых поясов, части которых в виде клиньев пронизали бы город от его окраины до центра.
Весьма интересно представление Фрича о таком росте и реконструкции города, где «наиболее удобной формой является застройка полукругом, но не исключено, что строительство перешагнет за полукруг и постепенно замкнет полный круг ... Тогда вновь возникающие части города смогут развиваться в растущих по спирали зонах, которые охватят внутреннюю монументальную часть старого города и заменят менее ценную застройку окраинных зон»8.
Несмотря на множество работ, созданных на рубеже века, пальма первенства в создании концепции современного большого города должна быть отдана Ле Корбюзье. На протяжении многих лет Ле Корбюзье занимался проблемами большого города, анализируя этот вопрос в целом ряде теоретических работ, создавая проекты. Но нельзя забывать, что основные мысли его концепции были сформулированы еще до него, в ряде случаев теми, с кем он был лично знаком. Другое дело, что никто из них не оказался способным разработать и преподнести свои взгляды столь блистательно.
С 10 по 15 октября 1910 г. в Royal Akademy Galeries в Лондоне проходила конференция по градостроительству, на которой встретились самые известные градостроители того времени — Штюббен, Бернхэм, Гед-
* «Die Stadt der Zukunft».
Футуристический город Сайт Элиа
дес, Хоуард, Энвин и др. На этом форуме с докладом на тему «Города будущего» выступил главный архитектор Парижа Эжен Энар, известный сборником статей по вопросам реконструкции и как автор идеи движущегося тротуара и перекрестка с непрерывным кольцевым движением.
Свое внимание Э. Энар сосредоточил на том влиянии, которое на будущий город окажут развивающаяся наука и техника. В связи с этим он формулирует значительную часть принципов, ныне приписываемых Ле Корбюзье. К ним относятся транспортные развязки, ликвидация традиционной улицы, железобетонные дома, использование плоских крыш зданий для устройства посадочных площадок самолетов и для разбивки садов. Он рисует картину города, «улицы которого с интенсивным движением будут иметь пропорционально потребностям транспорта три или четыре уровня ... Наряду с многоэтажными домами у нас будут многоэтажные улицы. Так может быть решена транспортная проблема, сколь серьезной бы она ни была» 9. Он даже предвидит неизбежность управления «воздушной полицией» движением самолетов над городом и поэтому считает необходимым исключить из области городских центров индивидуальный авиатранспорт. По его мнению, в больших городах для ориентации самолетов будут 500-метровые башни, выполняющие одновременно роль композиционных точек и радиопередатчиков.
Это современное описание города будущего Энар дополняет изображением поперечных сечений улиц с движением транспорта в разных уровнях. Он дает вид сверху на городской центр, в котором мы находим отзвуки всех архитектурных стилей и облика важнейших городов мира. Эклектическая архитектура зданий, башен и вся композиция города в сравнении с приведенными высказываниями производит разочаровывающее впечатление.
Мы уже знаем, что у энаровской концепции организации движения транспорта в разных уровнях был ряд предшественников, к которым в числе первых относился Леонардо да Винчи. Стоит также напомнить, что вообще впервые идея развязки движения транспорта и пешеходов в разных уровнях была практически осуществлена еще в 1851 г., т. е. почти за полвека до изобретения автомобиля. Речь идет о ньюйоркском Сентрал Парке, построенном по проекту Ф. Л. Ольмстеда, занявшего на конкурсе первое место.
Нетрудно найти предшественников и других идей Энара. Башенные дома занимали воображение теоретиков эпохи Возрождения, не говоря уже о вавилонской башне и многоэтажных домах античного Рима. В 1884 г. в Чикаго был построен первый 18-этажный дом, открывший эру башенных домов и небоскребов.
Накануне первой мировой войны, в 1914 г., со своей теорией «нового города» выступает 26-летний архитектор Антонио Сант Элиа. Вместе со своим другом Марио Чаттоне он демонстрирует на одной из миланских выставок эскиз города с 70-метровыми небоскребами и транспортными развязками. Несколько позже Маринетти привлекает архитектора к движению футуристов, переработанный текст каталога выставки издается в качестве манифеста футуристической архитектуры. До сих пор рисунки Сант Элиа обычно сопровождаются подписью «футуристический город».
В отличие от работ Энара идеи, запечатленные на 160 сохранившихся рисунках Сант Элиа и предназначавшиеся, очевидно, для их осуществления в Милане, производят весьма динамичное и вполне современное впечатление. В манифесте футуристической архитектуры говорится: «Мы должны планировать современный город заново, от самых основ и строить его как гигантскую и шумящую верфь, активную, полную движения и динамики. Футуристский дом должен быть подобен гигантской машине» 10. Приходится лишь сожалеть о том, что Сант Элиа не смог развить свои идеи: двумя годами позже, в возрасте 28 лет он погиб на итальянском фронте.
Башенные дома О. Перре