Тренировочные упражнения к заданию 7
Задание 1. ЗАМЕНИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом: бессонная ночь – подземный переход – алгебраическая задача – школьный портфель - плюшевый медвежонок приморский парк - клетчатый шарф – | без предлога: полковое знамя – солнечная энергия лесной запах – учительский стол конское ржание - | зависимое слово - неделимое словосочетание: двухэтажное здание шестилетний ребёнок белоствольная берёза голубоглазая девочка островерхие ели |
Задание 2. ЗАМЕНИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ(то есть делаем всё наоборот)
Задание 3. ЗАМЕНИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
жалостно посмотрел – смело спрыгнул – устало шагал – осторожно слез – 20 | беззаботно жил - бесшумно едет - бесстрашно бросился – бездушно пел – |
Н. Шамфор: Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. | Всякая мысль связана с ее языковым выражением. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни. |
Г. Я. Солганик: Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы. | Язык художественной литературы невероятно разнообразен. Он включает в себя не только нейтральную и возвышенную лексику, изобразительно-выразительные средства, но и просторечья, жаргоны, специальную лексику. С помощью них писатель создает художественный образ. |
Н.Г. Чернышевский: Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. | Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений. |
И. Н. Горелов: Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. | В художественном произведении удачно и точно подобранные слова под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки своих мыслей и чувств, а также героев. |
Поль Рикёр: Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Л. Сухоруков: Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. А. А. Мирошниченко: Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. | Язык используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения, а из предложений – тексты. Но язык – это ещё и система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике. |
Функционирование слов в языке | |
К. А. Федин: Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. | Точность – качество речи, которое требует от говорящего или пишущего подбор таких слов, которые соблюдали бы стиль речи и помогали правильно выразить мысль. |
Литературная энциклопедия: Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. | Диалоговое предложение состоит из слов самого говорящего и слов автора. При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих с помощью специально подобранных слов, знаков препинания, построения предложения. В своих комментариях автор добавляет экспрессивные глаголы к речи говорящего, свои комментарии к высказыванию. |
Б. Н. Головин: К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? | Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства. |
И. А. Гончаров: Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. Георг фон Габеленц: Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Д. С. Лихачёв: Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Отдельные слова и выражения, например, просторечья, жаргоны, пословицы, фразеологизмы, помогают понять характер, привычки и культуру говорящего или пишущего. Язык может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике человека. |
Задание 4. ЗАМЕНИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
говорил с тревогой – ждал с напряжением – охранял с заботой – глядел со смущением – уезжал со спокойствием – | отзывался с гордостью – сделал с аккуратностью – плакал без звука - поступил без жалости - |
Задания 8 и 11. «Грамматическая основа предложения»
Простое глагольное сказуемое
1. Глагол в форме одного из наклонений. Лужицы покрываются ледком.
2. Глагол в форме составного будущего времени. Завтра будем работать в саду.
3. Фразеологизм. Ваня гоняет лодыря с утра до вечера. (=бездельничает)
4. Глагол в форме повелительного наклонения. Давайте порадуемся за чемпионов.
5. Повторяющиеся глаголы. А мы всё едем и едем в поезде.
Составное глагольное сказуемое
СВЯЗКА+ИНФИНИТИВ
Связка может быть выражена:
1. Глагол фазы (начала, продолжения, конца действия): начать,
перестать, продолжить и др..
2. Глаголы, краткие прилагательные, категория состояния со значением возможности, необходимости, долженствования, желательности действия: хотеть, мочь, желать, надо, необходимо, рад, готов, должен, обязан и др.
3. Глагол со значением эмоциональности: любить, ненавидеть, бояться и др.
Составное именное сказуемое
СВЯЗКА+ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
Связка может быть выражена:
1.Глаголом быть в будущем и прошедшем времени. В настоящем времени связка не выражена словом (нулевая).
2.Глаголы стать, становиться, казаться, считаться, делаться, являться и др.
Именная часть: прилагательное, существительное, причастие, числительное местоимение, наречие, словосочетание.
Тренировочные упражнения к заданиям 8 и 11
Подчеркните в предложении грамматическую основу.
1.Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые.
2. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.
3. Все сразу начали бы глядеть на него.
4. Кларнет - её любимейший инструмент!
5. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.
6. Как же ты можешь подсказывать на уроке?
7. И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.
8. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.
9. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.
10. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?
11. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.
12. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.
13. Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах.
14. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками.
15. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.
16. Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
17. Он был как все.
18. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.
19. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества.