Тренировочные упражнения к заданию 4
1. Найдите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение:
1) вскарабкаться 2) сделал 3) взваливать 4) растерялись
2. Найдите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение:
1) изредка 2) распахнуть 3) отпихнул 4) подполье
3. В каком слове приставка означает "приближение"?
1) пригородный 2) приделать 3) приехать 4) пришить
Начало формы44 4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «нахождение вблизи чего-либо»?
1) приусадебный 2) прицепиться 3) приглушенно 4) притаиться
5. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»?
1) преобразовать 2) престрашный 3) превращать 4) преемник
6. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?
1) отбросил 2) предпочитать 3) надкусил 4) распилил
7. В каком слове правописание приставки определяется её близостью к приставке «пере-»?
1)прервать 2) прекрасный 3) преспокойно 4)премудрый
8. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»?
1) пританцовывал 2) призадумался 3) придорожный 4) приклеил
9. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?
1) сбор 2) здесь 3) разбить 4) несговорчивый
10. В каком слове приставка пишется всегда одинаково?
1) вздохнув 2) всплеснула 3) сделать 4) вздрогнула
14
Абзац | |
Н. С. Валгина: Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. И. Э. Бабель: Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя. Л. В. Щерба: Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей. | Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. В диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения новой мысли автора (микротемы). Иногда писатель сознательно делает отступ в тексте там, где его можно и не делать, чтобы обратить внимание читателя на какую-нибудь важную проблему. Благодаря этому нам открывается совершенно иной ход мыслей. |
Разное | |
М. В. Панов: Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу. | Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Наименьшая из них - звук, который в свою очередь создает слог, потом слоги складываются в слова, а они в словосочетания и предложения. Каждое морфема в слове имеет смысловое значение, каждое слово имеет лексическое значение. Связываясь в единое предложение, они выражают мысль. Каждая из этих единиц выполняет свою работу в речи. |
М.А. Рыбникова: Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек. | Слов без корней не существует. В нём заключается лексическое значение слова. Правильно корень нужно находить для того, чтобы правильно написать слово, а иногда даже проследить этимологию (происхождение) слова. |
Ф. И. Буслаев: Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения. | Сказуемое – главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом. А глагол обозначает действие. Именно действие выстраивает рассказ, то есть суждение. |
И.В. Артюшкова:Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное значение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи. | Диалог – разговор двух и более лиц. В нем присутствуют предложения, разные по цели высказывания. Особое место в диалоге занимают вопросительные предложения. В ответах на вопросы звучит информация, ранее не известная для собеседника. |
Пунктуация | |
С. И. Львова: Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Н. С. Валгина: То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания. Н. С. Валгина: Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля. Н. С. Валгина: Современная русская пунктуация – это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство. | Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию и несёт смысловую нагрузку, обозначают на письме логические паузы. Знаки препинания облегчают зрительное восприятие и понимание текста. Иногда они помогают выразить тончайшие оттенки смысла. |
Н.С. Валгина: Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости. | Многоточие – особый знак препинания, который может использоваться в предложении любой цели высказывания и эмоциональной окраски. Он может существовать как самостоятельно, так и в сочетании с вопросительным и восклицательным знаками. Конечно, его может на письме заменить и точка, но без многоточия не обойдётся предложение, несущее в себе особые эмоции и напряженность мысли. |
Задание 5. « Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»
1. Прилагательные.
Две н пишется в прилагательных, образованных:
-от существительных с основой на н: сон – сонный, осень – осенний, длина – длинный, окно – оконный;
-с помощью суффиксов -онн- и -енн-: лекционный, станционный, утренний, временный, письменный.
С одной н пишутся прилагательные, образованные от существительны с помощью суффиксов -ан- (-ян-) и -ин-: кожаный, песчаный, конопляный, глиняный, серебряный, гусиный, лебединый.
Исключения:
-юный, свиной, румяный, зелёный, синий (образованы без помощи суффикса -н);
-ветреный (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя н: безветренный, подветренный);
-оловянный, деревянный, стеклянный.
2. Причастия.
В полных пишется две Н, в кратких – одна Н: выполненная-выполнена, скошенная-скошена.
3. Отглагольные прилагательные(прилагательные, образованные от глагола, их отличие от причастие - отсутствие приставки: глаженый – поглаженный).
1) В отглагольных прилагательных пишется одна Н: соленый, копченый.
2) НН пишется:
а) в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: решенный,
б) имеющих суффиксы -ова-, -ева-: рисованный, раскованный,
в) имеющих зависимое слово: круто перченный, вязанный спицами.
4. Наречия на –О и –Е.
В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных
и причастиях, от которых они образованы: неожиданный - неожиданно, взволнованный - взволнованно.
Тренировочные упражнения к заданию 5
1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?
1) невиданного, 2) деревянный, 3) божественным, 4) длинной
2. В каком слове правописание НН определяется правилом:"В прилагательном, образованном от имени существительного, оканчивающегося на Н, с помощью суффикса -Н-, пишется две буквы Н"?
1) бетонный, 2) самоотверженных, 3) завоёванных. 4) проломленному
3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом:"В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"?
1) странном, 2) неожиданно, 3) опущенным, 4) сонным.
4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом:"В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".
1) раздражённо, 2) длинными, 3) уверена, 4) больной
5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-«?
1) военный, 2) намеченной, 3) болезненный, 4) увековеченный
6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом:«В кратком прилагательном пишется столько –Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного»?
1) похищенные, 2) усиленно, 3) удвоенным, 4) естественна
7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом:« Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на –Н-«?
1) каменного, 2) совершенно, 3) облегчённо, 4) вверенный
8. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»?
1) пригнанных, 2) размеренно, 3) драгоценного, 4) полноценным
9. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН"?
1) длинной, 2) пустынный, 3) начерченные, 4) путешественник
10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом:"В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н"?
1) нарушено, 2) буквально, 3) нужно, 4) стыдно
Синтаксис | |
И. И. Постникова: Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение. | Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего). |
А. А. Реформатский: Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. | Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями собеседников. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами. |
Н.С. Валгина: В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира. | Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Словосочетание представляет наименование отдельных понятий и включается в предложение, которое является законченным высказыванием мысли человека. |
М. Е. Салтыков-Щедрин: Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются. | Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли. |
А. И. Горшков: Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис. | Синтаксис весьма богат разными стилистическими возможностями. Например, в разговорном стиле чаще используется диалог, много неполных предложений, а в деловом стиле их употребление сведено до минимума. В научном стиле много сложных предложений, вставных и вводных конструкций. В публицистическом стиле много риторических предложений. Художественный стиль богат разными стилистическими фигурами. |
Г. Я. Солганик: Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам. | Каждый член предложения имеет свое место в предложении. Также и предложения в тексте должны быть расположены по определенным правилам. Между ними устанавливаются различные смысловые отношения. Содержание последующего может раскрывать смысл предыдущего, а может быть противопоставлено предыдущему. Такой тип связи называют последовательным. Бывает и так, что первое предложение всего текста или абзаца может быть независимым, а все остальные раскрывают его смысл. Такой тип связи предложений в тексте называется параллельным. |
Выразительность языка | |
А. И. Горшков: Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. О. Н. Емельянов: Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. | Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Именно выразительность заставляет привлечь особое внимание читателя, а также она характеризует и самого говорящего. |
В. Г. Короленко: Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. В. Виноградов: Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими. | Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. В построении текста следует использовать такие средства, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя. Это могут быть как выразительные средства речи, так и отдельные морфемы, так и словоформы. |
К. Г. Паустовский: Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. | Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи. |
В. В. Виноградов: Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано. | В художественном произведении используется особый стиль художественной литературы, в котором допускается использование не только общеупотребительных слов, возвышенной лексики, но и просторечий, диалектизмов, жаргонизмов, чтобы передать характер героев. Но это должно быть оправдано или мотивировано задачей автора. |
11.В каком слове правописание НН определяется правилом: "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?
1) районных, 2) ухоженный, 3) единственный, 4) повышенно
12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом:" В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме"?
1) испуганно, 2) привезённые, 3) невоздержанна, 4) отчаянно
13. В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"?
1) прочитанное, 2) длинноносого, 3) совершенно, 4) заваленная
14. В каком слове правописание НН определяется правилом:" Две буквы Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных, основа которых оканчивается на букву Н"?
1) общественной, 2) истинных, 3) ответственности, 4) нравственной
Задание 6. «Умение подбирать синонимы»
Синонимы– слова, близкие по значению. Стилистические синонимы– это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления. Есть (нейтр.) – кушать (литер.) - жрать (жаргон)- лопать (простореч.) – уплетать (простореч.)