Эстетические характеристики природного камня
Богатство расцветок природных каменных материалов исключительно велико.
В большей мере это объясняется тем, что 85% минералов окрашены природой. Так, 40% минералов зелёные, 20% - жёлтые, 10% - красные и коричневые, 7% - черные, 5% - синие, 3% - фиолетовые и пурпурные. Трудно назвать какой-либо участок цветового спектра, который не был бы повторен в природном камне.
Это обстоятельство часто заставляет при оценке цвета природного камня прибегать к усложнённым определениям.
Объективная колористическая оценка природного камня связана с определением известных параметров цвета. Прежде всего, целесообразно природные камни разделить на одноцветные (или равномерное окрашенные), например, песчаник или белый мрамор, и многоцветные – из различно окрашенных породообразующих минералов.
Одноцветные и многоцветные природные камни разделяются на ахроматические и хроматические.
Для ахроматических природных каменных материалов один из основных критериев декоративности – светлота, которая может меняться от 3,5 до 89%.Наиболее декоративны природные камни со светлотой не менее 56% (белые известняки и мрамор) или не более 6% (черные габбро и лабрадорит).
Хроматические твёрдые природные камни более декоративны, чем ахроматические, но встречаются в природе гораздо реже. Например, из многих месторождений гранита около 75% относятся к серым и лишь 25% - к красным и красноватым.
При оценке цвета природных каменных материалов следует также учитывать блеск минералов. Различают тусклый, жирный, перламутровый, яркий блеск.
Оценку цвета конкретного материала из природного камня производят также визуально по принятому заказчиком образцу – эталону с полированной поверхностью.
По характеру обработки фактуры природного камня их делят на две основные группы: абразивные (пилёная, грубо- и тонкошлифованная, лощеная, полированная) и ударные («скала», крупно – и мелкобугристая, крупно – и мелкорифлёная, бороздчатая, точечная, или кованая). Кроме того выделяют вскрытую (очищенную) фактуру, получаемую после обработки поверхности природного камня высокой температурой – «термообработанную».
Пилёная фактура характеризуется сравнительно ровной с тонкими штрихами поверхностью и высотой рельефа до 3 мм.
Грубошлифованная фактура отличается высотой рельефа 0,2 – 0,5 мм, повышенным светорассеянием, имеет следы обрабатывающего инструмента.
Тонкошлифованная фактура – гладкая, матовая.
Лощёная фактура представляет собой последнюю грань шлифования и имеет слабый блеск.
Полированная фактура получается на конечной стадии абразивной обработки и характеризуется зеркальным блеском. При этом предельно выявляются цветовой тон и текстура камня.
Вскрытая (очищенная) фактура характеризуется матовой поверхностью с хорошо выявленной текстурой. Получается после ультразвуковой обработки природного камня в водной среде.
У фактуры «скала» грубый рельеф высотой 50 мм и более, который получают с помощью закольника или колочного станка.
Бугристые фактуры характеризуются наличием на поверхности равномерно распределённых бугров и впадин. Выполняют их скалывающими инструментами (шпунтами, узкой скарпелью), которыми наносят удары под углом 45-60° к обрабатываемой поверхности. Высота рельефа для высокобугристых фактур 3-6 мм, для крупнобугристых – 7…15мм. Бугристую фактуру рекомендуют для гранита, ряда пород средней твёрдости, например, песчаников или твердых известняков.
Рифлёные фактуры отличаются наличием непрерывных параллельных борозд, располагаемых без строгой прямолинейности и получаемых при помощи строгальных станков или ручного инструмента (троянки). У крупнорифленых фактур высота рельефа 1…2мм, у мелкорифленых – 0,5 -0,7мм. Эта фактура рекомендуется для пород средней твёрдости.
Бороздчатая фактура имеет прерывистые параллельные борозды, получаемые пластинчатой бучардой или катучей фрезой. Высота рельефа до 3 мм. Обычно эта фактура применяется на граните, габбро, лабрадорите.
Точечная, или кованая, фактура представляет собой незначительные углубления, равномерно распределённые на предварительно выровненной поверхности.
Выбор той или иной фактуры может значительно изменить характер облицовки, так как при этом весьма резко меняются цветовые характеристики материалов. Насыщенность цветового тона особенно заметно выделяется при полированной фактуре, но существенно снижается при лощёной или шлифованной. Светлота ахроматического природного камня может меняться в зависимости от принятой фактуры от 5 до 42%, т.е. в 8 раз. Светлота поверхности увеличивается при переходе от зеркальной к кованой фактуре. Но снижается при переходе от кованой к фактуре «скалы».
Вопросы для самоконтроля
1.Дайте определение горной породы и минерала.
2.Приведите классификацию горных пород в зависимости от условий образования.
3.Изложите методы обработки природных каменных материалов
4.В чём причины разрушения природных каменных материалов?