Портовые гидротехнические сооружения
В зависимости от назначения, портовые гидротехнические сооружения можно разделить на четыре основные группы:
· причальные, предназначенные для осуществления перегрузочных операций;
· оградительные, защищающие акваторию порта от волнения, течений, движущихся вдоль берега донных наносов, дрейфующих льдов;
· берегоукрепительные, защищающие берега акватории порта и примыкающие к ней части побережья от разрушения или воздействия волн, льда, течений, а также обеспечивающие надежность сопряжения причальных и оградительных сооружений с берегом;
· гидротехнические сооружения судоремонтных и судостроительных предприятий (слипы, доки, эллинги), предназначенные для спуска и подъема судов или осушения их корпуса с целью проведения ремонтных работ.
Наличие всех четырех групп сооружений в каждом порту необязательно. Так, оградительные сооружения могут отсутствовать, если порт находится на естественно защищенной акватории или реке. Причальные сооружения и берегоукрепительные в том или ином виде присутствуют в портах любой категории и назначения. Судоремонтные и судостроительные предприятия находятся обычно в крупных портах приписки судов.
Все гидротехнические сооружения порта в зависимости от продолжительности эксплуатации подразделяют на постоянные и временные. Постоянные – капитальные сооружения, функционирующие в течении всего срока эксплуатации. Временные – используют во время ремонта, либо строительства основных сооружений или в отдельные периоды навигации.
Постоянные портовые гидротехнические сооружения по их значению и условиям эксплуатации делят на основные и второстепенные. Основные - сооружения, выход которых из строя существенно нарушает работу всего объекта или его важной части. Это, прежде всего внешние оградительные сооружения, разрушения которых может повлечь катастрофические последствия для всех остальных сооружений порта и судов, находящихся на портовой акватории; грузовые и пассажирские причалы для крупных судов; судоподъемные сооружения, обслуживающие основные категории транспортных судов, наиболее ответственные берегоукрепительные сооружения, башни маяков и т.д.
К второстепенным гидротехническим сооружениям относят причальные и судоподъемные сооружения, обслуживающие суда местного сообщения, служебно–вспомогательный и технический флот, берегоукрепительные сооружения, частичное разрушение которых несущественно отражается на работе основных портовых комплексов.
Все портовые гидротехнические сооружения в зависимости от их размеров, действующих на них нагрузок и последствий нарушений их эксплуатации, разделяют на классы.
Например, к 1 классу относятся гидротехнические сооружения морских портов при грузообороте > 6 млн. т сухогрузов или > 12 млн. т наливных грузов; ко 2 классу 1,5-6 млн. т или 6-12 млн. т соответственно; к 3 классу < 1,5 млн. т или < 6 млн. т соответственно.
Класс второстепенных гидротехнических сооружений применяется на единицу ниже класса основных сооружений, но не выше 3 класса. Временные сооружения относят к 4 классу, берегоукрепительные к 3 классу.
На сооружениях первого, второго и, как правило, третьего класса устанавливают контрольно–измерительную аппаратуру, обеспечивающую контроль за деформированием сооружений, их элементов и узлов. Это постоянные наблюдения с целью обеспечения надежности и требуемых условий эксплуатации.
Нагрузки и воздействия на гидротехнические портовые сооружения в зависимости от длительности и характера действия подразделяют на постоянные и временные (длительные, кратковременные и особые).
К постоянным нагрузкам, действующим на сооружение в течение всей его эксплуатации, относят:
§ собственный вес сооружения и вес грунта «обратной» засыпки;
§ нагрузки от стационарных зданий и конструкций технологического назначения, расположенных на поверхности сооружения;
§ активное давление грунта.
Временные нагрузки могут отсутствовать в отдельные периоды строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений.
К длительным временным нагрузкам относят нагрузки на поверхности сооружения и прилегающей к нему территории от транспортных и перегрузочных средств, складируемых грузов и активного давления грунта от этих нагрузок.
К кратковременным нагрузкам, являющимся определяющими для расчета оградительных сооружений или сквозного причального сооружения, относят нагрузки от волнения, от судов (подходящего или ошвартованного), ото льда.
К особым временным нагрузкам относят нагрузки, вызванные катастрофическими явлениями природы: землетрясениями, цунами и т.п.
Все гидротехнические сооружения рассчитывают на основное сочетание нагрузок, включающее нагрузки постоянные, временные длительные и одну из возможных кратковременных нагрузок, наиболее существенно влияющую на конструкцию в целом и ее отдельные элементы и основания. При возможности возникновения особых временных нагрузок гидротехнические сооружения проверяют на особое сочетание нагрузок, включающие, кроме особой постоянные и все возможные временные нагрузки.