Взаимодействие видов транспорта в ТУ
Условием взаимодействия является непрерывности транспортного процесса.
В широком понимании - это выполнение всех необходимых операций
в соответствии с технологическими схемами без задержек процесса. Это условие не означает, что процесс должен быть «бесперегрузочным» или «беспересадочным». Различие параметров подвижного состава, конструкций устройств в большинстве случаев ведет к перегрузке грузов и пересадке пассажиров.
Это условие взаимодействия – непрерывность процесса может быть выражена символом:
Ж L М L Р L А LВ --® где Ж, М, Р, А, В - виды транспорта (ж/д, морского, речного, автомобильного, воздушного) участвующие в технологической схеме. L– знак конъюнкции (заменяет союз «и») ® знак обеспечения непрерывности процесса.
Соответствие (эквивалентность) пропускных и провозных способностей устройств, участвующих в процессе, выражаемых в общих показателях (теннах, пассажирских посадочных местах и т. п.), или количествах единиц грузов, перевозимых в поездах, судах, автомобилях.
При этом на стыке двух видов транспорта могут быть промежуточные устройства в виде складов временного хранения грузов и др. перегрузочные устройства, мощность которых должна соответствовать пропускным способностям смежных видов транспорта. Это условие можно записать:
Nс N в при прямом варианте (судно - вагон, и обратно) перегрузки;
N с N ал N в при перегрузке через склад.
Время занятости устройств предыдущего технологического элемента должно быть меньше или равно времени занятости последующего комплекса устройства.
Тн ≤ Тс ≤ Тп , (2.1)
где Тi - время выполнения соответствующих операций процесса;
Например:
Тн - накопление груза (вагонов);
Тс - сортировка;
Тп – перегрузочные работы на причале.
Взаимодействие между видами транспорта, транзитом и промышленными предприятиями регламентируются уставами, кодексами и разгрузочными правила, регулирующими перевозки на соответствующем виде транспорта, а так же договорами и узловыми соглашениями. В основу этих документов положены условия обеспечения бесперебойной, ритмичной погрузки, выгрузки грузов, равномерной подачи вагонов, судов, автомобилей под погрузку, перевалочных грузов, широкое развитие перевалки грузов с одного вида на другой по прямому варианту.
Из числа магистральных видов транспорта в ТУ особое место занимает взаимодействие железнодорожного и морского транспорта. Как уже отмечалось, по установившейся технологии имеется две формы организации перевалки: по прямому варианту и складскому.
Часть причалов морского порта, как правило, работает по прямому варианту, что дает избежать дополнительной перегрузки грузов, однако влечет за собой увеличенный простой флота, так как темп перегрузки определяется меньшей производительностью погрузочно-разгрузочных операций на железнодорожном транспорте.
Вариант ”через склад” имеет то преимущество, что темп погрузки-выгрузки судна может быть весьма высоким, а при наличии заранее подготовленной партии груза обеспечит значительно меньший простой флота.
Рассмотрим условия взаимодействия ж/д и морского порта по «прямому варианту».
Перевалка грузов в порту распределяется по отдельным грузовым районам и необходимо, чтобы в каждый район порта поступали вагоны с грузами только соответствующие категории. Поэтому, до передачи в порт вагоны должны быть рассортированы и подобраны по отдельным районам и погрузочно-разгрузочным участкам порта. Эти операции, как правило, выполняются на сортировочной станции (УСС), либо на портовой станции (ПСС), либо районных парках. Кроме того, сортировку нужно выполнять не только по грузовым районам, но и по трюмам судов, если грузятся различного вида грузы в различные трюма.