Грузовой поток пассажирский поток
транзитный | смешанный | прямой местный | прямой транзитный | смешанный | прямой местный |
транзитный поток без переработки | поток в смешенном сообщении (море, река, трубопровод и т.д.) | грузовой поток в пункты спец. назначения | грузовой поток в пункты общего пользования | транзитный | Конечный дальнего следования | пригородный |
морской, реч, городской гор.
автом. и др. тр-т
виды магистрального транспорта | промышленный транспорт | Городской транспорт |
Начиная с входного потока общими элементами узла являются:
- главные пути на входах в ТУ, служащие для пропуска грузопассажирского транспорта; сортировочная станция, где осуществляется на специализированных устройствах обслуживание транзитного потока без переработки, смешанного потока с переработкой, прямого местного потока. От сортировочной станции транзитный поток направляется на выход из узла, а смешанные на соответствующие стыковые пункты.
В речных и морских ТУ обслуживание грузовых и пассажирских потоков обеспечивается перевозочными средствами и сооружениями общего пользования: подходные каналы, внешние и внутренние акватории и специализированные: грузовые, пассажирские, порты и причалы.
Общая схема функционирования подсистемы водного транспорта в ТУ.
Грузовые потоки в зависимости от вида груза поступают на специализированные комплексы морских (речных) портов, в которых с учетом средств механизации делятся на группы причалов (для генеральных грузов, контейнеров, сыпучих, навалочных, лесных, и т. п.).
Характерной особенностью водного ТУ является то, что практически все береговые устройства этого вида транспорта являются перегрузочными стыковыми пунктами водного и различных видов транспорта.
Подобные схемы функционирования можно привести и для автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
Общие требования, предъявляемые при построении и развитии ТУ.
Основное: обеспечение бесперебойного пропуска транзитных грузовых и пассажирских потоков; наилучшего обслуживания поступающих и отправляемых грузовых и пассажирских потоков и внутриузловых потоков.
При всей индивидуальности решений по развитию каждого ТУ, обусловленных его функциональным назначением, экономико-географическими условиями и местными особенностями имеется ряд требований и закономерностей, общих для ТУ:
Требования:
- максимальное использование действующих основных фондов (постоянные и подвижные средства);
- экономичность при развитии и эксплуатации (с учетом коммерческой выгоды ТУ);
- обеспечение качественного обслуживания грузов и пассажиров;
- обеспечение необходимой пропускной, перерабатывающей способности, безопасности движения;
- учет экологического фактора и условий планировки населенного пункта, в котором (или вблизи которого) размещается ТУ.
Закономерности (основные):
а) комплексное развитие всех видов транспорта, участвующих в перевозочном процессе;
б) концентрация, специализация и рациональное размещение устройств;
в) учет градостроительных, экологических требований, некоторых специальных требований, удобств клиентов (получателей и отправителей), населения.
По а): в ТУ используются различные виды транспорта. Но особенности ТУ диктуют наличие одно-двух доминирующих видов, например: ж/д и водный.
Выбор их рационального сочетания обеспечивается при учете общих объемов грузовых и пассажирских перевозок на всем пути следования от пункта их зарождения (отправителя) до пункта погашения (получателя). Эти же данные лежат в основе общего технологического процесса работы ТУ, распределения перевозок между видами транспорта, распределение работы между устройствами, обеспечивающими мощность и технологическое оснащение; комплексного развития сортировочных и грузовых, припортовых станций, пути и устройства промышленного транспорта, участвующие в транспортировке грузов, устройства автомобильного, грузового транспорта, портовые устройства водного транспорта, устройства нефтеперерабатывающих комплексов, аэродромов и т.д.
По б): в пределах ТУ концентрация и специализация заключается в концентрации сортировочной работы, грузовых операций, операций по подготовке подвижного состава к перевозкам, создании крупных портов, а в них отдельных районов со специализацией по родам грузов, создании крупных ремонтных баз различных видов транспорта, станций ТО и т. д.
Целесообразная степень концентрации ограничивается возможностью пропускной или перерабатывающей способностью сооружений и устройств, удобством обслуживания, наличием свободных площадей.
В частности, при сооружении и развитии морских портов следует:
- пассажирские районы порта приближать к центральной части города, обеспечивая его хорошую транспортную связь с ж/д вокзалом, аэропортом и т.д.;
- грузовые районы, для перевалки горючих, сыпучих и других неблагоприятных в санитарно-гигиеническом отношении грузов располагать с подветренной стороны от города, отделяя их от «селитебной» территории защитными зонами зеленых насаждений;
- районы перевалки взрывоопасных грузов отделять от жилых районов, промышленных предприятий защитными зонами;
- нефтяные причалы размещать вдали от основной части порта.
Необходимо обеспечить удобные связи с железнодорожным, автомобильным, трубопроводным транспортом.
По в) Морской порт является настолько сложным и дорогостоящим, что градостроительные проблемы обычно решаются с учетом его оптимального размещения.
При размещении в ТУ предприятий, обслуживающих нужды водного транспорта (судоремонтных заводов, рефрижераторных складов и т.п.) необходимо рассматривать возможность их объединения с портовыми устройствами в единый производственный комплекс.
Основными требованиями при размещении аэропортов являются такое их расположение, при котором исключается недопустимый шум для близко расположенных населенных пунктов и обеспечивается скоростная связь с городом. Таким образом, в ТУ необходимо разделять требования к размещению ряда устройств, непосредственно связанных с жизнью городов.
Большое внимание должно уделяться экологии места расположения ТУ.