Провода и грозозащитные тросы

Проводниковые материалы, из которых изготавливаются провода воздушных линий электропередачи, т.е. их главные элементы, должны удовлетворять ряду технических и экономических требований. Прежде всего, они должны обладать невысоким удельным электрическим сопротивлением Провода и грозозащитные тросы - student2.ru , чтобы потери активной мощности на нагрев проводов и потери напряжения в линии при прочих равных условиях были по возможности минимальны. Плотность этих материалов также не должна быть высокой, по­скольку при заданном поперечном сечении проводника F она определяет удельную нагрузку от собственного веса провода. Ещё одним требованием является высокая механическая прочность, оцениваемая по пределу прочности на разрыв Провода и грозозащитные тросы - student2.ru разр. Одновременно проводниковый материал должен обладать стойкостью к атмосферным воздействиям и химическим реагентам, находящимся в воздухе. Наконец, этот материал не должен быть дефицитным и дорогим, чтобы стоимость воздушных линий была бы приемлемой при их массовом строительстве. Различные материалы в разной степени удовлетворяют этому набору требований, и среди них не существует такого, который был бы вне конкуренции по всем показателям. На сегодня в практике сооружения ВЛ используются такие материалы, как медь, алюминий и его сплавы, а также сталь. В таблице 8.5 представлены их характеристики, упомянутые выше.

Таблица 8.5 Свойства материалов, используемых для изготовления проводов ВЛ

Свойства материалов, используемых для изготовления проводов ВЛ
Таблица 8.5 Материал Провода и грозозащитные тросы - student2.ru Ом • мм2/км y, кг/м3 sразр, H/мм2
Медь 17,8—18,5
Алюминий 30,0—32,5
Сплав АВ-Е Тоже
Сталь
Стеклопластик

Из сопоставления данных таблице 8.5 следует, что удельное электрическое сопротивление алюминия больше, чем меди примерно на 65 % ( Провода и грозозащитные тросы - student2.ru ал Провода и грозозащитные тросы - student2.ru 1,65 Провода и грозозащитные тросы - student2.ru м), по массе он примерно в 3 раза легче меди (yал Провода и грозозащитные тросы - student2.ru 0,3yм), а по прочности — в 2,5 раза хуже ( Провода и грозозащитные тросы - student2.ru разр ал Провода и грозозащитные тросы - student2.ru 0,4 Провода и грозозащитные тросы - student2.ru разр м). Отечественный термообработанный сплав АВ-Е, содержащий около 2 % присадок магния, кремния и железа, по сравнению с чистым алюминием при примерно одинаковых плотности и электрическом сопротивлении имеет существенно более высокую прочность, которая лишь на 23 % меньше, чем у меди. Медь является достаточно дефицитным и дорогим металлом, поэтому современная техника в основном базируется на применении проводов ВЛ из алюминия и его сплавов. На воздушных линиях преимущественно применяются неизолированные провода и тросы. Вместе с тем в последние три десятилетия за рубежом и в 90-е годы XX в. в России на линиях 0,4 и 6—20 кВ стали довольно широко применяться самонесущие изолированные провода (СИП). Сооружение линий с такими проводами значительно дороже по сравнению с ВЛ с неизолированными проводами, однако их повреждаемость существенно ниже. Последним в основном и объясняется их все расширяющееся применение.

Рис. 8.3. Конструкции не изолированных проводов:

а – однопроволочный; б – многопроволочный из одного металла (сплава); в – многопроволочный из двух металлов (сталеалюминевый); г – расширенный; д – пустотелый;

1 – алюминиевый; 2 – сталь; 3 – наполнитель

Разновидности конструкций неизолированных проводов представлены на рисунке 8.3. Они включают как монометаллические (из меди, алюминия, стали), так и биметаллические (сталеалюминевые) провода. Однопроволочные провода допускаются к применению лишь на ВЛ напряжением до 1 кВ. При более высоких номинальных напряжениях используются исключительно многопроволочные конструкции. Из монометаллических в России ограниченно применяются алюминиевые провода — главным образом в местных электрических сетях 0,4 и 6—10 кВ, где длины пролётов не превышают 100—150 м. За рубежом монометаллические провода из сплавов алюминия («алдрей», «альмелек») используются на линиях всех классов номинальных напряжений.

Расширенные и полые провода разрабатывались для применения на ВЛ напряжением 220 кВ и выше с целью уменьшения отрицательных последствий явления коронного разряда на проводах (потерь электроэнергии, акустического шума и помех радио- и телевизионному приёму). Это явление возникает при определённой напряжённости электрического поля на поверхности провода (около 30 кВ/см), которая обратно пропорциональна внешнему диаметру провода. Применение проводов обычной многопроволочной конструкции с увеличенным по этой причине диаметром неэкономично, поскольку сечение такого провода из-за явления поверхностного эффекта при протекании по нему переменного тока используется не полностью, т.е. какое-то количество материала не работает и является как бы лишним. Пустотелая конструкция позволяет избежать перерасхода цветного металла и удорожания ВЛ. Аналогичные цели преследовались и при создании расширенных проводов за счёт размещения внутри многопроволочной конструкции каркасных спиралей или стеклопластиковых наполнителей. Альтернативой применения таких достаточно сложных в изготовлении конструкций является так называемое расщепление фазы на несколько составляющих N, широко применяемое во всем мире для ВЛ СВН и УВН. Так, на отечественных линиях 330 кВ используется расщепление фазы на два провода, фиксируемых на расстоянии а = 40 см друг от друга металлическими распорками. На ВЛ 500 кВ применяется «пучок» из трёх проводов, находящихся в вершинах равностороннего треугольника со стороной 40 см. Такой пучок эквивалентен одиночному проводу с внеш­ним диаметром около 27 см. Для ВЛ 750 кВ N = 4—5, а для ВЛ 1150 кВ N = 8—10 при а = 40—60 см.

В России основным используемым типом проводов для ВЛ 35—1150 кВ до настоящего времени являются сталеалюминевые. Они имеют стальной сердечник из 1, 7, 19, 37 или 61 проволоки (соответственно 1, 2, 3, 4 или 5 повивов). На этот сердечник накладываются от 1 до 4 повивов алюминиевых проволок. В соответствии с ГОСТ 839-80 сталеалюминевые провода выпускаются в четырёх модификациях (марок АС, АСК, АСКС и АСКП).

Наличие в марке буквы «К» символизирует коррозионную устойчивость провода. Такие провода применяются в районах с «загрязнённой атмосферой» (на побережьях морей, солёных озёр, в промышленных районах и т. п.). Стойкость против коррозии обеспечивается, во-первых, изоляцией стального сердечника двумя лентами из синтетической плёнки и, во-вторых, нанесением на его поверхность нейтральной смазки повышенной термостойкости (марка АСК) или заполнением ею сердечника (марка АСКС) или всего провода (марка АСКП). Механические (прочностные) характеристики сталеалюминевого провода определяются соотношением суммарного поперечного сечения алюминиевых проволок Fал к суммарному сечению проволок стального сердечника Fст. По соотношению Fал/Fст = kF различают пять исполнений таких проводов (таблица 8.6).

Таблица 8.6 Варианты исполнения сталеалюминевых проводов

Варианты исполнения сталеалюминевых проводов
Таблица 8.6 Исполнение Fал/Fст Номенклатура
Специальное облегчённое 12,2—18,1 330/27; 400/22; 500/27; 1000/56
Облегчённое 7,71—8,04 150/19—800/105 (15 марок)
Нормальное 6,00—6,25 35/6,2-400/64 (10 марок)
Усиленное 4,29-4,39 120/27—400/93 (6 марок)
Специальное усиленное 0,65—1,46 70/72; 95/41; 185/128; 300/204; 500/336

Использование того или иного исполнения проводов определяется в первую очередь тяжестью климатических условий, т.е. нагрузками, которые испытывает провод под действием массы гололёдных образований и под давлением ветра. Помимо тяжести климатических условий выбор того или иного исполнения провода иногда связан и с необходимостью повышения надёжности при пересечениях ВЛ с железными дорогами и автострадами, при переходах больших рек и т. п. В соответствии с ГОСТ 839-80 обозначение сталеалюминевых проводов состоит из обозначения марки (АС, АСК, АСКС, АСКП) и номинальных сечений алюминиевой части и стального сердечника, например АС 150/24, АСК 240/56 и т. п. В качестве примера в таблице 8.7 приводятся характеристики проводов марки АС с номинальным сечением алюминиевой части 185 мм2 для четырёх различных исполнений. Если сопоставить такой провод облегчённого исполнения с проводом специального усиленного исполнения, то последний характеризуется примерно в 2 раза большей массой и в 3 раза большим разрывным усилием Fразр. Из данных таблицы 8.7 следует также, что фактическое сечение алюминиевой части провода совпадает с номинальным лишь для провода усиленного исполнения, а стального сердечника — лишь для провода марки АС 185/128. В остальных случаях они различаются, хотя и незначительно.

Таблица 8.7 Характеристики проводов с Fал. ном = 185 мм2

Характеристики проводов с Fал. ном = 185 мм2  
Таблица 9.7 Марка провода Фактические сечения, мм2 Масса, кг/км Fразр, H kF Исполнение  
Fал Fст алюминия стали провода  
АС 185/24 187,0 24,2 7,73 Облегчённое  
АС 185/29 181,0 29,0 6,24 Нормальное  
АС 185/43 185,0 43,1 4,29 Усиленное  
АС 185/128 187,0 128,0 1,46 Специальное усиленное  

Грозозащитные тросы выполняют из стальных оцинкованных многопроволочных канатов марки ТК сечением 35, 50 и 70 мм2. Если грозозащитные тросы используются для организации высокочастотных каналов связи, то они должны выполняться из материала с высокой электропроводностью. Поэтому в таком случае применяют провода марок АС 70/72 и АС 95/141. Наилучшими характеристиками с точки зрения прохождения высокочастотного сигнала обладают тросы из сталеалюминевой проволоки типа «алюмовелд», когда каждая проволока имеет тонкий стальной сердечник, покрытый алюминиевой оболочкой.

На ВЛ напряжением до 110 кВ тросы применяют только на подходах к подстанциям, чтобы уменьшить вероятность грозовых перенапряжений в непосредственной близости от подстанционного оборудования. На ВЛ с номинальным напряжением 110 кВ и выше, сооружаемых на стальных и железобетонных опорах, тросы подвешивают вдоль всей линии. Их количество (один или два) определяется типом опоры и расположением на ней проводов. Сооружение линий 110—330 кВ без тросов допускается лишь в районах с малой интенсивностью грозовой деятельности (менее 20 грозовых часов в году), а также в особо гололёдных районах. Воздушные линии напряжением 110—220 кВ на деревянных опорах тросами не защищаются. Существуют три способа подвески троса. По первому способу трос подвешивается без изоляторов и заземляется на каждой промежуточной опоре. Лишь на металлических и железобетонных анкерных опорах он крепится на изоляторах. Согласно ПУЭ этот способ должен применяться на всех ВЛ напряжением 150 кВ и ниже. На линиях 220 кВ и выше используется второй способ, согласно которому трос крепится на изоляторах, шунтируемых искровыми промежутками, на всех опорах. При этом трос делится на участки, совпадающие с анкерными пролётами, и каждый такой участок заземляется в одной точке. В случае использования троса для отбора мощности или высокочастотной связи применяется третий способ, когда трос полностью изолируется по всей длине линии и изоляторы шунтируются искровыми промежутками.

Классификация опор

Многообразие применяемых в электросетевом строительстве типов опор влечёт за собой необходимость их классификации по целому ряду признаков. Они приведены в таблице 8.8, где также представлены соответствующие каждому признаку разновидности опор, а также некоторые краткие комментарии.

Таблица 8.8 Классификация опор воздушных линий

Классификация опор воздушных линий
Таблица 9.8 Признак Тип опоры Примечание
Количество трехфазных цепей Одноцепная Всех напряжений
Двухцепная 35—330 кВ
Многоцепная
Способ крепления проводов Промежуточная Зажимы поддерживающие
Анкерная Зажимы натяжные
Положение на трассе Угловая В точках поворота трассы
Конструктивное выполнение Свободностоящая
На оттяжках
Материал Деревянная До 220 кВ включительно
Железобетонная До 500 кВ включительно
Металлическая Всех напряжений
Специальное назначение Транспозиционная По концам участков цикла
Ответвительная Ответвления от магистрали
Переходная Переходы через реки и т. п.

Рис.8.4. Опора многоцепной комбинированной ВЛ-380-220-110 кВ

Итак, по количеству трёхфазных цепей различают опоры:

  1. одноцепные, которые применяются при сооружении ВЛ любых номи­нальных напряжений;
  2. двухцепные, которые в России применяются для ВЛ 35—330 кВ, а за рубежом и на линиях 380—500 кВ;

3. многоцепные, которые применяются за рубежом в густонаселённых районах с высокой стоимостью земли для экономии территории, отчуждаемой под трассу ВЛ. В качестве примера такой конструкции на рисунке 8.4 показана металлическая шестицепноя опора комбинированной ВЛ, где на верхних двух ярусах расположены фазы двух цепей 380 кВ, под ними размещены две цепи 220 кВ, а на нижней траверсе подвешены две цепи 110 кВ. Вертикальный размер этой опоры составляет 63,4 м, зато горизонтальный габарит — только 34 м. Основанием второго признака служит способ крепления проводов. Здесь в первую очередь выделяются промежуточные опоры, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах. Это основной тип опор, составляющий около 90 % их общего числа. Кроме них выделяются анкерные опоры, на которых провода закрепляются в натяжных зажимах. Эти опоры расположены по концам анкерного пролёта (анкерованного участка), эскиз которого был показан на рисунке 8.2.

По положению на трассе различают опоры, расположенные на прямых ее участках, и угловые (или анкерные угловые), расположенные в точках изменения направления (поворота) трассы линии. В этих точках на опору действует сила тяжения проводов и тросов, направленная по биссектрисе внутреннего угла. Поэтому в отличие от обычной промежуточной опоры угловая должна иметь раскосы, противодействующие опрокидывающему моменту в направлении действия этой силы. При углах поворота, превышающих 20 °, устанавливают анкерные угловые опоры.

По конструктивному выполнению опоры делятся на свободностоящие и на оттяжках. Применение металлических тросовых оттяжек, которые крепятся с одной стороны к верхним частям опоры, а с другой стороны к анкерным плитам, заглублённым в грунт на 2—3 м, обеспечивает устойчивость опоры и по сравнению со свободностоящими опорами позволяет значительно сократить расход материала, из которого изготавливаются элементы опоры, а следовательно, и ее стоимость. В качестве материала для изготовления опор используются древесина, железобетон и сталь. Деревянные опоры в России применяют на ВЛ с номинальным напряжением до 220 кВ включительно, хотя в США есть опыт строительства ВЛ 345 кВ на опорах из клеёной древесины. В качестве примера на рисунке 8.5 показана одноцепная свободностоящая промежуточная деревянная опора ВЛ 110 кВ. Нижние части опоры (пасынки) заглублены в землю на 2,5 м. Для повышения прочности заделки опор в грунте к пасынкам крепятся поперечные ригели. В настоящее время применяются опоры с железобетонными пасынками, что способствует увеличению срока службы опор. Все остальные элементы деревянной опоры — стойки, траверса и раскосы (или перекрёстные ветровые связи) пропитываются антисептиком. Для их изготовления используется древесина лиственницы или сосны. Стойки соединяются с пасынками проволочными бандажами.

Рис. 8.5. Деревянная промежуточная опора Рис.8.6. Железобетонная

110 кВ: промежуточная одноцепная

1 – пасынок; 2 – стойка; 3 – траверса; свободностоящая опора

4 – раскос; 5 – бандаж; 6 – ригель ВЛ-220 кВ

Унифицированные железобетонные опоры в России применяются для сооружения ВЛ с номинальным напряжением до 500 кВ включительно. Они имеют металлические траверсы и тросостойки. Стойки изготовляют из вибрированного или центрифугированного железобетона. В первом случае они имеют двутавровое, квадратное или прямоугольное сечение. Стойки из центрифугированного железобетона имеют кольцевое сечение и цилиндрическую либо коническую форму. Двухцепные одностоечные железобетонные опоры применяют при напряжениях 110—220 кВ, одноцепные (одно - и двухстоечные) на линиях 35—500 кВ. В качестве примера на рисунке 8.6 показана промежуточная одноцепная свободностоящая железобетонная опора ВЛ 220 кВ с треугольным расположением проводов (на рисунке не показаны). Ее стойка имеет длину 26 м и заглубляется в грунт на 3,3 м.

Металлические опоры применяются во всем диапазоне номинальных напряжений (35—1150 кВ). Их основными элементами являются ствол (у свободностоящих опор башенного типа) или стойки (у портальных и V-образных опор), траверсы в форме пространственных ферм, тросостойки и оттяжки, если они предусмотрены конструкцией. На рисунке 8.7 представлены примеры промежуточных металлических опор перечисленных выше типов (башенного, портального и V-образного).

Рис.8.7. Типы промежуточных металлических опор:

а – двухцепная свободностоящая башенная 220 кВ; б – одноцепная портальная 500 кВ на оттяжках; в – одноцепная V – образная 1150 кВ на оттяжках

Ствол башенной опоры состоит из четырёх вертикальных поясов из стальных угольников, связывающих соседние пояса раскосов, образующих решётку, и диафрагм (горизонтальных крестообразных связей поясов), придающих опоре жёсткость и устойчивость. По способу сборки металлические опоры могут быть сварными и болтовыми. Сварные опоры изготовляются на заводе секциями, размеры которых лимитируются условиями транспортировки на трассу, где эти секции сочленяются с помощью болтов. Болтовые опоры полностью собираются на трассе. Их преимуществами являются большее удобство транспортировки составных элементов и упрощение технологии защиты от коррозии (горячей оцинковки) этих элементов в заводских условиях. Помимо перечисленных выше выделяется группа опор специального назначения. К ним относятся транспозиционные, ответвительные и переходные опоры. Транспозиционные опоры устанавливаются по концам участков цикла транспозиции (см. рисунок 8.8).

Рис. 8.8. Схеме цикла транспозиции фаз А, В, С воздушной линии

Под транспозицией понимается циклическая перестановка фаз с целью снижения несимметрии систем векторов токов и напряжений в конце линии (при симметричных системах этих векторов в ее начале), вызываемой различием реактивных параметров фаз (индуктивностей и ёмкостей) вследствие несимметричного расположения проводов на опорах. На линиях длиной до 100 км обычно осуществляется один цикл транспозиции, если это допустимо по условиям влияния на проводные линии связи, прокладываемые параллельно ВЛ. Ответвительные опоры служат для выполнения ответвлений от основной линии, а переходные — для осуществления переходов через реки и другие водные пространства. Высота последних в ряде случаев достигает 100 м. На одноцепных опорах в настоящее время применяют два расположения проводов — по вершинам треугольника (на ВЛ 35—330 кВ с железо­бетонными и стальными опорами) и горизонтальное (на всех ВЛ напряжением 220 кВ и выше и на ВЛ 35—110 кВ с деревянными опорами). На двухцепных опорах рекомендуется расположение проводов по вершинам шестиугольника (типа «бочка»).

Наши рекомендации