Тема 9. функции подпорных стенок для ландшафтного дизайна
Участки, расположенные на холмистой местности, с обилием склонов предоставляют дизайнеру уникальную возможность применить на практике свои инженерные способности в создании подпорных стенок и других приспособлений, выгодно оттеняющих специфику ландшафта.
Основной функцией подпорных стенок является препятствование сползанию грунта, однако помимо этого они могут выполнять и роль декоративного материала.
Подпорные стенки могут быть визуально решены как место для вьющихся растений или основа для водопадов и представлять собой настоящий сад, в котором найдется место для любой дизайнерской задумки.
В качестве материалов для таких подпорных стенок может быть использовано дерево, кирпич, а также натуральный камень, искусственный камень или бетон.
При выборе материала для подпорных стенок, следует учесть его специфику. Дерево - наиболее нестойкий материал, а уложить кирпич таким образом, чтобы стенка из него выполняла свои прямые функции, может только профессионал.
Натуральный камень отличается произвольным размером, поэтому гораздо более прост в укладке, однако его стоимость может значительно превышать представления заказчика о стоимости прекрасного.
При этом каждый из данных материалов позволяет создать великолепные альпийские горки или своеобразные разделители ступенчатых террас, которые в свою очередь могут быть превращены в маленькую альпийскую долину.
Словом, любой рельеф местности предоставляет дизайнеру массу возможностей, загадав ему при этом достаточное количество технических загадок. Известно, что самый лучший «сценарий» для создания уникального пространства в природной среде заложен в ней самой.
Задача дизайнеров компании "Палитра Ландшафта" не только разгадать загадки каждого ландшафта, но и заставить их служить тем фантазиям, которые родились в голове обладателя этого уголка природы. Что ж, чем труднее задача, тем почетней ее удачное решение.
Подпорная стенка. Определение - подпорная стенка(ландшафтный дизайн). Ступенчатый газон.
При больших объемах строительства и необходимости большого заглубления наиболее практичен бетон. Это может быть монолитный бетон, который в дальнейшем облицовывается декоративными материалами, или готовые бетонные блоки, которые нынче выпускают самых разных размеров и форм.
Второй по популярности материал для подпорных стен — кирпич. Даже самый простой и дешевый, он может сыграть важную роль в дизайне сада, ведь его также можно облицевать декоративной плиткой, натуральным или искусственным камнем. При использовании облицовочного кирпича большую роль играет мастерство каменщика, способного выкладывать из материала оригинальные узоры.
Более дорогой, но и более эффектный материал — натуральный камень. Это может быть известняк, песчаник, плитняк, сланец, гранит, доломит, валуны или речная галька... В общем, выбор богатый, но лучше смотрится тот камень, что характерен для данной местности. Из камня строят как стенки на растворе, так и сухие, когда вместо раствора щели заполняют почвой, в которую высаживают растения. Однако сухие подпорные стенки не могут быть выше 1 м, если напор почвы большой.
Подпорная стенка из песчаника.
Объект: Ландшафтный дизайн участка в к/п «Малевича», Можайское ш., 2007 г.
Довольно широко в строительстве подпорных стен используется искусственный камень, который производят из каменной крошки и бетона. Такие блоки могут иметь гладкую, шероховатую и даже грубо отесанную поверхность. Такой материал для стенок уместен, если из него же сделаны скамейки, контейнеры для растений, барбекю и прочие малые архитектурные формы.
В саду пейзажного стиля особенно хороши подпорные стенки из дерева. Конечно, этот материал наименее долговечен, но он очень гармоничен окружающей природе средней полосы России. Кстати, продлить жизнь таким сооружениям в саду можно, выбрав в качестве материала лиственницу, обработанную средствами, повышающими ее устойчивость к атмосферным воздействиям.
Тема 10. Приемы цветочного оформления
Для цветочного оформления можно использовать растения разных жизненных форм: многолетники, зимующие и незимующие в грунте, однолетние, водные, вьющиеся растения, кустарники и т. п. Оно может быть односезонным (на одно лето), многосезонным (на несколько лет), стационарным, т. е. растения высаживают непосредственно в места оформления в емкостях (вазоны, цветочницы) различного объема и конфигурации, размещая их на различных покрытиях (гравий, плиты, асфальт и т. п.), на газоне, на специальных подставках, располагая на одном или разных уровнях.
Если в прошлом доминировали приемы цветочного оформления в виде клумб, рабаток со сложным рисунком, часто трудно исполнимым, то в современном цветочном оформлении приусадебного сада используются более смелые и свободные формы посадок.
При подборе декоративных растений для цветочного оформления в виде той или иной композиции учитываются высота и размер растения, окраска листьев по сезонам года, форма, окраска, размеры цветков и соцветий, аромат, сроки и продолжительность цветения, требования к экологическим условиям, к уходу, сохранение декоративного облика растений и их отношение к болезням и вредителям.
Цветочное оформление, кроме задач эстетического плана, может решать и утилитарные вопросы, например сбор лекарственного материала, использование медоносных растений вблизи пасеки, водных растений у водоемов, альпийской флоры для создания садика на скальном участке или садика одного тона.
При выборе тех или иных видов растений для оформления приусадебных участков следует учитывать климатические условия данной местности, экологические требования растений и антропогенные факторы, хотя в пригородных районах последние выражены намного слабее, чем в условиях больших промышленных городов.
В тех местах, где имеются задымление, выбросы углекислых соединений, кислот, пылеобразных частиц каменного угля и т. п., необходимо подбирать устойчивые декоративные растения, обладающие к тому же защитными средствами. У ряда растений защитными средствами являются волоски, шипы, колючки, кремнистое и восковое покрытия и т. п. Имеет значение наличие устьиц на нижней стороне листа, способность растений адсорбировать в своих клетках вредные соединения, находящиеся в воздухе, в клетках в виде друз, кристаллов. У засухоустойчивых растений наблюдаются вязкость протоплазмы, наличие в клетках жироподобных веществ. Все это помогает растениям выдерживать экстремальные условия внешней среды. Эти особенности декоративных растений должны быть положены в основу подбора растений для сада.
Вблизи дома, около беседок, мест ежедневного отдыха рекомендуется высаживать более красивые и требовательные однолетние или многолетние культуры. Их можно высаживать одиночно, например, куст астр, георгины, львиного зева, гладиолуса, пиона, или в виде небольших простых или сложных групп. Красивы линейные посадки (окаймления) в виде бордюров, рабаток, прерывистых насаждений в один ряд, например, кусты хосты, посаженные через 2 м друг от друга.
Интересным и современным способом являются модульные посадки, смешанные бордюры самой разнообразной формы, размеров и рисунка- прямоугольных, многоугольных, овальных и т. п. Смешанный бордюр может иметь извилистые, естественные очертания, использоваться для обрамления водоема, дорожек, построек. Особенно интересны модульные посадки и мини-садики из одного рода или вида растений (моносадики). Интересны и передвижные цветочницы и т. д.
Часто некрасивые хозяйственные постройки, веранды, балконы, окна обрамляют вьющимися травянистыми или древесными растениями (горошек, фасоль, наcтypция, виноград и др.). Для вьющихся растений используют шнуры, рейки, камышовые, драночные рамки, трельяжи разной конфигурации и высоты, которые прочно закрепляют на выбранном месте.
Если в садике для цветов отводится небольшая площадь 2-3 кв.м, то можно использовать вазы с посаженными в них цветами.
Богатый ассортимент декоративных растений дает возможность создать около дома разные виды зеленых насаждений. В каждом отдельном случае выбирают соответствующие формы и типы - от самых простых композиций до сложных посадок, создающих определенный художественный пейзаж. Каждый вид цветочного оформления имеет свое назначение и особенности.
Цветы на участке можно размещать самым разным образом. Существует несколько основных приемов цветочного оформления:
Рабатки – вытянутые широкие полосы от 0,5 до 3 м шириной. Обычно их высаживают вдоль дорожек, за полосой газона. Они состоят из одной или нескольких культур. Основную часть рабатки составляют низкорослые культуры, которые могут образовывать различные узоры.
Бордюры – более узкие полосы (30 – 80 см). Это низкорослые или почвопокровные цветочные растения, как правило, однородные. Устраивают бордюры там, где необходимо подчеркнуть линейность композиционного решения (край дорожек, партерных газонов, вдоль стен домов и оград).
Миксбордер - цветник вытянутой неправильной формы, смешанный по составу растений, подобранный так, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего сезона. Это самый сложный вид цветника, состоящий из однолетних, луковичных, многолетних растений и декоративных кустарников и полукустарников. Миксбордер впервые появился в Англии. Длина миксбордера может достигать нескольких десятков метров. Ширина от 150 до 450 см. Миксбордер лучше всего смотрится в садах и парках природного вида. Растения в миксбордере располагаются ярусами. Самый низкий ярус - почвопокровные и бордюрные растения. Средний - растения, высотой 40-70 см. Самый высокий ярус составляют крупные растения и кустарники. Особенностью миксбордера является плавный переход растений разной высоты.
Арабески – причудливые узоры в арабском стиле, напоминающие разнообразные гирлянды и завитки, листья, цветы и т.д. Располагают их по краям газона, в углах, очень редко они занимают участок полностью. Используются ковровые растения, как летние, так и многолетние. Для создания арабески необходим шаблон в масштабе 1:1, по которому размечают узор. Растения высаживаются очень плотно и от газона могут быть отделены декоративными отсыпками. Арабески хорошо смотрятся в садах регулярного стиля.
Клумбы – небольшие цветники (до 10 м2) правильной геометрической формы, состоящие из различных видов цветочных растений, обычно одно- или двухлетних растений или луковичных. Разбивают их у фонтанов, садовых скульптур и построек, при входах в парки или сады. В центр клумбы часто высаживают крупные "архитектурные" растения - клещевину, пионы, кохию, канны или розы. По краям клумбы, как дополнение, высаживают невысокие растения, создающие массу - тагетесы, бегонии, агератумы, алиссумы, пеларгонии.
Массивы – цветники правильной или свободной формы крупных размеров. Создают их в местах, где необходимо создать определенную цветовую гамму, цветовое пятно на открытом участке газона. Могут состоять из летников и многолетников, а также луковичных растений.
Солитер – одиночная посадка цветочного растения, обычно многолетнего, крупного и обладающего высокими декоративными качествами.
Цветники в вазонах – посадка летников в различных по форме и размерам емкостях. Ими оформляют места, где обычные цветники создание обычного цветника невозможно или нежелательно.
Партер (орнаментальный цветник)представляет собойодин из старинных приемов цветочного оформления, появившийся во времена Тюдоров. Подобными цветниками было удобно любоваться с высокой обзорной точки из окон дворцов, когда причудливость геометрического узора представала во всем великолепии. Рисунок этого цветника обычно выполнен в виде орнамента, узора или арабески. В создании партеров используются не только бордюрные однолетники или низкие, так называемые, ковровые растения, но и инертные материалы. В качестве примера можно привести миниатюрные орнаментальные садики, выполненные известным современным дизайнером Розмари Верей, для которой они являются одним из излюбленных способов оформления сада.
Модульный цветниктакже является наиболее популярным приемом оформления, когда общая плоскость цветника состоит из композиции модулей, например, кругов, овалов, квадратов и прямоугольников. Пространство между модулями обычно покрывают плиткой или создают отсыпку из гравия или щепы. Каждый модуль заполняется цветами - однолетними или многолетними. Применение подобного цветника особенно удобно для оформления коллекции одного вида многолетников, а также для создания овощного цветника – так называемого, декоративного огорода.
Контейнерную культурунельзя отнести ни к ландшафтному, ни к регулярному виду цветочного оформления. Такой способ выращивания цветов чаще всего используют при отсутствии специально отведенного места под цветник. Их неоспоримыми достоинствами являются мобильность и возможность видоизменяться, главное – создать гармоничное сочетание стиля и внешнего вида контейнеров и растений, посаженных в них, с окружающим садовым дизайном. К отрицательным сторонам можно отвести требование контейнерных растений к регулярному искусственному поливу. Если у Вас нет возможности находиться в саду постоянно, то в жару такие цветочные растения могут погибнуть.
На примере клумбы можно показать цветочное оформление.
Клумба – самый распространенный прием цветочного оформления в регулярном стиле.
И потому главные ее особенности – симметрия и строгая форма: круг, овал, ромб, прямоугольник или другие правильные геометрические фигуры. Размер может варьироваться от 1 м до 30 в диаметре (в зависимости от размера вашего участка).
Растения, как правило, здесь высаживают в виде сложного геометрического узора. Сохранять его замысловатые формы можно с помощью либо низкорослых, компактных сортов однолетников, либо ковровых растений (ирезине, ахирантес, пиретрум девичий, гнафалиум и другие). Для каждой группы растений применяют разную технологию создания рисунка.
Несмотря на свою компактность, однолетники по мере роста значительно увеличиваются в размерах, нарушая контур рисунка. Поэтому для сохранения четкости по контуру рисунка вкапывают бордюрную ленту из пластика, шириной не более 20 см. Нижняя ее половина заглубляется в почву, а верхняя (около 7–10 см) создает бортик, который не позволяет летникам сильно разрастаться. Только такая технология позволяет получить рисунок "как на партере Петергофа".
Если делать клумбу из ковровых растений, бортик не понадобится. Но в этом случае в уход за клумбой придется включить такую операцию, как стрижка, причем не менее одного раза в 3–4 недели. Тогда рисунок останется безупречным в течение всего сезона.
Для лучшего восприятия клумбу обычно располагают на фоне газона, при этом края цветника должны быть приподняты над уровнем почвы на 15–20 см. Если диаметр клумбы больше 5 м, ее поверхность делают слегка выпуклой – с уклоном 5–10% (на каждый метр радиуса поверхность приподнимается на 5–10 см).
Тема 11. Город-сад
Впервые идея города-сада была описана в книге «Города-сады будущего», написанной английским социологом-утопистом.
Говард считал, что современный (на момент написания книги) город изжил себя. Критике подвергался хаотичный, ничем не ограниченный, рост промышленного города, его антисанитария, и, в более общем смысле, антигуманность.
В качестве альтернативы Говардом были предложены небольшие города, сочетающие лучшие свойства города и деревни.
В соответствии с описанным в книге проектом численность населения нового города должна была составлять 32 тысячи жителей. Города должны были образовывать более крупные группы с единым центром. Общее население такого «созвездия» городов должно было составлять порядка 250 тысяч жителей.
Сам идеальный город Говарда представлял собой структуру из концентрических круглых зон. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Радиус зоны с жилой застройкой должен был составлять примерно один километр. На периферию выносилась промышленность и сельхозугодья.
Великобритания
Говарду удалось организовать ассоциацию по строительству городов-садов. В первом десятилетии XX века эта ассоциация построила в Англии два новых города-сада — Лечворт и Вельвин.
Однако эти первые города-сады не пользовались особой популярностью. Так, к концу 20-х годов в Лечворте жило всего 14 тысяч человек, а в Вельвине — 7 тысяч.
Однако Великобритания не отказалась от идеи города-сада. Многие градостроители и архитекторы продолжали работать над концепцией.
После Второй мировой войны в Великобритании была принята программа строительства городов-спутников вокруг Лондона. Руководителем проекта был архитектор-планировщик Патрик Аберкромби.
Аберкромби многое позаимствовал из идей Говарда. Но были и существенные различия. Население новых городов должно было составлять 60-100 тыс. человек (а не 30 тыс. человек, как у Говарда).
В соответствии с планом Аберкромби вокруг Лондона должны были быть построены 18 новых городов с общим населением в примерно миллион жителей. При этом планировалось, что примерно половину жителей новых городов должны были составлять жители Лондона. Таким образом одной из целей новых городов было разуплотнение Лондона.
Хотя план частично был выполнен, его итоги значительно уступали ожиданиям. Так к 1963 году в новые города-спутники Лондона переселилось всего 263 тыс. человек.
В первой половине XX века идея города-сада пользовалась популярностью во многих странах, хотя нигде её воплощение не достигло такого размаха, как в Великобритании.
Примеры городов-садов:
· Россия: Город-сад в Барнауле
Ростов-на-Дону: Красный город-сад (район близ пр. Стачки), район Сельмаш и Новое Поселение - построены по радиально-кольцевой схеме города-сада в 30-е годы.
· Бельгия: район-сад Ле Ложи (Le Logis) в брюссельской коммуне Ватермаль-Буатфор
· Германия: районы-сады во многих городах, например Гамбурге (Wandsbek-Gartenstadt), Эссене (Essen-Margarethenhöhe), Кёнигсберге (Ратсхоф и Амалиенау, ныне часть Калининграда)
· Испания: Парк Гуэля по проекту Гауди в Барселоне. Парк первоначально создавался как район-сад, но желающих строить там жильё не нашлось.
Наследие концепции
Ко второй половине XX века классическая концепция города-сада потеряла популярность. Успехи и популярность городов-садов оказалась ниже ожидаемой. Многие пригородные районы-сады превратились в спальные районы.
Однако многие идеи, заложенные в концепции города-сада, теперь используются современными градостроительными концепциями, например движением нового урбанизма.