Тема 1. НОРМЫ И ПРАВИЛА ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ
ТЕМА 2. ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Примечания
1 В зонах тундры, лесотундры, пустыни и полупустыни уровень озелененности территории в пределах застройки должен устанавливаться в соответствии с региональными нормами.
2 В городах с предприятиями, требующими устройства санитарно-защитных зон шириной более 1 км, уровень озелененности территории застройки следует увеличивать не менее чем на 15 %.
13 Площадь озелененных территорий общего пользования - парков, садов, скверов, бульваров, размещаемых на территории городских и сельских поселений, следует принимать по таблице 4.
14 В крупнейших, крупных и больших городах существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным в таблице 4 озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 м2/чел.
Таблица 4
Озелененные территории общего пользования | Площадь озелененных территорий, м2/чел. | |||
крупнейших, крупных и больших городов | средних городов | малых городов | сельских поселений | |
Общегородские | 8 (10)* | |||
Жилых районов | - | - | ||
* В скобках приведены размеры для малых городов с численностью населения до 20 тыс. чел. Примечания 1 Для городов-курортов приведенные нормы общегородских озелененных территорий общего пользования следует увеличивать, но не более чем на 50 %. 2 Площадь озелененных территорий общего пользования в поселениях допускается уменьшать для тундры и лесотундры до 2 м2/чел.; полупустыни и пустыни - на 20 - 30 %; увеличивать для степи и лесостепи на 10 - 20 %. 3 В средних, малых городах и сельских поселениях, расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах крупных рек и водоемов, площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20 %. |
15 В структуре озелененных территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10 %.
Время доступности городских парков должно быть не более 20 мин, а парков планировочных районов - не более 15 мин.
Примечание - В сейсмических районах необходимо обеспечивать свободный доступ парков, садов и других озелененных территорий общего пользования, не допуская устройства оград со стороны жилых районов.
16 Расчетная численность единовременных посетителей территории парков, лесопарков, лесов, зеленых зон следует принимать не более, чел/га, для:
городских парков | |
парков зон отдыха | |
парков курортов | |
лесопарков (лугопарков, гидропарков) | |
лесов | 1 - 3 |
Примечания
1 В зоне пустынь и полупустынь указанные нормы следует уменьшать на 20 %.
2 При численности единовременных посетителей 10 - 15 чел/га необходимо предусматривать дорожно-тропиночную сеть для организации их движения, а на опушках полян - почвозащитные посадки, при численности единовременных посетителей 50 чел/га и более - мероприятия по преобразованию лесного ландшафта в парковый.
17 В крупнейших, крупных и больших городах наряду с парками городского и районного значения необходимо предусматривать специализированные - детские, спортивные, выставочные, зоологические и другие парки, ботанические сады, размеры которых следует принимать по заданию на проектирование.
Ориентировочные размеры детских парков допускается принимать из расчета 0,5 м2/чел., включая площадки и спортивные сооружения, нормы расчета которых приведены в рекомендуемом приложении Ж.
18 На территориях с высокой степенью сохранности естественных ландшафтов, имеющих эстетическую и познавательную ценность, следует формировать национальные и природные парки. Архитектурно-пространственная организация национальных и природных парков должна предусматривать использование их территории в научных, культурно-просветительных и рекреационных целях с выделением, как правило, заповедной, заповедно-рекреационной, рекреационной и хозяйственной зон.
19 При размещении парков и садов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоемами.
Площадь территории парков, садов и скверов следует принимать не менее, га: городских парков - 15, парков планировочных районов - 10, садов жилых районов - 3, скверов - 0,5; для условий реконструкции площадь скверов может быть меньших размеров.
В общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий следует принимать не менее 70 %.
Для городов в зоне тундры и лесотундры следует предусматривать преимущественно сады и скверы площадью до 1 - 1,5 га, а также зимние сады в зданиях.
20 При строительстве парков на пойменных территориях необходимо соблюдать требования СНиП 2.06.15.
21 Бульвары и пешеходные аллеи следует предусматривать в направлении массовых потоков пешеходного движения. Размещение бульвара, его протяженность и ширину, а также место в поперечном профиле улицы следует определять с учетом архитектурно-планировочного решения улицы и ее застройки. На бульварах и пешеходных аллеях следует предусматривать площадки для кратковременного отдыха.
Ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей следует принимать не менее, м, размещаемых:
по оси улиц | |
с одной стороны улицы между проезжей частью и застройкой |
22 Озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и др. Число светильников следует определять по нормам освещенности территорий.
23 Дорожную сеть ландшафтно-рекреационных территорий (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунктам, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека).
24 В зеленых зонах городов следует предусматривать питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства с учетом обеспечения посадочным материалом группы городских и сельских поселений. Площадь питомников должна быть не менее 80 га.
Площадь питомников следует принимать из расчета 3 - 5 м2/чел. в зависимости от уровня обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования, размеров санитарно-защитных зон, развития садоводческих товариществ, особенностей природно-климатических и других местных условий. Общую площадь цветочно-оранжерейных хозяйств следует принимать из расчета 0,4 м2/чел.
Тема 11. Город-сад
Впервые идея города-сада была описана в книге «Города-сады будущего», написанной английским социологом-утопистом.
Говард считал, что современный (на момент написания книги) город изжил себя. Критике подвергался хаотичный, ничем не ограниченный, рост промышленного города, его антисанитария, и, в более общем смысле, антигуманность.
В качестве альтернативы Говардом были предложены небольшие города, сочетающие лучшие свойства города и деревни.
В соответствии с описанным в книге проектом численность населения нового города должна была составлять 32 тысячи жителей. Города должны были образовывать более крупные группы с единым центром. Общее население такого «созвездия» городов должно было составлять порядка 250 тысяч жителей.
Сам идеальный город Говарда представлял собой структуру из концентрических круглых зон. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Радиус зоны с жилой застройкой должен был составлять примерно один километр. На периферию выносилась промышленность и сельхозугодья.
Великобритания
Говарду удалось организовать ассоциацию по строительству городов-садов. В первом десятилетии XX века эта ассоциация построила в Англии два новых города-сада — Лечворт и Вельвин.
Однако эти первые города-сады не пользовались особой популярностью. Так, к концу 20-х годов в Лечворте жило всего 14 тысяч человек, а в Вельвине — 7 тысяч.
Однако Великобритания не отказалась от идеи города-сада. Многие градостроители и архитекторы продолжали работать над концепцией.
После Второй мировой войны в Великобритании была принята программа строительства городов-спутников вокруг Лондона. Руководителем проекта был архитектор-планировщик Патрик Аберкромби.
Аберкромби многое позаимствовал из идей Говарда. Но были и существенные различия. Население новых городов должно было составлять 60-100 тыс. человек (а не 30 тыс. человек, как у Говарда).
В соответствии с планом Аберкромби вокруг Лондона должны были быть построены 18 новых городов с общим населением в примерно миллион жителей. При этом планировалось, что примерно половину жителей новых городов должны были составлять жители Лондона. Таким образом одной из целей новых городов было разуплотнение Лондона.
Хотя план частично был выполнен, его итоги значительно уступали ожиданиям. Так к 1963 году в новые города-спутники Лондона переселилось всего 263 тыс. человек.
В первой половине XX века идея города-сада пользовалась популярностью во многих странах, хотя нигде её воплощение не достигло такого размаха, как в Великобритании.
Примеры городов-садов:
· Россия: Город-сад в Барнауле
Ростов-на-Дону: Красный город-сад (район близ пр. Стачки), район Сельмаш и Новое Поселение - построены по радиально-кольцевой схеме города-сада в 30-е годы.
· Бельгия: район-сад Ле Ложи (Le Logis) в брюссельской коммуне Ватермаль-Буатфор
· Германия: районы-сады во многих городах, например Гамбурге (Wandsbek-Gartenstadt), Эссене (Essen-Margarethenhöhe), Кёнигсберге (Ратсхоф и Амалиенау, ныне часть Калининграда)
· Испания: Парк Гуэля по проекту Гауди в Барселоне. Парк первоначально создавался как район-сад, но желающих строить там жильё не нашлось.
Наследие концепции
Ко второй половине XX века классическая концепция города-сада потеряла популярность. Успехи и популярность городов-садов оказалась ниже ожидаемой. Многие пригородные районы-сады превратились в спальные районы.
Однако многие идеи, заложенные в концепции города-сада, теперь используются современными градостроительными концепциями, например движением нового урбанизма.
Тема 1. НОРМЫ И ПРАВИЛА ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ
Основные понятия и требования.
1.1. Внешнее благоустройство - комплекс работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения в границах района.
1.2. Территория предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов - часть территории, имеющая площадь" границы, местоположение, правовой статус, целевое назначение, находящаяся в собственности, владении или пользовании хозяйствующего субъекта.
1.3. Прилегающая территория - территория общего пользования, закрепленная за собственниками, владельцами или пользователями.
1.4. Твердые бытовые отходы (ТБО) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
1.5. Крупногабаритный мусор (КГМ) - отходы производства и потребления, загрузка которых (по своим размерам и характеру) производится в бункеры-накопители (емкость объемом более 2 кубических метров).
1.6. Жидкие бытовые отходы (ЖБО) - нечистоты и помои.
1.7. Контейнер - стандартная емкость для сбора ТБО объемом до 2 кубических метров.
1.8. Бункер-накопитель - стандартная емкость для сбора ТБО и КГМ объемом 2 и более кубических метра.
1.9. Контейнерная площадка - специально оборудованная площадка для сбора и временного хранения ТБО и КГМ с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей.
1.10. Санитарная очистка территории - сбор, вывоз и утилизация (обезвреживание) твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ).
1.11. Сбор ТБО (КГМ) - комплекс мероприятий, связанных с очисткой рабочими контейнеров и контейнерных площадок. Сбор КГМ - загрузка дворниками и рабочими комплексной уборки бункеров-накопителей, собранным с территории КГМ.
1.12. Вывоз ТБО (КГМ) - выгрузка ТБО из контейнеров (загрузка бункеров-накопителей с КГМ) в спецтранспорт, зачистка контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора и транспортировка их с мест сбора мусора на лицензированный объект утилизации.
1.13. Договор на вывоз ТБО (КГМ) - письменное соглашение, заключенное между заказчиком и подрядной мусоровывозящей организацией на вывоз ТБО (КГМ).
1.14. График вывоза ТБО (КГМ) - составная часть договора на вывоз ТБО (КГМ) с указанием места (адреса), объема и времени вывоза.
1.15. Срыв графика вывоза ТБО (КГМ) - несоблюдение маршрутного, почасового графика вывоза ТБО (КГМ) сроком более 5 часов.
1.16. Навал мусора - скопление отходов производства и потребления, возникшее в результате их самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования, по объему не превышающее 1 кубического метра.
1.17. Очаговый навал мусора - скопление отходов производства и потребления, возникшее в результате их самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования, по объему до 30 кубических метров, на территории площадью до 50 квадратных метров.
1.18. Несанкционированная свалка мусора - скопление отходов производства и потребления, возникшее в результате их самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования на площади свыше 50 квадратных метров и объемом свыше 30 кубических метров.
1.19. Дорога - проезжая часть, предполагающая наличие осевых, резервных полос и знаков регулирования движения транспорта.
1.20. Тротуар - пешеходная зона, имеющая асфальтобетонное или другое покрытие, вдоль улиц и проездов.
1.21. Газон - искусственно созданный элемент благоустройства, включающий в себя посадки травы, цветников, деревьев и кустарников.
1.22. Сквер - объект озеленения, обустроенный малыми архитектурными формами (скамейки и т. д.), предназначенный для отдыха.
1.23. Проезд - дорога, примыкающая к проезжим частям жилых и магистральных улиц, разворотным площадкам.
1.24. Улица - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
1.25. Пешеходная дорожка - дорога, предназначенная для пропуска пешеходов.
1.26. Площадь характеризуется большой территорией, расположенной в центре населенного пункта на пересечении нескольких дорог и улиц, имеет твердое покрытие (асфальтобетонное, плитка и т. д.). Предполагает наличие разнообразных архитектурных форм, мемориального комплекса, является местом отдыха, проведения массовых мероприятий.
1.27. Утилизация (обезвреживание) ТБО и КГМ - обработка ТБО и КГМ различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
1.28. Содержание дорог - комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения.
1.29. Подтопление - затопление площадью свыше 2 квадратных метров или глубиной более 3 сантиметров участков дорог, улиц, внутридворовых или внутриквартальных территорий, тротуаров, их частей, иных территорий водой от атмосферных осадков, снеготаяния, грунтовыми водами, водами из водных объектов, инженерных систем и коммуникаций, сточными водами из канализационных сетей вследствие некачественно уложенного основания и покрытия дорог, тротуаров, производства земляных работ, изменения ландшафта местности, сброса или утечки воды из инженерных сетей и коммуникаций, неисправности либо нарушения правил обслуживания водоприемных устройств и сооружений поверхностного водоотвода, препятствующее движению пешеходов или транспорта, а равно нарушающее права собственников, владельцев или пользователей земельных участков, зданий, строений или сооружений.
1.30. Металлический тент, гараж - "ракушка", "пенал" и т. п. - нестационарный объект движимого имущества, принадлежащий юридическому или физическому, лицу, предназначенный для укрытия автотранспортного средства, размещаемый на территории района без проведения подготовительных работ капитального характера в соответствии с порядком, определенным действующими нормативными правовыми актами.
1.31. Состояние объекта - совокупность характеристик физического и технического состояния объекта и отдельных его элементов в сравнении с установленными для данного объекта или объектов данной категории требованиями по обеспечению чистоты, порядка, благоустройства внешнего вида, установленными нормативными правовыми актами.
1.32. Содержание объекта - комплекс работ (мероприятий) по благоустройству, обеспечению чистоты, порядка и надлежащего состояния объекта, установленных нормативными правовыми актами.
1.33. Зеленые насаждения - древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая растительность как искусственного, так и естественного происхождения.
1.34. Повреждение зеленых насаждений - механическое, химическое и иное повреждение надземной части и корневой системы, не влекущее прекращения роста.
1.35. Уничтожение зеленых насаждений - повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста.
1.36. Компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.
1.37. Текущий ремонт зданий и сооружений - систематически проводимые работы по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки (в том числе окраски), инженерного оборудования, а также работы по устранению мелких повреждений и неисправностей.
1.38. Средства наружной рекламы и информации - конструкции, сооружения, технические приспособления, художественные элементы и другие носители, предназначенные для распространения наружной рекламы и информации.
1.39. Некапитальные сооружения - сооружения сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, торговые павильоны из легковозводимых конструкций, металлоконструкций без заглубленных фундаментов, теплицы, парники, беседки и другие подобные сооружения, в том числе объекты мелкорозничной торговли, включая тонары, машины и прицепы, с которых ведется торговля, объекты попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера.