Метод прототипов (стилевой и бесстилевой)
(М.Г.Бархин «использование прототипов», Е.С.Пронин « интерпретация образца»), (метод аналогий – прямая, плюс метод ассоциаций – визуальный).
1. Бесстилевой метод прототипов базируется на изучении литературы (просмотр проектов исходного назначения) и состоит в поиске мотивов и приемов возможного решения, удовлетворяющего авторским представлениям, желаниям (авторскому вкусу).
Требует создания «банка прототипов», который формируется из показавшихся интересными и выразительными мотивов и приемов, лежащих в основе решения просматриваемых сооружений и их частей. Затем предполагается использование необходимой информации в виде выразительного абстрактного мотива, приема или решения форм, частей, деталей, соответствующих избранному приему и общему решению.
Затем следует творческая интерпретация отдельного композиционного приема или синтез группы мотивов в создаваемом образе. Три уровня возможных действий: формальный перенос элементов образца на объект; трансформация образца (размера, конфигурации, местоположение элементов) соответственно теме задания; выявление композиции частей нескольких образцов и их творческая интерпретация в создаваемом образе.
2. Стилевой метод прототипов начинается с просмотра литературы и формирования «банка» стилевых мотивов, деталей, композиционных приемов. Метод заключается в умении передать в образе проектируемого объекта характерные художественные, композиционные, функциональные и другие приемы, характеризующие стиль.
Для закрепления метода предлагаются: исторический стиль; национальный стиль; стиль (метод) Мастера.
Возможные действия: адаптация и трансформация имеющегося образца или принципа для разработки идеи; творческий синтез нескольких образцов или принципов.
15. МЕТОД « СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ»(А.Б.Ван Ганди)
Матричный метод, плюс метод ассоциаций вербальный, плюс метод преобразований (сочетание, модификация).
Прием основан на том, что сначала генерируется название идеи, а потом раскрывается ее содержание. Процедура метода заключается в формировании двух групп слов, связанных по смысловому значению с решаемой проблемой. Одна группа представлена глаголами, прилагательными, деепричастиями, а вторая – существительными. Свободно назначают связи между группами этих слов. С помощью комбинирования между собой слов из разных групп находят варианты названия идеи, затем фиксируют графически возникающие мысли. Комбинируют между собой и сочетают идеи, полученные в результате образного превращения игры слов.
МЕТОД «ВЖИВАНИЯ В РОЛЬ»
«Вживание в роль» как состояние заставляет учитывать механизм действия системы архитектор – объект архитектуры – потребитель. Необходимо взять на себя роль будущего потребителя, прогнозируя его возможную реакцию на окружающую ситуацию.
Кроме того, сформулировать название, фразу, отражающую суть основной идеи и сценарий, где будет изображен образ функционирующего пространства. Предполагается диалог пользователя и архитектора в одном лице, отбрасывая личные предпочтения.