Метод ассоциаций (вербальный)
Активизация мыслительных творческих процессов основана на смысловых оттенках понятий слов или фраз, задаваемых преподавателем или самим учащимся. Базой для метода служат смысловые связи (ассоциации), а затем найденные значения и понятия полученных слов, которые являются основой для всей совокупности дальнейших творческих действий.
Данный метод может быть основан на следующих действиях:
1. выделение каких-либо формообразующих признаков значения слова (фразы) и перенос этих качеств на объект проектирования;
2. установление ассоциативного перехода между несвязанными словами, каждое из которых несет определенное понятие, расширяющее границы поиска и создание образа на этом смысловом материале путем переноса смысловых значений полученных фраз на объект проектирования;
3. создание фразы из не сочетаемых между собой слов и на основе этого – ассоциативно-образной трактовки задания.
К вариантам этого метода можно отнести:
1. Метод фокальных объектов.( В.Н.Соколов, М.И.Меерович.
Вербальный метод ассоциаций, плюс метод преобразований (адаптация, аналогия).
Этот метод чаще всего применяется, когда объекту надо придать новые качества. Суть метода заключается в переносе признаков случайно выбранных слов (предметов) на создающийся или совершенствующийся объект, который находится в фокусе переноса.
Метод реализуется в такой последовательности:
- выбор случайных слов (предметов);
- описание существенных признаков случайных слов (предметов), выделение их возможных свойств;
- генерирование идей решения темы проектирования (в виде рисунков) путем присоединения к фокальному (находящемуся в фокусе нашего внимания) объекту (тема задания) описанных признаков случайных объектов или синтез полученных присоединений между собой, а потом генерирование идей;
- развитие понравившихся идей;
- отбор идей для окончательного варианта.
Концепция: театр в парковой зоне, в котором небо и природа есть часть представления, фон. Выполнен с ажурными, металлическими, четко нарисованными контурами кулис, ориентированными на север для того, чтобы солнце светило на сцену.
2. Метод свободных ассоциаций. ( А.Б. Ван Ганди, метод ассоциаций вербальный, плюс метод преобразований – модификация).
Ассоциирование начинается со слова, которое или отражает суть решаемой задачи (первое слово, пришедшее на ум), или является темой задания. Далее составляется цепочка ассоциативных слов, которые в процессе записи не анализируются (поток сознания). Достаточно 10-12 слов.
После этого проводится отбор 5-6 слов, способных автору сразу подсказать по аналогии или ассоциативно первые образы или формы объекта. Первоначальные образы зарисовываются. Они служат основой для дальнейшего более детального поиска (модифицирования, комбинирования) окончательной идеи.
3. Метод цепочек ассоциаций. (А.Б. Ван Ганди, метод ассоциаций вербальный, плюс матричный метод, плюс метод преобразований – модификация).
Этот прием сочетает в себе структурированность матричного метода и метод свободных ассоциаций. Сначала составляется перечень возможных основных компонентов темы (форма, функция, материал, использование). Для каждого выстраивается цепочка слов соответствующих свойств. Анализ этих цепочек позволяет выявить слова, которые могут оказаться полезными при поиске образа, формы и других компонентов решения. Далее выполняется матрица, по вертикали и горизонтали которой записываются в свободной форме выбранные слова. Они являются основой для поиска идеи, удовлетворяющей заданию. На пересечении строки и столбца зарисовывается полученный образ. Количество полученных в матрице образов будет зависеть от удачного сочетания слов и продуктивности воображения.
4. «Метод сценарного моделирования» можно также назвать ассоциативным вербальным методом.
Используется для создания идеи на основе образной концепции организации пространства. Качество работы зависит от степени проработанности темы сценария и напрямую зависит от качества авторского материала и предыдущего опыта. Требует проявления творческой самостоятельности, так как множество действий проектного мышления присутствуют в «свернутом» виде.
Смысловая программа может быть развернута на любой основе. Главное, чтобы были заложены объективно согласованные структуры и функции. Сценарий может быть представлен в виде текста, композиции или рисунка, представляющего серию эпизодов, выражающих содержание, смысл элементов взаимодействия людей в пространстве.
МЕТОД АНАЛОГИЙ
«Аналог - нечто представляющее соответствие, сходство или подобие другому предмету или явлению, дающее основание для аналогии. Аналогия же – это сходство, соответствие подобие предметов, различных по происхождению, но выполняющих одинаковую функцию, например: стебель растения и колонны здания. Метод аналогий - не метод поверхностных сравнений между явлениями, а метод выявления сходства вещей по существу, возникшего в сходных условиях развития, метод выявления общих законов развития в их конкретном проявлении».
1. Прямая аналогия(Э. де Боно, В.Н. Соколов, С.П.Нечаев,
«бионический метод»)
Рассматривает объект (процесс) в сравнении с аналогичным объектом (процессом) из другой области или даже живой природы (бионика). Так, например, применение форм живой природы (пропорций, ритмики) может быть механическим (без учета их назначения, технологических проблем). Или это может быть органический синтез, где ведущим параметром будет не аналогичность форм (изоморфизм), а аналогичность движения, развития живой природы (изофункционализм). На этой основе можно применить готовое решение из другой области путем переноса каких-либо характерных качеств (форма, строение, действие) на объект проектирования.
2. Личная аналогия (эмпатия) или телесная. (П.Хилл «персональная аналогия», В.Н.Соколов, А.Б. Ван Ганди)
Рассматривает возможность отождествления проектировщика с объектом (процессом). Решая задачу, автор вживается в образ объекта, тем самым пытается на уровне чувств добиться лучшего ее понимания, условий и ведущих факторов ее решения. Данный вид аналогии может быть представлен как субъективное ощущение через свое тело работы конструкции (сжатие, изгиб) и как передача художественного образа. Затем следует прорисовка телесных движений и поиск образов на тектонику состояния тела.
3. Символическая аналогия. (А.Б. Ван Ганди, В.Н.Соколов)
В целом, это аналогия обобщения, когда требуется кратко сформулировать фразу (девиз), которая отражает желаемую суть создаваемой формы. Эта фраза становится символом (идеей) будущего художественного образа. Так символическим значением слова «пламя» может быть фраза «видимая теплота». Кроме того, при создании образа может выполняться перенос на объект символов общественного значения. Привлекаются слова, которые могут отражать метафору, символику или знаковость будущей идеи. Намечаются первоначальные идеи, включающие обозначенные словесно символы.
4. Фантастическая аналогия. (В.Н. Соколов )
Основывается на введении в задачу фантастических средств, которые направлены на выполнение ее требований. Для создания подобных аналогий необходимо представить вещи такими, какими они не являются, но какими бы их хотели видеть (нереальные мечты). Для этого можно использовать любые сюжеты на основе фантазии (фантастические рассказы, легенды, притчи, сказки, необычные стихи и т.д.). Сначала идея излагается текстом, затем делаются пояснения к тексту в виде рисунков первоначальных образов.
МЕТОД ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Метод преобразованийстроится на комбинаторских приемах. При участии ассоциативного человеческого сознания. Комбинаторику архитектор наблюдает в двух видах: концептуальная и формальнаякомбинаторики.
1. Концептуальный уровень - это генерирование разных концепций, использование нескольких идей в разных сочетаниях между собой и вариантная интерпретация принципов, значений и целей.
2. Формальный уровень – это геометрические формы и их характеристики.
Первая относится к области творчества и, конечно, является всецело прерогативой человека, его профессионального мышления. Трудоемкую формальную комбинаторику очень удобно поручить компьютеру. Формальная комбинаторика сама по себе не приводит к рождению композиции. Множество вариантов создает только комбинаторное поле возможностей.
Придать формальной комбинаторике целенаправленность, открыть пути к определению того, что и как комбинировать должна идея, выполняющая функцию управления в обязательном присутствии некоего постоянного (инварианта) и необходимого переменного (варианта). В качестве постоянного могут быть концепции или некоторые материальные составляющие, а также идеи, характерные только для одного мастера: геометрические показатели, конструктивно – технологические особенности, архитектурно – художественные качества.
Архитектурная комбинаторика становится возможной, если определены идея, комбинируемые элементы, комбинаторные операции, правила и ограничения операций, критерии для оценки и отбора вариантов.
Метод преобразований, как изменения в комбинаторном слое идей и функций – это больше, чем геометрическая игра с формой или ее свойствами. Механика действий должна наполняться смыслом.
МЕТОД СЛОВ – ТРИГГЕРОВ
(Т. Вуджек «слова-триггеры», Э. де Боно «слова-подсказки»), (метод ассоциаций вербальный, плюс метод преобразований – модификация).
Это один из способов сделать более легким доступ к «библиотеке» личного опыта. Перед началом моделирования необходимо посмотреть орфографический или толковый словарь в поисках слов, ассоциирующихся с темой, над которой идет работа. Это может быть запас слов ранее сформированный и дополненный в период работы над конкретной темой. Слова будут влиять на композиционное решение, либо могут помочь в поиске образа. Например, косые, прямые, ломаные, волнистые, спираль, решетка, пронизывание, ступень, скорлупа, треугольник, овал, квадрат, двухслойность, диагональ, зигзаг, угол, стержни, перепад, уступ, консоль, отверстие, перелом, скругление, изгиб, смещение, наклон, круг, раскос и т.д.
Из списка можно выбрать 3-4 слова к каждой идее. Они могут служить девизом, отражающим основную композиционную идею, либо использоваться в качестве идей комбинаторных операций для преобразований.