Метод ассоциаций (визуальный)
Воздействие на психические процессы субъекта происходит при помощи визуального материала. Это может быть графическая линия или сетка линий, разноцветное или черно-белое пятно (оно может иметь различные фактуры), задаваемое извне или выбранное самим автором. Базой для ассоциирования служат образы, возникающие в сознании при разглядывании такого материала стимулирования. Возможно врисовывание в стимульный материал образа или его отдельное рисование, ассоциативно согласующееся с заданным мотивом.
К вариантам этого метода можно отнести:
1. Графическая линия (Ю.М..Винокуров «свободная линия»)
Суть метода состоит в том, что основой для поиска решения является случайное абстрактное изображение – одна, ясно читаемая графическая линия, без отрыва проведенная, как росчерк. Цвет линии, ее толщина, способ ее нанесения не имеют значения. Внимательно изучив полученный рисунок, можно начать эскизирование. Линия или ее часть становятся алгоритмом решения, создаваемого по заданию. Это может быть тема силуэта или внутренней структуры будущего объекта. Возможны уточняющие изменения ее характера или синтез различных участков линии.
2. Метод графической импровизации. (В.Венгер, Р.Поу «запись импровизаций», Т.Вуджек «свободное рисование», Д. Айян и Ю.М.Виникуров «непроизвольный рисунок», И.И.Богомолов «композиционная импровизация».
Основой для начала работы служит сетка линий или «композиция линий», нанесенная на лист бумаги в порядке импровизации. Это могут быть прямые, кривые, ломанные, радиальные линии и их различные сочетания и (или) фигуры. Можно самому перед началом рисования задавать алгоритм линий или фигур («вертикальные-горизонтальные-диагональные», «радиальные-вертикальные-прямые», «подобные треугольники» и т.д.). Чем плотнее сетка линий или фигур (особенно в центральной части листа), тем более детальным может быть прорисованный в ней первоначальный образ. Затем работа может начаться с наиболее понравившегося куска сетки. Появляются пятна и фигуры, связанные в общую композицию, похожую на силуэт будущего сооружения или соответствовать «по образному впечатлению» теме. На основе полученного материала первоначальных образов домысливается и прорисовывается окончательная идея виде плана, фасада или объемного решения. Параллельно можно формировать идею в виде описания своих представлений или метафорическую фразу-девиз, отражающую суть создаваемой формы. Фраза получается ответом на вопрос: «Что это мне напоминает?».
3. Принцип Леонардо да Винчи.(В.Венгер и Р.Поу, Ю.М.Винокуров «цветное пятно», «мокрая нить», «отпечаток».
Визуальным мотивом для начала работы служит черно-белое или цветное пятно, полученное методом «Монотипия» или «Мокрая нить». Возможно усложнение мотива, путем использования различных вариантов фактур. Образ срисовывается или проявляется из пятна. «При работе с визуальным мотивом можно посоветовать оценить его как целое по абрису изображения выделить привлекательные детали, проследить характер линий и пятен во взаимосвязи с общим контуром. При помощи латерального зрения представить мотив как пространственный предмет в целом, двигать элементы изображения из плоскости и за плоскость на различную высоту и глубину. Параллельно рекомендуется осуществлять зарисовки плана, фасада и т. д.».